Двигатель ямз 534 устройство технические характеристики

Новые турбодизели ЯМЗ: завидуй, Европа

Когда-то ЯАЗ, позже переименованный в ЯМЗ, начинался с одной площадки в Ярославле, а теперь их две. И еще одна — на нынешней окраине, за Волгой, как говорят местные. Там в 2013 году открыли новый завод по выпуску моторов ЯМЗ‑530. Это самое современное производство турбодизелей не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе.
Кроме «четверок» ЯМЗ‑534 и «шестерок» ЯМЗ‑536 с осени 2015 года здесь выпускают дизели Mercedes-Benz OM 646 для автобусов Sprinter Classic, которые собирают на Горьковском автозаводе. На ЯМЗ полностью обрабатывают блок со сверловкой всех отверстий, расточкой и хонингованием. Обрабатывают и шлифуют коленвалы. Такое доверие немцев дорогого стоит.

Всё свое

На ГАЗе освоили литье сложнейших деталей ЯМЗ‑530 — блока и головки. Литейка в Нижнем — самая современная. Механическую обработку в Ярославле наладили еще раньше, и поначалу отливки были импортные — с германского предприятия Fritz Winter. Это поставщик многих заводов, где производят автомобили BMW, Mercedes-Benz, Volvo и другие.

Поршневая группа поставляется или из Костромы, с Мотордетали, где используют технологии и материалы фирмы Kolbenschmidt, или из Набережных Челнов, с завода Federal-Mogul. Заготовки коленвалов поставляет КАМАЗ. А на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) освоили выпуск ТНВД модульной конструкции! Раньше вся топливная система была фирмы Bosch.

Статья в тему: Газель полный привод отзывы владельцев

Электронный блок управления — московской фирмы ИТЕЛМА. Турбокомпрессоры делает НПО «Турботехника» в подмосковном Протвине. С отечественной топливной аппаратурой не только добились уровня Евро‑5, но и работают над соответствием нормам Евро‑6.

Российские компоненты позволяют создавать более мощные модификации дизелей. Если прежде у ЯМЗ‑534 (4,43 л) предел мощности составлял 190 л.с., то теперь есть 210‑сильный двигатель, которым планируют оснащать седельный тягач Газон Next и другие автомобили.

У шестицилиндрового ЯМЗ‑536 (6,65 л) был предел 312 л.с., а будет 330 л.с. (Евро‑5). Планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7,0 л рабочего объема при том же диаметре поршней; мощность — от 330 до 370 л.с. В число основных заказчиков войдут МАЗ и Урал — тем более что на основе моделей Урал М и Урал Next предполагается начать выпуск грузовиков дорожной гаммы.

Цилиндры веером

Ветеран на конвейере — семейство V6/V8: эти двигатели выпускаются 55 лет! Помнится, специалисты ЯМЗ говорили, что V‑образные моторы не будут доводить даже до уровня Евро‑4 и постепенно свернут производство. Среди причин называли бóльшую, чем у рядных «шестерок», массу и относительно невысокую литровую мощность. Но с начала 2013 года эти моторы выпускают в исполнении Евро‑3, Евро‑4, а теперь и Евро‑5. И на каждую версию есть свой потребитель.

На основе мотора V8 ЯМЗ‑6585 (14,86 л, 420 л.с.) уже сделали 500‑сильный вариант. А вот крутящий момент подрос незначительно — с 1766 до 2000 Н·м: слишком большой момент не нужен, иначе возникнут проблемы с трансмиссией. Прирост мощности получен благодаря иным фазам газораспределения и совместной настройке системы common rail и турбокомпрессора.

В моторе по-прежнему остались общие головки блока с двумя клапанами на цилиндр. У 500‑сильной версии изменена система смазки, используется принудительное охлаждение поршня маслом через особую галерею в нирезистовой вставке. Сами поршни — более сложной конструкции. Применен водомасляный теплообменник увеличенной эффективности.

Статья в тему: Рено меган автомат отзывы владельцев

Аппаратура common rail произведена на ЯЗДА, но есть и импортные компоненты. На «восьмерке» электронный блок управления и программное обеспечение — разработки питерской компании АБИТ, а производство ЭБУ освоено на старооскольском заводе СОАТЭ. Электронно-управляемые топливные форсунки делают в Барнауле. Для соответствия требованиям Евро‑4 применили технологию селективного каталитического восстановления SCR с AdBlue. Мотор V8 под Евро‑5 тоже оснащен SCR, но имеет оригинальные настройки, а соответствие нормам Евро‑3 достигается без применения мочевины.

