Многие фермеры интересуются, как осуществляется регулировка сцепления МТЗ-82. На МТЗ типа 80, 82, 82-1, 320 и 1221 установлена однодисковая муфта. Функция такого элемента в системе заключается в том, чтобы передавать крутящий момент к трансмиссии от двигателя. В это время отключается двигатель от мягкого соединения и КПП. При этом конструкция сцепления МТЗ-80 и других моделей позволяет машине двигаться плавно и останавливаться, когда включают тормоза.
Как осуществляется регулировка сцепления
Рассмотрим, из чего состоит данный механизм. Устройство сцепления включает фрикционные диски, плотно прижатые один к другому. Эти диски расположены в муфте. Передача срабатывает, когда ведущий диск проскальзывает по отношению к ведомому. Между собой они соединены шлицевым узлом и КПП. Когда отпускается педаль, включается схема, и тогда диски между собой плотно прижимаются, а разъединяются, когда педаль нажимается. В этот момент между дисками появляется зазор.
На тракторах МТЗ-82 и 80 минского завода стоит однодисковый, однопоточный механизм, который включает:
- маховик;
- нажимной и опорный диски;
- 12 пружин для нажатия, расположенных между дисками.
Фермеры спрашивают, как установить сцепление трактора МТЗ 80. Монтаж осуществляется на заводе, но если надо провести ремонт, то сделать это можно своими руками. На трактор установлены детали, которые могут изнашиваться при длительной эксплуатации техники. Поэтому и проводится регулировка муфты сцепления МТЗ, замена лапки или диска.
Сцепление МТЗ LuK лепестковое
Несколько лет назад на отечественном рынке автотракторных запчастей появилась уникальная новинка – немецкое сцепление LuK для тракторов семейства МТЗ. До этого момента рыночное предложение магазинов и оптовых баз ограничивалось деталями сцепления Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов, обеспечивавшего первичный и вторичный рынки ведомыми и нажимными дисками сцепления МТЗ, а также муфтами выжимного подшипника (отводка). Кроме этого, ряд производителей выпускают ведомые диски сцепления (феродо).
Поскольку сцепление МТЗ является ходовым товаром, то очень скоро на прилавках появилось дешевое сцепление из Китая, а также «корзины» кустарного производства и «восстановленные» из бывших в употреблении деталей. Причем кустарное сцепление по внешнему виду трудноотличимо от заводского и потребитель по цене оригинала получает низкокачественное, неотбалансированное изделие, с нарушением геометрических размеров, требований термообработки и норм сборки. Очевидно, что от продажи такого сцепления в наваре остался только продавец, а механизатор переплатил и лишний раз «располовинил» трактор.
Именно поэтому новинку потребитель принял, как превосходную замену «обычного сцепления».
Регулировка лапок сцепления
Рассмотрим, как происходит регулировка лапок сцепления МТЗ-82:
- Сначала надо тягу открепить от рычага, вытянув палец.
- Открутить болт регулировки сцепления МТЗ-82, устанавливаем педаль в исходное положение.
- После этого необходимо открутить рычаг против часовой стрелки до упора подшипника, который фиксируется в отжимные рычаги.
- Далее регулирую вилку тяги, что позволит соединить отверстие рычага и вилки.
- Уменьшить тягу на 5 оборотов вилки, соединив потом с рычагом, используя палец.
- Сделать проверку исправности системы.
Выполнять подстройку лапок сцепления на корзине сцепления трактора МТЗ-80(82) необходимо при установленной корзиной, корпус трансмиссии при этом снимаем. Правильное положение лапки определяется расстоянием 12 миллиметра от фланца ступицы опорного диска сцепления до рабочей плоскости рычага-лапки. Данный зазор между лапками и диском сцепления необходимо установить одинаковый, допускается минимальная погрешность в 0,3 мм.
Проверку отладки можно провести путем прикладывания плоской ровной пластины или стекла к лапкам. Если все они касаются пластины, значит регулировка выполнена верно и лапки находятся в одной параллельной маховику плоскости.
Вам удастся предотвратить таких проблем с механизмами системы сцепления трактора, если регулировка зазора лапок будет проводиться регулярно:
- диск не будет перекашиваться;
- лапки будут изнашиваться равномерно.
Диагностика деталей механизма
Для проведения диагностики состояния муфты нужно получить доступ к узлу. Для этого отсоединяют двигатель от трансмиссии и производят раскатку трактора. Затем производят первичный осмотр узла. После отворачивают шесть гаек крепления корзины к маховику и демонтируют узел в сборе для полного осмотра.
Состояние выжимного подшипника
Подшипник меняют: большая выработка контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфт в обоймах, подшипник заклинен.
