Минский тракторный завод, получивший широкую популярность за счет своей сельскохозяйственной продукции, осуществляет также серийное производство и компактных машин универсального предназначения. Одной из первых машин стал минитрактор МТЗ-112, который в дальнейшем послужил базой для более модернизированной модели МТЗ-132Н. И речь сейчас пойдет именно о последней. В связи с большим спросом на данную технику, производителем было разработано две модификации, различающиеся установленными силовыми установками. Несмотря на то, что используются разные двигатели, их мощностные показатели полностью совпадают, а основным фактором приобретения той или иной модификации становится лишь удобство и личные предпочтения потребителя.
Данный трактор основан на шарнирно-сочлененной раме, схожей по конструкции с крупными фронтальными погрузчиками. Было выбрано именно такое решение неспроста, поскольку одновременный поворот обеих частей конструкции машины обеспечивает довольно отличную маневренность, необходимую для работы в условиях с ограниченным рабочим пространством. Но здесь также имеется и обратная сторона, а именно в некоторых случаях подобная конструкция не совсем положительно сказывается на проходимости и удобстве, однако, это легко компенсируется другими особенностями минитрактора МТЗ-132Н, которых, кстати, достаточно.
- 5.1 Надежность
Назначение
Минитрактор МТЗ-132Н предназначается для работы на малых земельных участках, поскольку применение данной модели на больших площадях не совсем разумно. Обработка небольшого участка займет весьма короткое время, что обеспечило большую популярность на огородах. Рассмотрим более детальнее каждую область применения это модели:
Частное хозяйство. Сюда можно отнести фермы, огороды, животноводство и садоводство. минитрактор способен выполнить довольно широкий спектр различных задач, среди которых вспахивание легких почв; обработка плодородного слоя грунта; культивация; боронение; предпосевная обработка почвы; посев зерновых и овощных культур; посадка лука, чеснока, свеклы, картофеля и других подобных культур; окучивание грядок; обработка междурядий; внесение в почву минеральных и других удобрений; полив; сборка урожая; транспортировка; скашивание какой-либо растительности; уборка мусора. В животноводстве МТЗ-132Н оказывает также немалую помощь при заготовке кормов, скашивании и транспортировке сена, очистке определенных территорий и многом другом. В садоводстве техника имеет довольно узкую направленность, поскольку используется лишь для опрыскивания растительности, кошения газонов, а также для выполнения грузоперевозочных работ. Благодаря сравнительно небольшим габаритным размерам зачастую наблюдается эксплуатация данного минитрактора в теплицах и оранжерейно-парниковых комплексах.
Коммунальное хозяйство. В этой сфере минитрактор выполняет уборку снега, мусора и очистку каких-либо площадок от различных загрязнений. Машина может использоваться на уличных участках, парковках, промышленных и частных дворах, труднодоступных городских участках и на других подобных площадках.
История создания
Сегодня в Республике Беларусь выпускается трактор «Беларус» 132Н серии «мини». Он функционально предназначен работать в фермерских хозяйствах, на приусадебных участках, в теплицах и на крупных садово-ягодных площадях.
При работе на земле главным условием является наличие легких почв, которые он способен пахать, боронить и культивировать. Кроме того, его применяют при обработке картофельных и свекольных полей, а также для подсыпки удобрений и во время сенокоса.
По отзывам специалистов, благодаря маленьким размерам и большой мощности двигателя его удобно использовать в качестве привода к разным стационарным агрегатам, таким как деревообрабатывающие станки и пилорамы, а также насосные станции.
Базовой машиной для МТЗ-132Н послужил мини-трактор с индексом МТЗ-082, который выпускался с 1978 по 1986 год в Минске с двигателем СК-12. Изготавливали этот ДВС в г. Петропавловске на заводе, где выпускали тракторные двигатели.
В 1982 году на агрегатном заводе, расположенном в белорусском городе Сморгонь, освоили выпуск усовершенствованной модификации этого трактора под маркой МТЗ-112. С начала девяностых годов на этом предприятии выпускается современная модификация мини-трактора Минского тракторного 132Н.