Уроки французского

На стадии завершения находится работа над опытной партией рядных «шестерок» ЯМЗ‑770/ЯМЗ‑780 объемом 12,43 л. Конструктивно они близки к ЯМЗ‑650 (он же Renault dCi11 объемом 11,12 л). Есть турбонаддув, интеркулер, ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр. Диапазон мощности — от 500 до 850 и даже до 1000 сил! Крутящий момент — от 3000 до 3700 Н·м. У новых моторов полностью оригинальные блок цилиндров, головка блока, коленвал.

Степень локализации доходит до 90%. Причем по габаритам новый дизель сопоставим с ЯМЗ‑650, поэтому при обработке деталей для ЯМЗ‑770/ЯМЗ‑780 можно использовать уже имеющееся оборудование и обрабатывающие линии. Всё это позволит быстрее запустить ярославскую новинку в серию.

Особенности эксплуатации мотора

Эксплуатация двигателя ЯМЗ-534 с мощностью до 158 кВт будет максимально эффективной. Это достигается наличием универсальной топливной системы аккумуляторного типа. Она дополнительно оборудуется блоком управления, который подает точное количество топлива в систему, в зависимости от потребностей автотранспорта. Это позволяет снизить расход горючего при максимальной мощности и повысить коэффициент полезного действия.


Дизель ЯМЗ-534

Экологичность ЯМЗ-534 достигается наличием системы рециркуляции отработанных газообразных веществ. В составе конструкции двигателя присутствует специальный нейтрализатор, который для удобства эксплуатации снабжен сменным фильтром.

Даже при работе мотора ЯМЗ-534 на максимальных мощностях его прогнозируемый ресурс работы без капитального ремонта составляет 0,7-1 млн км. При этом производитель двигателя рекомендует каждые 30 тыс. км производить техническое обслуживание агрегата.

Двигатель ямз 534 отзывы владельцев

Третья модификация оснащена уже не китайским мотором, а новейшим дизелем ЯМЗ-534 из Ярославля. Он разработан совместно с австрийской фирмой AVL, оснащен впрыском common rail фирмы Bosch, рециркуляцией выхлопных газов и отвечает нормам Euro 4. Мотор будущего! И хотя вариант, адаптированный для ПАЗа, проигрывает «китайцу» в «лошадях» (150 л.с. против 185 л.с.), крутящий момент тут выше — 580 Нм против 550 Нм.

А как ездит «рессорный» ПАЗ с ЯМЗ? Задняя подвеска ведет себя примерно так же, как на обычных «пазиках»: жесткая, потряхивает. В общем, на разбитых дорогах задним пассажирам будет не до сна. Зато рессоры не в пример надежнее «пневматики». «Водители привыкли на рессорных «пазиках» с ходу проходить неровности и перескакивать через рельсы, — говорят разработчики, — а пневматика такого не прощает».

Статья в тему: Suzuki grand vitara 2010 отзывы владельцев

Очень хороша новая шумоизоляция моторного отсека: небо и земля по сравнению с машинами первых выпусков! Да и сам по себе дизель тихий: «китаец» работает даже более шумно.

А вот нарекания к поведению машины остались теми же, что и прежде. Рулевое управление неинформативное (если на ходу «качнуть» рулем вправо-влево, автобус даже не думает реагировать), привод КПП — словно резиновый, тугой и с очень близко расположенными передачами.

Что касается самого двигателя, то он уверенно разгоняет машину с пассажирами, но примерно при 80 км/ч автобус напрочь теряет прыть. Впрочем, заявленная «максималка» в 100 км/ч здесь все равно выше, нежели у вариантов с китайским и тем более заволжским моторами.

