Развитие фермерства в России выдвигает новые требования относительно малогабаритной сельскохозяйственной техники для обработки частных земельных участков. Применение больших тракторов в индивидуальном хозяйстве не всегда удобно и невыгодно, поэтому стали особенно востребованы небольшие машины, обладающие хорошими эксплуатационными показателями. К такому виду техники относятся минитрактора Беларус все модели. Помимо сельского хозяйства, они нашли широкое применение и в коммунальной сфере.
Преимущества и недостатки
Белорусские тракторы хорошо известны во многих странах, их используют для разных работ. Мини-техника распространена меньше, применяется в частном секторе, в фермерских хозяйствах, у коммунальщиков, в других сферах. Выбор большой, следует разобрать особенности техники из Белоруссии, чтобы принять решение. Главные достоинства:
- Хорошее качество. Мини-тракторы собирают на заводе, технология отработана годами, а у некоторых моделей десятками лет. Производитель дорожит репутацией, поэтому использует хорошие запчасти.
- Широкий выбор вариантов. Легко найти модификацию под любой вид работ. Некоторые даже модернизируют, когда это нужно. Еще один плюс – возможность дооснащения дополнительными узлами.
- Много официальных дилеров, сервисных центров. Купить технику можно в любом большом городе. А если в населенном пункте представительства нет, легко заказать доставку на дом через сайт дилера.
- Нет проблем с доставкой запасных частей. Все, что надо, есть в продаже. Но если нужна редкая деталь, ее привозят намного быстрее, чем для азиатских либо европейских аналогов. Завод находится в Белоруссии, единое таможенное пространство делает доставку запчастей быстрой, расходов по растаможке нет.
- Небольшие размеры. Вся мини-техника сделана под условия ограниченного пространства, поэтому ей удобно управлять. Для хранения не нужен увеличенный гараж, так как высота и ширина не больше, чем у обычной легковой машины.
- Выбор навесного оборудования. Есть разные агрегаты, с их помощью можно делать сельскохозяйственные, коммунальные работы.
Совет! При выборе навески учитывать характеристики купленного трактора. Нельзя брать оборудование, рассчитанное на более мощную технику.
Есть у минитракторов Беларус недостатки, которые также надо разобрать. Ниже перечислены общие минусы, но у каждой модели могут быть свои нюансы. Это конструктивные недоработки, невозможность использования отдельных видов навески, недостаточная проходимость для влажных почв. Главные недостатки такие:
- Стоят дороже китайских моделей. Если бюджет ограничен, чаще всего покупают технику из Китая, но по качеству почти вся она уступает белорусской. При этом европейские и японские модели намного дороже.
- По комфорту вождения часто проигрывает даже мини-технике из Китая. Это касается обслуживания, есть нюансы, которые потребуют больших затрат времени и сил.
- Много мелких недоработок. Они не сильно влияют на надежность, но создают неудобства. Приходится своими руками доводить агрегаты или совершенствовать их.
Проще всего сразу решить, какие характеристики должен иметь трактор. Потом выбрать технику разных производителей, сравнить ее. Или же подобрать 2-3 модели белорусского производства, чтобы разобраться в нюансах, а не купить первый попавшийся вариант.
Отзывы владельцев
Главным местом, где люди делятся отзывами и фото являются форумы. Вот что пишут там владельцы многофункциональных минитракторов МТЗ 132Н:
Иван:
Использую МТЗ 132Н еще с 2000-х. Сейчас есть большое количество китайских аналогов. У них мол цена примерно та же, но больше объем двигателя и лучше характеристики. Однако я склонен доверять нашему производителю. Наши знают, где машины будут эксплуатироваться и в каких условиях. А японско-китайские чудеса для выставок только годятся.
Колеса на 12 дюймов хорошие, но при окучивании днищем достают до земли. За весь период эксплуатации пару раз были проблемы с рулевым управлением — разбалтывалось.
Фрезами нужно работать аккуратно, особенно на неподготовленной земле, при включении больших оборотов могут угробиться коробка и мост.
Обзор модельного ряда
Выбирать по мощности двигателя, габаритам, выполняемым работам и размеру участка. Маленький вариант может обработать до 2 гектаров земли, поэтому нет смысла покупать дорогую модель, когда большую часть времени она будет простаивать. Определить, когда будет эксплуатироваться техника, если зимой ей будут убирать снег либо перевозить грузы, нужно выбирать двигатель, хорошо запускающийся в холода. Основные модели
- Беларус МТЗ 082. Делали на Минском тракторном заводе с 1978 по 1986 г. С 86 года делали усовершенствованную модель 082БС, ее уже не собирают. При длине в 250 см техника очень маневренная: радиус разворота равен 2,5 м. Вес 450 кг, установлен двухцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 12 л.с. с расходом топлива 3 литра за час. Сочлененная рама обеспечивает высокую маневренность. На вторичном рынке цена составляет 120 000 рублей.
