Минитрактора украинского производства хтз все марки


Харьковский тракторный завод вчера и сегодня

В советское время на протяжении многих десятилетий энергонасыщенные трактора семейства «Т-150К» Харьковского тракторного занимали существенную часть машинно-тракторного парка предприятий сельского хозяйства. В середине 80-х годов ХТЗ выпускал 70 тысяч тракторов в год и поставлял их в 36 стран мира. Завод объединял более трёхсот предприятий-смежников по всей стране; являясь крупным потребителем продукции металлургии, энергетики, транспорта и связи, других отраслей, ХТЗ содействовал и их развитию.


И в современную эпоху Харьковский тракторный завод был и остаётся единственным предприятием на постсоветском пространстве, которое выпускает одновременно и колёсные, и гусеничные трактора. Причём всех существующих классов – от маленьких садово-огородных, мощностью от восьми лошадиных сил, до мощных энергоёмких 240-сильных сельхозмашин.

Только вот объёмы производства совершенно несоизмеримы с прежними. Рекордно удачным стал для предприятия 2005-й год, когда с его конвейера сошло всего лишь две с половиной тысячи тракторов. В предвоенном 2013-м году было подсчитано, что 42% украинского рынка сельхозтехники занимают белорусские трактора («МТЗ Белорус»); 27% – китайские («DongFeng», «Xintai» и т.п.). А вот собственное производство, даже с учётом сборки импортных моделей – не более 12-ти процентов. Почти столько же (10%) занимает на украинском рынке доля тракторов американских концернов.

Митинг протеста рабочих Харьковского тракторного завода.

Практически весь 2016-й год Харьковский тракторный вообще простоял. Официально предприятие было остановлено в марте, и возобновило оно свою работу лишь в январе 2017-го, после новогодних праздников. Кстати, с этим последним запуском производства связан весьма примечательный и трогательный момент.

Первый собранный после очередного возрождения завода трактор (им стал «Т-150К») был назван в честь недавно ушедшего из жизни легендарного начальника цеха ХТЗ Сергея Ивановича Браилко, который проработал на заводе более сорока трёх лет.

Остаётся лишь надеяться, что Харьковский тракторный вернёт себе хотя бы часть тех позиций, которые он занимал на рынке сельскохозяйственного машиностроения, тогда найдёт своего покупателя и его продукция. И не в последнюю очередь – трактор «ХТЗ-16131».

Инструкция по эксплуатации

Дизельные двигатели, которые ставятся на все трактора с маркировкой ХТЗ, отличаются своей неприхотливостью как в обслуживании, так и при эксплуатации. Несмотря на это следует все же позаботиться о продлении моторесурса агрегата.

Техобслуживание

Техобслуживание заключается в простых действиях:

  • Выполнить обкатку силовой установки сразу же после покупки трактора. Процедура длится около 8 часов, начинается без нагрузок с постепенным их наращиванием.
  • Своевременно производить замену моторного и трансмиссионного масел в соответствии с временем года и количеством отработанных моточасов. В летнее время рекомендованы моторные масла: М-10Г2 и М-10Г2к.
  • Зимой рекомендовано использовать моторные масла следующих марок: М-8Г2 и М-8Г2к.
  • Трансмиссионное масло — ТЭп-15.
  • При консервации дизельного трактора необходимо слить все рабочие жидкости и тщательно очистить от загрязнений и смазать агрегат.

Описание; особенности конструкции; сфера применения «ХТЗ-16131»

Интегральный пахотно-пропашной колёсный трактор «ХТЗ-16131» относится к 160-й серии Харьковского тракторного и является одной из наиболее передовых моделей данного семейства. Предназначен он для выполнения полного комплекса сельскохозяйственных работ общего назначения, а первую очередь – для возделывания полей и уборки пропашных культур. Сильные стороны данной модели – это хорошие ходовые качества, превосходная силовая тяга, безупречная курсовая устойчивость и управляемость.

Трактор превосходно проявляет себя во время обработки почвы; на посевной; на уборке, работая совместно с прицепляемыми однооперационными или комбинированными широкозахватными агрегатами. Неизменно стабильную и рентабельную работу «ХТЗ-16131» демонстрирует при выполнении пахотных работ, сплошной культивации, при посеве зерновых, бороновании, а также при выполнении транспортировки грузов.

По сравнению с предшественниками, в «ХТЗ-16131» была модернизирована коробка передач: усилены гидроподжимные муфты, подшипниковые узлы раздаточной коробки. Шестерни ходоуменьшителя обеспечивают уверенную тягу трактора до 5-ти тонн на первом и втором диапазонах, что даёт возможность проводить глубокую пахоту на тяжёлых почвах.

Расширенный до 16 вперёд и до 8 назад диапазон передач позволяет подобрать наиболее точную и выверенную скорость при работе с различными орудиями, наиболее эффективно используя тяговые возможности трактора.

