Кабина камаз: размеры, вид изнутри и снаружи, поднятие кабины


О времени, когда КАМАЗ сможет не только мощностью, но и комфортом выйти на конкурентную линию с зарубежными производителями грузовиков, мечтал каждый водитель камского автомобиля. А каждый перевозчик был уверен в нехватке вдохновения и современных тенденций у камского парка магистральных тягачей.

К созданию тягача, способного заменить и серьезно преобразить последнюю модель КАМАЗ 5460, завод приступил еще в 2007 году, объявив конкурс на создание проекта новой кабины для грузовиков. Главная цель выпуска новой серии машин, конечно же, — интегрирование двигателей импортного производителя последнего поколения: модель 5490 стала первым звеном в цепочке двигателей экологического класса Евро-5. Но комфорт стал для челнинских разработчиков не менее важной задачей.

Победителем конкурса стало предприятие DMEC, которое входит в группу компаний KIA Motors и принадлежит корпорации Hyundai, частью акций которой некоторое время владела японская корпорация Mitsubishi, но обе в итоге выкупил германский гигант Daimler. Поэтому можно с уверенностью сказать, что над созданием нового тягача трудились разработчики автопроизводителей мирового уровня.

Кабина КАМАЗ 5490

Двигатель и мост нового КАМАЗа создавали инженеры компании Daimler Trucks, а над кабиной размышляли российские конструкторы. Процесс разработки обошелся Камскому автозаводу в сумму более миллиарда рублей. Впервые прототип представили на обозрение в 2011 году в двух вариантах: Mersedes Axor и разработка корейских партнеров.

В том, что прототипом стала кабина «Аксора», который выпускается с 2001 года, нет ничего страшного. В сравнении с привычной старой кабина 5490 открывает Камскому производителю новую эру комфорта и дизайна. К тому же ее неплохо доработали камские инженеры, а дизайнеры и вовсе умудрились придать ей статность полноценного флагманского тягача. В общем, новый КАМАЗ 5490 сильно отличается от модели «Мерседес-Бенц Аксор», несмотря на многие схожие моменты.

Комфорт

Первое, что бросается в глаза в новой кабине — впечатляющие размеры. Ширина снаружи без учета зеркал и крыльев — 2300 мм, длина — 2250 мм, а внутренняя высота даже варианта с низкой крышей — 1510 мм. Высокая крыша дает габарит высоты в 1910 мм, а полноразмерная ширина собственной разработки —2500 мм.

Современный облик привлекателен и аэродинамичен. Материал бампера, подножек и крыльев — высококачественная и прочная пластмасса, размещение — выше, чем у «Мерседеса». Бампер оборудован четырьмя ступеньками со специальным противоскользящим покрытием, одна из которых внутри салона. Под лобовым стеклом — поручни для его обслуживания, рядом с дверью — вертикальные поручни, дверь открывается довольно широко.

Кабина крепится к раме мягкой четырехточечной пневмоподвеской — альтернатива жестких немецких пружинных стоек. Сиденья в салоне елабужской сборки — тоже на пневмоподвеске, которая регулируется массой настроек. Подлокотники — откидные, сиденья — комфортные, рулевая колонка — с регулированием вылета и угла наклона. Справа от водителя — изобилие ниш и полочек, два подстаканника.

Над ветровым стеклом — магнитола, цифровой тахограф и закрывающиеся вещевые отсеки. Позади сидений — две спальные полки, позволяющие водителям отдыхать одновременно, при этом верхняя полка складная. С нижней полки доступно управление освещением, приводом люка и предпусковым жидкостным подогревателем.

В дополнение — кондиционер, система круиз-контроля с управлением на руле и электрические стеклоподъемники.

Бурный финиш

В начале сентября 1988 года в экспериментальном цехе НТЦ началась сборка флагманской кабины. К этому времени уже были готовы все крупные и средние панели и их усилители. Основание кабины (панель пола) почти не имела штампованных деталей и поэтому была готова в числе первых. На неё начали устанавливать панели кабины.

Возможно, впервые в отечественной практике кузовостроения я настоял, чтобы обошлись без кондуктора, а соединили все основные панели (две боковины в сборе, задок, панель передка и крышу) с помощью нехитрых диагональных распорок и вспомогательных устройств. Так как все эти панели снимались с одного макета и всякий раз корректировались мерительной машиной, я ожидал получить очень высокую степень точности в совпадении линий соединения панелей. Результат превзошёл ожидания. Сильнее всего удивлялись старые и опытные кузовщики.

