Изделия, выпускаемые на Ярославском моторном заводе, пользуется большой популярностью среди известных мировых автопроизводителей, благодаря отличным техническим характеристикам и высокому качеству исполнения. Наряду с новыми моторами, входящими в линейку современных дизелей, двигатель ЯМЗ 536 начал производиться в 2012 году. ЯМЗ 536 – базовая конструкция для создания модификаций 536.10, 5361, 53625 и пр. Они отличаются регулировками и настройками электроники, топливной аппаратуры. Дизельные агрегаты семейства 236 – результат прогрессивных разработок коллектива завода.
Автомобили и тракторы с ЯМЗ 536
Шести цилиндровый ЯМЗ 536 выдался более мощным, экономичным, в расчёте на объём ДВС. Вследствие чего дизель быстро завоевал авторитет у многих производителей различной техники и устанавливался на грузовые автомобили: Урал, ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ, тракторы: Онежского, Алтайского, Вологодского, Челябинского, Липецкого, Владимирского тракторных заводов. А так же мотор применялся на автобусах средний и малой вместимости: Волжанин, ПАЗ, ЛиАЗ, КАВЗ, комбайнах: Красноярского, Ростсельмаш и Таганрогского заводов. Ещё ЯМЗ536 использовали в министерстве обороны для комплектации гусеничной и колёсной техники, на стационарных установках и других изделиях.
Эксплуатация и обслуживание двигателя
Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:
- Технические характеристики мотора.
- Принципы работы и основное устройство двигателя.
- Применяемые технологические материалы и жидкости.
- Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
- Требования по ТО и периодичность его проведения.
- Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
- Различную справочную информацию.
Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.
История создания ЯМЗ 536
Современный, четырехтактный, дизельный двигатель относится к линейке двигателей 530-го семейства Ярославского завода. Данное семейство представлено двумя основными моделями: ЯМЗ534 и 536. Эти моторы, некоторые специалисты считают обновлёнными моделями 204 и 206 двигателей Ярославского завода. Но это суждение крайне не верно. Старые двигателя — двухтактные, на смену им пришли четырёхтактные, V образные дизельные моторы в далёком 1962 году. Вскоре они полностью вытеснили с производства устаревшие, двухтактные моторы 204 и 206 моделей. В это время о 530 семействе дизелей, ещё даже ни кто не думал. Единственные, что есть общего между 536 и 206 моторами — это количество цилиндров, во всём остальном, это совершенно разные модели.
Семейство 530 двигателей на Автодизеле разрабатывалось с нового листа. А доработкой до мировых стандартов нового мотора занималась передовая во всём мире, австрийская инженерная и проектная корпорация AVL List. Участие в разработке нового мотора известной инженерной компании сопутствовало тому, что новый дизель стал соответствовать европейским стандартам экологической безопасности Евро 4, с возможностью доработки стандартов Евро 6.
Начиналась легендарная разработка семейства ЯМЗ 530, в далёком 1992 году. Тогда, три ведущих автомобилестроительных завода России: ЯМЗ, ГАЗ, ЗМЗ договорились о разработки нового дизельного, четырёхтактного мотора для средних автобусов ПАЗ и грузовиков ГАЗ.
Было принято решение вести проектные работы в городе Ярославле, а серийное производство решили запустить в Заволжье. Сначала хотели создать четырёх цилиндровый мотор, а затем на его базе, путём добавления двух цилиндров, спроектировать шести цилиндровый, современный дизельный мотор. Изначально, было принято решение использовать газораспределительный механизм у которого четыре клапана в каждом цилиндре и раздельные ГБЦ.
На первых разработках мотора использовался механический, рядный ТНВД, позже приняли решение в топливной системе использовать индивидуальные ТН высокого давления, размещались они внутри БЦ. Эти первые моторы оснастили турбиной и планировали применять для автобусов Горьковского и Павловского заводов. Предполагаемая максимальная мощность дизеля на границе 140 л., сил. Но этот мотор не довели до ума. Изменились потребности рынка. Для многоцелевого военного автомобиля ГАЗ 3937, созданного на базе БТР, потребовался двигатель, мощность которого не должна быть меньше 170 л., сил. Именно для этого автомобиля был создан первый дизельный ДВС нового поколения. Он получил маркировку ЯМЗ 460.
К 2001 году на основе этого ДВС были разработаны три дизельных версии: с тремя, четырьмя и шестью цилиндрами. Это были: трёх цилиндровый, с мощностью 110 л., сил, четырёх цилиндровый, мощностью 160 л., сил и герой нашего рассказа ЯМЗ 536. Все созданные моторы проходили лабораторные испытания на отечественных транспортных средствах. ЯМЗ 536 превзошёл все ожидания, он оказался серьёзным мотором с мощностью 240 л., сил. Его испытывали на автобусе ЛИАЗ и грузовике Урал.
