Советская техника отличается не только качественной сборкой и высокой эффективностью, но и универсальностью применения, благодаря чему автомобили могли использоваться во многих сферах производства. В этой статье мы рассмотрим автокран ЗИЛ 130, разработанный на базе популярной модели советского грузового автомобиля.
Завод имени Лихачёва выпускал автокран ЗИЛ 130 в четырёх модификациях
История и модификации
Для начала стоит отметить, что производство машин началось ещё в середине 50-х годов прошлого века на заводе Лихачёва. За почти пятьдесят лет существования советской марки было выпущено множество различных моделей и вариантов модификаций ЗИЛ 130, получивших широкое применение во многих хозяйственных сферах. В 70-х годах автомобиль даже был удостоен награды «Государственный знак качества», за которую боролись многие известные машиностроительные заводы.
Рассматривая непосредственно автокран ЗИЛ 130, необходимо сказать, что его разработки начались в начале 60-х годов, а первая модель получила название КС 2571А. По оценкам руководства завода именно кран этой серии являлся наиболее популярным строительным приспособлением не только в Советском Союзе, но и во многих странах на постсоветском пространстве. Производство спецтехники завершилось примерно в начале девяностых годов после распада СССР из-за нехватки финансирования, но даже старые модели автокрана продолжали пользоваться большой популярностью среди строителей.
На базе автомобиля ЗИЛ 130 было создано немало дополнительных устройств, которые предназначались как для строительных работ, так и для пожарной, медицинской и сельскохозяйственной сферы. Что касается автокрана, то он также имеет несколько модернизированных вариантов.
Давайте рассмотрим их подробнее:
- Наиболее популярной серией считается КС-2571, куда входят модели КС-2571А на базе ЗиЛ-433362 и КС-2571А-1, основой которого стал ЗиЛ-431412.
- Модель КС-2571Б была выпущена на базе ЗиЛ-433362 с дополнительной силовой установкой. Стоит отметить, что этот автокран был разработан на Ставропольском автомобильном заводе и является последним краном серии КС.
Предназначение и функции
Прежде всего, строительная техника прекрасно передвигается по бездорожью и преодолевает труднопроходимые местности. Особенно часто автокран ЗИЛ 130 использовали для перевозки тяжёлых грузов в плохую погоду, когда обычные автомобили не могли выполнить поставленные задачи. Все машины, на которых базируется автокран, оснащены восьмицилиндровым мотором с мощностью 110 л.с. в зависимости от модели.
Обязательно почитайте: Технические характеристики КС 45721
Одним из основных преимуществ агрегата является адаптация под российские реалии, благодаря чему автомобиль легко маневрирует между строительными сооружениями и комфортно передвигается по дорогам. Предназначение кранов КС на самом деле гораздо шире и он используется не только в строительной сфере, но и, например, пожарными службами. На сегодняшний день МЧС некоторых стран продолжают эксплуатировать советские агрегаты, отмечая их выносливость и эффективность.
Автокран эффективно работает при низких температурных показателях
Сравнивая КС-2571 с другими аналогичными моделями того времени, стоит отметить высокий показатель грузоподъёмности, который составляет шесть тонн. Ни один среднетоннажный грузовик не мог похвастаться схожими результатами продуктивности, уступая агрегату, как по мощности, так и по другим характеристикам.
Важным преимуществом автокрана можно выделить все базовые возможности ЗИЛ 130, которые дополнительно расширяются благодаря специальным установкам. То есть, покупая кран, вы получаете одновременно качественный грузовой автомобиль, предназначенный для эксплуатации в различных сферах.
Что касается области применения, то серию КС вполне можно использовать в городских условиях и в отдалённых труднодосягаемых местностях. Автокран неприхотлив в ремонте и не требует постоянного технического обслуживания, а при правильном обращении прослужит не один десяток лет.
