Для транспортировки крупногабаритных и тяжелых грузов компании-перевозчики зачастую прибегают к помощи автопоездов. Этот вид техники позволяет минимизировать расходы за счет сокращения количества рейсов, уменьшения потребности в водителях и экономии топлива.
Однако автомобили-тяжеловесы могут испортить дорожное полотно, поэтому к ним предъявляют особые требования. Вес автопоезда, снаряженного товаром, не должен превышать закрепленных в ПДД параметров.
В статье поговорим о том, как самостоятельно произвести расчет нагрузки на оси автопоезда, какие формулы применяют для этого логисты и какая максимальная масса автопоездов допустима в России и Европе.
Основные параметры веса автопоезда
Параметры веса автопоезда.
Общий вес габаритного автомобиля включает в себя несколько составляющих. Первая – это допустимая масса.
В этом параметре рассматривают совокупность собственного веса автопоезда и груза, который планируется в него поместить.
Однако на этом необходимые подсчеты не заканчиваются: перед рейсом важно правильно рассчитать нагрузку на каждую из осей грузовика (в рассматриваемом нами варианте их, как правило, 5 или 6).
Какая разрешенная масса автопоезда для РФ? Кто может произвести расчет осевой нагрузки автопоезда? Давайте разбираться подробнее.
Допустимая масса
Этот критерий прописан законодательно для каждого вида автотехники. Так, для трехосных грузовиков максимальная разрешенная масса составляет 28 тысяч килограммов, для четырехосных – 36 тысяч, для пятиосных – 40 тысяч, для шестиосных – 44 тысячи килограммов.
Как мы отметили ранее, от установленных законом норм следует отнять вес самого автопоезда. Его обычно указывают в техническом паспорте грузовика. Если документ утерян, скачать теххарактеристики можно с официального сайта производителя (они представлены в excel-таблицах).
В России распространены несколько видов автопоездов, наиболее популярные – это техника компаний Ман и КамАЗ. Вес автопоезда-сортиментовоза Камаз 65115 в зависимости от комплектации составляет 24 или 38 тонн. Отнимаем эту цифру от разрешенных сорока четырех. Получается, что без штрафных санкций КамАЗ может перевезти 20 (44 т минус 24) или 6 (44 т минус 38) тонн груза.
Нагрузка на ось
Это второй критерий, на который важно обратить внимание перед отправкой в рейс. Габаритная техника «давит» на дорожное покрытие и может его испортить, если распределение нагрузки на асфальт происходит неверно. Нагрузку можно рассчитать благодаря калькулятору расчета нагрузки на ось тягача и полуприцепа.
Все допустимые нагрузки прописаны во втором приложении к постановлению Правительства под номером 272. Согласно документу, на переднюю ось тягача приходится не более 10,5 тысяч килограммов, на его заднюю ось – 11,5 тысяч килограммов. Предельно допустимая нагрузка на каждую из осей полуприцепа составляет 8 тысяч килограммов.
Европейские нормы токсичности выхлопных газов дизельных двигателей грузовых автомобилей
Требования генеральной ассамблеи ООН в части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей,оснащенных дизельным двигателем, г/(кВт • ч) На каждом грузовом автомобиле должна проставляться маркировка в соответствии с его стандартом. Для обозначения используются буквы латинского алфавита.
Стандарт (год) | Оксид углерода – СО | Углеводороды – НС | Оксид азота – N0x | Сажа – PM | Дымность – Smoke |
Евро-0 (1988) | 11,2 | 2.4 | 14,4 | — | — |
Евро-1 (1992) | 4,5 | 1,1 | 8,0 | 0,36 | — |
Евро-2 (1996) | 4,0 | 1,1 | 7,0 | 0,15 | — |
Евро-3 (2000) | 2,1 | 0,66 | 5,0 | 0.10 | 0,8 |
Евро-4 (2005) | 1,5 | 0,46 | 3,5 | 0,02 | 0,5 |
Евро-5 (2008) | 1,5 | 0,46 | 2,0 | 0,02 | 0,5 |
Евро-6 (2013) | 1,5 | 0,13 | 0,5 | 0,01 |
Автотранспортное средство, отвечающее соответствующим требованиям обозначается буквой размещаемом на кабине или бампере грузовика:
- U – «Umwelt» («Природа»), стандарт Евро-1,
- E – «Green Lorry» («Зелёный грузовик»). Понятие «Green Lorry» включает в себя следующие требования: нормы выброса загрязняющих веществ EURO-2, нормы шума- 78-80 дБА. На такой грузовик заполняют сертификат соответствия и устанавливают табличку U или E
- S – «Supergreen» («Очень зелёный»), стандарт Евро-2
- G – «Greener and Safe Lorry» («Более безопасный и «зелёный» грузовик»)
- L – «Larmarm Kraftfahzeuge» (тягач с низким уровнем шума) в Австрии с 1 декабря 1989 года грузовик, движущийся ночью (с 22:00 до 5:00) по территории Австии, должен соответствовать этим нормам по шуму.
