Транспорт, на котором и зимой, и летом можно ездить без проблем, но не машина. Что это? Ну? Это знакомый нам скутер, но при минимальных дополнительных денежных и ресурсных вложениях он превращается в снегоход, ну а летом ? вновь в скутер. Сложно? Нисколько, особенно учитывая, что идея такого превращения витает давно.
В принципе, превратить можно что угодно в необходимое, главное ? желание. А раз желания предостаточно, то превращение скутера в снегоход не должно стать проблемой, тем более что процесс переделки ? это лишь снятие колёс и постановка на их место лыж с гусеницей. Теперь вы убедились, что своими руками можно сделать всё?
Понадобится следующее:
- скутер ? происхождение и назначение не важны: детский, китайский, взрослый, фирменный;
- рама, сиденье, двигатель, бак, руль ? всё это и есть скутер, вернее, что от него необходимо для реализации переделки скутера в снегоход;
- лыжи ? либо приобретаются, либо изготавливаются своими руками из фанеры (9?10 слоёв, 3 мм толщина);
- гусеница ? о ней ниже и подробнее.
Вообще гусеница (или движитель) ? это важнейший элемент будущего снегохода, так как от неё зависит качество езды. Как вариант, своими руками её можно изготовить из автопокрышки. А так как она представляет собой замкнутый круг, возможность разрыва минимальна.
Итак, процесс следующий:
- отрежьте при помощи сапожного ножа от покрышки борта;
- распилите вдоль трубы из пластика (в соотношении диаметр?толщина ? 40 на 5мм) ? это грунтозацепы. Они должны соответствовать ширине шины. Прикрепите их к приводному полотну через каждые 5?7см, используя болты М6.
Аналогичным образом изготавливается движитель из транспортёрной ленты ? с той лишь разницей, что концы ленты необходимо накладывать друг на друга примерно 3?5см, фиксируя такими же болтами.
Если нет ни того, ни другого, умельцы предлагают воспользоваться клиновыми ремнями, причём скреплять их нужно по ширине грунтозацепами, ведь по внутренней стороне уже имеются впадины для шестерёнок. А можно и вовсе приобрести готовый экземпляр, например, гусеницу от ?Бурана?, но в денежном эквиваленте это очень дорогое удовольствие.
Вне зависимости от выбранного варианта ширина гусеницы напрямую влияет на проходимость будущего снегохода, но хуже ? на управляемость. Для примера, заводские ширины полотен ? 15, 20 и 24 дюйма по соотношению стандартные, широкие и сверхширокие.
Какие мотоциклы можно использовать?
Ещё в советские времена были созданы мотоциклы, которые являются прототипами современной техники. Из них очень легко можно сделать снегоход. Вспомним некоторые из них.
«Муравей»
Использовался как грузовое транспортное средство, имел кузов и три колеса. У этой модели колёса располагались следующим образом: одно впереди (ведущее), а еще два – по краям кузова. Снегоход из этого мотоцикла был самым популярным среди жителей России. Именно с него все началось. Один из деревенских жителей разобрал свой старый мотоцикл, поставил мотор на лыжу и гусеницы, которые были сделаны из обычного забора. Средство имело свои недостатки, но люди быстро придумали, как их исправить.
«Днепр»
Имел различные модификации: МТ-9, 10, 11, 16. Эти модели были оснащены двигателями от 27 до 32 лошадиных сил. Отличался он люлькой для третьего пассажира. Для снегохода используются практически все детали мотоцикла, однако, в случае ремонта, купить запчасти будет сложно и дорого.
«Урал»
На этот мотоцикл обычно устанавливали военное оборудование во время Великой Отечественной Войны. Мощность очень радует, она достигает 40 лошадиных сил. В этом плане мотоцикл является одним из лучших для создания на основе его двигателя снегохода. Модель трехколесная и имеет дополнительное место для пассажира.
«Восход»
Стал следующей моделью после «Ковровец» (К-175), который выпускался с 1957 по 1965 год. Двигатель двухтактный с одним цилиндром, объём 175 куб. см, мощность – 20 лошадиных сил. Неплохие характеристики, благодаря которым переделать мотоцикл будет очень легко и дешево.
«ИЖ Планета»
Годы выпуска – 1962-1967, 20 лошадиных сил. У многих осталась данная модель, ее тоже можно использовать для создания новой техники.
«Минск»
Двухколёсный мотоцикл, который стали выпускать в 1951 году. И уже тогда у многих было желание переделать этот мотоцикл в снегоход, вот только дальше идей дело не пошло.
Какие детали могут понадобиться для переделки
Езда на скутере по снегу практически невозможна и неинтересна, поэтому многие владельцы этой техники задаются вопросом о том, как из неё сделать снегоход.