Вот только судьба нового ярославского дизеля — под большим вопросом. Еще недавно Группа ГАЗ сообщала о том, что серийное производство дизелей семейства ЯМЗ-530 начнется в 2011 году, а на перспективном предприятии по их выпуску будет создано 1500 рабочих мест. Но аккурат за день до демонстрации автобуса с новым двигателем государственная корпорация Ростехнологии заблокировала кредит Внешэкономбанка на 5,8 млрд рублей для этого проекта! А раз нет денег, то не будет и моторов в запланированные сроки. Газовцы назвали происшедшее «конфликтом интересов»: ростехнологиям принадлежит контрольный пакет акций КАМАЗа, а тот сейчас разворачивает производство китайских дизелей Cummins среднего класса. Раз так — долой ярославских конкурентов с рынка! При том, что ЯМЗ-530 — первый и, на наш взгляд, очень удачный российский агрегат такого класса. Но даже если его производство удастся наладить, «пазик» с таким мотором будет лишь незначительно дешевле нынешнего с китайским двигателем. Эх.

Пока же судьба показанных модификаций такова: экземпляр с ЯМЗ готовится к сертификации, газовая машина — экспериментальная, зато уже выпускается первая партия длиннобазных автобусов.

Статья в тему: Рено каптур отзывы владельцев 2016

Модификации мотора

Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 мощностью 100-158 кВт имеет огромное количество модификаций, что объясняется его универсальностью и надежностью. В их перечень относят:

  • Считается базовой модификацией, которая применяется для большинства грузовых машин, тягачей, автопоездов, самосвалов;
  • Разработан преимущественно для автомобилей УРАЛ и для автопоездов, работающих на их базе;
  • Используется для различной техники МАЗ разного функционального назначения;
  • 5341/10. Применяется для автобусов ПАЗ-320412, полная масса которых не превышает 11 т;
  • Данный силовой агрегат, модификация ЯМЗ-534, применяется для многих автобусов ПАЗ с грузоподъемностью до 11 т;
  • Популярная модель, идеально подходящая для автобусов марки ПАЗ-32053;
  • 5344-10. Востребованная модификация для грузовых автомобилей ГАЗ, имеющих среднюю тоннажность;
  • Используется для среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ, отличающихся повышенной проходимостью;
  • 534/CNG. Является самой новой моделью, выпущенной в производство несколько лет назад, которая только внедряется на рынок.

Характеристики ЯМЗ-534

Производство«Автодизель» Ярославский моторный завод
Марка двигателя534
Годы выпуска2012-н.в.
Материал блока цилиндровчугун
Тип двигателядизельный
Конфигурациярядный
Количество цилиндров4
Клапанов на цилиндр4
Ход поршня, мм128
Диаметр цилиндра, мм105
Степень сжатия17.5
Объем двигателя, куб.см4430
Мощность двигателя, л.с./об.мин136/2300 150/2300 160/2200 170/2300 180/1900 190/2300 200/2200 240/2600
Крутящий момент, Нм/об.мин422/1200-2100 590/1300-1600 670/1300-1600 670/1200-1600 750/1300-1600 710/1200-1600 790/1300-1600 784/1400-1700
Экологические нормыЕвро 4 Евро 5
ТурбокомпрессорТКР 50.09.14 ТКР 50.09.16 ТКР 60.02.02 ТКР 80-04
Вес двигателя, кг500
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для ГАЗон Next)13.6
Расход масла, % к расходу топлива, до0.1 0.2 (5342, 5344, 5345)
Масло в двигатель5W-40 10W-40 15W-40
Сколько масла в двигателе, л13.5
Замена масла проводится, км15000 (1-й раз) 30000
Размеры, мм: — длина — ширина — высота886 708 970
Ресурс двигателя, км — по данным завода (автобус/автомобили) — на практике600 000/1 000 000 —
Тюнинг, л.с. — потенциал — без потери ресурса300+ —
Двигатель устанавливалсяГАЗ-3309, Садко, Вектор Next, Садко Next ГАЗон Next К-708.4 МЗКТ-5002 Аэроход А25 ЛиАЗ-4292 КАВЗ-4235, 4270 ПАЗ-3204, 3205, 4234, 3337 Вектор 8.8 RM-Terex TG 140, TX 210 ЗЗГТ-3344 Nova S300 Катера КС-131М, 110-52

Устройство агрегата

ЯМЗ-5344 выплавляется из чугуна, коленвал стальной. Цилиндры образуют монолитный блок с общей головкой с впускным воздушным коллектором. Конструкция основных подсистем следующая:

