КАМАЗ — история становления крупного российского автопроизводителя

«Ну что, гопники-то в Челнах есть?» — шутливо спрашиваем водителя, встречающего журналистов «Ридуса» в аэропорту Нижнекамска. Тот смеётся: «Да нет их уже давно, все повывелись». А ведь эти персонажи были когда-то знамениты на всю страну, и столичному жителю, помнящему конец 1980-х, когда он слышит название Набережные Челны, на память приходят клетчатые штаны, нелепые шапки и нешуточные побоища молодежных группировок, регулярно навещавших Москву с «гастролями».

К счастью, сейчас эта страница истории города осталась в прошлом. И, как во времена СССР, когда о Набережных Челнах рассказывали в репортажах, посвященных КамАЗу, о городе снова говорят в связи с планами автопроизводителя.

Впрочем, судя по архивным фото, город не особенно изменился внешне. Для жителя города, которому больше ста лет, вид Набережных Челнов очень непривычен. И не только тем, что на дорогах нет привычной москвичу или питерцу грязесолевой ванны, а на тротуарах — укатанный белый снег. Дело в советской архитектуре: всю дорогу из аэропорта ловил себя на мысли, что еду по какому-то столичному району типа Чертаново или Бирюлёво и жду, когда же начнется центр с исторической застройкой.

Набережные Челны встречают журналистов «Ридуса»

© Сергей Домущий/Ridus

«На литейку»

Уверен, что, проведи мы на КамАЗе больше времени, то уехали бы с целым словарем особой заводской лексики и сборником исторических анекдотов, бесчисленное множество которых хранит память руководителя заводского музея Александра Чухонцева.

А так особенно запомнилось, что здесь отчего-то не говорят «в литейке», а употребляют оборот «на литейке»: «пойти на литейку», «работать на литейке». Звучит как-то солиднее. И, как оказалось, не только звучит.

КАМАЗ

© Сергей Домущий/Ridus
Инструктаж перед входом в цех включал в себя обязательные «руками не трогать», «с желтых линий не сходить», но предупреждения были явно лишними. Когда стоишь посреди всего этого грохота и пламени, отклоняться с маршрута совсем не хочется. Вспоминалось знаменитое из Жванецкого:

«Среди наших от механизации высокая травматизация, особенно в литейке. Сколько наших не могло перепрыгнуть тот ручей! До середины долетали и исчезали к чертовой матери».

«Ручей» и впрямь впечатляет.

Литейное производство

© Сергей Домущий/Ridus
Но, немного отойдя от антуража в стиле декораций Doom-3, начинаешь понимать, что перед тобой вполне современное производство, построенное по последнему слову мировых технологий.

Литейное производство

© Сергей Домущий/Ridus
И на самом деле оно таким было всегда.

Спасибо товарищу Никсону

Пример и история КамАЗа могли бы служить отличной иллюстрацией того, насколько лучше для нашей страны мир и сотрудничество с США и Европой, нежели конфронтация.

Литейное производство, изготовление форм-макетов

© Сергей Домущий/Ridus
Как и строительство большинства предприятий в СССР в эпоху индустриализации, появление автогиганта на Каме было бы невозможно без сотрудничества с Западом. Проект литейного завода КамАЗ создавался американской фирмой Swindell Dressler, бывшей тогда одним из флагманов отрасли. Спроектированные ей заводы считались в мире наиболее совершенными в техническом плане.

Литейное производство

© Ridus
Традиция эта продолжается и сегодня. В начале прошлого года в рамках инвестиционного проекта «Реинжиниринг литейного производства» немецкие специалисты смонтировали на литейке первую индукционную тигельную печь Otto Junker.

Ёмкость каждой печи — 50 тонн. Это столько же, сколько выдавали дуговые печи Swindell Dressler, которые сегодня выводятся из эксплуатации. Новые печи, среди прочего, должны обеспечить меньшее загрязнение окружающей среды и большую безопасность.

Литейное производство

© Сергей Домущий/Ridus
За четыре дня, что мы провели, осматривая цеха КамАЗа, перед глазами словно пробежала вся история отечественного машиностроения последних 50 лет.

Завод двигателей

© Ridus
На моторном заводе — современные автоматизированные станки немецкого производства, сопрягающееся с компьютером по wi-fi измерительное оборудование, моментально отправляющее в базу данные о деталях собираемого двигателя.

На штамповочном производстве — оборудование из ЕС и Англии. А вот на одном из участков приютился зеленый пресс с характерным округлым дизайном 70-х годов и логотипом чешской Skoda. В другом цеху удалось обнаружить и отечественного ветерана с советским логотипом «Завод им. Орджоникидзе».

Оборудование — ветеран

© Сергей Домущий/Ridus

Сборка кабин

© Сергей Домущий/Ridus
Сборочный конвейер словно сошел с картинки в программе «Время», но и тут при ближайшем рассмотрении точно так же, как на многих европейских предприятиях, старая, но обладающая ресурсом техника соседствует с новыми станками и оборудованием.

Точно такой же набор старого и нового мне доводилось видать на заводе Mann+Filter в Дингольфинге, где до сих пор в деле станки производства Западной Германии, или в английском Касл-Бромвиче, где и вовсе, кажется, до сих пор работают в цехах, из которых во Вторую мировую выкатывали «Спитфайры».

