Харьковский приступил к производству дизельных двигателей в середине прошлого века. Продукция предназначалась для установки на транспортных средствах, работающих в сельском хозяйстве – комбайнах, тракторах. Дизельный двигатель СМД зарекомендовал себя среди пользователей, как надежный механизм, работающий в течение длительного эксплуатационного срока без капитального ремонта. На данный период завод прекратил свое существование, производство современных моторов этой категории налажено в Белгороде. Теперь из выпускает Белгородский моторный завод.
Описание двигателей СМД
Модификации дизельных двигателей внутреннего сгорания, выпускаемые под брендом СМД, обладают общими достоинствами:
- Экономичность, низкий расход дизтоплива.
- Компактность конструкции.
- Сравнительно небольшая масса.
- Доступность переналадки (чаще всего требуется изменить мощность агрегата).
- Большое количество запасных частей по доступным ценам в торговой сети.
- Невысокая стоимость агрегата, в сравнении с импортными аналогами.
Благодаря большому количеству преимуществ данных моторов, они широко используются при производстве сельхозтехники. В состав моторов СМД входят гидравлические насосы высокого давления для обслуживания гидросистемы. Одновременно с насосами, на с/х машины дополнительно устанавливаются специальные искрогасители. В конструкцию моторов включены топливные фильтры тонкой очистки. Их устройство позволяет производить очистку и промывку без демонтажа и разборки.
В зависимости от области использования и конструкции модификаций, силовые агрегаты бренда СМД разделяются на следующие категории:
- четырехцилиндровые, расположение цилиндров – рядное;
- шестицилиндровые, рядные;
- 6-цилиндровые, У-образные.
Блок-картер и головка цилиндров
Блок-картер – это корпусная деталь, чугунная отливка, объединяющая 2 блока цилиндров, лежащих под углом друг к другу, и верхнюю часть картера коленвала.
Гильзы цилиндров сделаны съёмными, «мокрого» типа, и сделаны из спецчугуна. Их внутренняя поверхность закалена высокочастотными токами.
Головка цилиндров – это чугунная отливка, сделанная как одно целое с коробкой клапанов. Для уплотнения разъёма между головкой и блоком цилиндров служит прокладка из асбостального полотна. Головки цилиндров являются взаимозаменяемыми.
На них установлен клапанный механизм. На нижней плоскости против каждого цилиндра сделаны по 2 расточки для впускного и выпускного клапанов. В расточках – сёдла из специального никелевого сплава.
Дизельный двигатель СМД 18 Н
В конструкцию мотора входят четыре цилиндра. Топливо в цилиндры подается при помощи фирменного насоса ТНВД «Моторпал» PP4M10P1F-4214 производства Чехии.
- Впрыск топлива – непосредственный.
- Двигатель оборудован турбонаддувом.
- Система охлаждения – жидкостная.
Технические характеристики двигателя СМД 18Н:
- мощность – 100 л. с.;
- число оборотов коленвала на холостом ходу 600 – 1950 об/мин;
- удельный расход дизтоплива 165 – 170 г/с. с. ч;
- вес двигателя от 735 до 880 кг.
Неисправности
Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.
НЕИСПРАВНОСТЬ | МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ |
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу. | 1. Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах. |
2. Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора. | |
3. Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора. | |
Выброс автомасла через картер маховика. | 1. Разрушен самоподжимной сальник. |
2. Срезано уплотнительное кольцо редуктора. | |
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм. | 1. Проворачивается втулка распределительного вала. |
2. Засорение масляных каналов головки цилиндров. | |
3. Ослабление крепления шестерни распределительного вала. | |
Посторонние стуки в двигателе: | |
1. Звонкий резкий стук. | Сломана форсунка. |
2. Детонирующий стук. | Нарушен угол впрыска. |
3. Неясно выраженный стук. | Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала. |
Двигатель СМД 60
Силовой агрегат СМД 60 предназначен для гусеничных тракторов Т-150, производства завода ХТЗ. Двигатель СМД 62 – для колесной модификации Т-150К соответственно.
Описание устройства СМД-60/62:
- Количество цилиндров – 6 шт.
- Число тактов – 4.
- Мощность – 150 л. с.
- Тип охлаждения – жидкостное (в летнее время в систему заливается вода, при отрицательных температурах окружающей среды – антифриз).
- Впрыск дизтоплива – непосредственный.
- Турбонаддув – имеется.
- Расположение цилиндров – у-образное со смещением.
- Ход поршня меньше диаметра цилиндра – короткоходовой вариант исполнения.
В состав двигателя входят:
- топливный насос ТНВД;
- фильтры грубой, тонкой очистки топлива;
- моторное масло очищается при помощи специальной центрифуги;
- циклонный воздухоочиститель (пыль из него удаляется автоматически);
- пусковой мотор П-350;
- предпусковое нагревательное устройство;
- генератор переменного тока,
- турбокомпрессор двигателя размещен в развале цилиндров.
Основное отличие СМД 62 от базовой модели состоит в обеспечении перехода на повышенную мощность в 165 л.с. Пневматическая система трактора Т-150К оборудована специальным нагнетающим компрессором.