  1. ШПГ состоит из целикового поршня, 3-х поршневых колец, стального пальца, шатуна двутаврового сечения, вкладышей и форсунки. Форсунка располагается на нижней головке шатуна.
  2. Охлаждение. В «лицевой» части располагаются агрегаты охлаждения, которые работают от ременного привода. Охлаждающая система – жидкостная, в сервисный модуль монтирован насос водяной, центробежный и вентилятор осевого типа с муфтой включения.
  3. Фильтрация топлива производится двумя топливными фильтрами (грубой и тонкой очистки) производства «MANN+HUMMEL».
  4. Устройство газораспределения – верхнеклапанное, распредвал располагается снизу.
  5. Смазка осуществляется посредством всасывания масляным насосом масла из картера и подачи в систему через жидкостно-масляный теплообменник и фильтр. Добраться насоса можно только предварительно сняв картер маховика.
  6. Впрыск горючего координируется ЭБУ. Форсунка – закрытого типа. Включает распылитель, подъем иглы гидроуправляемый, клапан подачи горючего — электромагнитный.

Обязательно почитайте: Как правильно собрать фрезы на мотоблок

Агрегат оснащен турбокомпрессором, применяющим силу выхлопа для наддува.

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-534


Серия двигателей ЯМЗ-530 начала выпускаться в 2012 году и состояла из 6-ти цилиндрового ЯМЗ-536 и 4-х цилиндрового ЯМЗ-534, о последнем здесь и поговорим. Это полная копия 536-го, но без 2-х цилиндров. Здесь стоит чугунный рядный блок цилиндров с маслофорсунками и с чугунными мокрыми гильзами. Коленвал с шейками 88 мм и с шатунными шейками 76 мм имеет ход поршня 128 мм. На 534-м стоят шатуны из стали и поршни 105 мм. В итоге мы имеем рабочий объем 4.4 литра.
Статья в тему: Cadillac srx 2014 отзывы владельцев

Накрыт мотор головкой с 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Размер клапанов (впуск/выпуск): 36/34 мм. Это нижневальный мотор и распредвал стоит в блоке. Регулировать клапаны нужно по необходимости, проверять эту необходимость нужно каждые 30 тыс. км. Зазоры клапанов (впуск/выпуск): 0.3-0.4/0.4-0.5 мм.

Здесь применен впрыск Common rail и ТНВД Bosch СР3.3 NH, а давление впрыска 1800 бар. Версии под Евро-5 оснащаются насосом ЯЗДА 531, давление увеличено до 2000 бар, а турбина заменена на Holset HE200VG. Давление масла на прогретом движке находится в пределах 4.1-5.6 кгс/см 2 . Этот турбодизель оснащается турбиной ТКР 60.02.02 (BorgWarner S200G) или ТКР 50.09.14 (BorgWarner S100G).

Управляет мотором ЭБУ Bosch EDC7 UC31, а модификации под Евро-5 получили блоки Bosch EDC17 CV44 и Абит М240.

