Одноосные тягачи МАЗ-529Б, МАЗ-529Г, МАЗ-529Д и МАЗ-529Е выполнены на базе тягача МАЗ-529В и отличаются от него назначением, техническими характеристиками и рядом дополнительных узлов и механизмов. Поэтому подробно описан только одноосный тягач МАЗ-529В, а по остальным моделям приведены лишь дополнительные сведения.
Нормальная эксплуатация одноосного тягача возможна только при условии постоянного его содержания в технически исправном состоянии и при соблюдении правил эксплуатации, приведенных в настоящем Руководстве. В первую очередь следует внимательно и подробно изучить устройство тягача и особенности ухода и эксплуатации.
При эксплуатации тягача необходимо обращать особое внимание на следующие положения:
1. Необходимо своевременно и в полном объеме производить техническое обслуживание тягача. 2. Нормальная и надежная работа тягача обеспечивается при использовании топлива, масел, рабочих и охлаждающих жидкостей, указанных в настоящем Руководстве. Запрещается применять загрязненные или несоответствующие сорта топлива, масел, рабочих и охлаждающих жидкостей во избежание быстрого выхода тягача из строя. З. На тягаче установлено рулевое управление с гидравлическим приводом, эффективность работы которого не зависит от величины усилий на рулевом колесе. Поэтому при движении к рулевому колесу следует прилагать только усилия, необходимые для его поворота. Приложение больших усилий может привести к разрушению деталей рулевого управления. 4. Если в процессе движения по каким-либо причинам неожиданно остановился двигатель, следует, не отключая силовую передачу, затормозить тягач, выяснить и устранить неисправности. Отключение силовой передачи от двигателя недопустимо, так как в этом случае тягач потеряет управление и может произойти авария. 5. Для одноосного тягача МАЗ-529Г с нагрузкой (при общем весе автопоезда 57 400 кг) максимальная скорость движения на ровной дороге с твердым покрытием не должна превышать 5 км/час. Запрещается эксплуатация тягача МАЗ-529Гс нагрузкой (при общем весе автопоезда свыше 47000 кг) на грунтовых дорогах. 6. Тягачи, предназначенные для работы со скреперами и другими дорожно-строителы+ыми машинами, в начале эксплуатации в течение пробега первых 1000 км (включая заводскую обкатку) лолжны проходить эксплуатационную обкатку. 7. Если тягач работает со скрепером, то во время забора грунта следует применять толкач. Рекомендуется использовать гусеничный трактор мощностью не меньше 80-100 л. с. Запрещается производить забор грунта тягачом (без применения толкача), так как это приведет к преждевременному выходу его из строя. 8. Запрещается пользоваться первой передачей при работе тягача со скрепером во время забора грунта, так как это приведет к быстрому выходу из строя коробки передач. Разрешается пользоваться первой передачей в исключительных случаях и только непродолжительное время.
Тягач МАЗ-529В представляет собой колесную тяговую машину с одной осью и предназначен для буксировки различных транспортных полуприцепных агрегатов. Полуприцепной агрегат является функциональным продолжением тягача, без которого он не может быть использован.
Технические характеристики МАЗ-529В
Вертикальная нагрузка на ось седельно-сцепного устройства тягача: не более 8000 кг. Общий вес тягача в снаряжённом состоянии без нагрузки: 9000 кг. Сухой вес тягача: 8550 кг. Нагрузка на ось тягача: не более 17.150 кг. Габаритные размеры: —-длина: 4200 мм. —-ширина (по шинам колес): 2950 мм. —-высота по кабине: 2925 мм. Колея тягача (по грунту): 2300 мм. Модель двигателя: ЯАЗ-М206А Кабина: закрытая, двухместная Запас хода по топливу: 375 км. Расход топлива на 100 км: 80 л. Топливные баки 2 шт: 300 л.
