Для управления транспортным средством в России, водитель должен иметь водительское удостоверение на право управления ТС (ст.2.1.1). Категории водительских прав означают то, каким транспортом владелец прав может управлять. Есть основные пять групп: А – относится к мотоциклам, В – к легковым автомобилям, группа С – к грузовикам, D – к автобусам, М – мопедам. Также существуют четыре общие подкатегории: А1, В1, С1, D1 и с прицепами: ВЕ, DЕ, С1Е, D1Е.
Какие категории и подкатегории прав ввели в 2022 году (Таблица)
Новых категорий в водительских удостоверениях в 2022 году не вносилось. Перечисленные ниже типы были утверждены Сводной резолюцией в ноябре 2013 года.
Категории и подкатегории | Транспорт | Описание | Максимальная масса |
М | Мопеды, легкие квадрициклы | Мопед – двухколесное или трехколесное ТС, развивающее скорость не больше 50 км/ч. Квадрицикл – четырехколесное ТС. Легкий вариант этого транспорта – объем двигателя до 50 куб.см. и скорость не более 50 км/ч. | — |
А | Мотоциклы | Любые мотоциклы, в частности с коляской, снегоходы. | — |
А1 | Мотоциклы | Мототранспорт объемом двигателя не больше 125 куб.см. и мощностью до 11 кВт. | — |
В | Легковые автомобили | Машины, где есть не более 8 сидений для пассажиров. Допускается использование прицепа до 750 кг. Есть возможность использовать прицеп с большей массой, но в общем должно выходить не более 3,5 т. | 3,5 тонны |
В1 | Трициклы, квадрициклы | Трициклы – трехколесные мототранспортные средства. Квадрициклы сюда относятся те, которые имеют объем двигателя более 50 куб.см., а скорость свыше 50 км/ч. | 400 кг |
ВЕ | Легковые автомобили с прицепом | Машины кат. «В» с прицепом, который весит больше 750 кг, а общая масса транспортных средств превышает 3,5 тонны. | — |
С | Грузовики | Средние (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелые (более 7500 кг) грузовые машины. Возможность присоединения прицепа весом не более 750 кг. | 7,5 тонн (для среднего грузовика) 750 кг (для прицепа) |
С1 | Легкие грузовики | Грузовые автомобили, за исключением машин кат. «D». Допустимая масса — 3,5-7,5 т. Разрешается присоединять прицеп весом до 750 кг. | 3,5-7,5 тонн (для грузовика) 750 кг (для прицепа) |
СЕ | Грузовики с прицепом | Грузовая техника с более большим прицепом или полуприцепом – свыше 750 кг. | — |
С1Е | Легкие грузовики с прицепом | Грузовые машины с прицепом весом более 750 кг, но не больше массы самого автомобиля без нагрузки. | 12 тонн |
D | Автобусы, пассажирские газели | Автобусы, на которых перевозят пассажиров. Количество мест – свыше 8-ми, не считая водительского кресла. Можно использовать прицеп массой не более 750 кг. | 750 кг(для прицепа) |
D1 | Малые автобусы | Автобусы с количеством мест от 9 до 16. Можно использовать прицеп весом не больше 750 кг. | 750 кг (для прицепа) |
DE | Автобусы с прицепом | Автобусы с прицепом массой свыше 750 кг, а также сочлененные автобусы | — |
D1E | Малые автобусы с прицепом | Автобусы, на которых перевозят грузы. Можно использовать прицеп весом свыше 750 кг. | 12 тонн |
Водительские права категории А
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «А» — мотоциклы;
Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.
Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2022 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
ТС, на управление которыми не требуется специальное удостоверение (права)
Есть несколько разновидностей техники, на которые водительские права не нужны совсем. Это означает, что не требуется отдельно сдавать экзамены и подкатегория присваивается автоматически при получении основной категории.
Нужно ли водительское удостоверение для велосипедов и электровелосипедов
С ними связано одно интересное правило – при езде вы считаетесь водителем, а если ведете его за руль по дороге, превращаетесь автоматически в пешехода. Независимо от этого водительские права не нужны.