Технические характеристики
Для начала стоит отметить двигатель автомобиля, который, несмотря на внушительные габариты, всё равно может передвигаться с приличной скоростью. В зависимости от модели максимальный показатель скорости достигает 70 км/час при максимальной загрузке. Как и все аналогичные модели, автокран ЗИЛ 130 оснащён восьми цилиндровым двигателем, работающим на бензине А-76. Предельная высота опускания стрелы равняется восемь метров, а высота подъёма почти пятнадцать. Дополнительно агрегат имеет специальное крановое оборудование, с помощью которого производится захват груза и его перемещение на требуемую высоту.
Важно запомнить: ранние модели ЗИЛ 130 имеют механический привод и совершенно непригодны для современных условий, но более новые машины оснащены гидравлическим устройством и улучшенными показателями грузоподъёмности.
Обязательно почитайте: Автокраны Галичанин: модельный ряд, технические характеристики
Всего существуют три типа приводов двигателя, которыми оборудован автокран ЗИЛ 130: механический, гидравлический и электрический. Как вы поняли, наиболее качественным и выносливым является гидравлический привод, встречающийся в следующих сериях: КС2561-К; КС2561-К1; КС2561-Е.
Автокран практически не требует ремонта и дополнительного обслуживания
Главным рабочим устройством автомобиля считается стрела выдвижного или не выдвижного вида, работающая за счёт пневмоцилиндров и специального стрелового каната. Регулировать мощность оборудования можно при помощи встроенного редуктора или обыкновенной коробки передач.
Давайте теперь рассмотрим основные внутренние технические характеристики крана. Максимальная длина выпускаемой стрелы составляет одиннадцать метров, а минимальная 7,3 м. В то же время вылет стрелы равняется от 1,9 до 10,2 метра. Что касается мощности двигателя, например, на модели КС 2571А, то она составляет 110 кВт. Все автокраны КС разработаны на базе ЗИЛ 130 и имеют схожие габариты: длину девять метров, ширину два с половиной метра и высоту чуть больше трёх метров. Общая масса агрегата не превышает 11 тонн.
Автокран на базе ЗИЛ-130 и его технические характеристики
В сочетании с рассматриваемой моделью, как пишут во многих книгах, может быть использован автокран КС-2561Е, грузоподъемность которого составляет 6,3 т. Такое устройство оснащено механическим приводом.
Шасси снабжено стабилизатором и торсионным валом.
Важно! Откидные выносные опоры оснащены пружинными балансирами, которые можно смонтировать, используя автомобильные домкраты. Для вращения опорно-поворотного устройства используют роликовую конструкцию.
В качестве главного стрелового оборудования применяется невыдвижной решетчатый элемент. Основная стрела имеет базовую длину 8 м, при этом вылет варьируется от 3,3 до 7 м.
Если использовать выносные опоры, то грузоподъемность составит 6,3 т, без таких дополнений – лишь 1,1 т. В движении модель может поднять до 1,6 т, при этом скорость поднимания составит от 0,97 до 13,1 м/мин.
Автокран ЗИЛ 130: особенности
В зависимости от высоты стрелы грузовик имеет разные показатели грузоподъёмности. В среднем тоннажность агрегата при высоте 2-8 метра составляет от двух до шести тонн, а при 6-14 метрах от 0,2 до 3 тонн. Собственно, алгоритм расчёта грузоподъёмности крайне прост: чем ниже высота, тем выше тоннажность. Дополнительным преимуществом является возможность увеличения показателя грузоподъёмности на некоторых моделях, например, КС-2571-А.
Многие эксперты особенно хвалят манёвренность автокрана, которой могут позавидовать даже современные западные марки. Технические возможности кранов КС позволяют свободно перемещаться по загруженным дорогам и в сжатых городских условиях, где существуют высокие риски столкновения с жилыми зданиями. Несмотря на высокий показатель скорости, автокран ЗИЛ 130 может перевозить габаритные грузы на длинные расстояния и параллельно выполнять некоторые другие функции.
Благодаря тому, что грузовой агрегат разрабатывался в период интенсивного технологического развития, в его основу легли некоторые механизмы, которые до сих пор считаются настоящим прорывом советского производства. В конструкцию автомобиля заложено новое на то время шасси и специальная стреловая установка. Эргономическое управление расположено наиболее удобным образом, позволяя держать все переключатели и приборы в пределах досягаемости одной руки.