Практики рекомендуют, кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80, можно устанавливать выжимной Камаза 5320, который хорошо себя зарекомендовал в работе механизма сцепления трактора.
При выработке на контактных местах привода подшипника и вилки, детали можно реставрировать методом наварки метала, с последующей обработкой до соответствующего размера.
Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность
При выработке рабочих поверхностей лапок больше 2,5 мм производят замену или осуществляют наварку с последующей обработкой.
При установке новых лапок нужно обратить внимание на контактную плоскость рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неидентичные контуры и контактная поверхность, при прикладывании к подшипнику выступает за рабочую поверхность, захватывая обойму детали. В таком случае выступающую часть стачивают. Также нужно обращать внимание при замене лапок на степень твёрдости метала. Одной из причин быстрого стирания лапок после ремонта есть несоответствие материала изготовления или отсутствие закалки рабочих поверхностей детали.
Состояние пружин лапок
При выявлении сломанных пружин производят замену всех трёх пружин.
Состояние шлицов ступицы корзины
При достаточном износе шлицов или появившемся люфте ступицы – производят замену корзины.
Состояние фрикционного диска
При выявлении трещин, неравномерного износа, задирав накладок, износе шлицов ступицы и люфте, выпадении демпферных пружин, а также достаточном износе накладок — во всех случаях производят замену диска.
Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок
При неравномерном износе нажимного диска допускается выравнивание путём фрезерования и шлифовки, учитывая допуск толщины диска не меньше 21 мм. Если отверстия крепления выжимных рычагов разбиты под эллипс, а также при выявлении трещин – диск заменяют на новый.
Состояние контактной плоскости маховика
При выявлении допустимой эллипсности поверхности маховика производят выравнивание фрезерованием и шлифовкой. При большом износе поверхности производят замену.
После проведённой дефектации деталей исходя из состояния принимают решение: проделать текущий ремонт узла с заменой изношенных деталей либо заменить узел в сборе.
Как поменять лапки не раскатывая трактор
Если вам необходимо поменять лапки сцепления, рабочая поверхность которых выработалась более чем на 2,5 мм, не раскатывая трактор, вам потребуются:
- новые лапки;
- напильник;
- отвертка с короткой рукояткой;
- подставка под голову для удобства (можно использовать подходящую по размеру деревянную чурку).
Поменять лапки не раскатывая трактор довольно просто, но тут нужна сноровка. Сначала снимите крышку нижнего люка корпуса, открутив 3 болта.
Как поменять лапки: отожмите неисправные рычаги и снимите их, открутив регулировочные болты; немного подправьте напильником неровности контактной поверхности новых лапок; установите их и закрутите болты; проведите регулировку и затяните гайки; проведите проверку исправности и закройте крышку нижнего люка.
Рассмотрим теперь, как выставить лапки штангелем.
Данная методика применяется, когда для ремонта была произведена раскатка трактора.
Чтобы правильно выставить лапки штангелем после проведения замены выжимного подшипника, лапок или возвратных пружин, необходимо замерить расстояние от плоскости ступицы привода ВОМ до рабочей плоскости рычага-лапки сцепления корзины. Зазор должен быть равен 15 миллиметров (±1 мм). Подкрутив регулировочные болты, выводим контактную поверхность лапок сцепления на одну плоскость и затягиваем контргайки.
Следующий этап ремонта сцепления МТЗ-82 предусматривает перевод педали в начальное положение. Для этого надо отвести педаль на длину полного хода. Если будет наблюдаться провисание, то нужно открутить болты, провернув кронштейн по часовой стрелке.
Если замена сцепления МТЗ-82 не проводится через регулировку длины тяги, тогда надо менять положение рычагов. Когда регулирование закончено, надо затянуть контргайку и закрепить палец.
После регулирования муфты надо заняться налаживанием отжимных рычагов. Здесь понадобится оправа, которая сделана по внутреннему диаметру ступицы. На ней есть торцевая поверхность, предназначенная для упора рычагов. Их надо привести в норму, используя гайки, которые позволят подвести рычаги до упора в торец, и поставить стопорные шайбы.
Регулировка свободного хода педали управления сцеплением.
Привод педали регулируется, изменением длинны тяги привода 9 (на рисунке) управления сцеплением, за счёт её резьбовых концов, обеспечивая зазор между рабочей плоскостью выжимного подшипника и рычагами-лапками. Правильная регулировка даёт свободный ход педали муфты сцепления 40-45 мм при этом зазор между лапками и выжимным подшипником должен быть 3 мм. Фиксация регулировки осуществляется контрольными гайками на регулируемой тяге привода. Замер зазора производят через нижний люк сухого картера сцепления соответствующего размера щупом.