Однако правила дорожного движения соблюдать необходимо. Велосипедистам разрешается ездить только в специально отведенных местах:
- по велодорожкам;
- тротуарам;
- краю проезжей части.
Что касается тротуаров, есть одна оговорка – перемещаться по ним на велосипеде допускается, если нет специальной велодорожки.
Электровелосипеды требуют получения кат. «М», если мощность двигателя превышает 250 W. Она открывается автоматом при получении любых других прав.
Скутеры и мопеды
Это транспорт с двумя колесами и объемом двигателя не более 50 куб.см. Для управления ими требуется «М». Но проходить обучение и сдавать отдельно экзамены не понадобится, она выдается автоматически всем, кто получил любую другую категорию. По этой причине многие уверены, что удостоверение водителя для скутера и мопеда не нужно.
Квадроциклы
С этим видом ТС возможна путаница. Если он произведен со всеми необходимыми атрибутами для дорожного движения (фарами, поворотниками, стоп-сигналами и т.д.), то у него должен быть ПТС, и его необходимо ставить на регистрационный учет в ГИБДД. Для управления им требуется «B1», которая открывается автоматом вместе с «В».
Если же у такого транспорта нет ПТС, его тоже нужно регистрировать, но как мотовездеход через Ростехнадзор. После процедуры собственнику выдают паспорт самоходной машины. В этом случае требуется уже другая категория – «А1», она присваивается автоматически при наличии «А».
Самокаты, скейтборды
Эти приспособления приводятся в движение благодаря физическому воздействию человека. Поэтому они не могут называться транспортными средствами. Люди, катающиеся на них, считаются пешеходами. Получать водительские права не нужно.
Сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса
Эти устройства нового поколения в России появились недавно, поэтому норм, касающихся их, в законах пока что нет. Технически их можно отнести к ТС, но удостоверение водителя для езды на них не понадобится.
Мотоблок
В ПДД такая спецтехника не указывается. Приспособление предназначено для того, чтобы обрабатывать почву. Человек на нем не ездит, а ходит вслед за ним. Поэтому назвать его транспортом нельзя.
Но бывает люди, имеющие мотоблоки с высокой мощностью, присоединяют к ним разные прицепы, на которых можно перевозить грузы. Ездить на них по дорогам общего пользования запрещается, за это владельцу грозит административная ответственность.
Категория M
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.
Категории водительских прав для езды с прицепом
Не требуются отдельные права для легких прицепов, масса которых составляет до 750 кг. Не имеет значения, к какой машине они присоединяются. Для более тяжелых же собственникам грузовиков и автобусов понадобится открытая «Е».
На транспорте, который подпадает под «В», допускается применять прицеп весом от 750 кг без «Е» и в общей массе не больше 3,5 т.
Подкатегория С1
подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
С1Е
подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Виды водительских удостоверений в Российской Федерации
Классификация ВУ включает права 2 типов:
- Национальное удостоверение. Дает право управлять ТС в РФ. Оформляется после сдачи экзамена в автоинспекции на 10 лет.
- Международное ВУ. Подтверждает право на управление ТС за пределами России. Для его получения не нужно дополнительно сдавать экзамен в ГИБДД. Действует до 3 лет. Но его срок не должен быть меньше, чем период действия российского документа.
МВУ недействительно без национального!
Расшифровка водительского удостоверения нового образца по пунктам
Удостоверение выглядит как пластиковая карточка, на которой указаны личные данные гражданина. Документ защищен голографическими знаками. Фото водителя переносится во время изготовления пластика, а не приклеивается.
Лицевая сторона
Указывают следующее:
- ФИО русскими и латинскими буквами;
- дату рождения;
- город и страну, где проживает гражданин;
- дату, когда был выдан документ;
- период действия ВУ;
- название инспекции, которая выдала удостоверение;
- серию/номер документа;
- перечень, какие категории прав открыты.
Также ставится подпись гражданина.
Обратная сторона
Располагается таблица. В ней указаны категории. Когда гражданин открывает новую, напротив нее в ячейки вносится дата получения ВУ и дата окончания срока его действия. В последней колонке ставятся дополнительные отметки, если это необходимо:
- GCL: требуются очки или линзы при вождении. На фотографии в ВУ гражданин тоже должен быть запечатлен в них. Обозначение вносится на основании справки от офтальмолога.
