Минитрактор TZ-4K-14 является компактной сельскохозяйственной машиной, разработанной чешским производителем. Данная модель использует многие элементы от предшественника (TZ-4K-10), но отличается от него множеством технических доработок и улучшений. Стоит отметить, что чешский минитрактор является одним из первых, которые в 1970-х годов закупал Советский Союз. Техника активно применялась в строительстве различных объектов для Олимпиады 1980 в Москве. На практике машина довольно хорошо себя показала, что обеспечило ей большую популярность на территориях СССР. Также в связи с этим TZ-4K-14 был взят для разработки советских мини-тракторов и конце 1980-х годов представил свою версию мини-трактора МА-6210, которая выпускалась ограниченным количеством.
Машина имеет поворотную вилку, посредством которой соединены передний и задний мост. При выполнении поворота мосты мини-трактора поворачиваются на 45 градусов от относительно друг друга. Такое решение позволило добиться отличной маневренности, что позволило использовать машину в довольно стесненных условиях, поскольку наименьший радиус поворота составляет всего 1900 миллиметров. В целях обеспечения улучшенной проходимости конструкция вилки предусматривает подъем и опускание мостов на 11 градусов. Также для этого может регулироваться ширин передней и задней колеи. Изначально данный показатель составляет 700 миллиметров, но может быть расширен и до 1000 миллиметров.
Минитрактор использует одноцилиндровую двухтактную дизельную силовую установку, имеющую воздушное охлаждение. Двигатель может работать в любых условиях без перегрева, поскольку воздушная система охлаждения отлично справляется со своей задачей, так как габаритные размеры двигателя вышли довольно небольшими. Запуск агрегата осуществляется посредством электростартера, но также может быть запущен и в ручную. Используемая коробка переключения передач обладает четырьмя реверсивными передачами, как для передвижения в перед, так и для передвижения в обратном направлении. На каждом мосту установлен дифференциал. Дифференциал переднего моста имеет функции блокировки, поскольку этот мост в модели является ведущим. Производитель добавил в мини-трактор две независимые тормозные системы, среди которых ручной передний тормоз и ножной задний.
Назначение
Минитрактор TZ-4K-14 во времена Советского Союза эксплуатировался практически везде, в каждой сфере деятельности. Техника пользовалась большой популярностью в строительстве, коммунальных и сельских хозяйствах. В строительстве трактор в основном выполнял транспортировку каких-либо грузов и материалов, а также разравнивание насыпей. В сельских хозяйствах техника активно использовалась для всех видов работы, так как это позволял произвести весьма обширный ассортимент дополнительного навесного оборудования. В коммунальных службах мини-трактор применялся в основном для очистки каких-либо площадок от снега, но не стоит исключать и транспортировку различных грузов.
В настоящее время данная техника также используется, но по большей части лишь в теплицах, огородах, фермах и небольших сельских хозяйствах. Большая потребность в модели обусловлена не только широким выбором дополнительных навесных и прицепных агрегатов, но также и отличными эксплуатационными показателями, ключевыми из которых являются маневренность и проходимость. Машина способна буксировать прицепы массой до 1500 килограмм. Но мини-трактор TZ-4K-14 вышел не очень удобным при работе с плугами, поскольку шарнирно-сочлененная рама при вспахивании почвы приносит много неудобств.
Электрооборудование
Система электрооборудования выполнена по однопроводной схеме. Минусовой контакт аккумуляторной батареи и потребителей крепится на корпус трактора. Напряжение бортовой сети питания составляет 12 Вольт. К электрооборудованию минитрактора относятся:
- Стартер. Электрический двигатель, применяющийся для запуска силового агрегата;
- Генератор постоянного тока. Служит для питания электрооборудования и зарядки аккумулятора после запуска двигателя. Генератор включен в электрическую схему параллельно с аккумуляторной батареей, и имеет ременной привод;
- Реле регулятор. Необходимо для регулировки величины напряжения поступающего от генератора;
- Переключатель массы. Необходим для разобщения минусового контакта аккумулятора и корпуса минитрактора;
- Фары ближнего и дальнего света;
- Указатели поворотов;
- Стоп сигналы;
- Габаритные огни;
- Замок зажигания. Служит для управления электрическим стартером.
ВАЖНО: В схему электропроводки включена розетка для подключения электрооборудования прицепа.
