КамАЗ 4350 представляет собой полноприводный грузовой автомобиль с колесной формулой 4 на 4. Разработка техники для перевозки 30-40 человек и возможностью эксплуатации в различных условиях началась еще в 1970-х годах. Однако появления линейки «Мустанг» пришлось ждать почти 30 лет. Первым ее представителем стал КамАЗ 4326, который не в полной мере отвечал требованиям армии, потому вскоре его заменили другими моделями с лучшей маневренностью и проходимостью.
Конструкторы Камского автозавода параллельно разрабатывали сразу 3 машины линейки «Мустанг»: КамАЗ 4350 (4 на 4), КамАЗ 5350 (6 на 6) и КамАЗ 6350 (8 на 8). Данные автомобили отличались исключительно количеством осей и обладали высокой степенью унификации (до 85%).
Первые опытные экземпляры были представлены в 1990 году, их испытания стартовали через год и оказались весьма успешными. На Камском автозаводе готовились к открытию серийного производства КамАЗ 4350, но тут случился масштабный пожар, который заставил приостановить доработку моделей. Новую партию машин для испытаний собрали лишь в 1995 году. При этом за 5 лет конструкцию автомобиля заметно переделали. Так, было модернизировано шасси и разработана новая 10-ступенчатая МКПП.
Серийный выпуск КамАЗ 4350 стартовал в 2001 году. В 2007 году линейка двигателей автомобиля обновилась (модель стала комплектоваться агрегатом КамАЗ-740.31-240). В настоящее время производство техники продолжается. Большая часть выпущенных КамАЗ 4350 предназначается для использования в военных целях.
Модификации
- КамАЗ 4350 – стандартная вариация с грузоподъемностью 4000 кг и длиной 7960 мм;
- КамАЗ 43501 – военная версия с укороченной базой (6395 мм) и грузоподъемностью 3000 кг;
- КамАЗ 43501 ВДВ (КамАЗ 43501-0000399-02) – специальная модификация КамАЗ 43501, предназначенная для воздушно-десантных войск. Машина пришла на смену морально устаревшему ГАЗ 66, выиграв конкуренцию у ГАЗ 3308 «Садко»;
- КамАЗ 43502 – версия КамАЗ 4350 с агрегатом КамАЗ 740.652-260 (экологический класс – Евро 4) и грузоподъемностью 5500 кг.
Специальная техника на базе КамАЗ 4350:
- КамАЗ-Бархан – доработанная модель с капотной компоновкой и переделанной трансмиссией;
- КамАЗ 3958 «Горец» – специальный автомобиль с бронированной кабиной и повышенным классом защиты;
- спецтехника с радиостанциями (Р-142Н, Р-142М, Р-161).
Кабина
КамАЗ-63501 имеет цельнометаллическую двухдверную кабину. На машинах первых лет выпуска применялась кабина старого образца, которая также использовалась и во многих других автомобилях, включая модели 1980-х и 1990-х годов. Конструкция дополнена гидравлическим подъемником, обеспечивающим удобный доступ к силовому агрегату в случае обслуживания или ремонта. Подвеска кабины четырехточечная и имеет пружинные стойки.
В 2010 году Камский автомобильный завод провел глубокую модернизацию многих моделей, в том числе и КамАЗ-63501. В результате была установлена новая более современная кабина, отличающаяся повышенным уровнем комфорта и обновленной внешностью. Наибольшие изменения в плане внешнего вида получила передняя часть кабины. Здесь применили новую радиаторную решетку с интегрированными боковыми обтекателями, новый более обтекаемый бампер, изготовленный из высокопрочного пластика и окрашиваемый в цвет кабины, а также измененную головную оптику, представленную блок-фарами, в которых размещены фары головного освещения, дневные ходовые огни, ну и указатели поворота. Эти блок-фары были также интегрированы в передний бампер. Спереди и по бокам появились металлические петли, выступающие в роли дополнительных подножек. Колесные арки грузовика стали более массивными. Лобовое стекло стало цельным, а ниже него расположился трехщеточный очиститель с несколькими режимами работы.
Что касается версий, то кабина доступна в трех основных исполнениях:
- Короткая с низким потолком;
- Удлиненная с низким потолком и спальником;
- Удлиненная с высоким потолком.
Салон конструкторы оснастили регулируемой рулевой колонкой, имеющей пневматический фиксатор. Для водителя было установлено новое сидение производства Grammer, оснащенное пневматической подвеской, дополнительно сглаживающей дорожные неровности.