Кривошипно-шатунный механизм дизеля СМД-62 трактора Т-150К
В этот механизм дизеля СМД-62 входят: поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленвал, маховик.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В днищах у них – тороидальные открытые камеры сгорания. Верхние части поршней – конусные, юбки – овально-конусные.
Вверху у поршней имеются 4 канавки, с кольцами. Для отвода масла в 4-й канавке и под канавкой предусмотрены отверстия. В 2-х бобышках расточены отверстия под поршневой палец, и для подвода к нему масла в бобышках также выполнены отверстия.
Поршневой палец выполнен полым, плавающего типа, и сделан из хромо-никелевой стали. Наружная поверхность его цементирована и отполирована.
Штампованный из хромистой стали шатун имеет двутавровое сечение стержня. В его верхнюю головку запрессовывается бронзовая втулка. Шатунные вкладыши – из сталеалюминевого сплава, покрытые приработочным слоем.
Штампованный из стали коленвал имеет 4 коренных и З шатунных шейки. Шатунные шейки размещены под углом 120°.
Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62
В качестве смазочных жидкостей для тракторных двигателей данных моделей рекомендуется использовать специальные марки. В летнее время – это моторное масло М10Г, соответственно для зимы – М8Г. Если не удалось приобрести рекомендованные жидкости, можно временно воспользоваться заменителями:
- летняя моторная смазка – М 10В;
- зимнее дизельное масло – ДС-8.
Внимание: При использовании аналогов нужно перейти на топливо с уменьшенным содержанием серы (не более 0,5%).
Двигатель СМД 14
Четырехцилиндровый дизельный мотор СМД 14А входит в комплектацию Харьковского трактора Т-74, а СМД-14Б предназначен для серийного трактора – ДТ-54В, выпускаемого на Волгоградском тракторном заводе.
Технические характеристики двигателя СМД 14
- Номинальная мощность мотора – 75 лошадиных сил.
- Количество цилиндров – 6 штук, диаметр – 130 мм.
- Характер расположения цилиндров – У-образное, с углом развала в 90°.
- Число оборотов коленвала 800 – 2180 об/мин.
- Длина хода поршня – 115 мм.
- Тип системы охлаждения – водяной.
- Вентиляция системы охлаждения – принудительного типа.
- В состав СМД-14 входит система пуска с мотором П-350.
Газораспределительный механизм
В составе механизма газораспределения – распредвал, клапаны впускные и выпускные, элементы их установки и привода: толкатели, штанги, коромысла, регулировочные винты и гайки, тарелки с сухариками, пружины, направляющие втулок, стоек и осей.
Распредвал – штампованный из стали, установленный на 4-х опорах. Задняя опора (со стороны маховика) снабжена бронзовой втулкой, а остальные – расточены в приливах блок-картера. Диаметры опор разные: у задней – наибольший, а у передней — наименьший. 1-я и 4-я шейки распредвала снабжены радиальными сверлениями для подвода масла к клапанному механизму.
На заднем конце распредвала имеется блок из двух косозубых шестерёнок, одна из которых входит в зацепление с шестернёй коленвала и приводит во вращение распредвал, а другая — передаёт вращение шестерне привода топливного насоса.
Толкатели – стальные, с плоскими донышками. Коромысла клапанов – стальные, отличающиеся по своей конфигурации для впускных и выпускных клапанов. Их перемещение их вдоль оси ограничено распорными пружинами. Клапаны впускные и выпускные изготовлены из жароупорной стали.
Двигатели СМД-31
Шестицилиндровые, четырехтактные дизельные моторы оборудованы турбонаддувом.
Мощность СМД-31А равна 235 лошадиных сил. Основное применение – комбайн ДОН-1500.
СМД 31.16 создан для комбайна «Славутич» производства Херсон, его мощность равна 265 л. с.
СМД 31.20 – «Обрий», зерноуборочный комбайн производится на в Харькове. Мощность мотора – 230 л. с.
Технические характеристики двигателя СМД 31:
- частота вращения коленвала – 800 – 2130 об/мин.;
- расход горючего от 165 до 172 г/л.с.ч;
- пусковая система оборудована электростартером 3212.3708, а также электрическим подогревателем факельным ЭФП 8101500;
- вес мотора в сборе – 1050 – 1100 кг.
Двигатель СМД 22
Данный силовой агрегат устанавливается на различных зерноуборочных машинах отечественного производства: СКД-6 М, «Нива», «Енисей».
Технические характеристики СМД-22:
- Количество цилиндров – 4 штуки.
- Номинальная мощность – 140 лошадиных сил.
- Количество оборотов – 650 – 2130 об/мин.
- Расход топлива – 171 г/л.с. ч.
- Модель пускового двигателя – П-10 УД.
- Вес агрегата равен 735 – 880 кг.
Технические характеристики двигателя СМД 21:
- полное название модификации — СМД-21.07.02;
- оборудование – турбонаддув;
- жидкостное охлаждение;
- ТНВД «Моторпал»;
- число цилиндров – 4 шт.