На чем ездит «Щит Родины»
Изначально все шасси минских автомобилестроителей «выстраивалось» вокруг ракеты – конструкторы внимательно прислушивались к требованиям военных и учитывали их в максимальной степени. Яркий пример – легенда отечественных Вооруженных Сил шасси 543-й серии. В 1961-м для запуска ОТР «Темп» по заказу военных был создан МАЗ-543, с той поры после неоднократных модернизаций эта проверенная временем модель не сходит с конвейера. И судя по всему, еще долго будет выпускаться, настолько удачной оказалась конструкция. На базе этого шасси выпускались даже автопоезда.
Первым четырехосным автомобилем с колесной формулой 8х8 стал МАЗ-535 грузоподъемностью до 10 тонн. Минские конструкторы совершили революцию в автомобилестроении. На машине появились гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности, торсионная независимая подвеска, централизованная накачка шин, семь дифференциалов в системе силового привода и многое другое, чему не было аналогов в мире.
В кинохронике конца 50-х – начала 60-х годов можно увидеть, как минские МАЗы в парадном строю везли макеты грозных советских ракет по Красной площади.
К созданию специального колесного шасси МЗКТ-7930 с формулой 8х8 (ОКР «Астролог») минчане приступили в 1989 году после утверждения техзадания Министерством обороны СССР. Шасси с единой трехместной кабиной и улучшенной эргономикой должно было заменить спецавтомобиль МАЗ-543. Новинку тестировали на ракетном полигоне Капустин Яр, испытательных трассах военного НИИ автотехники, на дорогах общего пользования. После того как образец пробежал 30 тысяч километров, его испытали в климатической камере при минус 60 градусах, а затем «продули» в аэродинамической трубе, чтобы оценить стойкость машины к ударной волне.
После окончания проверочного цикла госкомиссия рекомендовала шасси к принятию на вооружение и серийному выпуску. Сегодня это семейство автомобильных тягловых средств пользуется у ракетчиков особым уважением.
На их базе размещаются ОТРК «Искандер», БРК «Бал» и «Бастион», БРК Club-М, РСЗО «Ураган-1М» и «Полонез», береговой комплекс разведки надводной и воздушной обстановки «Монолит-Б», антенные посты ЗРК С-400 «Триумф», тяжелый механизированный мост ТММ-6. В белорусскую армию поступает на вооружение ракетный комплекс «Полонез» на этой же колесной базе с 500-сильным мотором ЯМЗ.
Опытный образец специального колесного шасси создали в 1990 году, а в серию изделие белорусских автомобилестроителей пошло восемь лет спустя. На вооружение Российской армии шасси поступило в 2003-м. В 2016 году отпраздновали знаковое событие – с конвейера сошло тысячное изделие.
В конце 80-х на вооружение РВСН СССР поступили ракетные комплексы «Тополь», которые ставились на шасси МЗКТ-7917 (семиосное).
Выпускались также восьмиосные 80-тонные шасси МАЗ-7922 «Зубр» и МАЗ-7923 «Бизон», оборудованные электромеханической трансмиссией и 800-сильным мотором ЯМЗ, причем полные технические характеристики этих махин до сей поры широкой публике неизвестны. Снаряженная масса такого тягача – 44 тонны, и груз он везет достойный – 80 тонн.
Силовая установка
Силовая установка тягача состоит из двигателя и обслуживающих его систем: системы подачи топлива, системы подачи воздуха, системы смазки, системы охлаждения, системы запуска и системы выхлопа.
Двигатель тягача МАЗ-529В
На тягачах устанавливаются двигатели ЯАЗ-М206А и ЯАЗ-М206Г производства Ярославского моторного завода. Двигатель установлен в передней части тягача и крепится к раме с помощью резиновых амортизаторов в трех точках: одной спереди и двух сзади. Подробное описание устройства двигателей, правила их эксплуа-тации приведены в руководстве Ярославского моторного завода (двигатели ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206», прилагаемом к тягачу). На тягачах устанавливаются изменённые система подачи воздуха, система выпуска и система подогрева.
Система подачи воздуха
На тягачах МАЗ-5296, МАЗ-529Г и МАЗ-529Д система подачи воздуха оборудована специальной системой для отсоса пыли из воздушных фильтров двигателя. В диффузоре трубы системы выхлопа помешена труба, которая с помошыо шланга и трубы соединена с воздушными фильтрами двигателя. При работающем двигателе в системе создается разрежение, благодаря которому пыль из фильтров двигателя отсасывается и выбрасывается в атмосферу.
