Чего только не увидишь на российских дорогах. Среди разношёрстных участников дорожного движения некоторые экземпляры вызывают особый интерес, например, можно встретить массивные составы, перевозящие многотонные грузы различного происхождения, именуемые автопоездами.
Эти необычные представители автотранспорта имеют свои особенности, и управлять ими гораздо сложнее, чем обычным грузовиком или автомобилем с прицепом, такие ТС не отличаются хорошей манёвренностью и требует специальных навыков вождения, так что водителю, чтобы сесть за руль тягача, нужно иметь соответствующую категорию прав.
К данному виду автотранспортного средства с многотонной массой и крупными габаритами, с учётом опасности, представляемой «махиной» для других участников движения, а также большой нагрузки на дорожное покрытие, ПДД предъявляют особые требования.
Классификация автопоездов
Автопоезда делятся на:
- универсальные. Бывают с бортовыми платформами и универсальными фургонами. Предназначаются для комплектных грузоперевозок любых товаров;
- специализированные. Используются для транспортировки особых грузов, и их звеньями выступают: самосвалы, цистерны, рефрижераторы;
- специальные. Используются только для перевозки смонтированного на них оборудования: передвижных электростанций, компрессорных установок.
Все автопоезда отличаются между собой по типам конструкции, грузоподъемности, характеру распределения тяговых усилий. В зависимости от характера распределения тяговых усилий автопоезда могут быть:
- пассивными (не имеющими ведущих колес);
- активными. Оборудованые собственными ведущими колесами.
По типу связи прицепные звенья автопоездов бывают:
- прицепами. Относятся к несамоходному транспортному средству, которое соединяется с тягачом тягово-сцепным устройством;
- полуприцепами. Также несамоходное транспортное средство, соединяющееся с тягачом опорно-сцепным устройством. Все прицепные автопоезда состоят из тягача и нескольких или одного прицепа.
Почему скандинавские решения наиболее близки России
Многозвенные автопоезда транспортируют грузы на всех континентах. Наиболее известные страны использования road train (дорожных автопоездов) — Австралия, США, Канада, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Швеция и Финляндия максимально близки к России типами подвижного состава, которые уже находятся в эксплуатации, сертификацией, климатом, сухопутными границами с ЕС и передовым опытом использования МАП.
Швеция и Финляндия максимально близки к России по опыту использования многозвенных автопоездов
Внедрение концепции многозвенных автопоездов в Швеции и Финляндии в середине 1990-х годов в первую очередь связано с соблюдением Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов. Автотранспорт является одним из главных загрязнителей воздуха, поэтому шведские исследования преимуществ и недостатков комбинаций грузовиков в первую очередь фокусируются на экологических аспектах, оставляя на заднем плане нагрузку на дороги и мосты и даже некоторые технические нюансы подвижного состава.
Исследования немецкого Федерального научно-исследовательского института автомобильных дорог (BASt) на тему возможности использования многозвенных автопоездов в Германии — объемом более двухсот страниц — и дополнения к нему после тестового периода более широкие. Они охватывают вопросы дорожной инфраструктуруры, безопасности дорожного движения, экономики и логистики.
Технические характеристики автопоездов
Рассматривая технические параметры автопоездов, которые используются при международных комплектных грузоперевозках, стоит начать с их длины и грузоподъемности Максимально допустимая длина автопоезда, согласно существующему законодательству РФ, составляет 20 метров. В странах ЕС допускается использовать автопоезда, длиной до 16.5 м. Что касается ограничений по высоте, то габариты автопоездов не должны превышать 4 м высоты от поверхности дороги.
Типы прицепных звеньев автопоездов
Всего существует 4 типа прицепов для автопоездов, которые используются при комплектных грузоперевозках:
- прицепные варианты. Состоят из тягача и ряда полуприцепов;
- седельные. Также состоят из тягача и полуприцепов;
- роспускные. Представляются тягачом и прицепом-роспуском;
- седельно-прицепные. Состоят из тягача и ряда полуприцепов.
