Леонид Круглов, фото из архива автора и MAN Truck & Bus
Великий творец легендарного двигателя внутреннего сгорания родился 18 марта 1858 года в простой немецкой семье, осевшей во Франции. Его отец Теодор – потомственный переплётчик – к тому времени заведовал кожгалантерейной лавкой в Париже. Когда в 1870 году началась франко-прусская война, местных немцев начали притеснять в стране, и семья Дизелей вынуждена была перебираться в Лондон. Однако ремесленнику-эмигранту без нужных связей прокормить многодетную семью оказалось весьма сложно и уже через несколько месяцев отец посылает 12-летнего Рудольфа к дяде и тёте в Аугсбург.
Этому баварскому городу, знаменитому своими машиностроительными заводами, суждено сыграть ключевую роль в судьбе будущего механика-изобретателя. В школе его награждают бронзовой медалью за успехи в учёбе, и блестяще оканчивая училище он поступает в Королевскую высшую политехническую школу Баварии в Мюнхене с назначением государственной стипендии. Уже здесь Р. Дизель активно работал над увеличением коэффициента полезного действия тепловых машин. В 1878 году он озадачивался в своём дневнике риторическим вопросом: «Можно ли сконструировать такие тепловые машины, которые бы выполняли весь круговой процесс, не будучи при этом слишком сложными в конструктивном плане?»
Сдав в 1880 году выпускные экзамены с лучшими результатами за всю историю её существования, Рудольф Дизель получил предложение от профессора Карла фон Линде для работы инженером на предприятии холодильного оборудования. Его фирма, впоследствии выросшая до размеров концерна Linde AG, помимо внедрения новых хладагентов работала и над новейшим аммиачным двигателем. Пройдёт ещё 12 лет, прежде чем Дизель подаст заявку на новый тип двигателя, который изменит мир.
Ранняя жизнь
Рудольф Кристиан Карл Дизель родился 18 марта 1858 года в Париже, Вторая Французская империя, в семье переплетчика Теодора и его жены Элиз.
После его рождения он был передан семье фермера Винсеннеса, с которым он провел свои первые девять месяцев. В детстве он работал в мастерской своего отца и помогал ему доставлять изделия из кожи покупателям.
Дизель учился в протестантско-французской школе и получил бронзовую медаль Société pour l’Instruction Elémentaire за свои способности.
Во время франко-прусской войны он и его семья переехали в Англию, где он учился в английской школе. Однако позже он был отправлен обратно в Германию, чтобы жить с тетей и дядей.
После окончания основного образования в 1873 году Рудольф Дизель поступил в Промышленную школу Аугсбурга. Примерно в 16 лет он получил стипендию для учебы в Королевском баварском политехническом институте Мюнхена.
А на легковушку?
В середине 1900-х годов Дизель начал экспериментировать с постройкой компактного мотора для автомобиля. Но многочисленные испытания при жизни изобретателя приводили лишь к провалу: надежность поначалу была «никакой».
Двухлитровый Mercedes-Benz 260 D образца 1936 года развивал мощность до 45 л.с.
Двухлитровый Mercedes-Benz 260 D образца 1936 года развивал мощность до 45 л.с.
Карьера
После его окончания с высшими академическими наградами в 1880 году Рудольф Дизель вернулся в Париж, где он сотрудничал со своим бывшим профессором Карлом фон Линде и помог ему в строительстве современной холодильной установки.
Позже он стал директором завода и продолжил там работать, получив различные патенты во Франции и Германии.
В 1890 году Дизель переехал в Берлин, чтобы взять на себя управление фирмой Linde. Вскоре он расширил свои эксперименты за пределы охлаждения и начал работать в области пара.
Его исследования топлива и тепловой эффективности привели его к созданию паровой машины на парах аммиака. Однако во время испытаний двигатель взорвался.
Рудольф Дизель, который всегда мечтал создать двигатель внутреннего сгорания, завершил свою теорию в 1892 году. В том же году ему удалось получить немецкий патент на свою теорию.
В 1893 году он опубликовал трактат, который помог ему построить свой первый дизельный двигатель. Позже в том же году его нанял Генрих фон Буз, директор немецкого машиностроительного агентства MAN AG.
В 1897 году его первый дизельный двигатель впервые успешно заработал. В настоящее время он выставлен в Deutsches Technikmuseum Мюнхена.
