Комбайн СК-6 — корабль советских полей по имени «Колос»

Колос СК 6 – популярный советский зерноуборочный комбайн, производителем которого является Таганрогский комбайновый завод. Техника выглядит очень эффектно и напоминает огромный корабль с 2 большими бункерами, размещенными по бокам.

История модели началась в 1970-х годах. Разработкой комбайна занималась группа конструкторов Таганрогского завода под руководством инженера Изаксона. Техника выпускалась в нескольких модификациях. В 1971 году предприятие начало выпуск версии с 2 барабанами (СК 6-II). Параллельно в 1973 году было открыто производство однобарабанной версии (СК 6), которое продолжалось 6 лет. Первая модификация просуществовала значительно дольше – до 1984 года. Версия СК-6-II, помимо 2 барабанов, также получила 2 шнека с собственной спиралью. Техника стала первым советским комбайном с молотилкой шириной 1500 мм. Модель получила большое распространение и использовалась повсеместно. Однако постепенно интерес к комбайну начал угасать.

Трансмиссия комбайна СК-6 «Колос»

В составе трансмиссии данного комбайна – сцепление, редукторы планетарного типа; главная передача; дифференциал; коробка переключения передач.

Однодисковое сцепление располагается на приемном шкиве, соединённом с вариатором при помощи клиновидного ремня. С вала коробки передач энергия движения передаётся на шестерню главной передачи, а с неё – на звёздочки бортовых редукторов, которые предназначены для приведения в движение передних колёс комбайна.

Силовая передача состоит из однодискового сцепления, трёхскоростной коробки передач, главной передачи, дифференциала и бортовых планетарных редукторов переднего ведущего моста.

Задний мост комбайна состоит из коробчатой балки с гидравлическим усилителем и из поворотных рычагов. Колёса комбайна оснащены колодочными тормозами классической барабанной конструкции.

Комбайны СК-6 «Колос» оснащались автоматическими устройствами для регулирования скорости, в зависимости от условий уборки урожая.

Цена

Производство Колос СК 6 завершилось. В настоящее время в продаже имеются б/у версии комбайна, но их осталось не так много. Стоимость моделей в удовлетворительном состоянии (1980-1985 годов) составляет 160-250 тысяч рублей.

Основные ошибки при покупке Колос СК 6:

  • в зависимости от поколения техника может иметь 1 или 2 молотильных барабана. Данный факт следует уточнить до момента приобретения;
  • версии, эксплуатируемые в Сибири, нередко комплектуются дизельной установкой А-01М (Алтайский моторный завод). Однако его мощности для нормальной работы недостаточно;
  • отдельные модификации комбайна оснащаются агрегатами Ярославского моторного завода. Данный вариант будет оптимальным, поскольку дизель ЯМЗ показывает более высокие технические характеристики.

Гидравлическая система комбайна СК-6 «Колос»

Гидравлика комбайна данной модели состоит из двух частей.

Первая – это основной гидравлический аппарат, который помогает управлять навесными агрегатами: жаткой (которая скашивает злаковые и грубостебельные культуры и одновременно формирует валок), мотовилом, измельчителем. Основная гидравлическая система работает от гидронасоса модели НШ-32У.

Вторая часть гидравлической системы служит для облегчения механизатору рулевого управления комбайном. Она состоит из и системы гидроусилителя рулевого управления с гидронасосом НШ-10. Сбоку от зернового бункера размещается гидрораспределитель, который подаёт масло от НШ-10Е (насоса шестерёнчатого) в систему с общей ёмкости.

У комбайнов различных годов выпуска могут быть разные варианты гидрораспределитей: пяти-, шести- или семисекционные.

Гидравлическое оборудование осуществляет функции регулирования частотных движений мотовильного приспособления. Также гидравликой устанавливается необходимая для осуществления рабочего процесса высота расположения и параметры размещения мотовила по горизонтальной плоскости.

Скорость вращения барабанного механизма, для обмолота собираемых культур, регулируется сменой передаточного показателя для клиноременной подачи скорости к барабану. В кабине механизатора имеются специальные рычаги, при помощи которых комбайнер может управлять расстоянием между планками подбарабанья и барабанными бичами.

Видео

История модели началась в 1958 году. Тогда завод Ростсельмаш представил 27 новейших самоходных комбайнов СК 3, созданных с нуля (цифры в названии имели следующую расшифровку: СК – самоходный комбайн, 3 – производительность, кг/сек). Ранее предприятие производило исключительно прицепные версии, потому появление принципиально новой техники имело огромное значение. Зимой 1962 года была представлена модель СК 4 с увеличенной производительностью. Еще через 11 лет состоялась премьера последнего представителя семейства – комбайна Нива СК 5. Техника появилась в результате глубокой модернизации предыдущей версии. В дальнейшем модель несколько раз обновляли. В настоящее время комбайн продается под названием СК 5 Нива-Эффект. У техники появилась кабина с кондиционером, вместо традиционного красного цвета стали использовать зеленый. Популярность машины остается высокой, ее по-прежнему можно встреть на российских полях.

Новости здесь.

Важно Основные неисправности рефрижераторов и как сделать их ремонт своими руками

Основной сферой деятельности комбайна является сбор и первичная переработка зерновых культур. Маневренность и компактные габариты позволяют технике эффективно работать в условиях сложного рельефа и узких участков. Небольшой радиус поворота делает машину идеальной для малых участков. В стесненных условиях равных модели Нива СК 5 просто нет.

Ростсельмаш также выпускает специальную версию, предназначенную для влажного и слабонесущего грунта. Модификация комплектуется полугусеничным ходом. Подобные изменения позволяют работать на рисовых полях.

Вместе со специальным оборудованием комбайн может убирать кукурузу. Улучшения жатки предоставляют возможность работать с соей, гречихой и другими крупяными культурами.

