Минский тракторный завод, созданный в 1946 году, входит в десятку ведущих производителей сельскохозяйственной техники на колесном ходу. Первой массовой моделью стал МТЗ-5, выпущенный тиражом более 644 тыс. экземпляров. Модели МТЗ отличались конструкцией, приспособленной к эксплуатации в различных климатических зонах. Универсальность и надежность узлов тракторов позволяют заводу удерживать до 10% мирового рынка колесных сельскохозяйственных машин.
Модельный ряд
Завод МТЗ предлагает покупателям колесные и гусеничные тракторы, спецтехнику на их базе, а также лесные машины. Модели тракторов Беларусь укомплектованы дизельными моторами собственного производства. Ряд моделей комплектуется импортными силовыми установками Lombardini, Caterpillar и др. Последние модели тракторов оснащены импортными узлами и комплектующими, что позволило продлить срок гарантии до 5 лет. Новые тракторы оснащаются герметичными кабинами с системами микроклимата, что улучшает условия работы оператора.
КТ-12 и КТ-12А
0
Источник:
Весной 1951 года коллектив МТЗ получил очень важное правительственное задание — освоить производство трелевочных тракторов, большую потребность в которых испытывала лесозаготовительная отрасль. Газогенераторный трактор КТ-12 — специальная гусеничная машина, предназначенная для трелевки леса. Он появился в СССР в первые послевоенные годы. Аналогов ему не было ни в одной стране мира. Раньше трелевка осуществлялась гужевым транспортом (на лошадях), ручными или механическими лебедками. Трактор КТ-12 создали конструкторы Кировского завода в Ленинграде в содружестве с учеными Ленинградской лесотехнической академии. Трактор КТ-12 выпускался на Кировском заводе до 1951 года. Теперь следовало наладить его производство на Минском тракторном заводе. На решение всех организационных вопросов было отведено всего три месяца. Так за короткую историю своего существования МТЗ пришлось осваивать вторую (после КД-35) машину, да к тому же не своей конструкции. 15 августа 1951 года с главного конвейера тракторосборочного цеха сошла первая партия трелевочных машин КТ-12. В процессе производства трактор подвергался модернизации, направленной на повышение эксплуатационных качеств машины. За короткий срок заводские конструкторы, изменив ряд узлов и деталей увеличили гарантийный срок работы машины в 1,5 раза.
МТЗ-2
Колесная машина общего назначения, выпускавшаяся параллельно в Минске и Днепропетровске. Трактор был разработан в конструкторском бюро МТЗ в начале 50-х годов прошлого века. Машина стала первым отечественным трактором универсального типа на пневматическом ходу. Параллельно выпускался вариант МТЗ-1, оснащенный уменьшенной колеей передних колес. Трактор применялся для работы с растениями, имеющими высокие стебли (например, подсолнечник). Обе модификации принадлежали к категории машин с тягой 1,4 т.
Силовая установка машин состояла из 2-цилиндрового дизельного мотора, развивавшего мощность 37 л. с. Запуск двигателя выполнялся пусковым бензиновым агрегатом мощностью 10 л. с. Мотор работал совместно с 5-скоростной механической коробкой. Дополнительно имелась 1 передача заднего хода. Коробка включала вал отбора мощности (ВОМ), выведенный на заднюю крышку. Дополнительно имелся боковой вал, оснащенный шкивом. Он применялся при эксплуатации трактора со стационарным оборудованием: водяными помпами, молотилками, генераторами.
Подвеска мостов жесткая, с возможностью изменения колеи. Изменение направления движения выполнялось передними колесами, рулевое управление — механического типа. Открытое рабочее место оператора расположено между защитными кожухами задних колес. Трактор продержался на конвейере до 1958 года. Причинами снятия машин с производства стали: низкая скорость движения, высокий расход топлива и повышенная металлоемкость конструкции.
МТЗ – 75 лет: вспомнили, с чего начиналась история тракторов «Беларус»
МТЗ отмечает 75-летний юбилей: 29 мая 1946 года Совмин СССР принял решение о строительстве в столице Белорусской ССР тракторного завода.
Сегодня МТЗ – лидер мирового тракторостроения и флагман отечественной промышленности. Предприятие выпускает под брендом BELARUS более ста моделей тракторов для всех климатических и эксплуатационных условий. Число изготовленных на МТЗ тракторов приближается к 4 миллионам. В канун дня рождения предприятия мы решили вспомнить, с чего начиналась история тракторов «Беларус».
Изначально Минский тракторный завод создавался под выпуск пропашных гусеничных тракторов средней мощности типа «Кировец» Д-35 (КД-35).
Пропашной гусеничный трактор «Кировец» Д-35
Работы над этой машиной в СССР начались еще в 1930-х годах на Кировском заводе в Ленинграде, прототипом для нее послужил американский трактор Caterpillar R2. Реализации проекта помешала Великая Отечественная война, но уже в 1943 году работы по новой гусеничной машине возобновились: разработку конструкторской документации продолжили специалисты НАТИ (тогда – Научный автотракторный институт), а местом производства трактора выбрали Липецк, где на мощностях был организован новый тракторный завод. Серийный выпуск гусеничных «Кировцев» с дизельным мотором начался там в 1947 году.
Пропашной гусеничный трактор «Кировец» Д-35. Фото techstory.ru
Однако тракторов стране нужно было много, поэтому задание на производство КД-35 получил и строившийся Минский тракторный завод. Проект предусматривал выпуск до 50 гусеничных тракторов в сутки. Заводу также предстояло наладить изготовление дизельных (Д-35) и пусковых (ПД-10) двигателей. Производство осваивалось поэтапно в процессе строительства предприятия. В ноябре 1950 года минчане начали собирать гусеничных «пахарей».
Правда, выпускался КД-35 в Минске недолго – до августа 1951 года, после чего его производство было передано в румынский Брашов. На МТЗ за 9 месяцев собрали 406 гусеничных тракторов.
Фото НУК «Научно-технический музей истории трактора»
Одновременно на МТЗ разворачивалось производство трелевочных тракторов для лесопромышленной отрасли, переданное в Минск с Кировского завода. В 1951 году начался выпуск модели КТ-12А с 36-сильным газогенераторным двигателем «УралЗИС-352Т» (первая партия машин была собрана в августе). В 1956-м – дизельного «трелевочника» ТДТ-40, который оснащался 40-сильным двигателем Д-40Т и за один рейс мог вывести с лесосеки до 5 кубометров древесины. В Минске также были разработаны еще более совершенные трелевочные машины – ТДТ-54 и ТДТ-60.
Трелевочный трактор КТ-12. Фото techstory.ru
Не прекращалось в Минске и производство дизелей Д-35 и «пускачей» – они поставлялись Липецкому тракторному заводу для оснащения моделей КД-35/КДП-35, а также устанавливались на первые колесные тракторы МТЗ-1/МТЗ-2.