Перед началом работы возможно понадобятся следующие детали:
- гусеница от «Буран»;
- тормозной барабан;
- диск колеса;
- мотор;
- резервуар для топлива;
- зацепы из пластиковых труб;
- звезда для гусеницы;
- рама движителя, состоящая из уголков металлического типа и также квадратных труб;
- отдельные элементы гусеничного движителя, а именно: гусеница, колеса, склиз с роликом для гусянки, рама (две её части – левая и правая);
- лыжа;
- органы рулевого управления;
- пластмасса (например, поликарбонат), пластилин, термоклей для кожуха гусеницы;
- порошок серебрянки, чтобы сделать площадку специально для ног, а также смола эпоксидного типа.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
В конструктивные особенности скутера не нужно вносить серьёзных изменений. Это нужно учитывать, чтобы в тёплое время года применять его, как и раннее, вынув гусянку, лыжу и поставив колеса на соответствующие позиции.
Как сделать: инструкция
Вначале варится каркас – рама. Очевидно, что чем больше будет рама, тем тяжелее получится аппарат и тем медленнее он будет двигаться. Оптимальная длина рамы – 2 м плюс/минус.
На раме последовательно фиксируются:
- ведущий вал с принимающей звездой;
- силовая установка с передающей звездой и бензобаком;
- передняя колесная ось (неподвижное крепление к раме сваркой или болтами);
- задняя колесная ось (крепится фиксировано при помощи подвижного направляющего элемента);
- передняя подвеска с рулевой конструкцией и направляющей лыжей (лыжами);
- сидение(я) и кузов.
Гусеницы изготавливаются из приводных клиновых ремней или транспортерной ленты. Оптимальная ширина гусениц – от 40 до 50 см. При меньшей ширине (40) снегоход будет более маневренен и лучше управляем. При большей (50+) – улучшается проходимость аппарата.
Функцию грунтозацепов выполняют распиленные вдоль пополам пвх-трубы указанного выше диаметра. Они крепятся к резиновой основе при помощи болтов и гаек. Недостаточной ширины клиновые ремни можно скреплять друг с другом металлическими грунтозацепами.
Для того чтобы иметь возможность регулировать натяжение гусеничного полотна, задняя колесная ось крепится при помощи подвижного направляющего элемента, позволяющего фиксировать положение оси в определенном положении.
Дополнительные замечания:
- Центр тяжести должен приходиться примерно на центр конструкции. Так как силовая установка крепится впереди, то сидение водителя должно быть смещено к центру над передним мостом или немного смещенным кзади.
- Расстояние между ведущим валом и силовой установкой должно быть минимальным, чтобы минимизировать потери передаваемой на вал энергии.
- Если вы устанавливаете амортизатор под сидение, то передняя опора сидения крепится на профильной дуге жестко, а сзади сидение опирается на амортизатор.
- Если вы делаете снегоход с расчетом на большую загрузку, то для снятия части веса с гусениц целесообразно установить дополнительную лыжу посредине базы (между двумя гусеницами). Эта лыжа, длинной 50-70 см, крепится непосредственно к раме. Однако такая конструкция предполагает более точный предварительный расчет с последующим выравниванием высоты «ножки», что осложняет изготовление снегохода.
- В шинах снегохода желательно поддерживать невысокое давление, чтобы избежать быстрого износа деталей и высокого расхода топлива.
- Рассмотренный вариант снегохода является наиболее простым по конструкции. При наличии инструментов, сварочного аппарата он может быть собран в гараже без проблем.
- Как только в нашей стране начинается зима, учитывая климат, двухколесный транспорт убирается в гараж до весны. Бывает невозможно использовать автомобиль для передвижения из-за обильного снега. И тут на помощь всем автолюбителям, которые хотят передвигаться по заснеженной дороге, приходит снегоход на гусеницах, который можно сделать из мотоблока своими руками.
- Возможность купить себе дополнительное транспортное средство есть не у всех, но каждый может самостоятельно сконструировать самодельный гусеничный снегоход из мотоблока.
Рулевое управление
Сборка квадроцикла своими руками дело непростое. И, пожалуй, самое сложное, это сделать рулевое управление. Для этого сначала сварите каркас передней части квадроцикла, Затем понадобятся поворотные кулаки от автомобиля, например от Нивы, но подойдут и любые другие. После чего вам нужно соорудить рычаги подвески
Уделите особое внимание конструкции крепления рычагов, так как в их сопряжении с рамой возникают большие нагрузки, поэтому не лишним будут дополнительные ребра жесткости. Рычаги, как правило, крепятся на болтах через сайлентблоки
Это резинометаллический шарнир который является обязательным звеном в подвеске. Он гасит колебания колес, не давая вибрации передаваться на раму. Рычаги можно сделать по данным чертежам.
Идём дальше. Какая передняя подвеска без амортизаторов? Здесь можно применить 4 мотоциклетных амортизатора по одному на каждый рычаг в передней части, и два на маятник для амортизации задней оси. Подойдут задние амортизаторы от Ижа, но если готовы раскошелиться на газомаслянные с подкачкой, то это даст вам возможность регулировать подвеску под дорожные условия, что очень кстати для такой техники как квадроцикл!
