Самые популярные российские комбайны с советских времен до наших дней


Советские комбайны

В дореволюционное время в России не было комбайнов, уборку урожая осуществляли при помощи конных жаток. Зародилось русское комбайностроение в конце 20-х—начале 30-х годов.

Первые комбайны для уборки зерновых были завезены в СССР из США. Первая отечественная модель — Коммунар — появилась в начале 40-х гг. прошлого века на Запорожском заводе. В 1931-м начал работать Ростсельмаш, выпустивший модель Сталинец-1, через год появились аналогичные машины из Саратова. Комбайн Сталинец 6 выпущен в 1947-м.

1936 год — появление машины СКАГ-5А, способной убирать увлажненные зерновые; 1947-й — первого самоходного агрегата С-4. С 1956-го производился комбайн СК-3, с 1962-го — СК-4, с 1969-го — СКД-5 Сибиряк. Машина Нива выпущена Ростсельмашем в 1970-м, а Колос (СК-6- II) — в то же время Таганрогским заводом.

Сталинец

Машины такой марки являлись прицепными и выпускались в 1931-1958 гг. Комбайн Сталинец 6 — последний в серии и первая послевоенная машина, участвовавшая в освоении целины. Обладала пропускной способностью 2,5 кг/с. В ней применены:

  • модернизированная молотилка агрегата Сталинец-1 с увеличенными размерами колес;
  • увеличенная до размера 4,9 м жатка комбайна Коммунар;
  • бункер емкостью 1,8 м³;
  • карбюраторный двигатель марки У-5МА мощностью 40 л. с.;
  • конвейерно-роторный соломотряс Г-образного типа.

Другие

Выпуск комбайнов в СССР и их совершенствование шли постоянно. На смену прицепным машинам в 1947 году пришли самоходные (первенец — С-4). Из последних марок — выпущенные в 1970 году:

  1. Нива. Производитель — Ростсельмаш.
  2. Колос. Производитель — Таганрогский комбайновый завод.

Одновременно с зерновыми выпускались советские свеклоуборочные комбайны. Работы по их созданию начались в 1020-1930 гг. с механизации отдельных операций. В 1948-м появилась первая самоходная машина СПГ-1. В дальнейшем производились агрегаты:

  • теребильного типа, в которых вначале выдергивалась свекла из почвы, а затем обрезалась ботва;
  • срезающие ботву, после чего происходил процесс извлечения корнеплодов из земли.

Также в Советском Союзе производились кукурузоуборочные, картофелеуборочные, коноплеуборочные и силосоуборочные машины:

  • «Херсонец-7» – комбайн кукурузоуборочный, который выпускался Херсонским заводом с 60-х по 90-е года. Прицепной агрегат использовался в паре с тракторами МТЗ-80, Д-74 для уборки спелой кукурузы с очисткой початков от листьев с их последующим измельчением.
  • ККУ-2А «Дружба» (ККУ-2А) – элеваторный картофелеуборочный комбайн, производящийся на комбайновом с 1960-х годов. Рабочая ширина захвата – 1,4 м, объем бункера – 700 кг. Агрегат производит уборку корнеплодов с двух рядов на расстоянии 70 см друг от друга со скоростью до 4 км/ч.
  • КСГ-3,2 ( в городе Биробиджан) – самоходная силосоуборочная машина. Имеет следующие технические характеристики: мощность двигателя (СМД-18К) – 100 л.с., ширина захвата – 3,2 м и высота среза кормовых культур – 100 мм, объем бункера – 9 м3.

История

Основан в октябре 1941 на базе эвакуированных заводов: им. Ухтомского (из Люберцев Московской области) и «Ком­мунар» (из Запорожья). Уже в декабре 1941 на производственных площадях Красноярского спиртоводочного завода начался выпуск продукции для фронта — снарядов и мин. Пер­вые прицепные зерноуборочные комбайны красноярского за­вода («Коммунар») выпущены к 1 мая 1944. В 1945—47 завод первым в стране начал производить самоходные комбай­ны, модели которых постоянно совершенствовались. Осо­бую известность приобрели 2-барабанные зерноуборочные машины типа «Сибиряк». «Сибиряки» использовались в СССР повсеместно на всех типах почв для уборки зерна и риса. По сравнению с предшествующими эта маши­на имела производительность на 30 % выше и обеспечи­вала 3-кратное снижение потерь. В 1970 за разработку комбайна «Сибиряк» предприятие награждено Золотой медалью ВДНХ СССР. На международной ярмарке в Буда­пеште «Сибиряк» получил бронзовую медаль, а его рисо­уборочная модификация — серебряную.

