Двигатель ЯМЗ-536: описание, технические характеристики, руководство по эксплуатации

ЯМЗ-536 — базовая 6-цилиндровая модель рядного семейства ЯМЗ-530. Модификации ЯМЗ-536-10 (-30, -40), ЯМЗ-5361, ЯМЗ-5362, ЯМЗ-5363, ЯМЗ-5364 конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления.


Двигатели семейства ЯМЗ-530 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», экологическому классу Евро-4: Для достижения экологического уровня Евро-4 применена система EGR (рециркуляции отработавших газов (как заглушить EGR)) и каталитический нейтрализатор со сменным фильтром. Параметры Правил №96-02 достигаются без применения системы EGR и нейтрализатора. • для дорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №49RII-04, №24-03. • для внедорожной техники — Правилам ЕЭК ООН №96-02, №24-03.

Двигатели нового поколения ЯМЗ

Модель ЯМЗ-536 стала основой для ряда модификаций:

  • ЯМЗ-536-10 (-30, -40);
  • ЯМЗ-5361 (62, 63, 64).

Конструкция модифицированных двигателей выполнена по базовой модели. Изменения коснулись параметров топливной аппаратуры. Линейка двигателей ЯМЗ по техническому регламенту соответствует экологическому классу Евро-4.


Двигатель ЯМЗ-534

Выбросы вредных и загрязняющих веществ снижены за счёт рециркуляции отработанных газов (система EGR), каталитического нейтрализатора со сменным картриджем. Дизельные двигатели ЯМЗ-536 разработаны в содружестве с австрийскими инженерами.

Старт серии в начале 2000-годов дал 4-цилиндровый ЯМЗ-534. Двигатель ЯМЗ-536 Оказался на голову выше. Показатели снижения расхода топлива, шумовой нагрузки отвечали общемировым требованиям.

Три года ушли на испытания и доработки. С 2012 г. моторостроительное предприятие с проектной мощностью 50 тыс. двигателей в год обеспечивает автомобили, автобусы и спецтехнику дизельными моторами. Существуют варианты экономичного исполнения под сжиженный газ.

Область применения:

  • Городские автобусы ЛИАЗ;
  • Автомобили «МАЗ», «Урал»;
  • Тракторы «Кировец»;
  • Грейдеры ДЗ-98;
  • Мотовозы МТГ ремонта и восстановления ж/д путей.

Автодизель (ЯМЗ)

Номер5340.1111010
НаименованиеТНВД
Кол-во на «Количество»1
Модель5340
ГруппаCистема питания двигателя
ПодгруппаНасос топливный высокого давления
Порядковый номер детали010

Заводской номер: 5340.1111010 Количество на модель: 1

Источник статьи: https://www.autoopt.ru/auto/catalog/engine/yamz/yamz_536_100_2352/35

Особенности конструкции дизеля ЯМЗ-536

На стадии проектирования заложен запас прочности для последующего усиления двигателя. Резерв давления не выработан. При пиковых нагрузках — запланированные 210 бар. Поршневой группой не вырабатываются.


Схема расположения узлов двигателя ЯМЗ-536

Комплекс устройств охлаждения и система смазки имеют резерв потенциала форсирования, рассчитан на 40 кВт. Уровень вибрации и шумовой нагрузки доведены до европейских стандартов. Газоотводная система картерных газов не требует вмешательства, относится к необслуживаемым.

Корпус двигателя обработан из отливок. Блок цилиндров силового агрегата ЯМЗ-536 отлит из серого чугуна. Гильзы цилиндра запрессовываются в жёсткий силовой пояс оребрения водяной рубашки. Блок головки цилиндров крепится болтами с постоянной фиксацией силы затяжки. Система охлаждения жидкостная, объединяет проточные полости головки и блока цилиндров.

Коленчатый вал цельнокованый, изготовлен из стали. Проводится стендовая динамическая балансировка. Посадочные места шатунных и коренных шеек упрочнены закалкой ТВЧ. Смазка коренных подшипников ведётся через сверления в шейках коленвала.

Чугунный маховик крепится к тыльному торцу коленчатого вала, оснащён зубчатым венцом для запуска двигателя стартером. Гаситель крутильных колебаний – жидкостный демпфер, призван гасить избыток вибрации.

Советы по регулировке клапанов МАЗ

Впускной и обратный клапан МАЗ – составные элементы газораспределительного механизма.
Детали с помощью кулачков перемещаются в направляющих втулках через роликовые толкатели. Высота подъема клапанов МАЗ составляет 13,5 мм.

