КрАЗ-5233
Общие данные
Производитель: | КрАЗ |
Годы пр-ва: | 2008 — настоящее время |
Дизайн
Компоновка: | переднемоторная, полноприводная |
Колёсная формула: | 4 × 4 |
Двигатели
ЯМЗ-238ДЕ2
Производитель: | ЯМЗ |
Марка: | ЯМЗ-238ДЕ2 |
Тип: | дизельный |
Максимальная мощность: | 243 кВт (330 л. с.) |
Трансмиссия
9 ступенчатая механическая
Характеристики
Массово-габаритные
Колёсная база: | 4550 мм |
Масса: | 17300 кг |
Другое
Грузоподъёмность: | 6000 кг |
Расход топлива: | 35 л на 100 км |
КрАЗ-5233КрАЗ-5233
КрАЗ-5233
— украинский грузовой полноприводный автомобиль. Выпускается с 2008 года в нескольких вариантах.
История
Разработка грузовика началась в первой половине 1990-х годов.
В 1995 году на Киевском международном автосалоне был представлен бортовой автомобиль КрАЗ-5133В2 грузоподъёмностью 8,5 т, с колесной формулой 4х2, двигателем ЯМЗ-238Д мощностью 318 л.с. и 8-ст. МКПП.
В 1996 году был представлен полноприводный бортовой автомобиль КрАЗ-5131ВЕ грузоподъемностью 5 т, с колесной формулой 4х4, двигателем ЯМЗ-238БЛ мощностью 288—300 л.с. и 8-ст. МКПП.
Позже представлен полноприводный автомобиль КрАЗ-5133ВЕ грузоподъемностью 5 т, с колесной формулой 4х4 и двигателем ЯМЗ-238Д или ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с.
В 2007 году на базе КрАЗ-5133ВЕ в одном экземпляре создан КрАЗ-5233ВЕ «Дакар» (КрАЗ-5233ВЕ-086-Д10) для участия в ралли-рейде «Лиссабон-Дакар-2008», однако автомобиль не принимал в нём участия из-за отказа организаторов от соревнований из-за опасности для спортсменов.
В 2008 начался серийный выпуск КрАЗ-5233ВЕ (улучшенная версия КрАЗ-5133ВЕ).
В 2010 году представлено серийное шасси КрАЗ-5233НЕ.
Флагман украинского автопрома — ПАО «АвтоКрАЗ» — продолжает выдавать на-гора воинственно-милитаристические новинки. После «Сапера в броне»
появился еще один бронированный полноприводный двухосник
КрАЗ-5233НЕ
. На сей раз в варианте траншейного экскаватора.
«Землеройка» в броне — плод сотрудничества КрАЗа с расположенным там же в Кременчуге Крюковским вагоностроительным заводом.
01.
Базой траншейно-котлованной машины послужило бронированное шасси
КрАЗ-5233НЕ
колесной формулы 4х4, имеющее оригинальную конструкцию. Специальное шасси, согласно техзаданию, имеет бронированные кабину, моторный отсек и топливный бак.
02.
Для обеспечения оптимального температурного режима двигателя при рытье траншей на малых скоростях движения применен радиатор с повышенной теплоотдачей.
03.
Для увеличения маневренности спецмашины ее колесная база укорочена до 4000 мм (вместо 5000 мм на серийных грузовиках этой модели).
04.
Конструкция рамы имеет ряд изменений под установку сложного землеройного оборудования и толкающего бульдозерного отвала. «Нож» придал из без того воинственному КрАЗу еще больше брутальности во внешности.
05.
Полная масса нового траншеекопателя составляет 18.500 кг. Экипаж — 2 человека. Максимальная скорость машины на горизонтальном участке — 85 км/ч.
Харизматичный получился наследник у знаменитой советской полковой землеройной машины ПЗМ-2
. Вспомним «ветерана» инженерный войск отдельной
Ремаркой
.
Ремарка М-Парка
06.
Землеройную машину
ПЗМ-2
на шасси колесного тягача
Т-155
(военный вариант харьковского трактора
Т-150К
) для инженерных войск Советской Армии делал
Киевский
.
Фото Александра БЫКОВСКОГО
07.
Самый первый вариант
ПЗМ
был принят на вооружение Советской Армии еще в 1968 году. Модернизированный вариант под обозначением
ПЗМ-2
, по оборудованию, отличался лишь технологическими усовершенствованиями.
Фото Александра БЫКОВСКОГО
08.
«Траншеекопатель»
ПЗМ-2
по штату состоял на вооружении инженерно-саперных рот мотострелковых полков (3 шт.), танковых полков (1 шт.), парашютно-десантных полков (3 шт.), инженерно-саперных батальонов воздушно-десантных дивизий (9 шт.).
Фото Сергея ПОПСУЕВИЧА
Немалое количество ПЗМ-2
до сих пор в «боевом строю» всех постсветских армий.
09.
У украинцев теперь новый вариант. Некоторые ТТХ спецоборудования — рабочий орган цепной, бесковшовый. Выброс грунта возможен как на одну, так и на две стороны. Средняя техническая производительность при рытье траншей в немерзлых грунтах — 300-400 м/ч, при рытье котлованов — 140-160 м3/ч.
10.
В конце прошлого года спецшасси было передано соседям — на
Крюковский вагонный завод
, где на него был произведен монтаж навесного оборудования. В течение полугода на полигонах автозавода и инженерных подразделений ВС следовал цикл испытаний.