Система выпуска
На тягачах МАЗ-5296, МАЗ-529В, МАЗ-529Г и МАЗ-529Д система выпуска оборудована искрогасителем, выполненным за одно целое с глушителем. Выпускаемые газы из приемной трубы поступают в переднюю часть глушителя по касательной к его корпусу, благодаря чему происходит их завихрение относительно перфорированной трубы. Прижимаясь при завихрении к корпусу глушителя, искры охлаждаются, а затем через окна поступают в перфорированную трубу глушителя и выбрасываются в атмосферу.
МАЗ 529 — одноосный тягач из СССР
Многие полагают, что автомобилестроение в СССР развивалась в очень медленном темпе. Сейчас мало кто может назвать хотя бы 10 известных моделей, которые производились в те времена. Основополагающим девизом многих компаний, которые занимались производством автомобильной техники в СССР, было обращение к опыту зарубежных стран. Как правило, многие вещи в СССР изготавливались после появления за рубежом. Фактически конструкторы и инженеры изучали опыт других компаний и на его основе разрабатывали что-то похожее.
Он мог транспортировать агрегаты для разного назначения, вплоть до машин, которые занимаются уборкой взлетно-посадочных полос
Люди, которые интересуются ретро-автомобилями, знают о таком явлении в автомобильной промышленности прошлого века. И в таком подходе к производству техники нет ничего страшного. Даже сейчас многие автопроизводители берут во внимание новшества других брендов и пытаются разработать аналогичные вещи. Более интересно то, что специалисты в основном не изучали целесообразность применения новых разработок на рынке. В результате в продаже появлялись такие модели и товары, без которых можно было обойтись в те времена. Именно к такому сегменту можно отнести необычный МАЗ 529.
Данный тягач разрабатывался для использования в различных целях. Список его функций был очень большим. Он мог транспортировать агрегаты для разного назначения, вплоть до машин, которые занимаются уборкой взлетно-посадочных полос. Кроме того, данный тягач мог перевозить дорожные катки. При одном виде изображений данной разработки можно заметить его интересную конструкцию. Дело в том, что у авто предусмотрена только одна ось, к которой можно закреплять самые различные механизмы. Зацеп для дополнительного оборудования предусмотрен в задней части оси.
Длина кузова данного тягача составляет всего 4,2 м, а ширина 2,95 м, как и высота. Вес необычного транспорта составлял всего 9 тонн
Самый первый опытный тягач был собран в 1959 году. Его разработкой и выпуском занимался Минский автомобильный завод. Колёсная формула была представлена в виде 2×2. На тягач установили двигатель, который работал на дизельном топливе и имел отдачу 165 лошадиных сил. Длина кузова данного тягача составляет всего 4,2 м, а ширина 2,95 м, как и высота. Вес необычного транспорта составлял всего 9 тонн. Максимальная скорость, которую мог развивать МАЗ 529, достигала 40 км/ч. В кабине конструкторы предусмотрели только одно посадочное место — для водителя.
Большое распространение такие машины получили в вооружённых силах СССР. Здесь их применяли в качестве транспорта для перевозки ракет. Сама по себе модель МАЗ 529 относится к необычным и редко встречающимся на земле. Сейчас таких машин уже не найти. Их можно встретить только в качестве памятников или экспонатов в музеях. Заметим, что производством данной модели Минский автомобильный завод занимался вплоть до 1973 года.
Особый успех тягач получил в 1958 году, когда его отправили в Бельгию на Всемирную промышленную выставку
К разработке такого транспорта приступили из-за острой необходимости в получении высокоманевренной машины в качестве базы для самоходных скреперов. Особый успех тягач получил в 1958 году, когда его отправили в Бельгию на Всемирную промышленную выставку. С апреля по октябрь каждый желающий мог познакомиться с грузовой техникой вживую
Итог. МАЗ 529 — уникальный тягач из СССР, который имел всего одну ось и два колеса. Он использовался для решения различных задач — в основном для транспортировки техники.
