Комбайн Енисей: модельный ряд, технические характеристики


История создания комбайна «Енисей-1200»

Это самая популярная зерноуборочная техника на территории СССР, расположенной за Уральскими горами. Начал выпускаться после шестидесятых годов на Красноярском заводе комбайнов (КЗК) площадью в двадцать гектаров. Предприятие организовано в 1941 году на базе производственных мощностей и технического оборудования, эвакуированных из запорожского предприятия Коммунар. КЗК во времена Великой Отечественной войны на станках, привезенных с завода имени Алексея Ухтомского из города Люберцы, изготавливало боеприпасы, минометы, артиллерийские снаряды. В 1944 оно направилось на создание сельскохозяйственных машин. В 1981 году разработан комбайн Енисей-1200 на базе опыта использования СК-5 Нивы. А в 1986 году здесь изготовлено и поставлено на рынок 16 535 моделей этой техники.

Офисы вместо комбайнов: «Красноярск-Сити» нашли место

Раскрыта одна из городских интриг этой весны: крупнейший деловой разместят вовсе не на Взлетке, как когда-то планировали власти, а на территории бывшего комбайнового завода. Бывшие промплощадки города продолжают превращаться в жилые и деловые районы.


Проект района «Красноярск-Сити»: небоскребы в центре, а на берегу вместо нынешнего заводского забора – стена из многоэтажек

Напомним, что о планах по созданию в краевом центре делового квартала Александр Усс объявил во время ежегодного отчета в апреле. Тогда не было известно никаких подробностей – даже о том, где его могут построить. (Хотя многие подумали на Взлетку, ведь именно туда раньше собирались перенести центр Красноярска. Не зря же именно там строился крайком КПСС, снесенный перед Универсиадой под строительство ледовой арены «Кристалл»).

Губернатор в апреле лишь пояснил, что деловой центр объединит офисы крупных российский , РУСАЛ, «РусГидро», АФК «Система», СУЭК и «Красноярск‑Газпром».

Затем, в мае, стало известно, что Усс презентовал проект президенту Владимиру Путину во время встречи, отметив: мысль о том, что Красноярск может стать инвестиционным центром не только Сибири, «приобретает реальные очертания».


Александр Усс презентует проект делового центра Красноярска для ведущих российских компаний президенту РФ Владимиру Путину

«Так уж получилось, что крупные компании начинают рассматривать Красно­ярск как некий инвестиционный центр и переводят сюда свои управляющие структуры. Мы после Универсиады не останавливаемся, мы город преображаем, делаем его лучше», – прокомментировал Александр Усс.

О том, что в качестве площадки для строительства выбрана территория бывшего комбайнового завода, стало известно в ходе выездного совещания Александра Усса. Примечательно, что в «Красноярск-Сити», помимо офисов, будут и апартаменты для проживания и досуга сотрудников.

Площадь офисного центра составит 60 тыс. квадратов, он вместит до 5,4 тыс. рабочих мест.


Таким проектировщики видят «Красноярск-Сити» – с верхних этажей башен будет открываться красивый вид на мегаполис, Енисей и Саянские горы

Каким может стать «Красноярск-Сити», рассказал генеральный директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко. Отметим, что это только предварительные параметры будущего делового центра.

Планируется, что в «Красноярск-Сити» будут офисные помещения высшего класса, а также места для переговоров, презентаций.

Апартаменты будут снимать работники крупных компаний, бизнесмены и гости города. В центре квартала расположат места для всей семьи: рестораны, фитнес-центр и банки.

По словам Сергея Ладыженко, ряд крупных российских компаний уже выразили свою заинтересованность проектом, а в краевом центре сформировались предпосылки для формирования делового центра самого высокого уровня.

«На сегодняшний день ведутся активные переговоры о размещении в «Красноярск-Сити» их офисов», – пояснил он.


Сейчас территория бывшего завода постепенно расчищается

Отметим, визит губернатора на стройплощадку состоялся в рамках масштабной инспекции объектов благоустройства. Глава региона оценил более десяти проектов на правом и левом берегах Енисея в краевой столице, отметив, что Красноярск за последние годы значительно преобразился.

«Тот стандарт, который был задан на Универсиаде, поддерживается, но мы идем дальше. Поэтому объезд сегодня был не парадный, а рабочий и критичный. Сейчас важно – поддерживать порядок на тех объектах, где благоустройство завершено, не допускать ошибок, которые были, и качественно работать там, где работы только начинаются», – подчеркнул глава региона.

Территорию комбайнового завода – а ее площадь составляет 70 га – осваивает крупный красноярский застройщик УСК «Сибиряк», принадлежащий Владимиру Егорову. Кроме того, на первой линии – ул. Бограда, на месте клуба «Че Гевара», строит шесть домов .


