Обзор модельного ряда минитракторов ХТЗ. Инструкция по эксплуатации. Основные неисправности и способы их устранения

Харьковских тракторов достаточно много. Один из них — трактор ХТЗ-3512. Небольшие габариты позволяют отнести его к категории мини-тракторов, которые могут применяться в стесненных условиях. Однако наиболее привлекательны они для частных предпринимателей и фермеров своей экономичностью. Важно, что его можно применять для целого ряда сельхоз операций, но это еще не все его отличительные черты.

Трактор ХТЗ-3512: вид сбоку

Обзор минитракторов ХТЗ

Годы после развала Советского Союза стали переломными и тяжелыми для людей. Но это послужило стартом для производства малогабаритной техники, которая была востребована малыми и средними хозяйствами. Харьковский тракторный завод не стал исключением и поставил на поток производства минитрактора ХТЗ Т-012, который благодаря небольшим размерам и широкому функционалу, стал востребован на сельхоз рынке.


Минитрактор ХТЗ-Т012

Надо отметить, что и на сегодняшний момент, вторичный рынок богат предложениями о продаже тракторов и они до сих пор популярны. В этом немалая заслуга отличной ремонтопригодности и широкого выбора запчастей.

Стоимость значительно подержанного трактора на вторичном рынке может изменяться от 1500 до 3500 долларов, а более новые модели стоят от 4500-6500 долларов.

Основные агрегаты и узлы

Несущий остов машины составляет полурама и картеры элементов трансмиссии. Энергоустановка. Изделие Минского тракторного завода 3LD-22. Трехцилиндровый дизель с продольным однорядным блоком. Замкнутая жидкостная принудительная схема охлаждения, прямой впрыск горючего, механическая система регулировки оборотов. Трансмиссия. Крутящий момент от мотора на задние колеса передается через узел сцепления, редуктор, реверсивную КПП, бортовые передачи. Муфта сцепления в сухом, однодисковом исполнении. Привод выключения механический. Редуктор уменьшает темп вращения первичного вала КПП. Имеет общую систему смазки с коробкой. КПП механического типа на 6 режимов (+2 замедленных), обеспечивает 8 скоростей перемещения вперед и 6 на реверсе. Задний мост с механизмом главной передачи, дифференциальным межколесным устройством и 2 бортовыми передачами. Тормоза ленточного типа на валах конечных передач. Привод механический, допускает раздельное торможение ведущих колес каждого борта. Колонка руля выставляется по высоте и углу наклона. Механический привод поворота.

Узлы для крепления дополнительного оборудования и сельхозорудий:

  • заднее устройство навеса гидрофицированное с грузоподъемностью 0,6 т;
  • тягово-сцепной узел с крюком, управляемым гидравликой.

Кабина одноместная шумоизолированная оборудована каркасом безопасности. Регулируемое сидение, системы вентиляции и отопления, эргономичное размещение органов управления и приборов контроля обеспечивают достойные условия труда трактористу.


Кабина ХТЗ 3512

Модельный ряд минитракторов ХТЗ

Модель ХТЗ-Т012 является базовой для многих следующих модификаций. Мощность двигателя составляет 11 л.с., что позволяет выполнять работу различной сложности, вплоть до транспортировки грузов. Заложенный конструкторами эксплуатационный ресурс составляет 6000 ч. Конструкция построена таким, что обеспечивает свободный доступ к двигателю и другим узлам. А это в свою очередь, значительно облегчает ремонт.

Достоинствами Т-012 можно считать:

  • Наличие автоматического регулирования оборотов коленвала, что делает работу более стабильной.
  • КПП многоступенчатая, имеет 4 скорости вперед и 2 назад. Это дает возможность маневрировать на любых поверхностях.
  • Широкие функциональные возможности благодаря наличию вала отбора мощности и креплений для разнообразного навесного оборудования.
  • Низкий расход топлива, который составляет всего 1,5-2 л/ч.
  • Наличие электростартера облегчает запуск в зимнее время года.
  • Максимальная скорость движения составляет 15 км/ч.
  • Радиус разворота 1,5 м., что высоко ценится на малых участках.