Важно! Эта машина изначально оборудовалась японским двигателем производства HONDA — GX390. Тракторный агрегат с этим движком носит маркировку «Беларус» 132Н-01.
Позже был освоен выпуск тракторов «Беларус» 132Н-02, на которых монтировался ДВС Lifan LF188FD. По сути, это аналог двигательного агрегата GX390. Но тем не менее китайские производители позиционируют свою продукцию как собственную конструкцию.
В небольших количествах выпускался «Беларус» 132Н-03 с двигательным агрегатом B&S, который имел пластиковую облицовку.
Навесное оборудование
Минитрактор МТЗ-132Н оснащен специальным навесным устройством, независимым валом отбора мощности, а также и гидравлической системой. Данные элементы являются необходимой частью практически во всех видах спецтехники, поскольку именно от них зависит универсальность и функциональные возможности машины. За счет всего этого минитрактор может быть агрегатирован со следующими видами дополнительного навесного оборудования:
- Картофелекопалка.
- Картофелесажалка.
- Однокорпусный окучник.
- Многокорпусный окучник.
- Культиватор-окучник.
- Культиватор.
- Механическая сеялка.
- Механическая зерновая сеялка.
- Разбрасыватель удобрений.
- Однокорпусный плуг.
- Многокорпусный плуг.
- Опрыскиватель.
- Сенокосилка.
- Газонокосилка.
- Фронтальный отвал.
Особенность любого минитрактора состоит в том, что помимо специального тракторного оборудования, техника может оснащаться мотоблочными агрегатами. Во-первых, это обусловлено схожими соединениями агрегатов. Во-вторых, мощность минитрактора не сильно превосходит мощность мотоблока. Ну и в-третьих, подобная техника находится в промежутке между мотоблоками и обычными сельскохозяйственными тракторами.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- Конструкционная длина минитрактора – 2550 миллиметров.
- Полная ширина по корпусу – 1050 миллиметров.
- Полная высота – 2050 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под задним мостом – 310 миллиметров.
- Наименьшая ширина колеи переднего моста – 630 миллиметров.
- Наименьшая ширина колеи заднего моста – 630 миллиметров.
- Наибольшая ширина колеи переднего моста – 850 миллиметров.
- Наибольшая ширина колеи заднего моста – 850 миллиметров.
- Колесная (продольная) база – 1050 миллиметров.
- Наименьший радиус разворота – 2500 миллиметров.
Характеристики двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный, рядный.
- Марка устанавливаемого двигателя – GX390.
- Количество цилиндров – 1 цилиндр.
- Максимальная мощность – 13 лошадиных сил/9.6 киловатт.
- Рабочий объем цилиндра – 390 кубов.
- Наибольшая частота вращения коленчатого вала – 3650 оборотов в минуту.
- Тип системы охлаждения – воздушная.
- Тип системы впрыска – карбюраторный.
- Тип системы запуска – ручной.
Характеристики трансмиссии:
- Тип устанавливаемой коробки переключения передач – механическая.
- Тип привода – карданный привод.
- Блокировка дифференциала – механическая.
- Количество передних передач – 4.
- Количество задних передач – 3.
Характеристики вала отбора мощности:
- Количество скоростей вала отбора мощности – 2.
- Контроль – механический.
- Наименьшая частота вращения ВОМ – 1100 оборотов в минуту.
- Наибольшая частота вращения ВОМ – 3100 оборотов в минуту.
Эксплуатационные характеристики:
- Конструкционная масса минитрактора – 530 килограмм.
- Тип используемой гидравлической системы – трехточечная.
- Тип тормозов – барабанные.
- Наименьшая скорость самостоятельного передвижения передним ходом – 2.83 километра в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения передним ходом – 17.75 километров в час.
- Наименьшая скорость самостоятельного передвижения задним ходом – 4 километра в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения задним ходом – 12.94 километров в час.