Легендарному изобретателю вскоре удалось получить патенты на свое новое изобретение в нескольких странах, в том числе в США.
В 1978 году Рудольф Дизель был посмертно занесен в Зал автомобильной славы.
На чем он должен был работать?
Экземпляр работоспособного двигателя образца 1897 года представлял собой трехметровый железный цилиндр, в котором поршень двигал маховик. Развиваемая мощность достигала 20 л. с., а коэффициент полезного действия составлял почти 30%. Любопытно, что Дизель рассчитывал на КПД в 75%, однако и полученные цифры его более чем устроили, поскольку равных такому мотору не было. Говорят, этот мотор Дизеля проработал беспрерывно более полумесяца.
Исчезновение
В конце сентября 1913 года Рудольф Дизель сел на пароход в Бельгии, направляясь на встречу в Лондон. Ночью 29 сентября он пообедал и отправился спать в свою каюту. На следующее утро его каюта была пуста.
Несколько дней спустя голландская лодка наткнулась на сильно разложившееся труп в Северном море недалеко от Норвегии. Из тела было извлечено несколько личных вещей, которые позже были идентифицированы сыном Рудольфа как вещи его отца.
Сообщается, что 14 октября 1913 года тело Дизеля было найдено во французской реке Шельда. После этого возникло несколько историй о смерти изобретателя. Хотя многие утверждали, что он покончил жизнь самоубийством, некоторые утверждали, что он был убит. Вскоре после его исчезновения жена Дизеля открыла сумку, которую муж дал ей перед отъездом. Она обнаружила ряд финансовых отчетов и 200 000 немецких марок наличными. Позже на корабле был обнаружен дневник Дизеля, где был нарисован крест на дату 29 сентября, в тот же день, когда он пропал без вести. Это указывало на то, что он мог покончить жизнь самоубийством.
У нас дорогое дизтопливо?
По итогам прошедшего года самое дорогое дизельное топливо в Европе (в пересчете на рубли) продавалось в следующих странах: Нидерланды — 111,6 ₽ /л; Швеция — 106,8 ₽ /л; Италия — 105,8 ₽ /л; Великобритания — 104,7 ₽ /л; Бельгия — 102,3 ₽ /л. А самое дешевое — вот здесь: Казахстан — 32 ₽ /л; Россия — 46,1 ₽ /л; Беларусь — 52,1 ₽ /л; Молдавия — 60,1 ₽ /л; Украина — 73,5 ₽ /л. Цена отличается в 3,5 раза! Но это еще на самый большой разброс цен. К примеру, разница в цене на 95-й бензин в тех же странах — четырехкратная.
10 фактов о дизеле, которых вы (спорим?) не знали
Личная жизнь
В 1883 году Рудольф Дизель женился на Марте Флаше. У пары было трое детей: Ойген, Хедди и Рудольф-младший.
После смерти Дизеля его двигатель стал заменой парового поршневого двигателя в нескольких приложениях, включая сельскохозяйственные машины, стационарные двигатели и современные автомобили.
Его двигатель изначально работал на арахисовом масле. Позже основной источник топлива, используемого в его двигателях, стал популярным как «дизельное топливо», тип масла, получаемого в качестве побочного продукта при очистке нефти.
Как он повлиял на людей?
К концу 19-го века лицензии на производство дизельных двигателей десятками продавались фабрикантам, судостроителям и производителям оборудования для электростанций и водяных насосов. Суммы контрактов исчислялись миллионами долларов. Собственно, теперь на любом производстве установка паровых двигателей считалась дурным тоном, поскольку моторы Дизеля были как минимум в четыре раза экономичнее. Их широко начали применять на транспорте. С кораблей поувольняли кочегаров. За кораблями последовали локомотивы. Позже появились «дизель-трамваи».
Отечественный дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-75247-92 грузоподъемностью 65 тонн. 1964 год.
Отечественный дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-75247-92 грузоподъемностью 65 тонн. 1964 год.
Не коммерсант
Попытки Рудольфа Дизеля заниматься бизнесом объективно нельзя признать успешными. Значительную часть (почти всё) заработанных им на патенте денег была поглощена бездонной пропастью мирового финансового кризиса. В первом десятилетии XX века изобретателю пришлось добывать хлеб насущный чтением лекций, в основном за границей, а в Германии к нему, с подачи угольных промышленников, относились крайне скверно. Угроза банкротства действовала на личность выдающегося инженера угнетающе. Усугубило ситуацию изменение углеводородной конъюнктуры: нефть подорожала в начале следующего десятилетия вдвое, уголь же, напротив, подешевел. Дизель был учёным, а в политике и экономике ориентировался слабо.