Штрафы за нарушение
За пренебрежение правилами действующего законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьёй 12.21.1 КоАП РФ, при этом на индивидуальных предпринимателей распространяется та же ответственность, что и на юридические лица. На нарушителей, к коим относятся водитель, человек, ответственный за транспортировку, юридическое лицо и собственник ТС, за превышение разрешённой массы и габаритов налагаются штрафы, кроме того при перегрузе более 50% водителя лишают прав на 6 месяцев. Сам транспорт вместе с грузом отправляется на штраф-площадку. Помимо перегруза штрафные санкции предусмотрены при указании неправдивых сведений о массе в документах, превышении норм габаритов ТС на 10 см., отсутствии разрешений на перемещении крупногабаритных объектов, отклонении от маршрута.
Требования, предъявляемые к эксплуатации автопоездов
При комплектных международных грузоперевозках к автопоездам предъявляются следующие требования:
- сцепка и расцепка проводится на ровных поверхностях. Дорожное покрытие при этом обязательно должно быть твердым;
- ось прицепов и тягача должны располагаться на одной прямой линии;
- шофер при трудных погодных условиях должен тормозить плавно и на маленькой скорости. В противном случае, состав просто может сложиться;
- товар в прицепах размещается равномерно. Нельзя допускать перегруза и смещения центра тяжести;
- в пути водитель должен следить за давлением в шинах;
- в прицепах запрещается перевозить людей;
- во время рейса важно следить за нагрузкой на ось;
- в пути регулярно необходимо проверять давление в тормозной системе.
Максимальный допустимый вес для грузового транспорта
Законодательством также устанавливаются весовые пределы (имеется в виду полная масса автомобиля вместе с грузом), нагрузки на ось автотранспорта, разрешённые перегрузы и правила перемещения при превышении нормированных показателей.
Предельную массу для каждой машины задаёт её изготовитель, и этот параметр можно найти в паспорте (ПТС). Кроме того, в 1 приложении к Постановлению Правительства № 272 указываются допустимые массы с учётом количества осей. Так, для седельных и прицепных автопоездов действуют такие ограничения:
- Трёхосных – 28 т.
- Четырёхосных – 36 т.
- С 5 осями – 40 т.
- С 6 и более осями – 44 т.
Ещё один важный параметр – нагрузка на оси. Как правило, на заднюю ось приходится наибольшая нагрузка ввиду конструктивных особенностей грузовых авто, где размещение объектов перевозки предполагается сзади. Разрешённые осевые нагрузки приведены в приложении 2 к Постановлению Правительства № 272. Максимально допустимые значения этого параметра также являются основанием для ограничения проезда определённых видов ТС по автодорогам и обозначаются специальными дорожными знаками на некоторых участках.
По Федеральному закону перегруз не должен быть больше 2% от допустимого значения. Для автомобилей, чья полная масса превышает 44 т., нужно получить разрешение, где будет представлен маршрут и прочие данные, а когда гружёная машина весит 80 т., маршрут должен быть составлен сотрудниками Госавтоинспекции.
В чем заключается разница между прицепами и полуприцепами
При комплектных грузоперевозках из стран ЕС в Беларусь часто используются прицепы и полуприцепы в составе автопоездов. В чем между ними разница, и какой вариант предпочтительней?
Основное отличие между прицепом и полуприцепом заключается в их конструкции. А именно, к способу крепления прицепного состава к тягачу. Прицеп – это ТС( транспортное средство), предназначенное для перевозки разных типов груза. Он оснащается тяговым брусом и дышлом с петлей, изготовленным из прочного металла. У тягача имеется специальное устройство для зацепления (крюк или фаркоп), при помощи которого прицеп и тягач сцепляются в одно целое. В роли тягача при комплектных международных грузоперевозках используются преимущественно грузовики и прицепы на двух или трех осях.
Полуприцепы крепятся к тягачу за седельно-сцепное устройство при помощи сцепного шкворня. Это позволяет полуприцепу забирать на себя определенную часть нагрузки. То есть, таким транспортным средством намного проще управлять. Он отличается высокой маневренностью и устойчивостью на дороге. Автопоезда с полуприцепами могут набирать любую скорость на специально отведенных для этого магистралях.
