Навесное устройство является универсальным оборудованием для соединения трактора с машинами навесного, полунавесного и прицепного типа в рабочем и транспортном положениях. Приспособление является механической частью гидронавесной системы трактора состоящее из системы шарнирно сочленённых деталей, объединённых в конструкцию, обеспечивающее надёжное соединение и заданное положение рабочих органов используемых устройств и машин. Трактора МТЗ штатно оборудованы задней навеской, дополнительно машины могут быть оборудованы передней навеской для размещения навесного оборудования спереди. Технические характеристики навески МТЗ 80(82) соответствуют грузоподъёмности не менее 3,2 тонн.
Навеска МТЗ с тягово-сцепным устройством
Устройство задней навески
Конструкция крепится к задней стенки корпуса заднего моста трактора. Верхний поворотный вал навески размещён своей осью в цилиндрических опорах кронштейна, который прикреплён болтами к верхнему краю задней стенки картера моста. Центральная часть вала шлицевым соединением взаимодействует через рычаг 7 с силовым гидроцилиндром 6, обеспечивающим подъём и опускание. С левой и правой стороны на валу установлены подъёмные рычаги 5, связанные с соответствующими левым и правым, вертикально размещёнными, регулируемыми по длине раскосами 3 и 9. Раскосы соединены с нижними продольными планками 4 и 10.
Устройство задней навески МТЗ 80
Соединение осуществляется шарнирно пальцами через вилки 2. Своими передними концами продольные левая и правая нижние планки крепятся на края оси, установленной в нижней части картера заднего моста. Задние концы оборудованы сферическими шарнирами 1 для удобного соединения с прицепными устройствами присоединяемых машин. Дополнительно нижние планки оборудованы регулируемыми по длине стяжками 12. Для обеспечения присоединения навесных устройств и машин в конструкцию входит центральная верхняя регулируемая по длине тяга 8 с соединительными шаровыми шарнирами на концах. Передней своей частью соединена с кронштейном позиционного регулятора, задняя часть крепится к навешиваемому устройству. В штатной комплектации к задним концам нижних планок шарнирно присоединяется поперечная планка 13 с буксировочной серьгой с фиксирующим пальцем для присоединения прицепных устройств машин и транспортных средств.
Учитывая расположение точек присоединения нижних продольных планок к корпусу моста, задняя навеска МТЗ имеет трёхточечную схему, что обеспечивает достаточно жёсткое крепление на трактор без поперечного перемещения навесного оборудования. Такое соединение предусматривает обязательное выглубление рабочих почвообрабатывающих органов навесной машины при поворотах агрегата.
Трех и двух точечные схемы навесок
Описание и характеристики
Цилиндр навески МТЗ 82 является важнейшей составляющей конструкции рабочего механизма, используется для удержания его в определенном положении, подъема, опускания, выполнения различных задач. Подобный элемент используется для корректной работы навесного оборудования, а также приспособлений прицепного типа. Подобного рода элемент имеет идентификационный номер ц-100х200-3, что позволяет без труда найти его по каталогу запчастей. Среди характеристик подобного изделия целесообразно отметить:
- масса — 22 кг;
- номинальное/максимальное давление — 16/20 МПа;
- диаметр рабочего цилиндра — 10 см;
- поршневой ход — 20 см;
- шток — 4 см;
- скорость работы номинальная/максимальная — 0,15-1 м/с.
Необходимо упомянуть, что цилиндрический элемент данного типа обладает широкой сферой применения, используется в популярных моделях тракторов МТЗ 50, 80, 82, а также ЮМЗ-6, что делает комплектующие взаимозаменяемыми. Модель гидроцилиндра относится к поршневому типу, обладает двусторонним принципом работы. При этом она изготовлена по устаревшему образцу, который на текущий момент практически не используется в новой технике. Он именуется основным, поскольку используется для выполнения большинства задач.
Помимо вышеупомянутого цилиндра, в конструкции изделия присутствует еще 2 аналогичных элемента с диаметром 7,5 см. Подобного рода изделия именуется выносными, поскольку они смонтированы на корпусе агрегата, а связь с основной гидравлической системой осуществляется посредством специальных трубопроводов и шлангов.
