«Ну что, гопники-то в Челнах есть?» — шутливо спрашиваем водителя, встречающего журналистов «Ридуса» в аэропорту Нижнекамска. Тот смеётся: «Да нет их уже давно, все повывелись». А ведь эти персонажи были когда-то знамениты на всю страну, и столичному жителю, помнящему конец 1980-х, когда он слышит название Набережные Челны, на память приходят клетчатые штаны, нелепые шапки и нешуточные побоища молодежных группировок, регулярно навещавших Москву с «гастролями».
К счастью, сейчас эта страница истории города осталась в прошлом. И, как во времена СССР, когда о Набережных Челнах рассказывали в репортажах, посвященных КамАЗу, о городе снова говорят в связи с планами автопроизводителя.
Впрочем, судя по архивным фото, город не особенно изменился внешне. Для жителя города, которому больше ста лет, вид Набережных Челнов очень непривычен. И не только тем, что на дорогах нет привычной москвичу или питерцу грязесолевой ванны, а на тротуарах — укатанный белый снег. Дело в советской архитектуре: всю дорогу из аэропорта ловил себя на мысли, что еду по какому-то столичному району типа Чертаново или Бирюлёво и жду, когда же начнется центр с исторической застройкой.
Набережные Челны встречают журналистов «Ридуса»
© Сергей Домущий/Ridus
«На литейку»
Уверен, что, проведи мы на КамАЗе больше времени, то уехали бы с целым словарем особой заводской лексики и сборником исторических анекдотов, бесчисленное множество которых хранит память руководителя заводского музея Александра Чухонцева.
А так особенно запомнилось, что здесь отчего-то не говорят «в литейке», а употребляют оборот «на литейке»: «пойти на литейку», «работать на литейке». Звучит как-то солиднее. И, как оказалось, не только звучит.
КАМАЗ
© Сергей Домущий/Ridus
Инструктаж перед входом в цех включал в себя обязательные «руками не трогать», «с желтых линий не сходить», но предупреждения были явно лишними. Когда стоишь посреди всего этого грохота и пламени, отклоняться с маршрута совсем не хочется. Вспоминалось знаменитое из Жванецкого:
«Среди наших от механизации высокая травматизация, особенно в литейке. Сколько наших не могло перепрыгнуть тот ручей! До середины долетали и исчезали к чертовой матери».
«Ручей» и впрямь впечатляет.
Литейное производство
© Сергей Домущий/Ridus
Но, немного отойдя от антуража в стиле декораций Doom-3, начинаешь понимать, что перед тобой вполне современное производство, построенное по последнему слову мировых технологий.
Литейное производство
© Сергей Домущий/Ridus
И на самом деле оно таким было всегда.
Спасибо товарищу Никсону
Пример и история КамАЗа могли бы служить отличной иллюстрацией того, насколько лучше для нашей страны мир и сотрудничество с США и Европой, нежели конфронтация.
Литейное производство, изготовление форм-макетов
© Сергей Домущий/Ridus
Как и строительство большинства предприятий в СССР в эпоху индустриализации, появление автогиганта на Каме было бы невозможно без сотрудничества с Западом. Проект литейного завода КамАЗ создавался американской фирмой Swindell Dressler, бывшей тогда одним из флагманов отрасли. Спроектированные ей заводы считались в мире наиболее совершенными в техническом плане.
Литейное производство
© Ridus
Традиция эта продолжается и сегодня. В начале прошлого года в рамках инвестиционного проекта «Реинжиниринг литейного производства» немецкие специалисты смонтировали на литейке первую индукционную тигельную печь Otto Junker.
Ёмкость каждой печи — 50 тонн. Это столько же, сколько выдавали дуговые печи Swindell Dressler, которые сегодня выводятся из эксплуатации. Новые печи, среди прочего, должны обеспечить меньшее загрязнение окружающей среды и большую безопасность.
Литейное производство
© Сергей Домущий/Ridus
За четыре дня, что мы провели, осматривая цеха КамАЗа, перед глазами словно пробежала вся история отечественного машиностроения последних 50 лет.
Завод двигателей
© Ridus
На моторном заводе — современные автоматизированные станки немецкого производства, сопрягающееся с компьютером по wi-fi измерительное оборудование, моментально отправляющее в базу данные о деталях собираемого двигателя.
На штамповочном производстве — оборудование из ЕС и Англии. А вот на одном из участков приютился зеленый пресс с характерным округлым дизайном 70-х годов и логотипом чешской Skoda. В другом цеху удалось обнаружить и отечественного ветерана с советским логотипом «Завод им. Орджоникидзе».
Оборудование — ветеран
© Сергей Домущий/Ridus
Сборка кабин
© Сергей Домущий/Ridus
Сборочный конвейер словно сошел с картинки в программе «Время», но и тут при ближайшем рассмотрении точно так же, как на многих европейских предприятиях, старая, но обладающая ресурсом техника соседствует с новыми станками и оборудованием.
Точно такой же набор старого и нового мне доводилось видать на заводе Mann+Filter в Дингольфинге, где до сих пор в деле станки производства Западной Германии, или в английском Касл-Бромвиче, где и вовсе, кажется, до сих пор работают в цехах, из которых во Вторую мировую выкатывали «Спитфайры».