11.
Еще несколько характеристик — габаритные размеры в транспортном положении: длина — 7500, ширина — 2520, высота — 3650 мм. Время перевода землеройного оборудования из транспортного положения в рабочее или из рабочего в транспортное — не более 3 минут.
Интересно, какой броневариант двухосного КрАЗа будет следующим?
Модификации
Гражданские
- КрАЗ-5233Н2
— автомобиль с кузовом шасси, предназначенный для монтажа разного оборудования;
- АЦ-40 (5233Н2)
— пожарный автомобиль — автоцистерна, разработана «АвтоКрАЗ» совместно с и КБ «Пожспецмаш» (г. Прилуки). Автомобиль оснащён насосом для подачи воды, цистерной для воды объёмом 5000 л, емкостью для пенообразующих веществ из нержавеющей стали объёмом 400 л, электрогенератором, пожарными рукавами и стволами для гашения разного типа пламени, пневмоинструментом для ликвидации завалов и другим спасательным оборудованием. - КрАЗ 5233Н2 УЯР-01
— дорожно-ремонтная машина с оборудованием МДКЗ-6/11, предназначенная для ремонта асфальтобетонных покрытий дорожного полотна. - КрАЗ 5233Н2 (ФПВ-14224)
— вахтовый автобус на шасси КрАЗ 5233Н2, c пассажирским автофургоном производства ОАО «Нефтеавтоматика» (Полтава), рассчитанный на перевозку 26 пассажиров. Первые три машины выпущены в 2013 году[1]
- КрАЗ-5233Н2-Д10
— седельный тягач; - КрАЗ-5233НЕ тип 1
— автомобиль с кузовом шасси; - КрАЗ-5233НЕ тип 2
— автомобиль с кузовом шасси; - КрАЗ 5233ВЕ-019
— специальный автомобиль повышенной проходимости для МЧС Украины, оснащённый гидрокраном и специальным оборудованием (проблесковым маячком, радиостанцией, GPS-навигатором и др.); - КрАЗ-5233ВЕ «Дакар» (КрАЗ-5233ВЕ-086-Д10)
— модификация грузовика для участия в ралли-рейде «Лиссабон — Дакар-2008», создана в 2007 году в одном экземпляре. Отличается от стандартной модели двумя дополнительными топливными баками по 250 л каждый.
Военные
- КрАЗ-5233ВЕ
в нескольких вариантах:
- КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ»
— многофункциональный автомобиль повышенной проходимости для перевозки военнослужащих и грузов, буксировки артиллерийских систем калибром до 152 мм, транспортных и специальных прицепов по всем видам дорог и бездорожью. Оснащен кабиной с открывающимся люком с правой стороны крыши и комплектуется тентованной бортовой платформой[2]; - КрАЗ-5233ВЕ «Сапёр»
— машина разминирования с гидрокраном; - комплекс полевой связи на базе КрАЗ-5233ВЕ (разработан «АвтоКрАЗ» совместно с )[3]
- подвижная огневая точка на шасси КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» — с установленной в кузове зенитной установкой ЗУ-23, к началу 2011 был создан один демонстрационный экземпляр[4]; на параде 24 августа 2014 года были показаны 5 машин[5][6]
- КрАЗ-5233 «Raptor»
— бронированный грузовик КрАЗ-5233ВЕ для перевозки пехоты, впервые представлен в феврале 2015. Способен перевозить до 20 человек[7]
- КрАЗ-5233 «Крепость на колёсах»
— бронированный грузовик производства НПО «Практика», разработанный в 2014 г.[8] - бронированная траншейно-котлованная машина на шасси КрАЗ-5233НЕ.[9]
- агитационная машина на базе КрАЗ-5233 — представлена 14 марта 2015 года[10]
- КрАЗ-01-1-11/SLDSL
— бронемашина с V-образным днищем на базе КрАЗ-5233ВЕ, разработанная в 2012 году совместно с индийской . Может перевозить до 12 человек, оборудован поворотной башней Rigel MK1, имеет восемь амбразур, аудиовизуальную систему наблюдения, камеры ночного видения[11]. - KRAZ-ASV «Panther»
— бронемашина с V-образным днищем на базе КрАЗ-5233ВЕ, разработанная при участии и представленная в 2013 году[12]. - KRAZ MPV (SHREK ONE)
— бронемашина с V-образным днищем на базе КрАЗ-5233, разработанная при участии Индии, представлена в 2014 году[13] - KrAZ Hulk
— бескапотная бронемашина на шасси КрАЗ-5233[14]
5233ВЕ “Дакар”
Оказалось, что в основе спортивной машины – серийный КрАЗ-5133ВЕ (4х4). Доработки были минимальными. Прежде всего, для строгих европейских габаритов (ограничение по ширине 2,5 метра) стандартные широко-профильные шины-“лапти”, размерностью 1350х550-533 заменили белорусскими покрышками Бел-95 (16.00R-20). Для этого пришлось немного доработать ступицы ведущих мостов. Усилили и сузили до того же габарита бортовую платформу (ранее она была 2600 мм.). Соответственно доработали платформу изнутри – установили четыре мощные трубчатые дуги, защищающие кузов при опрокидывании.
