КамАЗ 6560 — тяжёлый внедорожник, имеющий колёсную формулу 8 на 8. Он предназначен для монтажа специализированного оснащения. Используется на автодорогах, которые рассчитаны на уровень осевой нагрузки не более 100 кН. КамАЗ 6560 был впервые представлен в ходе девятой Международной автовыставки, которая проходила в 2005 в Москве.
Позже его продемонстрировали в ходе оружейной выставки IDEX, местом проведения которой был Абу-Даби. Презентация нового авто именно в Азии была закономерной, так как азиатский регион был наиболее важным для экспорта КамАЗ 6560, оснащённого системой «Панцирь-С1».
Устройство и описание
Появление этой модели имеет отношение к проектированию нового пушечного ЗРК. В ходе этого процесса потребовались шасси для транспортировки. Первоначально была запланирована установка комплекса «Панцирь-С1» на Урал 5323-20, однако параметры данного авто были неподходящими для этого.
Была неподходящей для данного комплекса также новая модель КамАЗа «Мустанг», грузоподъёмность которой составляет 14 т. Вследствие этого министерство обороны выделило новые финансы на создание шасси, имеющего значительную тягу и высокую проходимость. Итогом стало появление автомобиля КамАЗ 6560.
Кроме военной сферы, эту модель применяли для потребностей нефтегазового комплекса, а также в МЧС. Формула колёс 8 на 8 в совокупности с ошиновкой односкатного типа даёт возможность выполнять сложнейшие задачи, двигаясь по всем видам ландшафта. Возможности использования КамАЗ 6560 по причине высокой нагрузки были сужены.
Конструкция и технические характеристики КамАЗ 6560 являются уникальными. Его части были разработаны с учётом норм грузоподъёмности. Стойкость автомобиля в моменты поворотов и высокая проходимость обеспечиваются блокированием межколёсного дифференциала. Очень прочная рама наделена усилением за счёт лонжеронов, придающих максимальную надёжность.
Тормоза, рама и электрика
Останавливается грузовик за счет пневматической тормозной системы на 420-миллиметровых барабанах. Ширина всех тормозных накладок равна 180 мм. Эффективности системы достаточно.
Машина построена на мощной раме, усиленной сплошными лонжеронами. Конструкция КамАЗа-6560 разрабатывалась с нуля, учитывая все жесткие требования заказчика и условий эксплуатации. Чтобы управляемость грузовика на бездорожье была безопаснее, инженеры установили стабилизаторы поперечной устойчивости.
8-осный бортовой грузовик имеет ограничения эксплуатации.
Питание электронных систем берется с двух аккумуляторов, мощностью по 12 Вольт/190 Ампер-часов. Подзаряжаются они самостоятельно от 28-вольтного генератора на 3000 Ватт.
Таблица: технические характеристики КамАЗ 6560
Колесная формула | 8×8 |
Снаряженная масса шасси | 14,6 т |
Максимально допустимая масса надстройки с грузом | 20,3 т |
Полная масса автомобиля | 35 т |
Полная масса буксируемого прицепа | 12 т |
Полная масса автопоезда | 47 т |
Максимальная скорость | |
Автомобиля | 90 км/ч |
Автопоезда | 80 км/ч |
Контрольный расход топлива автомобиля в составе автопоезда | |
При скорости 40 км/ч, л/100 км, не более | 56 |
При скорости 60 км/ч, л/100 км, не более | 63 |
Наибольший угол подъема, преодолеваемого автомобилем полной массы | 31° |
Глубина преодолеваемого брода | |
Без подготовки | 1,5 м |
С предварительной подготовкой продолжительностью не более 10 мин | 1,8 м |
Наибольшая высота вертикальной стенки, преодолеваемой автомобилем | 0,55 м |
Максимальная ширина рва, преодолеваемого автомобилем | 1,8 м |
Минимальный радиус поворота, не более | 15,5 м |
Внешний габаритный радиус поворота, не более | 16,2 м |
Дорожный просвет | 400 мм |
Объем топливных баков | 350+350 л |
Грузовая платформа
Грузовик с завода оснащается металлической грузовой платформой с откидными задним и боковыми бортами. Для защиты перевозимого груза от воздействия внешних факторов предусмотрен съемный каркас с тентом. Конструкция платформы имеет длину в 7258 миллиметров и ширину в 2470 миллиметров. Высота бортов составляет 730 миллиметров.