Модификации ЯМЗ 534 и их отличия

1. ЯМЗ-5340 — первая модель на 190 л.с. при 2300 об/мин, момент 710 Нм при 1200-1600 об/мин. Эта версия отвечает нормам Евро-4 и оснащается турбиной ТКР 60.02.02. — ЯМЗ-53402 — модель под нормы 96-02 для ЗЗГТ-3344. — ЯМЗ-53403 — модель под Евро-5 для ЛиАЗ-4292 и КАВЗ-4270. Мощность увеличена до 210 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 780 Нм при 1200-1600 об/мин. Двигатель оснащается EOBD, турбиной Holset HE200VG, насосом ЯЗДА 531, имеет увеличенное давление впрыска (2000 бар), ЭБУ М240. — ЯМЗ-53405 — комбайновый мотор на 200 л.с. — ЯМЗ-53406 — дизель для различной строительной техники на 190 л.с. 2. ЯМЗ-5341 — тот же 5340, но прошит на 170 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 670 Нм при 1200-1600 об/мин. Стоит на ПАЗ-3204. — ЯМЗ-53411 — аналог 5341 с OBD вместо EOBD. Устанавливается на Вектор 8.8 и ПАЗ-3204. — ЯМЗ-53412 — модификация под 96-02 для катеров КС-131М и 110-52. — ЯМЗ-53414 — CNG-версия 5341 для КАВЗ-4235 и ПАЗ-3204. — ЯМЗ-53415 — тракторная версия на 190 л.с. для К-708.4 под нормы 96-02. — ЯМЗ-53416 — дизель на 180 л.с. для строительной техники RM-Terex TG 140 и TX 210. Экологический класс 4 (96-02). — ЯМЗ-53418 — еще одна версия под 96-02 для погрузчиков на 137 л.с. при 2100 об/мин, момент 710 Нм при 1300-1600 об/мин. 3. ЯМЗ-5342 — версия 5340 с турбиной ТКР 50.09.14. Эта силовая установка развивает 150 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 590 Нм при 1300-1600 об/мин. Ставят его на ПАЗ-4234, 3337. — ЯМЗ-53421 — тот же 5342 где EOBD заменен на OBD. — ЯМЗ-53423 — аналог 53403 с турбокомпрессором ТКР 50.09.16, который позволяет развить 170 л.с. при 2300 об/мин, момент 664 Нм при 1200-1600 об/мин. Устанавливают двс на ПАЗ-3204, 3205, 4234. — ЯМЗ-53424 — версия, работающая на газе. Стоит в автомобилях ПАЗ-3204, 3205, 4234. — ЯМЗ-53425 — комбайновая модель под экологический класс 4 (нормы 96-02), мощность 180 л.с. при 2200 об/мин, момент 690 Нм при 1300-1600 об/мин. Стоит на Nova S300. 4. ЯМЗ-5344 — аналог 5342 с прошивкой на 136 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 422 Нм при 1200-2100 об/мин. Встречается на ПАЗ-3205 и ГАЗ-3309. — ЯМЗ-53441 — версия на 150 л.с. для ГАЗон Next под Евро-4. — ЯМЗ-53442 — аналог 5344 под нормы 96-02 для ГАЗ Садко. — ЯМЗ-53443 — такой же 53423, но со сниженной до 150 л.с. мощностью. Стоит под капотом ГАЗон Next, Вектор Next и Садко Next. — ЯМЗ-53444 — газовый мотор на базе 5344 для ГАЗон Next. 5. ЯМЗ-5345 — дизель на базе ЯМЗ-5340, но без EGR, с турбиной ТКР 80-04 и со своей прошивкой. Это позволило получить 240 л.с. при 2600 об/мин и момент 784 Нм при 1400-1700 об/мин. Такие моторы отвечают 4-му экологическому классу (правила 96-02). Устанавливается на МЗКТ-5002 и Аэроход А25. — ЯМЗ-53452 — аналог 5345 с мощностью 215 л.с. при 2600 об/мин и с моментом 735 Нм при 1400-1700 об/мин. Встречается на МЗКТ-5002. — ЯМЗ-53455 — комбайновая версия на 160 л.с. для Nova S300. 6. ЯМЗ-5346 — версия 5340 для КАВЗ-4235. Мотор развивает 170 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 590 Нм при 1300-1600 об/мин. 7. ЯМЗ-5348 — версия для дизель-генераторов.

Статья в тему: Toyota auris отзывы владельцев

Неисправности ЯМЗ-534

Это полное подобие ЯМЗ-536 и их проблемы одинаковые. Вот здесь можно узнать больше о проблемах серии ЯМЗ-530.

Номер двигателя ЯМЗ-534

Ищите номер мотора на блоке рядом с генератором.

Сфера применения указанных силовых агрегатов

ЯМЗ-534, разработанный с использованием дизельных двигателей ЯМЗ-530 средней мощности, отличается универсальностью. Поэтому он нашел широкую сферу применения в составе различной специализированной техники. Этот двигатель эффективно выполняет поставленные функции при его установке на машины грузоподъемностью до 12 т. Часто их используют в составе автопоездов, имеющих массу до 21 тонны.


Дизельные двигатели ЯМЗ-530

Силовой агрегат ЯМЗ-534 может применяться для автомобильного транспорта с четырьмя или шестью колесами, где два или четыре из них являются ведущими. При создании данного двигателя планировалось, что он будет устанавливаться на следующую специализированную технику:

  • грузовой транспорт МАЗ;
  • автомобили ГАЗ;
  • ГАЗонNext;
  • Урал (предпочтительней модели нового образца);
  • автобусы ПАЗ, имеющие небольшую или среднюю вместительность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]