- Наименьший расход топлива за один рабочий час – 2.8 литра.
- Наибольший расход топлива за один рабочий час – 3.2 литра.
Характеристики модификации 01
МТЗ 132Н-01 имеет небольшие размеры — 2 500х1 000х2 000 (по дуге безопасности) мм. Остекленная кабина отсутствует.
На ее месте находится рабочее кресло тракториста, а на дугу безопасности может крепиться козырек, защищающий от солнца, дождя и снега.
Этот козырек входит в состав основного навесного оборудования мини-трактора.
Шарнирно-сочлененная конструкция рамы обеспечивает хорошую маневренность агрегата.
Колеса трактора 210/75 R13 имеют протектор «елочка», который позволяет ездить по бездорожью. Этому помогает полный привод. При этом ведущим является мост в передней части кузова. Сзади привод, если это требуется, можно отключать. Впереди имеется блокировка дифференциала.
Фрикционная муфта сцепления состоит из нескольких дисков и работает в масляной ванне. МКПП имеет четыре передние скорости и три включающиеся для движения назад.
Вам будет интересно узнать о тракторе «Кировец» серии К-9000, а также о его достойных аналогах. В этом обзоре можно прочесть о том, каким навесным оборудованием может оснащаться МТЗ-1221.
Трактор оборудован валом отбора мощности, с помощью которого можно управлять навешивающимися устройствами. Кроме того, с помощью ВОМ можно использовать трактор как привод к стационарным установкам и оборудованию.
Наименование | Значение |
Двигатель, мощность | GX390 HONDA, 13 л. с. |
Масса трактора | 532 кг |
Тяговое усилие для работы в стандартных условиях | 2 кН |
Колея, имеется возможность регулировки | 600, 700, 840 мм |
База | 1 030 мм |
Клиренс агротехнический | 270 мм |
Радиус разворота при колее 700 мм | 2 500 мм |
Расход топлива удельный в экономичном режиме | 313 г/кВт.ч |
Глубина брода, доступного к преодолению | 0,3 м |
Доступный угол подъема или спуска с грузом | 10 градусов |
Температурный режим | От -40 до +40 градусов Цельсия |
Система запуска | Электростартер от АКБ или ручной запуск |
Скорость движения | Вперед — 18 км/ч; назад — 13 км/ч |
Применяемое топливо, запас в баке | АИ-92, 6,5 л |
Максимальный вес перевозимого груза | 700 кг |
Особенности устройства
минитрактор МТЗ-132Н в стандартной комплектации оснащен одноцилиндровой бензиновой силовой установкой, разработанной известным японским производителем Honda. Двигатель изготавливается под индексом GX390. Следует выделить, что цифры в индексе означают рабочий объем двигателя, который в данном случае составляет 390 кубов. Мотор способен развивать номинальную мощность на выходе в 13 лошадиных сил, что в переводе составляет 9.6 киловатт.
Как было описано в самом начале, производитель представил две модернизированные версии данного минитрактора. Так вот, в одной из них устанавливается силовой агрегат от производителя Lifan. Двигатель имеет индекс LF188FD и практически не различимые мощностные показатели.
Но на этом модернизация минитрактора МТЗ-132Н не закончилась. Позже была продемонстрирована линейка моделей с двухцилиндровыми двигателями с индексом B&S. Такой мотор имеет значительное превосходство по мощности, поскольку способен развить 16 лошадиных сил или же 11.7 киловатт. Но стоит отметить, что данные версии поступили в продажу лишь в ограниченной партии и в настоящее время отыскать новую технику довольно проблематично.