Нива СК 5 остается одним из наиболее надежных и распространенных комбайнов в России.

Рабочие органы комбайна

На комбайн СК-6 «Колос» устанавливались жатки с рабочим захватом от 3,2 метра до 7-ми метров. Ширина молотилки при этом составляет 1500 мм, а диаметр молотильного барабана – 600 мм; соломотряс у комбайна – пятиклавишный.

Элеваторы – шнековые, общая ёмкость двухсекционного бункера составляет три кубических метра. Бункер оснащался автоматической сигнализацией и вибрационным механизмом.

Технические характеристики

Производственные характеристики зерноуборочного комбайна:

  1. Мощность двигателя СМД-64 — 150 л. с.
  2. Скорость вращения коленчатого вала — 1900 об/мин.
  3. Объем топливного бака — 300 л.
  4. Рабочая скорость — 7,4 км/ч.
  5. Транспортная скорость — 18,7 км/ч.
  6. Тип молотилки — 1-бильный.
  7. Количество бичей — 8 шт.
  8. Ширина молотильного механизма — 1500 мм.
  9. Диаметр барабана — 0,6 м.
  10. Длина — 1,485 м.
  11. Ширина захвата жатки — 3,2-7 м.
  12. Емкость бункера — 3 м³.
  13. Габариты — 10,92х5,3х3,92 м.
  14. Производительность — 8,5 т/ч.

Плюсы и минусы

Достоинства комбайна Колос:

  • наличие двойного бункера;
  • комфортные условия труда;
  • контроль над процессом уборки урожая путем установленной сигнализации;
  • большие размеры молотилки;
  • доступность запасных частей для ремонта;
  • надежность;
  • выносливость;
  • высокая производительность;
  • невысокий расход горючего.

К основным недостаткам относят усложненную конструкцию машины и маломощность двигателя. Комбайн разработан так, что затруднен задний обзор, машинисту приходится работать наугад. Боковой обзорности мешают бункеры, между которыми находится кабина. Места над двигателем недостаточно для обслуживания и ремонта, поэтому при работе с машиной необходимы специальные навыки и профессионализм. Для холмистой поверхности агрегат также не приспособлен.

Электрооборудование «Колоса»

На комбайне комбайна СК-6 «Колос» применялась бортовая электросеть однопроводного типа, которая обеспечивала рабочее напряжение в 12 Вольт. От нормального функционирования электроприборов зависело качество запуска мотора, включение и выключение сигнальных ламп, работа тревожного оповещения при получении повреждений на ключевых технических соединительных узлах, уровень контроля над технологическими операциями техники. Источники энергопотребляющих устройств – аккумуляторы и генератор.

Осветительные элементы – фары ФГ-304. Приборы оповещения имелись в бункерном отсеке, в копнительной зоне, в зерновых и растительных шнековых приспособлениях. Благодаря такой сигнальной системе, возможно контролировать объем загруженности накопительного бункера, закрытие (открытие) и нормальное функционирование копнителей, шнековых приспособлений и соломотрясов.

Специальные модификации «Колоса»

Производились и некоторые другие модификации данной модели. В частности, рисозерноуборочный СКПР-6 на полугусеничном ходу – для работы на переувлажнённых грунтах (с 1971 по 1979 г.); СКГ-6 на полнстью гусеничном ходу; рисозерноуборочный СКГД-6 на полностью гусеничном ходу (с 1980-го по 1984й гг.). С 1985 года производилась однобарабанная версия комбайна – «Колос» СК-6А.

Назначение

Колос СК 6 использовался предприятиями сельского хозяйства. Машина отлично подходила для отечественного климата и эффективно функционировала в различных климатических зонах. Комбайн использовался для сбора созревших колосовых культур и демонстрировал минимальный уровень потерь. Помимо сбора зерновых культур, технику применяли для работы с бобовыми культурами. Особенности конструкции комбайна делали его универсальным.

Производство Колос СК 6 завершилось еще в конце 20 века, но отдельные модификации комбайна используются и сегодня. Особенной популярностью у потребителей пользуется второе поколение модели.

Кабина и рабочее место механизатора

Кабина комбайна СК-6 «Колос» размещена в центральной плоскости, оборудована герметизацией и шумоизоляцией, системой отопления и вентилятором. Сиденье достаточно комфортное, регулируемое по росту и весу комбайнера.

Органы управления, включающие в себя контрольно-измерительные приборы, рукоятки тормозов и выноса мотовила, рычаги сцепления, находятся в удобном положении. Для контроля оборотов мотовильного барабана перед машинистом имеется тахометр. В случае нарушения работы бункера для зерна, копнителя, шнеков, элеваторов или соломотряса – в кабине подаются соответсвующие световые и звуковые сигналы.

Комбайн СК-6 «Колос» в работе

Перед жаткой поднимаются колосья. В процессе движения мотовильные планки наклоняют стебли зерновых культур к резу хедера, где они срезаются. Затем винтовой шнек сгребает ворох к пальцам, забрасывает на наклонный транспортёр и перемещает к четырёхлопастному приемному битеру. Барабан ударяет билами по массе колосьев и выколачивает из гнёзд зёрна. Оставшаяся часть убирается и отправляется на клавишный соломотряс.

Воздушная решётка разделяет хлебную массу на крупные и мелкие фракции. Зерно очищается, сползает к шнеку и поднимается к бункеру, работающему от выгрузителя. Невымолоченные колоски с прочими примесями подаются колосовым элеватором в жёлоб верхнего шнека и попадают в молотило для вторичного их обмолота. Половонабивателем масса проталкивается в переднюю часть камеры копнителя, которая освобождается на ходу при нажатии на педаль сбрасывания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]