Двигатель КамАЗ-740: технические характеристики, регулировка клапанов, как выставить зажигание

Рубрика: КАМАЗ

  • Описание цилиндров КамАЗ
  • Внутренние процессы
  • Расположение цилиндров Камаз
  • Регулировка клапанов Камаз
  • Подготовка автомобиля Фиксация поршня основной камеры вверху
  • Настройка зазоров
  • Настройка клапанов КамАЗ 740, 6520, 5511 и других модификаций:
  • Проверка правильности
  • Правильный подход в принятии нестандартных решений, сделало моторы надёжными, а применение изобретателями ряда технических приёмов — узнаваемыми. К таким характеристикам относится порядок работы цилиндров КамАЗ.

    На первый взгляд, показатель не значителен. Однако, детальное изучение вопроса, вносит ясность и понимание, что конструкция установки основана на том, какой порядок работы цилиндров двигателя КамАЗ. Разберёмся в характеристике детально.

    КамАЗ 44108:

    Описание цилиндров КамАЗ

    Последовательное чередование тактов в камерах двигателя, представляет собой порядок работы цилиндров КамАЗ 740 и других модификаций. При расчёте этого показателя уделяется внимание характеристикам, присущим блоку, а так же конструктивным особенностям детали, преобразующей усилие от шатунов в крутящий момент и детали, управляющей открытием и закрытием клапанов впуска и выпуска.

    Блок КамАЗ:

    Так, силовой агрегат КамАЗ с V-образной компоновкой блока. Конструктивная особенность остова, сдвиг левого ряда поршней относительно правого на 29,5 миллиметра. Такое расположение обусловлено креплением двух шатунов на одной шейке, действие деталей направлено в противоположные стороны. Таким образом, порядок действия цилиндров КамАЗ происходит по схеме 1х5х4х2х6х3х7х8.

    Конструкция коленчатого вала, упрощает изделие технологически, и одновременно увеличивает коэффициент полезного действия силовой установки. Вал укорочен, рассчитан на восемь поршней, которые крепятся к кривошипам, крепящимся на 4-х шейках. Слаженность механизма распределения газов, клапанов и кривошипов увеличивает потенциал мотора.

    Устройство

    Устройство данной модели мотора включает в себя следующие элементы:

    • ГРМ;
    • система питания, смазки и охлаждения;
    • ТНВД;
    • форсунки;
    • масляный насос;
    • гидромуфта.

    Двигатель

    У двигателя КамАЗ-740 следующий порядок работы цилиндров:1,5,4,2,6,3,7,8. Направление вращения коленчатого вала — правая сторона.

    Таблица размеров коленвала для этой модели мотора:

    1HP1P2P3P4
    Шейки коренного типа95,0-0,01594,594,093,593
    Шейки шатунного типа80,0-0,01379,57978,578,0

    Крутящий момент переходит на основные узлы при помощи прямозубых шестерен. На этих шестернях функционируют приводы системы, которая ответственна за распределение газа, насосы, компрессоры и гидроусилители.

    Мотор способен выдерживать работу даже в условиях низких температур. Рабочий диапазон: +35…+40°С.

    Устройство механизма, отвечающего за распределение газа внутри двигателя, включает в себя такие элементы, как:

    • распределительный вал, оснащенный шестернями;
    • толкатели, у которых имеются направляющие;
    • штанга;
    • коромысло, оснащенное винтами регулировочного типа;
    • контргайки;
    • впускные и выпускные клапаны, на которых установлены пружины;
    • крепление;
    • привод вала распределительного типа;
    • втулка подшипника;
    • шайба;
    • тарелка пружины.

    Газораспределительный механизм выполнен полностью из надежного стального сплава. ГРМ имеет 5 шеек опорного типа и 16 кулачков.

    Расположение цилиндров Камаз

    Правильное понимание принципа работы силовой установки зависит от того, какая нумерация цилиндров КамАЗ. Эта процедура утверждена Европейским регламентом. Согласно договорённостям, производитель обязан маркировать камеры выпускаемой продукции, начиная с правой передней. Зная, где находится первый цилиндр на КамАЗе, его называют главным, регулируются клапана.

