Охране труда для машиниста одноковшового экскаватора


Как правильно работать на экскаваторе

Гидравлические экскаваторы являются основополагающей техникой при производстве многих видов с землеройных работ или при выполнении по перемещении масс различного рода грунтов. По данным статистики рост на рынке экскаваторов ежегодно составляет 7-8%. При этом импорт техники из-за рубежа показывает неплохой рост в 40-45%, из этого числа. Получается, что весь рынок землеройной техники поделен между российскими и иностранными производителями.
На вопрос, какой экскаватор лучше при выборе — не ответит однозначно ни один эксперт. Аргументы просты: российская техника дешевле, а западная надежней. Поэтому попробуем разобраться в вопросе: как правильно работать на экскаваторе, так как при аккуратной работе техника ломается реже, а вот незнание функций управления приведет к однозначной поломке. Скачать руководство для операторов экскаваторов можете по ссылке.

Управление импортной техникой


Теперь ответим на детальный вопрос: как правильно работать на экскаваторе импортного производства, чтобы его не сломать. Для начала определимся: какой гидравлический экскаватор у вас не окажется — большой или маленький для управления им вам будут нужны знания и навыки, а вот физическая сила точно не потребуется. Будет обязательно присутствовать щиток приборов, как у хорошего легкового автомобиля, который снабдит необходимой информацией обо всех параметрах работы машины. На нем присутствует:

  • Тахометр;
  • Показатель давления масла;
  • Температура двигателя;
  • Заряд аккумуляторов экскаватора;
  • Сигнальный индикатор — предупреждение о перегреве;
  • Уровень рабочих жидкостей экскаватора;
  • Табло подсчета моточасов;

Два джойстика поделят функции по управлению экскаватором, один будет отвечать за движение экскаватора в пространстве и движение ближней части стрелы, другой за работу стрелы-манипулятора и ковша. Какой бы сложной ни оказалась работа, управление будет требовать практики, которую можно получить на компьютере с программой-симулятором для данного вида экскаватора.

Необходимо знать, что различные типы экскаваторов, в зависимости от завода изготовителя, имеют индивидуальные схемы управления.

Управление отечественной техникой


Особенности управления экскаватором российской сборки будет отличаться от импортных машин наличием до шести гидрораспределителей напрямую связанных с гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы экскаватора и механизмом управления ковшом.

За поступательное движение техники будут отвечать две педали и рычаги для гусеничной машины или руль для шасси на пневмоходу. Курс теоретического обучения и производственная практика будут являться ответом на вопрос как правильно работать на экскаваторе отечественной сборки.

Техника безопасности

При работе на экскаваторах импортного и отечественного производства необходимо ознакомиться с инструкцией по технике безопасности разработанной непосредственно для конкретной модели.

Перед началом первой работы необходимо ознакомиться со значением специальной информации, расположенной на корпусе и агрегатах экскаватора. Таблички предупреждения на машине будут присутствовать во всех опасных местах, и иметь сопроводительные надписи, которые обозначают уровень и степень возможной опасности:

  • ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ, будет сигнализировать о возможной вероятности наступления потенциальной опасности, вследствие которой непринятие мероприятий приведет к потенциально возможному получению малых или средних увечий.
  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, предназначено для обращения внимания на потенциальную вероятность опасной ситуации, которая может привести к тяжелой травме или летальному исходу, если вовремя не принять необходимые меры для предосторожности,
  • ОПАСНОСТЬ, сигнализирует о неотвратимости возникновения особенно опасного случая, вследствие которого пренебрежение мерами безопасности приведет к тяжелым увечьям и смерти.

Таблички, имеющиеся, на всех экваторах используют рисунки и надписи для визуального предупреждения и являются обязательными для исполнения. Техника безопасности при работе на гусеничном экскаваторе описана здесь .

Не стоит путать таблички по технике безопасности с информационными надписями по правилам эксплуатации экскаватора. Необходимо использовать все знания для исключения несчастных случаев и для правильной работы на экскаваторе.