- Беларус МТЗ 132Н. Усовершенствованный вариант со сгибающейся рамой и возможность использования как заднего, так и полного привода. Блокировка дифференциала повышает проходимость, позволяет работать на тяжелых почвах. Вес техники 532 кг, на мини-трактор устанавливают японский бензиновый двигатель Хонда мощностью 11 л.с. Есть 4 передние и 3 задние передачи, маневренность высокая, также выпускается почти любое навесное оборудование. Стоит от 215 000 руб.
- Беларус МТЗ 152Н. Усиленная модель безрамного мини-трактора с сочлененной рамой, обеспечивающей маневренность. Японский мотор Хонда мощностью 13 л.ч. запускается электростартером или вручную. Улучшенная конструкция делает управление удобнее, полный привод обеспечивает проходимость, сзади установлена прочная трехточечная навеска. Вал отбора мощности односкоростной шлицевого типа. Цена от 340 000.
- Беларус МТЗ 211. Мини-техника имеет массу 1,5 тонны, выполняет сельскохозяйственные и коммунальные работы. Колесный привод может быть как задним, так и полным. Установлен трехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 24 л.с., средний расход на час работы – 4,6 л. 8 передач вперед, 4 назад позволяют двигаться со скоростью от 1 до 25 км/ч. Для повышенных нагрузок покупать полноприводные мини-трактора, цена от 520 000.
- Беларус МТЗ 311 и 311М. Первый вариант делали до 2014 года, после начали выпускать модернизированную модель, в которой установлен трехцилиндровый дизель мощностью 35 л.с. Модель, которая может иметь задний или полный привод, есть блокировка дифференциала. Гидроусилитель упрощает управление, трехточечная навеска позволяет ставить любые приспособления сзади. Можно заказать вариант с кабиной, но он будет намного дороже. Цена – от 675 000.
- Беларус МТЗ 320 и 321. В первом варианте есть кабина, а во втором ее нет, остальные характеристики практически идентичны. Двигатель мощностью 35 л.с. работает на дизельном топливе. Привод может быть задним и полным, число передач вперед – 16, назад 8. Такой техникой можно обрабатывать до 10 гектаров либо обслуживать большой тепличный комплекс. Трехточечная навеска сзади позволяет использовать тяжелые орудия труда, для обеспечения баланса наперед вешают утяжелители. Цена модели 320 – от 785 000, 321 – от 725 000.
Минитракторы в Беларуси собирает Сморгонский агрегатный завод. Большинство комплектующих делают в стране, часть закупают. Подобрать технику лучше всего исходя из финансовых возможностей и выполняемой работы. Все модели делят на 2 класса по габаритам, первый представляет собой компактную технику, второй – трактора уменьшенного размера, которые почти не уступают обычным.
Технические характеристики
Модификация | Беларус-132Н |
Двигатель | GX390 (Хонда) |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с) | 8,2 (11,0) |
Тип | колёсный |
Масса, кг | 532 |
Номинальное тяговое усилие, кН | 2,0 |
Число передач: | |
— переднего хода | 4 |
— заднего хода | 3 |
Скорость движения, км/ч | |
— вперёд | 2,83 — 17,72 |
— назад | 4,03 — 12,94 |
Агротехнический просвет, мм | 295 |
Колея регулируемая, мм | 600,700,840 |
База, мм | 1030 |
Радиус поворота при колее 700 мм, м | 2,5 |
Габаритные размеры, мм (при колее колёс 800 мм) | 2500х1000х2000 |
Удельный расход топлива на номинальном режиме, г/квт.ч | не более 313 |
Обзор основных неисправностей
Есть перечень поломок, которые возникают чаще всего из-за повышенной нагрузки на узлы. Если знать их, то можно разобраться в большинстве проблем своими силами или как минимум найти причину неисправности. У каждого варианта есть свои характерные симптомы, по которым его легко определить:
- Сцепление выключается не полностью («ведет»). Виной слишком большой ход педали или растянувшийся тросик. Проблему решить регулировкой педального узла либо заменой изношенного троса.
