Как менялась кабина КамАЗ: история поколений от К1 до К5


Проследить историю автогиганта можно, разглядывая фотографии кабин КамАЗ разных лет. За годы работы было выпущено пять поколений грузовиков от К1 до современного К5.

Интересно знать! К 50-летию предприятия КамАЗ подготовлено и выпущено три книги. Масштабом выделяется «История КамАЗ в документах и фотографиях». В ней описаны события на КамАЗ и история строительства и развития города. Книга состоит из большого количества исторических документов:

  • Постановления правительства, с которых началась грандиозная стройка в 1969 году.
  • Раритетные фотографии, сделанные в первые годы работы автогиганта.
  • И многие другие, в том числе современные документы.

Книгу можно прочесть и в PDF-формате.

История легенды или начало производства грузовиков КамАЗ.

Растущая экономика СССР в 1960-х годах требовала больше современных большегрузных машин. Особенно значительным был спрос на автомобили грузоподъёмностью 8-20 тонн. Ни одно из действующих в то время предприятий не могло в полной мере закрыть этот запрос.

Это и стало предпосылкой для строительства нового автомобильного завода в г. Набережные Челны. Для строительства завода выбрали небольшой (население составляло менее 30 000 человек) населённый пункт на берегу крупной реки Кама, в самом центре Европейской части страны.

Вместе с заводом начали строить плотину и гидроэлектростанцию. Это обеспечило новый большой район электричеством. Мощности автогиганта позволяли ежегодно выпускать 150 000 грузовиков и 250 000 двигателей.

Подрядчиками в масштабном проекте выступили свыше 700 зарубежных компаний и около 2000 отечественных предприятий из 500 городов страны. Темпы прироста населения города в конце 70-х и начале 80-х годов составляли около 40 000 человек ежегодно, и со временем число жителей увеличилось до 500 000 человек.

Первый силовой агрегат собрали в 1974 году, а год спустя заработал серийный конвейер по выпуску двигателей.

Интересно знать! Дата выпуска первого грузовика КамАЗ-5320 — 16 февраля 1976 года. За основу его конструкции взяли ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, разработанные предприятиями МАЗ и Ярославским моторным заводом в 1967-1969 годах.

Собранные за все время работы завода модели и модификации КамАЗ включают в себя бортовые машины, самосвалы, тягачи, шасси для спецмашин, а также гоночные версии.

Интересно знать! Команда КамАЗ 18 раз становилась призером престижного ралли «Дакар».

Особенности устройства

Кабина современного тягача рассчитана на максимально комфортное нахождение в ней трех человек. Кроме удобного мягкого и обитого качественными материалами кресла водителя, в кабине находятся вспомогательные сидения. Спального места в данном транспортном средстве не предусмотрено. Кабина Камаза 5320 выделяется от многочисленных аналогов своей идеальной и качественной термической защиты.


Кабина водителя Камаз 5320

Кабина Камаз 5320 оснащена всеми необходимыми измерительными и контрольными устройствами, а также современными индикаторами. Все это позволяет водителю в постоянном режиме получать сведения относительно общего состояния грузовика. На панели приборов присутствует своя сигнальная система с идеальной обзорностью всех рабочих шкал и основных переключателей. В кузове присутствует прочная и надежная металлическая платформа, которая оснащена боковыми и задними бортами, а также функцией открывания.


Панель приборов Камаз 5320

Присутствие на рынке широкого и разнообразного ассортимента конструкционных элементов для данного транспортного средства, позволит быстро провести замену при их возможной поломке. Ремонт Камаз 5320 не составляет особого труда и не требует серьезных материальных трат.

Поколения кабин КамАЗ или хроника выпуска новых моделей.

С 1976 по 1978 года выпускались три базовые модели:

  1. Десятитонный самосвал КамАЗ-5511.
  2. Седельный тягач КамАЗ-5410 полной массой 26 т.
  3. Грузовик КамАЗ-5320 грузоподъемностью 8 т.

Их модификациями стали десятитонный грузовик КамАЗ-53212 с расширенной до 3690 мм базой, сельхозсамосвал на 7 тонн КамАЗ-55102 и седельный тягач КамАЗ-54112 под 33-тонный автопоезд.

После сдачи в 1981 году второй очереди завода стали выпускать 6-тонный КамАЗ-4310 с колесной формулой 6×6 и односкатными шинами.