Вдоль боковых бортов расположили держатели для шести запасных колес, и на последней усиленной дуге закрепили небольшой кран-укосину тросовой лебедки для подъема и опускания запасных колес. Из видимых внешних изменений – дополнительные топливные баки с двух сторон, общим объемом 750 литров и тент кузова, полностью закрывающий борта. Кабину оставили без изменений, но выбрали удлиненную версию, изначально предназначенную для установки спального места. Сам “спальник” не монтировали, а три кресла расположили в шахматном порядке – так больше рабочего пространства для экипажа. Никаких дополнительных каркасов безопасности внутрь не вваривали (а зря, перевороты на “Дакаре” нередки, и дополнительно защитить кабину не мешало бы).
Спортивных сидений вы здесь не увидите – стоят обычные сиденья – Pilot на пневмоподвеске. Прокатиться на них по европейским дорогам – самое оно, а вот буераки африканских пустынь они бы точно не выдержали. Косвенное доказательство – во время наших “покатушек” на двух креслах из трех пневмоподвеска вышла из строя (перетерлись шланги подвода воздуха). Более того, даже при небольших прыжках с песчаных барханов пассажиры с трудом удерживали в этих креслах “боевое” положение. А опрометчивое желание прокатить на машине девушку – PR-менеджера КрАЗа – и вовсе закончилось рассеченным в кровь подбородком. Вот и представьте, насколько нелегко пришлось бы экипажу в таких креслах на настоящем “Дакаре”.
В агрегатной части машины изменений немного. Двигатель оставлен серийный – ЯМЗ-238Д, мощностью 330 лошадиных сил. Забавно, что это даже не самый мощный агрегат из устанавливаемых на КрАЗы. Уже давно отработана установка под капот 400-сильного ЯМЗ-7511.10, но, видимо, 238-й посчитали более надежным. Самые интересные метаморфозы произошли с коробкой передач. Несмотря на то, что качество “родной” ярославской КП постоянно улучшается, в дальнюю дорогу выбрали китайскую 9-ти ступенчатую Shaanxi и сцепление MFZ-430. Несмотря на наш скепсис, все, кто знаком с машиной не понаслышке, в один голос уверяли – коробка просто шикарная! А на наш вопрос, откуда она вдруг взялась на КрАЗе, им пришлось сознаться: присматриваются, чтобы устанавливать их серийно как альтернативу ярославской.
Других неожиданностей в трансмиссии уже не предвиделось – в ней применяются стандартная раздаточная коробка и серийные мосты с немного измененным передаточным отношением для обеспечения большей максимальной скорости. За руль спортивного КрАЗа я садился с трепетом – один только внешний вид машины заводит и провоцирует на “драйверский” стиль вождения. Да и зевак в уединенном песчаном карьере на берегу Днепра собралось что-то больно много. И откуда взялись-то? А вон оно, что! Местные рыбаки, до нашего приезда мирно сидевшие на льду, вдруг побросали спиннинги и как в партере устроились наблюдать заезды. А механик единственного экскаватора бросил работу и вылез на крышу драглайна, чтобы лучше видеть наши выкрутасы.
Тем самым он полностью парализовал движение транспорта в карьере и создал пробку из БелАЗов. В общем, наш выезд не остался незамеченным. Постоянно включенный полный привод помогал “не опростоволоситься” на КрАЗ-5233ВЕ в сложной ситуации, но не давал “зажечь” в крутых виражах. Красивого сноса задней оси для эффектного фотоснимка добиться так и не удалось. Зато, катаясь по барханам на порожней машине, можно было пользоваться только верхним рядом передач, что в сочетании с действительно шикарной китайской коробкой (может, она изготовлена по спец-заказу?) избавляло меня от проблем с выбором передач – переключение по знакомой схеме происходило быстро и четко.
О сцеплении и педали газа ничего не скажу: на прыгающей машине об их работе задумываешься в последнюю очередь, но раз от них не осталось “негатива”, значит, все в норме. А вот тормоза – с “кразовским” характером! Нажатие педали тормоза надо очень точно дозировать. Если нажмешь педаль чуть сильнее, машина встанет как вкопанная. Хорошо, что в условиях песчаного карьера тормозить почти не приходилось – достаточно было просто сбросить газ, чтобы машина начала замедляться. Но руль пришлось крутить много и быстро. Он очень легкий, но со слабой обратной связью. На спортивной машине хотелось бы более чувствительного рулевого управления, но не будем забывать: агрегаты на машине серийные! Запомнилось еще, что при вращении руля от упора до упора в крайних положениях гидроусилитель на мгновение задумывался. Видимо, активное руление изначально не входило в планы разработчиков грузовика.
Подмерзший в январе песок и отличная геометрическая проходимость КрАЗа создавали великолепный альянс для демонстрации скоростных проходов машины по пересеченной местности. Любая горка или овраг брались с легкостью или даже с некоторой небрежностью такими “чайниками”, как автомобильные журналисты. Но вседозволенность сыграла с нами злую шутку – мы его все-таки засадили! Причем между двумя песочными барханами, где перед въездом на новую горку потребовалось сбросить скорость до нуля. Тронуться в горку по песку он уже не смог, и мы быстро окопались. Дальнейшие попытки выбраться из неожиданной ловушки заканчивались еще большим зарыванием в рыхлый грунт. Мы уже стали радостно потирать руки – ага, закопали-таки “дакаровскую” машину!
