Кутаисский автомеханический завод — Kutaisi Auto Mechanical Plant

Кутаисский автомобильный завод (КАЗ)
ПреемникКутаисский автомеханический завод (КАМП)
Основан1951
Штаб-квартираКутаиси
,

Грузия (ранее Советский союз)

Товарыгрузовики
РодительГрузинская Промышленная Группа
Интернет сайтКутаисский автомеханический завод (КАМП)

В Кутаисский автомеханический завод (КАМП)

(Грузинский: ქუთაისის ავტომექანიკური ქარხანა,
кутаисис автомеканикури кархана
), ранее
Кутаисский автомобильный завод — КАЗ
(Грузинский: ქუთაისის საავტომობილო ქარხანა,
кутаисис саавтомобилио к’архана
); назван в Советском Союзе в честь Серго Орджоникидзе), это грузовая машина завод расположен в Кутаиси, Грузия.

Товары

  • КАЗ-4502 Колхида ()
  • КАЗ-4540 Колхида ()
  • Чужой автозавод

    Кутаиси считается крупнейшим городом западной Грузии, попасть в него можно из Тбилиси на автобусе или поезде. Также действует авиационное сообщение с городами Украины, Армении и Турции. Депрессивное настроение царит не только в центре города, но и на окраинах, где расположен главный герой – автозавод КАЗ. Огромный промышленно-спальный район был рассчитан на один завод. Люди трудились здесь целыми семьями, жили общими задачами, проблемами и целями автогиганта. Всего в конце 80-х годов ХХ века на предприятии работало около 18 тыс. человек, что даже по меркам советского градообразования впечатляет.

    Цеха начинаются задолго до центральной проходной. Некогда троллейбусный маршрут № 8 связывал центр города с КАЗом, последние 4 остановки троллейбусного маршрута пролегали вдоль автозавода. Сегодня уже нет троллейбуса, а вдоль улицы возвышаются огромные корпуса. Окна первых этажей зияют пустотой, вокруг заросли диких кустов и деревьев. Такая картина снаружи.

    У главной проходной с аппарелей в лужу уткнулись два синих трактора «Имэчи-35». Первая мысль: завод выбрал нишу развития земледелия и КАЗ занялся производством спецтехники для обработки полей и сбора урожая.

    Технические характеристики КАЗ-608 в цифрах

    • Габаритные размеры – 5155 х 2360 х 2440 мм (по кабине).
    • База (расстояние между передней и задней осями) – 2900 мм.
    • Расстояние между колёсами на одной оси – 1800 мм.
    • Снаряжённая масса седельного тягача – 4000 кг.
    • Дорожный просвет спереди – 340 мм, сзади с нагрузкой – 275 мм.
    • Угол заезда под нагрузкой на седло – 30 градусов.
    • Тормозной путь в сцепке при движении со скоростью 40 км/ч – 20 метров.
    • Минимальный радиус поворота – 7 метров.
    • Объём топливных баков – 2 по 125 литров. Объём масла для смазки двигателя – 9 литров. Объём системы охлаждения двигателя – 26 литров.

    Комплекс активной защиты — «Арена»

    В 1997 г. широкой публике был впервые продемонстрирован более совершенный комплекс активной защиты — «Арена». Танк Т-80УМ-1, оснащенный данной КАЗ, с характерной надстройкойскворечней блока антенн РЛС на башне, привлек пристальное внимание военных специалистов.


    Схема боевой работы КАЗ «Арена»: 1. Защитные бункеры. 2. Радар. 3. Защитные осколки. 4. Противотанковая ракета. 5. Фаза отслеживания

    По своим боевым характеристикам «Арена» существенно превосходила предшественников. Расширились сектора обзора, достигнув 270 градусов по азимуту, повысилось быстродействие—интервал от обнаружения цели до ее поражения составлял не более 0,07 с. Хотя максимальная скорость ПТУР и гранат, которые был способен перехватывать комплекс, и не изменилась — так же, как и у «Дрозда», она составляла около 700 м/с (это гарантированно позволяло уничтожать выстрел из РПГ, обычные ракеты из ПТУР и сверхзвуковые ракеты от ПТУР типа «Хризантема» или «Штурм»), —однако существенно увеличилось количество защитных боеприпасов. Их разместили по периметру башни танка в специальных установочных шахтах (танк мог нести до 26 таких боеприпасов). «Арена» не реагировала на цели, находящиеся на удалении более 50 м от танка, и на малоразмерные цели (пули, осколки, комья грязи или снега).