Интересно знать! В базовой модели для армии на машину ставилась лебедка, два топливных бака и система регулирования давления воздуха в шинах для увеличения проходимости грузовика на слабонесущих грунтах и бездорожье. Для сельского хозяйства предусматривалась модификация этой серии — КамАЗ-43105 грузоподъемностью 7 тонн.

В середине 80-х годов производство грузовых автомобилей вышло на большие обороты, и осенью 1988 года с его конвейера сошел миллионный автомобиль.

Популярность КамАЗ в стране была большой, но технологически предприятие уступало конкурентам из-за рубежа.

Второе поколение — К2.

В конце 80-х годов стартовал выпуск второго поколения автомобилей, на которые устанавливались как отечественные моторы с турбонаддувом, так и импортные двигатели и комплектующие. Комфортабельность кабин повысилась за счет увеличения их высоты на 120 мм. К конструктивным изменениям можно отнести и новое местоположение передних фар, которые стали устанавливаться в бампере.

Двухосные машины 4×2 появились в этот же период. Среди них особо выделялся седельный тягач КамАЗ-5425МА, а именно: мотором Cummins в 235 л.с. и кабиной финской компании Sisu.

Третье поколение — К3.

Выпуск третьего поколения машин был начат в 1995 году, а за основу машин К3 были взяты модернизированные грузовики из первых версий 6×4. В новое поколении были такие машины:

  • Одиннадцати тонный КамАЗ-53215.
  • Самосвал КамАЗ-55111.02.
  • КамАЗ-54115 — седельный тягач для автопоезда на 36 тонн.
  • Автокран на шасси КамАЗ-43118 и др.

От разных поставщиков интерьер третьего поколение кабин пополнился сразу двумя вариантами передней панели и рулевого колеса, тремя вариантами приборных щитков.

Появились кабины с низкой крышей, как в первом поколении КамАЗ. Такая конструкция кабин потребовалась для создания на базе грузовика спецмашин — автокранов, пожарных автомобилей и т.д.

Поколение кабин К4.

Кабина от Mercedes-Benz Axor — это четвертое поколение кабин КамАЗ. К нему относятся тягачи КамАЗ-5490, а также самосвалы и автомобили специального назначения.

Ситуация

Просматривая как-то документальный сериал «Тайны забытых побед», где рассказывалось о создании уникальных изделий и целых комплексов в условиях жестокого противостояния двух политических систем, я подумал, что и «КамАЗ» в перестроечные годы участвовал в этой гонке. А мне и моим коллегам по работе довелось стать её непосредственными участниками.

Как известно старшему поколению, в Советском Союзе многое планировалось к знаменательным датам. И вот возникло предложение подготовить к намеченному на 18 октября 1988 года торжественному сходу с конвейера миллионного автомобиля новую кабину для тяжёлых тягачей КамАЗ-54225 и КамАЗ-53225. Сроки отводились рекордные!

Самое любопытное, что и 30 лет спустя тема «новой кабины» всё ещё остаётся актуальной. Какие только кабины не примеряли на себя КамАЗы, сменяя на них фирменные шильды, но вот свою кабину, созданную с нуля, сделали за 43 года работы предприятия всего лишь раз! Но многим об этом ничего неизвестно, а если и известно, то немного и не совсем то, что происходило на самом деле.

Перестройка… знаменательные 1986–1988 годы. На АвтоВАЗе возводится гигантский дизайн-, со слов Михаила Сергеевича Горбачёва), в ангарах города Королёва к космическому полёту готовится «Буран», на МАЗе собирают «Перестройку», а на «КамАЗе» проектируют новую кабину для семейства тяжёлых 2-осных автомобилей. А ещё в Советском Союзе отмечают 1000-летие крещения Руси – ПОДЪЁМ и УСКОРЕНИЕ чувствуются во всём. Правда, закончится всё развалом СССР, и всё это назовут «последними конвульсиями колосса на глиняных ногах». На мой взгляд, мы проходили «точку невозврата», когда события ещё могли пойти по другому сценарию.

Неизвестно, кому пришла в голову идея выпустить миллионный КамАЗ с новой кабиной (наверное, «перестроечному» партийному активу автогиганта или кому-то из НТЦ), но уже весной 1987 года во всех подразделениях «КамАЗа» висели социалистические обязательства коллектива на эту тему. Так было заведено: партия сказала «надо», народ ответил – «выполним».