    Расположение цилиндров КамАЗ 740 схема:

    Форсунки, подающие заряд смеси в объём камеры, маркируются в паре с обслуживаемым цилиндром. Основной распылитель крепится к основному цилиндру. Маркировка КамАЗ 740 проводится в следующем порядке: правая линия камер — с первой по четвёртую; левая линия камер – с пятой по восьмую. Отсчёт в рядах ведётся от передней части машины. Эта информация пригодится при настройке мотора, в случае, если произведена замена топливной помпы. Регулировка впрыска рабочей смеси в камеру без этой информации невозможна. Кроме того, показатель влияет на настройку механизма распределения газов.

    Внутренние процессы

    Функционирование установки КамАЗ связано с протекающими в камере процессами. Действия происходят в определённой строгой последовательности с периодическим повторением в каждом цилиндре. Сумма процессов — рабочий цикл, состоящий из периодов распределения газов.

    За одну последовательность рабочих процессов в цилиндре выполняется один поджог горючего. Период задержки, от одной вспышки до другой, влияет на плавность хода силового агрегата. Чем меньше промежуток, тем меньше колебания при работе мотора. Плавность зависит и от того, сколько цилиндров в КамАЗе. В нашем варианте речь идёт о восьми камерах. Это рациональное число, поскольку большое количество камер ведёт к большему промежутку между вспышками и резкой работе мотора. В то же время, недостаточное количество камер не даёт необходимой мощности.

    Подготовка автомобиля

    Машина, над которой проводятся манипуляции, размещается на ровной поверхности. Водительская кабина откидывается и фиксируется. Демонтируется верхняя часть механизма распределения газов, отключается помпа.

    КамАЗ 43118:

    Приборы:

    • Ключи: рожковый на 13, кольцевой на 14;
    • Отвёртки;
    • Стальной стержень;
    • Комплект измерительных пластин.

    Фиксация поршня основной камеры вверху

    • Проконтролировать, силу фиксации крепления головок камер;
    • Устройство стопора маховика переместить вниз;
    • Демонтируйте защитную пластину кожуха маховика;
    • Стальной стержень введите в отверстие маховика, поворачивайте по часовой стрелке до стопора изделия.Положение – начало впрыска смеси (цилиндр первый).

    Фиксатор маховика, двигатель КамАЗ:

    Настройка зазоров

    • Проверните маховик (2 отверстия — 60°, каждое по 30°);
    • Настройте промежутки первой пары камер (1-я и 5-я). Кольцевым ключом на 14 отпустите гайки
    • регулировочных винтов. Пластиной 0,3 отрегулируйте клапан впуска, пластиной 0,4 – выпуска.
    • Зафиксируйте гайку, усилие 33-41 Нм.
    • Настройте промежутки в камерах с первой по восьмую.

    Настройка клапанов КамАЗ 740, 6520, 5511 и других модификаций:

    • 180 градусов – 4-я, 2-я;
    • 180 градусов – 6-я, 3-я;
    • 180 градусов – 7-я, 8-я.

    Регулировка зазоров КамАЗ:

    Технические характеристики

    Двигатель КамАЗ-740 — технические характеристики:

    ВидЧетырехтактный
    Количество цилиндров8
    Угол развала90°
    Диаметр цилиндров, см12
    Ход поршневой части, см12
    Рабочий объем двигателя, л11
    Уровень сжатия17
    Мощность мотора210 л. с.
    Наибольший крутящий момент, Нм650
    Двигатель весит, кг750
    Масса коробки со стартером, кг760
    Количество клапановПо 2 на каждом цилиндре
    Параметры, м1*0,9*0,95
    Система подачи питанияТНВД

    Дополнительные характеристики двигателя КамАЗ-740:

    1. Воспламенение происходит за счет сжатия.
    2. Система охлаждения — жидкостная.

    Градусное положение выпускного и впускного клапанов в различных фазах газораспределения:

    • открытая — 13 и 66°;
    • закрытая — 49 и 10°.