Панели кабины чётко соприкасались друг с другом, а перекосы и разброс размеров на такой огромной кабине не превышали 5–7 мм. Собранные отдельно двери точно вошли в проёмы с заданным зазором. Основные проблемы доставило ветровое стекло – его по нашей форме делали на Салаватском стекольном заводе. Достаточного опыта и технологий изготовления огромных стекол из триплекса с коническими законцовками по бокам у завода не было. Из 15 изготовленных стёкол мы смогли выбрать самое лучшее и с помощью представителя фирмы Teroson впервые на отечественном грузовике вклеили ветровое стекло.

Весь сентябрь и октябрь приходилось работать одновременно на двух площадках: у себя на ПРЗ и в экспериментальном цехе НТЦ. Работа кипела на всех направлениях. Собирали детали интерьера, делали детали оперения и обтекатель крыши. В цехах НТЦ заложили сразу пять шасси, одно из которых – седельный тягач – шёл под флагманскую кабину. Как и предусматривалось договором, к 30 августа удалось закончить изготовление всех основных деталей оперения кабины, включая верхний обтекатель и щитки, крылья бампер и т.д. Окраска и сборка кабины на шасси была завершена 14–15 октября.

Невозможно описать состояние усталости, восторга и удовлетворения, которое, наверное, испытывали все члены бригады. Перед самым торжественным сходом с конвейера миллионного КамАЗа, где следом предполагалось пустить нашу машину, мы провели несколько тестовых заездов тягача с прицепом. Один из заездов запомнился тем, что в кабину подсел С.С. Якубов, и мы отправились на скоростные испытания на новую пустынную дорогу. Хотелось проверить шумовые характеристики в кабине и аэродинамические шумы. Автопоезд разогнали до 100 с лишним км/ч, я опустил небольшое стекло в двери и не почувствовал значительного увеличения шума от набегающего воздуха. Доводка масштабных макетов в аэродинамической трубе дала о себе знать.

Плавность хода на четырёхточечной пневмоподвеске была несравнима с серийной кабиной. На тот момент она казалась просто идеальной. В общем, все были довольны. Правда, из-за недостаточно жёсткой рамы наблюдалась чрезмерная поперечная раскачка кабины. Но это, конечно, можно было в дальнейшем исправить, как и многие другие мелкие и крупные недостатки, характерные для всякой экспериментальной работы.

Минусы новой кабины КАМАЗа

Однако водители, успевшие оценить качество новой кабины, заметили нюансы, которые доставляют небольшие неудобства. Так, доступ к радиатору в наличии только через частично открывающуюся панель, а ящик для инструментов только один, и тот размером не жалует.

Отсутствие козырька или шторки на водительской двери, небольшая ширина спальника при хорошей длине — 2000 мм, цепляющие при выходе ступеньки, небольшого размера бардачки и шум ветра на скорости — вот и весь перечень минусов. Остальные вопросы возникают у водителей к подвеске или трансмиссии автомобиля, благо, к двигателю придраться не получится — уж больно хорош мерседесовский движок.

В итоге получился неплохой тягач, способный к конкуренции даже с иномарками. Тысячи дальнобойщиков нашей страны даже не мечтали о таком уровне комфорта отечественного автомобиля еще пару лет назад.

Двигатель

Рассмотрим подробнее силовую установку. Как было упомянуто выше, с начала серийного выпуска модель оборудовалась двигателями марки Cummins дизельного образца. Особенности этого мотора – высокий ресурс, легкость обслуживания и бесшумность в работе.

  1. Силовой агрегат КамАЗа-4308 имеет 4 цилиндра. Крутящий момент составляет 502 Нм. Максимальная мощность достигает отметки в 140 лошадиных сил. ДВС соответствует экологическому классу Евро-2. Мотор данного типа оснащается топливным насосом марки Bosch, который признан одним из наиболее надежных элементов комплектации. Мощность двигателя обеспечена интеркуллером и мощной турбиной.
  2. Более продуктивным оказался двигатель с маркировкой ISBe. Это новый прототип силовой установки, имеющий 6 рабочих цилиндров. На момент его выпуска он влезал в нормы экологического международного стандарта Евро-5. Топливная система агрегата работает через технологию Common Rail.

Обслуживание этого мотора стало удобнее за счет увеличения толщины стенок каждого из цилиндров. В нижней части агрегата располагается специальная плитка из прочной стали. Она защищает блок цилиндров, а также поддон. Ее наличие добавило КамАЗу 4308 жесткости и значительно снизило шум.

Вентилятор, компрессор и водяной насос стали работать продуктивнее за счет ремня поликлинового типа. Его натяжение происходит автоматически, также стоит упомянуть отличный прогрев силовой установки, который был обеспечен вязкостной муфтой.

КАМАЗ 65206 и КАМАЗ 65207

Семейство современных автомобилей с новой кабиной продолжили седельный тягач 65206 и бортовой грузовик 65207, выпущенные в 2015 году следом за первенцем слияния Mercedes и KAMAZ. Кабины этих моделей отличаются низкой крышей и одним спальным местом.