Рекомендации
- Селедка, Питер (2000). Конечный поезд
(2000 изд.). Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN 0-7513-0698-3 ., п. 148. - ^ аб
Луна 1974. - ^ аб
Гроссер 1978. - Sittauer 1990 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 (помощь), п. 49.
- Sittauer 1990 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 (помощь), п. 50.
- Sittauer 1990 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 (помощь), п. 51.
- Sittauer 1990 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 (помощь), п. 51.
- Джеймс, Иоан (2010). Выдающиеся инженеры: от Рике до Шеннон
. Издательство Кембриджского университета. п. 129. ISBN 9781139486255 . - ^ аб
Фридрих Засс:
Geschichte des deutschen Verbrennungsmotorenbaus von 1860 — 1918
, Шпрингер, Берлин / Гейдельберг 1962, ISBN 978-3-662-11843-6. п. 383 - Фридрих Засс: Geschichte des deutschen Verbrennungsmotorenbaus von 1860 — 1918
, Шпрингер, Берлин / Гейдельберг 1962, ISBN 978-3-662-11843-6. п. 394 - Патент США 542846
- Патент США 608845
- ^ аб
Грег Пал, «Биодизель: рост экономики новой энергии», Chelsea Green Publishing, 2008. ISBN 978-1-933392-96-7 - «Судьба Дизеля познана». Вечерняя звезда новостей
. Вашингтон, округ Колумбия, 14 октября 1913 г., стр. 13. - Ситтауэр, Ханс Л. (1990), Николаус Август Отто Рудольф Дизель
, Biographien hervorragender Naturwissenschaftler, Techniker und Mediziner (на немецком языке),
32
(4-е изд.), Лейпциг, ГДР: Springer (BSB Teubner), стр. 122, ISBN 978-3-322-00762-9 - «Бурная история дизельного двигателя». Автоблог
. Получено 3 сентября 2022. - Йозеф Люке (22 сентября 1988 г.). «Рудольф Дизель — Трагический конец». Стандарт Манилы
. п. 24. Утверждается, что причиной потери его состояния стали неудачные спекуляции на фондовом рынке и плохие сделки с недвижимостью. - DE 67207 Рудольф Дизель: «Arbeitsverfahren und Ausführungsart für Verbrennungskraftmaschinen» стр. 4.
- «Техническая информация о биодизеле» (PDF). www.biodiesel.org. Получено 27 декабря 2022.
- «Точка воспламенения — топливо». Engineering ToolBox
. 2005. Получено 18 декабря 2022. - Чолкли, Альфред Филип (1912), Дизельные двигатели для наземных и морских работ
(2-е изд.), Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд, с. 3 - Чокли, Альфред Филип (1912), Дизельные двигатели для наземных и морских работ
(2-е изд.), Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд, стр. 4–5.
Зенит
После такого успеха Альфред Нобель приобрел патент на двигатель за 100000 марок. Производители двигателей бросились покупать патент Дизеля. Изобретатель начал буквально купаться в золоте.
Стационарный одноцилиндровый дизельный двигатель, Германия, Аугсбург, 1906 г. Фото: ru.wikipedia.org
Но именно тогда Дизель разминулся с реальностью. Он достиг зенита своих возможностей и уже не мог сделать ничего лучше. Он создал самую экономичную тепловую машину. И через сто, и через миллиард лет никто не сможет превзойти ее эффективность, поскольку, как показывают теоретические расчеты, цикл Дизеля является наиболее экономичным в тепловых двигателях.
Именно этого Дизель не захотел понять. Он решил, что всегда будет превосходить всех, что его патенты никогда не перестанут продаваться. Но патент можно в большей или меньшей степени обойти, и в этом случае все развивается по другому сценарию. Никто не крадет идеи Дизеля, но все их усовершенствуют.
Роберт Бош создает топливный насос, впрыскивающий топливо без использования сжатого воздуха, как это делал Дизель, и процесс невероятно упрощается.