С 2001 вывели еще одно определение автотранспортного средства — «ЕВРО-3 безопасный», оно действует с 2002 года. Такой грузовик должен соответствовать по выхлопам нормам «ЕВРО-3», а по шуму обычные 78-80 дБА. Тогда вешается знак зеленого цвета с белой окантовкой и цифрой 3 белого цвета. Для машин, которые соответствуют «ЕВРО-4» и «ЕВРО-5» знаки зеленого цвета с белой окантовкой и цифрами 4 и 5.
Все вышеприведенные знаки должны в обязательном порядке подтверждаться сертификатом завода-изготовителя и находиться на борту автомобиля.
Вычисление веса автопоезда
Для того чтобы прохождение весового контроля прошло без неприятных сюрпризов, важно научиться определять полный вес грузовика и осевую нагрузку. Два показателя имеют прямую зависимость друг от друга.
Рассчитываются параметры с помощью онлайн-калькуляторов и полезных программ, представленных на сайтах фирм-перевозчиков. Если же доступа в интернет нет, «подбить» характеристики можно самостоятельно.
Пошаговая инструкция по расчету
Итак, масса автопоезда и нагрузка на его оси взаимосвязаны. Схема выглядит следующим образом: масса (m) равна нагрузке на переднюю ось (A) плюс нагрузка на каждую из осей (N).
M = нагрузка A + нагрузка N + нагрузка N1, N2, N3, N4, N5.
Примеры
Расчет осевой нагрузки.
Для наглядности рассмотрим расчеты для конкретного автомобиля.
Автопоезд имеет полную массу 24 тонны, товар весит 14 тонн, у грузовика 4 оси.
Для начала выясняем вес груженой техники:
24 тонны+14 тонн=38 тонн.
Далее этот параметр нужно разделить на количество осей (4):
38:4=9,5 тонн.
Смотрим в таблицу, о которой мы упоминали ранее (Постановление № 272). По документу на оси должно приходиться не более 8 тонн, но в нашем случае две оси – это передняя и задняя. Для них допустимая нагрузка больше, поэтому перегруза на контроле не будет.
Термины используемые в транспортных документах
- «Грузовой автомобиль» – транспортное средство, оснащенное механическим приводом. Эксплуатируется для транспортировки грузов по автодорогам;
- «Транспортное средство» – устройство, на которое устанавливается груз или пассажиры для их перевозки по автодорогам;
- «Автопоезд» – комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа (прицепной автопоезд), тягача и полуприцепа (седельный автопоезд);
- «Тягач» – транспортное средство, оснащенное собственным двигателем и предназначенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа;
- «Комбинированное транспортное средство» – комбинация автомобиля и прицепа (полуприцепа);
- «Полный прицеп» прицеп с дышлом – буксируемое транспортное средство, имеющее, по крайней мере, две оси, из которых, по крайней мере, одна ось управляемая и, кроме того: — оснащенное буксирным устройством (дышлом), которое имеет возможность вертикального по отношению к тягачу перемещения; — не передающее на тягач сколько-нибудь значительную вертикальную нагрузку (не более 100 даН). Когда полуприцеп соединен с опорной тележкой полуприцепа, его считают полным прицепом;
- «Полуприцеп» – буксируемое транспортное средство, которое предназначено для соединения с седельным тягачом (или с опорной тележкой полуприцепа) и передает на сцепное устройство тягача (или на опорную тележку полуприцепа) значительную вертикальную нагрузку;
- «Опорная тележка полуприцепа» – Прицеп с центральной осью, оснащенный седельно-сцепным устройством.
- «Максимальная длина транспортного средства» – длина транспортного средства, которая не превышает установленных допустимых значений (для каждой страны своих);
- «Максимальная ширина транспортного средства» – ширина транспортного средства, которая не превышает установленных допустимых значений (для каждой страны своих);
- «Максимальная высота транспортного средства» – высота транспортного средства, которая не превышает установленных допустимых значений (для каждой страны своих);
- «Максимальная масса транспортного средства» – масса транспортного средства с грузом или без него, которая не превышает установленных допустимых значений (для каждой страны своих);
- «Максимальная осевая масса» – масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, которая не превышает установленных допустимых значений (для каждой страны своих);
- «Масса транспортного средства в снаряженном состоянии» – масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 % топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, водителя (75 кг), а также запасного колеса.