Телескопическая подвеска
Пожалуй, это один из самых распространенных и самых простых по принципу действия видов подвески. Наиболее часто данная подвеска применяется на снегоходах «утилитарного» класса. Конструкция телескопической вилки состоит из пружины и амортизатора, которые находятся непосредственно в стойке. Таким образом, телескопическая стойка способна сглаживать нагрузки ударного типа. Стоит отметить, что ход этого типа подвески имеет ограничение согласно ходу самого амортизатора.
Как правило, снегоходы с такой подвеской обладают невероятной маневренностью в условиях густого леса, так как база лыж небольшая.
Также одной из самых простых и распространенных подвесок считается рессорная система. Такое инженерное решение было применено на легендарной отечественной машине «Буран». На этой модели установлена одна лыжня, вследствие чего техника не обладает необходимой манёвренностью. На скорости войти в необходимый поворот вообще крайне трудно. Но в целом. Сама работа подвески вполне приемлемая.
Изготовление
На базе старых мотоциклов создают снегоходы разных типов, поставив одну или две лыжи. На заднюю часть снегохода можно крепить цепную или колёсную ходовую систему. Всё зависит от того, какой сложности снежные покровы вам предстоит преодолевать.
Снегоход получится изготовить в домашних (гаражных) условиях. Его можно будет использовать для поездки на охоту, рыбалку или просто покататься по лесу зимой.
Для изготовления снегохода, а мы рассматриваем бюджетный вариант, нам понадобится любая из вышеуказанных моделей старых марок мотоциклов и различные детали.
Что же мы получим в результате?
Проще говоря — спереди лыжа с рулевым управлением, рама с мотором и сиденьем, внизу или сзади — гусеничный ход. Рама подойдёт от «ИЖ Планета» или «Восход», но нужна будет реконструкция дополнительных креплений. Двигатель можно взять от мотоцикла «Восход» (20 лошадиных сил), поставить на гусеничный ход.
Снегоход с таким двигателем сможет развивать скорость до 70 километров в час. Для бытового использования этого вполне достаточно.
Можно использовать готовую раму или сделать по чертежам из обрезков труб с небольшим диаметром. Также важно укрепить раму, используя сварку. В некоторых вариантах применяются временные крепления. При необходимости вместо гусеницы и лыжи можно вернуть колёса. Собранная конструкция должна быть прочной и надёжной. Привод на цепную передачу используется с основного вала движителя (можно использовать «ИЖ Планета» или «Урал») на ведущий вал гусеничной конструкции.
Для изготовления гусеничного двигателя можно использовать часть от гусеничной ленты другого агрегата (например, «Бурана») или приобрести отдельно в заводской вариации. Однако не всегда есть такая возможность. В этом случае можно собрать самостоятельно.
Чтобы создать гусеницу своими руками, необходимы рейки (пластмасса или жесть), транспортерная лента и жестяные рейки, крепёжные детали и чертежи. При изготовлении реек для грунтозацепа, нужно сделать одинаковой длины и ширины детали (пластиковой или жестяной) трубы с загибами, а после прикрепить их на транспортную ленту на одинаковом расстоянии. Три пары колёс, разных по размеру, будут служить движителем ведущего вала в гусеничной конструкции.
- Для ведущего вала можно взять колёса большего размера, для других двух — поменьше (они будут служить роликами). Ролики нужно «обуть» в резину, чтобы была лучше связка с гусеничной лентой. Следует учитывать, что все самодельные конструкции не отличаются высокой прочностью, поэтому не стоит подвергать такой снегоход большим скоростным нагрузкам.
- Амортизационная система на задней подвеске может быть оставлена от оригинального мотоцикла (его основной конструкции). На передней можно использовать пружины от автомобиля или от мотоцикла. Амортизация очень важна при поворотных движениях, от нее зависит устойчивость всей конструкции.
- Бак для топлива объёмом от 15 до 20 литров можно расположить на более удобном месте, согласно выбранным вами чертежам, но в основном он остаётся на родном месте в мотоциклетном варианте.
- Ещё есть вариант изготовления двух гусениц на основе мотоцикла «Муравей». Так как боковые задние основы сделаны под колёса, можно использовать их для двух гусеничных конструкций. Топливный бак также может оставаться под рулевой дугой, но может и переместиться в заднюю часть, в зависимости от выбранной конструкции и условий, в которых снегоход будет использоваться.
- Также можно рассмотреть вариант снегохода на базе мотоцикла «Минск». Для передней части с одной лыжей используют вариант, рассмотренный выше. Задняя часть сложнее. Ведомую шестерню моста заменим на заднюю звёздочку от мотоцикла «ИЖ Планета». Промежуточный вал служит приводом на мост, оставаясь цепным. Если нет необходимых для работы деталей, можно приобрести их на рынке запчастей.