К недостаткам, владельцы агрегатов причисляют малую мощность аккумулятора. А для того, чтобы поставить более мощную батарею, потребуется в значительной мере изменять конструкцию.

Минитрактор ХТЗ 1410 представляет собой небольшой агрегат с мощностью двигателя 13,8 л.с. Его более улучшенной модификацией, с увеличенной до 16 л.с. мощностью, является ХТЗ 1611. Основными сферами использования этих моделей являются животноводство, парниковые хозяйства или теплицы. Относятся ко второму тяговому классу.


Минитрактор ХТЗ 1410

Небольшие габариты и высокий дорожный просвет в 30 см, позволяют работать на минитракторе в узких междурядьях. Топливный бак рассчитан на 21 литр топлива, а расход составляет всего 2 л/ч. При ощутимой производительности и надежности, агрегат способен поднимать грузы до 180 кг. В качестве топлива используется дизель.

Сфера использования

Особенности конструкции машины определили перечень операций, где она эффективно применяется:

  • При посадке, выращивании, уборки агрокультур на небольших фермерских участках, частном подворье.
  • Заготовке и транспортировки кормов для животных;
  • В качестве буксировщика прицепных и полуприцепных транспортных платформ для перевозки грузов до 2 т.;
  • В коммунальном хозяйстве для агрегатирования со подметальными щетками, отвалами, другим оборудованием, уборке снежной массы.
  • Для работы в садовых, парковых посадках, спортивных зонах.

Навесное оборудование

Во всех моделях ХТЗ предусмотрено использование навесного оборудования, за счет вала отбора мощности. Минитрактор Т-012 рассчитан на обработку земли до 2 гектар. А благодаря оснащению гидросистемой с шестеренчатым насосом функциональность техники увеличивается. Широкий ассортимент представленного на современном рынке навесного оборудования позволяет эксплуатировать тракторы в различных областях. Самыми распространенными являются:

  • Сеялки;
  • Лопата-отвал;
  • Прицеп;
  • Картофелекопалка/сажалка;
  • Культиватор;
  • Борона;
  • Плуг на 2 корпуса.


Сеялка овощная СТВТ-2 (2-х рядная)


Лопата-отвал


Картофелесажалка КСН-2


Картофелекопатель ДТЗ-2В (вибрационный)

ХТЗ 3512 — особенности машины

  • Дизельная силовая установка достаточной мощности допускает использование прицепных орудий с более широким захватом чем у трактора 16 серии.
  • Коробка передач механического типа.
  • Ведущие колеса бортов допускают раздельное торможение, что увеличивает маневренность, позволяет обрабатывать малые по площади поля.
  • Высокий клиренс, изменяемая колея колес дают возможность работы по посадкам разной высоты и размерам междурядья.
  • Рычажно-шарнирное заднее навесное устройство, гидрофицированный крюк тягово-сцепного узла.
  • Вес буксируемого трактором прицепа ограничен 2 т. Скорость буксирования до 30 км/час.
  • Трактор простой в управлении и надежный в эксплуатации.
  • Достаточно комфортная кабина с узлами отопления и вентиляции.


Мини-трактор ХТЗ 3512

Особенности эксплуатации

Главной особенностью всех моделей является их низкие требования к техническому обслуживанию. Но все таки пренебрегать ним не надо. Регулярное проведение обслуживания позволит продлить эксплуатационный срок трактора. Для того, чтобы правильно выполнять все действия и не допускать поломок, предварительно надо ознакомиться с инструкцие.

Первое, что требуется провести с новым минитрактором – это обкатка. Они позволяет всем деталям приработаться и как следует смазаться. Для обкатки, как правило, необходимо 30 часов. Эксплуатировать трактор нужно без нагрузок и без использования навесного оборудования. После завершения обкаточного периода, все масло сливается и заменяется новым. В инструкции по эксплуатации указаны сроки замены фильтров и масел в процессе эксплуатации. Как правило, это происходит каждый 100 часов работы.