Видео по азам работы на экскаваторе:

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Установку и перемещение экскаватора вблизи выемки (котлована, траншеи и т.п.) следует осуществлять за пределами призмы обрушения грунта. 3.2. При перемещении экскаватора в пределах строительной площадки своим ходом необходимо выполнять следующие требования безопасности: 3.2.1. При трогании экскаватора с места и при каждом маневре нужно убедиться в безопасности движения и отсутствии людей и препятствий на пути следования. 3.2.2. Движение экскаватора по продольному уклону разрешается с учетом ограничений, указанных в паспорте на экскаватор. 3.2.3. При передвижении экскаватора его стрела должна находиться по ходу движения экскаватора, а ковш приподнят над землей на 0,5 – 0,7 м. 3.3. При движении экскаватора своим ходом нужно соблюдать требования Правил дорожного движения. 3.4. При перевозке экскаватора трайлером необходимо знать следующие требования безопасности: 3.4.1. Перед погрузкой экскаватора на трайлер нужно убедиться в том, что трайлер находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен. 3.4.2. Вкатывать экскаватор на трайлер можно при помощи лебедки или своим ходом по надежно устроенному пандусу из брусьев или шпал; настил пандуса следует устраивать с уклоном не более 150. 3.4.3. Перед погрузкой следует поднять ковш экскаватора, чтобы он не мешал движению по пандусу. 3.4.4. Работнику запрещается производить развороты при въезде на трайлер и на его площадке. 3.4.5. Во время перевозки на трайлере в кабине экскаватора запрещается находиться другим работникам. 3.5. При выемке грунта экскаватор должен быть установлен на заранее спланированную площадку; при этом минимальное расстояние от опоры экскаватора до края котлована (канавы) должно составлять от 1 до 6 метров в зависимости от глубины котлована (канавы) и грунта (песчаный, глинистый и т.п.). 3.6. Во время работы экскаватора необходимо убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора, определяемой длиной стрелы и вытянутой рукояти. 3.7. Во время работы экскаватора запрещается: — производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта; — планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукоятки; — очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше; — производить какие-либо работы при нахождении людей в зоне работы экскаватора; — покидать рабочее место при поднятом ковше. 3.8. Во избежание потери устойчивости или возможности опрокидывания запрещается передвижение экскаватора с загруженным ковшом. 3.9. Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения. 3.10. Во время работы экскаватора запрещается находиться в зоне действия его стрелы. 3.11. Не допускается разработка грунта методом «подкопа»; разработку грунта необходимо вести таким образом, чтобы в процессе работы не образовывались «козырьки» из грунта. 3.12. Запрещается поднимать и перемещать бревна, доски, балки, крупногабаритные глыбы, не помещающиеся в ковш экскаватора. 3.13. Погрузку грунта в автосамосвал следует осуществлять со стороны заднего или бокового борта. 3.14. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя автомобиля. 3.15. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине водителя или других людей. 3.16. При необходимости очистки ковша нужно опустить его на землю и выключить двигатель. 3.17. Во время перерыва в работе или при проведении технического обслуживании экскаватора ковш необходимо извлечь из траншеи, отвести экскаватор от края откоса и опустить ковш на грунт. 3.18. Выполнять работы вблизи подземных коммуникаций, а также в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии оформленного наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ. 3.19. При работе на экскаваторе запрещается: — передавать управление экскаватором людям, не имеющим на это права; — оставлять экскаватор с работающим двигателем; — перевозить в кабине экскаватора людей; — находиться под экскаватором при работающем двигателе или при поднятом ковше. 3.20. При работе на поверхности, имеющей уклон, не следует: — делать резких поворотов экскаватора; — поворачивать экскаватор с заглубленным ковшом; — передвигать экскаватор поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте экскаватора. 3.21. При временном прекращении работы экскаватор должен быть установлен таким образом, чтобы стрела была отведена в противоположную сторону от траншеи, ковш опущен на землю, а под ходовую часть подложены упорные колодки с обеих сторон. 3.22. При необходимости выхода из кабины экскаватора нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и затормозить экскаватор. 3.23. Во время заправки экскаватора топливом работнику и другим людям, находящимся вблизи экскаватора, запрещается курить и пользоваться огнем. 3.24. При техническом обслуживании и ремонте экскаватора нужно осмотреть инструмент, который будут использоваться в работе, и убедиться в его исправности. 3.25. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками. 3.26. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях. 3.27. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа. 3.28. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев. 3.29. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. 3.30. Используемый при техническом обслуживании или ремонте экскаватора переносной светильник должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

Вся необходимая информация по вождению экскаватора для начинающих

Обучением профессии экскаваторщика занимаются специализированные учебные центры. Чтобы получить права на экскаватор, надо не только освоить принципы управления техническим средством, но и владеть знаниями по обслуживанию и ремонту базовой машины и навесного оборудования к ней, иметь навыки слесаря, уметь читать чертежи и схемы деталей и даже разбираться в категориях грунта.