Технические характеристики
Габаритные размеры (КамАЗ 4350/КамАЗ 43501):
- длина – 7960/6395 мм;
- ширина – 2550/2550 мм;
- высота – 3290/3000 мм;
- дорожный просвет – 390 мм;
- погрузочная высота – 1570 мм;
- передняя колея – 2050 мм;
- задняя колея – 2050 мм;
- радиус поворота – 10300 мм.
Размеры базовой платформы:
- длина – 4890 мм;
- ширина – 2470 мм;
- высота – 750 мм.
Весовые характеристики (КамАЗ 4350/КамАЗ 43501):
- грузоподъемность – 4000/3000 кг;
- снаряженная масса – 7700/7100 кг;
- полная масса – 11900/10300 кг;
- нагрузка на переднюю ось при полной массе – 5300/5200 кг;
- нагрузка на заднюю ось при полной массе – 6600/5100 кг.
Показатели проходимости:
- преодолеваемый ров – 600 мм;
- преодолеваемый брод – 1750 мм;
- преодолеваемый подъем – 31 градус.
Максимальная скорость автомобиля составляет 100 км/час.
Грузовая платформа
Как описывалось ранее, данный грузовой автомобиль выпускается в двух версиях. В первом случае, грузовик оснащается металлической грузовой платформой с откидными бортами. В зависимости от комплектации эта платформа может быть дополнена тентовым каркасом, обеспечивающим защиту перевозимого груза от воздействия внешних факторов. Также нередко кузов оснащают откидными скамейками, благодаря чему грузовик может перевозить и пассажиров.
Габаритная длина конструкции платформы составляет 6112 миллиметров. Ширина при этом составляет 2470 миллиметров. Все борта имеют высоту в 730 миллиметров.
Если же рассматривать универсальное шасси, то для него предлагается большое количество различных специализированных надстроек и оборудования, делающих грузовик пригодным для выполнения конкретных задач. Например, на шасси КамАЗ-63501 зачастую устанавливаются крановые установки, краны-манипуляторы, геологическое и пожарное оборудование, вахтовые автобусы, лесовозы, сортиментовозы, контейнеровозы, изотермические фургоны, бурильные установки и многое другое.
Военные модификации могут быть оснащены специальными модулями и комплексами, включая и вооружение. Также КамАЗ-63501 нередко применяется для транспортировки различной бронетехники. Для этого на шасси устанавливается специальная откидная платформа.
Двигатель
Для первых модификаций КамАЗ 4350 использовался 8-цилиндровый V-образный дизельный агрегат, соответствующий экологическому классу Евро-2. Мотор имел мощность 240 л.с.
На КамАЗ 43501 устанавливался двигатель КамАЗ 740.11-240, отвечающий требованиям стандарта Евро-1. Агрегат имел жидкостное охлаждение закрытого типа, турбонаддув и 8 цилиндров (V-образное расположение, диаметр – 120 мм). Мощность КамАЗ 740.11-240 составляла 240 л.с., рабочий объем – 10,85 л, максимальный крутящий момент – 833 Нм, номинальная частота вращения – 2200 об/мин.
С 2007 года КамАЗ 43501 комплектуется новым двигателем КамАЗ 740.31-240, соответствующим экологическому классу Евро-2. Мотор имеет турбонаддув и жидкостное охлаждение. Агрегат отличается большей экономичностью и обеспечивает запас хода до 1200 км.
Характеристики КамАЗ 740.31-240:
- рабочий объем – 10,85 л;
- номинальная мощность – 240 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 932 Нм;
- степень сжатия – 16,5;
- число цилиндров – 8 (V-образное расположение);
- диаметр цилиндров – 120 мм;
- средний расход топлива – 26,5 л/100 км.
КамАЗ 4350 оснащается 2 топливными баками объемом 170 и 125 л.
Перспективы нового сочлененного самосвала «КАМАЗ»
В сети Интернет, в начале июня 2022 года появились фотоснимки с . На них, во время визита премьер-министра Российской Федерации – Михаила Мишустина, на производстве был продемонстрирован частично собранный новый шарнирно-сочлененный самосвал с рабочим названием «Геркулес-40». В конце июня, широкой общественности были показаны фотоснимки полностью собранного самосвала с грузоподъёмностью 35 тонн.
Опытный образец нового самосвала получил громкое название «Геркулес-40». Его снаряженная масса составляет 40 тонн, в то время как грузоподъемность равна 35 тоннам. Для инженеров завода «КАМАЗ» подобного рода опыт создания такого рода техники является первым, ведь при сборке автомобиля использовался минимум заимствованных экспортных узлов или механизмов.