Текущую наладку проводят при уменьшении свободного хода педали, компенсируя естественный износ накладок фрикционного ведомого диска механизма.
регулировка свободного хода педали
Часто механизаторы регулируют положение лапок через нижний люк корпуса, избегая трудоёмкой процедуры отсоединения трансмиссии от двигателя или в народе — раскатки трактора. Регулировку положения лапок через нижний люк картера производят при замене, вышедшей из строя лапки или её возвратной пружины. Такой вынужденный ремонт достаточно неудобен в связи с плохой доступностью к механизму корзины, но оправдан экономией времени и трудозатрат. Недостатком такой регулировки является сложность проверки её точности. Часто наладку проводят «на глаз», что приводит к перекосу плоскостей дисков муфты, неравномерному износу, снижению КПД передачи мощности и как следствие уменьшению рабочего ресурса механизма муфты.
Как отрегулировать на снятом двигателе штангелем муфту сцепления
Настроить сцепление на МТЗ-80 старого образца при снятом двигателе можно при помощи штангенциркуля.
- Для этого необходимо замерить штангелем расстояние от поверхности диска сцепления до шайбы. Оно, при правильной настройке, должно составлять 2 мм (±0,1 мм).
- Выполнить измерение необходимо в нескольких точках.
- Затем выкручиваем технологические болты и стопорные гайки. Гайки следует вращать аккуратно.
- Проводим регулировку.
- Устанавливаем на место контргайки и болты.
- Затягиваем, не допуская прокручивания стопорных гаек.
Для того, чтобы провести регулировку лапок сцепления МТЗ- 80(82) через люк, необходимо:
- Выключить движок трактора и поставить его на ручной тормоз.
- Затем снимите люк муфты и, поворачивая коленчатый вал мотора, через люк «ловите» отжимную лапку с регулировочным винтом.
- Щупом на 3 миллиметра измерьте зазор между выжимным подшипником и лапкой, щуп должен входить плотно.
- Если зазор лапки отличается от контрольной, при помощи ключа и отвертки поворачивайте винт до нужного положения.
- Проведите процедуру с двумя оставшимися лапками, проворачивая коленвал на 120 градусов.
- Закрыть люк.
- Как проверить: ход педали при правильно выставленных зазорах будет свободным.
Конструктивные особенности сцепления МТЗ LuK:
133061010 Диск сцепления нажимной МТЗ LuK (корзина).
Преимущество сцепления LuK | Выгода потребителя |
Принципиально иная конструкция нажимного диска – применение диафрагменной пружины (лепестковая «корзина») вместо сложной, архаичной схемы с «лапками» и витыми пружинами. В составе оригинальной «корзины» 80-1601090 более 180 деталей! | Не нужно регулярно проводить регулировку отжимных рычагов (лапок). |
Мягкий, плавный и контролируемый выжим без рывков и подергиваний. | |
Выше надежность узла сцепления за счет меньшего числа деталей, простоты конструкции и отсутствия шарнирных соединений. | |
Идеальный баланс нажимного диска LuK. | Отсутствие вибрации и биения. |
Применение высококачественной немецкой стали в опорном диске. | Прочность, жесткость и надежность конструкции. |
Высокая точность и чистота обработки нажимного диска. | Отсутствие преждевременного износа ведомого диска. |
Советы по регулировке
Дополнительные советы и видео с наглядными примерами помогут вам правильно отрегулировать муфту, настроить зазор лапок корзины и в общем поддерживать механизм в исправном состоянии как можно дольше.
- Если предстоит ремонт по замене запчастей, выбирайте качественные комплектующие;
- Лапки сцепления следует закалить, они прослужат вам в 2 раза дольше незакаленных;
- Подпиливайте рабочую поверхность новых лапок напильником перед установкой, так как на них часто можно встретить неровности;
- Меняйте лапки корзины сцепления МТЗ-80, когда износ достигнет 2,5 миллиметра.
Потребительские преимущества сцепления МТЗ LuK:
- Ресурс сцепления МТЗ LuK превосходит обычное сцепление в 5-10 раз (в зависимости от условий эксплуатации).
- Низкое усилие на педали, мягкий и плавный выжим обеспечивается применением диафрагменной пружины, вытеснившей конструкции с витыми пружинами для авто еще в 70-х годах прошлого века.
- Снижение объема регламентных работ при обслуживании узла сцепления (отсутствие необходимости проведения регулировки) и для ремонта/замены по причине более высокого ресурса.
- Возможность использовать трактор МТЗ в более тяжелых условиях эксплуатации без потери полезного крутящего момента и снижения ресурса узлов трансмиссии.
- Эффективное гашение шума, вибраций и колебаний узлов трансмиссии, положительное влияние на ресурс деталей трактора и комфорт работы механизатора.