Камский автомобильный заводКАМАЗ
ПАО «КАМАЗ» (Камский автомобильный завод) — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года (КамАЗ). Также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие.
Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкирия) производятся автобусы.
Сегодня ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан).
К концу 2010-х годов группа организаций «КАМАЗ» включала в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.
ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с КАМАЗа. Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.
Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КАМАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 17 раз.
Название предприятия неоднократно менялось:
в 1969—1973 годах — оно именовалось «Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей»;
с 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ».
В августе 1990 года путём преобразования ПО «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года создано ОАО «КамАЗ».
Начиная с 1973 года «КамАЗ» владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак).
В документах предприятия и рекламных материалах обозначение «КамАЗ» не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — «КАМАЗ».
Царство KUKA
Пожалуй, самым впечатляющим участком на КамАЗе сегодня является завод СП с немецким Daimler, на котором собираются кабины для последнего поколения камазовских грузовиков К5.
Сборочный конвейер
© Ridus
Завод каркасов кабин
© Ridus
Если на литейке можно было воспроизводить финальную сцену фильма «Кобра» с Сильвестром Сталлоне, то здесь всё больше напоминает антураж из «Особого мнения»: минимум людей, лишь взмывают гигантские «руки» роботов немецкой KUKA, шипит пневматика и периодически вспыхивает «фейерверк» от точечной сварки.
Если не видеть, как по транспортеру ползут кабины грузовика К5, то никаких отличий от какого-нибудь завода Porsche или Audi.
Из хроники строительства «КАМАЗа»
13 декабря 1969 года | На строительстве Камского автозавода вынут первый ковш грунта. |
Осень 1970 года | Уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода. |
Январь 1971 года | Сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа». |
1973 год | Возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ. |
Май 1974 года | В экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» собран первый двигатель. |
1975 год | На всех заводах комплекса идёт монтаж, пуско-наладка технологического оборудования и выпуск пробной продукции. |
Декабрь 1975 года | На заводе двигателей собран первый силовой агрегат — по временной технологии, но собственными силами. |
16 февраля 1976 года | С главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик. Правительство страны утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме «КАМАЗ» получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки. |
29 декабря 1976 года | Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Уже ко времени сдачи в эксплуатацию первой очереди «КАМАЗ» обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому. |
Октябрь 1977 года | «КАМАЗ» досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи. |
Август 1978 года | Изготовлен 50-тысячный грузовик. |
Июнь 1979 года | С главного конвейера сошёл грузовик за номером 100000. |
Апрель 1980 года | Выпущен 150-тысячный большегруз. Темпы роста производства на «КАМАЗе» были рекордными не только для нашей страны. |
Февраль 1981 года | Сданы в эксплуатацию мощности второй очереди «КАМАЗа». |
«Эх, прокачу!»
Пожалуй, самым впечатляющим за все время нашего пребывания на заводе стал день тест-драйва КамАЗовского бестселлера — грузовика последнего поколения К5.
«Процесс создания такой машины потребовал гигантских инвестиций и привлечения иностранных партнёров. КамАЗу придётся биться за свою маржу. Грядёт жёсткая конкурентная борьба с зачисткой рынка от китайской экспансии», — писали коллеги из «Грузовик-пресс».
Когда машину только представляли на рынке, генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин прямо заявил, что с К5 они идут в премиум-сегмент, где необходимо сочетание высоких технических характеристик и опций в рамках одной модели, и что именно с К5 КамАЗ будет вытеснять китайцев с рынка СНГ.
Из дальнейшей истории предприятия
Февраль 1983 года | Главным событием этого года стало создание производственной , главной задачей которого стало обеспечение всех автомобилей «КамАЗ» гарантийным обслуживанием и поставка запасных частей к ним на весь период жизни автомобиля. Уже к концу десятилетия в его составе было 210 автоцентров. Развитая сеть автоцентров на огромной территории СССР, а также за рубежом сразу же сблизила КАМАЗ с потребителем, позволила оперативно реагировать на требования заказчика, эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей. В настоящее время автоцентры КАМАЗа превращаются также в активно действующие дилерские центры по продаже автомобилей и запчастей. |
1986 год | Автомобили КАМАЗ, составлявшие тогда четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60 процентов урожая 1986 года. |
1987 год | Создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год. В 2005 году ЗМА вошёл в состав группы «Северсталь-Авто». |
1988 год | По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КАМАЗ» страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством. |
25 июня 1990 года | Правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. «КАМАЗ» стал первым из крупнейших предприятий страны, вступившим в эпоху новых экономических отношений. Устав акционерного общества «КАМАЗ» утверждён на общем собрании 11 августа 1990 года, зарегистрировано Общество 23 августа того же года. |
14 апреля 1993 года | Случился пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, который почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях — восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось буквально из пепла вновь восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара. |
В январе 2008 года | Выпущен 1,9-миллионный большегруз. |
В декабре 2008 года | Немецкий концерн «Daimler AG» приобрёл 10% уставного капитала ОАО «КАМАЗ». В 2010 году Daimler увеличил свою долю в российском производителе грузовиков до 11 процентов. Одновременно с Даймлером, четыре процента ценных бумаг «КАМАЗа» приобрёл Европейский банк реконструкции и развития. |