Производитель автомобилей КамАЗ, старается сделать свое детище надежным. Но несмотря на всю надежность , техника КамАЗ все же дает сбои. Одна из таких поломок, когда при нажатии на педаль акселератора, двигатель совсем не прибавляет обороты, иногда бывает и глохнет. Неисправность может случиться в любой момент, застав Вас врасплох. Если при этом загорается индикатор неисправности (чек), значит блок управления двигателя перешел в аварийный режим работы. Причины этого описаны ниже.
Причины неисправности
Педаль газа КамАЗ
- Неисправность клапана обратной подачи
- Неисправность датчиков топливной системы
- Завоздушивание топливной системы
- Неисправность форсунок
- Механическая неисправность топливного насоса
- Неисправность электропроводки
- Неисправность блока управления двигателя
- Загрязнение топливных фильтров
- Неисправность датчика оборотов
- Выход из строя педали газа
- Неисправность горного тормоза
Признаки неисправности
Среди основных признаков проблем можно выделить:
- Отсутствие какой-либо реакции на акселератор после запуска ДВС автомобиля;
- Провалы, потеря приемистости в процессе движения;
- Плавающие холостые обороты;
- Резкие скачки оборотов при плавном нажатии на акселератор;
- Слишком высокие обороты в режиме холостого хода.
В устройстве имеются подвижные электрические контакты, а также токопроводящие дорожки – эти элементы подвергаются износу в процессе эксплуатации. В работе мотора можно наблюдать провалы при наборе оборотов, нестабильный холостой ход.
Статья по теме: 5 самых хороших автомобильных колонок для качественного звука
Если в узле имеется неисправность, то водитель может это увидеть по сигнальной лампе на приборной панели. ЭБУ в такой ситуации переведет двигатель в резервный режим работы.
В таком режиме можно наблюдать медленный набор оборотов, даже если нажать на акселератор резко. Кроме того, может существенно вырасти расход топлива автомобиля.
Если в узле выходят из строя сразу два датчика, ЭБУ переведет работу ДВС в аварийный режим – водитель не сможет влиять на работу мотора, обороты при любых условиях будут немного выше оборотов ХХ.
Диагностика системы двигателя
Компьютерная диагностика Камаз
Специалисты нашей фирмы, имеют значительный опыт в диагностике систем управления двигателем КамАЗ, когда перестает слушаться педаль газа. Диагност, адекватно установит образовавшуюся поломку. Далее будет произведен ремонт системы двигателя, с заменой запчастей, программированием, — если это потребуется.
Истории из нашей практики
Ремонт
Если с педалью появились какие либо проблемы, тогда поможет только полная замена узла. Но прежде чем что-то менять, стоит выявить причину неисправности. Для этого можно воспользоваться проверкой с мультиметром.
Можно разъединить датчики и колодку, демонтировать педаль. Проверяют сопротивление – при нажатии на газ оно должно медленно меняться. Скачки показателей говорят о неисправностях.
Но иногда ремонт возможен – например, повреждена проводка. При обнаружения дефекта с проводкой можно использовать следующую схему.
Механическая педаль газа, знакомая многим по старой отечественной технике, устроена очень просто. В ней рычаг связан с дроссельной заслонкой карбюратора тросиком, и при нажатии педали заслонка просто сильнее открывается, а подача топлива увеличивается. Но эта простая схема устарела. Сейчас широко используется электронная система, которая имеет немало достоинств перед своим механическим собратом. Тем более, на инжекторных двигателях механический вариант очень капризен, и электроника работает намного лучше.
Горный тормоз подвел
Первый звонок раздался из деревни Черная Грязь, где КАМАЗ почти новый 2014 года выпуска перестал чувствовать и определять свою педаль газа. Совершенно не реагировал на нее. Ситуация довольно таки распространенная и обычная, но не знающий человек при этом совершенно будет в растерянности от того, что делать с этой проблемой. Можно и согласиться — да предпосылок может быть куча на не реагирование газа автомобилем, но все же та, которую мы выявили в очередной раз — одна из самых распространенных. При подключении к КАМАЗу А-СКАНом увидели сразу, что нажат горный тормоз. Такое бывает в нескольких случаях — обрыв проводки, не работает сам клапан (залип, заржавел, разбит), либо у водителя очень короткая память. Опять-таки человеческий фактор. Автомобиль стоял в сервисном центре и видимо кто-то из обслуживающего персонала не удосужился отщелкнуть кнопку «горняка!». Что ж для нас и это дело — рады всегда помочь с профессиональным ответом на вопрос, заодно и показать, как это делается. Передать опыт также всегда рады.
Регулировка
Процесс регулировки на разных моделях авто может различаться, так как разные производители используют механизмы разной конструкции. Но для настройки можно применять одинаковый принцип. Что касается конкретной модели, то лучше заранее найти информацию по нему.
Для начала регулировки первым делом необходимо демонтировать педаль с удерживающего кронштейна. Далее ослабляют винты, крепящие крышку. Одни винт удерживает крышку в определенном положении – его следует выкрутить полностью. Крышку поворачивают в сторону по часовой стрелке до конца, затем снова затягивают винты.
Данная регулировка позволит сократить время реакции педали. Некоторые автовладельцы отмечают что после таких регулировок скорость срабатывания можно даже сравнивать с механической педалью. Регулировка позволяет улучшить работу мотора, улучшить начало движения с места.
В тех случаях, когда нужна педаль с низкой чувствительностью, необходимо вращать крышку в обратную сторону – против часовой стрелки. Машина начинает реагировать на нажатия не так быстро.
Иногда можно встретить и вредные советы по регулировке –водители советуют подкладывать прокладки под рычаг. Это неверный подход. Иногда подкладки попадают под контактные площадки в потенциометре, а машина в результате может потерять управление.