- Некоторые любят модернизировать современные мотоциклы под разные виды агрегата, например, поставить вместо гусеничного движителя большие рамы от шин, обтянутые цепью, благодаря которой исключается скольжение по снегу. В этом варианте снегоход выглядит как 3 или 4 огромных колеса и маленькая часть двигателя, рамы и сиденья. Также можно замещать части лыжи-шины. Бывают варианты, где вместо лыжи впереди находится одно колесо.
Процесс переоборудования миниснегохода
Как сделать снегоход из скутера 50 см3 своими руками? Для начала нужно подготовить детали и после этого взять движитель, в качестве него будет служить часть старой гусянки от «Бурана» (фотография 1). Из неё должно получится 4-е гусеницы непосредственно для скутера.
В магазине запчастей для снегоходов «Буран» была приобретена звездочка для снегохода «Буран». Дополнительно были куплены 2 колеса от простого китайского мотороллера и 2 маленькие шины с колесами от коляски.
Коробка передач скутера разработана, чтобы аппарат двигался со скоростью около 50 км/ч. Управление на заснеженной тропе увеличивает нагрузку на силовой агрегат, приводит к ухудшению его работы, а скорость в 50 км/ч на заснеженной тропе представляет опасность.
В связи с этим были заменены шестерни, а основное колесо скутера поменялось на колесо от спортивного автомобиля с уменьшенным диаметром.
Для этого необходимо было снять тормозной барабан непосредственно со старого колеса мопеда с шестернями для приводного вала и сделать соответственно отверстия под диск с меньшим диаметром (фото 2).
Далее, выполнить следующие шаги:
- Прикрепить диск колёса меньшего диаметра, используя болты, к барабанному тормозу со шлицами от главного колеса мотороллера.
- Как на фотографии 3 создать из водопроводных труб пластикового типа зацепы, входящие непосредственно в отверстия на самой гусянке, – это необходимо для того, чтобы предотвратить проскальзывание и сползание с колёса при движении самой гусеницы.
- Почти невозможно выбрать подходящую покрышку из резины, чтобы ее длина, непосредственно по окружности, могла делиться без остатка общему числу шагов отверстий на гусянке. Поэтому опытные мастера изготавливают бандаж нужного размера из соответствующей полоски кровельного типа металла. На этом бандаже прикрепляем зацепы, посредством специальных болтов М6 (имеет большую шляпу) на одинаковом расстоянии, соответствующим местоположению отверстий непосредственно на самой гусенице (рисунок 4).
Надеть на колесо и установить бандаж к покрышке посредством тех же болтов (рисунок 5).
- Из простого колеса возможно достаточно легко получить для гусеницы импровизированный тип мягкой ведущей звёздочки. Для создания ведомой звезды, соединить болтами М8 уже готовую звёздочку ведущего типа из пластика от «Буран» с 2-я колёсами прорезиненными непосредственно от роликовой тележки (с соответствующими подшипниками). Непосредственно для самой оси использовать шпильку (резьба М10), что иллюстрирует рисунок 6.
- Ведомая звёздочка представлена в виде двух прорезиненных колесика от телеги и звёздочки от Бурана.
- Рама движителя гусеницы должна быть создана с применением уголков металлического типа и специальных квадратных труб, что иллюстрирует рисунок 7.
Движитель, глушитель и склиз для гусеницы
Как на рисунке 8, необходимо зафиксировать левую часть рамы гус.движителя к силовому агрегату мотороллера посредством отверстия крепления рессора и колодок тормоза, а именно, их диска опорного типа.
Далее, необходимо:
- Установить с зацепами ведущее колесо как иллюстрирует рисунок 9
- Ставится ведомая звезда с гусеницей, как иллюстрирует рисунок 10
- Прикрепить болтами часть рамы движителя (справа) гусянки к обычному глушителю мотороллера.
- Прикрепить непосредственно к уголкам рамы между колёсами-звёздочками подрамник склиза.
- 2 колеса от снегоката представляют собой натяжной тип ролика гусянки.
Глушитель мопеда «Карпат», в отличие от глушителя скутера, легче и надежнее крепится к самой раме привода. Глушитель изготовлен из достаточного толстой пластмассы, но можно применить стержень из твердых пород дерева (береза, дуб).
Такая система не позволяет гусенице на рыхлом типе снега прогибаться вверх, обеспечивая при этом постоянное натяжение опорной зоны гусеницы.
Крепление лыжи
Посредством специальной стойки происходит установка лыжи к передней вилке мотороллера. Лыжа должна иметь 2 степени свободы хода. Размеры рамы и ее частей здесь не приводятся, так как человек, желающий воспроизвести конструкцию, ссылается на модель скутера.
Нужно приобрести лыжу деревянную/пластиковую или сделать самостоятельно, но с нижней стороны добавить металлическую планку (подсечку), чтобы мопед не потерял управление на скользкой дороге.
С помощью специального кронштейна лыжу ставят к передней вилке самоката. Как было упомянуто, лыжа имеет 2 степени свободы хода, по этой причине при наклонах аппарат на снегу.