Трактор ХТЗ Украина: целесообразность использования гусеничного трактора

Обновление и пополнение машинно-тракторного парка (МТП) сельскохозяйственных предприятий в начале XXI в. рассматривается не только с точки зрения производительности, экономичности новых машин, но и с позиций экологичности. Известные мировые фирмы тракторостроения уже имеют модельный ряд гусеничных тракторов на резиново-гусеничном ходу.
Стоит отметить, что такой универсальный трактор сельскохозяйственного назначения может пользоваться спросом среди значительного количества сельскохозяйственных предприятий Украины. Это подтверждают исследования, которые были проведены в 2010-2013 годах кафедрой «Оптимизация технологических систем» (ОТС) Учебно-научного института механотроники и систем менеджмента (УНИ МСМ) по использованию машин в земледелии Лесостепи и Степи Харьковской области.

Результаты исследований показали, что все хозяйства по технической оснащенности можно условно (в соответствии с разработанной кафедрой ОТС методикой) разделить на три группы: высокого технологического уровня (ВТР), среднего (СТР) и низкого технологического уровня (НТР). В основу методики были положены показатели, которые учитывали уровень агротехники и механизации сельскохозяйственных процессов в исследуемых хозяйствах. Как показали результаты целевого распределения хозяйств в двух районах Харьковской области — Золочевском (зона лесостепи) и Балаклейском (зона Степи), соотношение хозяйств ВТР, СТР и НТР в процентах составило соответственно 12:23:65 и 3:20:77. То есть основная их масса — 65-77% — хозяйства НТР. В этих хозяйствах ограничены финансовые возможности и, как правило, незначительный парк тракторов и других сельскохозяйственных машин. Поэтому им нужны универсальные тракторы, которые можно использовать при необходимости как гусеничные или как колесные — для них тракторы типа ХТЗ-280Т могут быть достаточно удачным вариантом.

В 2014 году кафедра ОТС приняла участие в испытаниях и исследованиях опытного образца универсального колесного гусеничного трактора сельскохозяйственного назначения ХТЗ-280Т, который может работать вариативно: как гусеничный трактор, а при необходимости и незначительных затратах времени (несколько часов) его можно перенастроить на колесный.

В 2014 году опытный образец трактора ХТЗ был представлен в исполнении ходовой части в виде металлических гусениц. На нем был установлен двигатель ЯМЗ 236НД мощностью 210 л.с. Конструкторы ХТЗ в дальнейшем планируют оснащать эти тракторы двигателями больших мощностей.

Сотрудники кафедры ОТС вместе со специалистами ХТЗ провели соответствующие исследования работы опытного образца трактора сельскохозяйственного назначения в производственных условиях учебного хозяйства Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. П. Василенко (ХНТУСХ).

Программа исследований предусматривала определение возможности агрегатирования трактора с отечественными и зарубежными почвообрабатывающими и посевными машинами (табл. 1), а также установление эксплуатационно-технологических показателей при выполнении различных технологических операций.

В осенний период 2014 было проведено исследование о возможности агрегатирования с имеющимися отечественными плугами ПЛН-5-35 и ПН-8-35, в результате которых получено эксплуатационно-технологические показатели при выполнении этими агрегатами пахоты. Условия, при которых проводились исследования, характеризовались тем, что температура ночью опускалась до -4 … 8 ° С, поэтому твердость почвы на глубине до 10 см составляла 3,0 МПа.

Скорость движения трактора ХТЗ при этом составляла 6,0-6,1 км / ч. Повысить скорость не позволяла недостаточная мощность двигателя ЯМЗ 236НД. С учетом соответствующих условий производительность за 1 час основного времени при агрегатировании с плугом ПН-8-35 была невысокой и составила 1,19 га при расходе топлива 30 л / га.

В весенний период в 2015 году проводились разносторонние исследования трактора ХТЗ-280Т, который был представлен в своем основном варианте — с резиново-тросовыми гусеницами.