«Колесная» тема в Минске возникла в мае 1948 года, когда заводу было поручено параллельно с освоением выпуска гусеничных КД-35 проектировать универсальный колесный трактор с 37-сильным дизельным двигателем и гидронавесной системой, позволяющей впервые в СССР обходиться без прицепщика.
В октябре 1948 года был закончен эскизно-технический проект трактора в двух модификациях: МТЗ-2 – для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес; МТЗ-1 – для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами.
В июле 1949 года из ворот экспериментального цеха вышел первый опытный образец колесного трактора, который стал основой для создания серийной машины. Кроме него было выпущено еще шесть опытных образцов, все они отправились на длительные заводские испытания. Уже тогда по предложению главного конструктора МТЗ Ивана Иосифовича Дронга (работал в Минске в 1949-1963 гг.) семейство колесных тракторов получило имя «Беларусь».
Развернуть массовый выпуск колесных тракторов на заводе планировалось в июле 1953 года, однако старт производства по разным причинам затягивался. И вот наконец 14 октября с главного конвейера тракторосборочного цеха №2 сошел первый серийный трактор «Беларусь» МТЗ-2 тягового класса 1,4.
Первый серийный МТЗ-2
Первые колесные тракторы МТЗ. Фото Александра Дитлова
Выполненный по «классической» схеме первый минский «колесник» оснащался четырехтактным четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-36 производства МТЗ (от Д-35 он отличался облегченным радиатором и поддоном картера). Вот основные характеристики этого мотора: рабочий объем – 4,08 л; номинальная мощность – 37 л.с. при 1400 об/мин; наибольший крутящий момент – 23 кгс·м (225,6 Н·м) при 900 об/мин.
МТЗ-2 выпуска 1953 года из коллекции заводского музея. Серийный номер 10
Запуск основного дизель-мотора осуществлялся пусковым двигателем ПД-10 (карбюраторный, двухтактный, одноцилиндровый, мощностью 10 л.с.). Коробка передач на МТЗ-2 была механическая 5-скоростная (число передач переднего хода – 5, заднего хода – 1). Скорости движения (расчетные): на первой передаче – 4,56 км/ч; на пятой – 12,95 км/ч.
Рабочее место тракториста на МТЗ-2 отличалось спартанской простотой. Кабина не была предусмотрена вовсе. Над топливным баком в специальных направляющих, приваренных к крыльям, был установлен инструментальный ящик, служивший каркасом двухместного сиденья. Рулевое колесо – с правой стороны. Контрольно-измерительные приборы – термометры масла и воды да масляные манометры (один показывает давление в масляной магистрали, второй – после фильтра тонкой очистки).
Трактор МТЗ-2 имел вал отбора мощности (ВОМ) с зависимым приводом от промежуточного вала коробки передач. Число оборотов в минуту ВОМ – 520. Для работы со стационарными машинами был предусмотрен приводной шкив (его диаметр – 320 мм; ширина – 200 мм; число оборотов в минуту – 828) с приводом от ВОМ.
Вес незаправленного трактора составлял 3250 кг. Колесная база трактора МТЗ-2 составляла 2380 мм. Длина – 3678 мм. Ширина (по выступающим концам полуосей задних колес) – 1884 мм. Высота (по рулевому колесу) – 1900 мм. Дорожный просвет: под задним мостом – 440 мм; под передней осью – 525 мм. Наименьший радиус поворота – 3,7 м.
Агрегатировался МТЗ-2 почти с двумя десятками сельскохозяйственных машин и орудий. Его можно было использовать для выполнения работ по уходу и уборке пропашных культур, на пахоте легких почв, предпосевной обработке, посеве и уборке зерновых культур, а также для приведения в действие стационарных сельхозмашин и в качестве транспортного средства.
МТЗ-2 вошел в историю как первый массовый отечественный колесный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Эта модель выпускалась также на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске (1954-1958). Всего было изготовлено 148.800 тракторов «Беларусь» МТЗ-2.
После первой значительной модернизации, завершившейся в 1957 году, трактор «Беларусь» стал выпускаться под индексом МТЗ-5. Данная модель отличалась применением более мощного 40-сильного двигателя Д-40К, 10-скоростной коробки перемены передач (что позволило расширить диапазон скоростей от 0,82 до 20,75 км/ч), двойной муфты сцепления и независимого привода вала отбора мощности (ВОМ), наличием двух выносных цилиндров и трехзолотникового распределителя. Мощность генератора, используемого для освещения, составляла 180 Вт и была достаточна для питания четырех фар трактора и двух фар прицепной сельскохозяйственной машины. Передние колеса стали более широкими (размер шин 6,50-16). Вес незаправленного трактора уменьшился с 3250 до 2850 кг.
В 1957-м в течение нескольких месяцев выпускалась модификация МТЗ-5К с раздельно-агрегатной гидравлической системой. С 1958 года начался выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М с 45-сильными двигателями Д-40Л/40М и запуском соответственно с помощью пускового двигателя ПД-10М и электростартера.
С 1960 года с конвейера стали сходить тракторы новых модификаций МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые оснащались 48-сильными дизельными моторами Д-48Л/48М и были предназначены для выполнения различных сельхозработ на повышенных скоростях. На этих тракторах впервые появилась съемная кабина закрытого типа, которую легко можно было переоборудовать в полуоткрытую или в открытую кабину с тентом. Транспортная скорость возросла до 22 км/ч.
МТЗ-7МС из коллекции заводского музея. Серийный номер 162035
В конце 1950-х в Минске на основе «пятерки» был создан и первый трактор «Беларусь» с приводом на все колеса. Эта модель получила индекс МТЗ-7. Новый полноприводный трактор обладал повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью, что позволило расширить область применения «колесников» в сельском хозяйстве и кое-где даже заменить ими гусеничные машины.
На МТЗ-7 привод к переднему ведущему мосту (в котором, кстати, использовался ряд узлов переднего моста грузового автомобиля ГАЗ-63) осуществлялся карданным валом через постоянно включенную фрикционную муфту от раздаточной коробки. Впереди применялись шины низкого давления увеличенного размера 9,0-20.
С 1959 года серийно выпускались тракторы МТЗ-7Л и МТЗ-7М с 45-сильными двигателями Д-40Л и Д-40М. Годом позже начался выпуск новых модификаций МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС, оснащенных двигателями мощностью 48 л.с., а также съемными кабинами.
Параллельно с модернизацией машин первого поколения в Минске развернулись работы по созданию нового универсально-пропашного трактора МТЗ-50 класса 1.4. Он должен был получить более мощный двигатель и 9-скоростную коробку передач.
Технический проект МТЗ-50 был завершен в 1957 году. В следующем году на заводе изготовили несколько опытных образцов. По результатам их испытаний новый трактор был рекомендован к серийному производству.
Сначала в серию пошла переходная модель МТЗ-50ПЛ с форсированным до мощности 50 л.с. двигателем Д-48ПЛ, а с 1964-го началось массовое производство тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 (вариант с ведущим передним мостом) с новым 55-сильным двигателем Д-50, выпуск которого был налажен на только что введенном в строй Минском моторном заводе.