В 2003 году русские инженеры обратились за аудитом технических данных новых дизельных моторов, к инженерам ведущий австрийской компании AVL List. Иностранные специалисты отметили высокий уровень новых моторов. А в 2005 г., в Ярославле была создана совместная конструкторская группа по доработки моторов ЯМЗ530 до мирового уровня. Группа работала в австрийском конструкторском центре, города Грац. А уже через год, в 2006 году, новый ЯМЗ 536, мощностью 312 л., сил проходил испытания. Сотрудничество с австрийскими специалистами позволили создать дизельный мотор, который соответствовал Евро 3 и Евро 4. Серийное производство предполагали начать в 2009 году, однако грянувший кризис, спутал все планы. Но всё плохое проходит, и благодаря кредиту Внешэкономбанка в мае 2010, строительство новых промышленных корпусов было возобновлено. А через год закончено, включая монтаж оборудования. В конце 2012 г., ЯМЗ536 вышел в серийное производство.
Об истории модели
Дизельные двигатели семейства «ЯMЗ-5З0» стали итогом сотрудничества Ярославского моторного завода с австрийскими специалистами. В результате которого в начале 2ООО-х годов были разработаны и созданы четырёх- («ЯМЗ-5З4») и шестицилиндровые («ЯМЗ-5З6») дизели, не уступающие современным зарубежным аналогам по показателям экономичности, шумности, экологичности. А также – их варианты, работающие на сжиженном газе.
К 2ОО9 году была выпущена опытная партия двигателей 5З0-го семейства для произведения стендовых и дорожных испытаний, завершалось строительство нового «завода в заводе» для выпуска именно этих современных двигателей. Открытие данного завода состоялось в конце 2О11 года, а с 2О12 года моторами «ЯMЗ-5З6» начали комплектовать новые автомобили и автобусы. Проектная мощность нового завода по производству двигателей «ЯMЗ-5З6» составляет 5О тысяч моторов в год.
Модификации силового агрегата ЯМЗ 536
За время производства было разработано большое множество аналогов и модификаций базового двигателя. Двигатель был приспособлен под разные виды техники, именно по этой причине появилось много версий 536 ДВС. Основное отличие всех версий ДВС, заключается в разном программном обеспечении ЭБУ, от чего изменялась настройка работы ТНВД.
Вот перечень основных модификаций:
ЯМЗ 536
Базовым силовым агрегатом считается ЯМЗ536. Его мощность, 2300 оборотов мин., составляет 312 л., сил, а момент при 1500 оборотов мин., равен 1226 Нм. Базовый мотор устанавливается на грузовой автомобиль МАЗ: 6312, 5363, 5550, 5440; Урал 6370. А так же его использовали на автобусах ЛиАЗ 6212, 5256, 6213. Базовый силовой агрегат соответствует параметрам экологической безопасности ЕВРО 4.
У базового движка имелось несколько аналогов:
- ЯМЗ-53601, близкая копия основного мотора, на ней использовалась система EOBD II. Данной версией комплектовались автомобили МАЗ: 5440, 6312, 5363, 5550, 6501; а так же автобусы ЛиАЗ: 6212, 5256, 6213;
- очередным аналогом базового двигателя является ЯМЗ-53602, здесь отсутствует клапан, рециркулирующий отработанные газы, здесь изменили конструкцию выпускного тракта и изменили настройку ЭБУ. Данный аналог базового мотора соответствует 4-му экологическому классу по правилам 96-02. ЯМЗ-53602 используется на грузовиках Урал-NEXT: 4420, 4320, 5557; на катерах: КС 951, 162, 165, 950, 164, 169; Амета, Флагман;
- ещё один аналог основного движка, имеющий маркировку ЯМЗ-53603. На нем используется система EOBD II и катализатор SCR, благодаря чему данная версия соответствует ЕВРО 5. Мощность дизеля выросла при 2300 оборотов мин., до 330 л., сил, а момент при 1500 оборотов мин., составляет 1275 Нм;
- ЯМЗ-53604, аналог основного двигателя, работающий на газе.
ЯМЗ 5361
Модификация ЯМЗ 5361, отличается от базового мотора настройкой ТНВД на 270 л., сил при прежних оборотах коленчатого вала, момент соответственно снизился до 1166 Нм, при 1500 оборотов мин. Мотор использовали на грузовике МАЗ: 5440, 6312, 5363, 5550.