- ML: имеются ограничения по медицинским соображениям.
- AS: допускается водить ТС только с автомобильным рулем.
- MS: разрешается ездить на мотоцикле, но отсутствуют права на вождение авто.
- АТ: можно садиться за руль машины исключительно с коробкой автомат.
- МС: допускается езда на авто, оборудованное ручным управлением. Пометка предназначена для водителей, имеющих группу инвалидности, если того требуют медицинские показания.
- APS: можно водить только те машины, которые оснащены автоматической системой парковки.
- HA/CF: требуется носить слухового аппарата при управлении ТС.
На обратной стороне опять же дублируется серия и номер документа. Также внизу указывается опыт вождения.
Отечественные или иностранные? ↑
Помимо исключительно «потребительских» характеристик, все микроавтобусы можно разделить на авто отечественного производства и зарубежные аналоги. Во многом такая классификация уже устарела, хотя бы потому, что немалую часть «иностранцев» собирают по лицензии российскими мастерами, а потому, называть их зарубежными машинами язык уже не поворачивается. Хотя если рассматривать, например, «Газель», «Соболь» или «Баргузин», собранные на Горьковском автозаводе, китайский Groz Polarsun, созданный по лицензии Toyota, и уютный Mercedes Vito, то да… Национальная идентичность, как говорится, на лицо.
На российском рынке пассажирских автоперевозок ощутимую конкуренцию российским «газелькам» пока составляют только китайские модели. Они соответствуют друг другу по вместимости, кроме того, запчасти на азиатскую автотехнику найти куда проще, чем на тот же Mercedes.
С какого возраста можно получить водительские права?
Водительское удостоверение в 2022 году выдается при достижении следующих возрастов:
Возраст (лет) | Категории и подкатегории |
16 | «М», «А1» |
18 | «А», «В», «С», «В1», «С1» |
21 | «D», «Tm», «Tb», «D1» |
18, если водитель владеет «В», «С», «D» не менее года | «BE», «CE», «DE» |
18, если у гражданина свыше года открыта «С» или «С1» | «C1E» |
18 лет, если уже более года есть «D» или «D1» | «D1E» |
Можно сдать экзамен раньше – с 17 лет. Это касается «B» и «C».Однако ВУ будет выдано только при достижении совершеннолетия.
Калькулятор автокредита:
Калькулятор автокредита предоставлен сайтом calcus.ru
Граждане, проходящие военную службу, вправе сдавать экзамен для открытия «D» и «D1» после 19 лет. Но удостоверение получают, когда исполняется 21 год.
Подкатегория А1
подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Основания для прекращения действия права на управление ТС
Водительское удостоверение становится недействительным, если:
- истек срок ВУ;
- выявлены медицинские противопоказания или ограничения для управления мото- или автотранспортом;
- изменились личные данные, которые указываются в удостоверении;
- документ пришел в негодность, из-за чего не удается прочитать нужную информацию на ВУ;
- удостоверение было получено по поддельным бумагам;
- ВУ украдено или утеряно;
- водителю выдано новое ВУ.
При указанных выше причинах удостоверение водителя аннулируется полностью, его можно только оформить заново.
Лишение прав на вождение не является поводом для прекращения действия документа, оно лишь приостанавливает его. Когда срок наказания проходит, гражданину возвращается то же самое ВУ. Его придется заменить, только если за время лишения произошло истечение периода действия документа.
Правила получения прав для иногородних граждан
Сдача экзамена для оформления водительского удостоверения возможна в любом отделении ГАИ независимо от постоянной прописки. Даже допускается отучиться в автошколе в одном городе, а сдать теорию и практику – в другом. Но это правило работает только для населения с гражданством России.
Иностранцы, которые пользуются автомобилями в РФ в личных, а не коммерческих (для заработка) целях, вправе не получать российские права. Им достаточно иметь при себе иностранные национальные или международные ВУ.
Если лицо из другой страны управляет ТС, чтобы получать прибыль, например, работает в такси, значит, обязан оформить российские права.
Как открыть новую категорию?