Исследования в этот период были многоплановыми, их проводили специалисты различных направлений ведущих кафедр института: «Тракторы и автомобили», «Безопасность жизнедеятельности» и «Оптимизация технологических систем». Так, кафедра «Тракторы и автомобили» провела исследования по определению скорости движения агрегата на различных режимах, величины буксования и класса тяги трактора. Определение указанных показателей проводили с помощью измерительной системы динамики и энергетики мобильных машин (ВСДЕММ), разработанной кафедрой. Эта система включала:

  • инерционно-измерительное устройство (ИПП);
  • навигационный приемник GPS, антенна которого устанавливалась на крыше кабины трактора;
  • датчик скорости колес;
  • датчик тягового усилия (электронный динамометр).

Реальные скорости определяли по работе на I, II, III диапазонах передач, тяговые испытания и величину буксования — на II и III диапазонах. Для создания тягового усилия использовали трактор ХТЗ-17224 и сеялки John Deere 7200.

В результате анализа определенных динамических характеристик трактора сельскохозяйственного назначения было получено зависимость буксования (δ) двигателей трактора от тягового усилия (Ркр) (рис. 1).

Анализ данных этого графика показывает, что при минимально допустимом значении буксования — 5% трактор развивает усилие 8000 кг, то есть класс трактора ХТЗ-280Т следует принять равнозначным 80 кН.

Определение реальной скорости показало, что на передачах I диапазона она составляет 0,51-0,89 м/с; II — 1,22-2,7; III — 3,15-4,13 м / с.

Основные неисправности минитрактора, возникающие при эксплуатации

  1. Отсутствует передача крутящего момента муфтой сцепленияДля этого необходимо:
      Выполнить настройку хода педали;
  2. Произвести замену/очистку дисков;
  3. Осуществить проверку и устранить деформацию дисков.
  4. Не поднимается навесное оборудование
      Проверить количество масла в системе;
  5. Выполнить включение насоса;
  6. Проверить работу предохранительного клапана.
  7. Плохое срабатывание тормоза
      Отрегулировать положение свободного хода педали тормоза;
  8. Произвести замену тормозных колодок.
  9. Повышается температура коробки передач
      Выполнить регулировку зазора шестерни;
  10. Добавить масло в трансмиссию или заменить на более качественное.
  11. Стар не включается
      Проверить провода и контакты;
  12. Зарядить аккумулятор;
  13. Если происходит короткое замыкание, то необходимо очистить коллектор и заменить щетки;
  14. Отрегулировать ход магнитного переключателя.

Технические характеристики ХТЗ 3512

ПараметрЕд.изм.Показатель
Общие данные
ИзготовительОАО «ХТЗ»
Инденфикатор моделиХТЗ 3512
Тип, формулаколесный, 4х2
Усилие тягикгс/кН800/0,8
Масса с грузами противовесат2,125
Размеры (ДхШхВ)м3,465х1,42х2,49
Размер емкости под топливол50
Силовая установка
Изготовитель/инденфикатор двигателяММZ Республика Беларусь 3LD-22
Тип изделияДизельный, прямого впрыска, без наддувный, на 4 рабочих такта
Мощностьл. с./кВт35/26
Усилие крутящего момента на 2100 оборотах в минутуНм100
Число цилиндров/литражед./л3/1,6
Потребление топливаг/кВт.ч258
Эксплуатационные параметры
Передачи вперед/реверс8/6
Темп движения вперед/реверскм/час1,3-30/4,4-30
ВОМоб/мин540
База колесм1,96
Колея
колеса передней оси/колеса задней оси
1200-1400/1100-1500
Клиренс высокая наладка/низкая наладка/наименьшийм0,587/0,45/0,28
Разворот на радиусем3,5
Угол подъема (спуска) без прицепаград20°

Изделие ХТЗ 3511 отличается от модели 3512 дизельным мотором воздушного охлаждения литовского производства F2L 511 на мощность 35 л. с.


ХТЗ 3512 с навесным оборудованием

Изменения в дизайне

Как рассказал корреспонденту Игорь Лазаренко, тракторы получили новую пластиковую облицовку, изготовленную по RIM-технологиям. Она легкая, прочная, устойчивая к высоким и низким температурам. Верхняя поверхность капота покрыта антибликовым покрытием.

Кабина трактора получила центральную посадку оператора, новый интерьер, рулевую колонку с подвесными педалями и стеклянные двери.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]