При проведении стандартизации масел (проверке общих свойств типов масел) было установлено, что масла для паровых турбин, насосов а также для подшипников различных видов могут применяться также в качестве универсальных гидравлических рабочих масел. По сравнению с турбинными рабочие масла общего назначения обладают более низкой точкой текучести и более высоким классом вязкости. Они подвержены меньшему изменению степени вязкости под влиянием температурных колебаний, обладают высокими смазочными, антикоррозийными и деэмульгирующими свойствами.
В последнее время широко эксплуатируются насосы высокого давления, к износостойкости которых предъявляются повышенные требования. Масла для таких насосов должны быть более стойкими к высокому давлению, чем универсальные.
Станки с числовым программным управлением приводятся в действие импульсным сигналом, поступающим с устройства ЧПУ через гидравлическую систему.
В гидросистеме оборудования с числовым программным управлением применяются специальные рабочие масла (NUMERICAL CONTROL HYDROLIC OIL).
Важно, чтобы масла этого типа обладали хорошей воспринимающей способностью к импульсному сигналу. Из-за того, что одним из основных предъявляемых к ним требований является сохранение текучести в условиях широкого температурного диапазона, необходимо, чтобы масла для станков с ЧПУ обладали высоким индексом вязкости с минимальным колебанием этого показателя. Другими необходимым требованиями к ним являются высокие деэмульгирующие, антикоррозийные и антипенные свойства.
В некоторых производственных условиях во избежание возникновения вероятности пожара необходимо использовать трудновоспламеняемые масла, обладающие высокими огнестойкими свойствами. Существуют рабочие жидкости на водной основе, на основе воды, гликоля и растворимых полимеров (40-60 %), а также эмульсии воды и масла.
Те эмульсии, в которых доля масла в воде составляет 10-15 %, относятся к типу O/W («масло в воде»), а те, в которых доля воды в масле составляет примерно 40 % относятся к типу W/O («вода в масле»). Трудновоспламеняемые масла должны обладать высокой эмульсионной стойкостью, а жидкости на водной основе – антикоррозийными свойствами.
Иногда в качестве невоспламеняемых рабочих масел применяются синтетические. Однако они уступают нефтяным маслам по таким характеристикам как стабильность, качество смазки, зависимость вязкости от температуры. Также нужно обращать внимание на их совместимость с материалом уплотнения.
Основная цель гидравлического масла – передача энергии, однако функция смазки является не менее важной.
При подборе и эксплуатации гидравлического масла необходимо учитывать следующие критерии:
- Сжимаемость
- Вязкость
- Соотношение давления, вязкости и сжимаемости
- Стойкость к окислению (в т.ч. при контакте с воздухом, повышении давления и температуры)
- Наличие посторонних примесей
- Смазочные свойства
- Антикоррозийные свойства
- Водоотделительная способность
- Совместимость с уплотнительными и прокладочными материалами
- Огнестойкость
Сжимаемость
Как правило, рабочие масла не поддаются сжатию, тем не менее незначительное изменение объема (примерно на одну стотысячную долю) все же происходит. Коэффициент сжимаемости меняется в зависимости от химического состава масла, температуры, величины давления, степени примеси воздушной пены в масле.
Обычно в масле растворено 5-10 % воздуха, и это не создает проблем в стандартных условиях. Однако при резких перепадах давления воздух отделяется от масла, преобразуясь в воздушную пену. Эта воздушная пена, попадающая в масло и снаружи, становится причиной кавитации, снижения КПД масляного давления, образования шума и эрозии. Поэтому необходимо, чтобы пена выводилась наружу и погашалась.
Применение, советы эксперта по эксплуатации
Чтобы ваша гидравлическая установка служила вам верой и правдой долгие годы вам нужно позаботиться о том, чтобы в ней всегда заливалось и эксплуатировалось чистое гидравлическое масло. Чаще всего поломки происходят в результате наличия в жидкости различных загрязнителей.
Совет эксперта: Покупая гидравлическое масло, не стоит делать выбор в сторону низкой цены, внимательно изучите качественный ли продукт вам предлагают, обратите внимание прошло ли оно тщательнейшую очистку. И если не уверенны выбирайте известный бренд.
Наполнять гидравлическую систему, настоятельно рекомендуется только с помощью гидронасоса, так мы исключаем возможность попадания в систему грязи и воздуха. Обязательно использовать при заливке масляные фильтры. Хранение рекомендуется организовывать в специальных бочках и канистрах плотно закрытых. Следует внимательно следить за тем чтобы в бочки не попадали посторонние жидкости, а в особенности различного рода стружка. Гидравлическая жидкость — это расходный материал. То есть у него высокая степень износа, и его нужно время от времени менять, нужно контролировать износ масла, проводя специальные анализы время от времени.