Навесное оборудование
Список дополнительного навесного оборудования, которое может использовать в работе минитрактор TZ-4K-14, включает в себя такие агрегаты, как:
- Косилка.
- Бульдозерный отвал.
- Подметательная машина.
- Навесная фреза.
- Рыхлитель.
- Оборотный плуг.
- Культиватор.
Из прицепного оборудования, модель может использовать самосвальный прицеп.
Видео обзор
Обзор фирмы производителя тракторов ТZ-4k-14
Обзор пахоты минитрактором ТZ-4k-14
Обзор работы минитрактора ТЗК-4 с двухкорпусным плугом
TZ-4K-14 — это чешский минитрактор, производство которого прекращено еще в середине 90-х гг. прошлого века. Но модель оказалась настолько удачной, что и теперь можно встретить в частных хозяйствах и в небольших сельхозпредприятиях на территории бывшего СССР чехословацкого «долгожителя» ТЗ4К14.
История появления трактора в нашей стране связана с проведением Олимпиады-80. В те годы в Чехословакии производили в небольших объемах все и за качество продукции можно было не переживать. Для облегчения работ на олимпийских объектах у завода Agrostroj в г. Простеев была приобретена компактная колесная тракторная техника.
Сегодня спектр применения минитрактора стал даже шире. Ассортимент навесного оборудования позволяет применять подобную технику не только в сельском хозяйстве, но и в коммунальном (уборка снега, мусора), в строительной отрасли (прокладка коммуникаций, перевозка грузов).
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- Конструкционная длина мини-трактора – 2750 миллиметров.
- Наименьшая полная ширина – 950 миллиметров.
- Наибольшая полная ширина – 1170 миллиметров.
- Полная высота – 1300 миллиметров.
- Наименьшая ширина передней колеи – 700 миллиметров.
- Наименьшая ширина задней колеи – 700 миллиметров.
- Наибольшая ширина передней колеи – 1000 миллиметров.
- Наибольшая ширина задней колеи – 1000 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет – 370 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет у порталов – 250 миллиметров.
- Наименьший радиус поворота – 1900 миллиметров.
Характеристики двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный, рядный.
- Марка устанавливаемого двигателя – 1Д90ТА.
- Количество цилиндров – 1 цилиндр.
- Суммарный рабочий объем цилиндров – 660 кубов.
- Наибольшая частота вращения коленчатого вала – 2200 оборотов в минуту.
- Диаметр цилиндра – 90 миллиметров.
- Ход поршней – 104 миллиметра.
- Степень сжатия в цилиндре – 15.
- Номинальная мощность на выходе – 12 лошадиных сил/8.8 киловатт.
- Максимальная мощность на выходе – 13 лошадиных сил/9.6 киловатт.
- Мощность двигателя при частоте вращения в 1800 оборотов в минуту – 9 лошадиных сил/6.6 киловатт.
- Мощность двигателя при частоте вращения в 2000 оборотов в минуту – 10 лошадиных сил/7.4 киловатт.
- Тип системы охлаждения – воздушная.
- Тип системы запуска – электростартерный или ручной.
- Тип системы смазки – поршневой масляный насос.
- Среднее потребление масла – 48 грамм.
- Среднее потребление дизельного топлива – 210 грамм на одну лошадиную силу.
- Конструкционный вес агрегата с маховиком – 100 килограмм.
- Вес маховика – 22 килограмма.
- Наибольший крутящий момент маховика – 1.22 килограмм на метр.
- При частоте вращения в 1500 оборотов в минуту поршень двигается со скоростью – 5.2 метров в секунду.
- При частоте вращения в 1800 оборотов в минуту поршень двигается со скоростью – 6.24 метров в секунду.
- При частоте вращения в 2000 оборотов в минуту поршень двигается со скоростью – 6.93 метров в секунду.
- При частоте вращения в 2200 оборотов в минуту поршень двигается со скоростью – 7.62 метров в секунду.
Характеристики трансмиссии:
- Тип устанавливаемой коробки переключения передач – механическая.
- Тип привода – полный.
- Блокировка дифференциала – автоматическая.
- Количество передних передач – 4.
- Количество задних передач – 4.
- Тип сцепления – сухое, однодисковое постоянно замкнутое.
- Передаточное число первой передней передачи – 120.6:1.
- Передаточное число второй передней передачи – 54.3:1.
- Передаточное число третьей передней передачи – 41.8:1.