Эта модификация тоже имеет свои аналоги:
- ЯМЗ 53611, аналог предыдущий модификации, отличается от неё установленной системой EOBD 2. Встречался дизель на тех же моделях МАЗ, что и ЯМЗ 5361;
- ЯМЗ-536111, это версия ЯМЗ 53611, применяемая на автобусах ЛиАЗ 5293 и ЛиАЗ 5292;
- ЯМЗ-53613, является аналогом базового двигателя, переделанного под ЕВРО 5. Здесь установлен катализатор SCR, и EOBD2. Предназначается этот ДВС для автобусов ЛиАЗ: 6212, 5256, 6213.
ЯМЗ 5362
Модификация, которая проектировалась для грузовика Урал. Но в последствии устанавливался на другие транспортные средства, такие как: ЛиАз5292, 5256, 5293; и на ЧСДМДЗ-98.
Модификация ЯМЗ 5362 имела свои аналоги и копии:
- ЯМЗ 53621, копия 5362, но с EOBD;
- ЯМЗ 53622, тот же 5362, но с установленной турбиной ТКР80.05.13, без EGR клапана, с изменённой конструкцией впускного патрубка. Мотор соответствует 4-му экологическому классу, по правилам 96-02. Двигателем комплектовались Урал Next: 4320, 5831, 3255, 5557;
- ЯМЗ 53623, версия под ЕВРО 5, мощность при 2300 оборотов мин., 275 л., сил, а момент при 1500 оборотов мин., 1177 Нм.
- ЯМЗ 53624, версия 5362, работающая на газе, её мощность составляет 287 л., сил.
ЯМЗ 5363
Модификация для грузовиков КрАЗ и МАЗ. Мощность данной версии при 2300 оборотов мин., 240 л., сил, момент при 1500 л., сил, составляет 1049 Нм. Силовой агрегат устанавливался на автомобиль МАЗ 5550 и МАЗ 5363.
В четвёртой модификации, так же были аналоги:
- ЯМЗ 53631, копия 5363 с системой EOBD2;
- ЯМЗ 53633, версия, подгонна под турбокомпрессор. Использовалась на автобусе ЛиАЗ5292.
- ЯМЗ 5364, модификация специально создавалась для автобусов ЛиАЗ 6213 и ЛиАЗ 6212. Мощность ДВС, при 2300 оборотов мин., 285л., сил. Момент 1130 при 1500 оборотов мин.
У модификации есть ряд копий:
- ЯМЗ 53642, копия 5364, на ней отсутствует клапан EGR, установлен турбокомпрессор ТКР80.05.13 и изменена конструкция патрубка впуска. Используется мотор на автомобиле марки КрАЗ 4420, 5831, 4320, 5551, 5557, соответствует ЕВРО 4;
- ЯМЗ 53644, версия ДВС на газу, её мощность 260 л., сил.
- ЯМЗ 53645, аналог 53642, приспособлен для работы на тракторах и комбайнах;
- ЯМЗ-53646, аналог 53642, со сниженной мощностью около 202 л., сил. Используется на RM-Terex ТХ 270 и WX 202.
ЯМЗ-5366
Тракторная модификация под 4 экологический класс, согласно правилам безопасности 96-02. Мощность силового агрегата 262 л., силы. Используется мотор на RM-TerexTG200.
Модификация не является исключением, по поводу наличия аналогов:
- модификация ЯМЗ-53662, является копией 5366. Её мощность равен 219 л., сил. Используется мотор на RMTerexTG 180;
- ЯМЗ-53663, аналог под ЕВРО 5, имеет 246 л., сил мощности, используется на автобусах ЛиАЗ 5292, 5262, 5293.
ЯМЗ 5368
ЯМЗ 5368 — версия базовой модели, приспособленная для работы дизельных генераторов.
Общая информация
ЯМЗ-536 — базовая 6-цилиндровая модель рядного семейства ЯМЗ-530. Модификации ЯМЗ-536-10 (-30, -40), ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363, ЯМЗ-5364 конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления.
Двигатели семейства ЯМЗ-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологическому классу Евро-4:
Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Параметры Правил №96-02 достигаются без применения системы EGR и нейтрализатора.
- для дорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №49RII-04, №24-03.
- для внедорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №96-02, №24-03.
Основные характеристики
Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=105×128 мм, рабочим объемом 6,65 л, 4-тактный, рядный, с задним шестеренчатым приводом агрегатов, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве.