- Производство сцеплений LuK размещено исключительно в странах Евросоюза (Германия, Великобритания, Чехия, Италия). Все производства сертифицированы на основании самых строгих на сегодняшний день требований системы менеджмента качества. Покупатель гарантированно получит первоклассный продукт.
- Сцепление LuK поставляется на конвейеры тракторных гигантов: Case IH, Claas, Mercedes-Benz, Farh, New Holland, JCB, John Deere, Lamborghini, Landini, Laverda, Massey-Ferguson, Renault, Same, Ursus, Valmet, Zetor и других.
Купить сцепление МТЗ LuK в Нижнем Новгороде Вы можете, связавшись с нами удобным для Вас способом.
Трансмиссия от А до Я — идеальный контакт
Когда нужна замена механизма
Рассмотрим, когда возникает необходимость заменить данный механизм. Замена и ремонт сцепления МТЗ-82 проводится в следующих случаях:
- Устройство не позволяет получить полноценный крутящий момент.
- Педаль ходит частично или радиус ее хождения увеличивается в несколько раз.
- Изношены накладки ведомого диска, кронштейны отводки или манжеты.
- Выключается не до конца.
- Происходит попадание масла на сухой диск.
- Произошло выдавливание крышки подшипника ведомого вала привода.
Неисправности сцепления трактора МТЗ 82
1 Плохое переключение скорости со скрежетом или невозможность включения передачи. Выжимая педаль управления, муфта полностью не не отсоединяется.
Причина: Увеличенный свободный ход педали управления сцеплением в результате неправильной регулировки.
2 При плавном включении сцепления трактор начинает движения рывком.
Причина: Выпадение демпферных пружин или резинок с ведомого фрикционного диска механизма.
3 Пробуксовка сцепления при увеличении тяговой нагрузки на трактор или увеличении оборотов двигателя.
Причина: Неправильная регулировка — отсутствие свободного хода педали; износ фрикционных накладок ведомого диска; попадание масла на диски сцепления в результате течи сальника коренного подшипника коленчатого вала двигателя, или сальников промежутки трансмиссии трактора.
4 Гул, скрежет, буксование, неполное выключение при полном выжиме педали, передаваемое вращение от двигателя сопровождается рывками и вибрацией.
Причина; износ выжимного подшипника, износ рабочих поверхностей или поломка выжимных рычагов-лапок, поломка пружин выжимных рычагов-лапок, выработка отверстий под палец крепления рычагов- лапок , поломка или выпадение демпферных пружин и резинок фрикционного диска, износ накладок ведомого диска, износ поверхности нажимного диска корзины (толщина меньше 21мм), неравномерный износ поверхности маховика двигателя, износ шлицов и люфт ступиц корзины и диска сцепления, выработка оси и рычагов привода нажимных вилок выжимного подшипника.
5 Если, после проведения регулировки механизм не выполняет своих функций, а также при невозможности его регулировки производят демонтаж узла и последующую полную разборку с дефектацией деталей.
В дополнение нужно отметить, что ресурс работы муфты зависит от технического состояния опорных подшипников силового вала промежутки. При повышенном люфте в опоре валов нарушается баланс при вращении, происходит биение в ступицах механизма муфты, и как следствие приводит поломке.
Замена сцепления своими руками
Для замены диска сцепления своими руками предлагаем использовать такой алгоритм:
- Для того, чтобы избежать постоянных касаний диска головок крепежных болтов, его следует устанавливать удлиненной стороной к маховику.
- Установить корзину на втулки шпилек маховика.
- Отцентровать муфту.
- Затянуть все гайки, держащие корзину муфты.
- Настроить зазоры лапок.
- Соединить основные части трактора (мотор и трансмиссию) с узлом сцепления и произвести обтяжку.
Аналогично проводится ремонт и регулировка корзины сцепления МТЗ-80. У этой модели колесного трактора, как и у 1221 и 320, одинаковые причины износа муфты.
Правильная установка диска сцепления на МТЗ 80(82)
- Ведомый фрикционный диск устанавливается стороной с удлинённой частью ступицы к маховику двигателя, в противном случае демпферные пружины будут касаться головок крепёжных болтов маховика.
- Корзина муфты в сборе устанавливается на шесть крепёжных шпилек маховика со втулками.
- Производят центровку механизма муфты подготовленным фальшвалом или б.у. валом промежутки.
- Затягиваются шесть гаек крепления корзины к маховику и регулируют положения рычагов лапок.
- Соединяют трансмиссию и двигатель с механизмом сцепления, попадая шлицами валов в шлицы ступиц сцепления.
- Производят обтяжку соединения корпуса промежутки с картером двигателя.
В случае установки нового механизма муфты нужно не забыть вывернуть три технологических, монтажных болта из корпуса корзины.