Помимо этого шасси автомобиля предусматривает установку и других надстроек. Например, автокранов, вахтовых автобусов, кранов-манипуляторов, буровых установок, контейнеров и многих других.
Модификации
Сейчас выпускаются 2 вариации КамАЗ 6560:
- 3198-43 — является основной для надстроек и оснащения специального назначения. Оснащена мотором КамАЗ 740.622-280, в кабине есть место для сна, модель имеет 2 бака для горючего (объём любого из них составляет 350 л).
- 6610-43 — грузовое авто, основой которого является базовое шасси; имеет те же параметры, оснащена прямоугольной платформой.
На базе КамАЗ 6560 Галицким заводом выпускаются краны грузоподъёмностью 50 т:
- КС-65713 — с вылетом стрелы до 341 см.
- КС-65715 — с вылетом стрелы до 4 000 см.
Назначение
Изначально грузовик КамАЗ-6560 разрабатывался для армии. Основным его предназначением является перевозка зенитно-пушечного комплекса «Панцирь», а также и многих других видов вооружения. Кроме этого шасси оснащается различными передвижными модулями, КУНГами, специальными платформами и другими надстройками.
Одной из наиболее популярных версий является грузовик, оснащенный грузовой платформой с откидными бортами. Такая модификация служит для перевозки каких-либо грузов и боеприпасов. Дополнительно на платформу устанавливают тентовый каркас и складные скамейки, что позволяет использовать автомобиль еще и для перевозки личного состава.
КамАЗ-6560 отличается высокими мощностными параметрами, универсальностью и внушительной проходимостью. В связи с этим появление военного грузовика в гражданских сферах не заставило себя долго ждать. Гражданские модификации мало чем отличаются от своих военных аналогов и предназначены они в основном также для транспортировки каких-либо грузов в суровых дорожных условиях. Возможность устанавливать тяжелые спецнадстройки позволила модели охватить такие сферы, как нефтегазовая и горнодобывающая промышленность.
Мотор
Для моделей КамАЗ 6560 применяются моторы дизельного типа, относящиеся к серии КамАЗ 740. Четырёхтактные агрегаты верхнеклапанной конструкции отличаются V-образной схемой размещения цилиндров, жидкостным типом охлаждения, оснащены турбонаддувом, воздушным охлаждением и повышенными силовыми характеристиками.
Задействуется комплекс Common Rail, обеспечивающий впрыск с двухступенчатой подачей топлива с помощью специального насоса. Впрыск обеспечивают форсунки, имеющие электронный тип управления. В моторах задействуются топливные устройства Bosh.
Параметры моторов КамАЗ 740:
- объём — 11,76 л;
- мощность – 294 кВт;
- наибольший крутящий момент — 1766 Нм;
- уровень сжатия — 17,9;
- число цилиндров — восемь;
- их диаметр — 12 см;
- класс по экологическим стандартам — Евро-4.