- Передаточное число четвертой передней передачи – 16.9:1.
- Передаточное число первой задней передачи – 157:1.
- Передаточное число второй задней передачи – 70.4:1.
- Передаточное число третьей задней передачи – 54.3:1.
- Передаточное число четвертой задней передачи – 22.0:1.
- Максимальная скорость передвижения на первой передней передаче – 2.32 километра в час.
- Максимальная скорость передвижения на второй передней передаче – 5.15 километров в час.
- Максимальная скорость передвижения на третьей передней передаче – 6.60 километров в час.
- Максимальная скорость передвижения на четвертой передней передаче – 16.45 километров в час.
- Максимальная скорость передвижения на первой задней передаче – 1.77 километр в час.
- Максимальная скорость передвижения на второй задней передаче – 3.96 километра в час.
- Максимальная скорость передвижения на третьей задней передаче – 5.15 километров в час.
- Максимальная скорость передвижения на четвертой задней передаче – 12.70 километров в час.
Характеристики вала отбора мощности:
- Тип устанавливаемого ВОМ – независимый.
- Количество скоростей вала отбора мощности – 1.
- Количество шлицов – 6.
- Контроль – механический.
- Частота вращения ВОМ – 825 оборотов в минуту.
Эксплуатационные характеристики:
- Эксплуатационная масса – 870 килограмм.
- Вместимость топливного бака – 11 литров.
- Наибольшая скорость передвижения вперед – 16.45 километров в час.
- Наибольшая скорость передвижения назад – 12.70 километров в час.
- Размер передних дисков – 4.00-16.
- Размер задних дисков – 4.00-16.
- Размер передних шин – 6.00-16.
- Размер задних шин – 6.00-16.
Конструкция минитрактора
Рама трактора состоит из шарнирно соединенных двух частей. При повороте задняя часть рамы смещается по отношению к передней. Такая конструкция позволяет выполнять разворот на участке с минимальной площадью. На передней части рамы расположен силовой агрегат трактора и коробка переключения передач. Задняя часть оснащена навесным устройством и креслом оператора.
Особенности устройства
Минитрактор пригоден для выполнения массы различных задач в сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и строительстве. Это объясняется следующими особенностями:
- Техника обладает отличными тягово-сцепными характеристиками, что позволяет машине буксировать за собой по грунтовым дорогам различные виды тракторных тележек, рассчитанных на грузоподъемность в 600 килограмм и выше.
- Благодаря наличию навесного и прицепного оборудования, данный мини-трактор способен выполнить массу задач, среди которых вспахивание грунтов, посев, обработка растений, сбор урожая и его транспортировка на место хранения.
- Большая часть ремонтных работ не требует специального оборудования, поэтому достаточно сложные отказы и неисправности тракторов их владельцы могут устранить самостоятельно, с помощью стандартного набора инструментов.
В целях повышения безопасности при передвижении по дорогам общего пользования в темное время суток или в условиях плохой видимости, машина была оснащена некоторым светотехническим и сигнальным оборудованием.
Надежность
Минитрактор TZ-4K-14 в первую очередь славится своей надежностью и безотказностью даже при эксплуатации в самых суровых условиях. Каждый элемент конструкции имеет увеличенный рабочий ресурс, что гарантирует долгую и исправную работу техники.
Особенности ремонта
Модель не требует сложно технического обслуживания. Данный процесс можно разделить на 2 этапа:
Месячное обслуживание (после проведения 200 рабочих часов).
- Дневной и недельный уход
- Удаление нагара из глушителя выхлопной системы.
- Прочистка топливного фильтра и в случае необходимости его замена.
- Замена масла трансмиссионной системы.
- Подтягивание болтов головки блока цилиндров.
Полугодовое обслуживание (после проведения 1000 рабочих часов).
- Проверка зазоров подшипников.
- Прочистка топливного бака.
- Очистка поршня и поршневых колец или же их замена.
- Регулировка сцепления.
- Замена шин для обеспечения равномерного износа.
Достоинства и недостатки
Неугасающий интерес российских потребителей к технике из Чехии обусловлен рядом её важных преимуществ.
- Отличная ремонтопригодность и высокая надёжность. Несмотря на то что самой «молодой» модели чешского производства уже более 20 лет, агрегаты вполне работоспособны и высоко оцениваются фермерами и коммунальщиками.