В это время и в НТЦ «КамАЗа» происходила своя «перестройка». Главного конструктора Владимира Наумовича Баруна сменил его заместитель Рамиль Андреевич Азаматов, а директором НТЦ стал Семён Семёнович Якубов – бывший главный инженер Автомобильного завода (Автосборочного . А с 1985 по 1987 год – директор строящегося завода двигателей ПО КамТЗ в Елабуге. – Прим. ред.). На «КамАЗе» начиналась ЭРА АВТОСПОРТА!

Начиная с 1976 года силами сотрудников ХКБ было разработано и изготовлено несколько макетов модернизации кабины КамАЗ

КамАЗ сегодня.

Текущее поколение КамАЗ — К5. В этой версии особо выделяется кабина от Mercedes-Benz Actros, которая пока устанавливается только на двухосный седельный тягач КамАЗ-54901.

Семейство машин К5 получило рядные шестицилиндровые моторы мощностью от 380 до 550 л.с. с заявленным ресурсом в 1,5 млн. км.

Новые технологические решения, модернизация и цифровая трансформация предприятия, привлечение значительных инвестиций, — все это позволяет автопредприятию выпускать грузовики, которые соответствуют современным трендам в грузовом автомобилестроении.

Применение и преимущества модели

Кстати о танках. Разумеется, столь удачная машина нашла себе применение и на военной службе. Специальная разработка для армии –Тайфун.

Разумеется, сейчас многое поменялось, и в армии и в гражданской жизни, но КАМАЗ до сих пор не забыт.

Камаз 5320 характеризуется большим количеством положительных качеств и характеристик. Это дает возможность применять его в самых разных сферах и областях промышленности. Высокие показатели грузоподъемности позволяют использовать устройство для перевозки серьезных грузов. Среди самых основных областей использования машины можно отметить:

  1. Сельское хозяйство.
  2. На самых разных загородных территориях при транспортировке отходов и строительного мусора.
  3. На современных строительных площадках.
  4. В местах, где добываются полезные ископаемые.
  5. На карьерах.
  6. В обычных частных компаниях.


Сферы применения Камаз 5320

Высокие показатели техники позволяют без особых проблем эксплуатировать его во всех промышленных и строительных сферах. При внимательном изучении основных технических характеристик сразу становится понятно, что нет ничего более удобного для ближней и дальней транспортировки груза. Грузовик идеально чувствует себя на городских трассах и на междугородних магистралях.

По фэншую: кабины Mercedes — для КАМАЗа

Наверняка многие знают, что Daimler собирается строить под Москвой завод по выпуску легковых автомобилей. Тем временем в Набережных Челнах мерседесовцы уже возводят другое предприятие: там будут делать грузовые кабины. И предназначены они в первую очередь для КАМАЗов!

В конце февраля совместное предприятие «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС»), отвечающее у нас за производство и продажи грузовиков и автобусов концерна Daimler, объявило о строительстве завода кабин в Набережных Челнах — а следом белорусский МАЗ сообщил о создании своего сборочного завода во Вьетнаме. Цитируем мазовскую ­пресс-информацию: «по просьбам местного сообщества здание возводят по принципам фэншуй».

Так вот в чем секрет успешного производства! А мы-то думали, почему у наших автозаводов столько проблем… Фэншуй, видать, не тот: конвейер не в ту сторону света обращен, и золотого японского «котика счастья» ­манэки-нэко, машущего лапкой, — видали таких? — в сборочном цеху нету.

За прошедшие десятилетия КАМАЗ пытался адаптировать кабины со всего света: Sisu из Финляндии, DAF из Голландии, MAN из Германии, Shaanxi из Китая. И все безрезультатно. В 2010 году ставка была сделана на проект инжиниринговой компании DMEC из Южной Кореи, но и он не пошел — хотя ряд опытных грузовиков с такими кабинами все же построили.

Такую кабину для КАМАЗа разработала южнокорейская фирма DMEC, но проект не пошел

Сейчас на тягачи ­КАМАЗ-5490 и ряд других моделей ставят кабину от снятой с производства в Европе модели Mercedes Axor, но с самого начала было ясно, что это решение временное: кабина тесновата, вариантов в гамме ­раз-два и обчелся.