    Сегодня ПТУР «по зубам» и стальная броня толщиной более 1000 мм, которую навесить на танк невозможно, так как в результате он потеряет всю свою подвижность. Не спасает положение и применение на бронетехнике элементов динамической защиты.


    Танк Т-80У с комплексом «Арена». На крыше башни установлен характерный блок РЛС, на лбу и скулах — пусковые установки защитных боеприпасов. Схема «защитного зонтика» обеспечивавшегося КАЗ «Арена»

    Однако у военных имелись и претензии — антенный блок РЛС «Арены», установленный на специальной мачте, сильно возвышался над крышей башни, не имел серьезной защиты и мог стать «легкой добычей» противника. При этом после уничтожения или выведения из строя РЛС весь комплекс массой почти 1,3 т становится бесполезным грузом и даже помехой для маневра танка на поле боя.

    На 2006 г. базовая стоимость комплекса составляла 300 тыс. долларов. Его пробовали устанавливать на все виды российских танков и даже на БМП3. Вероятно, на относительно слабо бронированной БМП-3 он мог бы проявить себя наиболее эффективно: десант внутри боевой машины чувствовал бы себя более защищенным от вражеского огня. Однако дальше испытаний дело никак не заходило.

    Трансмиссия; подвеска и ходовая часть; тормоза; рулевое управление

    Двигатель ЗИЛ-130Я5 работал в связке с пятискоростной механической коробкой переключения передач; сцепление – сухого типа, однодисковое.

    Штампованная рама автомобиля состояла из лонжеронов швеллерного типа, которые соединялись между собой поперечинами. Передняя подвеска – рессорная, с использованием задних рессорных листов от внедорожника ГАЗ-66. Телескопические амортизаторы с двусторонним действием и балка с двутавровым сечением Задняя подвеска – рессорная, от ЗИЛ-130, с добавлением дополнительных рессор.

    Шины –пневматические, с камерами и штатным давлением в 4,3 атмосферы. Тормоза – с пневматическим приводом от педали, классического колодочного типа на всех колесах. На прицепах установлена однопроводная тормозная система. Рулевое управление червячного типа, имеющее трехгребневый ролик, оснащённое встроенным гидроусилителем. Насос гидроусилителя вращается ремнем от коленчатого вала.

    Допрос в застенках

    На этом можно поставить точку, но сегодня отношения между Россией и Грузией переживают самые худшие времена. Это отразилось и на моем дальнейшем пребывании в Кутаиси. Нес­колько часов спустя я уже был на экскурсии в застенках спецслужб, где меня с пристрастием допрашивали о цели визита и сделанных фотографиях. Бо/льшая часть того, что мне удалось запечатлеть фотокамерой, была безжалостно удалена, и лишь немногое удалось отстоять в долгих и жарких спорах с грузинской контрразведкой.

    Кутаисский Автомобильный Завод (КАЗ)

    Кутаисский автомобильный завод имени Серго Орджоникидзе начали строить в 1945 году. В начале своего пути КАЗ был не автомобильным, а автосборочным предприятием. КАЗ — самое крупное из предприятий Грузии, из вступивших в строй в пятой пятилетке.

    В 1950 году завод освоил производство двигателей и коробок скоростей. 18 августа 1951 года с конвейера сошел первый в Грузии автомобиль — КАЗ-150. Из комплектующих, поступавших с ЗИСа, был налажен выпуск бортовых автомобилей, а позже специализацию первого грузинского автозавода изменили, перепрофилировав КАЗ на выпуск самосвалов и седельных тягачей, которых в Москве выпускали намного меньше.

    Собственное КБ начало действовать в середине 1950-х годов. В 1952 году специалисты разрабатывают 3,5-тонный самосвал КАЗ-585Б и седельный тягач КАЗ -120Т для буксировки одноосных самосвальных полуприцепов — хлопковозов КАЗ-716, предназначенных для транспортировки незатаренного хлопка. Оба автомобиля с незначительными отличиями повторяли ЗИС-овские прототипы.