Описание силового агрегата, соответствующего ЕВРО 4 и ЕВРО 5
Новые дизельные агрегаты ЯМЗ 536 и его модификации соответствуют европейским требованиям очистки выхлопных газов ЕВРО 4 и ЕВРО 5. Для обеспечения этих требований в проект нового двигателя, была заложена система рециркулирующая отработанные газы, (сокращённо EGR). Так же предусматривалось установить каталитический нейтрализатор, который снабжался фильтром, требующим периодической замены. Все эти устройства нужны были для соответствия ЕВРО 4. Параметрам правил 96-02 двигатель соответствовал и без этого.
Двигатели 536 модели, соответствующие ЕВРО 5, были дополнительно доработаны. Для этого, как на импортных машинах, система выпуска выхлопных газов, оснащалась селективным каталитическим восстановителем, каталитическим нейтрализатором и глушителем нейтрализатором. Система питания и управления мотора, была аккумуляторного типа Common rail, она имела высокую энергию впрыска, до 1800 бар. Система управления использовалась от фирмы Бош. В систему питания входили: ТН высокого давления, топливопровод накопитель, рампа, форсунки, модуль дозирования. Система подачи топлива имела несколько контрольных датчиков: датчик определения фаз коленчатого вала, датчик частоты вращения, датчик указывающий давление топлива, датчик температуры воздуха поступающего с турбины, датчик измеряющий температуру топлива, датчик указывающий температуру охлаждающий жидкости и датчик давления моторной смазки.
Блок цилиндров, головка БЦ, коленвал, шатунный механизм, подшипники мотораЯMЗ-536, другие важные механизмы ДВС проектируются с расчётом на давление воспламенения горючего 210 бар. Все узлы и механизмы проектируются с большим запасом прочности и возможностью увеличения мощности мотора.
Привод агрегатов шестерёнчатого типа находится на стороне маховика. Он обеспечивает малый уровень шума крутильных колебаний. ЯМЗ 536 имеет закрытую систему вентиляции для картерных газов, её конструкция находится в крышке ГБЦ, обслуживания и постоянного ухода не требует.
Развитие производства дизелей
В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.
Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.
Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.
В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.
Технические данные ЯМЗ 536
Четырёхтактный, шести цилиндровый, дизельный двигатель ЯМЗ 536, цилиндры которого размещены в один ряд, увидел свет в 2012 году. Его выпуск начался на предприятии Автодизель, Ярославского моторного завода.
- Материал изготовления, особо прочный чугун. Гильзы мокрого типа, имеют непосредственный контакт с охлаждающей жидкостью.
- Система газораспределения нижне вальная, распредвал размещён в БЦ. Привод шестерёнчатый, от коленвала. Распредвал воздействует на коромысла клапанов при помощи штанг-толкателей. Клапанов 24 по 4 на каждый отдельный цилиндр.
- Длинна хода поршня больше диаметра цилиндров 128 и 105 мм., соответственно. Моторы с такими параметрами считаются длинноходными, особенность их в том, что они имеют высокую отдачу КПД.
- Точный объём двигателя 6650 сантиметров куб., степень сжатия камеры сгорания 17.5:1.
- Мощность мотора в зависимости от модификации, при 2300 оборотов мин., от 212 до 330 л., сил, крутящий момент при 1500 оборотов мин., составляет от 950 до 1275 Нм.
- Нормы экологического соответствия европейским стандартам экологической безопасности ЕВРО 4, ЕВРО 5.
- На определённых модификациях устанавливается турбокомпрессор ТКР80.05.13.
- Вес силового агрегата 650 кг.
Расход топлива
Расход горючего на скорости 60 километров в час, около 30 литров на 100 км пробега. Допустимый расход моторной смазки до 0.2% к расходу горючего.
Масло
Масло для двигателя: 10W40, 5W40, 15W40. Количество масла 22.5 литра. Производитель рекомендует производить замену масла через 30 тыс., км., пробега, но лучше этот период сократить в двое.
Ресурс двигателя
Реальный ресурс работы ДВС при правильном, своевременном обслуживании и нормальной эксплуатации составляет около 1 миллиона км.
Технические характеристики «ЯMЗ-5З6» и его модификаций в цифрах
- Габаритные размеры – автомобильного:длина 1298 / ширина 759 / высота 972 мм, автобусного:длина 1154 / ширина 762 / высота 88О мм.
- Рабочий объём – 6,65 л.
- Диаметр цилиндра – 1О5 мм, ход поршня – 128 мм.
- Степень сжатия – 17,5.
- Номинальная частота вращения – 23ОО об/мин.