Совет эксперта: Дабы спасти оборудование от износа нужно вовремя менять масло и следить чтоб оно было качественное.
Таблица 1. Надлежащие показатели вязкости гидравлических масел для насосов разных типов
Тип насоса | Самая низкая вязкость c St (высший температурный предел) | Надлежащая вязкость c St (в обычном рабочем режиме) | Самая высокая вязкость c St (при низких температурах) | |
Пластинчатый насос | 20 | 25 | 400-800 | |
Насос с зубчатой передачей | 16-25 | 25-70 | 850 | |
Поршневой насос | осевого типа | 12 | 20 | 200 |
радиального типа | 16 | 30 | 500 | |
Винтовой насос | 7-25 | 75 | 500-4000 | |
С электрогидравлическим двигателем | 17 | 25-40 | 60-120 |
Давление, вязкость и сжимаемость
Изменение вязкости смазочных масел в большой степени зависит от температуры, давление оказывают на нее минимальное воздействие. Однако высокие перепады все же приводят к значительному увеличению вязкости.
Давление может оказывать следующее влияние на вязкость масла:
- С увеличением давления увеличивается и индекс вязкости (VI)
- Чем ниже вязкость масла, тем меньше оно подвержено влиянию перепадов давления
- Масла парафинового ряда по сравнению с маслами нафтенового ряда в меньшей степени подвержены влиянию перепадов давления
Гидравлическое масло «Газпромнефть Гидравлик»
Разработано для использования в отечественных и импортных гидросистемах промышленного оборудования, эксплуатируемого в обычном и жестком режимах и требующего для своей работы легированных масел с высоким уровнем технических характеристик и оптимальной фильтруемостью.
Обладает следующими свойствами:
- Улучшенные деэмульгирующие, антикоррозионные и антипенные характеристики.
- Высокие противоизносные свойства, обеспечивающие длительный эксплуатационный срок оборудования.
- Оптимальные вязкостно-температурные свойства, поддерживающие постоянный уровень вязкости в конкретном температурном диапазоне.
- Отличные термоокислительные свойства, увеличивающие рабочий ресурс масла.
Стойкость к окислению
Рабочее масло циркулирует под высоким давлением, контактируя с воздухом, влагой, металлическими поверхностями, при этом оно сильно взбалтывается и нагревается. В результате свойства масла ухудшаются, увеличивается вязкость и кислотное число, происходит образование лаковых отложений и нерастворимых шламов. Если смазка перестает обеспечивать должный уровень скольжения трущихся частей насоса и клапанов, может произойти их слипание (сварка), забивка фильтров и образование ржавчины на металлических поверхностях.
Как правило, окисление смазочного масла – это реакция кислорода и углеводорода. Степень окисления масла меняется в разных условиях взаимодействия с кислородом. В гидравлических механизмах масло вступает в контакт с теплым воздухом и взбалтывается, кислород и содержащаяся в нем воздухе влага воздействует на металлы как катализатор, и происходит окисление.
Чем выше давление, тем быстрее идет процесс окисления. Однако по сравнению с температурным влиянием, воздействие давления на процесс окисления гораздо слабее. Повышение температуры на 10 градусов увеличивает скорость химических реакций примерно в 2 раза. Следовательно, сдерживать рост температуры необходимо либо при помощи установки охладительного оборудования, либо путем увеличения емкости масляного бака.
Основные виды и классификации
Классификация по условиям применения:
- Летательные суда
- Машины, станки и оборудования промышленности
- Амортизаторные и тормозные условия эксплуатации
- Различные наводные суда
Различные комбинации присадок, показателей вязкости, породили еще три классификации масел:
- A– нефтяные масла, не содержащие различных присадок, основное назначение таких масел системы низкой нагрузки, давление ниже 14 Мпа и нагреве до 80 градусов;
- B – со специальными добавками антикоррозийного и антиокислительного свойства, используют в системах средней нагрузки температура от 80 градусов и давление от 25 МПа;
- C – прошедшее очистку, с антикоррозийными и антиокислительными добавками, температура работы больше 90 градусов и повышенное давление;
Специальные маркировки, определяющие на каких устройствах использовать:
Маркировки масел
- «А» – применяется для коробки переключение передач основанные на автоматическом принципе, а также гидротрансформаторов.
- «ВМГЗ» – эксплуатируется в гидравлической технике, работающей на улице (для техники используемой строительстве, лесозаготовке, дорого строении);
- «Р» — применяется в гидравлических усилителях рулевого управления, а также коробках передач.
- «МГЕ» – вид для сельхозтехники;
- «АУП» — для техники, работающей на море и специальной наземной техники.
- «АУ» — для работы с большим диапазоном разброса температур от -30 до +100 градусов.
- «ГТ»- используется в работе поездов, работающих на дизельном двигателе.