Зато вскоре все будет по фэншую: «ДК РУС» возводит в Челнах завод, где будут делать 55 тысяч каркасов кабин в год! Строят его в самом сердце камазовской промзоны, на месте, где была стоянка готовых автомобилей. Площадь будущего корпуса — впечатляющие 59600 м², запланированное число сотрудников — 790 человек. По словам финансового директора «ДК РУС» Оксаны Караховой, завод будет сверхсовременным: здесь установят сто роботов. Точные объемы инвестиций неизвестны, но они исчисляются сотнями миллионов евро.

Так будущий выглядит сегодня

Кстати, в конце 2014 года аналогичный, но более компактный завод был открыт концерном Volvo в Калуге: в его создание вложили 90 млн евро, и он рассчитан на выпуск 15 тысяч кабин для грузовиков Volvo и Renault в год. Но эти показатели в обозримой перспективе недостижимы: в Калуге в прошлом году собрали немногим больше тысячи Volvo (Renault там пока вообще не делают) и столько же кабин изготовили.

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» за прошлый год выпустил в Набережных Челнах хоть и больше машин, но ненамного — 1752 грузовика Mercedes. Зачем в таком случае завод, рассчитанный на выпуск аж 55 тысяч кабин? Затем что «ДК РУС», по прогнозам, будет получать лишь ­10—20% от этого объема, а ­80—90% пойдет на КАМАЗ, для установки на перспективные модели! Кстати, поставки кабин «на сторону» (на экспорт, в Германию) не планируются.

Сварка кабин на заводе грузовиков Mercedes в немецком Вёрте: обещают, что в Челнах уровень автоматизации будет схожим

В интернете ведутся дискуссии на тему того, что нам отдают кабины ­20-летней давности… Да нет же: кабины самые современные, образца 2011 года, с обозначением SFTP (Strategic Future Truck Program) — ими сейчас в Германии оснащаются магистральный Actros MP4 и строительный Arocs.

Разумеется, челнинская гамма будет не столь широкой, как немецкая: в Германии только для Актросов предназначено 11 кабин, а в Челнах будут выпускать всего пять вариантов — с двумя исполнениями по длине (S и L) и двумя по ширине (2,3 и 2,5 м). Три каркаса станут общими для «ДК РУС» и ­КАМАЗа, самая компактная «эска» будет поставляться лишь камазовцам, наиболее крупная «элька» — только на «ДК РУС». А вот наиболее просторный вариант GigaSpace с ровным полом, равно как и исполнение размера M, не предназначен для России.

Нынешняя гамма Mercedes Actros MP4: именно такие кабины (но не все) будет производить перспективный завод в Челнах. Для СП «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» они будут полнокомплектными, для КАМАЗа — в виде каркаса с металлическими компонентами

При этом кабины для Мерседесов челнинской сборки будут полнокомплектными, разве что с небольшой долей локализации. Российскими станут около 300 деталей и узлов: лобовые стекла, стеклоподъемники, уплотнители, вещевые ящики на раме и за дверями кабины, крючки для одежды — в общем, то, что, по словам мерседесовцев, покупателю неважно.

А вот КАМАЗу предназначаются лишь каркасы кабин (сваренные и окрашенные) со стальными элементами: двери, крыша, задняя стенка. Все остальное будет отличаться от мерседесовского: наружные пластиковые элементы, интерьер, включая руль и сиденья. Логично предположить, что камазовские материалы и исполнение будут более дешевыми. Такое упрощение наблюдается уже сегодня на кабинах Axor для ­КАМАЗа, куда, например, начали устанавливать российский матрас из пенополиуретана вместо родного с пружинами.

При этом надо иметь в виду, что под новыми кабинами нынешние камазовские моторы V8 просто не поместятся! Значит, туда будут ставить либо перспективные рядные двигатели, разработка которых идет при помощи компании Liebherr, либо девятилитровый и тоже рядный Cummins, производство которого в конце марта стартует в Челнах.

Конечно, старые камазовские кабины и моторы будут выпускаться еще долго: для коммунальщиков, для армии, на экспорт…

Но смотрите, что получается в перспективе. Кабина — от Мерседеса. Двигатель тоже импортный. Коробки передач — ZF, которые в Челнах производят не первый год. Задний мост наверняка также будет носить марку Daimler (такие уже ставят на камскую технику). А что останется отечественного — только рама?