- Малый радиус разворота позволяет производить обработку почвы в больших оранжереях и теплицах, а также на маленьких дачных участках без риска повредить соседние растения.
- Отличные тягово-сцепные характеристики дают возможность буксировать тракторные прицепы в условиях глинистых почв и бездорожья.
- Благодаря способности тракторов агрегатироваться со многими видами сельскохозяйственных орудий, чешские модели эффективно заменяют собой сеялки, окучиватели, снегоуборщики и погрузчики.
- Наличие светотехнического и сигнального оборудования позволяет эксплуатировать мини-трактора в любое время суток.
- Низкая, в сравнении с аналогами, стоимость объясняется присутствием на отечественном рынке исключительно подержанных образцов, цена на которые варьируется от 65 до 220 тысяч рублей.
- Сиденье оператора отличается максимально продуманной конструкцией, что позволяет без труда управлять агрегатом в течение продолжительного времени. Рычаги управления также расположены очень удобно, находятся буквально под рукой.
К минусам чешской техники относят низкую доступность запчастей и некоторые неудобства в использовании плуга. Последние обусловлены особенностями конструкции рамы, имеющей шарнирно сочленённое исполнение. Кроме того, многие владельцы сетуют на отсутствие кабины, что существенно ограничивает эксплуатацию машины во время дождя и сильного ветра.
Отзывы владельцев
- Приобрел минитрактор TZ-4K-14 в подержанном состоянии, однако, за 9 месяцев усердной работы на участке не случилось ни единого серьезного отказа и поломок. Конечно, зачастую напрягало отсутствие крыши, зато норма выработки была самая маленькая, работающие на белорусских моделях и ЮМЗ-6 трактористы даже иногда завидовали.
- На данный момент этот мини-трактор стоит у нас на ремонте в связи с неисправностями трансмиссии. Приобретали его еще в 1998-м году, и машина добросовестно отработала почти два с лишним десятилетия. За все время эксплуатации единственный раз отреставрировали коленвал и расточили цилиндр при капитальном ремонте. Также меняли резину на переднем мосту и еще ремонт дополнили заменой сальниковых уплотнений. На редкость надежная техника, жаль, что ее сняли с производства. Где-то за границей вроде выпускают эти машины под другим названием, но к нам эта модель не завозится.
Пост механизатора
Минитрактор оснащен постом управления открытого типа. На задней полураме расположено кресло оператора.
Управление машиной осуществляется поворотом рулевого колеса. Рулевое управление трактора – механическое. На передней части рамы расположены элементы управления трактором и гидравлической системой. На передней панели расположен щиток переключателей и контрольных ламп. Они дают возможность оператору контролировать работу систем и механизмов.
СПРАВКА: Элементы управления расположены близко к сидению оператора. Это исключает необходимость тянуться к элементам во время движения.
Преимущества и производственные недостатки
Модель ТЗ-4К-14 обладает очевидными достоинствами:
- Достаточные тягово-сцепные параметры для буксировки прицепов с грузоподъёмностью до 600 килограмм;
- Минимальный комплект навесов позволяет вспахивать грунт, сеять культуры, ухаживать за растениями, убирать урожай, транспортировать грузы;
- Большинство ремонтных работ выполняются без использования специального оборудования, потому устранить неисправность можно своими руками. К тому же запчасти имеют доступную стоимость, их легко приобрести в специализированном магазине.
Отсутствует полноценное сервисное обслуживание минитрактора и ассортимент запчастей ограничен. Решить данную проблему можно, используя расходные материалы с прочих однотипных агрегатов.
Также стоит обратить внимание на следующие недочёты машины:
- Отсутствует независимый вал отбора мощности и дуги безопасности;
- Небольшой объём топливного бака, что снижает автономность агрегата;
- Нет балластовых грузов, необходимых для улучшения сцепления пневматических колёс с поверхностью при вспашке.
Это интересно: Характеристики мощного универсального трактора Беларус МТЗ-3522 — объясняем досконально
Трактор TZ 4K 14 имеет широкую гамму навесных орудий
Чешский минитрактор может агрегатироваться с навесными орудиями различного характера, среди которых самосвальный прицеп, косилка борона, плуг, щетка, отвал. Одноосный металлический прицеп используется для транспортировки различных грузов весом до 1 000 кг. Прицеп оснащен съемной задней стенкой и может опрокидываться назад, что существенно упрощает его разгрузку. Прицеп имеет габаритные размеры (д х ш х в) 2 630 х 1 700 х 980 мм. Агрегатируемая с TZ 4K 14 косилка – оптимальный вариант в тех случаях, когда нет возможности использовать обычный трактор с боковой косилкой, например на небольших по размеру участках, в парках или садах.