Другие модели

Следующими моделями стали самосвалы КАМАЗ 65801 и КАМАЗ 65802 с модификацией без спального места. Дополнил серию седельный тягач КАМАЗ 65806 с полноценной кабиной со спальником и низкой крышей.

Завершил на сегодня линейку новых моделей КАМАЗ 65209 — совершенно новый автомобиль с колесной формулой 6х2, со средней ведущей осью и поднимающейся задней при транспортировке и движению без груза.

Кабина на первый взгляд идентична кабине флагмана 5490. Но это только на первый взгляд. Изменилось расположение кнопок, став более удобным, показания приборов и индикаторы одинаково видны в любое время суток, независимо от попадания на приборную панель солнечных лучей. Усовершенствованная кабина направлена на то, чтобы ничего не отвлекало водителя от дороги.

Изменения в модификации 5490 NEO не коснулись кабины, зато модификация 54901, представленная в 2022 году, обещает быть намного успешнее предшественника. Дизайн кабины изменен в связи со стремлением уйти от прототипа кабины 2001 года и сделан на основе конструкции Mercedes-Benz Actros не во вред функционалу и удобству.

Высота кабины увеличилась на 200 мм, фары грузовика выполнены в отсеках дальнего и ближнего света с галогенами и светодиодами. Лесенка почти полностью перемещена внутрь салона, снаружи осталась лишь первая ступень, с пола исчез моторный тоннель, ручка управления КПП выполнена в виде джойстика под рулем с правой стороны.

Появился холодильник и кнопка для запуска мотора. Панель управления подверглась модернизации и стала опциональнее. В дополнение установлена даже солнцезащитная занавеска на двери. Отзывы о достоинствах усовершенствованной модели водители могут оставить уже сегодня: автомобиль выпускается с 2022 года и все еще остается дешевле зарубежных аналогов своего класса.

Шасси

Модель стала лучшим отечественным грузовиком с двумя осями. Заслуга этому – революционная конструкция рамы КамАЗа-4308, которая вмещает в себя новые лонжероны с постоянным сечением. Они дают возможность проектировать различные версии колесной базы грузовика. Сейчас машина производится в двух версиях:

  • 420 см;
  • 480 см.

Пока конфигурация камского завода уступает ведущим представителям рынка в выборе версий, поскольку другие производители выпускают ряд разнообразных типов базы.

Подвеска автомобиля обладает легкими рессорами параболического образца. Благодаря длине практически в 2 метра, конструкторам удалось добиться значительных улучшений в плавности хода. Конструкция подвески проста, но требует внимания. Данный узел поддается ремонту хорошо только при условии периодического смазывания элементов.

Подрессорники крепятся кронштейнами со специальными резиновыми подвесками. Это позволяет полностью устранить неприятный звук, издаваемый рессорами когда авто движется по неровной дороге.

Последние версии КамАЗа-4308 обзавелись некоторыми свежими нововведениями. В частности наиболее полезной оказалась пневмоподвеска. Механизм управляется электроникой может поднимать или опускать кузов машины на 10 см. Пневматическая система проявляет себя наилучшим образом при критической нагрузке грузовика.

Запчасти кабины Mersedes КАМАЗ

Группа компаний АВТОАЛЬФА занимается оптовыми продажами запчастей для грузовых автомобилей разных марок и модификаций, в том числе и реализует запчасти для кабины и других составных частей КАМАЗ 5490. Производители, напрямую поставляющие детали для реализации в ООО «ГК АВТОАЛЬФА»:

  • AUGER Autotechnik, Германия;
  • Daimler AG, Германия;
  • STELLOX ATH&S GmbH, Германия;
  • Sampa Otomotive A.S., Турция;
  • PE Automotive, Германия.

Купить запчасти можно при наличии на складе или предварительно заказав у менеджеров по многоканальному телефону +7 (8552) 927-001 или через интернет-магазин.

КПП

Чем мощнее двигатель устанавливается на модель, тем более надежную трансмиссию необходимо выбирать. Особенно это правило касается дизельных агрегатов. Поэтому изначально компания укомплектовывала модель стандартной коробкой передач под маркировкой 141. Она была проверена на нескольких модификациях и продемонстрировала повышенную надежность.

В будущем Камский автозавод планирует прекратить выпуск собственных трансмиссий. Разработкой и установкой новых коробок передач на КамАЗ-4308 будет заниматься новое подразделение, созданное на базе отечественного завода и немецкого производителя ZF. Модификации последних годов уже комплектуются коробками передач, разработанными данной иностранной маркой.