В 1970-е гг. Красноярский комбайновый завод с коллекти­вом свыше 12 тыс. человек был самым крупным предприятием в городе. Кроме основной продукции (комбайны), производил­ся широкий ассортимент товаров народного потребления: от стиральных машин до мясорубок. В 1974 на базе пред­приятия образовано краевое производственное объединение по выпуску зерноуборочной техники. Кроме комбайнового завода, расположенного в Красноярске, в него вошли Назаровский завод сельскохозяйственного машиностроения, (Назарово), Красноярский проектный и конструкторско-технологический институт комбайнострое­ния. В ноябре 1974 с конвейера завода сошел 100-тысяч­ный зерноуборочный комбайн, в мае 1983 — 500-тысячный. Во второй половине 1980-х гг. завод начал выпуск нового ком­байна «Енисей-1200». Техника красноярских комбайностроителей успешно работала в различных агроклиматических зонах, на полях различной урожайности.

В 1990-е гг. персонал предприятия сократился более чем на 60%, объем производства снизился в 1998 до 260 машин. В том же году контрольный пакет акций приобрела инвестиционно-финансовая группа «Сибмашхолдинг», на­чался выход из кризиса. Одновременно с наращиванием про­изводства специалисты предприятия приступили к испы­таниям комбайна нового поколения (4-й класс) «Енисей-950» («Руслан»), который отличается повышенной производительностью. После обновления заводского обору­дования развернулось серийное производство «Русланов». По итогам первой половины 2003 КЗК удалось обогнать своего главного конкурента («Ростсельмаш») по объему производства (1 867 машин за 6 мес); сборка комбайнов из красно­ярских запчастей велась и на Орловском комбайновом заводе (тоже входившем в состав «Агромашхолдинга», который стал собственником КЗК в 2003). Успеху машиностроителей способствовало расширение государственного кредитования покупок сельхозтехники, начатое в 2001 через ОАО «Росагролизинг». Однако в условиях снижения платежеспособная спроса уже в 2005 завод оказался в кризисе. Произошло резкое сокращение производства вплоть до временной остановки работы в начале 2006. Перспективы преодоления кризиса связаны с заинтересованностью кра­евых властей, а также с приходом нового собственника — концерна «Тракторные заводы», который приобрел «Агромашхолдинг» в мае 2006.

Лит.: От «Коммунара» до «Сибиряка». Красноярский орде­на Трудового Красного Знамени комбайновый завод (1941—1981). Красноярск, 1982; Красноярский край. Красноярск, 1984; Крас­ноярск. Очерки истории города. Красноярск, 1988.

А. К. Кириллов, А. И. Тимошенко

Российские комбайны

Зерноуборочные комбайны российского производства представлены несколькими брендами:

  • Ростсельмаш, занимающий 70% рынка на всей территории РФ, предлагающий весь спектр машин для уборки зерновых;
  • продолживший традиции сибирских комбайнов Енисей холдинг Агромаш;
  • реализующая в России концепции финского комбайна Sampo компания Terrion;
  • самая молодая из производителей комбайнов — фирма Муромец.

Ростсельмаш

Это группа компаний, включающая 13 предприятий.

Выпускает продукцию под марками ROSTSELMASH и VERSATILE в 4 странах на 10 производственных площадках.

Ее агрегаты поставляются в 56 стран. Объясняется успех:

  • 85-летней историей, связанной с выпуском комбайнов;
  • большой линейкой выпускаемых моделей;
  • оптимальным соотношением качества агрегатов и их цены;
  • наличием большого количества станций техобслуживания.

Ассортимент зерноуборочных комбайнов включает машины:

  1. NOVA. Относится к 3-му классу. Она неприхотливая, ремонтопригодная. Обладает мотором 180 л. с., работает с жатками шириной 3-6 м. Имеет зерновую емкость 4,5 м³.
  2. Серии Vector. Модель 410 — это тот же Дон 1500, но с современным кузовом. 450 — на гусеничном ходу — единственная модель компании на таком движителе. Машины с мощностью двигателя 255 л. с. комплектуются жатками 5-9-метровой ширины, собирают зерно в бункер емкостью 6 м³.
  3. Серии Acros (5-6-й классы), представленной большим числом модификаций, рассчитанных на уборку зерновых с разных площадей. Наиболее востребованные модели — 585/550 и 595. Последняя — для больших полей со средней урожайностью.
  4. Серии Torum (7-й класс), новые модели которой (780/750, 785/770) — из самых производительных (40 т/ч) в мире машин роторного типа, способны эффективно убирать урожай с засоренных и мокрых полей. Они с комфортной кабиной, бункерами емкостью 10,5 и 12 м³, с двигателями Мерседес (425, 506 л. с.). Ведутся работы по созданию беспилотной модели Torum 760.
  5. RSM 161. Отличается универсальностью, позволяет за сезон убрать зерновые, бобовые, крупяные, масличные культуры с 2000 га полей. У машины новая кабина, обеспечивающая панорамный обзор.

Агромаш

Производитель комбайнов на отечественном рынке давно, но из-за плохо развитой дилерской сети не может похвастаться большими успехами. Выпускает несколько моделей, которые способны убирать зерновые, сою, крупяные культуры, подсолнечник, зернобобовые: Агромаш 3000, 4000, 5000, 5121.