Трактор МТЗ-50 оснащался съемной кабиной, сиденье тракториста имело гидравлический амортизатор. Среди важных новаций – раздельная агрегатно-гидравлическая навесная система, гидродогружатель ведущих колес, гидроусилитель руля, гидрофицированный крюк. Для агрегатирования с сельхозмашинами и транспортными прицепами трактор был оснащен задним, передним и боковым валами отбора мощности. При этом задний и передний ВОМ имели независимый привод.
Новый минский трактор продемонстрировал высокую конкурентоспособность на мировом рынке. На международных выставках и ярмарках 1965-1969 гг. модель МТЗ-50 и ее модификации получили пять золотых и несколько других медалей, множество дипломов.
МТЗ-50 и МТЗ-52 экспортировались в Германию, Францию, Финляндию, Италию, Венгрию, Югославию, Вьетнам, Пакистан, Бельгию, Судан, Грецию, Алжир, Англию, США, Канаду, Данию, Австралию, Норвегию, Швецию и другие государства. Началось производство этих моделей в Пакистане и Мексике. В 1980-х эти тракторы покупали более чем в 70 странах мира.
Тракторы семейства МТЗ-50/52 продержались на конвейере до 1985 года. Со временем их внешний вид менялся. Сначала выпускались машины с полукруглой решеткой радиатора и бескаркасной кабиной с брезентовой крышей. С конца 1960-х решетка радиатора стала прямоугольной, изменилась конструкция капота. В конце 1970-х на тракторы МТЗ-50/52 стали устанавливать увеличенную каркасную кабину со стеклопластиковой крышей.
Еще более успешной для Минского тракторного завода стала следующая модель – МТЗ-80. Ее разработка началась после выхода в 1966 году Постановления Совета Министров СССР №606, которым ставилась задача освоения производства универсально-пропашных тракторов мощностью не менее 75-80 л.с. На этот проект были выделены значительные деньги и ресурсы. Чтобы ускорить появление новой машины и уменьшить затраты на переоборудование основного завода и смежных предприятий, было решено создавать ее на основе глубокой модернизации семейства МТЗ-50/52.
В конструкцию нового трактора было внесено большое количество изменений. МТЗ-80 получил цельнометаллическую кабину современной конструкции, которая оказалась не менее комфортабельной, чем автомобильные того времени. Были спроектированы новые облицовка и оперение. «Сердцем» нового трактора стал 80-сильный двигатель Д-240 – один из самых надежных и экономичных дизелей Минского моторного завода.
В коробке перемены передач был установлен понижающий редуктор, что позволило удвоить число передач до 18 переднего и 4 заднего хода. Были внедрены ходоуменьшитель и двухскоростной задний ВОМ. Гидронавесная система была оснащена гидроувеличителем сцепного веса, силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность повышена до 2 тонн (позже – до 2,5 тонны). Для работы с прицепными машинами было предусмотрено жесткое регулируемое прицепное устройство, гидрофицированный прицепной крюк, буксирное устройство с амортизатором, пневмосистема, автоматическая сцепка.
Максимальная скорость МТЗ-80 увеличилась до 35 км/ч. Теперь минский трактор можно было эксплуатировать не только на полевых работах – он с успехом конкурировал с грузовыми автомобилями на транспортировке различных сельскохозяйственных грузов, особенно в сложных дорожных условиях.
В 1972 году закончились государственные испытания МТЗ-80, а в ноябре 1974-го на заводе началось массовое производство этой модели. В 1975 году стартовал серийный выпуск полноприводной модификации МТЗ-82. С 1978 года трактора под заказ стали оснащать новой унифицированной кабиной.
Производство «восьмидесяток» и «восемьдесят двоек» продолжается до сих пор. Да, семейство BELARUS-80/82 и сегодня остается основной продукцией завода – настолько удачной оказалась сама концепция этого советского трактора! Простота, надежность, ремонтопригодность и доступная цена – вот за что ценят «восьмидесятки».
Но сегодня Минский тракторный завод предлагает значительно усовершенствованную модификацию BELARUS-82.3, которая отвечает всем современным требованиям и обеспечивает высокий комфорт трактористу. Подробно об этой машине мы уже рассказывали.
МТЗ-5
Колесный трактор с ведущей задней осью. Выпускался Минским тракторным и Южным машиностроительным заводами с 1958 года. Машина относилась к категории тягового усилия 1,4 т, оснащалась 4-цилиндровыми дизельными моторами двух типов. Двигатели унифицированы и отличаются элементами топливной аппаратуры и деталями механизма газораспределения. Дизель ранней версии развивает мощность 45 л. с., двигатель Д-48 немного мощнее — 48 л. с. Запуск двигателей производится от пускового бензинового мотора или от электрического стартера.
Базовая модель трактора послужила основой ряда модификаций. Версия 5К отличалась применением раздельной гидравлической системы. Последующие варианты 5М и 5Л отличались системой запуска двигателя. Машины оснащались открытой кабиной без ветрового стекла и дуги безопасности. Заводы производили модификации 5МС и 5ЛС, которые отличались закрытой кабиной с 2 боковыми дверями. По заказу на трактор могла устанавливаться дополнительная ось для подсоединения гусеничного движителя.
Повышенная мощность двигателя и гидравлической системы расширила сферу применения машины. Механизмы оснащались вилочным погрузчиком, копновозом и рядом других навесных устройств. Шасси трактора применялось для установки экскаваторов с гидравлическим приводом. Завод в Минске прекратил производство модели в 1962 году, предприятие в Днепропетровске выпускало тракторы до 1972 года. Машины имели обозначение ЮМЗ-5 Беларусь.
Трактора тягового класса 1,4 КН
Машины данного тягового класса являются самым популярными в народном хозяйстве стран бывшего союза, составляют самую обширную линейку модельного ряда и успешно конкурируют на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Трактора агрегатируется с различным навесным оборудованием с механическим и гидравлическим приводом, обеспечивая использование данных моделей в самом широком спектре работ. Первая техника вышеуказанного тягового класса МТЗ 50(52) стала основой для выпуска целой серии моделей.
Трактора МТЗ 80-82 с начала своего выпуска, включая свои специальные модификации МТЗ 80Х МТЗ 82Н, по сегодняшний день претерпели ряд технических обновлений, включая установку модернизированных двигателей Д 242, Д 243, Д 244, Д 245 и разновидностей конструкций КПП с постоянным зацеплением шестернёй и гидроуправляемым включением передач. Результатом глубокой модернизации МТЗ 80(82) является трактор марки МТЗ 100 и, МТЗ 102 соответственно, выпускаемый с 1984 года. Дальнейшее расширение модельного ряда тракторов данного класса обеспечило способность конкурировать на внешних рынках и соответствовать мировым стандартам учитывая развитие технологий.