КамАЗ двигатель Камминз не реагирует на газ
Другая заявка КАМАЗ 2014 года с двигателем Камминс евро 4 с мочевиной, периодически перестаёт реагировать на педаль акселератора. Машина находится в Митино. После визуального осмотра моторного жгута и диагностики отдельных электрических цепей, было обнаружено несколько недочетов : первое — один из разъёмов ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ не был зафиксирован должным образом, второе был обнаружен выпавший пин в резьбовом разъёме на выходе из кабины и третье перетёртость изоляции провода в цепи подогрева воздуха, данный провод, с большой долей вероятности, мог подкорачивать на массу. После устранения всех недочетов, автомобиль испытывали не менее часа, и только потом работа была принята. Оказывается на данный автомобиль уже приезжали мастера и грузовик, даже, гоняли в тех.центр, но разобраться так и не смогли. Очень радует, что починить грузовик смогли именно наши мастера. Данная работа была хорошо оплачена и счастливый заказчик сообщил, что впредь работать будет только с нашей компанией.
Электронная педаль газа камаз: устройство, принцип управления двигателем, схема
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ двигателями ф. “CUMMINS” и моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ)- электронная (ЭСУД),содержащая микропроцессорный блок управления. На двигателях применяются ТНВД с электронным регулятором или ОАО «ЯЗДА» (см. таблицы 6 и 7 — «Техническая характеристика двигателей»).
ЭСУД предназначена для управления цикловой подачей топлива двигателя в зависимости от режимов работы двигателя, его температурного состояния, регулировочных характеристик и параметров окружающей среды.
Система обеспечивает выполнение следующих функций:
— нормирование пусковой подачи топлива;
— коррекция цикловой подачи в зависимости от давления наддувочного воздуха;
— ограничение цикловой подачи топлива при достижении предельной температуры охлаждающей жидкости;
— управление реле блокировки стартера;
— отключение подачи топлива в режиме «горный тормоз»;
— функция «круиз-контроль»;
— ограничение максимальной скорости автобуса;
— обеспечение аварийного останова двигателя;
— осуществление диагностических функций и передача диагностической информации через диагностический разъем по линии K-line и CAN;
— индикация о неисправности ЭСУД контрольной лампой «CHECK ENGINE»;
— обеспечение взаимодействия с другими системами управления автобуса;
— обеспечение аварийно — предупредительной сигнализации и защиты и др.
Полный перечень выполняемых ЭСУД функций определяется при проектировании изделия, на котором применен двигатель.
В состав ЭСУД входят:
— электронный блок управления (ЭБУ);
— жгуты проводов в комплекте с датчиками, переключателями и разъемами для подключения устройств диагностирования системы в условиях эксплуатации;
— исполнительные механизмы (привод рейки ТНВД, клапан аварийного останова двигателя).
Элементы ЭСУД и их предназначение на двигателях КАМАЗ с ТНВД .
Размещение элементов системы и прокладка моторного жгута проводов на двигателях с ТНВД ф. «BOSCH» представлены на рисунке 51.
В системе используются следующие элементы:
Датчики частоты вращения коленчатого вала (основной и вспомогательный) 0281 002 898 ф. «BOSCH» — индукционные, используются для измерения частоты вращения коленчатого и распределительного валов двигателя.
Датчик измерения частоты вращения коленчатого валаустанавливается в отверстие, выполненное в передней крышке. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальный передний противовес коленчатого вала с восемью пазами.
Датчик частоты вращения распределительного валаустанавливается в специальное отверстие, выполненное в картере маховика. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальное колесо с шестнадцатью пазами.
Датчик температуры охлаждающей жидкости0 281 002 209 ф. «BOSCH»используется для определения температурного состояния двигателя. Устанавливается в отверстие коробки термостатов системы охлаждения двигателя.
Сигнал датчика используется в функции ограничения цикловой подачи при превышении допустимой температуры двигателя с выдачей предупреждения на диагностическую лампу и корректировку стартовой подачи топлива в зависимости от температурного состояния двигателя.
Датчик температуры топлива0281002209 ф. «BOSCH» — для определения температуры топлива, монтируется в специальный корпус клапана, установленный на входе в ТНВД. В зависимости от его сигнала корректируется объём цикловой подачи топлива.
Датчик давления и температуры наддувочного воздуха0 281 002 576 ф. «BOSCH», устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру и давление воздуха во впускных коллекторах двигателя. Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения массового расхода воздуха.
Электронный блок управления MS6.1 ф. «BOSCH» обеспечивает прием и обработку сигналов датчиков и переключателей, передаваемой информации по шине CAN.
ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, состоянии двигателя и автобуса, обрабатывает ее в соответствии с заданными алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго дозированных порций топлива.
Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами автобуса, через К-line осуществляется диагностика системы. Электронный блок управления устанавливается в кабине автобуса. Исполнительными механизмами системы являются электромагнит перемещения рейки ТНВД и втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателя.
Рисунок 51 — Установка жгута проводов на двигателях с ТНВД ф. «BOSCH»: 1 — датчик частоты вращения коленчатого вала (основной), 2 — датчик частоты вращения распределительного вала (вспомогательный), 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 4 — датчик температуры топлива, 5 — датчик давления и температуры наддувочного воздуха, 6 — жгут системы управления двигателем, 7 — электромагнит рейки ТНВД, 8 — втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова
Электромагнит рейки ТНВД с датчиком положенияслужит для установки рейки ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя. Конструкция и характеристики электромагнита обеспечивают высокую точность и быстродействие, обеспечивая регулирование двигателя в зависимости от условий работы.
Втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателяслужит для прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийных ситуаций (заклинивание рейки ТНВД, чрезмерное превышение частоты вращения коленчатого вала, т.д.). Устанавливается в специальный корпус клапана вместе с датчиком температуры топлива.
Педаль подачи топлива ф. «MORSE TELEFLEX» — электронная, со встроенным датчиком положения педали, устанавливается в кабине автобуса с двигателями мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия) и моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) и служит для выбора требуемого режима работы двигателя водителем. Сигнал выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он преобразуется в значение цикловой подачи топлива (см. раздел «Органы управления» настоящего Руководства).
Контрольная лампа диагностики двигателя(лампа «CHECK ENGINE»), установленная на щитке приборов в кабине автобуса, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности — блинк-кодов. После включения зажигания тестируется лампа диагностики двигателя, в ходе которого она загорается на три секунды.
Если лампа диагностики продолжает гореть, либо она загорается при работе двигателя, это означает, что в ЭСУД возникла неисправность и для ее устранения необходимо обратиться в сервисный центр. Информация о неисправностях хранится в ЭБУ и может быть прочитана либо при помощи диагностического прибора, либо при помощи лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.
Диагностика двигателя. Установленный в кабине автобуса включатель режима диагностики имеет три положения — среднее (фиксированное), верхнее и нижнее (нефиксированные). В верхнем и нижнем положении включателя электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики. Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием включателя в верхнем или нижнем нажатом положении более двух секунд. После отпускания включателя лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода). При следующем нажатии на включатель лампа будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность. Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов неисправностей из памяти блока управления при нажатом включателе режима диагностики включите зажигание и после этого удерживайте включатель режима диагностики еще около пяти секунд.
Пример — при физической ошибке датчика температуры наддувочного воздуха (блинк-код 32) лампа диагностики промигает три длинные вспышки, пауза, две короткие вспышки.
Перечень возможных ошибок и неисправностей, их блинк-коды и рекомендуемые действия при этом приведен в таблице 9.
Таблица 9 — Возможные неисправности ЭСУД, их коды и способы устранения
Описание ошибки | Блинк—код | Устанавливаемые ЭСУД ограничения | Способ устранения ошибки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Неисправность педали газа | 11 | nmax= 1900 мин-1 | Проверить подключение педали газа. Обратиться в сервисный центр |
Неисправность датчика атмосферного давления | 12 | Nmax= 300 л.с. | Можно продолжать движение Обратиться в сервисный центр |
Физическая ошибка датчика атмосферного давления | 13 | ||
Неисправность основного датчика частоты вращения двигателя (коленчатый вал) | 15 | nmax=1600 мин-1 | Проверить состояние и подключение соответствующих датчиков частоты вращения двигателя Можно продолжать движение Обратиться в сервисный центр |
Неправильная полярность или перестановка датчиков частоты вращения | 16 17 | nmax=1800 мин-1 nmax= 1900 мин-1 | |
Неисправность вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (распределительный вал) | 18 | n max = 1800 мин-1 | |
Неисправность датчика сцепления | 14 | nmax= 1900 мин-1 | Проверить датчик сцепления. Можно продолжать движение. Не пользуйтесь функцией круиз-контроль. Обратиться в сервисный центр |
Неисправность главного реле | 19 | нет | Проверить главное реле и его подключение. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Неисправность ТНВД | 21,22, 24-26 | Возможно, двигатель не запустится | Проверить контакт штекера ТНВД. Обратиться в сервисный центр |
Несоответствие положения педали газа и педали тормоза | 23 | Nmax= 200л.с. | Проверить педаль газа, возможно, ее заклинило, срочно обратиться в сервисный центр |
Плохой контакт датчика положения рейки | 27 | Возможно, двигатель не запустится | Проверить контакт штекера ТНВД Срочно обратиться в сервисный центр |
Неисправность датчика педали тормоза | 28 | Nmax= 200 л.с. | Проверить датчик педали тормоза и тормозное реле Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение) | 29, 51-53, 81-86, 99 | Возможно, двигатель не запустится | Срочно обратиться в сервисный центр |
Неисправность датчика температуры наддувочного воздуха | 31 | Nmax= 300 л.с. | Проверить датчик температуры наддувочного воздуха. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Физическая ошибка датчика температуры наддувочного воздуха | 32 | ||
Неисправность датчика давления наддувочного воздуха | 33 | Nmax=250 л.с. | Проверить датчик давления наддувочного воздуха. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Физическая ошибка датчика давления наддувочного воздуха | 34 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Неисправность модуля управления круиз контроля | 35 | нет | Проверить подключение рычага круиз контроля. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр. Данная ошибка появляется также из-за одновременного нажатия нескольких управляющих элементов рычага круиз-контроля |
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости | 36 | Nmax= 300 л.с. nmax= 1900 мин-1 | Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Физическая ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости | 37 | ||
Неисправность датчика температуры топлива | 38 | nmax= 1900 мин-1 | Проверить датчик температуры топлива. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Физическая ошибка датчика температуры топлива | 39 | ||
Неправильный сигнал с многоступенчатого входа | 41 | нет | Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Ошибка сигнала скорости автобуса | 43 | nmax= 1550 мин-1 | Проверить подключение тахографа к электронному блоку управления. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Превышение бортового напряжения | 54 | нет | Проверить зарядку АКБ |
Неисправность CAN линии | 61 -76 | нет | Проверите подключение CAN линии к другим CAN устройствам (ABS, АКП и т.д.). Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Превышение максимально допустимой частоты вращения двигателя | 42 | После полного останова двигателя возможен новый запуск | Если превышение произошло из-за неправильного переключения передач с высшей на низшую: проверить двигатель; если двигатель в порядке можно его заводить и продолжать движение. Если двигатель самопроизвольно увеличил частоту вращения, двигатель не заводить. Срочно обратиться в сервисный центр |
Некорректно законченный рабочий цикл электронного блока управления | 55 | нет | Данная ошибка появляется из-за выключения массы ранее 5 с после выключения зажигания или прерывания питания электронного блока управления. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр |
Элементы ЭСУД двигателей «КАМАЗ» с V-образным ТНВД
На двигателе установлены датчики:
— два датчика частоты вращения коленчатого вала;
— температуры охлаждающей жидкости; температуры топлива;
— температуры наддувочного воздуха; давления наддувочного воздуха.