В общении с механизаторами профессионалами часто обсуждается, что успех ремонта зависит от качества запасных частей, приобретаемых для замены. На рынке представлена масса продукции сомнительного качества. При подборе и покупке нужно обращать внимание на соответствие линейных размеров деталей, посадочных мест, и соответствие материала изготовления, его закалку или цементацию, шлифовку при необходимости наличие балансировки.
Как делают регулировку на МТЗ-320
Рассмотрим, как происходит на МТЗ-320 регулировка сцепления, как правильно поставить диск сцепления. Как и на тракторах типа МТЗ-80, 82 и 82-1, на МТЗ-320 стоит сухая однодисковая муфта фрикционная, которая относится к постоянно-замкнутому типу.
Муфта фиксируется на маховике 6 болтами, размещенными на трех штифтах. Крутящий момент от диска нажатия и маховика мотора переходит на ведомый диск, а далее на вал. Между выжимными дисками находятся 9 пар пружин.
Педаль может свободно в корзине ходить, но граничный предел составляет 40 мм. Если этот параметр будет больше, то трудно будет переключать коробку передач, возникнут проблемы с работой механизма.
При недостаточном ходе педали вполне может возникнуть пробуксовка, что грозит износом дисков.
Справиться с такой ситуацией можно через установку сцепления МТЗ-320. Это проводится по следующей схеме:
- Надо открепить тягу от рычага и вытащить палец.
- Прокрутить рычаг против часовой до упора подшипника в рычаг. Потом надо крутить вилку тяги, соединить отверстия на рычаге и вилке.
- Вилку надо завести на несколько оборотов и постараться соединить с рычагом, для чего надо использовать палец.
- В самом конце затягивается контракта, палец закрепляется.
- После этого необходимо проверить исправность всех узлов и креплений, которые входят в данную систему мини-трактора МТЗ.
При регулировке сцепления МТЗ-1221 отрегулируйте все приспособления, которые в совокупности составляют сцепление МТЗ. В отличие от моделей механизмов, установленных на МТЗ-80, 82 и 320, регулировка сцепления на 1221 предусматривает работу с системой иного типа.
На этой модели трактора стоит двухдисковый фрикционный механизм, где есть нажимной диск, называемый корзиной. К ведомой части системы также относится 2 ведомых, на которых стоят гасители колебаний вращения. Они находятся на силовом валу, что и обеспечивает эффективное соединение.
Перед тем как поставить на мини-тракторах Беларусах новую муфту, надо ее сначала снять. Во-первых, устанавливаются болты, которые заворачиваются в нажимной диск. Во-вторых, откручиваются гайки крепления и снимаются диски. В-третьих, сначала снимается ведомый, потом — средний ведомый, в самом конце — второй ведомый.
Регулировка предусматривает установку в первую очередь шлицевой оправки в подшипник маховика. Потом ставится первый ведомый, а следом тот, который монтируется в пазы маховика.
Следом ставится второй ведомый, после чего надо поставить на место диски, которые находятся в сборе. Их необходимо закрепить гайками и болтами. В самом конце регулируется положение отжимных рычагов.
Чтобы отжимные рычаги встали на место, надо поочередно вворачивать и выворачивать регулирующие гайки, ставить их другой стороной. Когда отремонтированными рычагами можно будет управлять, надо устанавливать стопорные пластины и снимать оправу.
Сцепление трактора Беларус 80.1/82.1/820
Сцепление трактора Беларус 80.1/82.1/820
На маховике 1 (рисунок 1) двигателя установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск 3. К ведомой части сцепления относится ведомый диск 2 (с безасбестовыми накладками) с гасителем крутильных колебаний 8, установленный на силовом валу 6.
На тракторах «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820» необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью пружинами 20.
Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления.
Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.
Муфта сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820»
1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ;5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колебаний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка;13 – стопорная пластина; 14 – выжимной подшипник; 15 – кронштейн отводки;16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан;20 – пружина нажимная; 21 – шайба изолирующая.
Рисунок 1 – Муфта сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820»
Муфта сцепления тракторов БЕЛАРУС-80.1/82.1/820
1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – втулка плавающая; 5 – рычаг отжимной; 6 – диск опорный; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочная гайка; 9 – вилка; 10 – втулка.
Рисунок 2 – Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления Беларус 80.1/82.1/820
Технологическая оправка для регулировки сцепления МТЗ 80.1/82.1/820
Рисунок 3 – Технологическая оправка
Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:
— установите три технологических болта (М12×40), завернув их в нажимной диск 3 (рисунок 2) через технологические отверстия опорного диска 6;
— отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3);
— снимите ведомый диск 2.