трактор МТЗ 570
трактор МТЗ 512 трактор МТЗ 511
трактор МТЗ 510
трактор МТЗ 92
трактор МТЗ 90 трактор МТЗ 82.1 трактор МТЗ 80.1
№ | Модель трактора МТЗ | Мощность л/с | Двигатель | Диапазон скорости км/ч, КПП вперёд/назад |
1 | 80.1 | 82 | Д 243 | 1,9-34,5 18/4 |
2 | 82.1 | 82 | Д 243 | 1,9-34,5 18/4 |
3 | 90 | 90 | Д 243.1 | 1.94-34,3 18/4 |
4 | 92 | 90 | Д 243.1 | 1.94-34,3 18/4 |
5 | 92П | 89 | Д 245.5 | 2,15-15,5 9/8 |
6 | 92П газодизель | 78 | ГД 243-1321 | 8/8 |
7 | 100(102) | 100 | Д 245 | 1,9- 35 16/8 |
8 | 622 | 62,2 | Lombardini LDW 2204T | 1,23-36,8 16/8 |
9 | 510 | 57 | Д-244 | 1,45-26,8 9/2 |
10 | 512 | 57 | Д-244 | 1,45-26,8 9/2 |
11 | 520 | 62 | Д-242 | 1,45-26,8 9/2 |
12 | 522 | 62 | Д-242 | 1,45-26,8 9/2 |
13 | 570 | 57 | Д-242 | 1,45-26,8 18/4 |
14 | 572 | 57 | Д-242 | 1,45-26,8 18/4 |
15 | 592.2 | 64.6 | Д-242С | 1,45-26,8 14/4 |
16 | 826 | 82 | Д-243.С | 1,9-34,3 18/4 |
17 | 1220.1 | 122,4 | Д-245.2S2 | 2,19-40 16/8 |
18 | 1221.2 | 130 | Д-243.С | 2,1-33,8 16/8 |
19 | 1221.2 газодизель | 123 | МТ05.14-50(Sinomach) | 2,1-33,8 16/8 |
20 | 1221.3 | 131,7 | Д 260.2S2 | 1,54-35 16/8 |
21 | 1221.2 сжиженный газ | 140 | ГД 260.2-846 | 1,54-35 16/8 |
22 | 900 | 84,3 | Д245.43S2 | 2,78-39,9 14/4 |
23 | 1222.4 | 136 | Д-260.2S3А | 1,98-39,44 16/8 |
24 | 1222.5 | 136 | Д-260.2S2 | 2,02-36,6 16/8 |
25 | 921 | 89 | Д-245.5 | 1,8-35 18/4 |
26 | 920 | 81 | Д-243 | 2,4-34,3 14/4 |
27 | 920.3 | 84,3 | Д245.43S2 | 2,78-39,9 14/4 |
28 | 920.4 | 84,3 | Д245.43S3А Д245.43S3АМ | 2,78-39,9 14/4 |
29 | 923 | 95 | Д-245.5S2 | 1,8-38 14/4 |
30 | 952 | 89 | Д-245.5С | 2,1-30 14/4 |
31 | 892 | 89 | Д-245.5 | 2,6-33,8 18/4 |
32 | 820 | 81 | Д-243 | 1,9-33,4 18/4 |
33 | 1021 | 105 | Д-245 | 2,6-36,6 14/4 |
34 | 1021.3 | 110 | Д-245S2 | 2,6-36,6 14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
35 | 1021.4 | 110 | Д245S3А Д245S3АМ | 2,6-36,6 14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
36 | 1021.5 | 110 | Д245S3В | 2,6-36,6 14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
37 | 1021.6 | 110 | Д-245S4 | 2,6-36,6 14/4 |
38 | 1025 базовая | 105 | Д-245 | 2,3-37 14/4 |
39 | 1025.5 | 110 | Д-245S3В | 2,3-36,6 16/8 |
МТЗ 1222.4
МТЗ 1221.3
Трактор МТЗ 1221.2
Трактор МТЗ 1220.3
трактор МТЗ 1025.3
трактор МТЗ 1025.2 трактор МТЗ 1021
трактор МТЗ 1021.6
трактор МТЗ 1021.5 трактор МТЗ 1021.3 трактор МТЗ 952 Трактор МТЗ 923.3 Трактор МТЗ 922 Трактор МТЗ 920 трактор МТЗ 920.6 трактор МТЗ 920.5
трактор МТЗ 920.4
трактор МТЗ 920.3 трактор МТЗ 912
трактор МТЗ 911 трактор МТЗ 820 трактор МТЗ 892
трактор МТЗ 812
трактор МТЗ 622 трактор МТЗ 612 трактор МТЗ 611
трактор МТЗ 592.2
трактор МТЗ 1021.4 Трактор МТЗ 900.3
МТЗ-7
Первая модель Минского завода с системой полного привода, созданная на базе модели 5. В ходовой системе применялся передний ведущий мост, созданный на основе узлов легкового внедорожника ГАЗ-67. Передние шины имели увеличенный диаметр и направленный рисунок протектора. Мост не имел возможности регулировки колеи, что ограничивало сферу применения трактора. Испытания машины выявили недостаточную прочность моста, который заменили узлом от ГАЗ-63. Производство машин с таким мостом и закрытой кабиной началось в конце 50-х годов.
Применение улучшенного моста позволило менять колею передних колес перестановкой дисков. Машины оснащались дизелем с пусковым мотором и электрическим стартером. Обозначение машин — 7М и 7Л соответственно. В коробке передач трактора установлена дополнительная пара шестерен, предназначенная для привода раздаточного редуктора, расположенного на боковой поверхности картера. Выходной вал редуктора связан с передним мостом карданным валом, позаимствованным у ГАЗ-63.
Применение переднего моста иной схемы потребовало изменения рулевого управления и редуктора, который комплектовался червяком с правым направлением спирали. Задние колеса трактора не оснащались дополнительным балластом. Отличием от модели 5 стала подвеска переднего моста, выполненная на двух рессорах, установленных поперечно.
Тракторы комплектовались закрытой кабиной, которая могла сниматься с машины. В кабине появился дополнительный рычаг управления раздаточным редуктором. Выпуск трактора с полным приводом продолжался 2 года, всего построили менее 2,8 тыс. машин.
Какой трактор лучше: МТЗ или ЮМЗ?
На этот вопрос однозначно ответить нельзя, так как всегда при выборе техники надо ориентироваться на выполняемые работы.
Базовой моделью для создания тракторов МТЗ и ЮМЗ послужил «Беларус» МТЗ-5, но отличия могут быть в прокладке систем, использование определенного электрооборудования, комплектующих и прочего, что в целом может повлиять на работу того или иного трактора.
Ниже приведены некоторые отличия ЮМЗ и МТЗ:
- У семейства агрегатов «Беларусь» подвеска пружинная, а у ЮМЗ жесткая. Это в значительной мере сказывается на удобстве во время езды.
- ЮМЗ имеет двухпоточную муфту сцепления, а МТЗ однопоточная, что считается ниже по прочности, длительности эксплуатации и большим износом.
- «Беларус» выигрывает своей КПП, для переключения которой используется 2 рычага.