- количество оборотов – 2400 об/мин;
- момент кручения 610 Н.м;
- система пусковая – электростартер, 24 вольта;
- эксплуатационный срок до капитального ремонта – 10 лет.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
Раб. объем цилиндров, л | 9.15 |
Мощность, л. с. | 160 |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. номинальная/минимальная (в режиме холостого хода)/максимальная (на холостом ходу) | 2000/800/2180 |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 115 |
Степень сжатия | 15 |
Порядок работы цилиндров | 1-4-2-5-3-6 |
Система питания | Непосредственный впрыск топлива |
Вид топлива/марка | Дизельное топливо «Л», «ДЛ», «З», «ДЗ» и др. в зависимости от температуры окружающего воздуха |
Расход топлива, г/л. с. час (номинальная/эксплуатационная мощность) | 175/182 |
Тип турбокомпрессора | ТКР-11Н-1 |
Система пуска | Пусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском + электростартер СТ142Б |
Топливо пускового двигателя | Смесь бензина А-72 с моторным маслом в соотношении 20:1 |
Система смазки | Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание) |
Тип моторного масла | М-10Г, М-10В, М-112В |
Количество моторного масла, л | 18 |
Система охлаждения | Водяное, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией |
Моторесурс, час | 10000 |
Вес, кг | 950. 1100 |
Силовой агрегат устанавливался на тракторы Т-150, Т-153, Т-157.
Краткий обзор моделей СМД
Двигатели СМД 15Н и 14Н не оборудованы турбинами, относятся к категории безнаддувных моторов. Благодаря повышенным мощностным показателям (68 л. с.), нашли применение в таких областях, как:
- тракторы «ЮМЗ»;
- дорожная техника (погрузчики, укладчики асфальта, катки);
- строительное оборудование.
Четырехцилиндровые турбонаддувные дизельные моторы СМД-17Н, 18Н мощностью не менее 100 лошадиных сил, устанавливаются:
- на сельскохозяйственных тракторах Вг ТЗ, ДТ-75;
- лесных модификациях ЛХТ-55 «ОТЗ», ТДТ-55;
- экскаваторах «АТЭК».
Возможен ли тюнинг двигателей СМД
По мнению специалистов, силовые агрегаты, предназначенные для сельскохозяйственной техники, не подвергаются усовершенствованиям с целью улучшить мощностные характеристики. Это объясняется тем, что их конструкция и методы изготовления рассчитаны на выполнение конкретных работ в определенных условиях. Любое вмешательство в регулировки, настройки и конструкцию СМД приведет к нарушению сбалансированной работы двигателя и транспортного средства в целом.
Создана широкая линейка моделей СМД, отличающихся мощностными характеристиками. Различные машины спецтехники комплектуются наиболее подходящим мотором из имеющегося широкого диапазона.
При желании преобразить внешний вид транспортного средства допускается применять светодиодный тюнинг.
Книги для всех
Руководство по ремонту, устройству, руководство по эксплуатации двигателей СМД 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 31, 60, 61, 62, 63, 64, 64, 66, 72, 73.
Пособие адресовано всем, кто пользуется техникой, на которую установлены указанные типы силовых агрегатов, а также всем специалистам-ремонтникам, которым приходится на практике сталкиваться с обслуживанием таких моторов.
Технические данные дизелей: (глава для ознакомления)
Чтобы скачать, выберите формат:
Последний комментарий на сайте:
Это не путеводитель по городу, это, скорее, собрание городских легенд, мифов, рассказов о привидениях и маньяках. Мне многое уже известно было по другим источникам, что-то описано поверхностно, что-то более детально.
Отзывы о других книгах:
Замечательные карточки, то что нужно для игры с уже подросшим ребёнком (сыну 2г8м). Сами рисунки — правильные, узнаваемые.. И хотя они действительно из тонкого, легко мнущегося картона, и размеро чуть больше кредитки. Но цена… Она окупает все столь несущественные недостатки. К тому же на их примере можно научить малыша аккуратному обращению с вещами, ведь их так легко испортить.
Двигатель СМД – дизельный мотор, хорошо знакомый работникам машинно-тракторных станций (МТС), широко распространенных во времена существования СССР. Выпуск этих моторов был освоен в 1958 году на харьковском (1881). Серийное производство семейства двигателей СМД, предназначенных для агрегатирования различных видов сельскохозяйственной техники (трактора, комбайны и пр.) было прекращено в связи с прекращением деятельности предприятия (2003).
В линейку этих силовых агрегатов входят:
- 4-х цилиндровые моторы с рядным расположением цилиндров;
- рядные 6-ти цилиндровые;
- V-образные 6-ти цилиндровые агрегаты.
При этом любой мотор СМД обладает очень высокой надежностью. Она заложена в оригинальных конструкторских решениях, которые даже по современным меркам обеспечивают достаточный запас эксплуатационной прочности этих моторов.
В настоящее время силовые агрегаты типа СМД выпускаются на Белгородском моторном заводе (БМЗ).