Если вам все чаще приходится придерживать рычаг переключения передач на ходу, если рычаги раздатки давно привязаны веревочками :), если при движении даже на заднем мосту под вами начинается разноголосый концерт — значит пора. Пора снимать коробку и разбираться, как это скопище шестерен и подшипников работает.
Сразу предупреждаю — я не собираюсь спорить с авторами книг по УАЗам, эта статья — только дополнение к книгам с учетом того, что СТО, подъемника, троих механиков и тому подобного у вас нет.
Устройство и принцип работы
Схема коробки передач содержит сведения об основных и дополнительных элементах системы. Устройство коробки передач УАЗ включает в себя следующие агрегаты и детали:
- Полностью синхронизированная установка, обеспечивающая выравнивание скорости и их плавное переключение.
- Первичный вал на 2 опорах.
- Косозубые промежуточные шестерни привода вала.
- Радиально-упорный шарикоподшипник, состоящий из 2 рядов и расположенный на задней части вала, необходим для восприятия и своевременной реакции на возникающие во время вождения нагрузки в радиальной и осевой плоскостях.
- Раздаточная коробка, состоящая из вала основного моста и шестерни с объемным рабочим ресурсом.
Подобные особенности конструкции дают возможность передвижения задним ходом. Механический тип коробки передач имеет главное преимущество, заключающееся в длительном периоде эксплуатации. Автомобиль с подобным устройством хорошо справляется с трудностями во время езды по пересеченной местности.
Общие характеристики
Все УАЗовские коробки передач сходны по конструкции и схеме функционирования. Сильно различаются только КПП производства компании Hyundai-Dymos, Корея. Это редукторы для моделей УАЗ Патриот и УАЗ Хантер 452-й и 469-й комплектации. Фирма производит пятиступенчатые редукторы, синхронизированные на всех четырех передачах переднего хода.
Выпускаемые же российскими производителями коробки унифицированы и могут взаимно заменять друг друга. В Российской Федерации коробка УАЗ 469 производится двумя предприятиями. Первое – ОАО Автодеталь-Сервис (АДС), г. Ульяновск и второе – АО АМЗ, г. Арзамас.
Обе компании выпускают УАЗовские КПП, в Ульяновске четырехступенчатые с синхронизаторами на III и IV передачах, четырехступенчатые и пятиступенчатые с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. В Арзамасе производятся пятиступенчатые, полностью синхронизированные коробки.
Четвертым поставщиком и производителем коробок передач для автомобилей УАЗ 469 выступает компания-партнер ОАО АДС, г. Ульяновск, под торговой маркой EXPERT, Китай. Она поставляет на главный конвейер сборочного завода в Ульяновске пятиступенчатые, полностью синхронизированные автомобильные редукторы.
Неисправности и ремонт
Первые признаки, указывающие на неполадки функционирования автомобильной системы, должны заставить автовладельца провести диагностику. В некоторых случаях это можно сделать собственными усилиями. Несложные поломки устраняются своими руками. Более сложные неисправности лучше доверить сервисному центру.
Признаки, указывающие на необходимость провести ремонт КПП УАЗ:
- ухудшение управления;
- скрипы и посторонние шумы при смене скоростей;
- самостоятельная активизация передачи.
В большинстве случаев, когда наблюдается нехарактерный шум, причина кроется в износе или дефекте подшипников и шестерни. Тугое переключение скоростей указывает на сбои функционирования синхронизаторов.
Главная причина возникающих проблем — естественный износ деталей.
О необходимости проверки раздаточной коробки говорит ухудшение сцепления колес с дорожным полотном, повышенный уровень шума из области расположения агрегата. Повреждению способствуют: небрежная эксплуатация транспорта, несвоевременное техническое обслуживание, использование некачественных расходных материалов, топлива и трансмиссионного масла, отсутствие контроля в отношении объема рабочих жидкостей.
Другая группа проблем связана с протеканием масляной смеси из КПП. Возможные причины:
- превышение предельного объема масла в коробке;
- попадание в систему воды при заправке горючего;
- трещина на крышке агрегата или на картере.
Скоростная коробка УАЗ состоит из большого числа рабочих элементов и узлов. Их нормальное функционирование и взаимодействие обеспечивают надежное использование автотранспорта. Ремонт коробки передач не потребуется, если регулярно подвергать автомобиль техническому осмотру.
