Экскурсия на Кременчугский автомобильный завод (28 фото)


В 1938 году в Украине в Полтавской области, на окраине города Кременчуг, началось возведение авиационного завода. Строительные работы так и не удалось завершить, так как началась Вторая мировая война. С 1941 по 1945 года построенные корпуса были практически разрушены авиа бомбардировками. Послевоенная страна находилась в состоянии крайней разрухи. Очень остро стоял вопрос возобновлением транспортного сообщения между городами и строительство мостов.

История КрАЗ началась весной 45 г., когда прибыла группа специалистов Главмосстроя. Их целью был поиск места под возведение завода мостовых конструкций и они выбрали – недостроенный авиазавод. Строительство началось в начале 1946 года, и уже через 12 месяцев его пустили в эксплуатацию. На протяжении восьми последующих лет изготовлены более 600 мостовых конструкций, которые были установлены на территории всей страны.

Период 1950-1960 гг.

К середине пятидесятых страна восстала из руин, активно развивается сельское хозяйство. Возникает острая потребность в комбайнах и другой технике. Поэтому происходит реорганизация мостового завода в комбайновый. Всего за 2 месяца к июню 56 года было произведено 10 комбайнов. Завод просуществовал 2 года, за это время выпущено более 15000 единиц комбайнов.

История возникновения завода относится к 1958 г, когда было издано постановление Совета Министров о переводе автомобильного предприятия г. Ярославль на место завода в Кременчуге. За очень короткое время (10 месяцев) рабочие поменяли оснастку цехов, были внедрены новые производственные мощности. Стоит отметить, что были использованы самые современные на то время технологии автостроения. И уже весной 1959 года завод был запущен.

В этом же году были произведены два первых отечественных автомобилей грузовика. Это КрАЗ -22 Днепр, который имел грузоподъемностью 10 тонн. Первые модели были собраны вручную рабочими, вскоре запущен автоматический конвейер общей длиной почти 260 м. В течение 12 месяцев завод начался выпуск машин за границу на экспорт.

1963 г. Мир увидел более 25 000 автомобилей компании КрАЗ.

1969. Разработка и запуск в массовое производство автомобиля вездехода, которой с чистой совестью можно назвать легендарным, КрАЗ-255. Разработку высоко оценили, само предприятие было награждено Дипломом первой степени, а группу работников представили к государственным наградам. Данная модель производилась на протяжении 30 лет. За это время она трижды была тестирована по самой высшей категории качества СССР.

«КрАЗ» в бегах: крупнейший украинский автозавод хочет перебраться в Россию

Кременчугский автомобильный уже долгие десятилетия является крупнейшим производителем автомобильной техники на Украине. Предприятие было основано еще в 1945 году и с тех пор пережило немало всего, в том числе смену руководства, развал Советского Союза, суровые 90-е годы и даже многократные экономические кризисы. Кто бы мог подумать, что в итоге подкосит завод политика нынешнего украинского правительства и лично президента страны Петра Порошенко.

вездеход-снегоболотоход.рф

По информации ряда СМИ, Кременчугский автозавод сейчас испытывает серьезные финансовые трудности. В первую очередь это связано с общеукраинским экономическим кризисом. В стране сейчас ни у кого банально нет денег, а значит, и сбывать свою продукцию «КрАЗу» практически некому. Кроме того, на разработку и создание новых моделей грузовиков, что крайне необходимо в условиях рыночной экономики, тоже нужны серьезные финансовые вложения, которые позволить себе «КрАЗ» сейчас не может.

Неудивительно, что последние «новинки» автозавода мало впечатляют и даже близко не могут сравниться, например, с российскими «КАМАЗами». Показателен и тот факт, что внутри самой Украины, как выяснилось, бизнесмены и даже государственные компании если и готовы раскошелиться на новую грузовую технику, то предпочитают покупать грузовики российского, а не украинского производства.

В связи с таким сложным положением руководство «КрАЗ» задумалось о том, чтобы перевести производство не куда-нибудь, а в Россию. Так или иначе, но РФ – это огромный рынок сбыта, причем традиционный для Украины, ведь в сфере промышленности и торговли наши страны сотрудничали не одно десятилетие.

kremenchug-sity.narod.ru

На Украине продавать грузовики сейчас просто некому, да и общая обстановка в стране оставляет желать лучшего. Так что «КрАЗ» рассчитывает попытать счастья в России. Разумеется, сначала они планируют перевести только часть производства, чтобы посмотреть, как пойдут дела. И это тоже верное решение, ведь в России конкурировать с «КАМАЗами» им будет крайне трудно.