Модификации автомобилей МАЗ
Итак, какие же модификации автомобилей МАЗ сейчас встречаются.
Самые распространённые модификации, это самосвалы МАЗ, седельные тягачи, автобетоносмесители МАЗ, автобетононасосы, бортовые автомобили МАЗ, лесовозы, автокраны, коммунальные автомобили МАЗ, полуприцепы, топливозаправщики, прицепы, фургоны, краны — манипуляторы и даже автобусы МАЗ.
Как мы видим модификаций автомобилей МАЗ огромное количество. Вкратце рассмотрим каждую модификацию в отдельности.
Про самосвалы МАЗ мы писали в предыдущей статье, поэтому повторяться не будем, сразу начнем с седельных тягачей.
Белорусское – значит отличное
Глава МЗКТ Игорь Летов в 2006 году работал директором производства на Брянском автозаводе. На его памяти возрождение умирающего на тот момент предприятия. Благодаря сплоченной команде сумели поднять производство в два раза. Поэтому он всегда повторяет: быть вместе, заодно гораздо эффективнее. «У нас настоящее советское качество, конструкции, проверенные временем. Для нашей военной техники мы используем только проверенные отечественные компоненты, доказавшие свою надежность и работоспособность временем в различных климатических условиях. Современный мир неоднократно доказывал, что разорванные общности всегда проигрывают. Именно поэтому мы так дорожим нашим союзом с Россией», – подчеркивает Летов. Лучше не скажешь.
Иван Драгомиров
Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 28 (791) за 23 июля 2022 года
Бортовые автомобили
Автомобили МАЗ — бортовые автомобили.
Модификаций бортовых автомобилей, которые выпускаются на Минском автозаводе около 34 – х.
Из этого можно сделать вывод, что данная линейка автомобилей нашла свое применение во всех видах перевозок. И в составе автопоезда, для транзитных и пригородных перевозок, перевозок различных не габаритных грузов, тяжелых и объемных. А так же для перевозки людей.
Краткие характеристики данных автомобилей представлены в таблице ниже.
МАЗ 437143-329.
МАЗ 631019-420-031.
МАЗ 6312А8-320-015.
VOLAT – новый бренд
Как заявил директор МЗКТ Игорь Летов, поставки тяжелой спецтехники в РФ почетны и ответственны. На заводе работает военная приемка Минобороны РФ. И это, по словам директора, говорит об открытости и желании предприятия приложить все усилия для того, чтобы российский оборонный сектор был обеспечен самыми современными мобильными платформами для установки средств вооружений.
“ Наряду с продукцией гражданского назначения военное направление всегда остается в приоритете ”
Но военная продукция не единственный источник доходов. В цехах МЗКТ собирают шасси под мобильные буровые установки для нефтегазовой отрасли. Линейка шасси под монтаж тяжелого оборудования для бурения, обслуживания и ремонта нефтегазовых скважин: 652716 (8х8), 700400 (10х10), шестиосное полноприводное шасси 700300 и 800300, 800500 (14х14). При этом шасси МЗКТ создано с учетом возможности укладки буровой установки, ее подъема в рабочее положение и длительного привода бурового оборудования от двигателя.
Как и прежде, завод имеет партнерские отношения с Галичским автокрановым заводом, где наряду с традиционным производством 50–70-тонных кранов наладили выпуск стотонных кранов и несколько машин уже успешно реализовали. В линейке шасси VOLAT ежегодно появляются новинки под крановые установки различной грузоподъемности.
После присоединения лидского предприятие открыло для себя новые компетенции в производстве автобусов. Современные автобусы среднего класса на шасси IVECO Daily пользуются спросом как на белорусском, так и на российском рынке.