Регулировка механизма
После сборки и установки нового механизма переключения необходимо провести регулировку тяг и всей системы. Цель достигается сменой длины вертикальных и горизонтальных тяг. Последовательность настройки своими силами:
- Рычаг переключения скоростей перевести в нейтральную позицию, а элемент, отвечающий за выбор передачи, переместить до упора.
- 1 рычаг перевести в соответствующие скоростям 1 и 2 позиции. Контролируя отсутствие подтягивания элементов, соедините и зафиксируйте тягу выбора.
- Аналогичные действия необходимо провести для других ступеней передач.
После работы следует проконтролировать полноту включения скоростей путем запуска первой передачи и заднего хода. Рычаг не должен соприкасаться с другими деталями и элементами управления. Оптимальная величина зазора — до 3 мм.
Как разобрать
Перед тем как отремонтировать КПП 5- или 4-ступенчатую (нового образца), необходимо внимательно изучить схему устройства, подготовить материал и инструменты. Для самостоятельного демонтажа агрегата потребуются:
- ключи: рожковые и торцевые;
- отвертки;
- молоток;
- монтажная лопата.
Большой вес изделия из-за контакта с раздаточной системой требует наличия помощника во время работы и снятия коробки.
Разборка коробки передач происходит в такой последовательности:
- Фиксация машины над смотровой ямой.
- Удаление трансмиссионного масла для снижения веса установки.
- Снятие сидений в салоне.
- Демонтаж вилки выключения механизма скоростей, поддона сцепления около глушителя, рамы, вала спидометра и кардана.
- Отсоединение раздаточной системы от основной конструкции, ее фиксация в стороне с помощью веревки.
- Снятие крепежных элементов.
После этого можно вынимать корпус из автомобиля. Следующий шаг — разобрать ступени КПП, проверить все элементы механизма на износ, заменить нефункциональные детали новыми.
Как собрать
Сборка и установка АКПП производится в следующем порядке:
- Помещение коробки на место, закручивание болтов и других крепежных элементов.
- Присоединение к основной конструкции раздаточной коробки.
- Монтаж вилки выключения механизма скоростей, поддона сцепления около глушителя, рамы, вала спидометра и кардана. На этом этапе можно собрать рычаг.
- Установка в салон сидений.
- Заливка в емкость нового трансмиссионного масла.
После этого можно снимать автомобиль со смотровой ямы. Чтобы поставить на УАЗике новую коробку передач и заменить другие детали, предварительно внимательно ознакомьтесь со схемой устройства механизма.
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Разборка пятиступенчатой коробки передач АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010 для УАЗ производится в случае возникновения какой то неисправности при ее работе или для замены поврежденных деталей.
Необходимость разборки пятиступенчатой коробки передач АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010 для УАЗ.
Если задняя передача полностью не выключилась при выжатом сцеплении, при переключении с задней передачи на переднюю, то причина, скорее всего, в трещине на рычаге вилки задней передачи или повреждении деталей синхронизатора. В этом случае необходимо заменить все поврежденные или неисправные детали коробки передач.
Если передачи в КПП АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010 не включаются или последовательно не переключаются, то скорее всего рычаг переключения передач выскочил из паза. Самовыключение передач чаще всего происходит из-за дефекта вызванного чрезмерным износом и деформацией вилки. При повреждении и износе зубчатого венца синхронизатора, его необходимо заменить на новый.
Шум или характерный стук в КПП АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010 обычно происходит при повреждении и поломке ведомых шестерен. Проверьте шестерни и замените их. Также удалите оставшиеся частички металла из картера. При поломке подшипника, он должен быть заменен на аналогичный.
При низком уровне масла в КПП АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010 устраните причину утечки, долейте указанное трансмиссионное масло. В процессе эксплуатации допускается перетекание масла в раздаточную коробку в объеме до 325 мл. При протекании масла через сальник, сальник необходимо заменить.
Разборка коробки передач АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010 для УАЗ.
Снятие первичного вала.
Снимите болты с крышки подшипника первичного вала, бумажную прокладку и упорное кольцо. Выньте крышку подшипника первичного вала. Снимите стопорное кольцо.