Передние управляемые колёса и смещённый вперёд центр тяжести обеспечивают курсовую устойчивость (прямолинейность) трактора «ХТЗ-16131» при возделывании пропашных культур, и возможность стабильной и уверенной работы с широкозахватными сельхозорудиями. Передняя и задняя навесные системы, два вала отбора мощности обеспечивают создание агрегатов со всеми сельскохозяйственными машинами соответствующего класса.

Оптимальный выбор шин: 16,9R38; 9,5R42; 66x43R25 и соответствующей колеи расширяет границы применения и повышает эффективность использования «ХТЗ-16131» – как для проведения работ общего назначения, так и работы в междурядьях 450 и 700 мм величиной.

Имеется возможность переоборудования «ХТЗ-16131» на реверсивное управление, что значит – его можно использовать совместно с кормоуборочными комбайнами; успешно выполнять погрузочные и разгрузочные работы с оборудованием с фронтальной навеской.


Среди других новшеств, по сравнению с предшественниками, в конструкции трактора «ХТЗ-16131» были реализованы следующие:

  • Пластиковые крыша кабины и потолок;
  • Детали интерьера кабины из современных трёхслойных композитных материалов;
  • Двухслойный коврик;
  • Усовершенствованные солнцезащитные козырьки;
  • Новое рулевое колесо;
  • Пред-очиститель воздуха «Vortex CV-16616».

Конечно же, основная область применения данного трактора – это сельское хозяйство. Однако он также может использоваться и в промышленности, строительстве, в лесном и коммунальном хозяйствах.

Модификации и технические характеристики «ХТЗ-16131»

В настоящее время на рынке сельхозтехники представлено два варианта трактора: «ХТЗ-16131-03» и «ХТЗ-16131-05». Их отличие – в марке двигателя.

Двигатели «ХТЗ–16131»

Трактора данной модели комплектуются двумя видами дизельных двигателей: «BF6M1013E» немецкой («ХТЗ-16131-03») и «Д-260» Минского моторного ). Мощность каждого из этих моторов составляет 180 лошадиных сил, или 132 кВт.


Характеристики дойтцовского двигателя таковы: 4-тактный, 6-ти цилиндровый горизонтальный, 24-х клапанный, OHV, с жидкостным охлаждением, прямого впрыска, с турбонаддувом. Рабочий объём –7,14 литров. Диаметр цилиндра – 108 мм; ход поршня – 130 мм. Максимальный крутящий момент – 854 Н х м. Степень сжатия – 17.5:1. Этот дизель с турбокомпрессором и охлаждением воздуха наддува, с непосредственным впрыском топлива, горизонтальным расположением вала, является одним из универсальных двигателей и применяется не только в тракторах, но и для оснащения буровых установок, комбайнов, компрессоров, дизель-генераторов и пр.


Параметры минского двигателя «Д-260» практически идентичны: это четырёхтактный дизель с турбонаддувом, с вертикальным рядным расположением шести цилиндров. Рабочий объём – 7,12 литров. Диаметр цилиндра – 110 мм; ход поршня – 125 мм. Максимальный крутящий момент – 662 Н•м. Степень сжатия: 15:1. Данный мотор также широко применяется для оснащения не только энергонасыщенных колёсных тракторов, но и многих других видов техники. Харьковским заводом он был избран в качестве альтернативы немецкому двигателю, с целью удешевления стоимости трактора «ХТЗ-16131».

Габариты и масса трактора «ХТЗ–16131»

  • Длина: 6,645м; Ширина: 2,480м; Высота (по крыше кабины): 3,380 м.
  • Колёсная база: 2,860 м.
  • Размеры колеи: 2,050 м/1800 м.
  • Дорожный просвет: 530 мм/505 мм.
  • Шины: 16,9R38 – одинарные; 9,5R42 – спаренные.
  • Масса эксплуатационная: 8,620 тонн.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление, навесное устройство

Коробка передач трактора «ХТЗ–16131» – механическая, переключаемая без разрыва потока мощности в пределах каждого диапазона. Количество диапазонов/передач переднего-заднего хода – 4/16 – 2/8. Диапазон скоростей переднего/заднего хода составляет 1,44-31,1/2,17-8,83 км/ч.

Муфта сцепления – сухая, однодисковая. Тормоза: остановочные – колодочные с пневмоприводом на каждое колесо; стояночный – ленточный с пневмопружинным цилиндром. Механизм поворота – передние управляемые колёса с гидрообъёмным рулевым управлением. Минимальный радиус поворота трактора – 7,1 м. Тяговое усилие: 40-60 кН (4000 и 6000 кгс).

Высокие тяговые свойства трактора «ХТЗ-16131» и низкое буксование при выполнении энергоёмких работ достигается за счёт наличия ведущих мостов с автоматической блокировкой дифференциала.