Р. Дизель, К. Буц и профессор М. Шрётер после доклада в Касселе, 1898 г. Фото: Источник
Метрополитен-Виккерс, огромный военно-промышленный комплекс в Великобритании, создает такие улучшения в конструкции двигателя для кораблей, что тот коренным образом отличается от прототипа, продаваемого компанией Дизеля.
Каждое улучшение патентуется и становится гораздо более ценным, чем основная идея, патентная защита которой быстро истекает.
Патент
История изобретения началась — на основании собственных расчетов Дизель написал небольшую брошюру о принципе работы предлагаемого им двигателя и принес в патентное ведомство заявку на свою идею. Через год заявка была удовлетворена.
С патентом и брошюрой в руках Дизель принялся искать предприятие для реализации своих замыслов. Наиболее благоприятные условия предложило предприятие Машиненфабрик Аугсбург-Мюнхен, или сокращенно MAN.
Рудольф Дизель Фото: Источник
Предприятие обязалось нести все расходы по реализации патента, да еще платить Дизелю чрезвычайно высокую зарплату, пока он проводит испытания, — 800 марок в месяц. MAN приобрел права на производство, но без права переуступать другим.
Alfa Romeo 156 JTD (1997)
Середина 90-х знаковая пора для поклонников дизельных машин. Разработанная группой FIAT, а после выкупленная и доведенная до ума фирмой Bosch, система впрыска топлива common rail стала настоящей сенсацией. Она в одночасье нивелировала почти все недостатки дизельных моторов, при этом подчеркнув их достоинства. Дизели, оснащенные системой впрыска с общей топливной магистралью, тише, менее вибронагружены и легче заводятся в мороз. При этом тягово-мощностные характеристики позволили дизелям не просто сравняться, но порой и обгонять схожие по объему бензиновые моторы. Сегодняшний автомобильный мир просто невозможен без common rail. Ну а первым серийным воплощением новой технологии стала красавица Alfa Romeo 156 JTD.
Дизель в СССР
Среди самых фантастических версий исчезновения Рудольфа Дизеля есть и «российская». Предположение, что изобретатель инсценировал собственную гибель, неизбежно вызывает вопрос о том, в какую страну он мог отправиться. На момент исчезновения ему было 55 лет, а до революции оставалось ещё четыре года, поэтому гипотезу можно условно считать маловероятной. Но некоторым исследователям вспоминается важное достижение советских инженеров К. Ф. Челпана и Я. Е. Вихмана, сумевших к 1931 году создать дизель В-2, лучший в мире, предназначенный для танков БТ-7, Т-34, КВ и ИС. Ничего сравнимого не смогли построить специалисты по двигателям ни в одной стране мира на протяжении всей Второй мировой войны и долго после её окончания. Челпан и Вихман, конечно, были очень талантливыми, но кто-то же их учил, и очень хорошо…
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Peugeot 404 Record Coupe (1965)
Уникальная версия элегантного французского седана знаменита не только аэродинамическим колпаком вокруг единственного сиденья, но и любопытным бэкграундом. Всерьез заинтересовавшись продвижением легковых дизелей, в Peugeot сначала решили обелить имидж дизелей как чего-то шумного, трясущегося и медленного. Впрочем, до эры тихих и лишенных вибраций моторов было еще далеко, но со скоростными характеристиками удалось кое-что сделать. На треке в Монлери 404-е купе небесно-голубого цвета побило с два десятка рекордов скорости, некоторые из которых остаются актуальными и по сей день.
Библиография
- Cummins., К. Лайл младший (1993), Двигатель Дизеля: Том 1: От концепции до 1918 года
, Уилсонвилл, Орегон: Carnot Press, ISBN 978-0-917308-03-1 .
(К. Лайл Камминс-младший был сыном Клесси Камминс, основатель Cummins Компания). - Гроссер, Мортон (1978), Дизель: Человек и двигатель
, Нью-Йорк: Атенеум, ISBN 978-0-689-30652-5 , LCCN 78006196 - Луна, Джон Ф. (1974), Рудольф Дизель и дизельный двигатель
, Лондон: Priory Press, ISBN 978-0-85078-130-4 , LCCN 74182524 - Ситтауэр, Ханс Л. (1990), Biographien hervorragender Naturwissenschaftler, Techniker und Mediziner, выпуск 32: Николаус Август Отто Рудольф Дизель (4-е издание)
, Лейпциг, ГДР: Springer (BSB Teubner), ISBN 978-3-322-00762-9