- У МТЗ в значительной мере улучшена гидронавесная система, которая регулируется автоматически.
- Если рассматривать регулировку колеи, то у ЮМЗ предусмотрена возможность изменения высоты и угла выноса. Среди минской линейки этим может похвастаться только МТЗ-80.
МТЗ-40
Переходная модель от машин серии 5 к версии 50, выпускавшаяся в Минске короткое время. Трактор колесного типа, относится к тяговому классу 0,9 т. Тракторы оснащались 4-цилиндровыми дизельными моторами мощностью 48 л.с. По сравнению с предыдущими моделями тракторов расход топлива снижен. Доработкам подверглась аппаратура подачи топлива и газораспределительные каналы в головке блока.
Особенностью трактора стала возможность работы с навесным оборудованием, предназначенным для машин более высокого тягового класса. В конструкции рулевого управления применили гидравлический усилитель, который облегчил работу оператора. Машина стала прототипом для трактора Т-40, выпуск которого развернули на Липецком тракторном заводе.
Трактор «КД-35»
0
Источник:
Смотреть все фото в галерее
День 4 ноября 1950 года был отмечен в летописи трудовых подвигов белорусских тракторостроителей как день начала серийного выпуска тракторов КД-35. Первенец минских тракторостроителей пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Трактора КД-35 были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л.с. двигатель отличался значительной экономичностью. Так, на один гектар пахоты при средних условиях он расходовал 13 кг горючего. Топливный бак трактора вмещал топлива на 10 часов бесперебойной работы. Опытные образцы машины за 10 часов вспахивали до 6 гектаров земли. Выпускался трактор заводом недолго, всего 9 месяцев, до августа 1951 года. За это время с конвейера сошло 406 машин. Производство же дизельных и пусковых двигателей для КД-35 на заводе не прекращалось. Они поставлялись Липецкому тракторному заводу. В дальнейшем этот двигатель был применен на колесном универсальном пропашном тракторе, над которым заводские конструкторы работали уже с 1948 года.
МТЗ-90
Универсальная колесная машина, относящаяся к тяговой категории 1,4 т. Трактор может использоваться в сельском хозяйстве или коммунальных службах, при выполнении строительных работ или вывозе леса. Выпускается в двух модификациях — с приводом на задний мост (модель 90) и с приводом на все колеса (модель 92).
Трактор оснащен 4-цилиндровым 4-тактным дизельным мотором Д-243 с атмосферной системой впуска и мощностью 90 л. с. Мотор отвечает нормам токсичности выхлопных газов Stage 0. На машине используется механическая трансмиссия, обеспечивающая 9 скоростей для движения вперед и 2 — назад. В коробке применен дополнительный демультипликатор, увеличивающий число передач в 2 раза. Коробка оснащена 2-скоростным ВОМ с независимым и синхронным режимом функционирования.
Гидравлическая система состоит из насоса, расположенного на коробке, распределительного модуля и соединительных трубопроводов. В системе имеется бак, вмещающий 21 л масла. Жидкость из бака применяется для работы усилителя руля гидрообъемного типа.
Трактор модели 90 не оснащен закрытой кабиной. Над местом оператора расположен солнцезащитный тент, смонтированный на боковых кронштейнах. Емкость топливного бака, расположенного под кабиной, составляет 130 л. Заднее навесное устройство допускает навеску оборудования и прицепов с весом до 3200 кг. По специальному заказу трактор комплектуется балластными грузами, гидравлическим прицепным приспособлением или комбинированной сцепкой.
МТЗ-50Х
0
Источник:
В 1963 году была завершена разработка конструкции и выпущены опытные образцы трактора МТЗ-50 хлопководческого. Трактор предназначен для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьем 90 см. трактор МТЗ-50Х принципиально отличался от трактора МТЗ-50 конструкцией передней оси — он имел одно направляющее колесо. Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Все необходимые испытания трактора закончили в 1966 году, после чего началась подготовка к его серийному производству заводскими службами. Производство трактора МТЗ-50Х продолжалось восемь лет: с 1969 года по 1977 год. Затем производство было передано Ташкентскому тракторному заводу.
На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62%. Гусеничные модификации были унифицированы на 95-98 %. В 1967 году был запущен в производство вариант гусеничного трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1 с шириной колеи 950 мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более и Т-54В-С2 — с шириной колеи 85- мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м. В 1968 году началось производство трактора Т-54Л.
МТЗ-102
Колесный трактор МТЗ с системой полного привода является модернизированным вариантом модели 82. Выпуск устройства начался в 1984 году, параллельно производилась модификация МТЗ-100, оснащенная приводом на заднюю ось.
Отличия машин модели 100/102 от 80/82 следующие:
- рулевое управление гидрообъемного типа;
- дизельный двигатель с турбокомпрессором;
- модернизированная гидравлическая система;
- кабина с дополнительной изоляцией.
Дизельный 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 100 л. с. Мотор оснащался усовершенствованной системой смазки и узлами, изготовленными из износоустойчивых материалов. За счет этих улучшений ресурс двигателя вырос в 2 раза. Применение системы наддува снизило расход топлива, а также увеличило время автономной работы трактора. Машины комплектовались топливным баком с увеличенным до 156 л объемом. Трансмиссия механическая, синхронизированная.
Кабина закрытого типа, оснащена силовым каркасом. Сидение водителя поворотное, регулируется по высоте, углу наклона спинки и расстоянию до педального узла. Выпуск машин моделей 100 и 102 прекращен, покупателям предлагается только версия на 3 колесах с обозначением 100Х. Машина оборудована одним передним колесом центрального расположения, установленным в поворотной вилке.
МТЗ-240
Моделью 240 ошибочно называют тракторы МТЗ-80 раннего образца, оснащавшиеся 4-цилиндровым 80-сильным атмосферным дизелем Д-240. Завод в Минске никогда не производил тракторов с обозначением МТЗ-240. Трактор модели 80 имеет задние ведущие колеса, модель 82 — укомплектована передним ведущим мостом. Система охлаждения двигателя Д-240 оснащена принудительной циркуляцией. Охлаждение радиатора выполняется потоком воздуха, который создается вентилятором.
На машинах применялась 9-скоростная механическая трансмиссия с дополнительным 2-скоростным демультипликатором. Коробка применяется на многих моделях МТЗ. Передний мост оснащен балансирной подвеской, задний — жестко установлен в картере коробки. Рулевое управление оснащено гидроусилителем, впоследствии замененным на гидрообъемную систему.
Гидравлика раздельного типа, состоит из насоса, распределителя и исполнительных цилиндров. Трактор оснащался различным навесным оборудованием, число вариантов оснащения — более 200.
Виды навесного оборудования
Для увеличения функционала можно агрегировать дополнительное навесное оборудование, с его помощью производится пахота, посадка и сбор урожая, уборка снега и грязи, а также другие виды работы.