    Двигатель

    ДВИГАТЕЛЬ На автомобили КАМАЗ устанавливаются двигатели моделей КАМАЗ-740.10; КАМАЗ-7403.10 или КамАЗ-740.11-240. Особенности конструкции, технического обслуживания и ремонта двигателей КАМАЗ-740.10 и КАМАЗ-7403.10 изложены в настоящем руководстве. Особенности конструкции, технического обслуживания и ремонта двигателей КАМАЗ-740.11-240 изложены в руководстве по эксплуатации 740.11-3902006. Рис. 1. Продольный разрез двигателя КамАЗ-740.10: 1 – генератор; 2 – насос топливный низкого давления; 3 – насос топливоподкачивающий ручной; 4 – насос топливный высокого давления; 5 – муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива; 6-полумуфта ведущая привода топливного насоса высокого давления; 7-патрубок соединительный впускных воздухопроводов; 8 – фильтр тонкой очистки топлива; 9 – вал кулачковый; 10 -маховик; 11 – картер маховика; 12-пробка сливная; 13-картер двигателя; 14-вал коленчатый; 15 – насос масляный; 16 – валик привода ведущей части гидромуфты; 17 – шкив привода генератора; 18-крыльчатка вентилятора Рис. 2. Поперечный разрез двигателя КамАЗ-740.10: 1 – фильтр полнопоточный очистки масла; 2 – горловина маслозаливная; 3 -указатель уровня масла; 4 – фильтр центробежный масляный; 5 -коробка термостатов; 6 – рым-болт передний; 7 – компрессор; 8 -насос гидроусилителя рулевого управления; 9 – рым-болт задний; 10 – труба водяная левая; 11 – свеча факельная; 12- воздухопровод впускной левый; 13 – форсунка; 14 – скоба крепления форсунки; 15 – патрубок выпускного коллектора; 16 – коллектор выпускной Рис. 3. Двигатель КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом: 1 – коллектор выпуск­ной; 2 – стартер; 3 – крышка головки цилиндра; 4 – картер масляный; 5 -кронштейн рычага переключения пе­редач; 6 – насос водяной; 7 – крыльчат­ка вентилятора; 5 – ремни привода; 9 -фильтр центробежный масляный; 10 -генератор; 11, 25 – кронштейны; 12-рычаг переключения передач; 13 -патрубок объединительный; 14 – крыш­ка регулятора топливного насоса высо­кого давления; 15, 22 – свечи факель­ные; 16 – клапан электромагнитный; 17, 23 – коллекторы впускные; 18 -фильтр тонкой очистки топлива; 19 -компрессор; 20,26 – турбокомпрессоры; 21 – бачок насоса гидроусилителя руле­вого управления; 24 – патрубок

    Двигатели КАМАЗ-740.10 и КАМАЗ-7403.10 имеют следующие конструктивные особенности: —поршни, отлитые из высококремнистого алюминиевого сплава, с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки; —гильзы цилиндров, объемно закаленные и обработанные плосковершинным хонингованием; —поршневые кольца с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей; —трехслойные тонкостенные сталебронзовые вкладыши коренных и шатунных подшипников; —закрытую систему охлаждения, заполняемую низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автомати ческим регулированием температурного режима,гидромуфтой привода вентилятора и термостатами; —высокоэффективную фильтрацию масла, топлива и воздуха бумажными фильтрующими элементами; —электрофакельное устройство подогрева воздуха, обеспечивающее надежный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до минус 25 С.

    Рис. 4. Схема нумерации и порядок работы цилиндров: 1. 8 – цилиндры; I – правый ряд; II – левый ряд

    БЛОК ЦИЛИНДРОВ И ПРИВОД АГРЕГАТОВ Блок цилиндров отлит из легированного серого чугуна заодно с верхней частью картера. Картерная часть блока связана с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками, что придает прочность конструкции. Для увеличения продольной жесткости наружные стенки блока выполнены криволинейными. Бобышки болтов крепления головок цилиндров представляют собой приливы на поперечных стенках, образующих водяную рубашку блока.

    Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой на одной кривошипной шейке коленчатого вала двух шатунов.

    Спереди к блоку крепится крышка, закрывающая гидромуфту привода вентилятора, сзади — картер маховика, который служит крышкой механизма привода агрегатов, расположенного на заднем торце блока. Гильзы цилиндров «мокрого» типа легкосъемные, изготовлены из специального чугуна, объемно закалены для повышения износостойкости. Зеркало гильзы обработано плосковершинным хонингованием для получения сетки впадин и площадок под углом к оси гильзы. Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы. В соединении гильза — блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части два кольца установлены в расточки блока.