- Диск сцепления не передает крутящий момент полностью. Выявить легко по отсутствию свободного хода в педали сцепления, износу диска сцепления или его заеданию на шлицах. Решить проблему можно регулировкой педали, заменой изношенного диска, либо устранением заедания, чтобы восстановить подвижность узла.
- Не поднимается навесное оборудование. Чаще всего причина в недостаточном уровне масла, проверить этот момент и долить. Часто забывают включить насос гидросистемы. Еще одна проблема — зависает предохранительный клапан, в этом случае его разобрать и промыть.
- Трактор тормозит плохо. Проверить регулировки, подтянуть тросик, если это необходимо. Когда с тросом все в порядке, следует осмотреть тормозные диски и колодки, заменить изношенные элементы.
- Перегрев коробки передач либо моста. Часто причина в недостаточном уровне масла, его надо проверить и долить.
- Не работает стартер. Проверить, включена ли масса, осмотреть клеммы аккумулятора, почистить их, хорошо затянуть, измерить заряд. Убедиться, что топливо поступает в двигатель. Снять стартер для обслуживания и ремонта, если нет других причин неисправности.
Компоновка
Основу трактора составляют трансмиссия и силовая полурама. К ним крепят:
- ДВС;
- кабину;
- навесной инструмент;
- вспомогательное оборудование.
В передней части трактора расположен блок охлаждения — водяной и масляный радиаторы.
- Капот, закрывающий силовую часть, откидывается вперёд, открывая доступ ко всем узлам мотора.
- Герметичная кабина вмещает только механизатора, но оборудована отопителем и жёстким каркасом, защищающим водителя при переворачивании трактора.
- Комфортное сиденье водителя оснастили регуляторами положения в двух плоскостях.
Описание двигателя
- Для увеличения крутящего момента и мощности в системе впуска мотора применён турбонаддув.
- Кроме того, чтобы улучшить приёмистость и снизить содержание токсичных веществ в выхлопных газах, в конструкции предусмотрено промежуточное охлаждение поступающего в цилиндры воздуха.
- Для облегчения запуска мотора при отрицательных температурах в головке дизеля смонтированы свечи накаливания.
- Блок цилиндров сделан из сплошной чугунной отливки. В неё вертикально вставлены гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью.
Головка блока так же выполнена из чугуна. В ней сделаны полости, в которых:
- охлаждающая жидкость;
- масляные каналы;
- направляющие для клапанов;
- стойки для коромысел.
Навесное оборудование
Агрегатов много, некоторые из них продаются везде, другие нужно искать либо даже заказывать предварительно, так как дилеры не держат их в наличии. Подбирать оснастку так, чтобы при работе с ней двигатель техники не перегружался. Популярные виды навесного оборудования:
- Плуги. Чаще всего используют двух либо трехкорпусные варианты в зависимости от мощности мотора.
- Почвофрезы. Имеют разную ширину, крепятся на трехточечную навеску.
- Культиваторы и диски для обработки пашни.
- Картофелесажалки – для мини-тракторов применяют двухрядные варианты.
- Картофелекопалки, лучше всего подойдет модель под 1 ряд.
- Разбрасыватели удобрений.
- Сеялки, имеют разные конфигурации в зависимости от того, какую культуру нужно сеять.
- Косилки, могут быть ротационными либо сегментными, крепятся как сзади, так и сбоку.
- Отвалы для песка и снега.
- Снегоуборщики шнековые.
- Коммунальная оснастка: щетки, разбрасыватели песка, помпы и т.д.
- Прицепы, бывают классическими или с системой опрокидывания.
Совет!
Не нужно покупать сразу несколько элементов навесного оборудования. Его всегда можно приобрести отдельно.
При покупке оснастки обращать внимание на то, под какую технику она рассчитана. Не применять системы, которые сделаны для классических тракторов, они будут перегружать технику. Уточнять у продавца мини-трактора, какие варианты лучше использовать.
Обзор минитракторов Беларус МТЗ
Минитрактора Беларус МТЗ считаются уменьшенной копией полноценный тракторов, которые выполняют аналогичный спектр работ. Они предназначены для обработки участков средних размеров. Наиболее часто минитрактора применяются на садовых участках и фермерских угодьях.
Минитракторы Беларус МТЗ
Машины Беларусь имеют небольшой вес и малые габариты. Эти два фактора улучшают показатели маневренности и управления, благодаря чему можно выполнять узкопрофильные задачи на малых участках, где крупная техника не поместится.
Кабина оператора расположена максимально близко к земле. Это позволяет владельцам контролировать ход машины во время эксплуатации.