Наиболее часто используются:
- Косилки
- Бороны
- Культиваторы
- Чизельное оборудование
- Грабли, используемые для сбора сухого сена и травы
- Вилы
- Буры
- Копательное оборудование или же экскаватор
- Ковши
- Измельчители
- Отвал
- Снегоочистительное оборудование
- Нож бульдозерного типа
- Щетки
- Разбрасыватели
- Окучники
МТЗ-422
Малогабаритный универсальный трактор Беларус 422 с атмосферным 4-цилиндровым 50-сильным дизелем Lombardini. Двигатель оснащен предкамерным смесеобразованием. Машина оснащена муфтой сцепления с 1 рабочим диском. Муфта постоянно работает, размыкается только для переключения передач.
Коробка механическая 16-скоростная, укомплектована муфтами для облегчения переключения. В одном картере с шестернями коробки расположен редуктор заднего моста с блокируемым дифференциалом и вал привода дополнительных агрегатов. Вал рассчитан на 2 частоты вращения в независимом режиме и на 2 — в синхронном. Колея трактора настраивается на 2 фиксированных положения переустановкой дисков колес.
Кабина закрытого типа, двери не имеют металлической рамы, изготовлены из закаленного стекла. Сиденье и рулевая колонка настраиваются в зависимости от роста и веса оператора. Комбинация приборов с жидкокристаллическим экраном оснащена 2 режимами работы, обеспечивающими считывание информации в дневное и ночное время. Кабина оснащена системой отопления и вентиляции с возможностью установки кондиционера.
Тракторы модели 422 могут оснащаться сцепными устройствами маятникового или регулируемого типа, нерегулируемыми вилками. По заказу машина оснащается передним навесным устройством и дополнительным редуктором переднего ВОМ. Для привода тормозов прицепного оборудования может устанавливаться пневматическая система с компрессором, размещенным на двигателе. Вариант трактора для дорожных и коммунальных служб оснащается проблесковым маячком оранжевого цвета и специальными покрышками, не разрушающими газоны.
МТЗ-622
Трактор Беларусь 622 класса 0,9 т оснащается 4-цилиндровым 63-сильным силовым агрегатом Lombardini. Дизельный мотор имеет систему наддува от турбокомпрессора и предкамерную схему впрыска топлива. В роли предкамеры используется сферическая выемка, выполненная в днище поршня. Трансмиссия аналогична МТЗ-422.
Ходовая часть трактора позволяет изменять колею. Настройка передней колеи выполняется перестановкой дисков, задней — ступенчатым перемещением колес по полуосям. Тормозная система оснащена раздельным управлением по сторонам. Портальный передний мост с планетарными редукторами оснащен дифференциалом с функцией самоблокировки. Раздаточный редуктор позволяет отключать привод моста.
Гидравлика имеет стандартную схему, навеска заднего расположения предназначена для работы с оборудованием весом до 2800 кг. В рулевом управлении применяется гидравлический цилиндр и насос-дозатор.
Отзывы владельцев
Андрей : «Использую трактор МТЗ-622 для работ в теплицах. Благодаря хорошей маневренности и небольшим габаритам получается справляться со всей работой быстро и эффективно. Радует то, что машина улучшена в плане минимизации токсичных выбросов, так как работать приходится в закрытых помещениях. В течении года эксплуатации нареканий на работу механизмов не было.» Евгений «О тракторе МТЗ-1221 могу сказать только хорошее, потому это действительно мощный агрегат. Приходилось работать на нем и в дорожном хозяйстве, осуществлять вспашку поля, транспортировать лес. Этот малыш «Беларус» ни в чем не уступал УРАЛам. Порадовало рулевое управление, которым легко пользоваться даже при загруженном ковше. Из недостатков могу отметить слабый передний мост, но это, скорее всего, из-за того, что моя работа требует повышенной нагрузки на передний мост. «
МТЗ-826
Вариантное исполнение машины МТЗ-80/82 отличается комфортабельной кабиной, измененной облицовкой и модернизированной навеской. Особенностью машины является использование конических шестерен в кинематической схеме переднего моста. Технические характеристики силового агрегата и трансмиссии не отличаются от параметров тракторов моделей 80/82.
Гидравлическое оборудование включало узлы и распределительный модуль . Из-за этого выросла стоимость трактора, что явилось причиной снятия модели с производства. Машина не стала распространенной, но встречается на вторичном рынке. Отзывы владельцев о тракторе Беларус 826 носят положительный характер. Отмечается высокий ресурс узлов трансмиссии и гидравлики, который достигается при соблюдении регламентных работ.
Особенности эксплуатации
Производитель рекомендует использовать для гидросистемы тракторов масло моторное М-8Г при температуре до +5°C и М-10Г при температуре от +5°C и выше.
В качестве смазки используется «Литол-24». Для картера дизеля используется масло моторное М-8ДМ при низких температурах и М-10ДМ при высоких.
Важно! Перед эксплуатацией двигателя в зимнее время желательно осуществлять предпусковой прогрев до 20-30°C.
Обкатка
Не желательно начинать эксплуатацию трактора без предварительного проведения полноценной обкатки.
Во время обкатки все детали прирабатываются, что способствует увеличению срока службы мотора.
Сама процедура не требует значительных затрат усилий от механика, но благодаря этому значительно продлевается эксплуатационный ресурс деталей, а также предотвращается возникновение поломок.
В первое время, которое занимает около 20 рабочих часов, не надо превышать нагрузку на двигатель больше 50 % от полной мощности.
В течении всего времени проведения обкатки ежесменно проводить ТО по всем правилам.
После завершения обкатки необходимо выполнить ряд действий:
- Очистить трактор от загрязнений;
- Заменить масло во всех системах, масляный фильтр мотора и гидросистемы навески;
- Смазать узлы и механизмы;
- Промыть фильтр топливного бака;
- Проверить ход педалей сцепления и тормоза;
- Удостовериться в надежности всех креплений;
- Проверить давление в шинах.
Основные неисправности
Все трактора модельного ряда «Беларус» отличаются простотой в ремонте и возможностью использовать детали других производителей.
Ниже представлены основные неисправности:
- Двигатель может не запускаться из-за попадания воздуха в топливную систему или неисправности топливного насоса.
- Поломки провоцирует засорение фильтрующих элементов.
- При использовании некачественного топлива, мотор может вести себя нестабильно.
- Неправильно отрегулированы зазоры между клапанами.
- Возникновение синего дыма при выхлопе происходит из-за попадания масла в камеру сгорания.
- Перегрев двигателя.
- При включении передач возникают шумы.
- В тормозной системе изнашиваются накладки соединительных дисков.
МТЗ-890
Модернизированный вариант колесного трактора МТЗ-80, оснащен задними ведущими колесами. Параллельно выпускался вариант МТЗ-892 с системой полного привода. Тракторы оснащались двигателем Д-245 с турбокомпрессором и охладителем воздуха. Особенностью машины является полностью закрытый капотом двигатель. Боковины капота могут сниматься.