Престиж профессии определяется востребованностью на рынке труда. Экскаваторы пользуются высоким спросом. Эта спецтехника незаменима при разработке горных выработок, карьеров, в сфере гражданского и дорожного строительства. Оснащенные ковшом машины применяются для копания траншей и котлованов или создания насыпей и отвалов, выемки грунта или обустройства дамб. Машины используют не только для добычи железной руды, угля и других пород, но и как погрузчики сыпучих материалов в транспортные средства.

Профессиональный машинист экскаватора всегда обеспечен работой и стабильным заработком. И каждый имеющий удостоверение на экскаватор может со временем улучшать разряд, проходя обучение на курсах повышения квалификации. Максимальный профессиональный уровень — 8 разряд.

Какие права нужны на экскаватор

Для спецтехники на гусеничном или колесном ходу разработаны специальные категории прав:

  • В — дает допуск к эксплуатации малой гусеничной техники с мощностью до 25,7 кВт;
  • С — для специализированных колесных машин с мощностью до 110,3 кВт;
  • D — подходит для управления мощной спецтехникой колесного типа (свыше 110,3 кВт);
  • Е — для управления мощной гусеничной техникой (больше 25,7 кВт);
  • F — предназначена для управления сельхозтехникой особого назначения.

Чтобы получить удостоверение экскаваторщика для той или иной модели, надо сопоставить категорию и мощность машины, на которой предстоит работать.

Многие предприятия строительной, коммунальной сферы или сельского хозяйства охотно трудоустраивают водителей, имеющих только одну спецкатегорию. Но те фирмы, которые стремятся достичь большей рабочей эффективности, охотно идут навстречу желающим учиться на экскаваторщика. Грамотный работодатель понимает, что взаимозаменяемость специалистов — залог стабильной работы.

Тем, кто хочет обучиться и получить дополнительную категорию, следует учитывать, что при переводе с одного типа машины на другой учеба будет проходить в рамках дополнительной сокращенной программы. Обязательной будет аттестация.

Если на предприятии предполагается перевод машиниста с одной модели экскаватора на другую того же типа, то дополнительного обучения не требуется. Экскаваторщик в такой ситуации должен ознакомиться с особенностями предлагаемого спецсредства, пройти стажировку в течение 5-8 смен и только после этого приступать к самостоятельной работе.

После запуска машины

Запустив двигатель, машинист дает ему поработать в течение до пяти минут на малых оборотах, а затем подать топливо на уровне холостого хода, чтобы проверить работоспособность всех узлов оборудования без нагрузки.

Поочередно активируя рычаги, оператор проверяет все механизмы управления, тормоза, руль, освещение и сигналы, работу гидравлической части. Окончательный этап проверки после запуска ходовой части – контрольная сверка показаний по приборам.

Где отучиться на экскаваторщика

Программы учебы на экскаваторщика были разработаны еще Госкомитетом РФ по профессионально-техническому образованию. Теперь они утверждаются постановлениями Министерства образования.

Сейчас можно выучиться на экскаваторщика или машиниста автопогрузчиков не только в профтехучилищах, но и в учебных комбинатах, на заводах-изготовителях.

Все учебные заведения, которые обучают работе на экскаваторе, должны располагать соответствующей производственной базой для проведения практических занятий. Практическая часть экзамена должна проходить на трактородроме и на специально подготовленном маршруте.

Обучение

К обучению профессии экскаваторщика допускаются лица, достигшие 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для учебы и дальнейшей работы. Медицинская справка по установленному образцу оформляется на платной основе. Также надо предъявить справку об уплате налога (госпошлины, установленной органами государственного технического надзора).

Профподготовка проводится в очной форме и должна предусматривать:

  • теоретические занятия в специально оснащенных классах;
  • практические занятия;
  • экзаменационные мероприятия с участием инспекторов Гостехнадзора.