Устройство
Необходимо отметить, что все установленные в конструкции трактора цилиндры полностью идентичны друг другу по своему принципу работы и техническому устройству, а основным их отличием является размер деталей. Изучая устройство основного гидроцилиндра целесообразно выделить сразу несколько ключевых элементов его конструкции. Среди них:
- корпус;
- задняя и передняя крышки;
- полость и вилка штока;
- маслопровод;
- поршень и шток;
- кронштейн крепления гидроцилиндра МТЗ 82, шпильки и клапаны.
Внутреннее устройство изделия заслуживает более подробного рассмотрения. Корпус представляется специальной трубой, внутренняя часть которой была подвергнута обработке. Он уплотнен посредством колец, которые находятся в соответствующих полостях задней и передней крышки. Шпильки, предусмотренные конструкцией, используются для надежного соединения подобных элементов с корпусом, а на конце задней крышки расположена вилка. Важно помнить о том, что в цилиндрах диаметром 7,5 см в качестве материала изготовления крышки используется чугун, а у основного гидроцилиндра — высокопрочная сталь. Масло, необходимые для работы механизма, поступает через соответствующее отверстие, расположенное в передней крышке. Цилиндр трактора МТЗ сооружен таким образом, чтобы при втягивании штока осуществлялся подъем навесного оборудования. Находящийся в крайнем положении упор не создает помех для хода штока, но способствует перемещению клапана в специальное место на крышке изделия.
При желании владелец тракторной техники от МТЗ может отрегулировать ход штока. Это позволит использовать агрегат при работе с оборудованием, предусматривающим необходимость наличия ограничений при подъеме навесного механизма. Подобные манипуляции могут потребоваться при использовании приспособлений, работающих с подключением к заднему валу отбора мощности.
Регулировки
Положение навесной машины настраивают, изменяя длину раскосов 3,9 и верхней центральной тяги 8. Раскосами настраивается поперечное расположение навесного оборудования. Стандартно левый раскос не регулируют, настройку производят изменением длины правого раскоса, оборудованного рукояткой 15 для удобного вращения винта. Положение машины в продольном положении, относительно горизонта регулируют, изменяя длину верхней центральной тяги.
Натяжением стяжек, связанных с продольными нижними тягами и корпусом трактора настраивается поперечное перемещение навесного оборудования относительно оси движения трактора. Прослабленные стяжки дают возможность небольшого перемещения. Для обеспечения жёсткого положения машины, например, для осуществления междурядной обработки культур или в процессе посева навесной сеялкой, стяжки максимально натягиваются, исключая поперечное раскачивание.
Для удобного регулирования длинны и натяжения резьбовые пары винтов и стяжек имеют левую и правую резьбы. Фиксация стяжек осуществляется контрольными гайками.
Увеличение грузоподъёмности достигается монтажом дополнительных пальцев на соединении вилок раскосов и продольных планок в дополнительные отверстия расположены ближе к задним крепёжным шарнирам. При этом вилки должны быть повёрнуты пазами вперёд, чтобы вилки не воздействовали на пальцы, соединяющие концы нижних продольных тяг. Для обеспечения надёжности крепления соединений в сочленениях навески нужно использовать штатные фиксирующиеся пальцы и шплинтующиеся гайки стяжных болтов конструкции.
Устранение неисправностей
Основные неполадки заключаются в износе шарнирных соединений раскосов и планок, а также в шлицевых соединениях поворотного вала и рычагов подъёма. Увеличенные зазоры не позволяют зафиксировать конструкцию в нужном положении, усложняют процесс регулировки при настройке глубины обработки и точности хода рабочих органов, навешиваемых сельхоз. машин. Устранение увеличенных люфтов в сочленениях достигается заменой изношенных деталей. В отдельных случаях применяют наварку и последующую слесарную обработку изношенных поверхностей до нужных размеров.
Обслуживание конструкции заключается в смазке поворотного вала через штатные маслёнки, в контроле целостности деталей, а также в регулярной проверке надёжности шарнирных и резьбовых соединений.