Но обрадовались рано, так как в пылу заездов начисто забыли о централизованной подкачке шин, штатно присутствующей на машине. Причина такой забывчивости – новые шины, на первый взгляд совсем не предназначенные для движения с минимальным давлением. Они изначально рассчитаны на большую грузоподъемность и их боковины не отличаются эластичностью. Но для выхода из “неловкого положения” их характеристик оказалось вполне достаточно. Как только давление упало до 2 атмосфер, машина вышла из песчаного плена на удивление легко. Стало понятно, что серьезно засадить ее в этом песчаном карьере у нас не получится – она все равно выберется! Затем заезды проходили на шоссе. Мы хотели выявить скоростной предел машины, так как передаточное отношение главных передач ведущих мостов было уменьшено.
Теоретически скорость автомобиля должна была вырасти с 80 до 125 км/ч, но реально КрАЗ разгонялся до 130-140 км/ч по спидометру. Больше не получалось – не хватало прямых участков дороги. Но запас еще оставался – обороты двигателя на высшей передаче в этот момент едва переваливали за 1500 мин-1. Ожидаемого рева двигателя в кабине в этот момент не было. Даже как-то не по-спортивному… Подводя итог “покатушкам”, можно констатировать: спортивный КрАЗ на деле – не более чем серийный двухосный полно-приводник, только с увеличенной максимальной скоростью.
На КрАЗах надежность и проходимость присутствуют изначально. Именно их и хотели использовать создатели КрАЗ-5233ВЕ для ралли-рейдов. Возвращаясь после тест-драйва на завод, мы обогнали почти новенький самосвал КрАЗ. Кто мог подумать, что у водителя той машины взыграет кровь, и он решит, что его “рабочая лошадка” ничем не хуже спортивного родственника! Сломя голову он бросился в погоню за нами, распугав не только встречные машины, но и легковушки, двигающиеся в попутном направлении. Попытка померяться силами была столь отчаянной, сколь и рискованной. А если вдуматься, кременчугский бросок на “Дакар” практически на обычной серийной машине – из той же серии рискованных авантюр с неопределенным окончанием.
Пока все закончилось хорошо, КрАЗ-5233ВЕ “Дакар” своим неожиданным появлением на старте ралли-рейда в Лиссабоне вызвал переполох в стане конкурентов и благополучно вернулся домой. С трудом верится, что ему без проблем удалось бы достичь финиша у Розового озера – трасса очень сложная, а опыта гонок маловато. Да и характеристики автомобиля для этого более чем скромные. Впрочем, новичкам иногда везет…
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
- Автор: Евгений Смольников
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
7140H6
6316 (3Э,4Э,5Э,6Э,7Э)
На вооружении
- Нигерия Нигерия — в 2008 году для национальной полиции были изготовлены и поставлены 100 грузовиков КрАЗ-5233ВЕ[15]
- Украина Украина:
- Министерство чрезвычайных ситуаций
— в конце 2008 года закуплены несколько грузовиков КрАЗ-5233ВЕ-019 «Минер»[16], в феврале 2015 были получены ещё два бронированных КрАЗ-5233ВЕ[17] - Вооружённые силы Украины
— 29 октября 2010 года КрАЗ-5233 прошёл государственные испытания и был рекомендован для постановки на вооружение вооружённых сил Украины[18]; 23 августа 2011 года на вооружение вооружённых сил Украины были приняты две модификации грузовика повышенной проходимости КрАЗ-5233 «Спецназ»[19] — КрАЗ-5233ВЕ и КрАЗ-5233НЕ (которые должны в перспективе заменить советские Урал-4320 и КамАЗ-4310)[20]. - МВД Украины
— в июле 2014 года первые 5 грузовиков КрАЗ-5233 «Спецназ» были переданы на вооружение Национальной гвардии Украины[21]; 22 ноября 2014 в/ч 3022 НГУ передали ещё четыре КрАЗ-5233[22]
Примечания
- [riamotor.ru/index.php?newsid=8383 Южный ГОК получил вахтовки КРАЗ]
- [ukrday.com/avto/novosti.php?id=90033 КрАЗ прибыл в Киев со своим «Спецназом»]
- [www.ukrrudprom.com/news/navtokraz040707.html АвтоКрАЗ и "Телекард-Прибор” создали комплекс полевой связи на базе КрАЗа-5233ВЕ] // «Укррудпром» от 4 июля 2007
- Леонид Гоголев. [w[www.autocentre.ua/tr/tracks/war-cars/na-sluzhbe-armeyskoy-18364.html На службе армейской]/ «Автоцентр» от 17 января 2011
- [w[www.youtube.com/watch?v=3k3obLF-sGA Украина. Киев. Военный парад] репортаж 5-го канала от 24 августа 2014 (прямая трансляция)
- «Хрещатиком рухалися автомобілі КрАЗ різних модифікацій. На марші були автомобілі зі встановленими на них зенітними установками ЗУ-23-2
» [w[www.mil.gov.ua/news/2014/08/24/chastina-uchasnikiv-paradu-ta-prodemonstrovanoi-tehniki-pislya/ Частина учасників параду та продемонстрованої техніки після урочистостей буде направлена в зону АТО] официальный сайт министерства обороны Украины от 24 августа 2014 - [w[www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=32714 КрАЗ разработал миротворческую версию бронированных «Раптор». Видео]/ «AUTO-Consulting.UA» от 4 февраля 2015
- [w[www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=32330 Украинские силовики получат еще одну партию «Крепостей на колесах»]/ «AUTO-Consulting.UA» от 10 декабря 2014 г.