- Мощность – 229 кВт (З12 л.с.) – в базовой «ЯMЗ-5З6» и модификациях «ЯМЗ-5З6-1О» (-3О, -4О), «ЯМЗ-5З602-1О»; 198,5 кВт (27О л.с.) – «ЯМЗ-5З61»; 176,5 кВт (240л.с.) – «ЯМЗ-5З62», «ЯМЗ-5З62-1О», «ЯМЗ-5З63», «ЯМЗ-5З622-1О»; 21О кВт (285л.с.) – «ЯМЗ-5З64», «ЯМЗ-5З64-1О» и «ЯМЗ-5З642-1О».
- Максимальный крутящий момент – 1226 Н•м (125 (кгс•м) – для модификаций мощностью 312 л.с.; 1166 Н•м (119кгс•м) – для 27О-сильных; 9ОО Н•м (92кгс•м) – для мощности в 240 л.с. (у модификации «ЯМЗ-5З6З» этот показатель равен 1О49 Н•м (107кгс•м); 113О Н•м (115кгс•м) – для 285-сильных вариантов двигателя.
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте – от 1ЗОО до 16ОО об/мин.
- Минимальный удельный расход дизтоплива – 195 г/(кВт•ч) / 14З г/(л.с.•ч).
- Расход дизтоплива при номинальной мощности – 21З,5 г/(кВт•ч) / 157 г/(л.с.•ч).
- Часовой расход топлива при номинальной мощности – не более 5О,5 кг/ч.
- Относительный расход масла на угар – не более О,2% от расхода топлива.
- Порядок работы цилиндров – 1 – 5 – З – 6 – 2 – 4.
- Масса двигателя – от 62О до 64О кг, в зависимости от модификации.
- Масса двигателя со сцеплением – в среднем 9ОО кг.
- Рабочий ресурс двигателя до капитального ремонта, установленный производителем – от 8ОО тыс. до 1 млн. километров пробега.
Особенности конструкции блока цилиндров ДВС ЯМЗ 536
БЦ ЯМЗ 536 изготовлен из серого особо прочного чугуна. Он является основой для соединения всех узлов и механизмов в единую силовую установку. В верхней части блока имеются гнёзда для мокрых гильз. Каждое гнездо в цилиндре имеет кольцевую проточку в верхней части под край гильзы и соответствующее отверстие на нижней полке блока.
Проточка и отверстие сделано соосно. Материалом изготовления гильз является фосфористый чугун. Гильзы в блоке центрируются по наружному краю бурта. Края водяной рубашки составляют замкнутый контур вокруг гнезда в цилиндре. Тем самым связывают нижнюю и верхнюю плиту цилиндровый части БЦ, укрепляя общую конструкцию блока.
Отзывы о применении дизеля
Двигатель 536 обладает рядным расположением цилиндров. Такое устройство силового агрегата по сравнению с V-образным исполнением традиционно обладает следующими преимуществами:
- более простой конструкций;
- уменьшенными затратами на изготовление;
- меньшей массой;
- высокой уравновешенностью.
Владельцы и водители автомобилей выделяют в своих отзывах о ЯМЗ-536 следующие достоинства дизеля при эксплуатации:
- возможность использования отечественных расходных материалов;
- хорошую ремонтопригодность и легкость обслуживания;
- качественные технические характеристики;
- плавную и тихую работу;
- высокую надежность;
- уверенную работу в зимний период.
Кроме того, необходимо отметить низкую стоимость мотора по сравнению с зарубежными аналогами.
Дизельные двигатели ЯМЗ-536 по своим конструкционным особенностям и техническим характеристикам являются современными силовыми агрегатами для использования на различных транспортных средствах, а также на промышленном оборудовании.
Устройство ГБЦ 536 модели
ГБЦ блочного типа, является общей для всех шести цилиндров. Материал изготовления специальный сплав чугуна. Крепление ГБЦ к БЦ осуществляется при помощи болтового соединения.
Для охлаждения головки цилиндров предусмотрена система полостей, для циркуляции охлаждающей жидкости. В ГБЦ находятся: клапана с втулками и пружинами, траверсы, коромысла клапанов, форсунки и стойки коромысла. Все эти детали в сборе — единый механизм, предназначенный для подачи горючей смеси в камеры сгорания ДВС.
Кривошипно-шатунный механизм
Коленчатый вал ДВС выполнен совместно с противовесами из штампованной стали. Он представляет собой динамически сбалансированный полно опорный механизм с закалёнными шатунными и коренными шейками. Коленвал устанавливается коренными шайками на опоры БЦ.
Между опорами и коренными шейками находятся подшипники скольжения. Смазка к подшипникам скольжения поступает под давлением, по специальным масляным магистралям. Маховик отливается из серого особо прочного чугуна. На нем напрессовывается зубчатый венец из стали. Он необходим для пуска мотора стартером. Маховик крепится к торцу коленвала, с помощью десяти болтов.