    Рис. 5. Шестерня привода генератора: 1 – болт М12х1,25×90 крепления роликового подшипника; 2, 21 – шестерни промежуточные; 3-болт; 4 – шайба пружинная; 5-манжета; 6-корпус заднего подшипника; 7-прокладка; 8 – сухарь; 9 – вал шестерни привода топливного насоса высокого давления; 10, 20 – шпонки; 11, 15 – подшипники шариковые; 12 – шестерня привода топливного насоса высокого давления; 13-вал распределительный в сборе с шестерней; 14 -шайба упорная; 16 – ось ведущей шестерни; 17 – шайба; 18 – болт MIOxl,25×25; 19 – подшипник роликовый конический двухрядный; 22 – кольцо упорное; 23 – кольцо стопорное; 24 – шестерня ведущая коленчатого вала

    Привод агрегатов (рис. 5) шестереночный с прямозубыми шестернями, газораспределительный механизм приводится в действие от ведущей шестерни 24, установленной с натягом на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен 2 и 21. Блок промежуточных шестерен вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике 19. Шестерня распределительного вала 13 установлена на хвостовик вала с натягом. При сборке надо следить, чтобы метки на торце шестерен, находящихся в зацеплении, были совмещены. Привод топливного насоса высокого давления осуществляется от шестерни 12, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение к топливному насосу высокого давления передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность.

    С шестерней 12 привода топливного насоса находятся в зацеплении шестерня привода компрессора и шестерня привода насоса гидроусилителя руля. Моменты затяжки болтов 18 крепления оси промежуточных шестерен 49,1. 60,8 Н-м (5. 6,2 кгс.м), болта 1 крепления роликоподшипника 88,3. 98,1 Н-м (9. 10 кгс.м).

    История создания[править | править код]

    Прототип будущего КамАЗ-5320 разрабатывался на ЗИЛе и назывался ЗИЛ-170. Первый ЗИЛ-170 построен в 1968 году. На нём стоял двигатель Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗИЛ-170 прошёл первые испытания на участке Углич — Рыбинск. Но после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах» дальнейшую разработку и последующую сборку ЗИЛа-170 решили перенести на КамАЗ. Тогда же название машины поменяли на КамАЗ-5320. Первый опытный КамАЗ-5320 сошёл с конвейера в 1974 году.

    Первые серийные КамАЗы сошли с конвейера 16 февраля 1976 года. По традиции тех лет грузовики из первой партии украсили лозунгом «Наш подарок XXV съезду КПСС».

    На базе КамАЗ-5320 созданы седельный тягач КамАЗ-5410, самосвал КамАЗ-5511, удлинённый бортовой грузовик КамАЗ-53212, шасси КамАЗ-53213, а также семейство двухосных аналогов (удлинённый КамАЗ-5325 и базовый КамАЗ-4325 бортовые, самосвал КамАЗ-43255, седельный тягач КамАЗ-4410). Производство первых двух моделей семейства 5320 началось в 1977 году, остальных — позже. Все модели этого семейства имели схожую конструкцию и во многом унифицированы.

    Обслуживание и ремонт

    В руководстве по ремонту прописано, как самостоятельно можно устранить некоторые неисправности в работе двигателя, а также периодичность проведения технического обслуживания.

    До окончания срока гарантийного талона не рекомендуется разбирать мотор самостоятельно, иначе пропадает возможность починки по гарантии.

    В период постоянной эксплуатации необходимо:

    1. Проводить ежедневное техническое обслуживание, т. е. проверять уровень масла и загрязненности.
    2. Проводить ТО 1 после 5000 км пробега транспортного средства.
    3. Проводить ТО 2 после 14800 км пробега.
    4. Проводить подготовительные работы перед эксплуатацией в зимний и летний периоды.

    Технологическая карта разборки

    Для разборки рекомендуется воспользоваться поворотным стендом Р-770.

    Технологическая карта разборки мотора 740:

    1. Снять крышку корпуса и отсоединить положительный и отрицательный выводы аккумулятора.
    2. Поднять облицовочную часть кабины и снять буфер.
    3. Наклонить кабину на 60°.
    4. От генератора отключить вывод проводов и штекер.
    5. Отсоединить все датчики.
    6. Демонтировать воздухопровод.
    7. Выкрутить болты крыльчатки вентилятора и снять ее.
    8. Отсоединить питающий и дренажные топливопроводы.
    9. Очистить систему охлаждения от лишней жидкости.
    10. Слить масляную жидкость из картера двигателя.