Старт производства кабин в Челнах намечен на начало 2022 года. Но еще раньше, в конце 2022 — начале 2022 года, «ДК РУС» наконец-то начнет продажи тягачей Mercedes Actros MP4: их двигатель будет «дефорсирован» с ­Евро-6 до ­Евро-5. А позже СП полностью перейдет на сборку машин нового поколения — разумеется, с кабинами локального производства.

Какой можно сделать вывод{q}

Ввиду большой популярности было выпущено множество автомобилей этой марки. Уже в 1979 году завод преодолел рубеж в 100 000 грузовиков, что стало абсолютным рекордом для Советского Союза и многих других стран. Бортовой Камаз-5320 занимал большую долю от общего количества.

В современных реалиях грузовик отвечает всем необходимым требованиям по перевозке грузов средней тяжести на средние и дальние расстояния. Его активно используют как для междугородних перевозок, так и для внутригородских. Цена на вторичном рынке составляет 150-500 тысяч рублей: зависит от технического и внешнего состояния.

Силовые агрегаты и трансмиссия

На КамАЗ-5320 устанавливались четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые дизеля разработки Ярославского Моторного Завода 10,85 л, мощностью 210 или 180 л. с., при максимальном числе оборотов 2600 в минуту. На дизелях для первых КамАЗов были применены конструктивные решения, которые на тот момент являлись для отечественного автомобилестроения новинками или ещё не находили широкого применения, например, азотированный коленчатый вал или полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой.

Автоматический контроль за правильностью работы системы охлаждения осуществляют гидромуфта в приводе вентилятора и два термостата. Система охлаждения сделана закрытой и была рассчитана на постоянное использование охлаждающей жидкости Тосол. Была введена система очистки воздуха с фильтром сухого типа и автоматическим отсосом пыли из фильтра посредством эжектора, действующего за счёт энергии отработавших газов.

Среди других новшеств можно отметить коллоидно-графитовое покрытие юбок поршней, съёмные металлокерамические направляющие втулки для клапанов, молибденовое покрытие нижнего поршневого кольца, активно-реактивный глушитель шума выпуска. В силовых агрегатах КамАЗ-5320 использованы двухдисковые сцепления.

В гидравлическом приводе механизма управления сцеплением имеется пневмоусилитель, облегчающий пользование педалью. Особенностью трансмиссии тягача КамАЗ является делитель, или мультипликатор — дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная после сцепления перед основной коробкой. Одна передача делителя сделана прямой, а вторая — повышающей.

Собственно коробка передач — пятиступенчатая, синхронизированная на второй, третьей, четвёртой и пятой передачах. Управление коробкой — дистанционное, с механическим приводом. В делителе передачи переключаются посредством пневматического привода. Карданная передача — открытого типа, состоит из двух трубчатых валов.

Рессоры передней подвески (полуэллиптические, со скользящими задними концами) работают совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска — балансирного типа. Её рессоры тоже полуэллиптические, со скользящими передними и задними концами. Листы рессор имеют Т-образное сечение.

Автомобиль оснащался бездисковыми колёсами со съёмными бортовыми и замочными кольцами. Шины — радиального типа, 12-слойные, размером 260—508Р (9,00-20), обычно — с универсальным рисунком протектора.

КамАЗ-5320 снабжён несколькими системами тормозов: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Тормозные механизмы всех колёс — барабанного типа, с двумя колодками. Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, с раздельным действием для колёс передней оси и колёс задней тележки. На стоянке автомобиль удерживается тормозными механизмами колёс задней тележки, которые в этом случае приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов.

Механизмы вспомогательного тормоза установлены в приёмных трубах глушителя. Их действие основано на создании противодавления в системе выпуска газов посредством заслонок, перекрывающих проходные сечения. При аварийном отказе одной из основных систем автомобиль можно остановить запасным стояночным тормозом.

Рабочими тормозами водитель управляет, нажимая на педаль, связанную рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном. Справа от сиденья водителя расположен кран с рукояткой стояночного тормоза. Запасная система включается вместе со стояночной, а вспомогательная — при помощи кнопочного включателя, расположенного на полу кабины под рулевой колонкой.

Рулевое управление включает в себя гидроусилитель, объединённый с рулевым механизмом.

В задней части рамы находится буксирное приспособление с двусторонней амортизацией. Оно рассчитано на постоянную работу с прицепом общим весом до 11,5 тонн.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]