- [w[www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=36904 На базе КрАЗа создали бронированную землеройную машину]/ «AUTO-Consulting.UA» от 30 августа 2016 г.
- [w[www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=32990 На базе КрАЗа выпустили агитационную машину]/ «AUTO-Consulting.UA» от 17 марта 2015
- [r[rus.newsru.ua/arch/auto/17jul2012/rkazz.html Индийская компания превратила КрАЗ в военный броневик]/ «Новости Украины» от 17 июля 2012
- Григорий Мазур. [a[armor.kiev.ua/php/news.php?id=5519 Кремечугский бронеавтомобиль KRAZ-ASV Panther пополнит арсенал миротворческого контингента многих стран мира]li>
- [w[www.military-informant.com/index.php/army/5015-1.html На базе шасси КрАЗ разработан новый бронеавтомобиль Shrek One]li>
- [w[www.autoconsulting.com.ua/article.php?sid=37242 КрАЗ рассекретил новый бронированный армейский вездеход КрАЗ Hulk]/ «AUTO-Consulting.UA» от 10 октября 2016
- [k[kremenchugtoday.com.ua/news.php?id=36638&year=2014&today=10&month=10 ПАО «АвтоКрАЗ» провел курс обучения механиков вооруженных сил Нигерии]/ «Кременчуг Today» от 10 октября 2014
- «Напередодні Нового 2009 року Холдингова Компанія „АвтоКрАЗ“ поставила чергову партію спеціальних автомобілів КРАЗ-632216х6) і КРАЗ-5233ВЕ-019 (4х4) на адресу Міністерства України з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи… за виграними тендерами Холдингова Компанія „АвтоКрАЗ“ поставила на адресу МНС України 24 автомобілі, у тому числі спеціальні автомобілі КРАЗ-63221 і КРАЗ-5322 „Мінер“
» [k[kremenchugtoday.com.ua/news.php?id=10104§ion=1&year=2009&today=16&month=01 «АвтоКрАЗ» поставив спецавтомобілі на адресу МНС України]/ «Кременчуг Today» от 16 января 2009 - [w[www.ukraineindustrial.info/archives/3404 Бронированные КрАЗ-5233ВЕ отправились в зону боевых действий для эвакуации мирных жителей]/ «Украина промышленная» от 5 февраля 2015
- Максим Якимов. [w[www.autocentre.ua/news/Events/KRAZ-36167.html КрАЗ-5233 «Спецназ» рекомендован для постановки на вооружение ВС Украины]/ интернет-сайт «Автоцентр. UA» от 29 октября 2010
- [w[www.unian.net/common/536942-vezdehod-spetsnaz-prinyat-na-voorujenie-armii.html Вездеход «Спецназ» принят на вооружение армии]/ УНИАН от 1 сентября 2011
- [a[archive.is/20140411125532/www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=news&sub=read&id=21938 На озброєння Збройних сил України прийнята нова автомобільна техніка] официальный сайт министерства обороны Украины от 29 августа 2011
- [w[www.autoconsulting.ua/article.php?sid=30956 КрАЗ начал поставки военных грузовиков Нацгвардии]li>
- [v[vv.gov.ua/news.php?nid=6287&lang=ua&mid=1 40 карет швидкої поповнили автопарк Нацгвардії (ВІДЕО)]/ официальный сайт Национальной гвардии Украины от 22 ноября 2014
Ссылки
Самосвалы КрАЗ-222 • КрАЗ-251 • КрАЗ-256Б • КрАЗ-65032 • КрАЗ-65055 • КрАЗ-6510 • КрАЗ С18.0 • КрАЗ С18.1 • КрАЗ C20.0 • КрАЗ C20.2 • КрАЗ C20.2R • КрАЗ C26.2M
Седельные тягачи КрАЗ-221 • КрАЗ-252 • КрАЗ-258 • КрАЗ-5444 • КрАЗ-64431 • КрАЗ-6444
Автомобили повышенной проходимости КрАЗ-214 • КрАЗ-255Б • КрАЗ-260 • КрАЗ-5133ВЕ • КрАЗ-5233 • КрАЗ-6140ТЕ • КрАЗ-6322 • КрАЗ-6443 • КрАЗ-6446 • КрАЗ-65032 • КрАЗ Т17.0ЕХ «Бурлак» • КрАЗ-В6.2МЕХ • КрАЗ-В12.2МЕХ • КрАЗ-7634 Лесовозы КрАЗ-255Л • КрАЗ-6437 • КрАЗ-6133M6 Бронеавтомобили KRAZ-ASV Panther • KRAZ Cobra • KRAZ Cougar • KrAZ Feona • KrAZ Hulk •
KrAZ Hurricane
• KrAZ Shrek One • KRAZ Spartan
курсивом
выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы
Отрывок, характеризующий КрАЗ-5233
Когда Пьер вошел в калитку, его обдало жаром, и он невольно остановился. – Который, который ваш дом? – спросил он. – О о ох! – завыла девка, указывая на флигель. – Он самый, она самая наша фатера была. Сгорела, сокровище ты мое, Катечка, барышня моя ненаглядная, о ох! – завыла Аниска при виде пожара, почувствовавши необходимость выказать и свои чувства. Пьер сунулся к флигелю, но жар был так силен, что он невольна описал дугу вокруг флигеля и очутился подле большого дома, который еще горел только с одной стороны с крыши и около которого кишела толпа французов. Пьер сначала не понял, что делали эти французы, таскавшие что то; но, увидав перед собою француза, который бил тупым тесаком мужика, отнимая у него лисью шубу, Пьер понял смутно, что тут грабили, но ему некогда было останавливаться на этой мысли. Звук треска и гула заваливающихся стен и потолков, свиста и шипенья пламени и оживленных криков народа, вид колеблющихся, то насупливающихся густых черных, то взмывающих светлеющих облаков дыма с блестками искр и где сплошного, сноповидного, красного, где чешуйчато золотого, перебирающегося по стенам пламени, ощущение жара и дыма и быстроты движения произвели на Пьера свое обычное возбуждающее действие пожаров. Действие это было в особенности сильно на Пьера, потому что Пьер вдруг при виде этого пожара почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей. Он чувствовал себя молодым, веселым, ловким и решительным. Он обежал флигелек со стороны дома и хотел уже бежать в ту часть его, которая еще стояла, когда над самой головой его послышался крик нескольких голосов и вслед за тем треск и звон чего то тяжелого, упавшего подле него. Пьер оглянулся и увидал в окнах дома французов, выкинувших ящик комода, наполненный какими то металлическими вещами. Другие французские солдаты, стоявшие внизу, подошли к ящику. – Eh bien, qu’est ce qu’il veut celui la, [[Этому что еще надо,] крикнул один из французов на Пьера. – Un enfant dans cette maison. N’avez vous pas vu un enfant? [[Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] сказал Пьер. – Tiens, qu’est ce qu’il chante celui la? Va te promener, [[Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него. – Un enfant? – закричал сверху француз. – J’ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c’est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [[Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…] Ou est il? Ou est il? [[Где он? Где он?] спрашивал Пьер. – Par ici! Par ici! [[Сюда, сюда!] кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [[Погодите, я сейчас сойду.] действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад. – Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [[Эй, вы, живее, припекать начинает.]ыбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. – Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [[Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам. Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их. Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода. Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике. На прежнем месте ни чиновника, ни его жены уже не было. Пьер быстрыми шагами ходил между народом, оглядывая разные лица, попадавшиеся ему. Невольно он заметил грузинское или армянское семейство, состоявшее из красивого, с восточным типом лица, очень старого человека, одетого в новый крытый тулуп и новые сапоги, старухи такого же типа и молодой женщины. Очень молодая женщина эта показалась Пьеру совершенством восточной красоты, с ее резкими, дугами очерченными черными бровями и длинным, необыкновенно нежно румяным и красивым лицом без всякого выражения. Среди раскиданных пожитков, в толпе на площади, она, в своем богатом атласном салопе и ярко лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег. Она сидела на узлах несколько позади старухи и неподвижно большими черными продолговатыми, с длинными ресницами, глазами смотрела в землю. Видимо, она знала свою красоту и боялась за нее. Лицо это поразило Пьера, и он, в своей поспешности, проходя вдоль забора, несколько раз оглянулся на нее. Дойдя до забора и все таки не найдя тех, кого ему было нужно, Пьер остановился, оглядываясь. Фигура Пьера с ребенком на руках теперь была еще более замечательна, чем прежде, и около него собралось несколько человек русских мужчин и женщин. – Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него. Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла. – Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом. – Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы. – Он говорит – женщина, а Марья Николавна – барыня, – сказал дворовый человек. – Да вы знаете ее, зубы длинные, худая, – говорил Пьер. – И есть Марья Николавна. Они ушли в сад, как тут волки то эти налетели, – сказала баба, указывая на французских солдат. – О, господи помилуй, – прибавил опять дьякон. – Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то. Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее. – Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею. Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат. Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом. – Laissez cette femme! [[Оставьте эту женщину!] бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
Бросок на «Дакар»Спортивный грузовик КрАЗ-5233ВЕ «Дакар»
Сарафанное радио Весть о том, что кременчугский грузовик отправился покорять «Дакар», облетела фанатов марафона на территории бывшего СССР в один момент. Конечно, все знали о планах КрАЗа принять участие в гонке – завод даже презентовал по этому случаю специальный проект «Самум» («ГП» № 8, 2007 г.). Но речи о том, что это свершится в 2008 году, не было!Вскоре разобрались: разговор шел не о полноценной борьбе в гонке, а всего лишь об участии технички вне зачета в рамках подготовки к следующему «Дакару». Задача максимум – пройти весь маршрут и финишировать в столице Сенегала. Задача-минимум – присмотреться к организации и составу гонки, попробовать машину в песках, и на основе этого опыта продолжить подготовку боевой машины.О перечеркнула все планы, но эффект разорвавшейся бомбы все-таки был достигнут: такой прыти и целеустремленности от КрАЗа не ожидал никто!
