Казалось бы, рефрижератор — это холодильная установка. Отчасти верно, однако, если точнее, это транспортное средство, которое предназначено для передвижения по дорогам. Рассмотрим виды, особенности и ремонт рефрижераторов.
Еще с древних времен, люди искали способ перевозки скоропортящихся продуктов, придумывая для этого различные технологии и приспособления. Но прогресс не стоял на месте и с появлением первых холодильников, перевозчики стали думать, как установить его на автомобили.
Это и привело к созданию рефрижераторов. Причем грузоперевозки рефрижераторов требуют хранения продуктов при определенной температуре. Климат внутри установки не зависит от внешней среды и поддерживается на протяжении доставки груза.
История возникновения
Под перевозку скоропортящихся продуктов приспособили фургон, но не обыкновенный, а изотермический. Он сам по себе мог долгое время поддерживать постоянную температуру и был способен перевозить охлажденные продукты на малые расстояния. Для больших – нужен был транспорт посерьезнее.
Так первую холодильную установку на колесах придумали в США в 1938 году Дж. Нумеро и Ф. МакКинли Джонс. Она заряжалась от аккумулятора и была способна охладить весь объем термоизолированного кузова, который отделял внутреннюю среду от воздействия внешней.
Вскоре была образована компания Термо-Кинг, которая впоследствии, стала мировой. Ее оборудование поставлялось так же и в СССР.
Повсеместное использование спецтехники началось в 50-х годах прошлого века.
Транспортная холодильная установка первой стала эксплуатироваться компаниями по производству мороженного. Затем, на них начали перевозить замороженное мясо и рыбу. Транспортировка скоропортящегося товара вышла на международный уровень.
В СССР для региональных направлений разработали одноосный цельнометаллический полуприцеп рефрижератор ОдАЗ-826 в виде фургона. Буксировка осуществлялась тягачами ЗиС-120.
В рамках стран соцлагеря для перевозчиков поставлялась знаменитая чехословацкая рефа Alka, предназначенная для работы с тягачами Skoda-LIAZ и КамАЗ.
Что учесть при выборе?
Специальная техника выбирается с учетом особенностей товаров, которые планируется транспортировать. Изотермические фургоны применяются при перевозке:
- Пищевых продуктов.
- Напитков.
- Лекарственных средств.
- Свежих цветов и пр.
Наша фирма предлагает различные модификации, поэтому подобрать вариант с учетом целей эксплуатации несложно. Перед выбором требуется обязательно учесть определенные нюансы:
- Общую массу.
- Размерные характеристики.
- Уровень прочности.
- Степень тепловой отдачи.
- Особенности оснащения.
- Экстерьер и пр.
Рефрижераторы, которые можно купить сегодня
По температуре различаются на следующие группы:
- 1-ой категории, предназначенные для развозки охлажденных товаров (при температуре до плюс 1 градус);
- 2-ой категории, для развозки замороженных товаров (от минус 1 до минус 20-ти градусов);
- многотемпературные установки (многоотсековые, с разной температурой в каждом);
- комбинированные – с возможностью установки внутри фургона среды от плюс 10-ти до минус 20-ти градусов.
По типу приводов встречаются:
- с электроприводом (для небольших отсеков);
- приводные от силового агрегата (для объемных отсеков);
- с водяным охлаждением.
По длине кузова (для контейнерных установок):
- 6 метров;
- 12 метров;
- 13,5 метров.
По массе перевозимого груза:
- легкие 1000 – 3000 кг (местные перевозки);
- средние 3000 – 5000 кг (региональные);
- тяжелые 5000 и более (международные).
Конструктивно автомобильные холодильные установки выделяется в несколько типов: фургон или контейнер, а также прицеп, полуприцеп или фура на шасси, устанавливаемая на грузовой автомобиль.
Виды холодильных установок
По способу подачи электроэнергии на компрессор различают следующие виды холодильных установок:
- С прямым приводом. Электропитание осуществляется от автомобильного двигателя, который соединяется с компрессором ремнем передачи – клиновидным или эластичным. На валу компрессоров располагается муфта сцепления. Вентиляционное оборудование работает от автомобильного электричества. Этот тип рефрижераторного оборудования применяется только для малогабаритных фургонов при перевозке маленьких партий на короткие расстояния, например в пределах населенного пункта. Для дальних междугородных и международных перевозок такие авторефрижераторы непригодны, поскольку холодильные установки во время остановок не работают.
- С эвтектическими плитами с антифризовым заполнителем. Применяются в фургонах малых и средних размеров, используемых на маршрутах с частыми остановками и открыванием дверей. Такие плиты ночью подключаются к источнику электропитания и охлаждаются до -30°C. Днем они отдают холод во внутреннее пространство грузового отсека. Самостоятельно панели холод не вырабатывают.
- От автономного источника питания – дизель-генератора или аккумуляторных батарей. Это наиболее распространенный тип рефрижераторного оборудования, применяемый для фургонов большой вместимости – до 100 м3. Используются для транспортировки крупных партий замороженных грузов на дальние расстояния.
По температурному режиму, создаваемому в фургоне, рефрижераторные установки делятся на классы:
- А – 0…+12°C;
- В – более мощное оборудование, способное охлаждать воздух в фургоне до +12…-10°C;
- С – мощный вид установок, охлаждающих воздух до -20°C.
Самые мощные – это рефрижераторы усиленного типа, способные работать при относительной влажности воздуха до 75% и в диапазоне температур -45…+45°C.
Классификация
Доставку товаров в черте города и ближайшего пригорода осуществляют фургоны с небольшой загрузкой, например Газель рефрижераторы.