Программы подготовки машинистов колесных и гусеничных транспортных средств составляются с учетом того, что, помимо навыков управления спецтехникой, выпускник приобретет и знания по обслуживанию и ремонту машины.

Экскаваторщик должен уметь обнаруживать и устранять неполадки, понимать принцип действия оборудования, разбираться в чертежах, горюче-смазочных материалах и нормах их расхода, знать основы электротехники.

Все эти знания по окончании курсов проверяет аттестационная комиссия, в составе которой обязательно должен присутствовать представитель Гостехнадзора. Результат аттестации вносится в протокол. Машинист экскаватора получает удостоверение с указанием типа машины, к управлению которой он имеет допуск. Удостоверение подписывает председатель экзаменационной комиссии.

В учебных центрах курс обучения рассчитан на 300 и больше академических часов и составляет от 2 до 4 месяцев. Цена устанавливается самими центрами, в большинстве учебных заведений получение профессии экскаваторщика обходится в сумму около 7 тыс. руб., каждое последующее повышение разряда — около 2,5 тыс. руб.

Повышение разряда

После получения удостоверения впервые прошедший обучение экскаваторщик имеет право управлять одноковшовой машиной с объемом не более 0,15 м³, т. к. ему присваивается 4 разряд. Чтобы повысить разряд, надо будет пройти обучение по сокращенной учебной программе и сдать экзамен. Обучение на каждый более высокий разряд можно проходить через год работы с предыдущей квалификацией.

Повышение разряда говорит о профессионализме машиниста. Все разряды и оклады специалистов включены в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. С каждым разрядом повышается заработная плата, а экскаваторщик получает допуск к управлению более мощной машиной по объему ковша и производительности:

  • 5 разряд — позволяет работать с объемом ковша до 0,4 м³ и на траншейных роторных экскаваторах производительностью до 1000 м³/ч;
  • 6 разряд — ковш до 1,25 м³, производительность — до 2500 м³/ч;
  • 7 разряд — объем до 4 м³, производительность до 4500 м³/ч;
  • 8 разряд — объем до 9 м³, производительность больше 4500 м³/ч.

Полезные советы

Перед началом работы надо изучить все значки, имеющиеся на корпусе и агрегатах каждого экскаватора. Графические изображения и надписи содержат предостережения, предупреждения и сигналы об опасности. Таблички предназначены для визуального напоминания, но их нельзя путать с инструкцией по технике безопасности, которая обязательна для соблюдения.

Первичный инструктаж (вводный) осуществляется при приеме на работу, повторный — не реже 1 раза в квартал. В некоторых ситуациях проводится внеочередной инструктаж (машинист переходит на другую модель спецтехники, ему выдан допуск на опасные работы, он нарушил правила ТБ или стал виновником несчастного случая и т. д.). Специалисты по ТБ фиксируют сведения об инструктаже.

Чтобы работа протекала безопасно, молодые экскаваторщики должны всегда соблюдать правила и прислушиваться к советам опытных коллег. Среди обязательных к исполнению простые, но крайне важные рекомендации:

  1. Перед началом работы экскаваторщик должен подать звуковой сигнал. Так близстоящие коллеги будут предупреждены о том, машина начинает движение.
  2. Рабочая зона экскаватора должна быть по возможности огорожена. Машинист должен следить за стройплощадкой и свободным пространством во время вращения ковша.
  3. Если предстоит работать на уклоне или рыхлых грунтах, то надо предварительно подготовить твердую горизонтальную поверхность, чтобы не допустить опрокидывания техники.
  4. Перед началом работы надо изучить местность. Работать вблизи линий электропередачи или там, где расположены подземные коммуникации, опасно.