Сейчас та часть территории завода, что ближе к центру Красноярска и ж.-д. вокзалу, уже активно застраивается двумя компаниями

Согласно концепции застройки участка «Сибиряком», презентованной в начале 2016 года, изначально там планировалось построить около 1 млн кв. м жилья и 400 тыс. кв. м коммерческих площадей – на 30 тыс. жителей и 10 тыс. сотрудников. В том числе и высотные здания до 35 этажей.

Но планы поменялись, и в 2022 году ООО «Специализированный застройщик Жилой комплекс «Новоостровский», который является дочерней структурой УСК «Сибиряк», получил разрешение на строительство здесь жилого района «Новоостровский», проект которого был разработан еще в 2015 году.

Вот таким видели будущий район «Новоостровский» пять лет назад:

Согласно этому документу, на участке в 26 тыс. кв. м и кадастровой стоимостью более 93 млн рублей, расположенном в границах ул. Профсоюзов, Бограда и Робеспьера, появятся жилые дома средней этажности. В них разместятся более 280 квартир и подземная парковка, а также коммерческие площади.

Элитные дома с мансардными верхними этажами будут располагаться в закрытых дворах.

«Сибиряк» ранее уже расчистил территорию – а компании принадлежит почти вся верхняя терраса бывшего завода комбайнов – и добился смены ее зонирования. Изначально здесь были 4 разные зоны, включая зону рекреации от вокзала до ул. Дубровинского.

Напомним, что в свое время застройщик обещал сохранить вид на Енисей, который открылся после сноса корпусов комбайнового прямую дорогу из центра на набережную.

Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»

13 апреля 1944 года КЗК выпустил первый комбайн под названием Красноярский коммунар. К 9 мая 1945 года этих машин было выпущено 350 единиц. А в 1947 году выпуск сориентировался на комбайнерскую технику Сталинец, обслуживаемую одним человеком и не нуждающуюся в тракторе. Его модификации СК-3 1959 года и СК-4 1965 года – это переходные образцы на пути к созданию комбайна Сибиряк с увеличенной пропускной способностью на 48%. Он оборудован двумя барабанами. Позднее завод изготовил модификацию Сибиряка на гусеничном ходу для эксплуатации при повышенной влаге. А СКД-5 Сибиряк – это самоходный агрегат с отдельной операторской кабиной. Он изготавливался во временном промежутке с 1969 по 1981 год.

Модификации и особенности

Енисей 1200 1НМ неоднократно модернизировали. Наиболее известными версиями комбайна являются:

  • Енисей 1200 1НМ – базовая модификация с 1 молотильным барабаном бильного типа;
  • Енисей 1200 1НМЗ – версия, укомплектованная 1 зубовым барабаном;
  • Енисей 1200 1НМШ – вариация с 1 штифтовым барабаном;
  • Енисей 1200 РМ(Г) – модификация для работы на рисовых полях и грунтах с повышенным содержанием влаги.

Семейство Енисей 1200 содержит множество версий. Характеристики каждой модели можно определить из названия:

  • Н – вариация для нечерноземных регионов;
  • М – модернизированная модификация;
  • Р – версия на гусеничном ходу, используемая на рисовых полях;
  • З – зубовый барабан;
  • Ш – штифтовый барабан;
  • 1 – количество барабанов молотилки (отсутствие цифры свидетельствует о наличии 2 барабанов).

Особенности Енисей 1200 1НМ:

  • достаточная для данного класса производительность;
  • доступная стоимость. Среди машин с аналогичными характеристиками найти более дешевый вариант вряд ли удастся;
  • высокая ремонтопригодность и простота обслуживания;
  • надежный и мощный агрегат с простой конструкцией;
  • адаптация к российским условиям работы и возможность эксплуатации на любом типе грунта, включая пересеченную местность;
  • универсальность и широкий перечень используемого навесного оборудования.

Недостатки Енисей 1200 1НМ:

  • условия работы на комбайне достаточно тяжелые;
  • низкая надежность. Регулярные поломки для данной модели обычная вещь;
  • небольшая эффективность при эксплуатации в районах с влажным климатом.

Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»

Цифровая маркировка в названии обозначает ширину молотильни, измеряемую в миллиметрах. А комбайн Енисей-950 Руслан, выпущенный в 2003 году – компактная модификация агрегата 1200, которая предназначена для работы на малых площадях. Если говорить о технических параметрах Енисея-1200, то они следующие.

Габаритно-массовые показатели

  • Габариты (ДхШхВ) – 10,5х3,8х7,5м.
  • Снаряженная масса – 9,7т.
  • Производительность – 9т/час.
  • Объем бункера под зерно – 4,5кубометра.
  • Диаметр барабанов – 5,5м.
  • Скорость вращения барабанов – 1250об./мин.
  • Захват жатки – от5до7м.
  • Высота срезки – 5до18см.
  • Производительность шнека выгрузки – 17кг/сек.
  • Соломотряс – четырех клавишный (каждаяпо2,82м).