Датчик частоты вращения коленчатого вала 406.3847060-01 (ОАО «ПЕГАС») — индукционный, используется для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Устанавливается в специальные отверстия в картере маховика.
Для формирования сигналов частоты вращения коленчатого вала в качестве индуктора используются зубья обода маховика. Для обеспечения работоспособности двигателя при выходе из строя одного из датчиков применяются два датчика частоты вращения.
Датчик температуры охлаждающей жидкости192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга) используется и устанавливается аналогично ЭСУД с рядным насосом .
Датчик температуры топлива192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга), устанавливаемый в топливный канал ТНВД, служит для определения температуры топлива. В зависимости от его сигнала происходит корректирование объёма цикловой подачи топлива.
Датчик температуры наддувочного воздуха192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга), устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру воздуха во впускных коллекторах двигателя.
Датчик давления наддувочного воздуха23.3855 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга) крепится с помощью кронштейна на соединительном патрубке воздушных коллекторов двигателя и с помощью резинового рукава соединяется с впускным коллектором.
Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения массового расхода воздуха и соответственно состава рабочей смеси.
Электронный блок управления50.3763 (ОАО ЧНППП «ЭЛАРА», г. Чебоксары) устанавливается в кабине автобуса. ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, о состоянии двигателя и автобуса, обрабатывает ее в соответствии с заданными алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго дозированных порций топлива. Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами автобуса, через К-line осуществляется диагностика системы.
Рисунок 52 — Установка жгута проводов на двигателях с V-образным ТНВД: 1 — исполнительный механизм с датчиком положения; 2 — датчик давления наддувочного воздуха 23.3855; 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости 192.3828; 4 — датчик температуры топлива 192.3828; 5 — датчик температуры наддувочного воздуха 192.3828; 6 — датчик частоты вращения коленчатого вала 406.3847060-01; 7 — жгут системы управления двигателем внешний 6460-4071031-62; 8 — отсечной топливный клапан
Электромагнит поворотный перемещения реек ТНВД (ООО «Объединение Родина», г. Йошкар-Ола) с датчиком положения {см. рисунок 37 — V-образный ТНВД)служат для установки реек ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя. Исполнительный механизм, крепится болтами к верхней крышке ТНВД со стороны масляной полости. С наружной стороны крышки устанавливается датчик положения исполнительного механизма. Верхняя крышка ТНВД через прокладку болтами крепится к корпусу насоса и обеспечивает герметичность масляной полости насоса. Конструкция и характеристики электромагнита определяют высокую точность и быстродействие, обеспечивая регулирование дизельного двигателя в зависимости от условий работы.
Отсечной топливный клапан,предназначенный для останова двигателя путем прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийный ситуаций (например, превышении частоты вращения коленчатого вала), установлен в топливной системе на входе в ТНВД.
Педальный модуль КДБЛ453621.003 (ЗАО «Автокомплект», г. Арзамас) — электронный, со встроенными датчиками положения педали потенциометрического типа (см. раздел «Органы управления» настоящего Руководства),необходим для выбора требуемого режима работы двигателя мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270»водителем. Сигнал выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он преобразуется в требуемое значение цикловой подачи топлива.
Размещение элементов системы и прокладка моторного пучка проводов на двигателях с V-образным ТНВД показаны на рисунке 52.
Контрольная лампа диагностики двигателя(лампа «CHECK ENGINE»), как и в других системах, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности -блинк-кодов.
Диагностика и управление ошибками системы ЭСУД.
Диагностика системы производится с помощью сканер-тестера или персонального компьютера, при этом генерируются коды ошибок OBDII, представленные в таблице 10.
Диагностику некоторых ошибок можно провести и при отсутствии сканер — тестера, для чего необходимо однократно кратковременно нажать на кнопку «Диагностика / Сброс ошибок» на пульте управления автобуса.
Если в системе присутствуют ошибки, то код первой ошибки будет отображен с помощью контрольной лампы «CHECK ENGINE». Для определения кода следующей ошибки необходимо после окончания отображения текущей ошибки повторно нажать на кнопку «Диагностика/Сброс ошибок» на пульте управления и т.д.
Каждый код состоит из восьми последовательных миганий разной длительности лампочки. Короткое мигание (порядка 0,2 секунд) соответствует коду «0»,длинное (0,6 секунд) соответствует коду «1».
Поддерживаемые коды приведены в поле «Blink» таблицы 10.
Первое мигание соответствует правому разряду приведенных чисел.