Для очистки территорий от снега или разравнивания грунта используется бульдозерный отвал. Большим преимуществом является возможность быстрого монтажа / демонтажа отвала на минитрактор и легкое управление агрегатом. Ширина отвала составляет 1 000 мм, а угол поворота — 45°. С помощью подметальной машины осуществляется уборка участков дороги или прочих мест от пыли. Приводной механизм имеет защиту от попадания пыли.
Еще одним орудием, которое можно агрегатировать с минитрактором, является навесная фреза. Ее основным назначением является обработка сухой глинистой и глинисто-иловой пахоты, перемешивание почвы с компостом или навозом, а также рыхление почвы в широкорядных культурах и удаление сорняков. Оборотный плуг используется для гладкой пахоты, ширина его захвата составляет 250 мм. Плуг имеет такую конструкцию, благодаря которой пласт земли укладывается в одну сторону. Рекомендуется его использование на участках неправильной формы малого размера. Глубина пахоты достигает 21 см. Обработка междурядий фруктовых питомников происходит с помощью рыхлителя. Максимальная глубина рыхления агрегата составляет 6-8 см, а ширина захвата – 85 см.
Универсальный удобный и выносливый минитрактор TZ 4K 14 чешского производства является незаменимым в тех случаях, когда более мощная техника не может быть задействована. Обладая значительным запасом прочности и имея простой принцип работы, трактор порадует своего владельца, ведь частые поломки в ходе эксплуатации исключены. Цена ТЗ 4к14 составляет порядка 175 000 рублей, правда, объявлений о продаже этих тракторов не так много.
Основные неисправности и варианты устранения
Благодаря простому устройству минитрактор Deutz не требует каких-то глубоких знаний для осуществления ремонта, поэтому даже новичок сможет самостоятельно выполнять несложные настройки и производить ремонтные работы. Однако, для его ремонта требуются оригинальные запчасти, которые практически отсутствуют на российском рынке, а те, что есть дорогие. Владельцам техники приходится приспосабливаться и заменять запчасти от других производителей.
Среди наиболее встречающихся поломок чешского трактора можно выделить следующие:
- Отсутствует передача крутящего момента муфтой сцепленияДля этого необходимо:
- Выполнить настройку хода педали;
- Произвести замену/очистку дисков;
- Осуществить проверку и устранить деформацию дисков.
- Не поднимается навесное оборудование
- Проверить количество масла в системе;
- Выполнить включение насоса;
- Проверить работу предохранительного клапана.
- Плохое срабатывание тормоза
- Отрегулировать положение свободного хода педали тормоза;
- Произвести замену тормозных колодок.
- Повышается температура коробки передач
- Выполнить регулировку зазора шестерни;
- Добавить масло в трансмиссию или заменить на более качественное.
- Старт не включается
- Проверить провода и контакты;
- Зарядить аккумулятор;
- Если происходит короткое замыкание, то необходимо очистить коллектор и заменить щетки;
- Отрегулировать ход магнитного переключателя.
Видео обзоры
Видео обзор чешского минитрактора с мотором Slavia
Ниже представлен видео обзор работы чешского минитрактора ТZ-4k-14
Михаил:
Могу похвастаться моим польским минитрактором TZ, который достался мне от отца и работает, как и раньше. Некоторое время назад полностью перебрал его и заменил КПП и кое-что по мелочи. Передачи включаются ровно и сразу, заводится отлично. Я на нем 25 соток пашу инее нарадуюсь, что такая удобная конструкция.
Александр:
У соседа колесный deutz allis 9190-awd, а я себе купил бушный ТЗ польского происхождения. Сравниваем в работе постоянно. Нельзя сказать, что я его не ремонтирую, регулярно! Но гораздо меньше, чем мой сосед. Сложно найти оригинальные запчасти, но я уже приловчился и использую аналоги. Из основного, что пришлось поменять – это коленвал, коробку делал и колеса поменял, потому что протектор стерся.
Достоинства: мощный, функциональный.
Недостатки: трудно найти запчасти.