Не мудрствуя лукаво У нашего журнала крепкая дружба с Кременчугским автозаводом, поэтому пропустить такое событие, как появление у КрАЗа спортивной машины, мы не смогли. Мы первыми из автомобильных журналистов взяли машину на тест – было интересно узнать, что за «монстра» создал КрАЗ и чем он так напугал Европу.Оказалось, что в основе спортивной машины – серийный КрАЗ-5133ВЕ (4х4). Доработки были минимальными. Прежде всего, для строгих европейских габаритов (ограничение по ширине 2,5 м) стандартные широкопрофильные шины-«лапти», размерностью 1350х550-533 заменили белорусскими покрышками Бел-95 (16.00R-20). Для этого пришлось немного доработать ступицы ведущих мостов. Усилили и сузили до того же габарита бортовую платформу (ранее она была 2600 мм). Соответственно доработали платформу изнутри – установили четыре мощные трубчатые дуги, защищающие кузов при опрокидывании. Вдоль боковых бортов расположили держатели для шести запасных колес, и на последней усиленной дуге закрепили небольшой кран-укосину тросовой лебедки для подъема и опускания запасных колес. Из видимых внешних изменений – дополнительные топливные баки с двух сторон, общим объемом 750 л и тент кузова, полностью закрывающий борта.Кабину оставили без изменений, но выбрали удлиненную версию, изначально предназначенную для установки спального места. Сам «спальник» не монтировали, а три кресла расположили в шахматном порядке – так больше рабочего пространства для экипажа. Никаких дополнительных каркасов безопасности внутрь не вваривали (а зря, перевороты на «Дакаре» нередки, и дополнительно защитить кабину не мешало бы). Спортивных сидений вы здесь не увидите – стоят обычные седушки Pilot на пневмоподвеске. Прокатиться на них по европейским дорогам – самое оно, а вот буераки африканских пустынь они бы точно не выдержали. Косвенное доказательство – во время наших «покатушек» на двух креслах из трех пневмоподвеска вышла из строя (перетерлись шланги подвода воздуха). Более того, даже при небольших прыжках с песчаных барханов пассажиры с трудом удерживали в этих креслах «боевое» положение. А опрометчивое желание прокатить на машине девушку – PR-менеджера КрАЗа – и вовсе закончилось рассеченным в кровь подбородком. Вот и представьте, насколько нелегко пришлось бы экипажу в таких креслах на настоящем «Дакаре»…В агрегатной части машины изменений немного. Двигатель оставлен серийный – ЯМЗ-238Д, мощностью 330 л.с. Забавно, что это даже не самый мощный агрегат из устанавливаемых на КрАЗы. Уже давно отработана установка под капот 400-сильного ЯМЗ-7511.10, но, видимо, 238-й посчитали более надежным.Самые интересные метаморфозы произошли с коробкой передач. Несмотря на то, что качество «родной» ярославской КП постоянно улучшается, в дальнюю дорогу выбрали китайскую 9-ступенчатую Shaanxi и сцепление MFZ-430. Несмотря на наш скепсис, все, кто знаком с машиной не понаслышке, в один голос уверяли – коробка просто шикарная! А на наш вопрос, откуда она вдруг взялась на КрАЗе, им пришлось сознаться: присматриваются, чтобы устанавливать их серийно как альтернативу ярославской. Других неожиданностей в трансмиссии уже не предвиделось – в ней применяются стандартная раздаточная коробка и серийные мосты с немного измененным передаточным отношением для обеспечения большей максимальной скорости.
Покатушки За руль спортивного КрАЗа я садился с трепетом – один только внешний вид машины заводит и провоцирует на «драйверский» стиль вождения. Да и зевак в уединенном песчаном карьере на берегу Днепра собралось что-то больно много. И откуда взялись-то? А вон оно, что… Местные рыбаки, до нашего приезда мирно сидевшие на льду, вдруг побросали спиннинги и как в партере устроились наблюдать заезды. А механик единственного экскаватора бросил работу и вылез на крышу драглайна, чтобы лучше видеть наши выкрутасы. Тем самым он полностью парализовал движение транспорта в карьере и создал пробку из БелАЗов. В общем, наш выезд не остался незамеченным.Постоянно включенный полный привод помогал «не опростоволоситься» на КрАЗ-5233ВЕ в сложной ситуации, но не давал «зажечь» в крутых виражах. Красивого сноса задней оси для эффектного фотоснимка добиться так и не удалось. Зато, катаясь по барханам на порожней машине, можно было пользоваться только верхним рядом передач, что в сочетании с действительно шикарной китайской коробкой (может, она изготовлена по спецзаказу?) избавляло меня от проблем с выбором передач – переключение по знакомой схеме происходило быстро и четко.О сцеплении и педали газа ничего не скажу: на прыгающей машине об их работе задумываешься в последнюю очередь, но раз от них не осталось «негатива», значит, все в норме. А вот тормоза – с «кразовским» характером! Нажатие педали тормоза надо очень точно дозировать. Если нажмешь педаль чуть сильнее, машина встанет как вкопанная. Хорошо, что в условиях песчаного карьера тормозить почти не приходилось – достаточно было просто сбросить газ, чтобы машина начала замедляться.Но руль пришлось крутить много и быстро. Он очень легкий, но со слабой обратной связью. На спортивной машине хотелось бы более чувствительного рулевого управления, но не будем забывать: агрегаты на машине серийные! Запомнилось еще, что при вращении руля от упора до упора в крайних положениях гидроусилитель на мгновение задумывался. Видимо, активное руление изначально не входило в планы разработчиков грузовика.