Со временем и увеличением профессионального опыта соблюдение правил техники безопасности при работе можно довести до автоматизма. Но машинисты экскаваторов со стажем советуют все же время от времени повторять правила безопасности и знакомиться с теми, которые разработаны для модернизированных моделей спецтехники.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При опасности обрушения или оползании грунта следует немедленно отвести экскаватор в безопасное место. 4.2. В случае обнаружения в разрабатываемом грунте трубопровода, электрического кабеля, взрывоопасных или других неизвестных предметов, работу экскаватора следует незамедлительно прекратить и сообщить об этом руководителю работ. 4.3. Если во время работы экскаватора с ним произошла авария, то нужно немедленно поставить в известность об этом руководителя работ. 4.4. При обнаружении пожара или признаков горения на территории рабочей зоны (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112 и принять меры по тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 4.5. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщать руководителю о случившемся. 4.6. Если несчастный случай произошел с самим работником, то ему следует обратиться в здравпункт, а также сообщить о случившемся руководителю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

Машинист экскаватора: процесс обучения и основы профессии

Экскаватор представляет собой сложную инженерную машину, предназначенную для различных видов землеройных работ и погрузки сыпучих материалов. Осуществлять рабочие функции на данном высокотехнологичном механизме могут только аттестованные специалисты, прошедшие обучение на машиниста экскаватора в специализированных учебных центрах. Деятельность водителя включает в себя не только управление этим агрегатом, но и его техническое обслуживание.

Профессия экскаваторщик требует глубоких навыков и большого багажа инженерных знаний, которые связаны с умением анализировать техническую документацию и чертежи. Для того чтобы правильно выбирать рабочее оборудование и место для осуществления технологического процесса, каждый машинист экскаватора должен обладать профессиональными знаниями обо всех видах грунтов и их физико-механических характеристиках.

Рабочий процесс предъявляет машинисту высокие требования к соблюдению всех норм и правил, касающихся безопасности землеройных и погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственному и серьёзному отношению к выполняемым функциям. Кроме этого, водитель экскаватора, осуществляя свою деятельность, подвергается существенным нагрузкам, и поэтому должен обладать отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой.

Процесс обучения по специальности машинист экскаватора

Обучение на машиниста экскаватора производится в специализированных учебных заведениях, в которых абитуриентами осваивается программа профессиональной подготовки. Целью учебных курсов является получение навыков вождения колёсного либо гусеничного агрегата, а также обучиться мастерству разработки и перемещения грунта при помощи ковша. Учёба состоит из трёх этапов:

  • Теоретической части. Каждый учащийся изучает устройство экскаватора и его основных элементов, а также методы ведения работ по разработке грунтов при помощи ковша и другого навесного оборудования.
  • Практической составляющей. На занятиях каждый из студентов может учиться управлять экскаватором и осуществлять манипуляции его ковшом.
  • Внутреннего экзамена. Отучившись, все претенденты сдают экзамены: теоретический и практический. Экзамен по теории сдают по билетам, где рассматриваются основные вопросы устройства экскаватора и методы ведения земляных работ. Практическая проверка знаний выполняется на учебном полигоне. Здесь будущий водитель экскаватора показывает мастерство вождения и демонстрирует способы манипуляций ковшом.

По окончании обучения и успешной сдачи экзамена, претендент получает документы установленного образца — свидетельство о прохождении курсов и удостоверение машиниста с квалификационным разрядом.

Аттестованный водитель экскаватора должен быть компетентен не только в профессиональных вопросах, но и обладать необходимыми техническими навыками.

Знания, которыми должен обладать экскаваторщик

Современный тракторист экскаваторщик должен в совершенстве владеть всеми видами погрузочно-разгрузочной техники. А если у него существуют пробелы в знаниях и умениях, касающихся какого-либо агрегата, ему необходимо выучиться в центре повышения квалификации и поднять свой разряд на новый уровень.

Ряд принципиальных вопросов, которые машинист экскаватора должен знать:

  • устройство и технические данные экскаватора;
  • особенности работы технологического оборудования: механического, электрического и гидравлического;
  • основные положения ведения горных работ;
  • назначение и принцип работы измерительных приборов и устройств;
  • технологию работ, связанной с укладкой магистральных труб;
  • способы разработки различных категорий грунтов;
  • типы деталей и компонентов, которые быстрее всего изнашиваются и приходят в негодность, последовательность и способы их замены;
  • причины возникновения неполадок и методы их предотвращения;
  • правила транспортировки экскаватора.

Контрольные показания

По приборам необходимо сверять показатели рабочих узлов. Они должны соответствовать приведенным ниже диапазонам:

Если какие-либо показатели не соответствуют нормам, следует повторить контрольную проверку узлов, в которых обнаружены отклонения. В противном случае безопасное использование техники не гарантируется.