Между торцом и маховиком устанавливается общая закалённая пластина. Для гашения крутильных колебаний используется жидкостный демпфер, в него, сзади встраивается шкив для временного привода вспомогательных агрегатов. Это устройство хорошо справляется с поставленной, перед ним задачей, но оно уязвимо, механические повреждения могут быстро привести его в негодность.
Конструкция шатуна выполнена в виде двутавра. Нижняя головка имеет косой разъём. Чтобы увеличить несущую способность шатуна, верхнюю головку выполнили в виде ступеней, возле стержня она более широкая. Подшипники скольжения шатунных и коренных шеек коленвала имеют съёмную конструкцию.
Особенности конструкции поршневой группы ЯМЗ 536
Поршень имеет цельную конструкцию. В ней проточены три канавки для поршневых колец. Канавка верхнего компрессионного кольца имеет вставку из особо прочного чугуна. Чтобы увеличить контактную прочность поршней, бобышки под палец изготовили в виде ступеней. Нижняя короче верхней части. Камера сгорания расположена по центру, соосно поверхности поршня. Для хорошего охлаждения поршня, в его головке имеется замкнутая полость, в ней циркулирует масло.
Поступление в поршень масла, осуществляется неподвижными форсунками, которые устанавливаются на центральной масляной магистрали БЦ, напротив всех шести поршней. В масляной полости поршней предусматриваются два одинаковых канала, имеющих вертикальное расположение. Задача этих каналов, подвод и отвод масла в полости поршней. Постоянная циркуляция масла в полости поршней обеспечивает надёжное их охлаждение.
Кольца поршней разрезные, чугунные, они устанавливаются в специально подготовленные для них канавки. Поршневой палец пустотелый, стальной, плавающего типа. Это значит что он свободно перемещается в бобышках поршня. Что положительно сказывается на ресурсе работы ШПГ. Осевое движение пальца, предотвращается с помощью стопорных колец, находящихся в канавках бобышек поршней.
Конструкция и устройство газораспределительного механизма
Механизм газораспределения имеет верхнее расположение клапанов и нижнее расположение коленвала. Привод в работу клапанов осуществляется с помощью толкателей, коромысла, штанг и траверс. Механизм газораспределения выполняет задачу по впуску в цилиндры воздуха и выпуску выхлопных газов, согласно порядку работы цилиндров и изменением тактов двигателя. Каждый цилиндр обеспечен двумя впускными и двумя выпускными клапанами. Привод клапанов осуществляется через траверсы.
Составными деталями для механизма газораспределения являются:
- распределительный вал;
- шестерня привода;
- задний подшипник с упорным фланцем;
- толкатели и штанги;
- коромысла, с установленными на них регулировочными винтами;
- ось коромысел;
- траверсы;
- клапана;
- стойки оси;
- пружины для клапанов с элементами крепления;
- втулки, служащие направляющими для клапанов.
Оригинальное
Урал-32552; 6 6 Урал-4320-78, Урал-44202-70, Урал-55571 Автомобили Урал повышенной проходимости 4 4, 6 6 массой до 26 т, автопоезда до 32 т Автомобили Урал повышенной проходимости 6 6 массой до 30 т, автопоезда до 36 т. Начал работать с этим ДВС в конце февраля- начале марта прошлого года установленный на МАЗ 6501, сейчас встречаю уже 5 по счету двигатель установленный на автомобиль все 536.
Устройство системы смазки
Система смазки 536 модели имеет смешанную конструкцию с мокрым картером. Охлаждается моторная смазка в масляно-жидкостном теплообменнике. Масляный насос, имеющий шестерёнчатую конструкцию, всасывает через фильтр грубой очистки моторную смазку из картера. Затем под давлением масло через масляно-жидкостный теплообменник и фильтр для очистки масла движется к центральной масляной магистрали. Далее по специальным масляным каналам поступает к трущимся деталям и масляным форсункам. Выполнив свои функции моторная смазка стекает в картер, при этом разбрызгиванием смазывает другие детали двигателя.
Система охлаждения 536 модели
Двигатель ЯМЗ имеет жидкостно циркуляционную систему охлаждения, в её состав входит:
- водяной насос или помпа;
- масляно-жидкостный теплообменник;
- вентилятор;
- термостаты;
- радиатор для системы рециркулирующий выхлопные газы;
- основной водяной радиатор;
- система воздух-воздух, необходимая для охлаждения надувочного воздуха.