    В 1956 году завод начал выпускать самосвал с трехсторонней разгрузкой КАЗ-600 уже собственной конструкции. Параллельно с самосвалом был освоен и выпуск цементовоза КАЗ-601.

    КАЗ-606 «Колхида» пошёл в серию со второй половины 1961 года и стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем. Разработка автомобиля с кабиной над двигателем — большое достижение конструкторов Кутаисского автозавода.

    С 1962 года с конвейера завода стала сходить обновленная модель седельного тягача КАЗ-606А. Производство автопоездов велось поточным методом, сборка автомобилей и их основных узлов выполнялась на конвейерах. Также выпускались автомобильные двигатели, запасные части к автомобилям, а также предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода: садовые тележки, шпингалеты, задвижки и др.

    В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608. В 1973 году кутаисские автомобили получили новую просторную кабину и цифровой индекс КАЗ-608В.

    С января 1984, после прохождения межведомственных испытаний, КАЗ-4540 пошёл в производство.

    После распада СССР выпуск машин сильно сократился. В 1990-х годах на КАЗе пытались, используя КАЗ-4540 как базовый автомобиль создать семейство грузовиков (бортовые, цистерны, самосвалы, фургоны и мусоровозы), в том числе 4х4 и 4х2 с кабиной от КАЗ, а также разработали «грузинский Мультикар» — небольшой транспортёр КАЗ-НАМИ-0342, рассчитанный на небольшие фермерские хозяйства, однако отсутствие инвесторов так и оставило этот автомобиль мечтой. В 1991 году Кутаисский автомобильный завод практически прекратил свою деятельность.

    14 января 2002 года на кутаисском автозаводе, до этого простаивающим, состоялась презентация проекта по SKD-сборке (так называемая «отверточная») индийских внедорожников компании Mahindra & Mahindra мощностью 1000-1200 автомобилей в год. Планировалось, что джип будет поставляться не только на грузинский рынок, но и в некоторые страны Закавказья — Армению и Азербайджан. Сообщалось, что договор на общую сумму в $26 млн. был подписан в конце 2001 года. Дальнейшая судьба проекта малоизвестна.

    В конце 2009 года было объявлено о начале совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но на данный момент не выпущено ни одного автомобиля.

    Историческое вторсырье

    Кто-то из читателей может подумать, что мы просто катались на машине по территории завода, но спешу внести ясность: мы искали музей! Именно искали!

    Да-да, на заводе был и пока еще есть музей истории предприятия. Что еще более невероятно, в этом музее сохранились два натурных грузовика, которые выпускал КАЗ. Моим экскурсоводом в музее стал последний директор предприятия Д. А. Девидзе.

    Небольшое строение, похожее на мини-ангар и стало заветной целью. За его дверьми уцелели стенды с фотографиями всех директоров КАЗа, фотодокументы строительства цехов, моделей грузовиков времен СССР.

    Между несущими колоннами стоит самосвал КАЗ-585В и тягач КАЗ-608В, которых пока не коснулась волна репрессий, цветных революций и кризисов. Фотоальбомы, техническая документация пылятся на столах и в стопках, как макулатура. В переплетах этих ценных книг размножаются, живут и плодятся книжные черви. Отопления в этом гулком помещении нет уже почти 15 лет! Более двух часов я с любопытством листал архивы предприятия. Оказалось, что на КАЗе до 1998 года выходила даже своя заводская малотиражка «Мацнэ» (груз. – ма­шина).

    Самое печальное, что судьба этого музея уже предрешена – документы ждет помойка, а все дизели, натурные образцы агрегатов, метизы и модели техники отправят в мартеновские печи Руставского металлургического завода, который также занимается переплавкой памятников истории Грузинской ССР.

    Под занавес встречи Дидим Арчилович понадеялся, что мэрия Кутаиси все-таки обратит внимание на завод и сохранит коллекцию. Пусть хоть потомки гордятся, что в Кутаиси делали грузовики «Колхида» для всех республик Советского Союза.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]