В любой комплектации и в любой версии модель МТЗ-132Н комплектуется механической трансмиссионной системой. Коробка переключения передач располагает четырьмя передачами переднего хода и тремя передачами заднего. Передний мост дополнительно оснастили блокируемым дифференциалом, благодаря чему была обеспечена повышенная проходимость минитрактора на различных типах грунта, включая вязкие и рыхлые грунты. Более того, блокировка положительно сказывается на работе с тяжелыми навесными приспособлениями. Следует выделить, что данная функция не срабатывает автоматически и для ее включения необходимо перевести рычаг управления, расположенный на приборной панели, в соответствующее положение. Точно таким же образом происходит и отключение блокировки.
Бортовая гидравлическая система минитрактора МТЗ-132Н имеет шестеренчатый гидравлический насос, функционирование которого осуществляется за счет специальных приводов, от двигателя машины. Здесь также присутствует односекционный гидравлический золотниково-клапанный распределитель и один гидравлический цилиндр. Среди дополнительных оснащений, которые по желанию потребителя могут быть установлены на минитрактор, наиболее востребованным является передний навесной механизм, позволяющий устанавливать множество фронтальных навесных агрегатов.
минитрактор имеет систему полного привода, что также обеспечивает высокую проходимость. Стоит отметить, что здесь полный привод не постоянный, что подразумевает собой отключение переднего моста. Среди своего класса модель Беларус-132Н ярко выделяется благодаря шарнирно-сочлененной раме, обеспечивающей отличную маневренность.
Надежность
Несмотря на то, что конструкция минитрактора кажется на первый взгляд слабой и не надежной, данный элемент вполне может выдержать довольно серьезные нагрузки. Это было уже многократно доказано, так как серийное производство минитрактора МТЗ-132Н началось еще в начале 1990-х годов. Силовая установка модели может исправно работать при минусовых температурах, что позволяет задействовать технику при уборке снега. Также двигатель довольно устойчив к погодным воздействиям, но все же эксплуатация в дождливую погоду покажется совсем не комфортной.
Особенности ремонта
Традиционно для любой спецтехники Минского тракторного завода, данная модель имеет довольно высокий уровень ремонтопригодности, что в первую очередь объясняется широким распространением запасных частых и расходных материалов (фильтрующие элементы и рабочие жидкости), а также доступной стоимостью на них. В другой же степени, минитрактор обладает простой конструкцией, что позволяет устранить практически любую неисправность за достаточно короткое время. Благодаря тому, что технику разработали на базе 112-й модели, большая часть элементов конструкции могут быть взяты именно с базовой модели.
Инструкция по эксплуатации
Этот документ является настольной книгой каждого владельца минитракторов МТЗ. В ней приведены основные сведения касательно технических характеристик Беларуса, его конструкции, назначение рычагов, правила обслуживания и ремонта основных неисправностей.
Обслуживание
Перед каждым выездом необходимо проверять визуально целостность минитрактора. Если появились какие-либо деформации кузова или деталей, их необходимо исправить. Кроме этого следует обязательно убедиться в наличии топлива и смазывающего материала.
Перед эксплуатацией следует обязательно убедиться в исправности сцепления, тормозной системы, рулевого управления и освещения (при необходимости).
Моторное масло необходимо менять через каждые 50 часов работы минитракторов МТЗ. В качестве свежего масла в летний период необходимо применять М-10ДМ, а в зимнее время года М-10В. Перед тем как произвести замену, необходимо прогреть двигатель. Благодаря этому масло станет более жидким, и быстрее выйдет из картера.
Моторное масло М-10ДМ Моторное масло М-8ДМ Масло ТАД-17И
Трансмиссионное масло необходимо менять всего один раз в год или через каждые 1000 моточасов. Инструкция по эксплуатации рекомендует применять проверенные временем Тап-15В или ТАд-17и.
Если мини трактор МТЗ бензиновый, то необходимо использовать топливо АИ-80 или АИ-92. При этом горючее обязательно должно быть свежим и без посторонних примесей.
Пуск и обкатка
Прежде, чем приступить к сборке, необходимо изучить инструкцию по эксплуатации. В ней приведены чертежи и планы сборки.
После следует залить масло и бензин в соответствующие отсеки. Поскольку с завода их нет.