Двигатель комбайна

Он представлен тремя типами: ЯМЗ-236/ДК-2, Д-442/57-И, Д-442/50. Являются рядными дизелями, состоят из четырех цилиндров и трактов. Их мощность – 185/170/145 лошадиных сил соответственно. Емкость бака под топливо составляет 0,3 кубометра. Более экономичен, мощен и с большим запасом крутящего момента двигатель ЯМЗ. Силовая установка монтируется на комбайнах за зерновым бункером, поверх крыши молотилки посредством амортизаторов. Водяной радиатор оборудован дополнительным охлаждением. Одна сторона коленвала передает мощность на молотилку, а вторая на колеса, гидронасос, дизельный генератор, водяной насос, вентилятор.

Особенности трансмиссии, коробки передач, управления

Базовые узлы техники управляются посредством гидравлики, а руль оснащен гидравлическим усилителем. Гидропривод трансмиссии предназначен для легкого управления, плавного и ровного хода, хорошей маневренности. Кроме того, плавность хода обеспечивается насосами-дозаторами и гидроцилиндрами. Трансмиссия на Енисее встречается двух видов: механическая или гидравлическая. В соответствии с ней оборудуется мост ведущих колес машины. Ходовая часть представлена шинами низкого давления, увеличивающими площадь соприкосновения агрегата с землей и его тягу при низком расходе топлива. Ходовая комбайна предполагает легко крутящийся руль даже при холостых оборотах мотора и неработающем силовом насосе.

Трансмиссия

Возможны различные параметры вариатора скорости.

  • Механическая КПП — располагается на мосту, который считается ведущим, тип шестеренчатый. Обладает механизмом, являющимся блокировочным. Редукторы, называемые бортовыми, имеют планетарный тип. Муфта сцепления не отключается, расположена на валу, который является первичным.
  • Гидравлический вариатор скорости. Здесь управление комбайном енисей осуществляется с помощью педалей. То раздельные тормоза вводятся в действия путем нажатия на педаль. Коробка передач, состоящая из трех диапазонов. Схема комбайна енисей показывает ее крепление с балкой моста.

Модификации комбайнов «Енисей»

Классикой и базой стал многофункциональный Енисей-1200 с высокой производительностью, который выпускался с целью дальнейшей эксплуатации на обширных полях при любых погодных условиях. Он оборудован молотильным механизмом с двумя дробильными барабанами. Следом на свет вышли:

  • Енисей-1200/1, 1М – модернизирован, 1НМ – для нечерноземных почв. Образец с пяти метровой жаткой, автономным механизмом домолачивания и одно барабанной молотилкой.
  • Енисей-Р, РМ. Машина на гусеницах для сбора бобовых и зерновых, подсолнечников на заболоченной или переувлажненной земле. Оснащена штифтовыми барабанами, соломотрясом повышенной активности.
  • Модель Н. Вариант для нечерноземья, оборудованный ведущим шасси от трактора Т-150 К и управляемым и с расширенными шинами.
  • Модель 950/960. Последняя серийная модификация. Компактна и экономична.

Устройство и особенности обслуживания

Среди основных узлов модели Енисей 1200 1НМ следует выделить:

  • фронтальную жатку, обеспечивающую полуавтоматическое соединение наклонной камеры и корпуса и копирование рельефа поверхности в поперечном и продольном направлении;
  • 2 главных вентилятора с разделителем воздушного потока;
  • 2-станную ветрорешетную очистку с увеличенной сепарирующей областью и наддувом;
  • домолачивающее устройство барабанного типа.

Енисей 1200 1НМ оснащается одним барабаном молотилки, что делает его более универсальным и компактным. Благодаря этой особенности техника может использоваться на полях небольшой площади и неправильной формы.

Опыт эксплуатации комбайна «Енисей-1200»: достоинства и недостатки

Изготовлен для сбора зерновых с потерями, которые сведены к минимуму. Предназначается для обширных рабочих площадей. На малых его производительность существенно ниже. В соответствии с отзывами клиентов завода по многим показателям импортная техника предпочтительнее, но по экономической эффективности: низкой цене, быстрой окупаемости, легкости конструкции, высокой ремонтопригодности – с Енисеем-1200 не сравнится никто. По сравнению с Нивой он комфортабельнее и производительнее. Особенно агрегат с двигателем ЯМЗ. Но расход топлива у него выше, да и запчасти подобрать сложно. Единственный выход из последней проблемы – приспособление запасных частей от Нивы.