Одним из самых популярных и выносливых автокранов считается модель КС-2751А-1
Что касается внешних характеристик автокрана, то все колеса защищены качественными шинами с дополнительными глубокими протекторами. Визуально автокран ЗИЛ 130 представляет собой обыкновенный грузовой автомобиль с особой силовой строительной установкой. Водительская кабина просторная и удобная, оснащена качественной системой кондиционирования и отопления, позволяя работать при любых погодных условиях.
Обязательно почитайте: Конструкция стрелы башенного крана
Подарок на ДР. ЛАЗ-690 на шасси ЗИЛ-164А от Херсон-Моделс
Оригинал взят у stevelar в Подарок на ДР.
ЛАЗ-690 на шасси ЗИЛ-164А от Херсон-МоделсРешение о производстве на ЛАЗе автокранов было принято в 1949 году. Причём в планах фигурировала цифра — 3000 автокранов ежегодно. Первые автокраны собственного изготовления Львовскому автобусному заводу удалось изготовить только в 1951 году. Это был автокран АК-32 грузоподъёмностью 3 тонны на шасси автомобиля ЗИС-150. Справедливости ради следует отметить, что это не была чисто ЛАЗовская модель, автокраны такого типа изготавливались многочисленными заводами по всему СССР, только в значительно меньших объёмах, чем это предписывалось ЛАЗу.
Фотографию взял отсюда. Благодаря главному конструктору ЛАЗа В.В. Осепчугову автокран АК-32 подвергся на ЛАЗе усовершенствованию: прежде всего это касалось унификации всех профилей и марок материалов используемых при производстве автокранов. В результате вес крана сократился более чем на 500 кг. Модернизированный кран получил наименование ЛАЗ-690 и серийно изготавливался с 1955 года сначала на шасси ЗИС-150, а потом на шасси ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А. Внешней отличительной особенностью автокранов ЛАЗ-690 можно считать перенесённое за кабину крепление запасного колеса автокрана. На ЛАЗ-690 устанавливались кабины крановщика двух типов (условно назовем их «ранняя» и «поздняя»). Кабины позднего типа в обязательном порядке имели фару наружного освещения на крыше. Информация отсюда.
;»>Наверное, на модели автокранов не может не обратить свое внимание никакой коллекционер, а потому сама по себе эта область достаточно интересна, хоть и более достаточно (как сейчас любят говорить) специфична. Другое дело, что они, помимо своей специфики, еще и весьма дороги, а потому игнорируются многими из собирателей. До сих пор, во всяком случае, именно этому принципу следовал конкретно я. Автокраны в песочнице были. В основном, конечно, это были модели скорострельной костромской конторы SSM. Красивы, но безусловно не бесспорны. Первым их краном был АК-75В (130), который они сделали с неподвластной обычному человеку логикой, то есть кран сотворили рабочим подъемно-поворотным (как крану и положено быть), однако по какому-то загадочному стечению обстоятельств обездвижили все это дело приклеенными тросами-нитками. Именно об этом поведал в своем посте коллега vessto. Вторым поделием конторы был КС-3575А (133ГЯ) в пересказе коллеги solmi74, к нему возникло немало вопросов. Далее эту же модель в ярком окрасе подробно описал коллега chaga. Немного прерываясь и отвлекаясь от костромских моделеделов, далее в одном из постов снова от коллеги vessto про некий кран на базе КрАЗ-250 указывалось не просто на разочарование (как было обозначено в заголовке), а не менее чем на кусок говна от рукожопых идиотов из Киммерии. Позже он же объединил все эти три крана в одном посте. Возвращаясь к SSM… О ЛАЗ-690 (164), у которого что-то такое было с положением стрелы, заметно отличающимся от такового на фотографиях прототипа, рассказывать в песочнице уже никто не стал. Видимо, хватило рассказов об особенностях тех кранов, что были упомянуты выше. Эта же участь постигла и АК-75 (164), о недостатках которого никто особо нигде не телеграфировал; также она накрыла и К-51 (МАЗ-200), сделанный подвижно-поворотно-подъемно-вращающимся, да и вообще практически волшебным (с ключиком под съемной панелькой на крановой установке!!!), особенно если просмотреть клип о его возможностях, однако эти возможности и стали его главной проблемой. Вот так вот, почитав интересную и полезную информацию, приходится стойко избегать моделей от SSM, ибо нарваться на подвох можно с гарантией proof. Модели от мастерских вроде тоже не хвалят (мягко говоря), но все же я рискнул. По традиции нелюбви к костромским и обратного чувства к мелкосерийным мастерским/мастерам. Долго собирался, наконец, приобрел себе на день рождения в окончание прошлого года ЛАЗ-690 автомобильный автокран на шасси ЗИЛ-164А. Видимо, по науке (по аналогии с костромским) он будет звучать как ЛАЗ-690 (164А), но не уверен.