Таблица 10 — Возможные неисправности системы ЭСУД и их коды
Описание ошибки | Блинк-код | |
OBDII | Blink | |
1 | 2 | 3 |
Сбой датчика частоты вращения коленчатого вала | Р0725 | 00000 000 |
Высокий уровень сигнала датчика частоты вращения | Р0726 | 00000 001 |
Сбой датчика частоты вращения ТНВД | Р0720 | 00001 000 |
Высокий уровень сигнала датчика частоты вращения ТНВД | Р0721 | 00001 001 |
Низкий уровень сигнала датчика положения рейки А | Р1222 | 00011 000 |
1 | 2 | 3 |
Высокий уровень сигнала датчика положения рейки А | Р1223 | 00011 001 |
Сбой сигнала датчика положения рейки А | Р1220 | 00011 010 |
Низкий уровень сигнала датчика положения рейки В | Р1227 | 00010 000 |
Высокий уровень сигнала датчика положения рейки В | Р1228 | 00010 001 |
Сбой сигнала датчика положения рейки В | Р1225 | 00100 010 |
Низкий уровень сигнала датчика положения педали А | Р0222 | 00110 000 |
Высокий уровень сигнала датчика положения педали А | Р0223 | 00110 001 |
Сбой сигнала датчика положения педали А | Р0220 | 00110 010 |
Низкий уровень сигнала датчика положения педали В | Р0227 | 00111 000 |
Высокий уровень сигнала датчика положения педали В | Р0228 | 00111 001 |
Сбой сигнала датчика положения педали В | Р0225 | 00111 010 |
Высокий уровень сигнала датчика давления наддува | Р0108 | 01000 001 |
Сбой сигнала датчика давления наддува | Р0105 | 01000 010 |
Низкий уровень сигнала датчика температуры наддувочного воздуха | Р0112 | 01010 000 |
Высокий уровень сигнала датчика температуры наддувочного воздуха | Р0113 | 01010 001 |
Сбой сигнала датчика температуры наддувочного воздуха | Р0110 | 01010010 |
Низкий уровень сигнала датчика температуры топлива | Р0182 | 01011 000 |
Высокий уровень сигнала датчика температуры топлива | Р0183 | 01011 001 |
Сбой сигнала датчика температуры наддувочного воздуха | Р0180 | 01011 010 |
Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости | Р0117 | 01100 000 |
Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости | Р0118 | 01100 001 |
Сбой сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости | Р0115 | 01100 010 |
Низкий уровень сигнала датчика напряжения питания | Р0562 | 01110 000 |
Высокий уровень сигнала датчика напряжения питания | Р0563 | 01110 001 |
Сбой сигнала датчика напряжения питания | Р0560 | 01110010 |
Низкий уровень напряжения в цепи питания датчиков | Р1252 | 10001 000 |
Высокий уровень напряжения в цепи питания датчиков | Р1253 | 10001 001 |
Превышение аварийной частоты вращения | Р0219 | 10010 000 |
Ошибка начальной инициализации данных | Р0603 | 10010 001 |
Ошибка начального тестирования системы | Р1902 | 10010010 |
Ошибка чтения EEPROM | Р1800 | 10011 000 |
Ошибка записи EEPROM | Р1 80 | 10011 001 |
Ошибка данных EEPROM | Р1802 | 10011 010 |
Несоответствие версии данных EEPROM | Р1803 | 10011 011 |
Ключ управления рейкой не отвечает | Р1810 | 10100 000 |
Превышение температуры ключа управления рейкой | Р1811 | 10100 001 |
Нет напряжения питания на ключе управления рейкой | Р1812 | 10100 010 |
Замыкание выхода / нет нагрузки на ключе управления рейкой | PI813 | 10100 011 |
В таблице 11приводятся подробные описания основных ошибок, их типы, возможные причины возникновения и методы устранения.
Типы ошибок:
— предупреждение — информационная ошибка, не влечет каких-либо изменений алгоритмов работы программного обеспечения;
— критическая — ошибка, при которой продолжение нормального функционирования системы невозможно, приводит к принудительному останову двигателя.
Причина возникновения | Способ устранения Тип ошибки | |
Ошибка «Сбой сигнала датчика частоты» — нет сигнала | ||
Неправильная установка датчика | Проверить подключение датчика | предупреждение |
Проверить установку датчика (зазор, угол поворота) | ||
Датчик неисправен | Заменить датчик | |
Ошибка «Высокий уровень сигнала датчика частоты» -превышение допустимого значения | ||
Неправильная настройка датчика и установка датчика | Изменить настройку датчика | предупреждение |
Проверить установку датчика (зазор, угол поворота) | ||
Датчик неисправен | Заменить датчик | |
Ошибка «Низкий или высокий уровень сигнала датчика АЦП» (датчики положения реек, педалей, давлений и температур, напряжения питания) | ||
Неправильная настройка датчика и установка датчика | Изменить настройку или калибровку датчика | предупреждение |
Проверить подключение и установку датчика | ||
Датчик неисправен | Заменить датчик | |
Ошибка «Сбой сигнала датчика АЦП» — нет сигнала (датчики положения реек, педалей, давлений и температур, напряжения питания) | ||
Датчик отсутствует | Установить датчик | Предупреждение, для датчика положения рейки — критическое |
Замыкание контактов датчика на массу или на питание | Устранить неисправность | |
Датчик неисправен | Заменить датчик | |
Ошибка «Низкий уровень напряжения в цепи питания датчиков» — нарушение питания | ||
Низкое напряжение питания | Проверить напряжение | критическая |
Датчик неисправен | Заменить датчик | |
Ошибка «Высокий уровень напряжения в цепи питания датчиков» — нарушение питания | ||
Высокое напряжение питания | Проверить напряжение | критическая |
Датчик неисправен | Заменить датчик | |
Ошибка «Ошибка начальной инициализации данных» | ||
Несоответствие текущей версии программы и данных EEPROM | Обновить данные (Параметры / сохранить настройки в ЭСУД) | критическая |
Ошибка «Превышение аварийной частоты вращения коленчатого вала» | ||
Неправильная настройка | Проверить настройки: — аварийной частоты вращения; — алгоритмов регулятора скорости и регулятора положения исполнительного механизма ТНВД; — датчиков частоты вращения; — положения исполнительного механизма ТНВД | критическая |