Российский постоянно модернизирует производство, регулярно выпускает новые современные машины, и давно хорошо зарекомендовал себя как внутри страны, так и за рубежом. Сумеет ли обнищавший «КрАЗ» тягаться с таким гигантом – большой вопрос.

zn.ua

Однако в любом случае сама ситуация весьма печальна. Нынешние украинские власти довели страну до такого упадка, что из нее массово бегут как отдельные граждане, так и целые предприятия. За минувший год уже множество крупных украинских компаний заявили о том, что без сотрудничества с РФ просто не выживут, а некоторые, как и «КрАЗ» сейчас, пытаются перевести производство в Россию, чтобы хоть как-то сохранить бизнес.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

ya-russ.ru

70-80 года

В начале 1970 запущен новый цех общей площадью 21000 квадратных метров для увеличения производственных мощностей. В следующем году за успешные результаты был получен орден Ленина.

К 1972 год был освоен массовое производство моделей. Удалось построить КрАЗ: 120, 255, 256б, 255 л, 257 B, 258.

1976 г. Издан приказ, по которому была создано Объединение АвтоКрАЗ. В него вошел сам Кременчугский автозавод и еще пять заводов на территории Украины.

Знаковым для истории завода стало назначение в начале 1976 года на должность генерального директора Погостинского М.Г. Благодаря которому были внедрены ЭВМ для расчета конструкций, были освоены новейшие технологии работы с металлом, внедрены самые прогрессивные методы. Введен единый комплект каркаса.

Существенно сократилась номенклатура деталей, которые выпускаются. Посредством накатки на рабочую поверхность, была увеличена износоустойчивость. Началось применение шевингования редукторов мостов. Были ликвидированы шарниры и кронштейны редуктора. В покраске стала использоваться эмаль, сверх устойчивая к воздействиям окружающей среды. Уже на 1 квартал 1978 года производились шесть автомашин, которые имели 28 модификаций. Продукция поставлялась во все Республики СССР и многие страны мира.

1979 — показательный для истории завода. Достигнут наибольший выпуск производства автомобилей с расчета на 1 человека, работающего на предприятии. Данный показатель стал рекордным и так не был достигнут ни одним заводом в Советском Союзе.

Также была запущена в производство линейка КРАЗ 260, которые отличались цельнометаллической кабиной, рамой, трансмиссией и мостами.

1980. Заводом получен Орден Дружбы народов Вьетнама. В ноябре были внесены новшества в конструкцию шестеренок главных ведущих мостов. В результате существенно повысилась прочность и было увеличено среднее время износа.

1981. Обновление и усовершенствование. Запущены 5 комплексов механических и автоматических линий. Чуть позже стали внедряться инновационные конструкторские и технологические мероприятия, был произведен переход на низкоуглеродную сталь, снизился общий расход металла. Было выпущено 500 тысяч автомобилей.

1986. Выпущено почти 40 000 автомобилей. Самый высокий показатель за историю существования. Завод опередил всех известных автомобильных производителей в мире. Занимает место лидера и считается самым крупнейшим производителем тяжелых автомобилей в Европе. Общее число трудящихся на предприятии составляет почти 20000 человек. Автомобили востребованы во всем мире и поставляется в 60 стран.

Банкрот КрАЗ: выживет или нет?

Украина рискует лишиться единственного национального производителя грузовиков. Знаменитый КрАЗ из Кременчуга переживает очень тяжелые времена, и просвета не видно. Да и тенденции нехорошие: львовские автобусы ЛАЗ уже давно не выпускаются (и самого завода не существует), запорожские ЗАЗы тоже…

Новые КрАЗы выглядят грузовиками из девяностых, зато с QR-кодом на кабине

Если судить по новостям на сайте предприятия, то поставки идут: в январе в Полтавскую область отправились автокраны, Укрнафта получит партию цистерн, еще было построено несколько цистерн с бескапотной кабиной (эти кабины, которые поставляет Qixing из Китая, напоминают старые МАНы), понемногу выпускаются и армейские автомобили.

Это тоже КрАЗ, но с китайской кабиной «хочу быть МАНом»

Но социально-финансовые известия из Кременчуга неутешительны. Предприятие — банкрот, долги по зарплате сотрудникам составили 19 млн гривен (это 48 млн рублей), задолженность в пенсионный фонд — еще 9,6 млн гривен. Зарплату за сентябрь предприятие выплатило только в начале декабря! Причем в среднем люди получили по три тысячи гривен (7600 рублей) из-за того, что за месяц завод работал всего 12 дней. Недавно мэр Кременчуга упомянул, что КрАЗ функционирует по два дня в неделю…

Сейчас городские власти пытаются отсудить у КрАЗа общежитие-многоэтажку: в здании регулярно отключают электричество и подачу тепла за долги — причем из-за сырости, судя по коллективному письму работников автозавода, в здании поселились блохи. В ноябре отопление отключали даже в заводской поликлинике. Понятно, что в такой ситуации требовать от работников создания качественных автомобилей бессмысленно, но очень плохо и с заказами.