Установка муфты сцепления Беларус 80.1/82.1/820
Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:
— установите ведомый диск 2 (рисунок 2) длинным концом ступицы к маховику 1;
— установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3) на пальцы
маховика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Н·м);
— установите технологическую оправку и выверните технологические болты.
— отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.
Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Регулировку отжимных рычагов муфты сцепления необходимо выполнять следующим образом:
— вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 8 (рисунок 3.2.2) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 13±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм;
— после регулировки рычагов установите стопорные пластины 7 и зафиксируйте их болтами;
— снимите оправку.
Управление сцеплением МТЗ 80.1/82.1/820 осуществляется следующим образом:
При нажатии на подушку педали 6 (рисунок 4) перемещается тяга 5 и поворачивает рычаг 1, связанный через валик управления 18 (рисунок 1) с отводкой муфт сцепления. Сцепление при этом выключается. При отпускании педали 6 (рисунок 4) сцепление включается.
Управление сцеплением МТЗ 80.1/82.1/820
а) без ходоуменьшителя б) с ходоуменьшителем
1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – сервоустройство; 8 – болт; 9 –кронштейн; 10 – крышка; 11 – шайба; 12 – ходоуменьшитель.
Рисунок 4 –Управление сцеплением
Регулировка свободного хода педали муфты сцепления
ВНИМАНИЕ: СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ХОД ПЕДАЛИ НЕ ПОЗВОЛИТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И ЗАТРУДНИТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ. ОТСУТСТВИЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ ВЫЗОВЕТ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ДИСКОВ МУФТЫ, БЫСТРЫЙ ИЗНОС ДИСКОВ И ПЕРЕГРЕВ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ!
Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, выполните регулировку свободного хода педали сцепления.
Для регулировки свободного хода выполните следующее:
— ослабьте контргайку 4 (рисунок 4) вилки 3, расшплинтуйте и извлеките палец 2, отсоединив тягу 5 от рычага 1;
— отверните регулировочный болт 8 пока педаль 6 не коснется пола кабины;
— поверните рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным
подшипников отжимных рычагов МС;
— отрегулируйте длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем вверните вилку 3 на пять оборотов (укоротите тягу).
— затяните контргайку 4, соедините вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2.
Если на Вашем тракторе установлен ходоуменьшитель, то для исключения зависания педали 6 необходимо установить до четырех шайб 11. Допускается уменьшение свободного хода педали сцепления до 35 мм.
ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ НАДЕЖНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДО УПОРА В ПОЛИК НА УЧАСТКЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ОТРЕГУЛИРУЙТЕ УСИЛИЕ ПРУЖИНЫ СЕРВОУСТРОЙСТВА 7 (РИСУНОК 4) С ПОМОЩЬЮ БОЛТА 8 ИЛИ ИЗМЕНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРОНШТЕЙНА 9, ПОВЕРНУВ ЕГО ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ БОЛТА КРЕПЛЕНИЯ!
Корпус сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820» может быть укомплектован понижающим механическим редуктором (рисунок 5), реверс-редуктором (рисунок 6), понижающим синхронизированным редуктором (рисунок 3.2.7).
Корпус сцепления 7 (рисунок 5-8) условно можно разделить на две части: сухой отсек и редукторная часть.
В сухом отсеке корпуса сцепления располагается муфта сцепления, смонтированная на маховике 1 двигателя. На кронштейне отводки 6, также расположенном в сухом отсеке, устанавливается отводка с выжимным подшипником 5, цапфы отводки входят в проушину вилок выключения сцепления 3. В одну из цапф отводки ввинчена пресс-масленка, предназначенная для смазки выжимного подшипника.
Редукторная часть включает в себя независимый двухскоростной привод заднего ВОМ, привод насоса ГНС и понижающий редуктор.
Независимый двухскоростной привод ВОМ предназначен для получения на хвостовике вала отбора мощности двух режимов вращения: 540 мин-1) и 1000 мин-1). Ведущий вал-шестерня 30 привода ВОМ, установленный на двух подшипниках 8 и 12, соединен через шлицы с плавающей втулкой 2 опорного диска сцепления и находится в постоянном зацеплении с двумя ведомыми шестернями привода ВОМ 26 и 27.
Ведомая шестерня 27 привода 540 мин-1) установлена на ведомом валу привода ВОМ 22 на двух игольчатых подшипниках с наружной обоймой 28. На ведомой шестерне 27 на двух шарикоподшипниках 25 установлена ведомая шестерня 26 привода 1000 мин-1). Передача крутящего момента от ведомых шестерен на ведомый вал 22 осуществляется через соединительную зубчатую муфту 24, установленную на шлицах ведомого вала. Зубчатая муфта вводится в зацепление с одной из шестерен при помощи валика управления 23.