Первые 8 часов Беларус должен проработать в режиме обкатки. В этот период времени не допускается давать большие нагрузки на мотор.
Минитрактор Беларус МТЗ 132Н
Рекомендуется проводить обкатку с пустым прицепом или использовать фрезы на минимальном погружении (до 5 см.). За это время детали двигателя смажутся и надежно войдут в пазы. По завершению обкатки необходимо заменить моторное масло.
Если Вы не планируете использовать минитрактор МТЗ более 2 месяцев, то его необходимо законсервировать.
Для этого следует поставить устройство в гараж (или любое другое помещения, защищенное от солнечного света и атмосферных осадков), слить бензин и масло (за это время они наберутся влаги и придут в негодность), а также смазать рычаги переключения передач (чтобы за время простоя они не заклинили). Свечи зажигания во время консервации лучше отсоединить, чтобы контакты не окислились.
Основные неисправности и ремонт
В инструкции по применению минитракторов Беларус приведены пути решения основных неисправностей. И каждый владелец МТЗ должен знать их.
Если муфта сцепления не передает крутящий момент:
- Отсутствует свободный ход педали (необходимо его настроить);
- Износились ведущие диски или они имеют масляные пятна (их необходимо заменить или очистить);
- Диски на шлицах заедают (следует проверить их положение и, при необходимости, устранить заедание).
Если навесное оборудование не поднимается:
- Уровень масла в гидросистеме упал ниже минимальной отметки (долейте масло);
- Насос гидросистемы выключен (включите его);
- Предохранительный клапан гидросистемы зависает (разберите и очистите клапан).
Если торможение минитрактора МТЗ не эффективно:
- Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение);
- Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Если перегревается коробка передач:
- Малый зазор шестерни или подшипника (отрегулировать);
- Недостаток масла или его низкое качество (добавить до необходимого уровня масло которое подходит под данную модель);
Если не работает стартер:
- Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его);
- Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его);
- Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки);
- Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).
Цена
Минитрактор МТЗ-132Н без пробега сейчас можно найти в ценовом диапазоне от 160 тысяч рублей и до 180 тысяч российских рублей.
Подержанная машина, как правило, намного дешевле, но на ее стоимость по большей части влияет общее техническое состояние. Самые дешевые образцы могут потребовать дополнительные финансовые вложения для приведения техники в полностью исправное рабочее состояние. В среднем, стоимость приемлемых в техническом плане агрегатов, начинается от 90 тысяч рублей и до 140 тысяч российских рублей.
Отзывы владельцев
- Минитрактор МТЗ-132Н был приобретен для работы на личном огороде, но в свободное время также использую машину на соседских участках в качестве дополнительного заработка. Машина достойно показала себя с плугом. Слабый грунт дается без каких-либо особых затруднений, но вот с тяжелым приходится еще повозиться. При обслуживании модель довольно не затратная, что также и в эксплуатации.
- На участке этот трактор вызвал только положительные впечатления. Огород достаточно большой, но техника позволила произвести все работы всего за один день. Правда, было задействовано много различных приспособлений. Техникой вполне доволен, и о возможной продаже даже и не думаю.
Обзор минитракторов Беларус МТЗ
Минитрактора Беларус МТЗ считаются уменьшенной копией полноценный тракторов, которые выполняют аналогичный спектр работ. Они предназначены для обработки участков средних размеров. Наиболее часто минитрактора применяются на садовых участках и фермерских угодьях.
Минитракторы Беларус МТЗ
Машины Беларусь имеют небольшой вес и малые габариты. Эти два фактора улучшают показатели маневренности и управления, благодаря чему можно выполнять узкопрофильные задачи на малых участках, где крупная техника не поместится.
Кабина оператора расположена максимально близко к земле. Это позволяет владельцам контролировать ход машины во время эксплуатации.
Модельный ряд мини тракторов белорусского бренда представлен в широком диапазоне. Каждая модель отличается техническими характеристиками и ценой. Давайте рассмотрим их более подробно.