- «Технически допустимая максимальная масса транспортного средства» – максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленная изготовителем транспортного средства.
- «Неделимый груз» – груз, который во время перевозки невозможно разделить из-за риска его порчи или больших затрат времени и средств;
- «Воздушная подвеска» – система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух, обеспечивающий не менее 75% амортизирующего эффекта;
Проверка веса
Выполнение контрольных мероприятий закон возлагает на инспекторов ГИБДД. Проверка может проходить на стационарном посту (точки обычно расположены на въезде в населенные пункты) и на передвижном.
Сама проверка делится на два вида:
- Динамическая. В этом случае автопоезд «прогоняют» по определенному участку, оборудованному специальными устройствами. Скорость грузовика при этом составляет 5 километров в час. При данном методе допускают погрешность до 3 процентов.
- Статистическая. При этом варианте груженый автомобиль ставят на специальные весы. Техника находится в неподвижном состоянии, результаты замеров более точные.
Международная классификация грузовых автотранспортных средств (АТС)
Категория | Тип | Полная масса (тонн) | Примечания |
N1 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N2 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили |
N3 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | Свыше 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили |
01 | АТС без водителя | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы |
02 | АТС без водителя | Свыше 0,75 до 3,5 | Прицепы и полуприцепы |
03 | АТС без водителя | Свыше 3,5 до 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
04 | АТС без водителя | Свыше 10,0 | Прицепы и полуприцепы |
Разрешенный перегруз
Федеральный закон под номером 275 разрешает небольшой перегруз на ось. Однако он не должен превышать двух процентов. Единственным исключением выступает техника, принадлежащая Вооруженным Силам страны. Для этих ведомств штрафы не предусмотрены.
Выходит, больше 44 тысяч килограммов без санкций по дорогам России не перевезти? Нет! Автопоезд может весить больше, однако для его благополучного проезда следует оформить спецразрешение. В документе указывают маршрут грузовика, время отправления и прибытия. Бумагу выдает Автоинспекция.
Ограничения
К автопоездам, цистернам и прочей грузовой технике есть ряд других требований, не относящихся к массе. Правила касаются размеров большегрузов, а именно их длины и ширины.
Допустимые значения прописаны в ПДД. В разных государствах параметры могут несколько отличаться друг от друга.
В России
В нашей стране длина автопоезда не должна превышать 20 метров. Предельная высота – 4 метра от поверхности дороги. Если техника соответствует параметрам, передвижение по всем дорогам РФ происходит без ограничений и спецразрешений.
В Европе
В США и Европе требования строже. Длина тягача с полуприцепом не должна превышать 16,5 метров. Кроме того, для всей большегрузной техники предусмотрена плата за пользование дорогами.
Каждому водителю или транспортной компании присваивают регистровый номер, вбив который в базу, инспекторы проверяют уплату налога.
Классификация грузовиков по назначению
Все грузовики можно поделить на следующие популярные категории по виду кузова:
- Тенты, полуприцепы – чаще всего встречающийся вид грузовиков. Используются для транспортировки любых грузов. Загрузка кузова осуществляется с любой стороны, что существенно упрощает этот процесс. Средняя грузоподъемность варьируется от 20 до 25 тонн;
- Рефрижераторы, полуприцепы – это полуприцепы, которые оснащены холодильными установками, необходимыми для транспортировки скоропортящихся продуктов. Температура в рефрижераторе: от +25 до -25. Средняя грузоподъемность таких видов грузовиков – 12-20 тонн;
- Автосцепка представляет собой автомобиль и прицеп к нему. Они очень удобны в плане загрузки/разгрузки. На них можно перевозить практические любые грузы, кроме длинномерных, а также требующих особых условий. Вместимость: от 16 до 25 тонн;
- Jumbo – это прицепы повышенной вместимости. Пол прицепа сделан в виде буквы «Г», а также уменьшен диаметр колес, засчет чего достигается дополнительное пространство. Средняя грузоподъемность таких прицепов – до 20 тонн;
- Контейнеровоз – транспортное средство, использующееся для перевозки контейнеров;
- Автоцистерна – транспортное средство, использующееся для перевозки жидких и сыпучих грузов;
- Автовоз – транспортное средство, использующееся для перевозки автомобилей;
- Зерновоз – транспортное средство, использующееся для перевозки зерна;
- Самосвал – транспортное средство, использующееся для перевозки сыпучих грузов.