Привод насоса ГНС осуществляется шестерней 10, установленной на двух шарикоподшипниках 9 оси 11. Шестерня привода 10 находится в постоянном зацеплении с вал-шестерней 30.
Понижающий механический редуктор (рисунок 5.) предназначен для получения дополнительного ряда скоростей, необходимых для работы с сельскохозяйственными машинами. Расположен понижающий редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На силовом валу 14 корпуса сцепления установлена подвижно на шлицах соединительная зубчатая муфта 19. Когда зубчатая муфта 19 при помощи
механизма управления 18 входит в зацепление с ведущей шестерней редуктора 16, установленной на силовом валу на роликах 17, то понижающий редуктор включен (пониженная ступень понижающего редуктора). Если зубчатая муфта входит в зацепление с ведомой шестерней 20, установленной на шлицах первичного вала коробки передач, то понижающий редуктор выключен (повышенная ступень понижающего редуктора). Рычаг переключения понижающего редуктора выведен в кабину трактора.
Корпус сцепления с понижающим механическим редуктором МТЗ 80.1/82.1/820
1 – маховик; 2 – втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 – кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 25, 29 – подшипник;10 – шестерня привода насоса ГНС; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня понижающего редуктора; 17 – ролики; 18 – механизм управления редуктором; 19 – зубчатая муфта; 20 – ведомая шестерня понижающего редуктора; 21, 28 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 22 – ведомый вал привода ВОМ; 23 – валик управления; 24 – зубчатая муфта; 26 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 мин-1)); 27 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 мин-1)); 30 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.
Рисунок 5 – Корпус сцепления с понижающим механическим редуктором
Реверс-редуктор (рисунок 6.) предназначен для изменения направления движения трактора. Расположен реверс-редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На первичном валу коробки передач установлен синхронизатор 18. Каретка синхронизатора, управляемая механизмом управления 17, может входить в зацепление с ведомой шестерней реверс-редуктора 19 (движение задним ходом) или с ведущей шестерней реверс редуктора 16 (движение передним ходом). Рычаг переключения реверс-редуктора выведен в кабину трактора. Перемещением рычага вперед по ходу движения трактора осуществляется включение движения передним ходом. При переключении рычага назад – движения задним ходом.
Корпус сцепления с реверс-редуктором МТЗ 80.1/82.1/820
1 – маховик; 2 — втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 – кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 27, 31 – подшипник; 10 – шестерня привода насоса гидросистемы; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня реверс-редуктора; 17 – механизм управления реверсредуктором; 18 – синхронизатор; 19 – ведомая шестерня реверс-редуктора; 20 – шарик; 21 – паразитная шестерня реверс-редуктора; 22- игольчатый подшипник; 23, 30 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 24 — ведомый вал привода ВОМ; 25 – валик управления; 26 – зубчатая муфта; 28 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 об/мин); 29 — ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 об/мин); 32 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.
Рисунок 6 –Корпус сцепления с реверс-редуктором
Понижающий синхронизированный редуктор (рисунок 7) предназначен для получения дополнительного ряда скоростей, необходимых для работы с сельскохозяйственными машинами. Расположен редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На первичном валу коробки передач установлен синхронизатор 18. Каретка синхронизатора, управляемая механизмом управления 17, может входить в зацепление с ведомой шестерней понижающего редуктора 19 (пониженная ступень понижающего редуктора) или с ведущей шестерней редуктора 16 (повышенная ступень понижающего редуктора). Рычаг переключения понижающего синхронизированного редуктора выведен в кабину трактора.
Корпус сцепления с понижающим синхронизированным редуктором МТЗ 80.1/82.1/820
1 – маховик; 2 — втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 – кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 25, 29 – подшипник; 10 – шестерня привода насоса гидросистемы; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня понижающего редуктора; 17 – механизм управления редуктором; 18 – синхронизатор; 19 – ведомая шестерня понижающего редуктора; 20 – шарик; 21, 28 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 22 — ведомый вал привода ВОМ; 23 – валик управления; 24 – зубчатая муфта; 26 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 об/мин); 27 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 об/мин); 30 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.
Рисунок 7 –Корпус сцепления с понижающим синхронизированным редуктором
Как избежать износа системы
Во время эксплуатации механизма надо внимательно следить за состоянием муфты. Среди основных рекомендаций стоит отметить следующие:
- Каждые 60 часов движения необходимо полностью смазывать механизм.
- Каждые 240 часов проводить полную проверку свободного хода педали.
- В качестве смазки использовать солидол.
- Надо следить за тем, какой размер у свободного хода, он со временем уменьшается из-за износа деталей. Максимальное значение свободного хода не должно быть больше 30 мм. При необходимости осуществляется монтаж или замена диска сцепления.