Создание кожуха для гусеницы и ножной площадки
Пластиковый корпус самоката на морозе довольно хрупок, а также имеет подходящие карманы. Снег, который попадает в них, тает в гараже, а затем замерзает, повышая вес скутера.
Рекомендуется сделать чехол для гусениц, большую площадку для ног и чехол на вилку переднего типа, а также установить специальное ветровое стекло для длительных поездок в ветер.
Крышка гусеницы изготовлена из стекловолокна. Легко сделать крышку на дорожке независимо от стекловолокна, но перед тем, как приклеить крышку, нужно сделать штамп. Из оргстекла, поликарбоната или любого другого пластика подходящего размера вырежьте боковую часть будущего корпуса (рисунок 11).
Уложите его в больший слой, который будет служить еще одной стенкой штампа, и закрепите пластиковые уголки по вдоль стенки термоклеем сбоку.
Отрежьте тонкую и гибкую полоску пластика, равную по ширине будущему корпусу. Соедините форму с помощью клея, приклеив к углам вырезанные ранее боковую рамку, основание и широкую рамку.
Стыки элементов покрывают пластилином. Затем разрезают стеклоткань на подходящие части оптимального размера и смачивают их смолой, помещая непосредственно в саму матрицу. Спустя сутки разрезают матрицу на куски и удаляют оболочку. Остается обрезать излишки стекловолокна по контуру и после этого покрасить.
Платформа для ног также была создана по аналогичной технологии с добавлением серебряного порошка в эпоксидную смолу только для придания ей большей вязкости.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
В достаточно глубоком снегу самоделка со слишком узкой гусеницей не поедет, потому что последняя не имеет достаточной опорной поверхности и мощности силового агрегата., но аппарат довольно легко проезжает по снегу толщиной около пятнадцати сантиметров и даже может быть использован для катания на санках с ребенком.
По весне можно снять лыжи, поставить обратно колесо, превратив скутер в летний вездеход.
Рекомендации
При работе над снегоходом важно соблюсти главные правила изготовления — оценить мощность двигателя, устойчивость, равновесие, износостойкость и заменяемость деталей и конструкции в целом. Мотор лучше использовать объёмом от 125 кубических сантиметров, с одним или двумя цилиндрами, двухтактный. Желательная мощность — от 15 лошадиных сил. Скорость собранного вами снегохода может развиваться до 80 км/час.
Исходя из имеющихся у вас деталей, возможностей и желания, можно в домашних условиях создать основу снегохода. А потом уже обычно занимаются моделированием, улучшением сидений, можно даже прикрепить кабинку — для защиты от осадков или прицепной части во время перевозки грузов.
При создании снегохода своими руками важнейшей деталью является мотор. Необходимо произвести его тестирование перед установкой на конструкцию до сборки.
При использовании самодельного снегохода нужно соблюдать правила техники безопасности — иметь защитный шлем, соответствующую одежду и перчатки (краги). В первую очередь, следует провести тест-драйв и убедиться, что нет проблем с ходовой и моторной частью.
Особенности самодельных снегоходов
Купить снегоход в наше время можно в любом мотосалоне, как крупного мегаполиса, так и небольшого города, однако цены данной техники вынуждают многих любителей зимней езды изготавливать самодельный снегоход на гусеницах своими руками.
Можно выделить четыре важных преимущества самостоятельно выполненного ТС над заводским:
- Цена – важнейший для большинства фактор. Стоимость некоторых агрегатов ведущих производителей мототехники может превышать стоимость собранных из подручных материалов в 5-10 раз.
- Параметры – возможность собрать средство передвижения желаемой конфигурации. Это касается как внешнего вида, так и запаса мощности, типа ходовой части и пр.
- Надежность – тот пункт, которым не всегда могут похвастаться изделия даже известных производителей. При самостоятельном изготовлении человек использует наиболее качественные материалы и уделяет особое внимание важнейшим узлам механизма.
- Польза – возможность задействовать завалявшиеся в гаражах и подсобках материалы, детали и приспособления с других устройств.
При этом самодельные снегоходы находят свое применение, как на улицах населенных пунктов, так и на бездорожных участках загородных раздолий и горнолыжных курортов.
Особенности создания снегохода из мотоцикла «Урал»
Для того чтобы сделать оборудование на базе «Урала», можно использовать схему от любой модели «Бурана». Система гусениц оформляется в виде катков. Их можно сделать своими руками. Силовая передача передается через цепь. В передней части снегохода будут расположены несколько стоек для прикрепления лыж. Они оборудованы пружинами от амортизаторов мотоцикла «Урал».
- Снегоходы на базе мотоцикла «Урал» в большинстве случаев используются в варианте с установкой гусениц. Это обуславливается тем, что сама конструкция очень тяжелая. К тому же имеется карданный привод сзади, что делает установку обычного гусеничного модуля с приводом с цепью обязательным.