Подмерзший в январе песок и отличная геометрическая проходимость КрАЗа создавали великолепный альянс для демонстрации скоростных проходов машины по пересеченной местности. Любая горка или овраг брались с легкостью или даже с некоторой небрежностью такими «чайниками», как автомобильные журналисты. Но вседозволенность сыграла с нами злую шутку – мы его все-таки засадили! Причем между двумя песочными барханами, где перед въездом на новую горку потребовалось сбросить скорость до нуля. Тронуться в горку по песку он уже не смог, и мы быстро окопались. Дальнейшие попытки выбраться из неожиданной ловушки заканчивались еще большим зарыванием в рыхлый грунт. Мы уже стали радостно потирать руки – ага, закопали-таки «дакаровскую» машину! Но обрадовались рано, так как в пылу заездов начисто забыли о централизованной подкачке шин, штатно присутствующей на машине. Причина такой забывчивости – новые шины, на первый взгляд совсем не предназначенные для движения с минимальным давлением. Они изначально рассчитаны на большую грузоподъемность и их боковины не отличаются эластичностью. Но для выхода из «неловкого положения» их характеристик оказалось вполне достаточно. Как только давление упало до 2 атмосфер, машина вышла из песчаного плена на удивление легко. Стало понятно, что серьезно засадить ее в этом песчаном карьере у нас не получится – она все равно выберется!Затем заезды проходили на шоссе. Мы хотели выявить скоростной предел машины, так как передаточное отношение главных передач ведущих мостов было уменьшено. Теоретически скорость автомобиля должна была вырасти с 80 до 125 км/ч, но реально КрАЗ разгонялся до 130–140 км/ч по спидометру. Больше не получалось – не хватало прямых участков дороги. Но запас еще оставался – обороты двигателя на высшей передаче в этот момент едва переваливали за 1500 мин–1. Ожидаемого рева двигателя в кабине в этот момент не было. Даже как-то не по-спортивному…Подводя итог «покатушкам», можно констатировать: спортивный КрАЗ на деле – не более чем серийный двухосный полноприводник, только с увеличенной максимальной скоростью. На КрАЗах надежность и проходимость присутствуют изначально. Именно их и хотели использовать создатели КрАЗ-5233ВЕ для ралли-рейдов.
Эпилог Возвращаясь после тест-драйва на завод, мы обогнали почти новенький самосвал КрАЗ. Кто мог подумать, что у водителя той машины взыграет кровь, и он решит, что его «рабочая лошадка» ничем не хуже спортивного родственника! Сломя голову он бросился в погоню за нами, распугав не только встречные машины, но и легковушки, двигающиеся в попутном направлении. Попытка померяться силами была столь отчаянной, сколь и рискованной. А если вдуматься, кременчугский бросок на «Дакар» практически на обычной серийной машине – из той же серии рискованных авантюр с неопределенным окончанием.Пока все закончилось хорошо, КрАЗ-5233ВЕ «Дакар» своим неожиданным появлением на старте ралли-рейда в Лиссабоне вызвал переполох в стане конкурентов и благополучно вернулся домой. С трудом верится, что ему без проблем удалось бы достичь финиша у Розового озера – трасса очень сложная, а опыта гонок маловато. Да и характеристики автомобиля для этого более чем скромные. Впрочем, новичкам иногда везет…Благодарим ХК «АвтоКрАЗ» за предоставленный на тест автомобиль.
Кременчуг–Киев–Лиссабон Рассказ непосредственного участника поездки на «Дакар» водителя-испытателя ХК «АвтоКрАЗ» Александра Маслия:«Процесс подготовки к поездке был стремительным. За короткий промежуток времени нужно было подготовить необходимые документы: кроме водительских и медицинских это еще визы – Шенгенскую, Марокко, Мавритании, Сенегала. Требовались документы на автомобиль – разрешения на право передвижения (для автомобилей массой более 3,5 т такое разрешение нужно для каждой страны отдельно) и др. В придачу нужно было собрать целый кузов запчастей – на всякий случай, ведь на трассе события могли повернуться по-разному. В поездку нас снарядили двумя чемоданами с медицинскими препаратами: один предоставила автозаводская поликлиника, другой взял с собой Сергей Малик, пилот экипажа.Дорога в Лиссабон была изнурительной. За четыре дня (с 30 декабря по 3 января) проехали почти шесть тысяч километров. Гостиницы в новогодние праздники были переполнены, и нас выручали «спальники», которые мы прихватили с собой. Ехали кротчайшим путем через Пиренеи. Испытания машина проходила прямо в пути, а мы изучали ее поведение в различных условиях. Сложности добавляли жесткие европейские правила, по которым водитель не может находиться за рулем более 4 часов подряд, а за сутки проходить более положенного километража. За нарушение – большие штрафы.По пути в разных странах нас встречали как героев – накануне по телевидению прошли передачи о «Дакаре». В Испании женщины с детьми просили автографы, а в Португалии проживает большая украинская диаспора. Они подходили, пытались прикоснуться к автомобилю, сфотографироваться с нами. Рассказывали свои жизненные истории: кто-то раньше работал на КрАЗе, кто-то служил на этой машине. Когда мы были в Лиссабоне, подъехали члены команды «КамАЗ-Мастер», и весело поприветствовали нас. Ребята говорили: «Какие вы молодцы, что, наконец, стронулись с места».