Коробка передач 9-скоростная, механическая, с дополнительным 2-скоростным демультипликатором. Задний ведущий мост оборудован блокировкой дифференциала. Передний мост полноприводной версии оснащен коническими редукторами и автоматическим дифференциалом. Привод моста отключаемый рычагом из кабины.
Гидравлика оснащена тремя выводами для подключения внешнего оборудования. Задняя навеска оборудована механическими фиксаторами. Кабина закрытая, укомплектована вентиляцией с системой фильтрации подаваемого воздуха. В холодное время года воздух подогревается системой отопления. Для дополнительной вентиляции открываются боковые стекла и крыша.
МТЗ-900
Сельскохозяйственный и коммунальный трактор колесного типа, оснащенный задним ведущим мостом. Имеет модификацию с приводом на 2 моста. Машина соответствует тяговой категории 1,4 т. Трактор оснащен 4-цилиндровым дизельным силовым агрегатом модели Д-243. Использование турбокомпрессора и непосредственного впрыска топлива позволило получить мощность 89 л. с. и крутящий момент 297 Н/м.
Трансмиссия 7-скоростная, механическая, с синхронизаторами. Дополнительно установлен 2-скоростной редуктор с пониженной передачей. По заказу возможна установка редуктора с ускоряющей передачей. В зависимости от конструкции редукторы могут увеличивать или уменьшать частоту вращения в 1,32 раза. Для привода навесного оборудования имеется ВОМ с одной частотой вращения. Предельный вес прицепного оборудования составляет 3200 кг.
Трактор может оснащаться реверсивным редуктором, обеспечивающим 9 скоростей для движения вперед и 8 — назад. Допускается применение 16-скоростного ходоуменьшителя, монтируемого на левой крышке коробки. Он построен по реверсивной схеме.
Трактор может комплектоваться балансировочными грузами на задней или передней оси, тормозными механизмами дискового типа с расположением узлов в масляной ванне. Кабина закрытого типа, обладает улучшенной отделкой, системой подачи свежего и нагретого воздуха. Рулевое управление оборудовано гидрообъемным приводом с использованием импортных комплектующих. Завод МТЗ выпускает модель МТЗ-900.3 с приводом на заднюю ось.
МТЗ-925
Пропашной и универсальный трактор, относящийся к классу 2,0 т. Оснащается турбонаддувным 95-сильным дизельным мотором Д-245 с объемом цилиндров 4,75 л. Система подачи воздуха оборудована радиатором охлаждения. Двигатель обеспечивает запас крутящего момента не ниже 25%.
Особенностью трактора является использование в сцеплении многоступенчатого планетарного редуктора, оборудованного фрикционными муфтами с гидравлическим управлением. Планетарный редуктор обеспечивает получение 3 дополнительных рядов. Механическая синхронизированная коробка обеспечивает получение 7 скоростей, переключаемых под нагрузкой. Совместное использование редуктора и коробки обеспечивают получение 21 скорости переднего хода и 6 — заднего. Конструкция коробки позволяет переключать 3 скорости в каждом ряду без разрыва потока мощности.
Коробка комплектуется валом для привода внешних агрегатов в независимом и синхронном режимах. Универсальная гидравлическая система оборудована подъемником для управления навесным оборудованием. Максимальный вес прицепного оборудования составляет 4000 кг. Система оборудована насосом и единым расходным баком.
МТЗ-1220
Колесный трактор с приводом на две оси, относится к тяговому классу 2,0 т. Машины укомплектованы 122-сильным дизельным двигателем жидкостного охлаждения Д-245. Мотор имеет 4 цилиндра, оснащен турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения воздуха. Силовой агрегат соответствует экологическим требованиям категории Stage II.
Двигатель оснащается сухой муфтой сцепления, состоящей из 2 рабочих дисков. Муфта передает крутящий момент на механическую 16-скоростную коробку передач. По отдельному заказу возможно применение 24-скоростной синхронизированной трансмиссии. Оба варианта комплектуются ВОМ, выведенным назад. Вал имеет одну частоту вращения 540 об/мин. Трансмиссия может оснащаться ходоуменьшителем, расширяющим силовой диапазон машины.
Передний ведущий мост оборудован планетарными механизмами в ступицах и дополнительным дифференциалом с автоматикой. Устройство блокируется при появлении пробуксовки колеса по левому или правому борту. Задний мост оснащен блокируемым дифференциалом с несколькими режимами работы блокировки. Управление выполняется оператором из кабины.
Гидравлическая система с питанием от насоса, развивающего давление 20 МПа при производительности 56 л/мин. Рулевое управление оснащено гидрообъемным приводом. Гидравлика подключена к единому расходному баку, вмещающему 29 л жидкости.
По заказу машины могут оснащаться климатической установкой с кондиционером воздуха, тормозными механизмами «мокрого» типа, расширенной пневматической системой, набором для установки сдвоенных колес на задней оси.
МТЗ-50
0
Источник:
До 1959 года МТЗ располагал мощностями на выпуск только 18000 колесных тракторов типа МТЗ-2, 6000 гусеничных трелевочных тракторов ТДТ-40 и 40000 двигателей Д-40. Еще шел серийный выпуск тракторов МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л, проводились работы по их модернизации, а в 1956 году конструктора в основном спроектировали новый дизельный двигатель для будущего трактора МТЗ-50. К созданию нового перспективного пропашного трактора проявляли большой интерес не только на заводе, но и в стране. Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в Головном научном автотракторном институте. В 1958 году экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Союзсельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству. Трактор МТЗ-50 был оснащен дизельным двигателем мощностью 55 л.с., вес машины снижен более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была установлена 9-скоростная коробка передач, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч.
МТЗ-2103
Трактор Беларус 2103 с гусеничной ходовой частью запущен в серийное производство в 2010 году. Машина оснащается рядным 6-цилиндровым 212-сильным дизелем жидкостного охлаждения Д-260. Мотор укомплектован нагнетателем с системой охлаждения воздуха. Двигатель выполняет требования норм токсичности выхлопных газов Tier II.
На гусеничной машине используется 16-скоростная синхронизированная механическая трансмиссия с 8 передачами заднего хода. Для передачи крутящего момента от двигателя на первичный вал коробки применяется сухое сцепление, оснащенное 2 рабочими дисками. Конструкция сцепления усилена для передачи возросшего крутящего момента двигателя. Сцепление используется для привода независимого ВОМ, выведенного к заднему навесному устройству. Вал имеет 2 скорости, переключение ведется рычагом из кабины оператора.
Машина выпускается в 8 вариантах, отличающихся друг от друга конструкцией гусеницы и списком дополнительного оборудования. По специальному заказу машина комплектуется гусеницей стальной с резинометаллическими шарнирами или резиновой армированной. Двигатель комплектуется автономным подогревателем, облегчающим запуск при низких температурах воздуха. Кабина оператора может оснащаться кондиционером с ручным управлением.