- Стоит учитывать, что при создании своими руками данного средства на базе модели «Урал» модульная конструкция будет заметно сложнее из-за организации привода через редуктор. Именно поэтому в раму должны быть включены некоторые изменения, ведь высота корпуса Урала может увеличиться, что повлечет за собой завышения центра тяжести и снижение параметров устойчивости.
Мотор «Урала» имеет расход топлива не более 6 литров на 100 км трассы. Максимальная скорость такого самодельного оборудования может достигать до 60 км/ч. Такая модель способна буксировать до 1 тонны груза волоком.
Что нужно знать о конструкции
- Мотосани состоят из ходовой части – мотора, бензобака, колеса, лыж, системы подачи топлива и зажигания. Управление – руль, примерно как на велосипеде. Еще есть рама и сиденье. Рассмотрим поподробнее каждый элемент ходовой части.
- Двигатель – для изготовления мотосаней своими руками идеально подойдет небольшой двигатель от скутера или мопеда. Важно, чтобы он хорошо переносил холодную погоду и имел возможность завода с рычага или троса. А также была возможность использования масляно-топливной смеси как горючего.
- Бензобак – подойдет любая емкость, которая выдерживает нахождение внутри топлива. Поэтому пластиковые бутылки отменяются – их может проплавить. Отличным вариантом будет использование готового бензобака. Но если у вас чешутся руки сделать сани своими руками от и до, то можно сделать бак самому. Об этом будет рассказано позднее.
- Колесо подойдет практически любое, но лучше всего использовать автомобильное, так как на него легче найти шипованную резину. Отличным вариантом будет колесо от мотоцикла эндуро, его иголкам даже дикобраз может позавидовать.
- Лыжи – тут лучше не скупиться и использовать горные лыжи. Они прочнее и гибче, так что им будет легче выдерживать вес. Если они не подходят по длине, делаем их короче.
- Подача топлива и зажигания – все будет вместе с мотором в сборе, так что тут придумывать не требуется ничего.
Особенности создания снегохода из «Ижа»
Снегоход из «Ижа» можно сделать своими руками несколькими способами. Первый представляет собой колесно-лыжный вариант. По своей сути конструкция не меняется, с него лишь снимаются колеса. Вместо переднего устанавливается лыжа, изготовленная из трубы. Крепится она на вал оси к передней вилке.
- Для задней части будущего снегохода на базе «Ижа» изготавливается гусеничный модуль, который будет прикреплен на место колеса. Помимо рамы в его состав будет входить задний мост от автомобиля УАЗ, ведомая шестерня которого должна быть заменена на заднюю звездочку.
- Снегоход из «Ижа» должен иметь цепной промежуточный вал. В колесном варианте используются камеры от ПТС-2-4. Диски изготавливаются путем сварки прутов и прикреплением колес при помощи ремней. Снегоход, который можно сделать своими руками на базе «Ижа», способен развивать скорость до 60 км/ч.
Изготовление отдельных элементов снегохода
Принцип переделки мотоцикла, бензопилы и мопеда практически одинаковый. Если узнать, как изготовить отдельные элементы, сделать это будет намного проще.
Подвеска
Особое внимание при переделке транспортного средства в снегоход уделяется задней подвеске. Она нуждается в обязательной доработке. Для ее изготовления нужно подготовить:
- шасси;
- два рычага;
- связующие рельсы;
- шарниры.
После подготовки можно приступать к изготовлению подвески:
- Передний рычаг соединить со скользящими рельсами с одной стороны и с шасси с другой с помощью шарниров.
- С задним рычагом поступают аналогичным образом.
- Расположить торсионные пружины между скользящими рельсами и задней реактивной штангой.
- Между рычагами подвески расположить крепление двух силовых элементов.
Для крепления подвески используют стяжки рычагов.
Двигатель
Выбор двигателя для снегохода является важным этапом, поскольку от этого зависят мощность транспортного средства, его способность двигаться по заснеженным дорогам.
Оптимальной мощностью двигателя для снегохода считается мощность в диапазоне 6-30 л. с.
Поэтому чаще всего делаются эти транспортные средства с двигателем Лифан или с деталью из мотоцикла или мопеда.
Подъемник для снегохода
Это устройство может потребоваться, если снегоход застрял в снегу или ему требуется ремонт. Сделать своего рода домкрат несложно:
- Из металлического уголка шириной 25 мм сделать конструкцию по типу швеллера. Высота — 19 см. Посередине сделать два отверстия для крепления вилки.
- К низу приварить пластину, которая будет выполнять роль направляющей. Сверху расположить аналогичную часть, но не фиксировать. Расстояние между ними — 14 см.
- В этих пластинах сделать отверстия, через которые пропустить трубу домкрата. Верхнюю же сделать подпружиненной.
- Рядом с верхней пластиной под углом расположить еще одну деталь, которая будет играть роль крюка и придерживать подпружиненную часть.