Требования к кандидатам

Сегодня профессия машинист экскаватора является одной из самых востребованных специальностей в области строительства и добычи полезных ископаемых. В нынешнее время ни одно строительное производство не может обойтись без услуг высококвалифицированного экскаваторщика.

Для того чтобы пройти обучение управлением экскаватора, необходимо соблюдение следующих условий:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • медицинское заключение, разрешающее осуществлять профессиональную деятельность по данной специальности;
  • наличие удостоверения тракториста-машиниста категории «В», «С», «D» и «Е».

Когда все формальности соблюдены, кандидат подаёт необходимые документы в комиссию, подписывает договор с учебным центром и оплачивает курсы.

Обязанности машиниста

Прошедший обучение и аттестацию водитель экскаватора, должен выполнять следующие функции:

  • осуществлять разработку и перемещение грунта при проведении различных видов строительных и открытых горных работ;
  • своевременно выполнять техническое обслуживание экскаватора: заправлять топливом и смазочными маслами;
  • регулярно контролировать работу элементов ходовой системы;
  • периодически осматривать рабочие компоненты машины: канаты, двигатель, тормозные системы и их крепление;
  • систематически следить за показаниями измерительных приборов;
  • осуществлять профилактические мероприятия и проводить ремонтные работы;
  • вести утверждённую техническую документацию.

Использование в зимний период

С наступлением холодов обязательно проводят дополнительное обслуживание экскаваторов, которое подразумевает замену масел — гидросистемы, силового агрегата, трансмиссии — на более вязкие.

Кроме того, грамотная эксплуатация экскаватора предполагает обязательное использование системы предпускового подогрева подаваемого на двигатель воздуха и не допускает подачи высоких оборотов при запуске.

Лучший способ решения проблемы — это ее предупреждение. Поэтому очень важно вовремя и правильно проводить техническое обслуживание с применением оригинальных расходных материалов и привлечением к процессу квалифицированных специалистов по ремонту.

Учебное пособие по экскаватору

Сегодня одним из самых авторитетных и популярных пособий по специализированным механизмам является книга «Машинист экскаватора одноковшового» автора У. И. Сапоненко. В этом учебнике рассматриваются важные вопросы подготовки специалистов по профессии машинист. Самые важные из них:

  • устройство экскаватора;
  • принцип действия узлов и механизмов: дизельного двигателя, трансмиссионной системы, ходовой части, комплекса управления, гидросистемы и навесного оборудования;
  • виды работ, выполняемые при помощи различного рабочего оборудования;
  • нормы и правила безопасной эксплуатации агрегата;
  • требования охраны труда при работе на экскаваторе;
  • условия защиты окружающей среды.

Это учебное пособие в первую очередь предназначено для подготовки и повышения квалификации работников по специальности машинист экскаватора. В книге раскрыт наиболее компетентный и профессиональный подход к обучению современных специалистов.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы нужно поставить экскаватор в предназначенное для стоянки место, опустить ковш на землю. 5.2. Запрещается по окончании работы оставлять ковш в поднятом состоянии. 5.3. По окончании работы следует привести в порядок экскаватор, убрать инструменты, материалы и т.п. 5.4. Использованные при уборке тряпки, ветошь и другие материалы следует сложить в специально отведенное место (например, металлический ящик с закрывающейся крышкой). 5.5. Снять спецодежду, убрать средства индивидуальной защиты, спецодежду в установленное место. 5.6. Вымыть лицо, руки теплой водой с мылом или принять душ. По окончании работы следует сообщить руководителю работ обо всех неполадках, замеченных во время работы, которые могут привести к несчастному случаю.

Тренажёр машиниста экскаватора

Сегодня во многих учебных центрах обучение экскаваторщика осуществляется на специальном тренажёре машиниста. Он представляет собой высокотехнологичный комплекс, имитирующий деятельность одноковшового экскаватора. На нём можно отрабатывать свои профессиональные навыки не хуже, чем на настоящем агрегате. Он оборудован панорамным дисплеем, местом машиниста, рычагами и педалями, копирующими реальный образец техники.