Причины опускания навески
Причиной являются неполадки в работе гидросистемы трактора. Кроме обычной течи масла из системы одной из основных причин есть износ уплотнителей поршня и штока силового цилиндра навески. Выработка в уплотнениях узла позволяет перетекать маслу из полости подъёма в полость опускания и шток цилиндра изменяет своё положение опуская навеску. Второй причиной опускания являются неполадки в работе гидрораспределителя в результате попадания мусора или общего загрязнения. Если промывка не устраняет причину — узел отправляют в ремонт.
Особенности ремонта гидроцилиндра МТЗ 82
Для осуществления ремонта гидроцилиндра демонтаж узла можно осуществить двумя способами: при снятии правого колеса и правого топливного бака или через кабину при снятии водительского сидения через люк под ним.
Осуществив разборку важно провести дефектацию деталей узла. Особое внимание нужно обратить на выработку и состояние рабочей поверхности цилиндра и на степень износа штока. Не допускается эксплуатация цилиндра, на рабочей поверхности которого выявлены раковины, задиры или участки с неравномерным износом. При выявлении выработки цилиндрической поверхности штока больше 0,1-0,2 мм — деталь заменяют новой. Так же замена штока или его корректировка осуществляется при выявлении прогиба детали более 0,1 мм. Не допускается нарушения резьбы в монтажных отверстиях деталей узла и элементах соединения цилиндра с магистралью гидросистемы. Все уплотнительные элементы узла при осуществлении ремонта рекомендуется заменить новыми.
Автоматическая сцепка СА 1 (Треугольник)
Приспособление для автоматического навешивания машин на МТЗ 80(82) «Автосцепка СА 1» ( так называемый — «треугольник»), присоединяется тремя точками к навеске — двумя шарнирами концов нижних продольных планок и центральной тяги. Контактная соединительная часть СА 1 выполнена из металлического профиля в форме треугольника. Фиксация осуществляется пружинным замком с защёлкой. При навешивании треугольник входит своим профилем во внутренний профиль треугольника навешиваемой машины. Верхним направляющим углом 8 устройство при соединении совмещает отверстие наружного треугольника с подпружиненной защёлкой 4 треугольника на тракторе. При совпадении защёлка закрывается в автоматическом режиме под действием пружины. Для отсоединения навешенного устройства отжимают рычаг фиксатора 9 и выводят треугольник 3 из зацепления опусканием навески. Привод рычага управления замком сцепного устройства выводят с помощью троса 10 к месту водителя для обеспечения работы без посторонней помощи.
Автосцепка СА 1 на навеске МТЗ 80
Устройство СА 1 является универсальным и применяется в навесных системах тракторов разных марок.
Навеска МТЗ 82(80) имеет аналогичную конструкцию всех колёсных тракторов семейства МТЗ и универсально-пропашных машин марок ЮМЗ -6, Т-40, Т-25. Дополнительно навеска современных тракторов может оснащается тягово-сцепным устройством лифтового типа, а также прицепными устройствами различных конструкций. Гусеничные трактора оборудованы усиленной навеской с возможностью двух и трёх точечного соединения навески с трактором.
Гидроцилиндр ЦС100-200-3, Навеска МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, ГЦ100.40х200.01
Гидроцилиндр навески задней МТЗ, ЮМЗ старого образца | |
Каталожный номер | Ц100х200-3, ГЦ100.40х200.01, Ц100-200-3, ЦС-100 |
Применение | задняя навеска трактора МТЗ-50, МТЗ-80, ЮМЗ-6, МТЗ-82 без ПВМ |
Назначение | для управления рабочими органами технологического оборудования тракторов |
Особенности | поршневой двустороннего действия, старого образца |
Вес | 22 кг |
Технические характеристики цилиндра Ц-100х200-3 (развернуть)
Давление номинальное, МПа | 16 |
Давление максимальное, МПа | 20 |
Диаметр цилиндра, мм | 100 |
Диаметр штока, мм | 40 |
Ход поршня, мм | 200 |
Скорость номинальная, м/с | 0,15 |
Скорость максимальная, м/с | 1,00 |
Гидромеханический КПД | 0,94 МТЗ-80 и принцип действия гидроцилиндра Ц100х200-3 навески МТЗ-80, ЮМЗ-6 |
Источник