Особенности механизмов

Впускной клапан изготавливают из стали, подверженной закалке.

Диаметр тарелки составляет 61 мм. Угол рабочей фаски — 121 градус (+30). Диаметр стержня равен 12-0,055 мм. Торец закален на глубину до трех миллиметров.

Обратный клапан МАЗ также изготовлен из закаленной стали. Диаметр тарелки составляет 48 мм.

Угол рабочей фаски — 91(+30) градус. Диаметр стержня равен 12-0,095 мм.

К торцу приварен наконечник из закаленной стали. Стержни клапанов графитированы.

Направляющие втулки необходимо пропитать веретенным маслом после механической обработки. У каждого клапана МАЗ есть две пружины, изготовленные из специальной проволоки.

Наличие деталей позволяет обеспечить высокую резонансную характеристику привода. У наружной и внутренней пружин навивка противоположная.

Нижние концы элементов опираются на шайбы, а верхние на тарелки. Детали изготавливаются из стали. Тарелки крепятся на стержне двумя клапанными сухарями, зажатыми через дополнительную втулку.

Механизм опирается на плоскую поверхность тарелки. Трение достаточно мало. Поэтому клапан МАЗ может свободно проворачиваться при работе.

Коромысла установлены на отдельные оси. Изготовлены из кованой стали. На конце коромысла обработана цилиндрическая площадка с закаленной поверхностью.

Через отшлифованный участок передаются усилия на торец МАЗ клапана при работе двигателя. Смазка подается через штанги и специальные масляные каналы.

В приводе клапанов используются подшипники качения. Это позволяет обеспечить надежную работу механизма ГРМ.

Как отрегулировать клапан на МАЗ?

Регулировка клапанов МАЗ обеспечит нормальную работу газораспределительного механизма. Поэтому перед началом проверки установите транспортное средство на ровной площадке.

Обязательно поставьте автомобиль на ручник.

Проверка клапанов или регулировка осуществляется регулированием теплового зазора, предназначенного для герметичной посадки на седло.

При замере на остывшем двигателе эта величина должна составлять 0,25-0,3 мм. Допускается увеличение зазора до 0,4 мм. Чтобы повысить точность регулировки клапанов МАЗ, повторную проверку проводят при прижатых коромыслах впускных и выпускных клапанов.

Все действия необходимо выполнять в точной последовательности:

  1. Отворачивает барашки крепления головок цилиндров;
  2. Снимаем крышки;
  3. Проверяем момент затяжки болтов коромысел (120-150 Н*м);
  4. При помощи ключа проворачиваем коленчатый вал МАЗ по направлению часовой стрелки и наблюдаем за движением впускного клапана;
  5. Продолжаем вращение. Поворачивает вал на 1/3 оборота;
  6. С помощью щупа проверяем зазор между носком коромысла и торцом клапана.
  7. Выполняем регулировку клапанов МАЗ, используя контргайку и отвертку.

После проверки необходимо запустить двигатель, чтобы проверить и прослушать работу мотора. Затем поставьте на место снятые крышки цилиндров и аккуратно закрепите их.

Рекомендуется также проверить состояние прокладок.

В месте прилегания крышек не должно быть масляных подтеков. Регулировка клапанов на МАЗе выполняется не раньше чем через час после полной остановки двигателя автомобиля.

Увеличение теплового зазора приводит к ухудшению наполнения цилиндров свежим воздухом, а также к недостаточной очистке от отработавших газов.

Поэтому существенно падает мощность двигателя МАЗ.

Возрастают ударные нагрузки. Как следствие увеличивается износ деталей ГРМ. Повышается расход топлива. Появляются стуки в механизме привода клапанов МАЗ.

Уменьшение зазоров может привести к перегреву и прогоранию механизмов.

Неплотное прилегание клапанов к седлам нарушит газодинамический процесс, что приведет к снижению технических показателей двигателя.

Шатунно-поршневая группа моторов ЯМЗ-536


Схема установки поршневых колец ЯМЗ-536

Поршни цельнолитые, выполнены 3 проточки под кольца. Для установки верхнего кольца предусмотрена чугунная жаропрочная вставка. Для охлаждения поршня в головке предусмотрена система циркуляции масла.

Масло из магистрали подают стационарные форсунки. Впрыски цикличны, происходят при каждом возврате. Подача и отвод охладителя идёт по 2 вертикальным каналам. Сменные кольца разрезные, изготовлены из чугуна.