Вид спереди будет выглядеть следующим образом: Чуть повыше. Четко различима нитка, из которой сделан трос, и опора стрелы: Модель все-таки осталась пыльной, хоть и пытался отряхнуть. Не знаю, насколько соответствует истине бампер (ниже, в конце поста, приводится фото трех авто на базе ЗИЛ-164 от различных поизводителей, у всех они разные). Решетка радиатора выполнена несквозной. Выштамповку завода-изготовмтеля частично скрывает блок стрелы, однако она вполне различима. Самое плохое, что сразу бросается в глаза — это головные габаритные огни. Они приклены асимметрично друг относительно друга: Вид сверху: Вид слева по ходу движения. Ручки водительской, да и пассажирской двери — заодно с самой дверью: Бензобак, запаска, левая передняя опора и, насколько понимаю, коробка отбора мощности. На раме — винты(?) крепления: Стрела статична: В кабине крановщика: На двери кабины имеется соответствующая декаль. Ручку дверцы кабины можно было и травленой сделать:В кабине — сигнальная лампа оранжевого цвета неизвестного мне назначения. Выполнена она достаточно большой, скорее всего, не в масштабе. Назначение бруса из красного пластика также непонятно:Общий вид сзади: В крановых установках не разбираюсь, за правдоподобность не скажу, однако лючки и все остальные элементы изображены весьма аккуратно: Еще одна декаль: Вся светотехника — красная краска. В правой паре светотехники правый крайний элемент (катафот?), несмотря на броневую упаковку, при распаковывании (а может, и упаковывании) оторвался и болтался на так называемой «сопле» пластика. Доклеил:Вид справа:Запасное колесо — со ступицей. Безобразие:
Вид снизу. Донышко вполне себе ничего такое: Очевидно, что формы у Х-М уже старые: «Автомобиль на службе», Херсон-Моделс, DIP-Models и ALF. Глаз цепляется за то, насколько уже, да и вообще меньше модель от Х-М: В три четверти сверху:
В условной пробке. Водители ПАЗа и ЗИМа на минуточку вышли: Модель автомобиля: ЛАЗ-690 автомобильный автокран на базе ЗИЛ-164А Период выпуска прототипа: 1956-1966 годы Производитель: Херсон-Моделс Дата выпуска: — Краткое мнение: первый кран в моей коллекции Оценка: Качество: 4,5 из 5. Дефекты отливки и асимметрично установленные головные габариты — минус 0,5. Детализированность: 4 из 7. Ручки дверей, несквозная решетка радиатора, ступица на запаске, задние габариты краской и донышко — минус 0,25 за каждую позицию. Декали — плюс 0,25. Итого: -1 балл. Соответствие прототипу: 3,5 из 5. Минус балл — за немаштабность. Еще полбалла — за крановой установки. Есть подозрения, что не все так гладко. Унаваемость: 2 из 2. Узнаваем. Харизма: 5 из 5. Разве может быть нехаризматичным автокран? Коробочка: 2 из 7. В соответствии с градацией. Итого: 19 из 31. Как у АЛ, даром что кран… Цена: 5490 рублей.
Tags: Сколько весит кран на базе ЗИЛ 130