Ошибка «Ошибка начального тестирования системы» | ||
Есть сигнал с датчика частоты вращения коленчатого вала | Остановить двигатель перед включением блока ЭСУД | критическая |
Отключены в настройках необходимые датчики | Проверить настройки датчиков: — частот вращения; — положения исполнительного механизма ТНВД; — положения педали | |
Нет сигналов с необходимых датчиков | Проверить датчики частот вращения, положения исполнительного механизма ТНВД и положения педали. При необходимости заменить датчики | |
Неправильная настройка | Проверить настройки датчика положения исполнительного механизма ТНВД, регулятора положения и управляющего сигнала | |
Ошибка «Ошибка записи EEPROM» — при сохранении данных Ошибка «Ошибка чтения EEPROM» — при чтении данных | ||
Неисправен блок ЭСУД | Заменить блок | предупреждение |
Причина возникновения | Способ устранения Тип ошибки | |
Ошибка «Ошибка данных EEPROM». Ошибка «Несоответствие версии данных в EEPROM» — при чтении данных | ||
Ошибка данных EEPROM | Обновить данные в EEPROM | предупреждение |
Неисправен блок ЭСУД | Заменить блок | |
Ошибка «Ключ управления рейкой не отвечает» -не работает ключ управления электромагнитом привода рейки. Ошибка «Нет напряжения питания на ключе управления рейкой» | ||
Нет напряжения питания | Проверить питание | критическая |
Неисправен ключ | Заменить блок | |
Ошибка «Превышение температуры ключа управления рейкой» -превышена температура ключа управления электромагнитом привода рейки | ||
Длительное воздействие большого тока | Проверить настройки: — алгоритмов регулятора положения исполнительного механизма ТНВД; — управляющего сигнала | критическая |
Неисправен ключ | Заменить блок | |
Ошибка «Замыкание выхода / Нет нагрузки на ключе управления рейкой» | ||
Не подключен исполнительный механизм ТНВД на массу или питание | Устранить | критическая |
Неисправен ключ | Заменить блок |
Обслуживание ЭСУД
Элементы ЭСУД относятся к необслуживаемым в эксплуатации изделиям и не требуют подстроек, регулировок и технического обслуживания в процессе эксплуатации.
Срок службы ЭСУД — не менее срока службы двигателя.
Ремонт электронного блока управлениядолжен проводиться на предприятии-изготовителе или на специализированных предприятиях, имеющих на то разрешение изготовителя.
Не допускается:
— короткое замыкание выводов контактного разъема блока управления на массовый или положительный полюс источника питания;
— изменение полярности источника питания;
— производить размыкание — смыкание контактного разъема электронного блока управления двигателем при включенном источнике питания.
В таблице 12 (в качестве примера) приведены диагностические коды неисправностей электронной системы управления (ЭСУД) двигателем ф. “CUMMINS” (копия раздела из Руководства по эксплуатации ).
Коды отказов по двигателю (по сигнальным лалточкам ЭСУД) приведены в Приложении Ю (КОПИЯ) настоящего Руководства
Таблица 12 — Диагностические коды неисправностей электронной системы управления двигателем ф. “CUMMINS”
(копия раздела из Руководства по эксплуатации фирмы “CUMMINS”)
Система питания топливом двигателя с электронным управлением
Электронная система управления двигателем может отображать и сохранять в памяти определенные неисправности, поддающиеся диагностике. Для облегчения работы по устранению неисправностей они отображаются в виде кодов. Коды сохраняются в памяти системы.
Существует два типа диагностических кодов:
Коды неисправностей электронной системы управления двигателем информируют водителя о проблемах в системе управления двигателем, которые необходимо устранить.
Коды защиты двигателя и информирования сообщают, что система управления обнаружила, что состояние двигателя выходит за пределы нормального рабочего режима.
Все имеющиеся в памяти коды неисправностей могут быть активными (имеется ошибка в работе двигателя в данный момент) или неактивными (в определенный момент была ошибка в работе двигателя, но сейчас она отсутствует).
Сигнал «СТОП» — красного цвета (см. поз.7 на рисунке 7),его включение означает, что двигатель необходимо остановить, как только это можно будет сделать, не подвергаясь опасности. Двигатель должен оставаться выключенным до устранения неисправности.
«Предупреждающий сигнал» — желтого цвета (см. поз. 5 на рисунке 7).Его включение означает, что неисправность нужно устранить при первой возможности.
При отображении кодов неисправностей, связанных с техническим обслуживанием, как, например, наличие воды в топливе или истечение интервала смены масла, желтый предупреди-тельный сигнал мигает в течение 30 секунд после того, как замок зажигания переведен ключом в положение ВКЛ. Примечание — в зависимости от производителя оборудования, цвет и название ламп могут меняться.
Коды неисправностей можно узнать, как минимум, двумя разными способами:
При помощи электронного прибора для обслуживания автобуса или просмотрев коды в виде световых сигналов. Чтобы просмотреть активные коды неисправностей системы питания топливом с электронным управлением или системы защиты двигателя, переведите выключатель стартера в положение ВЫКЛи установите выключатель диагностической системы в положение ВКЛ.
Поверните выключатель стартера в положение ВКЛ. Если в памяти системы отсутствуют ак-тивные ошибки, обе сигнальных лампы включатся, и будут гореть ровно.
Если в памяти системы имеются активные ошибки, обе сигнальных лампы загорятся и начнут мигать, выдавая коды имеющихся неисправностей.
Коды неисправностей выдаются в следующем порядке.Вначале мигает предупреждающий (желтый) сигнал.