Выньте подшипник первичного вала с помощью съемника для подшипника. Поверните первичный вал до совпадения лыски вала с блоком шестерен и выньте узел.
Снятие вторичного вала с картера трансмиссии.
Снимите стопорное кольцо, подшипник вторичного вала с помощью специального съемника для подшипников. Выньте вторичный вал.
Снятие промежуточного вала КПП АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010.
Снимите заднее стопорное кольцо и компенсационные шайбы промежуточного вала. Удерживая шейку промежуточного вала, снимите шестерню пятой передачи промежуточного вала по направлению назад с помощью приспособления до появления стопорных колец.
Потяните промежуточный вал назад, выньте внешнее кольцо подшипника из корпуса. Снимите промежуточный вал. Дальнейшая разборка производится по необходимости, в зависимости от потребностей обслуживания, замены частей или ремонта узлов и деталей коробки передач АДС 420.3181-1700010-02 и 420.3182-1700010.
Схема трансмиссии
Рассмотрим на примере схему устройства КПП и особенности данного узла. В картере коробки переключения ступеней работы двигателя размещены несколько видов приводов, среди которых:
- ведущий вал трансмиссии;
- промежуточные валы;
- ведомый вал устройства переключения передач УАЗ 452.
Опорами для данных узловых элементов трансмиссии служат подшипники. Стоит обратить внимание на размещенный здесь рисунок. Схема на нем достаточно подробно поясняет устройство трансмиссии: передние подшипники роликового типа, а задний подшипник имеет двухрядную шариковую модификацию. У ведомого вала передний подшипник вмонтирован в торец ведущего вала. На ведомой оси установлены шестерни 1, 2, 3 режима работы КПП, на промежуточном — шестерни 2 и 3 передач УАЗ 452.
Как показывает схема устройства переключения передач УАЗ 452, шестерня 1 ступени имеет больший диаметр и располагается в задней части ведомого вала, при этом шестерня от третьего режима самая малая по размеру, находится в передней части ведомого вала, рядом с муфтой синхронизатора.
В нижней части картера, где располагается отдельная ось, установлены шестерни заднего хода. Боковая крышка КПП скрывает внутри картера устройство управления переключением ступенями работы двигателя. В задней ее части смонтирован шестереночный механизм для направления показаний спидометру.
Вернуться к оглавлению
Впечатления от модернизации машины
После модернизации машины, выехал на дорогу и сразу почувствовал изменения. Следует отметить, что резина на автомобиле осталась прежней от ГАЗ-69 размером 6.50-16, она была поуже УАЗовской и несколько легче. Поэтому, пользоваться первой скоростью смысла особого не было и я с легкостью тронулся со второй.
Стали заметно ниже шумы трансмиссии и 80 км/ч машина шла очень легко. Если же выжать газ в пол, то ГАЗ-69 разгонялся до 120 км/ч, но шума в салоне становилось порядочно. Расход топлива при спокойной езде составлял до 15 литров на 100 км.
Однако, вместе с плюсами, появились и небольшие минусы. Например, пропала тяговитость при езде по грязи. Если резко нажимал на газ, то из под колес вылетало практически все что там было, а вот двигаться в натяг, как с прежним мотором, уже не получалось, т.к. двигатель просто глох.
На твердых же дорогах, большая мощность двигателя и лучший подбор 4-х ступенчатой КПП, позволяли двигаться намного быстрее.
Стал даже на дороге замечать, что молодые солдатики при первой возможности, лезли во второй ряд с большим желанием обогнать меня со старта от светофора. Иногда и я участвовал в этих негласных соревнованиях и сначала, как ни странно, всегда отрывался вперед. Старый ГАЗ-69 легко уходил со старта от более нового УАЗ-469.
Помогала мне в этом не только более легкая резина и меньший вес старого Козла, но и то, что военный УАЗ-469 комплектовался редукторными мостами, а они не дают преимуществ при старте от светофора.
Однако, все это было давно, сейчас же двигатель ЗМЗ-409 не оставил бы шансов на победу. А может поставить ЗМЗ-409 на ГАЗ-69 и еще раз попробовать?