Шатун изготовлен из стали, выполнен в форме двутавра. Несущая способность увеличена за счёт ступенчатого исполнения верхней головки. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников сменные, с нанесением антифрикционного слоя бронзы на металлическое основание.

Система смазки двигателя ЯМЗ-536

Дизель ЯМЗ-536 обладает смешанной системой смазки. Масляный насос забирает масло из картера двигателя, нагнетает во встроенный жидкостно-масляный теплообменник, где отбирается избыток температуры.

После охлаждения следует очистка в масляном фильтре. Возрастание давления в канале нагнетания до 9 МПа включает действие установленного на блоке цилиндров редукционного клапана. Избыток масла сливается в картер.


Масляный насос ЯМЗ-536

Снятие и установка головки цилиндров ЯМЗ-650

Снять крышку головки блока цилиндров (650.1003256 — в сборе).

Высвободить жгут форсунок из скобок кронштейна

Отсоединить электропровода от форсунок.

Снять кронштейн жгута форсунок (650.3724126).

Отключить датчик температуры охлаждающей жидкости (3) (650.1130556) (см. Рис. 1).

Вывернуть винт (1), извлечь 1.-образный адаптер (2) и пучок электропроводов (см. Рис. 21).

Отвернуть болт поворотный (310200) с двумя медными шайбами (312381) крепления трубки слива топлива с головки.

Снять трубку слива топлива (650.1104346).

Вывернуть 12 болтов (1) (см. Рис. 2) крепления стоек оси коромысел (650.1007108).

Снять коромысла с осью и стойками в сборе (650.1007088).

Охлаждение мотора ЯМЗ-536

Циркуляционная жидкостная система охлаждения состоит из помпы, теплообменника, водяного радиатора, вентилятора, рециркулятора отработанных газов, воздушного охладителя наддувочного воздуха. Центробежный насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Усиление подачи сжатого воздуха в камеры сгорания двигателя обеспечивает турбокомпрессор. Наддув рабочих полостей обеспечивается за счёт энергии газов выхлопа. Обогащение горючей смеси обилием воздуха стабилизирует параметры энергоотдачи.

Наддув обеспечивает полноту сгорания рабочей смеси в цилиндрах. Эффективность работы турбокомпрессора сказывается на повышении мощности силового агрегата за счёт впрыска большей порции топлива.


Двигатели ЯМЗ 530

Дизельные двигатели ЯМЗ 530-серии оборудованы турбокомпрессорами, оснащёнными радиальной центростремительной турбиной вкупе с центробежным компрессором и перепускным клапаном.

Воздушная смесь наддува турбокомпрессором мотора ЯМЗ-536 требует охлаждения со 1600С до максимума в 50–600С. Увеличивается плотность подачи, оптимизируется тепловая напряжённость. Полнота сгорания топлива взаимосвязана с качеством потока выхлопных газов.

Рециркуляция отработанных газов основывается на теплоёмкости выхлопных газов. Пятая часть выхлопа возвращается в цилиндр и отнимает температуру вспышки топлива. Процесс подачи и объём газа контролируется микропроцессорным блоком управления посредством пневмоэлектрического привода.

Ярославский прорыв: ЯМЗ создает двигатели для всех коммерческих автомобилей в России

Нечасто приходится испытывать гордость за отечественный автопром. Долгое время в России просто не было своего современного и конкурентоспособного двигателя для грузовиков, но теперь он есть. Семейство ЯМЗ-530 разработано с нуля и выпускается на новейшем оборудовании.

В 1964 году Юрий Визбор написал песню, где припевом были слова:

«Зато мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди планеты всей!»

Эта песня оказалась гимном безвременья, характерного для постперестроечной России, где все разваливалось и распадалось… И казалось, что ничего нового отечественного уже не будет…

Нет, разумеется, ракеты мы тоже делаем, и Енисей давным-давно перекрыт. Правда, я совершенно (по серости своей) не представляю, что творится в области балета, но зато знаю, что у нас в Ярославле научились делать качественные и современные моторы.

Основные технические характеристики ЯМЗ-536

Рядный 4-хтактный 6-цилиндровый дизельный двигатель с задним приводом рабочих агрегатов, турбонаддувом, жидкостной системой охлаждения:

  • Объём цилиндров рабочий – 6,65 л;
  • Мощность паспортная – 229 кВт;
  • Крутящий момент – 1226 Н м;
  • Моторесурс – 1 млн км;
  • Масса снаряжённая – 0,64 т.


Двигатель ЯМЗ-536 с турбонаддувом

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]