Машины 3-5-го классов. Укомплектованы:

  • моторами мощностью 180-280 л. с.;
  • жатками шириной 4-8 м;
  • зерновыми накопительными бункерами — 5-8 м³.

Terrion

Локализация производства в России комбайнов такой марки незначительна, хотя постоянно расширяется. Машины Terrion сегодня — это финские комбайны Sampo, собираемые из крупных узлов на отечественном предприятии.

Линейка моделей небольшая — 3 серии, 1 из которых представляет мини зерноуборочный комбайн для селекционных участков. Остальные:

  1. Серия 2000. Включает машины 2-3-го класса, способные убирать захватку шириной — 3,1-5,1 м. Агрегаты с мощностью двигателей 100-185 л. с., зерновыми бункерами с вместимостью 3,3-5,5 м³.
  2. Серия 3000, модели которой относятся к 4-му классу. У них мощнее (210-300 л. с.) силовые агрегаты, возможна комплектация жатками шириной 5,1-7,5 м. Бункеры для накопления зерна объемом 5,2-7,6 м³.

Муромец

Комбайн с таким названием один — Муромец 1500. Модель от предприятия, вышедшего на рынок в 2014 году. Первенец, относящийся к 4-му классу, обладает доступной ценой, что объясняется:

  • высокой локализацией;
  • простотой конструкции.

Машину нельзя отнести к суперсовременным комбайнам. Но стоимость и дешевое обслуживание модели привлекательны для фермерских хозяйств с ограниченными прибылями. Оператора для ее управления подготовить просто, ремонт несложен из-за доступности на рынке запасных частей.

У Муромца 1500:

  • мощный (240 л. с.) силовой агрегат;
  • возможность работать с 2 жатками с захватом 6/7 м;
  • зерновой бункер, вмещающий 6,3 м³ зерна.

Деятельность

В настоящее время выпускается комбайн зерноуборочный самоходный класса 4 «Енисей КЗС 950» и его модификации. Комбайны «Енисей» также собираются Орловским комбайновым заводом из комплектующих, выпускаемых на Красноярском заводе комбайнов.

За всё время существования завода выпущено более 700 тысяч комбайнов. Комбайны поставлялись на внутренний рынок и на экспорт (в Болгарию, Китай, Вьетнам, Ирак, Мексику и другие страны).

В строительстве завода принимали участие репрессированные немцы Поволжья, так называемые трудармейцы.

Марки выпускавшихся комбайнов

  • 1944 год — «Коммунар»
  • 1947 год — «С-4»
  • 1959 год — «СК-3»
  • 1965 год — «СК-4»
  • 1969 год — «СКД-5»
  • 1981 год — «СКД-6»
  • 1985 год — «Енисей-1200»
  • 1994 год — «Енисей-1200НМ»
  • 2000 год — «Енисей-1200У» («Руслан»)
  • 2003 год — «Енисей-950» («Руслан»)

Главной проблемой был дефицит литья. Это производство создавалось буквально под открытым небом. Сначала устанавливали формы, затем строили стены, укладывали крышу. Даже инструментальный цех пришлось разместить в маленьком помещении, к тому же плохо оборудованном и слабо освещенном. Это, однако, не помешало в самые сжатые сроки развернуть производство режущего и измерительного инструмента.

Помимо запчастей к сельскохозяйственной технике, завод выпускал минометы и боеприпасы

В этих условиях местное руководство строило для завода совершенно фантастические планы. Уже в 1942 году постановлением исполкома краевого Совета депутатов и бюро регионального комитета партии «Коммунару» предписывалось восстановить производство зерноуборочных комбайнов. Их должны были сделать за год 1500, в том числе 500 – в первой половине 1942 года.

Несмотря на то что директор завода взял на себя такие обязательства, выполнить их предприятие не смогло. Тем более росли военные заказы. В 1943 году завод должен был освоить выпуск специальных 82 миллиметровых химических мин ОТ с жидким наполнителем. Затем поступили требования организовать производство мин с переходными втулками и запальных стаканов. Большим достижением первых лет войны стало то, что завод параллельно продолжал делать запасные части и для сельскохозяйственной техники. В 1943 году их было произведено в 7 раз больше, чем в 1942-м. По оборонной продукции завод планы реализовал более чем на 100 процентов.

Все это происходило на фоне нехватки обученных рабочих. В 1943 году завод покинули более 800 прогульщиков и дезертиров.

В 1944 году структура производства завода № 703 претерпела резкие изменения — прекращался выпуск 45 мм снарядов, а также осколочных мин, но в два раза увеличивался выпуск мин типа ОТ.

Кроме того, по мере завершения строительства первой очереди завода комбайнов предприятие получило планы по их выпуску – с конвейера должно было сойти 550 зерноуборочных машин, а также 50 молотилок. Началась конверсия. Скорое завершение войны диктовало новые условия. В 1944 году выпуск оборонной продукции на 703-м начали снижать. В мае 1945 года его полностью прекратили. «Коммунар» смог вернуться к своему основному профилю – производству техники для сельского хозяйства страны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]