Преимущества полуприцепов
К основным преимуществам полуприцепов, которые часто используются при комплектных грузоперевозках, относятся:
- безопасность и комфорт во время передвижения;
- экономичный расход топлива;
- высокая маневренность;
- возможность развития высокой скорости на специально оборудованной трассе;
- широкий спектр применения;
- широкий модельный ряд полуприцепов для разных тягачей;
- удобство в ремонте и обслуживании.
Ведущие производители
В наше время автопоезда выпускают десятки заводов по всему миру. В каталогах фирм можно найти модель нужной сборки или же заказать грузовик индивидуально. На сайтах производителей представлены фото- и видеообзоры, ответы на вопросы покупателей и отзывы клиентов.
Несмотря на многообразие предложений, дальнобойщики РФ и СНГ отдают предпочтение нескольким производителям. Давайте остановимся на них.
Российские
Среди отечественной техники ярко выделяется автопоезд «Урал» модели 44201-862. Встретить его в свободной продаже – редкость. Грузовик цвета хаки используют в ВС РФ. Фотографии и чертежи шлюзов и предохранителей автомобиля активно обсуждают на зарубежных форумах. А посмотреть есть на что!
«Урал» проектировали по спецзаказу лучшие инженеры, автопоезд использовался при подготовке спецподразделений армии. На данный момент грузовик морально устарел, но место в истории российского машиностроения занял достойное.
Еще одна яркая модель, задействованная армией – ЗИЛ 6009 и 60091. Мотор в грузовике бензиновый, на 150 «лошадок». Усиленная конструкция позволяла преодолевать автопоезду самое глухое бездорожье.
На смену автогордости прошлого века пришли машины заводов СЗАП, КРАЗ, КАМАЗ.
Сегодня почетное место у транспортных компаний занимает автопоезд «КАМАЗ» сборки 6460-91017+9509. Грузовик приспособлен ко всем видам дорог, имеет мощные стабилизаторы. Это означает, что боковое смещение платформы исключено.
Не уступает в характеристиках другой автомобиль, детище . Модели 7500 и 7502 рассчитаны на эксплуатацию в составе полной массой в целых 198,5 тонн!
Полную массу в 44 тонны имеет другой гигант – «КАМАЗ» 65207-87. Автопоезд универсален, платформа бортовая. Шины у грузовика пневматические и бескамерные, что позволяет передвигаться по любому типу дорог.
Зарубежные
Среди «забугорной» техники наиболее популярны автопоезда , «Вольво», «DAF», «Ивеко», «Юмба», «Ман» (Man).
«Европейцев» отличают следующие признаки:
- повышенная степень комфорта;
- просторные кабины, улучшенные шасси;
- широкие спальные места;
- полная автоматика.
Стоимость на привозные автопоезда выше, но транспортные компании этот факт не пугает.
Среди грузоперевозчиков популярна модель нидерландской 105.410 с прицепом на 120 кубических метров. Дизельный грузовик соответствует норме Евро-5, движок «тянет» 410 лошадиных сил. Кабина оснащена системой круиз-контроля, гидроусилителем руля, двумя просторными спальными местами. Кроме того, водительское место наделено пневматическим сиденьем. Все для удобства!
Другой фаворит – сравнительно небольшого размера автопоезд IVECO стралис. Объем кузова 56 кубических метров. Тентованная платформа позволяет перевозить самые разнообразные товары.
На что обратить внимание при выборе прицепа и полуприцепа при комплектной грузоперевозке
Выбирая прицеп или полуприцеп для тягача, внимание уделяется:
- типу перевозимого груза;
- особенностям маршрута грузоперевозки;
- количества рейсов.
В случае, если речь идет о международной комплектной грузоперевозке продуктов питания, фармацевтической продукции или живых цветов, то выбор стоит остановить на прицепах рефрижераторах или изотермических. С их помощью легко контролировать температурный режим внутри фургона. А вот рассыпные строительные материалы, такие как: песок, щебень гравий, перевозятся на полуприцепах – самосвалах. Если проводится комплектная грузоперевозка товаров хозяйственного назначения, упакованных в коробки, предпочтение отдается шторным полуприцепам.