- Сделать вилку для подъемника. Его длина 12 см. Одну сторону зафиксировать в швеллере. На расстоянии 67 мм расположить вторую ось крепления. В вилку вставить кусок трубы, которая проходит через вторую ось. К этой трубе приварить металлическое кольцо (можно взять металлическую пластину, в котором сделать дополнительные отверстия для резинок), сквозь которое пропустить трубу домкрата.
- Это кольцо мотоциклетными резинками зафиксировать на площадке под пружиной верхней пластины. Чтобы резинки не сползали, их можно закрепить винтиками.
Колеса
Для хорошей проходимости транспортное средство делают на камерах. Колеса для снегохода должны быть большого диаметра. Но лучше оснастить конструкцию лыжами. Их можно изготовить из фанеры, труб большого диаметра. Если есть такая возможность, то их можно взять с другого снегохода, в том числе и детского. Дополнительно нужно будет сделать втулки поворота для них, при этом наличие подшипников в этой системе необязательно.
Хорошо чувствуют себя самодельные снегоходы на гусеничном ходу. Возможно самостоятельное изготовление этой части. Приводится в движение гусеница колесами, которые располагаются внутри нее, для чего подойдут колеса от садовой техники. Сама же деталь может быть изготовлена из пластиковых труб, даже если изготавливаются двухгусеничные снегокаты. Подойдут трубы диаметром в 4 см. Если их распилить, то они смогут выполнять функцию грунтозацепов гусеницы.
Независимо от того, какое транспортное средство переделывается на снегоход, насколько сильными являются изменения и кто смастерил конструкцию, рекомендуется сначала пройти испытание на открытой местности. Если они прошли без проблем, то можно отправляться на более дальние дистанции.
Изготовление гусеничного движителя
- В первом случае движитель гусеничного типа для снегоходов можно сделать на базе классической роликово-втулочной цепи и транспортной ленты. При изготовлении гусеницы не требуется специальный инструментарий. Для продления срока службы ленты нужно прошить рыболовной леской ее края. Соединяются кольца путем связки торцов элемента.
Толщина ленты подбирается, исходя из мощности мотора. При использовании отечественных мотоциклетных двигателей идеально подойдет лента толщиной до 10 мм, которая применяется в транспортерах сельскохозяйственного типа. Гусеницу данного типа можно легко починить, в случае поломки.
- Второй вариант – соединить клиновидные ремни с грунтозацепами, которые прикрепляются винтами или заклепками. Получается полотно-гусеница с отверстиями для ведущей звездочки. Оставляется небольшой зазор между ремнями.
Что можно взять готовое
Чтобы сделать подобие мотофинки, не требуется делать все с нуля. Можно взять какой-то элемент, конструкцию, продающуюся в магазине. Чтобы не покупать новый скутер, можно взять его с рук, это выйдет даже дешевле. Еще дешевле вариант – заглянуть на рынки-разборки, где этого добора очень много. Для основы мотосаней можно использовать снегокат, но выбирать нужно полностью металлический и дополнительно своими руками изменять конструкцию, иначе такой подвид санок просто не выдержит нагрузок.
Колесо также стоит присмотреть в магазине. Кроме вышеупомянутого колеса от мотоцикла эндуро, можно использовать стандартные колеса от автомобиля, а для лучшего сцепления со снегом – просто добавить цепи. Также есть вариант с использованием дутиков – бескамерных резиновых колес. Но предварительно стоит усилить их цепью или полосами железа. Для обеспеченных граждан прекрасным вариантом будет внесение в конструкцию так называемых ВГД – внедорожных гусеничных движителей.
Сиденье чаще всего можно взять с того же скутера, а если хочется сделать своими руками, можно воспользоваться общедоступными схемами. Лыжи покупаются в магазине или находятся в гараже. Лучше всего использовать сверхлегкие горные лыжи, с ними мотосани в снег не провалятся. Некоторые самоделкины используют как основу популярные нынче модули для мотобуксировщиков. Но если ваша задача – мотосани с минимальными вложениями, то этот вариант не для вас.
Обзор заводских изделий и самоделок для сноубайка
- Канадская компания Timbersled предлагает несколько версий систем собственной разработки для мотоциклов японского производства. На первый взгляд, конструкция выполнена вполне надёжно, но цена продукта не каждому доступна. 5500 долларов США без учёта доставки просят производители за самый недорогой из линейки комплект. Масса изделий чуть больше 60 килограмм.
- Российски бренд VORTEX предлагает комплекты, как они утверждают, не имеющие аналогов в мире, на эндуро и кросс мотоциклы мощностью от 250 до 750 см3, которые дают возможность мотолюбителям заниматься спортом и зимой. Что важно, с комплектом идёт набор втулок, с которыми гусеница и лыжа, по заверению производителей, точно подойдёт к вашему мотоциклу.
- Тюменская компания “Альфа Драйв” является производителем комплектов Snowrider. В линейке представлены три модели различающиеся в основном длиной гусеничного шасси. Вес комплекта составляет от 60.5 до 64 килограмм.