Инструкция по эксплуатации
Чешский трактор ТЗ отличается высокой надежностью, добротностью узлов и механизмов, экономным расходом топлива 210г/л, сохраняет стабильные рабочие параметры на протяжении заявленного производителем межремонтного периода.
Первый запуск
Рекомендации инструкции по эксплуатации по обкатке заключаются в аккуратном и внимательном тестировании всех рабочих систем в первые 25-50 часов эксплуатации. В этот период рекомендуется выполнять все работы, избегая повышенных нагрузок, на пониженных скоростях.
По прошествии рекомендованного периода меняют моторное масло, трансмиссионное масло, масляный фильтр двигателя, выполняют другие манипуляции в соответствии с руководством.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание чешского минитрактора сводится к следующим простым действиям:
- Необходимо регулярно очищать корпус минитрактора от пыли и масляных пятен.
- Контролировать давление в шинах.
- Каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза.
По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно:
- очищают трактор от загрязнений, сушат его,
- сливают масло и топливо,
- смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия,
- накрывают и ставят в сухое место.
Безопасно эксплуатируется благодаря наличию сигнального и светотехнического оборудования.
Основные неисправности и способы их устранения
Ремонтные работы минитрактора ТZ-4k-14 не требует специального оборудования, поэтому даже сложные поломки можно устранить собственными силами. Гораздо больше проблем возникает из-за отсутствия полноценного сервиса, необходимых запчастей, владельцам приходится использовать комплектующие, расходные материалы от аналогичных моделей тракторов.
Схема минитрактора ТZ-4k-14 Deutz
Муфта сцепления не передает крутящий момент:
- Отсутствует свободный ход педали (необходимо его настроить);
- Износились ведущие диски или они имеют масляные пятна (их необходимо заменить или очистить);
- Диски на шлицах заедают (следует проверить их положение и, при необходимости, устранить заедание).
Навесное оборудование не поднимается:
- Уровень масла в гидросистеме упал ниже минимальной отметки (долейте масло);
- Насос гидросистемы выключен (включите его);
- Предохранительный клапан гидросистемы зависает (разберите и очистите клапан).
Плохо работает тормоз:
- Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение);
- Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Перегревается коробка передач:
- Малый зазор шестерни или подшипника (отрегулировать);
- Недостаток масла или его низкое качество (добавить до необходимого уровня масло которое подходит под данную модель);
Не работает стартер:
- Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его);
- Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его);
- Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки);
- Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).
В настоящее время появились сервис-центры, занимающиеся обслуживанием, продажей минитракторов ТZ после капитального и среднего ремонта, реализацией запасных частей.
Двигатель косилки
Важнейшим элементом конструкции косилки является двигатель, отличающийся длительным сроком службы и высоким качеством сборки. Его мощность достигает 5 л.с., чего вполне достаточно для скашивания большинства видов травы. Его идентификационный номер модели, используемый для поиска запчастей — 1Z 22.
Расход топлива
Конструкция изделия предусматривает наличие бака для топлива, емкость которого составляет 5 литров. Небольшой расход топлива, достигаемый благодаря экономичному двигателю, позволяет обрабатывать до 1 гектара площади без дополнительной заправки, что делает устройство невероятно удобным в эксплуатации.
Важно Ремонт мотоблоков своими руками
Немного истории
Производством чехословацких мини-тракторов, экспортируемых в СССР, занимался завод Agrostroj, производственные мощности которого располагались в г. Простеёв. Самой ранней моделью компании была модификация TZ-4K 10, имевшая удлинённую базу, кузов длиной 2 м и мотор Slavia 1D-80 мощностью 9 л. с. Затем на тракторы стали устанавливать 12-сильный дизельный мотор с воздушной системой охлаждения марки 1Д-90ТА, способный запускаться как при помощи электростартера, так и ручным методом.
Ходовая часть и шасси со временем также претерпели некоторые изменения, в результате чего была сокращена база, видоизменён кузов, появился гидравлический прицеп. Модель получила название TZ-4K 14. Изготавливалась она вплоть до окончания производства.
Впервые чешская техника появилась в СССР в преддверии московской Олимпиады. Тогда она использовалась для работы на спортивных объектах. Агрегаты пришлись по душе советским специалистам и стали активно закупаться сельскохозяйственными предприятиями и коммунальными службами.