А ведь были и другие времена: завод работал без остановок, одна за другой создавались новые модели и модификации — и с собственным стеклопластиковым капотом, и с различными экзотическими кабинами, включая кабину от модели Renault Kerax.

Опытный КрАЗ с кабиной Renault Kerax

Но все они либо остались в единичных экземплярах, либо выпускались малыми партиями, а основу гаммы из года в год составляли грузовики все с той же давно устаревшей «носатой» кабиной образца семидесятых: она немногим младше камазовской.

Этот снимок сделан в 2014 году, когда шли поставки для армии Египта

Когда разразился военный конфликт на востоке Украины, одно из местных новостных изданий написало: «Война в Донбассе обеспечила КрАЗ крупнейшим в истории госзаказом». Воодушевленные кразовцы предлагали военным одну модель за другой, включая броневики: их начали делать при помощи компании Streit Group со штаб-квартирой в Арабских Эмиратах, которой владеет эмигрант из России Герман Гуторов. Но эйфория вскоре обернулась разочарованием: активная фаза боевых действий в Донбассе сменилась противостоянием, убыли техники почти не стало — и заказы от ВСУ в целом иссякли.

Выглядит грозно, но финансовое положение не спасет: броневик КрАЗ Фиона

Минобороны Украины в 2022 году закупило всего 59 КрАЗов, а по состоянию на октябрь 2019-го — ни одного, поскольку приоритет отдается белорусским МАЗам-6317 (их собирает под своей маркой компания Богдан из Черкасс). Как указывают кразовцы, в последнем тендере для Укроборонпрома на сумму 22 млн гривен в открытую указано, что шасси должно быть Минского автозавода.

Украинские военные предпочитают МАЗы, собранные под маркой Богдан

Даже сам Кременчуг отказывается от своей же техники: в январе город получил по два мусоровоза-cнегоуборщика (и такие гибриды бывают из-за нехватки средств!) — китайские Dayun и белорусские МАЗы, а КрАЗ в тендере вообще не рассматривался из-за банкротства, и его жалобу антимонопольная комиссия отклонила.

Коммунальные КрАЗы оказались не нужны своему городу

Кстати, замены в Кременчуге требуют примерно 65 из 80 коммунальных машин, поскольку они работают с восьмидесятых годов прошлого века. Похоже, и с пожарными автомобилями дело обстоит так же: когда несколько лет назад на КрАЗе проводились учения по тушению огня, туда приезжала советская автоцистерна на базе ЗИЛа-130. Забавно, что некоторое время назад кразовцы предлагали «пожарки» под своей маркой — но с кабиной опять же от МАЗа! Что объяснялось просто: пожарным нужна была двухрядная бескапотная кабина, а таковой у завода не оказалось.

Это не пожарный МАЗ, а КрАЗ с мазовской кабиной

Кстати, коммунальные МАЗы, поставленные в Кременчуг, оснащены двигателями российского завода ЯМЗ, который находится в санкционном списке Украины (хотя на МАЗах-Богдан стоит китайский Weichai). На вопрос украинских журналистов: «Как же так?» — представители компании-поставщика ответили, что они предлагают не российский продукт, а белорусский, а уж какие там стоят моторы — дело десятое.

Да и вообще, МАЗы прекрасно продаются на Украине: по данным агентства Auto-Consulting, марка лидирует с большим отрывом — и за прошлый год было реализовано более 800 таких машин. Сам же КрАЗ продал за прошлый год на украинском рынке всего 193 грузовика против 259 в 2018-м. Дошло до того, что, заприметив на улицах своего города партию новых КрАЗов, местные журналисты публикуют заметку об этом событии c риторическим вопросом: куда, мол, отправилась техника?

Автокран из последних поставок

В недавней беседе с журналистами директор завода Роман Черняк жаловался на коррупцию: тендеры прописываются под других поставщиков и с явно завышенными суммами. «На украинском рынке царит хаос, коррупция, беспредел… С военными заказами нет понимания… Поэтому мы делаем акцент на западный и другие рынки: у нас есть сборочный проект в Нигерии — так планируем выкручиваться и работать». Черняк погорячился: Западу примитивные КрАЗы, тем более с кабиной, дизайн которой сворован у МАНа, даром не нужны. Но спасут ли украинский грузовой автопром нигерийцы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]