“Выпускаемые наборы адаптеров позволяют устанавливать гусеничный комплект практически на любые современные легкие эндуро или кроссовые мотоциклы с левым расположением цепи, с объемом двигателя от 250 кубических сантиметров.” -обозначено на их сайте.
Цена комплектов изделий от 318 000 до 342 000 рублей, доставка будет за вас счёт. Набор переходников не входит в стоимость, а продаётся отдельно, стоимость набора 10 000 рублей.
Спустимся по ценовому диапазону ближе к народу.
- “Цена без канистры и кофра.
- Гусеничный комплект 101″ идеально подходит для подготовленных трасс, так как не нуждается в смазке снегом гусеничного трака. Комплект подходит для катания по полям и лесам.
- Подходит к любому кроссовому или эндуро мотоциклу
- KTM. Yamaha. Husqvarna. Kawasaki. Honda. Suzuki. Kayo. BSE. Avantis. GR7. 125. 140. 150. 160. 190. 230. 250. 350. 400. 450.
- Гусеница на мотоцикл. Сноубайк. Snowbike. Snow moto.fun. SMF. “
- Гусеничный комплект SMF CROSS 101″ от 136000 р.
- Гусеничный комплект SMF 129″ от 185000 р.
- Гусеничный комплект SMF PRO 127″ от 250000 р.
- Самарская компания ООО “СНОУБАЙК” предлагает набор с переходниками которые входят в стоимость комплекта. Цена вопроса 76600 руб. + доставка транспортной компанией.
- На мотоциклы объёмом 110-250 м3, потенциальным покупателем компания предлагает комплект стоимостью 62 500 руб. который подойдет на мотоциклы японского, китайского и европейского производителя.
- И от той же компании предложение и как по мне не бюджетное предложение.
- Электрический гусеничный конверсионный комплект для велосипеда типа фэтбайк.
“Хотя фэтбайк сам по себе достаточно проходимый аппарат за счет широкой резины, но его проходимость заканчивается на рыхлом снегу. На скорости он еще сможет проехать какую то дистанцию по снегу но если вы заехали в сугроб 30 и глубже то дальше его проходимости не хватит. Кроме того, на снежных подъемах конечно любая резина, даже самая широкая и шипованная будет проскальзывать. Поэтому мы разрабатываем комплект для увеличения проходимости. Фактически вы получаете сверх легкий одноместный вездеход.”
- -Вес в сборе: 15 кг
- -Скорость: до 45 км/ч
- -Дистанция на одном заряде: до 70 км
- -Грузоподъемность: 140 кг
- -Мощность двигателя: 2.2 кВт
- -Емкость АКБ: 26 Ач.
- -Гусеницы шириной: 15-22 см
Просят за это приспособление 80 000 рублей.
Этот далеко не полный перечень устройства, который превратит ваш мотоцикл в маневренную, менее габаритную, но более неустойчивую и травмоопасную версию снегохода.
Для людей с техническим складом ума, умелыми руками и желанием сотворить своё творение, на просторах всемирной паутины найдётся достаточно технических наработок для производства подобных комплектов. Удачи!
Собираем сани своими руками
Для начала вам необходимо определиться с конструкцией, для этого ищите фото или видео с мотосанями и копируйте их. Если же вы вознамерились сделать мотофинки сами, то стоит вооружиться карандашом. Для начала набросайте на бумаге то, что вам хочется увидеть. После этого начните отметать те детали, без которых агрегат не потеряет своих качеств. По мере необходимости добавляйте ребра жесткости, крепления. Как только вы, наконец, поймете, что же хотите, перемещайтесь к чертежам. На этом этапе станет ясно, какие болты, гайки лучше всего использовать, какие элементы будут самодельные, а также основные места сварки.
Поищите в разборках или на рынках скутеры. Подойдут любые, главное – чтобы объем их двигателя был не более 50 кубических сантиметров (иначе сани будут попадать под категорию прав А1). Также учтите такой нюанс, как стабильно работающая система впрыска и зажигания. Самому ее переделывать и доводить до ума – для тех, кто хочет сделать абсолютно все своими руками. Не лишним будет бензобак. Но в то же время вы можете использовать и канистру от бензина, либо самому сделать его.
Важно: ни в коем случае не паяйте бак. Только сварка. Иначе можете стать свидетелем «оловянной чумы» – процесса, когда олово на сильном морозе становится хрупким и выламывается из швов.
Начните собирать раму, придерживаясь чертежей. На этом этапе вам и пригодится умение делать самому сварку. Используйте для рамы трубы. Их легче гнуть, нежели прокатный профиль. А также их можно без потери устойчивости соединять под острыми углами. Так ваши сани станут более эстетичными на вид. Не забудьте также сделать втулку для руля мотосаней. Просто приварите кусок трубы большего, чем стойка руля, диаметра под углом 90 градусов к раме.