Выпуск мини-тракторов прекратился в середине 90-х годов прошлого века, однако благодаря высочайшему качеству и очень удачной конструкции большое количество агрегатов-долгожителей до сих пор работает на территории стран постсоветского пространства.
Модель TZ-4K 14 была взята за основу при разработке отечественного варианта, и в конце 80-х годов с конвейера предприятия «Таллэкс» сошли первые опытные образцы под названием МА-6210. Однако техника выпускалась в очень ограниченном количестве, а после известных событий её выпуск и вовсе был прекращён.
Описание чешского трактора TZ-4K-14
Чешский трактор TZ-4K-14 является полноприводной машиной с колесной базой на двух осях. В качестве тормоза для задней оси используется ножной механизм, а для передней оси торможение осуществляется с помощью рукоятки. Прототипом для разработки TZ-4K-14 стал его предшественник TZ-4K-10, который обладал меньшей мощностью и выпускался с различными двигателями Slavia 1D80 fahr с рабочей мощностью 9 л.с. и 1Д 90 ТА с мощностью 12 л.с.
Минитрактор TZ-4K-14
Особенностью чешского минитрактора TZ-4K-14 является минимальный радиус разворота, который составляет 1,9 м. Передвигаться на нем по неровной местности очень легко, потому что конструкция трактора продумана таким образом, что позволяет копировать рельеф, а клиренс составляет 37 см. Вес агрегата составляет 870 кг, а габариты равны 2,75х0,95х1,3м. Этот компактный агрегат можно использовать в узких междурядьях, так как колея регулируется от 70 см до 1 м.
Механическая коробка передач с реверсом имеет 4 скорости вперед и 4 назад. Это позволяет легко маневрировать и управлять машиной без особых сложностей. Минитрактор можно использовать на склонах до 12 градусов.
Силовая установка
Производитель оборудовал трактор tz 4k 14 одноцилиндровым двигателем с вертикальным расположением цилиндра.
Характеристики силовой установки:
- Вид применяемого топлива – дизельное;
- Объем цилиндра – 660 см3;
- Максимальная частота вращения коленчатого вала – 2200 об/мин;
- Ход поршня от верхней до нижней мертвой точки – 10.4 сантиметра;
- Диаметр рабочего цилиндра – 9 см;
- Максимальная мощность силовой установки – 13 лошадиных сил;
- Расход топлива – 210 г/л.с. за один час работы;
- Вес установки 100 кг.
Мотор имеет воздушное охлаждение. Двигатель охлаждается при помощи вентилятора. Привод вентилятора ременной, от коленчатого вала. Запуск силового агрегата трактора осуществляется при помощи электрического стартера.
Питание электростартера осуществляется от аккумуляторной батареи, напряжение которой составляет 12 Вольт. При подаче напряжения на электростартер, шестерня привода входит в зацепление с маховиком силовой установки. После запуска двигателя шестерня привода выходит из зацепления автоматически.
Рабочий орган
Основной рабочий орган – косилка, являлась безпальцевой, сегментной. Режущий аппарат состоял из несущего бруса, сегментного режущего полотна, механизма привода. По бокам бруса располагались башмаки, при помощи которых регулировалась высота скашивания травы.
Приводной механизм режущего аппарата находился в корпусе. Агрегатирование косилки МФ 70 с рабочим органом было довольно простое: Корпус приводного механизма надевался на корпус вала отбора мощности, сам вал при этом заходил в зацепление с приводным механизмом. А корпус рабочего органа фиксировался фиксирующей чекой.
Обслуживание
Чехословацкие мини-трактора довольно неприхотливы и не требуют дорогого ухода
Однако, учитывая, что средний возраст моделей превышает 20 лет, следует уделять особое внимание регулярному техническому обслуживанию, которое рекомендуется проводить через каждые 200 часов работы. Так, необходимо еженедельно осматривать технику и удалять нагар из выхлопной трубы
Также нужно следить за состоянием топливного фильтра, а при необходимости вовремя производить его замену. Кроме того, необходимо регулярно менять масло в системе трансмиссии и протягивать болты головки блока.
При интенсивном использовании техники необходимо следить за состоянием протектора покрышек, менять их местами для более равномерного износа. Чёткое следование рекомендациям по обслуживанию и инструкции по эксплуатации обеспечит безаварийную работу мини-трактора, а также значительно продлит срок его службы.
В следующем видео вас ждут рекомендации по настройке смазочного насоса мини-трактора TZ-4K 14.