Для людей, использующих грузовик в качестве автопоезда, компания предлагает оптимальный вариант трансмиссии ZF9S109. Она рассчитана на девять ступеней и отлично поддается ремонту. Коробка передач уже используется на многих среднетоннажных моделях знаменитых грузовиков европейского производства.

Для комплектаций, которые оснащаются силовыми установками под индексом 4ISBe, предусмотрена трансмиссия 6S700. Моторы типа 6ISBe комплектуются совместно с коробкой 6S1000.

Салон

Отделка салона КамАЗа-5490 может проводиться в том объеме, который необходим водителю, чтобы чувствовать себя внутри кабины комфортно. От удобства нахождения в машине зависит моральное и физическое состояние шофера в рейсе.

Руками своими тюнинг можно выполнить по таким направлениям:

  1. Отделка внутренней поверхности специальными материалами, поглощающими шум и вибрацию, создающими эффективный теплоизоляционный слой. Обить (перетянуть) салон лучше тканью, которая легко моется и не впитывает пыль.
  2. Установка нового комфортного кресла с пневматической подвеской, настройками и подлокотниками. В качестве обивки лучше использовать натуральные материалы (кожа, замша, брезент) или их синтетические аналоги (алькантара, деним). С таким изменением будет удобно даже в КамАЗе «Сельхозник», имеющим минимальный набор удобств.
  3. Изготовление дополнительного спального места. Эта опция необходима для модели 6520 и ей подобных, когда возникает необходимость отдыха непосредственно в машине. Полка делается съемной или откидной с двойным складыванием.
  4. Монтаж верхней полки для личных вещей, запчастей и документации. Учитывая высоту кабины КамАЗа-53212, полку можно сделать высокую, с несколькими перегородками, дверками или бортиками. После установки полка обивается в тон внутренней отделке или делается контрастного цвета.
  5. Замена рулевого блока. Ставится деталь с возможностью регулировки длины и наклона колонки. Колесо обтягивается гладким или текстурным материалом. Полезным дополнением является установка блока с подушкой безопасности.

Важную роль во время поездки и отдыха играет система освещения. Используя светодиодные лампы различной мощности, делается яркое, походное и дежурное освещение.

Обшивка салона КамАЗ своими руками

Вопрос замены обшивки в кабине носит не только практический, но и эстетический характер. Наличие новой обивки салона не просто делает его более привлекательным, но и создает дополнительный комфорт.

Эта простая и недорогая операция позволит до неузнаваемости изменить интерьер кабины таких классических моделей, как КамАЗ 55111 и 4308 и даже армейского вездехода на базе модели 4310. На фото ниже представлен вариант подобного тюнинга классической КамАЗовской кабины.

Поводом для замены старой обшивки может стать не только ее полный износ. Особенно такие потертости выделяются в области подлокотников, сидений и подголовников. Также причиной замены обивки могут быть последствия ДТП или простое желание нового владельца переделать автомобиль по своему вкусу.

Кроме того, в процессе замены старой обшивки можно произвести и следующие мероприятия:

  • Капитальную чистку кабины от пыли и следов грязи, скопившейся под обшивкой;
  • Ревизию кузова на предмет появления коррозии и механических повреждений;
  • Создание дополнительного слоя тепло- и шумоизоляции.

После полного удаления старой обивки и снятия всех элементов фанерного каркаса, на котором она крепилась, у водителя появляется доступ к самым труднодоступным уголкам салона. Удаление следов загрязнения можно производить как вручную, так и при помощи пылесоса.

Перед монтажом дополнительного слоя изоляции можно произвести антикоррозионную обработку всех металлических поверхностей. Для этих целей можно применить материал, на который одновременно будет клеиться слой дополнительной теплоизоляции.

Процесс обшивки салона грузовика состоит из следующих этапов:

  • Удаление старой обивки;
  • Демонтаж фанерного каркаса обшивки;
  • Удаление следов загрязнения внутри кабины;
  • Обивка всех элементов снятого каркаса новой тканью;
  • Антикоррозийная обработка салона;
  • Оклеивание кабины слоем утеплителя или изолирующего материала;
  • Установка каркаса;
  • Установка осветительных приборов и прочих элементов.

Цена

Базовая конфигурация новой модели стоит практически 2 миллиона рублей. Дополнительные механизмы и системы могут значительно повысить цену грузовика.

Подержанные версии можно приобрести на вторичном рынке за 750-900 тыс. рублей. Цена б/у варианта сильно зависит от состояния узлов. Как правило, большинство элементов подвески и агрегатов на момент покупки уже будут заменены.

Подробный обзор машины показывает, что КамАЗ-4308 один из наилучших вариантов для перевозчиков с ограниченным бюджетом. Авто спроектировано в традиционном дизайне и имеет много функциональных нововведений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]