Модельный ряд мини тракторов белорусского бренда представлен в широком диапазоне. Каждая модель отличается техническими характеристиками и ценой. Давайте рассмотрим их более подробно.
Советы для владельцев мини-тракторов
Если соблюдать несколько простых рекомендаций, можно продлить срок службы техники, а также обеспечить ее работу без поломок и долгих простоев. Все рекомендации собраны их опыта владельцев небольших тракторов:
- Не превышать нагрузки на мотор и другие агрегаты. В инструкции есть допустимые показатели для навески, масса навесного оборудования и т.д.
- Смазывать все подвижные соединения. Проверять состояние пыльников, заменять их при повреждении.
- Готовить технику к зимнему простою и правильно обслуживать перед началом рабочего сезона.
- Ремонт серьезных поломок лучше поручить специалистам.
Не стоит применять навесное оборудование неизвестного происхождения. Если гидравлика с трудом поднимает какой-то агрегат, лучше поискать другой, который будет меньше перегружать ее. Заливать качественные масла, не экономить на этом.
Особенности применения
Минитрактор Беларусь 132Н имеет ломающуюся раму. Это придает ему дополнительную маневренность и позволяет развернуться на участке с площадью до 2,5 м.
При подсоединении навесного оборудования обязательно проверьте качество сцепки. Если навеска не до конца закреплена, то может пойти большая вибрация и выйти из строя детали Беларуса.
Устройство
Корпус минитрактора МТЗ 132Н изготовлен из высококачественных материалов, которые гарантируют долгий срок эксплуатации оборудования и защищают детали двигателя от влияния внешних негативных факторов.
Над покрышками установлены защитные крылья, которые оберегут оператора от пыли и грязи во время применения.
Для удобства проведения работ в вечернее время на Беларусе установлены фары.
Инструкция по эксплуатации
Этот документ должен обязательно изучаться новыми владельцами минитракторов МТЗ 132н. В нем приведены фото последовательности сборки, базовые сведения касательно характеристик устройства, схему его обслуживания и нюансов применения.
На форумах можно найти электронную версию инструкции по применению.
Обслуживание
Перед каждым выездом на Беларусе 132Н обязательно проверьте уровень моторного масла и топлива (при необходимости долейте, белорусский завод рекомендует 10W-40), убедитесь в отсутствии их утечек и посторонних шумов в работе двигателя, проверьте муфту сцепления и исправность тормозной системы, работу рулевого управления и освещения.
График выполнения остальные обслуживающих работ представлен в подразделе 7.2 инструкции по эксплуатации.
История предприятия
Днем рождения Минского тракторного завода (МТЗ) считается 29 мая 1946 года. Именно в это день в Совмине было подписано постановление №1142 «О строительстве Минского тракторного завода Министерства Сельскохозяйственного Машиностроения». Причем Устав МТЗ был подписан раньше — 11 марта 1946 года.
Первый КД-35 выпускался практически под открытым небом. За два года было собрано почти 2500 машин. С 1948 года предприятие стало изготавливать пусковые карбюраторные двигатели, а в начале 1950 г завод перешел на выпуск дизелей. Двигатели отправлялись на ЛТЗ (Липецкий тракторный завод).
15 августа МТЗ выпустил КТ-12. Модель первого в мире трелевочного газогенераторного трактора без кабины была разработана инженерами Кировского тракторного завода.
Конструкторский отдел МТЗ самостоятельно спроектировал МТЗ-1 и МТЗ-2 — трактора средней мощности. Это были первые модели с пневматическими шинами низкого давления.
История предприятия полна знаменательными событиями:
- 1958 год — трелевщик ТДТ-60 получил Гран-при на всемирной выставке, проходившей в Брюсселе. МТЗ-7, МТЗ-5 получили почетные дипломы.
- 1961 год — на ВДНХ завод удостоен Диплома I степени.
- 1962 год — безостановочный переход к производству МТЗ-50ПЛ.
- 1966 год — полноприводной МТЗ-52 получил золотую медаль в Лейпциге на Международной ярмарке.
- 1972 год — выпущен миллионный трактор. МТЗ-52А был подарен трактористке Куницкой Надежде Ивановне — Герою Социалистического Труда. 10 лет трактор без капитального ремонта проработал в колхозе, а затем был отдан в личное пользование труженице.
В настоящее время МТЗ входит в восьмерку крупнейших производителей тракторов, обеспечивающих более 96% объема мирового рынка этого вида техники. Причем почти 10% — это доля МТЗ.