На тракторах Белорус схема установки предусматривает соблюдение таких правил использования:
- При движении машины оператор, работающий на тракторе, не должен длительное время давить на педаль. В противном случае может увеличиться скорость износа деталей.
- Надо плавно передвигать муфту. Запрещено оставлять ее в промежуточном состоянии надолго.
- Нельзя муфту долго держать выключенной, что плохо отражается на работе механизма.
- Накладки надо проверять каждые 120 часов движения, поскольку они уменьшают ход педали механизма.
- Проверять ход рычага, который должен располагаться на расстоянии 6-7 мм. Это отвечает свободному ходу педали, размер которого варьируется от 40 до 50 мм.
Таким образом, регулировка сцепления на МТЗ-80 и 82 отличается от ремонта МТЗ-1221, поскольку имеет более современную систему и конструкцию. Ознакомившись с данным материалом, каждый фермер сможет самостоятельно отрегулировать сцепление на своем тракторе и при необходимости выполнить замену или ремонт соответствующих деталей. Это позволит сэкономить денежные средства.
Общие сведения
В конструкции трактора применяется четырехцилиндровый дизель и многоскоростная коробка передач. Между этими агрегатами установлен узел сцепления, который нуждается в регулярном обслуживании. Регулировка сцепления на МТЗ-82 позволяет обеспечить соответствие мощностных и тяговых показателей трактора заводской документации. От правильности установленного зазора в механизме зависит работоспособность техники, поскольку при износе сцепления начинается его пробуксовка, которая вызывает все более быстрый износ узла.
Ключевые моменты: как правильно отрегулировать систему сцепления
Механизм конструктивно представляет собой пару плотно прижатых друг к другу фрикционных дисков, закреплённых на муфте. Передача срабатывает за счёт проскальзывания ведущего элемента к ведомому. Обе детали закреплены КПП и шлицевым узлом. Как только оператор отпускает педаль, схема включается, вследствие чего диски прижимаются. Если машинист нажимает, элементы расходятся, образуя зазор.
На тракторы МТЗ 80, 82 производитель устанавливает однопоточную систему, которая включает:
- маховик;
- два диска (нажимной и опорный);
- пружины нажатия в количестве 12 штук.
Сцепление машины устанавливается и регулируется на заводе. Однако при ремонте может возникнуть необходимость монтажа системы. Если некоторые детали пришли в негодность из-за длительной работы в сложных условиях, привести механизм в порядок можно и своими силами.
Лапки сцепления регулируются так:
- открепить тягу от рычага;
- выкрутить болт, который предназначен для регулировки сцепления;
- поставить педаль в исходное положение;
- открутить рычаг до упора (только против часовой стрелки);
- отрегулировать вилку тяги для соединения отверстия рычага, самой вилки;
- уменьшить тягу на пять оборотов;
- соединить вилку и рычаг;
- проверить работоспособность системы.
Далее необходимо перевести педаль сцепления в первоначальную позицию. Отведите её на длину полного хода. Если заметили провисание, подтяните болты.
Иногда настроить сцепление методом регулировки длины тяги не получается. Тогда необходимо изменить положение рычагов. После завершения всех манипуляций затяните контргайку, закрепите палец.
Для регулировки используется специальная оправа. Установите её торцевой поверхностью к упорам рычагов, подтяните до упора, закрепите стопорными шайбами.
Типовые неисправности
Одной из самых распространенных проблем является неполная подача крутящего момента от маховика двигателя на колеса. Причиной этого может быть отсутствие свободного хода у педали, который следует выставить при выполнении регулировки сцепления на МТЗ-82. При увеличенном ходе фрикционные диски отводятся не полностью, что вызывает затрудненное переключение скоростей. Характерным признаком такой проблемы является скрежет шестерен при переключении.
Владельцу и водителю трактора необходимо помнить, что эксплуатация техники с неотрегулированным сцеплением приведет к поломкам многих узлов и дорогостоящему ремонту. Помимо этого, техника будет простаивать, что недопустимо при необходимости проведения срочных работ (например, во время уборки урожая или посевной).
Источник
Проверка и вероятные неисправности
Как и любой подвижный механический узел, сцепление подвергается сильной и серьёзной рабочей нагрузке в процессе эксплуатации, что рано или поздно приводит к сбоям и поломкам.
Чтобы определить, что система сцепления белорусского трактора функционирует в положенном штатном режиме, много ума не надо. Запомните два основных признака его качественной работы:
- При работающем сцеплении диски не проскальзывают относительно друг друга, посылая регулярное усилие от дизельного двигателя;
- Отжимая педаль, вы должны сразу же чувствовать, что сцепление полностью отключилось.