- «ЭШ» — используется для гидравлических машин с высокой нагрузкой. (Экскаваторы, различные гидромоторы)
Смазочные свойства
В связи с увеличением скорости и мощности современных механизмов к смазочным свойствам масел стали предъявляться более высокие и жесткие требования.
Качество смазочных свойств рабочего масла оценивается, в основном, по показателям трения деталей гидравлического насоса.
Для повышения эффективности работы гидравлической установки желательно эксплуатировать ее при невысокой температуре, поэтому предпочтительнее выбирать рабочие масла с низким индексом вязкости. Однако такие масла обладают недостаточными смазочными свойствами, и это становится причиной возникновения трения деталей. Решение этой проблемы являются масла с противоизносными присадками.
Классификация масел
С учетом области использования смазочных материалов они классифицируются как рабочие жидкости для гидравлических систем разного типа:
- Летательных аппаратов, речной, наземной и морской техники.
- Амортизаторных и гидротормозных устройств.
- Промышленного оборудования.
Масло классифицируется по типу производства — синтетическое, минеральное с присадками и без них. Смазка также может различаться по цветовым характеристикам: к примеру, синтетические и минеральные масла обладают красным цветом и не могут смешиваться друг с другом. Масла желтого цвета, напротив, могут смешиваться с маслами красного. Синтетические вещества зеленого оттенка смешивать с другими смазками нельзя. Аналогичные ограничения налагаются на минеральные масла того же цвета.
Гидросистемы импортных автомобилей заправляются синтетическими смазками — полигликолем, полиальфаолефином, сложными эфирами. Преимуществом жидкостей является высокое качество и стабильность индекса вязкости, обеспечивающая длительный срок эксплуатации системы без понижения ее работоспособности. Масла для гидравлики иностранного и отечественного производства нельзя смешивать.
Совместимость рабочих масел с уплотнительными и прокладочными материалами
Уплотнители, прокладки, набивки и пр. детали, изготовленные из резины и каучука, при плохой совместимости с маслами могут увеличиваться в размерах или сжиматься, тем самым вызывая утечку масла или проникновение в него воздуха. Особое внимание необходимо уделять совместимости резиновых деталей с трудновоспламеняемыми рабочими маслами.
Краски, в зависимости от вида, так же могут подходить или не подходить к маслам. В случае плохой совместимости краска растворяется внутри масла, что негативно влияет на его качество. Краскостойкие свойства разных видов масел отличаются. Например, с минеральными маслами совместимы эпоксидные, полиуретановые, винилхлоридные и фталевые краски.
Как работает гидравлика
Подъемные механизмы устройств в кузове и кабине грузового автомобиля, тормозная система, рулевое управление – все это производиться с учетом идеи, которая была давно предложена и обоснована физиком Паскалем. Закон физики, на котором основана работа подобных устройств, говорит: если к объему жидкости приложить какое-либо давление, то создается сила, которая передается равномерно во всех направлениях.
Этот принцип лежит в основе всех гидравлических систем, так как он позволил делать строения и конструкции многих приспособлений более простыми. Масло, которое подается через тонкие шланги, сжимается под прессом выполняет сложную работу по подъему, сдвигу и другие. Потому как задачи зачастую ставятся очень важные, нужно уделить большое внимание не только целостность систем и деталей, но и составу жидкости.
Огнестойкость
Масла на водной и синтетической основе могут воспламеняться в зависимости от температуры источника огня, с которым они соприкасаются, условий обстановки и количества рабочего масла.
Так как масло в процессе эксплуатации находится под давлением, любая протечка может привести к аварийной ситуации, поэтому следить за его состоянием очень важно.
Как правило, необходимо, чтобы масла обладали высокой температурой вспышки и воспламенения.
Разложение масла происходит как естественным путем в процессе его эксплуатации, так и при загрязнении посторонними примесями. Использование масла с ухудшенными показателями сильно снижает его смазочные, противозадирные, водоотделительные и антипенные свойства, усиливает образование ржавчины и коррозии. В таблице 2 описываются изменения параметров масла в процессе эксплуатации и возможные причины, по которым произошли эти изменения.
Преимущества и недостатки
Заливаемые в гидравлику МТЗ 82 масла обладают своими достоинствами и недостатками. К первым относят защиту деталей механизма от коррозии и износа, эффективную передачу энергии, возможность эксплуатации в широком диапазоне температур, предупреждение образования налета.
При наличии в составе загрязнений и сторонних примесей масло способно вывести машину из строя либо нанести серьезный урон. Безопасная эксплуатация гидравлического масла возможна только после его тщательной фильтрации.