Грузоперевозки по России выполняются средними фурами и автопоездами – седельный тягач в сцепке с рефрижератором, смонтированным на раме полуприцепа. Большинство из них является фирменными машинами торговых сетей, которые связывают магазины и продуктовые терминалы в разных регионах.
Международные направления обслуживаются как правило сцепками с самыми мощными холодильными установками в конфигурации тягач – полуприцеп, либо фура автомобиль – прицеп.
Такие транспортные средства способны перевезти до 25 тонн груза с постоянной температурой на протяжении всей поездки. Кроме того, они оснащаются самыми современными навигационными системами, делающими доставку качественной и безопасной.
Особенности перевозки
В течение всей грузоперевозки холодильная установка позволяет обеспечить доставку скоропортящегося груза. Причем грузовые рефрижераторы передвигаются на любые расстояния, своевременно и без потери качества товара. Основные виды продукции, перемещаемые в таких транспортных средствах, подразделяются на три категории:
- хранящиеся более двух месяцев. К ним относятся продукты глубокой заморозки – это рыба и мясо;
- сроком хранения до месяца. Это – колбасные и мясные изделия, молочная продукция, кондитерские изделия;
- сроком годности до нескольких суток. Такие как: фармацевтические товары, пирожные, свежая рыба.
Из-за большой территории РФ, популярность автоперевозок в спецфургонах с холодильной установкой, неизменно растет. Расширяется число компаний, выполняющих транспортировку скоропортящихся продуктов, а для этого необходимо иметь большой автопарк.
Да и ремонт рефрижераторов занимает не последнюю очередь. Хотя своевременное обслуживание поможет снизить риск поломки и необходимости ремонта рефрижератора.
Преимущества
- Большой перечень сфер эксплуатации;
- Перевозка товаров с разными условиями и температурой за счет размещения в изолированных отсеках с нужной средой;
- Доставка изделий большого объема;
- Сохранение изначально заданных свойств товаров;
- Циркуляция воздуха;
- Управление созданием микроклимата.
Так что это такое – рефрижератор? Это совокупность узлов и систем, предназначенных для транспортировки и хранения скоропортящихся грузов, а также, поддержания характеристик продукции на заданном уровне.
Конструкция этих фургонов держит температуру постоянной, на протяжении всего процесса доставки продукции. Тип используемых фур зависит от категории груза и расстояния. Рассмотрим на примере полуприцепа Алка главные достоинства холодильного оборудования.
Полуприцеп Alka N12
Собирался в Чехословакии. Фургон создавался для сцепки с тягачом Skoda-LIAZ и был рассчитан для перевозки охлажденных и замороженных продуктов.
На раму устанавливался изотермический кузов c холодильной спецтехникой BIS. Температура регулировалась автоматически. Кузов был снабжен механизмом транспортировки туш на крюках.
Внутри было разделение на два отсека – грузовой и машинный. В грузовом отсеке были установлены двери, а внутри он изолирован пенополиуретаном и отделан алюминиевыми листами. Машинный располагался спереди полуприцепа. Его оборудовали холодильной установкой, а испарительную поверхность вывели в грузовое помещение.
Изотермический фургон
Изотермический фургон – контейнер для перевозки товаров, который сверху обшит материалами для термической изоляции. Подобная установка никак не подключается к двигателю, в конструкции отсутствует оборудование, которое способно понижать или повышать температуру до заданных параметров. Основное назначение фургона – сохранение начальной температуры транспортируемых товаров на протяжении длительного времени. Изотермический фургон работает по принципу термоса, который в течение некоторого времени сохраняет чай горячий даже не имея в конструкции нагревательного элемента.
Изотермический фургон обладает теми же недостатками, что и обычный термос – он не может сохранять температуру в течение длительного времени. Несмотря на используемые изоляционные материалы, внутрь фургона со временем все равно начинает просачиваться тепло или холод снаружи.
Устройство
Стены современных изотермических фур изготавливают из сэндвич-панелей. Они имеют толщину 40-80 миллиметров и соединяются друг с другом листами обшивки. Стыки хорошо изолируются для предотвращения возникновения конденсата. Створки дверей обрамляются по периметру уплотнителем. Все эти меры служат для предотвращения воздействия окружающий среды на внутреннюю среду кузова.
Теплоизоляцией служит пенополиуретан, которым обшивается коробка фургона. Этот материал обладает низкой теплопроводностью, устойчив к возникновению плесени, экологически безопасен.
Прочность кузова и низкая масса обеспечены благодаря применению современных материалов и бескаркасной сборки, что позволило увеличить грузоподъемность.
Для обшивки изнутри и снаружи используют:
- оцинкованный лист с покрытием из полимера;
- плакированный лист стали;
- ламинированная фанера;
- нержавеющая сталь;
- алюминиевый лист.
Пол состоит из сэндвич-панели, обшиваемой оцинкованными листами стали.
Холодильное оборудование бывает моноблочным и раздельным. Моноблочное – испаритель и конденсатор выполнены в одном блоке.
По типу монтажа есть различные варианты:
- рабочие узлы в фургоне;
- испаритель в фуре, а конденсатор снаружи;
- на крыше, либо на передней стенке.
Двери и вспомогательное оборудование
Изотермические рефрижераторы оснащаются дверями, имеющими высокую прочность. Ранее такие фургоны нельзя было открыть снаружи. В настоящее время используются механизмы, существенно упрощающие эксплуатацию.
В кузове могут устанавливаться стеллажи, фиксаторы для дверей, системы освещения и усовершенствованные замочные механизмы. Здесь имеется полноценная система вентиляции, принудительной фильтрации и циркуляции воздушных масс. Полноценные рефрижераторные фургоны широко распространены среди современных бизнесменов, значительно упрощают их деятельность.