В качестве источника электропитания используются аккумуляторные батареи «6СТ-190А» (2 штуки), напряжение в сети – 12 Вольт. Грузоподъёмность навесных устройств трактора «ХТЗ–16131» (гидравлические системы с закрытым центром) составляет: переднего – 1500 кгс, заднего – 4500 кгс.


В качестве опций для трактора «ХТЗ–16131» предлагаются:

  • Спаренные колеса «9,5R42»;
  • Проставка для пропашных культур (700 мм);
  • Широкопрофильные шины 66х43R25;
  • Комплект проставок;
  • Расходомер топлива;
  • Сцепка автоматическая;
  • Кондиционер.

Кабина трактора «ХТЗ–16131»

Кабина одноместная, с центральной посадкой механизатора. Она оснащена каркасом безопасности; обивка интерьера выполнена из термоизолирующих и шумопоглощающих материалов.

Для обеспечения достойных условий труда механизатора в кабине предусмотрены вентилятор и отопитель, регулируемая рулевая колонка, гидрообъёмный рулевой механизм.

Результаты контрольных испытаний; отзывы владельцев «ХТЗ-16131»

По результатам испытаний, трактор «ХТЗ-16131» продемонстрировал следующие показатели:

  • В составе с плугом оборотным «ПО-5»: производительность – 0,94 га/час; расход горючего – 16,4 л/га.
  • В составе с комбинированным агрегатом «АКШ-3,6»: производительность – 2,24 га/час; расход топлива – 7,6 л/га.
  • В составе с агрегатом предпосевной обработки «АПОГ-6,1»: производительность – 3,53 га/час; расход горючего – 6,5 л/га.
  • В составе с агрегатом предпосевной обработки «АП-6»: производительность – 4,48 га/час; расход горючего – 6,0 л/га.
  • В составе с агрегатом почво-обработывающим «АГ-6»: производительность – 4,83 га/час; расход топлива – 6,9 л/га.

Найти информацию по отзывам реальных владельцев данной модели трактора непросто, по причине его крайне слабой распространённости в хозяйствах республик бывшего Союза. По очень немногочисленным и скупым комментариям владельцев можно понять следующее.

Трактор «ХТЗ-16131» показал себя как достаточно мощный, выносливый и надёжный «полевой работник». Особенно хорош на междурядной обработке. В эксплуатации и обслуживании простой, ходовая и гидравлика работают хорошо. Хотя в движении очень жёсткий («рессор нет, а профиль резины низкий»).

Кабина – «из-под топора, на задней стенке голый метал и нет шумоизоляции». Есть претензии к работе коробки передач; диск сцепления немного слабоват для работы с таким мощным двигателем.


В целом, соотношение цена/качество очень удачное; при условии реального возрождения производства на ХТЗ и создания разветвлённой дилерской сети у трактора «ХТЗ-16131» хорошие перспективы на рынке СНГ.

Инструкция по эксплуатации

Все модификации тракторов ХТЗ отличаются малозатратностью при обслуживании и эксплуатации. Естественно, на старые модели минитракторов оригинальные запасные части найти сложно, но вполне возможно подобрать из ассортимента аналогов.

Изучить инструкцию по эксплуатации можно по ссылке: Инструкция по эксплуатации минитрактором ХТЗ

Первый запуск

Для притирки деталей и механизмов выполняют обкатку минитрактора на легких работах при пониженной частоте вращения коленвала и с загрузкой дизельного двигателя примерно на 2/3. В этот период рекомендуется выполнять все работы, избегая повышенных нагрузок, на пониженных скоростях.

Длительность обкатки составляет 30 часов, по завершении необходимо выполнить техническое обслуживание основных узлов в соответствии с рекомендациями руководства по эксплуатации минитрактора ХТЗ.

Цена «ХТЗ-16131»

У организаций, торгующих агротехникой, нет в наличии новых тракторов данной модели. Тем не менее, по их информации, можно приобрести трактор «ХТЗ-16131» под заказ, цена его составит около 2 600 000 рублей.

На вторичном рынке эта марка также практически не представлена: на просторах интернета можно найти единичные объявления о продаже подержанных тракторов «ХТЗ-16131» начала двухтысячных годов выпуска, в удовлетворительном техническом состоянии. Просят за такие варианты от 500 до 750 тысяч рублей, с «торгом у капота».

Навесное оборудование

Несмотря на малые габариты и скромную мощность двигателя, минитрактор Т-012 отлично агрегатируется с разнообразными прицепными орудиями, ему под силу обработка земли площадью до 2 га. Возможности минитрактора значительно расширены благодаря бортовой гидросистеме с шестеренчатым гидронасосом.

В первое время возможности малогабаритных тракторов ХТЗ были ограничены из-за отсутствия необходимых навесных и прицепных орудий. На сегодняшний момент таких проблем не существует.

Видео обзор минитрактора ХТЗ Т-012 с картофелесажалкой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]