Масляно-жидкостный теплообменник, помпа и термостаты составляют единый модуль охлаждения, расположенный на правой передней стороне дизельного мотора. При работе двигателя, центробежный, водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе.
Устройство и принцип работы турбокомпрессора
Чтобы обеспечить максимальную отдачу силового агрегата, его оборудовали турбокомпрессором. Который подаёт дополнительное количество сжатого воздуха, используя энергию отработанных газов. Большее количество воздуха, обеспечивает более качественное сгорание подаваемого горючего в цилиндры мотора.
На всех модификациях 536 двигателя, с турбонаддувом, используется центростремительная, радиальная турбина, а так же центробежный компрессор. Последний снабжён перепускным клапаном специальной конструкции. На выходе из турбины температура наддувочного воздуха может увеличиваться до 180 градусов. Для поступления в цилиндры воздух нужно охладить. Эти функции выполняет охладитель воздуха.
Охлаждённый воздух благоприятно сказывается на уменьшении вредных веществ в отработанных газах. На двигателях 530 семейства ЯМЗ устанавливается система рециркуляции выхлопных газов. Пятая часть газов, обладающих высокой теплоёмкостью, перенаправляется обратно в цилиндры, уменьшая тем самым образование углекислого газа. Все нововведения применяемые для ДВС 536 модели, ставят его в один ряд в лучшими дизельными моторами западного производства.
Моторостроительное предприятие из Ярославля
Ярославский завод создан как предприятие по выпуску автомобилей в 1916 году русским инженером и промышленником В. А. Лебедевым. Происходившие в тот период события не позволили приступить к выпуску автомашин, и завод первоначально занимался только ремонтом. В 1926 году организован Ярославский автомобильный завод, который после масштабной реконструкции приступил к выпуску первых отечественных большегрузных самосвалов. В дальнейшем кроме грузовых автомашин грузоподъемностью до 8 тонн автозавод выпускал троллейбусы, автобусы и шасси.
В послевоенный период предприятие освоило выпуск дизельных двигателей серии ЯАЗ моделей 204 и 206 (110-220 л. с.) и изготовление трехосных мощных грузовиков ЯАЗ-210 (6Х4) грузоподъемностью до 12 тонн. Очередные изменения на заводе произошли в 1951 году. Именно тогда он был полностью перепрофилирован для изготовления дизельных силовых агрегатов различного применения, сцеплений и коробок передач для агрегатирования с выпускаемыми двигателями. Предприятие получило наименование «Ярославский моторный завод».
В настоящее время ЯМЗ («Автодизель») входит в автомобилестроительное объединение «Группа ГАЗ».
Характерные неисправности ЯМЗ 536
Данный силовой агрегат, как любая техника имеет свои слабые места, которых не так много:
Турбина
Прежде всего нужно обращать внимание на исправность турбины. Известны случаи, когда выходила из строя турбина на рубеже пробега в 50 тыс., км. Не страшна настолько, поломка турбины, сколько последствия после её поломки. Всё дело в том что при выходе из строя турбокомпрессора, продукты его износа могут попасть в топливную систему. Если во время не принять мер, могут пострадать детали ТНВД, ШПГ и другие, что в итоге приведёт к дорогостоящему ремонту. Обычно турбины ходят до 300000 км. При первых признаках, которыми является: свист, повышенный люфт, большой расход масла, турбину нужно заменить на новую.
Клапан EGR
Вторым по значимости слабым местом этого ДВС считают клапан EGR. Там скапливаются продукты горения. Из-за их уплотнений клапан может заклинить. Место загрязнения нужно регулярно чистить. Проблему можно решить проще, клапан заглушить, а ЭБУ настроить на работу без клапана EGR.
Жор масла
На двигателе часто наблюдается повышенный расход моторной смазки. Здесь проблема в изношенных направляющих для клапанов. Проблема решается заменой направляющих клапанов.
Как видно из выше изложенного, ДВС ЯМЗ 536 не приносит своим владельцам много проблем. Из всей линейки семейства 530 двигателей, по техническим характеристикам и отзывам пользователей 536 оказался самой удачной, мощной и надёжной модификацией, чем заслужил, на долгие годы вперёд, себе место в сборочных цехах Ярославского завода.
Отзывы владельцев и водителей техники, укомплектованной «ЯMЗ-5З6»
Все люди, получившие опыт работы на технике с «ЯMЗ-5З6», отмечают хорошую экономичность и низкую шумность работы данных моторов. «Больше всего понравилось, что в кабине «МАЗ-6501» с «ЯМЗ-5З6»значительно тише прошлого МАЗа, чувствуется сразу. Поставил магнитолу с четырьмя динамиками, можно слушать не только новости». Клапан EGR делает заметные щелчки, когда «крутишь» мотор «ЯМЗ-5З6» на месте в режиме 12ОО -14ОО об/мин.