Почему у нас ремонтировать КПП выгодно
- 20 лет непрерывного опыта компании, высокая квалификация наших механиков и других специалистов создали базу для высокого качества проведения всех работ.
- Мы имеем современное оснащение автосервиса.
- Делаем диагностику и ремонт МКПП УАЗ Патриот при помощи профессионального оборудования и инструментов.
- Обеспечиваем ценовую доступность ремонта, благодаря скидкам, лояльным расценкам на автозапчасти и услуги.
- Имеем свой склад запчастей с большим выбором комплектующих.
- Продаем запчасти.
- Ремонтируем коробки передач в срочном порядке – в день приезда.
- На все произведенные нами работы даем гарантию качества.
Тюнинг двигателя ГАЗ М-20
Придя с армии, я пытался форсировать родной двигатель ГАЗ-69 и для этого фрезеровал головку цилиндров с тем расчетом, чтобы клапана в нее не упирались.
Также выпрессовывал направляющие выпускных клапанов и точил их с расчетом на более толстую ножку клапана с ПАЗовского двигателя. Далее, шарошил гнезда и притирал клапана.
Ставили именно ПАЗовские выпускные клапана потому, что они имели натриевый наполнитель и не горели даже от 76 бензина. Однако, проблема была в том, что найти их было крайне сложно.
После проведения вышеописанных работ, клапана переставали гореть, а двигатель заметно прибавлял в тяге и по прямой дороге мог разогнать автомобиль до 110 км/ч. Прошел у меня такой тюнингованный мотор около 15 тыс. км, после чего вода пошла в поддон.
Вскрытие показало, что лопнул блок двигателя от выхлопного клапана к гильзе цилиндров и восстановлению уже не подлежит. Номер цилиндра к сожалению уже не помню. Этот эксперимент, навсегда отбил у меня охоту заниматься форсированием моторов.
Проведение диагностики КПП УАЗ 469
Автомобиль подлежит диагностике, если ухудшилось его управление. Параллельно с этим могут быть слышны скрипы при смене передач. Также, необходимо проверить состояние коробки, если передачи активизируются самопроизвольно. В ряде случаев нужно заменить подшипники, шестерни чтобы решить проблему с возникновением шумов. При тугости переключения передач проверяются синхронизаторы. Основная причина того, почему возникает на внедорожнике необходимость замены составляющих запчастей коробки – их естественный износ.
Один из признаков того, что раздаточную коробку следует проверить, если ухудшилось сцепление колес с дорогой, при этом стал нарастать шум с ее стороны. Ведет к ремонту коробки передач на УАЗ 469 неправильное использование транспортного средства. В частности, нужно осуществлять своевременную замену трансмиссионного масла.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться водитель УАЗ – это течь масла из КПП. Данное проявление является результатом наличия повышенного уровня масла в КПП. Также, если во время заправки коробки новым горючим в систему попала вода, автомобилист в скором времени столкнется с проблемой течи жидкости из КПП. Однако не только использование некачественного масла может являться причиной того, что будут отмечаться утечка, так как на картере или в крышке КПП УАЗ 469 может иметься трещина.
Как включить передний мост на УАЗ
Чтобы крутящий момент отдать редуктору, применяется карданный вал, присоединенный к раздаточному редуктору, имеющему пару ступеней. На машинах «Патриот» применяется две разновидности «раздаток»: российская механическая либо Dynamos, имеющая электрический привод. Последний вариант используется с 2013 года. В обоих вариантах без муфты включения переднего моста УАЗ не обойтись.
Управление приводом происходит при помощи рычага или шайбы, находящихся на центральном тоннеле. Чтобы включить передний мост УАЗ или деактивировать, нужно:
- Полностью выжать сцепление;
- Передвинуть рычаг в нужное положение (режимы указаны на пластиковой рукоятке). Операцию проводите на скорости не более 60 км/ч;
- Отпустите сцепление: далее можно двигаться с активированным мостом. Для его отключения опять выжмите сцепление и переведите рычаг управления в нейтраль.
Включение моста на внедорожниках с коробкой Dymos гораздо проще: нужно повернуть шайбу в нужное положение. Конструкция трансмиссии такова, что не возбраняется подключать мост прямо во время движения. Однако если потребуется пониженная скорость, придется остановиться.