Предприятие занимается не только разработкой, изготовлением колесных тракторов, запчастей. Оно также ведет активную деятельность более чем в 60 государствах, оказывая услуги по организации сервиса.
Плюсы и минусы
Продуманная конструкция трактора не оставила места недостаткам. Пользователи в один голос заявляют о положительных сторонах применения техники. Перечислим некоторых из них.
- Простота конструкции, высокая степень унификации.
- Низкие эксплуатационные расходы.
- Небольшие габариты.
- Низкое потребление горючего.
Но, несмотря на положительные отзывы есть у серии и минусы.
- При навешивании на заднюю сцепку тяжёлых инструментов смещается центр массы аппарата. Это влияет на продольную устойчивость и управляемость.
- Для стабилизации машины конструкторы предусмотрели утяжелители, навешиваемые на передний брус.
У механизаторов свои замечания:
- из-за небольшой мощности — низкая скорость обработки земельного участка;
- неудобная кабина;
- слабые вибро- и шумоизоляции.
Аналогичные модели и цены
При необходимости «сто второй» можно заменить предшественниками:
- МТЗ-100;
- МТЗ-80;
- МТЗ-82.
Оснащённость последних двух не уступает МТЗ-102, но мощности может не хватить.
Цена аппаратов зависит от состояния техники и комплектации:
- модели б/у в возрасте 15-20 лет стоят 400-450 тыс. руб.;
- более новые — 600-650 тыс. руб.
Хотя тракторы МТЗ-102 уже сняты с производства, модели, сошедшие с конвейера, достойно трудятся на полях частных фермерских хозяйств и аграрных холдингах.
Обусловлено это:
- выносливостью техники;
- ремонтопригодностью;
- запасом прочности, заложенным конструкторами.
Наиболее популярные модели техники
На текущий момент выпускаемая Минским тракторным включает в себя множество моделей, лишь часть из которых широко применяется на территории РФ. В частности, модельный ряд данной техники включает в себя следующие машины:
- «Беларус» 320.4 — колесный универсальный трактор. Применяется в строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, промышленной и других отраслях. Оснащен 3-цилиндровой 36-сильной силовой установкой и МКПП, а также универсальной раздельно-агрегатной гидронавесной системой.
- Модификация 321 — минитрактор «Беларус» на колесах, полноприводная модификация модели 320. Применяется в аналогичных сферах, имея при этом сниженный вес и меньшую колею колес.
- «Беларус» 311 — универсальная колесная модель, используемая в строительстве, сельском хозяйстве и коммунальными службами. Оснащена мотором мощностью 30 л. с. и механической трансмиссией.
- «Беларус» 921 — модель повышенной мощности, оснащенная 4-цилиндровым дизелем Д-245, способным выдать до 95 л. с. Имеет грузоподъемность 3600 кг, предназначена для применения в сельском хозяйстве в сочетании с различным прицепным и навесным оборудованием.
- Трактор 82.1 — универсальная модель спецтехники повышенной проходимости, колесная формула — 4×4. Оснащен двигательной установкой Д-243 мощностью 81 л. с. и механической КПП. Может использоваться в различных сельскохозяйственных сферах, а также применяться как погрузчик или буксир для тяжелого транспорта.
- «Беларус» 2022.3 оснащается 200-сильным турбированным двигателем Д-260 4S2 с интеркулером, а также собственной оригинальной КПП. Гидравлическая система аналогична Bosch, используемой в версии 1523. 2022 является первой моделью трактора «Беларус», базовая комплектация которой включает кондиционер. Кроме того, машина получила сдвоенную конструкцию задних колес.
- Модификация 3522 — самый мощный трактор «Беларус», оснащенный силовой установкой Deutz 2013L06-4L, способной выдать 355 л. с. и укомплектованной турбиной и интеркулером. Трансмиссия 24×12 имеет встроенный уменьшитель хода, характерный для серии 3000. Кабина оснащена кондиционером. Базовая комплектация машины предусматривает расположенные спереди ВОМ и навесное устройство.
Стоит отметить, что некоторые модификации реализуются только в России, другие поставляются исключительно в Европу. Так, существуют вариации моделей 1523.4 и 2022.4, оснащенных моторами Минского моторного завода Д-260S4, получившими обновленную систему топливного впрыска Common Rail, снижающую расход ГСМ. Эти модификации в РФ почти не поставляются, а их выпуск осуществлялся лишь очень малыми партиями.
https://www.youtube.com/watch?v=rosvYAkweKM