Двигатель

Силовая установка у комбайна находится на крыше молотильного агрегата сразу за бункером. Крепление двигателя выполняется на основной раме при помощи амортизаторов. Енисей 1200 1НМ комплектуется 2 типами рядных моторов:

1. 4-тактным дизельным наддувным агрегатом серии Д-442 (Алтайский моторный завод). Характеристики:

  • рабочий объем – 6,3 л;
  • номинальная мощность – 140 или 170 л.с.;
  • количество цилиндров – 4;
  • средний расход топлива – 50 л/час;
  • объем топливного бака – 450 л.

ЯМЗ 236ДК2

2. 4-тактным дизельным безнаддувным агрегатом ЯМЗ 236ДК2 (Ярославский моторный завод). Двигатель является более современным и превосходит продукт Алтайского завода в мощности и экономичности. Мотор оснащается жидкостной системой охлаждения с принудительной циркуляцией, приводимой в действие посредством насоса. В качестве привода используется ремень, передающий вращение на шкив помпы от шкива коленчатого вала.

  • рабочий объем – 11 л;
  • номинальная мощность – 185 л.с.;
  • количество цилиндров – 4;
  • средний расход топлива – 30 л/час;
  • объем топливного бака – 300 л.

Работа двигателей происходит по схожей схеме. Усилие передается на коленвал, а затем на молотилку с одной стороны и ходовую часть, водяной насос, гидронасос, вентилятор и дизельный генератор с другой стороны.

Покупка б/у комбайна «Енисей»: особенности выбора

Продажа Енисея бывшего употребления распространена повсюду, в связи с чем его покупка не составит труда. Цена на эту сельхозтехнику изменяется от 150 000 до 1 200 000 российских рублей. Чем выше цена, тем свежее машина. А чем ниже, тем больше будет расход на ее капитальный ремонт. К дорогим агрегатам, как правило, прикладывают дополнительное навесное оборудование и запасные части. Потому при выборе важно уделить внимание изучению технического состояния, документам и комплектации комбайнера.

Кроме приведенных достоинств, владельцы этого комбайнера отмечают надежную защиту оператора посредством рамы. А по общей оценке комбайн Енисей-1200 – это отличное решение для крупного сельскохозяйственного или фермерского предприятия.

Устройство

Устройство комбайна Енисей-1200 включает в себя такие механизмы и системы, как:

  1. Мотовило. Это подборщик волков (стеблей), т.е. устройство для наматывания.
  2. Режущий аппарат. Он срезает стебли колосьев.
  3. Шнек. Этот механизм необходим для транспортировки массы к центральной части жатки и пальцам.
  4. Наклонная камера, оснащенная транспортером.
  5. Барабанная установка молотильного типа.
  6. Дека.
  7. Соломотряс. Данный механизм предназначен для отделения зерна от соломы.
  8. Доска для транспортировки.
  9. Вентилятор.
  10. Решето.
  11. Бункер для зерна.
  12. Измельчитель соломы.
  13. Кабина комбайнера.
  14. Силовой агрегат.
  15. Отбойный битер.
  16. Навесные механизмы. Они приобретаются отдельно от самой техники.

Двигатель

Производитель поместил четырехтактный двигатель гусеничного комбайна за бункерным отсеком на крыше молотильного механизма. Четырехцилиндровый мотор крепится к раме при помощи амортизаторов.

Перед радиатором установлена охлаждающая система промежуточного типа. Она необходима для снижения температуры поступающего горячего воздушного потока.

С левой части коленвала сигнал движения передается на муфту, а уже оттуда — на молотильный механизм. Левая часть коленвала направляет импульс на гидронасос или ходовой поршень. Таким же путем мощность передается на вентилятор, генератор и гидронасос.

Существует несколько модификаций двигателя для данной модели комбайна, мощность мотора может достигать 185 л. с.

Трансмиссия

В зависимости от выбранной комплектации мини-комбайна Енисей используется механическая или гидравлическая КПП:

  1. Механический тип. Такая коробка передач располагается слева на шестеренчатом мосту. Она оснащена тормозным механизмом первичного вала и блокировочной системой. На первичном валу находится муфта механизма сцепления.
  2. Гидравлический тип. Такой вид КПП оснащен двухступенчатыми зубчатыми редукторами, гидравлическим мотором. Тормозная система управляется при помощи педалей.

Гидравлика

Комбайн оснащен 2 гидравлическими системами: для управления рулевым механизмом и основной системой.

Основная система необходима для управления жаткой, мотовильным устройством и копнителем. С ее помощью включается вибратор для увеличения скорости выгрузки зерна.

Устройство гидравлической системы включает в себя:

  • гидравлический насос;
  • гидровибраторы;
  • предохранительные клапана.

Во время работы мотора все золотники распределительной системы находятся в нейтральном положении. Насос выкачивает из бака рабочую жидкость и направляет ее в гидросистему, после которой топливная жидкость попадает в бак для слива.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]