Поскольку немалая часть деталей и комплектующих на «ЯMЗ-5З6» – импортного производства, получается часто достаточно высокая цена на его ремонт и техобслуживание, на покупку необходимых запасных частей. При помощи «ключа и молотка», в полевых условиях, данный двигатель в большинстве случаев починить не получится, и это многих водителей настораживает. Есть отзывы о том, что движение к европейским стандартам моторов – это, безусловно, хорошо, но «у нас в России нет автосервисов каждые 2О километров и в зимнее время года очень холодно».
Вот как высказывается водитель, ранее работавший на «Урал»е с обычным дизелем «ЯМЗ-2З8», а теперь «пересевший» на «Урал Некст» с «ЯМЗ-5З6»:
«Разница, конечно, скажу я вам, огромная. Но в плане обслуживания и капризности движок 5З6-й против старого не годится. Честно признаюсь, я бы на нем в тайгу не поехал. Много электроники, и из за этого он, я считаю, ненадёжен. Первая проблема с ним возникла: он не глушился с ключа, и всё. Но это не беда, заглушить-то его и без ключа можно. Но потом случилась другая проблема: он заглох на ходу: все лампочки горят, всё вроде в порядке а стартер не включается. Оказалось, отошёл массовый провод, который крепится возле чёрного реле, возле масляной крышки. С трудом нашли. Завёлся, но доверие к себе в плане надёжности потерял. А пробег ещё всего ничего – 45ОО км. Так что моё мнение этот движок и глухая тайга – вещи не совместимые».
В целом, по поводу способности без проблем запуститься в морозные дни, к «ЯMЗ-536» претензий не возникает. Но только при температурах до минус 2О-23 градусов. Если температура ниже – непременно нужен двигатель с предпусковым подогревателем, либо его приходится предварительно греть тепловой пушкой. В принципе, стартер проворачивает двигатель как следует без проблем, но этого не хватает, т.к. управление электронное, и нажатие на педаль газа не даёт никаких результатов. Нужен предварительный подогрев.
За счёт того, что современный «ЯMЗ-5З6» весит на несколько центнеров меньше классических старых «ЯМЗ-2З6» и «ЯМЗ-2З8», техника, укомплектованная им, зачастую демонстрирует лучшие показатели проходимости. Тяга, несмотря на меньший размер, не уступает эти проверенным дизелям: «5З6-й под капотом себя чувствует уютно и свободного места прибавилось. А здоровья у него не меньше, чем у «ЯМЗ-2З8». Бежит в горку, как с горки. Хотя поршни-то у него маленькие, как на «ГАЗ-5З».
В обслуживании «ЯМЗ-5З6», конечно, более прихотлив, чем его предшественники. «Какое угодно» масло в него лить категорически не рекомендуется. И качество дизтоплива должно быть безупречным. Не то что регулярно ездить, а даже разово использовать сомнительного качества солярку или «печное топливо» ни в коем случае нельзя: наказание в виде поломки и дорогостоящего ремонта в этом случае настанет неотвратимо. К тому же, на «ЯМЗ-5З6» имеется система рециркуляции отработавших газов, при которой через систему фильтров они (газы) повторно попадают в систему впуска. И если дизтопливо плохого качества, то можно себе представить, что происходит в поршневой.Этой своей «разборчивостью», а также электронным управлением «ЯМЗ-5З6» и отпугивает многих водителей и владельцев. Хотя, в своё время ведь и к инжектору относились с не меньшим недоверием, чем к «Коммон Рэйлу».
Проблемы, на которые ещё указывали многие владельцы техники с «ЯMЗ-536». Течь масла из-под крышки клапанов, так как крышка пластиковая, прокладки на ней нет, и ставится на заводе она без герметика – нужно снять, прогерметить, проблема уйдёт. Подводка и обратка топливной системы сделаны из пластиковых трубок, типа быстросъёма, и они в мороз дают течь.
Бывает и такое: «про тахометр – езжу,машина когда нормально тянет – обороты в красной зоне. Когда держу в зелёной – задыхается. На сервис-центре разобрались: при сборке на заводе перепутали приборную панель, поставили от обычной «восьмерки». А у моторов совершенно разные рабочие обороты. 5З6-й новый мотор и его надо крутить. Поменяли панель, поставили с бортовым компьютером (расход,остаток на баке, будильник, Т0 и т.д.)»