Таблица 2. Описание изменений параметров масла
Параметры | Изменения | Предполагаемые причины |
Удельный вес | Увеличение | Разложение масла, примесь других масел |
Температура воспламенения | Понижение | Разложение масла, примесь других масел |
Цвет | Потемнение, ухудшение прозрачности | Окисление масла, примесь воды и металлической пыли |
Вязкость | Увеличение | Разложение масла, эмульгирование |
Снижение | Примеси промывочного масла и пр. | |
Остаточная доля углерода | увеличение | Окисление масла, примесь посторонних веществ и металлической пыли |
Кислотное число | Увеличение | Окисление масла, терморазложение |
Поверхностное напряжение | Снижение | Разложение масла |
Деэмульгирующая способность | Снижение водоотделения | Разложение масла |
Антипенные свойства | Увеличение пены Ухудшение способности к гашению пены | Потеря антипенных свойств, эмульгирование, разложение масла |
Таблица 3. Виды посторонних веществ, оказываемое ими влияние и причины их образования
Виды инородных веществ | Влияние | Возможные причины образования инородных веществ |
Окалина | Износ деталей гидравлического оборудования и снижение его эффективности | Материал, из которого изготовлены трубы; образовавшиеся при сварке вещества твердой структуры |
Металлическая пыль (порошок) | Ускорение процесса окисления масла,износ деталей гидравлического механизма | Недостаточная продувка после монтажа или наладки установки; износ трущихся частей |
Кремниевый песок | Износ деталей гидравлического механизма и снижение его эффективности | Остаточный порошок от отливки деталей; металлическая пыль от износа деталей; порошок от обточки деталей; грязь |
Резина/пластик | Разложение масла | Повреждение уплотнителей и прокладок |
Краска | Износ гидравлической установки и снижение ее эффективности | Примесь облупившейся краски из масляного бака и соединительных частей |
Вода | Эмульгирование, образование ржавчины и коррозии | Попадание в большом объеме теплого воздуха; протечка системы охлаждения |
На необходимость замены гидравлического масла указывают различные признаки. Состояние масла в некоторой степени можно определить (оценить) визуальными методами: по изменению его цвета, запаха, степени прозрачности, наличию осадка, шлаков, накипи и пр. признакам. Однако с точностью определить сроки замены возможно только по показателям анализов. В таблице 5 приведены данные, при которых следует производить замену масла.
ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT 32
Источник фото: lukoil-masla.ru
Назначение: импортное оборудование, работающее в арктических условиях Температура застывания: до -53°C
ЛУКОЙЛ исторически имеет сильные традиции в производстве масел с низкотемпературными характеристиками. Например, заводы компании в Волгограде на протяжении многих лет единственные в России выпускают гидравлическое масло ВМГЗ с температурой застывания -67°C, способное работать на Крайнем Севере. Вместе с тем, специально для современного импортного оборудования, действующего в арктических условиях, компания создала новый эффективный продукт — ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT 32 — «гидравлику» с экстремально высоким индексом вязкости (ИВ > 300) и температурой застывания -53°C. Масло было создано для гидравлических систем мобильной, лесозаготовительной, специальной техники, а также промышленного оборудования. ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР XLT подходит для техники, которую необходимо запустить при сильном морозе без подогрева. Новинка, паспортизованная в соответствии с требованиями DIN 51524-3 HVLP, уже поставляется на российские предприятия горной промышленности.
Таблица 4. Нормы замены рабочих масел
Параметры | Показатели нормы замены | |
Изменение вязкости (при 40°С) | Обычное оборудование +15 % (Точное оборудование +10 %) | |
Увеличение кислотного числа | Более 0.5 мгKOH/гр. | |
Вода (% от объема) | 0.1 | |
Наличие примесей (удельный вес в микропористом фильтре, мг/100 мл. при 0.45 μ) | Свыше 20 мг. (для точного оборудования – свыше 10 мг.) | |
Нерастворимые доли (% от веса) | Доля бензола | 0.05 |
Доля пентана | 0.10 |
Гидравлическое оборудование нуждается в периодическом очищении, которое предполагает промывку и очистку системы труб с целью удаления из них посторонних веществ и осадков. При этом производится частичная или полная разборка трубопровода в период осуществление замена масла или монтажа труб. Для очищения используется специальное продувочное (промывочное) масло.
Когда пора менять масло
Верный признак того, что жидкость ГУР пора менять – крутить руль стал заметно тяжелее, а под капотом появились нетипичные звуки. Также на потерю работоспособности масла указывают следующие признаки:
- повышенное пенообразование;
- изменение вязкости;
- появление резкого неприятного запаха;
- помутнение;
- присутствие в масле инородных вкраплений.
Планово масло необходимо менять раз в 1–2 года, и раз в полгода проводить его проверку.
Верный признак замены масла – если автомобиль перестал слушаться руля
Обратите внимание, что смешивать гидравлические масла можно только одинаковые по своему составу. Жидкости одного цвета, но с разными характеристиками, смешивать категорически запрещено.