Отзывы владельцев и водителей
- Я проходил тест-драйв на Камазе 6560, т. к. интересуюсь подобной техникой. Снаружи машина выглядит массивно со всех ракурсов – в первую очередь за счет внушительных колес. Сама кабина компактная. Машина имеет четыре ведущих колеса. Посадка очень высокая – забираться туда неудобно. Рулевое колесо и водительская эргономика – до боли знакомые мне, я же работал на Камазах в конце 80-ых. С моими 185 см сидеть удобно. Руль и сиденье можно настраивать под свою комплекцию. После запуска отчетливо слышно приятно дизельное тарахтение, нажимаю на газ и следует плавный набор скорости. Несмотря на 15 тонн (а с грузом еще больше), машина легко трогается с место. В наличии есть гидроусилитель руля, однако поворачивать его надо с усилием, иначе машину не развернуть в нужном направлении. В общем, мощь и сила этого Камаза ощущается во всем – от внешности до управляемости, в плане проходимости и грузоподъемности. Руль очень тугой даже при том, что поворачиваются сразу четыре колеса. Не спорю, что при наличии опыта вождения подобной техникой можно в полной мере оценить маневренность этой машины. На приличной скорости надо подруливать, а на бездорожье Камаз ведет себя словно ледокол. Огромный клиренс и тяговитый двигатель делают свое дело. Есть система стабилизации кренов, блок дифференциалов и другие навороты. Я бы себе такой купил в коллекцию, но остается только мечтать.
- Работаю на тяжелом грузовике Камаз 6560 повышенной проходимости. Машина 2005 года выпуска, в эксплуатации с 2015 года. Купил этот вездеход с пробегом 230 тыс. км. Данная модель обладает поистине универсальным шасси, что позволяет эксплуатировать ее в нефтегазовом и горнодобывающем секторе, в карьерных условиях и т. д. Я как раз подрабатываю в этой сфере деятельности – заказов хватает. Моя техника очень востребована на бездорожье. Чего стоит колесная компоновка 8х8, высокий клиренс, наличие всевозможных блокировок и постоянный полный привод. Можно утюжить даже самый мягкий грунт благодаря высокопрофильным и покрышкам с внушительным грязевым протектором. Есть блокировка межосевого дифференциала, а также тормозные барабаны диаметром 420 мм. Тормозная система на пневматической основе. Прочная рамная конструкция еще ни разу не переваривалась. Мой грузовик оснащен дизельным мотором Камаз 740.50-400, который имеет четыре такта, восемь цилиндров и мощность 400 лошадей при рабочем объеме 12 литров. Пиковая производительность достигается при 1900 об/мин. Расход топлива под нагрузкой достигает 45-50 литров на 100 км. Машина оборудована бензобаками общим объемом 700 литров. Двигатель очень шумный – тарахтение и гул слышны от холостых до максимальных оборотов, т. е. тишины в салоне совсем нет. Коробка передач – гидромеханическая 16-ступенчатая с делителем. Еще в наличии двухступенчатая раздатка «Штайр», потенциал которой можно раскрыть в условиях бездорожья и высокогорья. При наличии необходимого опыта и проведения своевременного обслуживания Камаз 6560 никогда не подведет.
- Работаю на этом вездеходе на протяжении трех лет. За три года внедорожное шасси Камаза 6560 ни разу не заставляло усомниться в своей надежности. Масса полноприводного грузовика под нагрузкой достигает 37 тонн. Тем не менее, даже с таким весом можно рассчитывать на уверенное покорение затяжных подъемов без промедлений. 16-ступенчатая коробка в полной мере раскрывает потенциал форсированного турбодизеля объемом 12 литров, который потребляет 50 литров ан 100 км. Зимой бывает и больше. Шума от этого мотора хоть отбавляй, зато греет он просто шикарно – да еще и вместе с автономным отопителем. В салоне очень тепло, еще бы посадку сделать поудобней. В плане управляемости, эргономики и комфорта машина ощущается как типичный армейский грузовик. Он часто ломается по мелочи, ржавеет кабина и днище, протекает коробка передач и вытекает моторное масло, а также бывают подтеки в ГУРе и мостах. В моей комплектации есть лебедка с блоком, коробка отбора мощности, а также ТСУ «Шкворень-петля». Пневматические тормоза с диаметром барабана 420 мм – гораздо лучше подходят для такого грузовика с точки зрения надежности, чем дисковые тормоза. Две батареи по 12 Вольт и генератор на 3000 Ватт до сих пор работают.