Камский автомобильный заводКАМАЗ

ПАО «КАМАЗ» (Камский автомобильный завод) — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года (КамАЗ). Также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие.

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкирия) производятся автобусы.

Сегодня ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения. В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан).

К концу 2010-х годов группа организаций «КАМАЗ» включала в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с КАМАЗа. Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий.

Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КАМАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 17 раз.

Название предприятия неоднократно менялось:

в 1969—1973 годах — оно именовалось «Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей»;

с 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ».

В августе 1990 года путём преобразования ПО «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года создано ОАО «КамАЗ».

Начиная с 1973 года «КамАЗ» владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак).

В документах предприятия и рекламных материалах обозначение «КамАЗ» не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — «КАМАЗ».

Царство KUKA

Пожалуй, самым впечатляющим участком на КамАЗе сегодня является завод СП с немецким Daimler, на котором собираются кабины для последнего поколения камазовских грузовиков К5.

Сборочный конвейер

© Ridus

Завод каркасов кабин

© Ridus
Если на литейке можно было воспроизводить финальную сцену фильма «Кобра» с Сильвестром Сталлоне, то здесь всё больше напоминает антураж из «Особого мнения»: минимум людей, лишь взмывают гигантские «руки» роботов немецкой KUKA, шипит пневматика и периодически вспыхивает «фейерверк» от точечной сварки.

Если не видеть, как по транспортеру ползут кабины грузовика К5, то никаких отличий от какого-нибудь завода Porsche или Audi.

Из хроники строительства «КАМАЗа»

13 декабря 1969 года На строительстве Камского автозавода вынут первый ковш грунта.
Осень 1970 года Уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода.
Январь 1971 года Сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа».
1973 год Возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ.
Май 1974 года В экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» собран первый двигатель.
1975 год На всех заводах комплекса идёт монтаж, пуско-наладка технологического оборудования и выпуск пробной продукции.
Декабрь 1975 года На заводе двигателей собран первый силовой агрегат — по временной технологии, но собственными силами.
16 февраля 1976 года С главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.

Правительство страны утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме «КАМАЗ» получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.

29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.

Уже ко времени сдачи в эксплуатацию первой очереди «КАМАЗ» обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому.

Октябрь 1977 года «КАМАЗ» досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.
Август 1978 года Изготовлен 50-тысячный грузовик.
Июнь 1979 года С главного конвейера сошёл грузовик за номером 100000.
Апрель 1980 года Выпущен 150-тысячный большегруз. Темпы роста производства на «КАМАЗе» были рекордными не только для нашей страны.
Февраль 1981 года Сданы в эксплуатацию мощности второй очереди «КАМАЗа».

«Эх, прокачу!»

Пожалуй, самым впечатляющим за все время нашего пребывания на заводе стал день тест-драйва КамАЗовского бестселлера — грузовика последнего поколения К5.

«Процесс создания такой машины потребовал гигантских инвестиций и привлечения иностранных партнёров. КамАЗу придётся биться за свою маржу. Грядёт жёсткая конкурентная борьба с зачисткой рынка от китайской экспансии», — писали коллеги из «Грузовик-пресс».

Когда машину только представляли на рынке, генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин прямо заявил, что с К5 они идут в премиум-сегмент, где необходимо сочетание высоких технических характеристик и опций в рамках одной модели, и что именно с К5 КамАЗ будет вытеснять китайцев с рынка СНГ.

Из дальнейшей истории предприятия

Февраль 1983 года Главным событием этого года стало создание производственной , главной задачей которого стало обеспечение всех автомобилей «КамАЗ» гарантийным обслуживанием и поставка запасных частей к ним на весь период жизни автомобиля. Уже к концу десятилетия в его составе было 210 автоцентров. Развитая сеть автоцентров на огромной территории СССР, а также за рубежом сразу же сблизила КАМАЗ с потребителем, позволила оперативно реагировать на требования заказчика, эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей. В настоящее время автоцентры КАМАЗа превращаются также в активно действующие дилерские центры по продаже автомобилей и запчастей.
1986 год Автомобили КАМАЗ, составлявшие тогда четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60 процентов урожая 1986 года.
1987 год Создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год. В 2005 году ЗМА вошёл в состав группы «Северсталь-Авто».
1988 год По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КАМАЗ» страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.
25 июня 1990 года Правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. «КАМАЗ» стал первым из крупнейших предприятий страны, вступившим в эпоху новых экономических отношений. Устав акционерного общества «КАМАЗ» утверждён на общем собрании 11 августа 1990 года, зарегистрировано Общество 23 августа того же года.
14 апреля 1993 года Случился пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, который почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях — восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось буквально из пепла вновь восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.
В январе 2008 года Выпущен 1,9-миллионный большегруз.
В декабре 2008 года Немецкий концерн «Daimler AG» приобрёл 10% уставного капитала ОАО «КАМАЗ». В 2010 году Daimler увеличил свою долю в российском производителе грузовиков до 11 процентов. Одновременно с Даймлером, четыре процента ценных бумаг «КАМАЗа» приобрёл Европейский банк реконструкции и развития.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]