Необходимо снова обучаться в автошколе и сдавать экзамены в Госавтоинспекции. Для каждой из них требуется достичь определенного возраста.
С 2022 года при открытии «В», нужно сдавать практику не на автодроме, а сразу в городе.
Есть еще повышение квалификации с автоматической коробки на механическую. К примеру, гражданин получил кат. «B», но с отметкой, что можно ездить только на машинах с коробкой автомат. Чтобы управлять автомобилями с механикой, нужно повысить квалификацию. Для этого теория не требуется, только практику (город).
Какие же достоинства есть у грузовика?
Данный грузовик имеет множество различных преимуществ. Вот основные его плюсы:
- — маневренность;
- — долговечность;
- — вместительность кузова;
- — экономичность.
Это далеко не все достоинства данного грузовичка. Если вы живёте в мегаполисе и вам нужно использовать грузовик на дорогах огромного города, то вы определённо оцените маневренность и размеры этого Хендай. Благодаря этому прекрасному грузовику вы сможете добраться туда, куда вам надо и сравнительно быстро.
В чём заключается надёжность данного грузовичка? Шасси грузовика смонтировано на жесткой раме, для изготовления которой используют стальной профиль. Именно поэтому грузовичок проработает долго и при этом безотказно, что наверняка по достоинству оценят люди, понимающие, что значат неожиданные поломки, и сколько драгоценного времени может уйти на восстановление грузовика.
Процедура замены водительского удостоверения
Смена удостоверения водителя необходима в следующих случаях:
- истек срок действия документа;
- изменились персональные данные гражданина;
- появились дефекты на пластике, мешающие прочтению информации;
- права украдены либо утеряны;
- при оформлении были представлены просроченные или фальшивые документы;
- возникли ограничения к управлению машиной по показаниям врача.
Если не поменять права, у которых истек период действия, и продолжать ездить с ними, это грозит штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.
Процесс замены удостоверения состоит из трех этапов.
Медицинская комиссия
Медкомиссия требуется для выявления возможных противопоказаний или ограничений на управление ТС. Проходить ее не нужно, если удостоверение меняется из-за изменения личных данных, утери или сильном износе этого документа. В остальных случаях врачебный осмотр обязателен.
Пройти водительскую комиссию можно в государственной или частной клинике на выбор. Но справку от психиатра и нарколога разрешается получать в государственных диспансерах.
Подача заявления на замену прав
Как только медицинское заключение будет на руках, можно приступать к заполнению и отправке заявки. Есть три способа, как подать ее:
- В МФЦ. Не все многофункциональные центры принимают такие заявления, поэтому уточните этот вопрос. Нужно прийти лично, заплатить госпошлину, составить и передать сотруднику заявку вместе с документами.
- В ГИБДД. Все проходит так же, как и в предыдущем варианте, только очереди длиннее.
- Портал «Госуслуги». Самый быстрый и экономный способ. Заполняете и отправляете заявление на официальном сайте, там же оплачиваете госпошлину, причем с 30%-ой скидкой.
К запросу приложить стандартный список бумаг – личный паспорт, старое водительское удостоверение, медицинское заключение.
Получение новых прав
Если подавали заявление в МФЦ или ГИБДД, то и забирать права нужно там. Если отправляли запрос через портал «Госуслуг», нужно явиться в автоинспекцию. Для тех, кто заполнял заявку на сайте, отведено отдельное окошко, где вызывают по фамилии.
Как только наступит очередь, подойти к окну и передать пакет документов. Далее нужно сфотографироваться, потом посидеть несколько минут в ожидании выдачи удостоверения.
Совместимость категорий в водительском удостоверении
Есть подкатегории, которые открываются автоматически, когда получаешь основную.
Главные | Присваиваемые автоматом |
«А» | «A1» и «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного вида |
«В» | «B1» (за исключением ТС с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа) |
«С» | «C1» |
«D» | «D1» |
«CE» | «C1E» |
«DE» | «D1E» |
Национальные российские права с любой категорией подтверждают право и на управление ТС кат. «M». Если человек получил права с «С», то автоматически приобретает дополнительное право и на «С1», а также на «М».
Подкатегория D1
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
D1Е
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.