Затем, после короткой паузы в одну — две секунды, сигнал «СТОП» (красный)выдает номер текущего кода неисправности. После каждой цифры делается пауза в одну — две секунды.
После того, как красный сигнал выдал номер кода, снова загорается желтый сигнал. Сигнальные лампы повторяют каждый код дважды, прежде чем перейти к следующему. Для того чтобы сразу отобразить следующий код, на секунду переведите рычажок выключателя «понижение — повышение» (если он имеется) в положение «+» (повысить).
Можно вернуться к предыдущему коду, на секунду переместив рычажок переключателя (если он имеется) в положение «-» (понизить).
Если в памяти системы имеется только одна активная ошибка, будет постоянно выдаваться один и тот же код, независимо от положения переключателя на понижение или повышение.
ВНИМАНИЕ!
1) Расшифровка кодов и способы устранения неисправностей даны в разделе «TF» Руководства “CUMMINS”.
2) Во время работы двигателя переключатель(см. поз. 1 на рисунке 7), диагностической системы должен быть в положении ВЫКЛ,чтобы были зарегистрированы все ошибки.
Замыкание контактов выключателя диагностической системы дает системе сигнал о том, что водитель запрашивает коды активных ошибок, сохраненных в памяти системы.
1) Когда система получает сигнал от выключателя, красная и желтая сигнальные лампы включаются и начинают мигать, если в памяти системы имеются активные ошибки.
2) Если обе лампы горят ровно и не мигают, это означает, что активные ошибки отсутствуют. Примечание: для проведения диагностики автобус должен быть остановлен. Если зарегистрировано движение, коды неисправностей не отображаются.
Устанавливайте выключатель диагностической системыв положение ВЫКЛ, когда диагностическая система не используется.
Примечание — указанные в таблице позиции относятся к рисунку 7 — Кронштейн управления и индикации двигателя ф. “CUMMINS”, мод. 740.65-240 и 740.62-280 (см. раздел «Органы управления» настоящего Руководства).
Не работает педаль газа из-за электропроводки
Второй бригаде достался аналогичный случай, только в ближайшем Подмосковье. На этот раз КАМАЗ с неработающей педалью газа. Мелкая неприятность также заключалась в моторном жгуте, который благополучно отремонтировали. Надо сказать, что наши мастера работают быстро и аккуратно и если у клиентов и появлялась тень сомнения, то только из за скорости выполнения нашей работы. Все четко, быстро и грамотно. Труд наших специалистов особенно ценен.
Проблема с электропроводкой
Второй бригаде достался аналогичный случай, только в ближайшем Подмосковье. На этот раз КАМАЗ с неработающей педалью газа. Мелкая неприятность также заключалась в моторном жгуте, который благополучно отремонтировали. Надо сказать, что наши мастера работают быстро и аккуратно и если у клиентов и появлялась тень сомнения, то только из за скорости выполнения нашей работы. Все четко, быстро и грамотно. Труд наших специалистов особенно ценен.
- В наличии
- Опт / Розница
- 13.10.19
Запчасти для спецтехники, коммунальных и дорожных машин, диски щеточные, подкат стальной, тупсу, запчасти на катки ДУ-98, ДУ-47, погрузчик ТО-28, ТО-18, Мицубер, грейдер ДЗ-98, ДЗ-122, ДЗ-143.
- В наличии
- Опт / Розница
- 13.10.19
Запчасти для спецтехники, коммунальных и дорожных машин, диски щеточные, подкат стальной, тупсу, запчасти на катки ДУ-98, ДУ-47, погрузчик ТО-28, ТО-18, Мицубер, грейдер ДЗ-98, ДЗ-122, ДЗ-143.
Неисправности: причины и что делать
Основные неисправности, при которых нужен ремонт КамАЗа:
- Трудности при переключении передач, включение реверса сопровождается скрежетом. Для устранения поломки рекомендуется провести регулировку свободного хода муфты и механизма выключения сцепления.
- Посторонний шум в корпусе делителя. Он может быть вызван повышенным уровнем давления в пневматической системе управления устройством, износом колец конусной формы, которые блокируют фаски пальцев и каретки. Необходимо отрегулировать клапан редукционного типа и заменить синхронизатор.
- Если происходит самопроизвольное выключение передач во время движения, нужно подтянуть крепления, провести внешний осмотр фиксаторов и при необходимости заменить износившиеся механизмы.
- Если появилась течь в устройстве трансмиссии, следует произвести замену сальников, промыть сапуны, заменить износившиеся прокладки и подтянуть крепежные элементы.
- Если перестали включаться передачи в делителе, необходимо провести регулировку клапанов и промыть дроссель.
Коды ошибок
Электронная система управления — коды ошибок КамАЗа с двигателем Камминз (Евро-4):
111 | Нестабильная работа модуля, который управляет силовым агрегатом. |
143 | Пониженный уровень давления масляной жидкости. |
146 | Повышенная температура охлаждающей жидкости. |
214 | Перегрев масла в системе. |
12 | Неисправность датчика температуры воздуха. |
SPN 132 FMI 3 | Слишком большой расход топлива при трогании транспорта с места. |
35 | Сбои в системе круиз-контроля. |
23 | Неправильное положение педали газа и тормоза. |
27 | Выход из строя рулевой рейки. |
42 | Превышено допустимое количество холостых оборотов двигателя. |
54 | Высокий уровень напряжения в бортовой сети. |
55 | Нестабильная работа блока управления ЭБУ. |
43 | Сбои в работе спидометра. |
28 | Неисправность тормозной системы. |
18 | Некорректная работа распределительного вала. |
19 | Сбои в системе главного реле. |
428 | Сбои в показателях датчика топливной жидкости. |
595 | Превышено количество оборотов турбонаддува. |
281 | Неправильное положение клапанов ТНВД Bosch. |
422 | Недостаточное количество охлаждающей жидкости. |
245 | Пониженный уровень давления в цепи управления вентилятором. |
598 | Небольшое напряжение в цепи генераторной установки. |
1139 | Нестабильная работа форсунки №1. |
441 | Низкий заряд аккумуляторной батареи. |
442 | Перезаряд аккумулятора. |
325 | Расход топлива не соответствует скорости движения автомобиля. |
434 | Пропало питание сети. |
2266 | Некорректная работа пускового насоса. |
687 | Занижено количество оборотов турбонагнетателя. |
126 | Ошибка датчика температуры рабочей жидкости. |
Сброс газа электроникой
Причиной сброса педали газа системой электроники может стать выход из строя датчика оборотов силового агрегата или нарушение целостности электрической проводки.