Для представителей ПАО «КАМАЗ», создание такого рода автомобиля – это отличный шанс попытаться закрепиться на рынке сочленённых самосвалов. Данный рынок весьма специфичен, однако вместе с этим, на нем не так много конкурентов. Эксперты уверенны, что при определенном стечении обстоятельств, а также верных маркетинговых ходах может занять определенную долю рынка сочленённых самосвалов.
Устройство
КамАЗ 4350 является «младшей» моделью серии «Мустанг» и имеет колесную формулу 4 на 4. Передняя и задняя подвески базируются на рессорах и дополнительно оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости, позволяющими автомобилю сохранять управляемость при движении по неровной дороге. Данная особенность является очень важной для военных автомобилей.
Для техники, предназначенной для армии, предъявляются повышенные требования к проходимости, потому на КамАЗ 4350 устанавливается 5-ступенчатая МКПП с 3-кодовым механизмом переключения КамАЗ 142 (5 скоростей вперед, 1 скорость назад). Модернизация трансмиссии позволила увеличить ресурс работы на 15-20%. Для автомобиля также предлагается 10-ступенчатая МКПП с передним делителем, которая существенно увеличивает проходимость машины.
Передача крутящего момента от двигателя на коробку передач осуществляется при помощи сухого фрикционного однодискового сцепления (нажимной диск). Витые цилиндрические пружины установлены периферийно, а гидравлический привод сцепления оборудован следящим механизмом и пневмогидравлическим усилителем. На заднем мосту имеется 2-ступенчатая КП с блокируемым межосевым дифференциалом и двойной главной передачей. Передний мост имеет неотключаемый привод.
Рабочая тормозная система включает 2-контурный пневматический привод, воздействующий на тормозные устройства передней и задней оси (раздельное действие). Управление тормозом осуществляется при помощи ножной педали, расположенной в кабине. Для уменьшения скорости и полной остановки используется запасная тормозная система, объединенная со стояночным тормозом. Последний оборудован приводом аварийного растормаживания, позволяющим воздействовать на энергоаккумуляторы при утечке сжатого воздуха. Для включения вспомогательной тормозной системы используется моторный тормоз-замедлитель, перекрывающий выпускные трубопроводы и блокирующий подачу горючего в мотор. В салоне присутствует система контрольных приборов для отслеживания работы тормозных систем.
Для КамАЗ 4350 разработана металлическая кабина с пневматическими сидениями и удобным обзором. Кресла имеют несколько регулировок. Дизайн кабины мало отличается от других моделей Камского автозавода. В салоне, помимо систем отопления и вентиляции, присутствует место под магнитолу. Органы управления располагаются на комфортном для водителя расстоянии.
КамАЗ 4350 может оснащаться кузовом или будкой с различным набором оборудования, включая холодильник, раковину, сейф и другие приборы.
Дизайн кузова нового шарнирно-сочлененного самосвала «КАМАЗ»
Благодаря своим габаритным размерам, а также дутым частям кузова новый самосвал выглядит очень мощным. Отчасти, если не обращать внимание на некоторые детали кузова и его цвет, внешне новый автомобиль «Геркулес-40» очень схож по своему внешнему виду с другим самосвалом компании Volvo.
Большая фальшрадиаторная решетка, а также внушительных размеров передний бампер автомобиля придают ему еще более внушительный внешний вид. Это в принципе не удивительно, ведь ширина самосвала более 3,5 метров.
Для того чтобы водитель без проблем мог попасть в кабину, над передними колесами самосвала усыновлены специальные лестницы с перилами. Если бы их не было, то попасть в кабину автомобиля, высота которого 4,3 метра было бы проблематично.
База автомобиля является трехосной, что в свою очередь позволит ему без каких-либо проблем преодолевать препятствия, во время движения по бездорожью.
В целом новый самосвал ПАО «КАМАЗ» выглядит очень стильно и довольно интересно, даже несмотря на то, что его кузов в некоторых аспектах очень напоминает корпус автомобиля Volvo A40G.
Цена
Приобрести новую гражданскую версию универсального шасси можно по стоимости от 5.1 миллионов рублей и выше в зависимости от комплектации и года выпуска.
На вторичном рынке подобная техника доступна по стоимости в пределах от 2 миллионов и до 2.8 миллионов рублей. Если грузовик оснащен какими-либо спецнадстройками или оборудованием, то ценник подержанного может достигать и 4 миллионов рублей. Кроме этого на стоимости автомобилей с пробегом сказываются год выпуска и техническое состояние.