    Ремонт двигателя

    Цена на капитальный ремонт двигателя КамАЗ-740 стартует от 40 тыс. рублей.

    Возможные сбои в работе и способы их устранения:

    1. Мотор не запускается. Это может быть связано с наличием воздуха в системе питания. Необходимо устранить негерметичность и прокачать систему.
    2. Мотор работает не на полную мощность. Нужно заменить элементы фильтрующей очистки, промыть фильтр грубой очистки, подтянуть гайки в топливных трубах.
    3. Посторонний шум во время работы. Следует проверить болты крепления корпуса турбины, осмотреть двигатель на наличие задеваний роторной части при крайнем положении, отдать турбокомпрессор на ТО.

    Как отрегулировать клапана

    Для того чтобы отрегулировать клапаны, необходимо установить транспортное средство на смотровую канаву или ровную поверхность.

    Порядок регулировки клапанов на двигателе КамАЗ:

    1. Снять крышку с цилиндра и проверить затяжку болтов крепления.
    2. Установить фиксирующий маховик в нижнее положение.
    3. Снять крышку люка ГРМ и установить его в положение входа пружины в зацепление с маховиком.
    4. Проверить затяжку гаек на коромысле цилиндра.
    5. Провернуть коленвал на 60° от второго отверстия в маховике.
    6. По порядку выполнить регулировку клапанов на 180° в два приема: в первом и пятом, четвертом и втором, шестом и третьем, седьмом и восьмом.

    Ремонт и регулировка ТНВД

    Для того чтобы выполнить ремонт ТНВД КамАЗа-740, необходимо разобрать насос:

    1. Снять заглушки.
    2. Отвернуть кольцевую гайку и спрессовать муфту.
    3. Убрать пломбу и снять защитные кожухи.
    4. Снять гайки с пружинных шайб задней крышки.
    5. Убрать стопорное кольцо и кулачковый вал.

    Ремонт системы питания двигателя может заключаться в регулировке форсунок:

    1. Установить деталь на стенд.
    2. Проверить уровень давления при начале подъема иглы. В случае необходимости выполнить регулировку.
    3. Изменить общую толщину регулировочных шайб, которые установлены под пружиной.
    4. Установить форсунку обратно и проверить уровень давления.

    Как выставить зажигание

    Для того чтобы выставить зажигание, необходимо правильно вычислить угол, в противном случае мотор будет работать некорректно.

    Порядок установки зажигания:

    1. Расположить отметку на ТНВД.
    2. Поворачивать мотор до тех пор, пока отметка не совпадет с риской.
    3. Привести поршень в фиксированное положение при помощи стопорного элемента.
    4. Определить, в каком положении начинается процесс сжатия в цилиндрической части механизма.
    5. Опустить стопор, чтобы стопорная запчасть вошла в отверстие. Маховик нужно вращать при помощи специального рычага.
    6. Ослабить болты крепления насосного привода и совместить отметку с крайней частью указательной детали.

    Какое масло лить

    Рекомендуется заливать масло в двигатель 740 следующих марок: KAMAZ SAE 15W40 API CI-4/SL К10-40.50, Лукойл-Супер (SAE 15W-40, CE/SG).

    Для того чтобы определиться с тем, какое масло лить, нужно знать, в каких условиях будет эксплуатироваться транспортное средство. Объем масла в дигателе не должен превышать 35 л.

    Руководство по замене масла в двигателе КамАЗ-740:

    1. Прогреть мотор.
    2. Слить остатки масляной жидкости.
    3. Промыть систему, картерный поддон, маслозаборник и сапун вентиляции.
    4. Залить новую масляную жидкость до максимальной отметки.
    5. Проверить уровень давления масла.

    Инструмент требующийся для регулировки клапанов

    Здесь, опишу стандартный метод регулировки клапанов на двигателе ЯМЗ-238. Чтобы выполнить данную операцию, вам понадобится следующий инструмент

    :

    1. Ключ на 30 (желательно накидной) с возможностью надеть на него усилитель из трубы;
    2. Отвертки с широким шлицом;
    3. Накидной ключ на 17;
    4. Щуп на 0,25 мм.

    Также, желательно иметь канаву для проворачивания коленчатого вала. Однако, если ее нет в наличии, то вполне можно обойтись и без нее, хоть и будет это несколько не удобно.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]