Недостатки тракторов Беларус МТЗ
При всей надежности и высоком качестве, у тракторов, без сомнений, проявлялись определенные недостатки, которые по возможности устранялись. В первоначальных моделях существенными минусами считались недостаточная мощность, малые скорости передвижения, отсутствие синхронизации на нижних скоростях, высокий показатель металлоемкости, проблемы с запуском при отрицательных температурах.
С развитием современных технологий, эти проблемы были устранены. В теперешних машинах владельцы отмечают малый топливный бак, недоработки в системе блокировки дифференциала, бывает некорректное переключение передач в некоторых моделях. Поскольку производитель систематически отслеживает результаты работы каждой новой модели и своевременно устраняет недоработки, тракторам не свойственны системные недостатки.
МТЗ-2522
Колесный трактор общего назначения, укомплектованный дизелем марки Detroit Diesel S40E с объемом цилиндров 8,7 л. Мотор развивает максимальную мощность 300 л. с. и долговременную — 265 л. с. Дизель 6-цилиндровый, рядный, комплектуется головкой блока с 2 распределительными валами и 24 клапанами. Для подачи воздуха используется регулируемый компрессор с системой охлаждения воздуха. Подача топлива выполняется индивидуальными насос-форсунками с электронным управлением.
На тракторе применяется гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая 36 скоростей переднего хода и 24 — заднего. Для переключения передач используются электрогидравлические исполнительные приводы. Трансмиссия оснащена пониженным рядом, за счет которого обеспечивается высокое тяговое усилие. Минимальная скорость движения вперед составляет 0,4 км/ч, максимальная — до 39,5 км/ч.
Трактор Беларус 2522 укомплектован системой , которая автоматически настраивает глубину работы навесного оборудования. Регулировка имеет комбинированный привод от электрической и гидравлической систем трактора. Задний узел навески позволяет работать с прицепами весом до 10000 кг, передний — до 5000 кг. По отдельному заказу машина оснащается балластными стальными грузами, приспособлением для установки сдвоенных колес.
Описание габаритов машины:
- длина — 6,15 м:
- ширина (одинарная ошиновка) — 2,56 м;
- высота — 3,15 м;
- база — 2,96 м.
Машина способна работать с навесным оборудованием, разработанным для оснащения тракторов «Кировец» или ХТЗ-150К. Возможна работа с плугами, посевными установками, косильными агрегатами иностранного производства. Для привода оборудования имеется хвостовой 2-скоростной ВОМ и дополнительный вал, выведенный на фронтальный брус машины.
МТЗ-4522
Колесная машина, оснащенная шинами увеличенного диаметра, относится к тяговой категории 8,0 т. Трактор оснащен рядным 6-цилиндровым дизелем Caterpillar С13. Силовой агрегат укомплектован системой наддува с промежуточным охлаждением сжатого воздуха. За счет этого двигатель имеет мощность 431 л. с. при рабочем объеме цилиндров 12,5 л.
Использование дизеля Caterpillar с максимальным крутящим моментом 2048 Н/м сделало трактор модели 4522 самой мощной колесной моделью, выпускаемой в странах СНГ.
Система подачи топлива оборудована электронным блоком управления. Блок позволяет выводить на экран системы управления данные о режиме работы, нагрузке, потреблении топлива. Электронные регулировки позволяют удовлетворять экологическим нормам Stage IIIA.
На тракторе используется гидромеханическая 16-скоростная коробка передач. Переключение скоростей в автоматическом режиме упростило работу оператора и обеспечило плавный разгон без ударных нагрузок в момент переключения. Максимальная скорость при движении вперед составляет 38 км/ч. Особенность коробки является ВОМ, расположенный спереди и сзади машины. Задний вал 2-скоростной (1000 и 1450 об/мин), независимого типа. Передний вал независимый, имеет одну частоту вращения (1000 об/мин).
Машина оснащена двойной навесной системой. Грузоподъемность передней навески составляет 5500 кг, задней — 11500 кг. Гидравлика оснащена насосом с регулируемой производительностью. При отсутствии нагрузки насос отключается, что позволяет снизить расход топлива. На режиме максимальной мощности насос подает 200 л/мин и обеспечивает давление 21,5 МПа. Для работы гидравлики на машине установлен расходный бак, вмещающий 175 л жидкости. Трактор в снаряженном состоянии весит 14785 кг, емкость топливных баков составляет 650 л.
Для увеличения проходимости трактор может оснащаться спаренными колесами. Кабина закрытого типа, с виброизоляцией. Увеличенная площадь остекления обеспечивает хороший обзор с места расположения оператора. Кабина оснащается системой микроклимата с автоматическим кондиционером.
Плюсы и минусы всего модельного ряда
По мнению владельцев, линейка тракторов МТЗ обладает следующими преимуществами:
- универсальность конструкции;
- простота технического обслуживания;
- низкая цена.
К отрицательным сторонам эксплуатации тракторов Беларус относят:
- низкую мощность и производительность гидравлической системы;
- отказы гидравлических распределителей;
- течи магистралей гидравлики на машинах без пробега.
Минский тракторный завод постоянно улучшает качество продукции, поэтому новые модели машин постепенно избавляются от недостатков в конструкции.
ТДТ-54 и ТДТ -60
0
Источник:
Для работы в лесных массивах Урала, Сибири и Дальнего Востока требовались более мощные трелевочные тракторы, нежели ТДТ-40. Проект такого трактора Министерство автотракторной промышленности поручило разработать конструкторам Минского тракторного завода совместно с Научно-исследовательским автотракторным институтом (НАТИ) по техническим требованиям Министерства лесной промышленности СССР. Первоначально трактору присвоили марку ТДТ-54. Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. трактора ДТ-54 Харьковского тракторного завода. После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил «добро» государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Помимо этого дизель Д-54 форсирован до мощности 60 л.с. и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области. Одновременное производство двух совершенно разных по конструкции и назначению тракторов МТЗ-2 и ТДТ-40 ставило завод в трудное положение. Завод не имел возможности одновременно развивать два разных производства: по выпуску трактора МТЗ-2, крайне нужного сельскому хозяйству, и трактора ТДТ-40, в котором было заинтересовано Министерство лесной промышленности СССР. Технико-экономические расчеты показали, что Минскому заводу необходимо специализироваться на производстве колесных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов. Руководство завода внесло в министерство предложение — прекратить на МТЗ выпуск трактора ТДТ-40, передав его заводу в Карелии, а разработанную модель ТДТ-60 — Алтайскому тракторному заводу. Постановлением правительства СССР от 30 января 1956 года для производства тракторов ТДТ-40 Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был передан Онежский машиностроительный завод в Петрозаводске. До этого он находился в ведении Министерства лесной промышленности СССР. В 1957 году, без прекращения производства ТДТ-40 на МТЗ, началось освоение трактора на Онежском тракторном заводе. Всего до 1958 года МТЗ выпустил 12977 тракторов ТДТ-40. В 1957 году трактор ТДТ-60 поставили на серийное производство на Алтайском тракторном заводе. На этом закончилась история трелевочных тракторов на МТЗ, где в течение 7 лет они выпускались параллельно с колесными.