Отзывы владельцев и водителей
- Этот старый добрый четырехосный трудяга у меня с 2022 года. Машина неплохая, если сравнивать зарубежными аналогами, которые слишком дороги в обслуживании, а по возможностям даже где-то уступают. Для коротких грузоперевозок Камаз 63501 вполне можно рекомендовать. Я как раз приобрел подходящий экземпляр по совету знакомых грузоперевозчиков. Работаю в строительной сфере, грузоподъемности данного Камаза мне хватает. В салоне специфический комфорт на уровне 80-ых годов. Штатный отопитель работает эффективно, особенно в движении. Двигатель тянет великолепно. 240 лошадиных сил позволяют уверенно преодолевать затяжные проселочные подъемы. Ремонтопригодность данного авто такова, что его обслуживание можно произвести прямо на обочине. Но эта модель плохо подходит для дальних рейсов ввиду посредственной надежности и непредсказуемых поломок. Планового обслуживания никогда не бывает – каждый раз что-то подтекает, где-то отваливается, жужжит, троит и стучит. Но я надеюсь, старая советская техника выдержит меня еще не один год.
- Работаю на грузовом автомобиле Камаз 63501 повышенной проходимости. Машина имеет колесную компоновку 8х8, что указывает на почти безграничные возможности вне дорог. У меня версия с бортовой грузовой платформой и типичным вездеходным шасси общего назначения, которое адаптировано под установку различного специального оборудования. Мой одноименный лесовоз трудится в непростых условиях, мягко говоря. Отдельно отмечу рестайлинговую кабину с обновленным оформлением передней панели. Приборы лучше читаются и не бликуют на солнце. Водительское сиденье на пневмоподвеске – вполне комфортное, обеспечивающее сохранение производительности труда даже после долгого рабочего дня. В таком кресле гораздо меньше устаешь, чем без пневмоподвески. Как известно, данная модель разработана под контролем Минобороны РФ, поэтому для ее создания привлекли наилучших специалистов. При этом неудивительно, что основной акцент сделали на возможностях машины, нежели комфорте и уюте. Шумоизоляции как таковой нет, все трещит и скрипит, кабина быстро ржавеет и нуждается в регулярной гурнтовке и перекраске. Расход топлива составляет 35-40 литров в зависимости от нагрузки.
- У меня автокран Камаз 63501 с грузоподъемностью 50 тонн. Есть еще на 30 и 40 тонн, так что у меня самая топовая версия. Очень горжусь тем, что работаю именно на 63501. Я поражаюсь 8-колесной формулой и гигантским клиренсом, а также наличием внедорожного арсенала – со всем этим можно быть уверенным в преодолении труднодоступных мест в разумных пределах. Удобно, что кран Галичанин можно использовать высокоточном монтаже, когда грузовая тара помещается в готовую платформу на определенной высоте. Крановая установка приводится в действие двумя насосами, работающими от основного двигателя. По сути, благодаря этим насосам выполняются все манипуляции с краном, так что данный узел требует своевременной проверки и обслуживания. Машина работает в целом исправно, кран можно поднять на высоту до 30 метров, однако использование дополнительного гуська позволит увеличить высоту до 40 метров – это очень, к примеру, при монтаже линий электропередач. Расход топлива составляет 40 литров. Абы какую солярку в форсированный 360-сильный дизель залить не получиться, в отличие от старого доброго 240-сильного ДВС. То же самое касается и других расходных материалов.
- Работаю на пожарной машине Камаз 63501 с 4-тактным 8-цилиндровым дизелем 740.50-360 с эконормами Евро-2. Мотор развивает 360 лошадиных сил и имеет крутящий момент 1570 н/м при 1300 об/мин. Расход топлива 40-45 литров на 100 км. 12-литровый дизель агрегатирован с 16-ступенчатой трансмиссией ZF, которая произведена в Набережных Челнах. Подшипники, синхронизаторы и сальники – немецкого производства. Чугунные крышки, картеры сцепления, валы и шестерни, алюминиевые корпуса коробки передач – все это родное, из Челнов. Сухое однодисковое сцепление проявило себя с лучшей стороны – внеплановых ремонтов с ним никогда не было, как и с гидравлическим приводом, который дополнен пневмоусилителем. Наличие блокируемого дифференциала на задних мостах позвоялет штурмовать серьезные внедорожные препятствия. Этому способствует и постоянный полный привод на передних мостах. Мой автомобиль также оборудован парой батарей на 12 Вольт и 190 ампер/ч. Производительность генератора 3000 Ватт. Параметры бортовой сети – 24 Вольта. Это далеко не передовые характеристики, но за свои деньги Камаз 63501 является лучшим предложением исходя из своих «пожарных» и внедорожных возможностей.