- Работаю контрактником в Вооруженных силах РФ за рулем бортового грузовика Камаз 6560, который имеет металлическую платформу с откидными бортами. Платформа имеет съемный каркас и тент. Универсальное шасси данной модели адаптировано под установку всевозможных надстроек и механизмов. Например, можно установить краново-манипуляторную установку с гидравлическим или троссовым типом, либо вовсе превратить бортовой 6560 в полноценный самосвал. На это шасси ставили множество модификаций, но мне доводилось работать пока на бортовом грузовике, который имеет грузоподъемность 20 с лишним тонн. Буксируемый прицеп при этом должен иметь массу 12 тонн, если ехать по шоссе, а если по грунту – тогда 8 тонн. Угол преодолеваемого подъема составляет 31 градус, а высота брода – около 2 метров. В трехместной кабине достаточно комфортно, но чувствуется спартанская посадка и устаревшая эргономика. Да, в салоне обновленная передняя панель с современными обтекаемым изгибами – выглядит красиво, но на ощупь не очень. С другой стороны, такую технику следует оценивать по возможностям на бездорожье, управляемости и ремонтопригодности, нежели по комфорту. Свою задачу Камаз 6560 выполняет на 5 баллов.
КПП
Эта модель имеет 16-ступенчатую МКПП. Линейка оснащается двумя моделями трансмиссии — это ZF соответственно 16 S1820 и 16 S1822. Они обладают сходными конструктивными особенностями и примерно равными передаточными отношениями. Разница состоит в передаточном числе, которым обладает главная передача (для ZF 16 S1820 данный параметр равен 6,33, а для ZF 16 S1822 он составляет 6,88).
Кабина
На автомобили этой серии устанавливают трёхместные кабины, имеющие зоны для сна и унифицированные с остальными моделями КамАЗ. Рестайлинг моделей автопроизводителя коснулся серии КамАЗ 6560.
Так, авто получило новую кабину, имеющую улучшенную комплектацию. Она отличается комфортным интерьером, однако расположена весьма высоко (практически 2 м), по этой причине попасть внутрь салона порой трудно. Автокресло водителя и колонка руля имеют необходимые настройки, которые обеспечивают удобную работу.
Благодаря отопителю высокой мощности быстро создаётся уютный микроклимат, тогда как за счёт термической изоляции из нескольких слоёв обеспечивается сохранение теплоты. Основная комплектация подразумевает оснащение салона системой подогрева, электрической регулировкой зеркал, а также тахографом, соответствующим российскому стандарту и имеющим блок СКЗИ.
Особенности
КамАЗ-6560 имеет довольно внушительные габаритные размеры и весовые характеристики, однако несмотря на это, он обладает легким и удобным управлением. По большей степени это обусловлено наличием модернизированного гидравлического усилителя рулевого управления.
Также легкость движения обеспечивает мощная силовая установка, имеющая отличную тягу в широком диапазоне оборотов. Стоит отметить, что разгоняется автомобиль очень уверенно и быстро, по крайней мере, для своего веса.
После рестайлинга кабина стала гораздо комфортнее. В любых условиях внутри тепло и не так шумно, как на кабинах старого образца. Повысилась и общая эргономика салона. Все необходимые приборы были собраны на панели в одну область, а органы управления расположились в пределах досягаемости водителя.
Главным преимуществом КамАЗа является очень высокая проходимость, позволяющая ему справляться практически с любыми преградами. Это качество обусловлено большими односкатными колесами с системой регулирования давления в шинах, полным приводом с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами, ну и высоким дорожным просветом. Но из-за большой высоты к управлению грузовика нужно привыкать.
Из основных недостатков в первую очередь, стоит отметить:
- Большую слепую зону перед кабиной;
- При торможении автомобиль сильно «клюет»;
- В поворотах из-за высокого центра тяжести наблюдаются довольно сильные крены;
- С точки зрения комфорта подвеска вышла жесткой, поскольку ощущаются даже небольшие дорожные неровности.