Преимущества тренажёра при проведении учебных занятий:

  • безопасность работ и отсутствие риска нанести вред здоровью ученику или экскаватору;
  • максимально реалистичная имитация рабочих ситуаций;
  • все объекты виртуального пространства имеют физические характеристики;
  • управление педалями и рычагами выполняется так же, как и на современном механизме;
  • учтены все факторы работы машиниста;
  • быстрота и эффективность закрепления профессиональных навыков;
  • благодаря своей эргономичности, тренажёр можно установить в любом помещении;
  • можно выполнять индивидуальные настройки для каждого оператора.

Применение данного тренажёра для обучения студентов по специальности машиниста экскаватора является экономически выгодным и безопасным. Проведение занятий не зависит от погодных факторов и наличия экскаватора на учебной площадке.

Всегда важно помнить, что высококвалифицированным профессионалом становится тот специалист, который может не только в совершенстве управлять сложным механизмом, но и правильно осуществлять его эксплуатацию, а также качественно выполнять ремонт агрегата.

Как управлять экскаватором

Строительство — это довольно сложный процесс, который предполагает довольно много различных видов работа. Среди них особое место занимает обработка почвы, которая выполняется в большинстве случаев экскаваторами.

Данные механизмы достаточно дороги, поэтому не каждый потребитель может позволить его купить. Альтернативой является обычная аренда экскаватора на определенное время, что дает возможность выполнить все поставленные задачи.

Завершающая подготовка

После того, как будут проведены все перечисленные операции, следует заправить бачок двигателя и при необходимости добавить воды в систему охлаждения. Затем машинисту нужно осмотреть экскаватор на наличие посторонних предметов, включить положение нейтральной скорости.

После выключается главная муфта, и машинист удостоверяется в выключении всех фрикционных муфт, привода платформы и механизмов реверса. Запуск двигателя должен осуществляться в соответствии с рекомендациями, прописанными в документации на двигатель ходовой части.

Подготовительные работы

Экскаватор является очень сложным механизмом, поэтому его управление не будет простым и требует определенных навыков. Перед тем, как приступать к данному процессу следует выполнить несколько простых рекомендаций:

  1. В первую очередь необходимо ознакомиться с системой самой машины. Следует выделить рабочие органы и конструкции для управления ими.
  2. Перед началом работ обязательно убедитесь в работоспособности экскаватора. Для этого его следует осмотреть на наличие повреждений и других подобных дефектов.
  3. После этого следует обязательно изучить инструкцию по управлению. Это поможет вам разобраться со всеми кнопками, рычагами и другими элементами.

До начала использования экскаватора

Подготовка экскаватора к работе начинается с мероприятий до включения двигателя, машинист обязан проверить:

Что представляет собой экскаватор

  • наличие масла во всех системах;
  • наличие жидкостей в гидросистеме;
  • наполненность топливного бака;
  • закрытость всех спусковых кранов;
  • заряд аккумулятора;
  • состояние колес, давление шин;
  • правильность укладки канатов на барабанах;
  • целостность ковша, состояние зубьев;
  • состояние ходовой части и крепление к ней рабочего органа;
  • наличие запасных частей.

В конце проверяются все рабочие узлы машины на предмет отсутствия протечек воды и масла.

Это интересно: Какие правила работы на высоте

Приступаем к работе

Процесс управления экскаватора следует начинать с выполнения простых рекомендаций:

  • Сначала следует сесть за руль и завести двигатель, чтобы он прогрелся определенное время. Также при этом убедитесь, что все рабочие органы располагаются на земле.
  • После этого следует отпустить стояночный тормоз и попробовать двигаться вперед на экскаваторе. При этом желательно сразу использовать только маленькие скорости, чтобы привыкнуть к работе устройства.
  • Следующим шагом является изучение работы основных органов. Управляться они могут, как с помощью рычагов, так и джойстиков. Подымать ковш следует медленно, понимая в какую сторону он должен двигаться.

Чтобы пробовать копать, следует выставить экскаватор в заднее положение и расположить на специальные опоры. После этого можно пробовать управлять стрелой и работать с почвой.

Обратите внимание, что экскаваторы могут кардинально отличаться друг от друга, как мощностью, так и системой управления. Если вы хотите научиться качественно работать с такими машинами, тогда желательно пройти специальные курсы, где вы сможете набраться опыта. Только постоянная работа с экскаватором позволит правильно чувствовать его и выполнять самые сложные задачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]