Для устранения этой поломки необходимо выполнить следующие действия:
- Установить транспортное средство на специальную платформу для проведения ремонтных работ.
- Отключить все датчики и колодки.
- Ослабить крепежные элементы.
- При помощи мультиметра измерить показатели электронной системы и сравнить их с нормами, прописанными в руководстве по ремонту и эксплуатации КамАЗа.
- Демонтировать жгут.
- Убрать провода и вытянуть кабель.
- Заменить провода на новые, распаять место разъема под педалью сцепного механизма.
- Восстановить дроссельную заслонку.
- Установить на место кабель.
- Закрутить крепежные детали.
- Подключить датчики и колодки.
- Замерить показатели датчиков мультиметром.
- Запустить силовой агрегат и проверить исправность педали и электронной системы.
Ремонт
Если с педалью появились какие либо проблемы, тогда поможет только полная замена узла. Но прежде чем что-то менять, стоит выявить причину неисправности. Для этого можно воспользоваться проверкой с мультиметром.
Можно разъединить датчики и колодку, демонтировать педаль. Проверяют сопротивление – при нажатии на газ оно должно медленно меняться. Скачки показателей говорят о неисправностях.
Но иногда ремонт возможен – например, повреждена проводка. При обнаружения дефекта с проводкой можно использовать следующую схему.
Правильная настройка
Настройка электронной педали газа на разных моделях автомобиля отличается, так как хотя и используется один принцип, но конструкция бывает разной. Поэтому лучше по своей модели поискать информацию в интернете. Рассмотрим для примера, как это делается для автомобилей Lada, отличия у них небольшие:
- Снять педаль с кронштейна.
- Ослабить винты, которые держат крышку. Один из них фиксирует положение крышки, его надо совсем выкрутить.
- Повернуть крышку по часовой стрелке до упора и снова затянуть винты.
Это делает педаль более отзывчивой. Некоторые отмечают, что она начинает срабатывать практически так же быстро, как механическая. Может улучшиться работа двигателя в целом, трогаться с места автомобиль начинает без рывков. Отмечаются и другие улучшения. Если требуется, наоборот, понизить чувствительность, крышку надо поворачивать против часовой стрелки. Автомобиль становится более «задумчивым». По такому же принципу регулируется педаль газа многих других моделей, но там есть свои конструктивные особенности. В интернете встречаются советы по модернизации внутреннего устройства – подкладыванием разных прокладок под рычаг и т.п. Так делать нельзя, так как эти прокладки могут отвалиться и попасть на контакты или заклинить рычаг, отчего автомобиль может потерять управление.
Регулировка
Процесс регулировки на разных моделях авто может различаться, так как разные производители используют механизмы разной конструкции. Но для настройки можно применять одинаковый принцип. Что касается конкретной модели, то лучше заранее найти информацию по нему.
Для начала регулировки первым делом необходимо демонтировать педаль с удерживающего кронштейна. Далее ослабляют винты, крепящие крышку. Одни винт удерживает крышку в определенном положении – его следует выкрутить полностью. Крышку поворачивают в сторону по часовой стрелке до конца, затем снова затягивают винты.
Данная регулировка позволит сократить время реакции педали. Некоторые автовладельцы отмечают что после таких регулировок скорость срабатывания можно даже сравнивать с механической педалью. Регулировка позволяет улучшить работу мотора, улучшить начало движения с места.
В тех случаях, когда нужна педаль с низкой чувствительностью, необходимо вращать крышку в обратную сторону – против часовой стрелки. Машина начинает реагировать на нажатия не так быстро.
Иногда можно встретить и вредные советы по регулировке –водители советуют подкладывать прокладки под рычаг. Это неверный подход. Иногда подкладки попадают под контактные площадки в потенциометре, а машина в результате может потерять управление.
Преимущества и недостатки электронной педали
Когда это устройство создали, речи об удобстве для водителя не шло. Просто оно позволяло повысить экологичность автомобиля и освобождало место от тросиков и прочей механики, что позволяло упростить конструкцию. Но прошло немало времени, и теперь электронный вариант можно встретить практически во всех автомобилях. За этот период выявились все преимущества и недостатки.
Но есть и недостатки:
- Невозможность ремонта. При поломке любого блока – самой педали, ЭБУ, или узла управления заслонкой, менять придется весь блок.
- Задержка в срабатывании одновременно и преимущество. Но некоторым водителям не нравится, что от момента нажатия на педаль до набора оборотов проходит некоторое время. Хотя большинству это не мешает. Эта проблема часто решается просто регулировкой.
- Мягкое нажатие – практически не ощущается сопротивление. Некоторым это не нравится, особенно тем, кто привык «чувствовать машину».
Недостатки не очень существенные. Самый серьезный – первый, но надо учитывать, что в целом это устройство гораздо надёжнее механического с тросиком. Поэтому ломается оно намного реже.