Европейская модульная система (EMS)
Почти одновременно с европейской Директивой 96/53 в Швеции в 1996 году появляется проект Европейской модульной системы (EMS). В 1997 году концерн Volvo создает концепцию EMS. В ее основе лежит использование модулей классических европейских автопоездов для создания многозвенных комбинаций длиной 25,25 м. Универсальность и возможность эффективного использования подвижного состава как в общеевропейских габаритах, так и в EMS — главное преимущество концепции. Новые автопоезда прозвали EuroCombi, EcoCombi или Gigaliner.
Лишнего не тормозить
Опытные водители знают, что остановить автопоезд намного сложнее обычного грузовика. Поэтому не стоит превышать положенные максимально допустимые 90 км/ч на магистралях и 70 км/ч на дорогах общего пользования. При резком торможении можно погубить чьи-то жизни в результате «складывания» автопоезда, когда прицеп двигается быстрее тягача и его может вынести на встречную полосу. В этом случае с большой вероятностью буксирное устройство придётся ремонтировать, а полуприцеп рискует оказаться на боку, потянув за собой тягач.
«В условиях движения по скользкому дорожному покрытию моторным тормозом пользоваться категорически запрещено. При включении моторного тормоза автоматически перекрывается подача топлива в двигатель и перекрывается заслонка в трубе, ведущей от выпускного коллектора к выхлопной трубе, что способствует резкому снижению оборотов двигателя и замедлению автопоезда, что на скользкой дороге может привести к заносу прицепа. Торможение снижением передач повышает обороты двигателя и позволяет достичь плавного замедления хода», — напоминает Олег Гребенько.
При движении на участке дороги с разбитым покрытием применять торможение не рекомендуется. Равно как и накат.
«Накат — это движение автомобиля за счёт инерции с включённой передачей в КПП, но без подачи топлива. Разрыв связи между двигателем и колесом на грузовом автомобиле категорически недопустим! Это может привести как к поломке автомобиля, так и к созданию аварийной ситуации. Накат на нейтральной передаче очень не рекомендуется. К тому же, такой вид наката совершенно не экономит топливо в реальной эксплуатации, т. к. принуждает к «рваному» режиму движения Главным образом, для использования наката как приёма эффективного вождения, водитель обязан обладать навыками и знаниями, позволяющими ему избегать опасных ситуаций и исключать риски повреждения узлов и агрегатов автомобиля», — предупреждает специалист по обучению работе с грузовиками Scania.
«При движение накатом, когда нет связи между колёсами и двигателем, уровень управления автомобилем ниже, и, соответственно, ниже безопасность. На скользкой дороге использовать движение накатом недопустимо», — добавляет представитель холдинга AsstrA Associated Traffic AG.
Национальная транспортная система
Развитие конструкции грузовых автомобилей, увеличение весогабаритных параметров в совокупности с классическими плюсами автомобильного транспорта — доставка «от двери до двери» и специализация подвижного состава под особенности груза — привели к значительному перемещению грузопотока с железнодорожного и речного транспорта на автомобильный.
На рис. 10 показана диаграмма истории изменения грузопотока между видами транспорта в Германии — небольшой по размерам стране относительно России.
Рис. 10
Каждое заметное колебание в сторону автотранспорта связано с отменой или снижением административных барьеров и изменением геополитической ситуации (воссоединение Германии, расширение ЕС и т. п.). Отстаивая долю грузового транспортного рынка, против внедрения автопоездов-гигалайнеров активно выступает Железнодорожный альянс Германии (Allianz pro Schiene), объединивший под одним крылом железнодорожные объединения, экологические и пассажирские ассоциации.
Складывается впечатление, что в Швеции и Финляндии проблемы грузоперевозок по железной дороге уже мало кого интересуют.
История развития мировой транспортной системы говорит о наиболее оптимальном применении многозвенных автопоездов в местах с низкой плотностью населения, слабым развитием других видов транспорта и на сверхдлинном плече перевозки.