Наряду с внедрением и развитием продукции гражданского назначения предприятие помнит о главной миссии, военное направление деятельности всегда остается в приоритете. Завод прилагает большие усилия, совершенствуя и осваивая производство новых военных шасси. Так, на выставке MILEX 2022 продемонстрировано четырехосное корпусное шасси МЗКТ-69225 в составе ЗРК «Бук-МБ3К», а также уникальный трехзвенный танкотранспортер МЗКТ-741351, экспортируемый в страны Ближнего Востока. Как рассказал главный конструктор МЗКТ Василий Бурьян, шасси МЗКТ-69225 сейчас проходит государственные испытания, но уже ясно, что новинка имеет перспективный экспортный потенциал.
Следует отметить, что в XXI веке минские автомобилестроители получили сертификаты ISO-9001 и ISO-2001, удостоверяющие высочайшее качество менеджмента компании и соответствие мировым стандартам качества.
Продукция МЗКТ известна во многих странах Ближневосточного региона, Юго-Восточной Азии и Африки.
Автобетоносмесители
Автомобили МАЗ — автобетоносмесители.
Существую около девяти модификаций автобетоносмесителей МАЗ.
Рассмотрим одну модификацию – автобетоносмеситель АБС-9 ДА (МАЗ 551605)
На данном автомобиле МАЗ, установленный смесительный барабан, который изготовлен из высокопрочной стали.
Комплектующие на данный автомобиль, поставляются из разных стран. Про базу мы говорить не будем, тут все понятно. Редуктор изготовлены в Словении, маслоохладитель изготовлен в Германии, а гидропривод в Украине, но опять же по лицензии Германской фирмы ЗАУЭР.
Благодаря такой комплектации автобетоносмеситель АБС-9 ДА на базе автомобиля МАЗ 551605 является одним из лучших в данной линейки автомобилей.
Технические характеристики.
Существуют и другие модификации данного типа автомобилей МАЗ, такие как АБС-4, АБС-4 ДА на базе МАЗ 533702, АБС-6 ДА (АБС-7) на базе МАЗ 630303 (630305), АБС-7 ДА на базе МАЗ 630305, АБС-8 ДА на базе МАЗ-551605
Модульность как принцип
Для минских автомобилестроителей нет ничего невозможного. На мощностях МЗКТ по желанию заказчика можно построить любой автомобиль с требуемой колесной формулой – от 4х4 до 16х16. При этом технику оснастят любым двигателем – отечественным или импортным. Учтут все желания заказчика, и автомобиль будет готов через полгода. Благодаря чему это достигается? Ответ прост – здесь в ходу модульный принцип проектирования, многие узлы унифицированы. Модулями являются несущая система, кабина, агрегаты трансмиссии, элементы систем подрессоривания и торможения. Это позволяет с наименьшими затратами финансов и времени проектировать и производить автомобили с разными колесными базами на основе одних и тех же агрегатов.
На МЗКТ сохранена отличная научно-производственная база – работают 250 конструкторов плюс 150 человек в заводском исследовательском центре, где можно проводить любые испытания. В структуру предприятия входят 10 производственных цехов и три вспомогательных, 25 функциональных управлений и 10 отделов. Здесь каждый год создают и модернизируют порядка 10–15 машин.
Когда в ходу броневики
Каких только автомашин не выпускали в Минске, но бронеавтомобилями на МЗКТ никогда не занимались. Однако в Госкомвоенпроме республики разработали программу создания и серийного производства семейства бронированных боевых машин на шасси повышенной проходимости, и первенцем стал легкобронированный МЗКТ-490100. ББМ минского производства рамной конструкции на шасси традиционной компоновки. Особенностью этой модели автомобиля были цельносварной корпус из броневой стали и усиленная противоминная защита. Бронирование соответствует четвертому классу защиты, это позволяет перевозить на автомобиле личный состав и вооружение в условиях повышенной террористической опасности. Запас хода на одной заправке – тысяча километров.
Минчане оснастили свою ББМ турбодизелем ЯМЗ-5345 объемом 4,4 литра, мощностью 240 лошадиных сил и гидромеханической коробкой передач. МЗКТ-490100 – полноприводный с независимой двухрычажной пружинной подвеской, что позволяет использовать машину и в городах, и в сельской местности, да и в горах езда на ней проблемой не станет. Броневик оборудован бортовой информационной системой, с помощью которой можно контролировать состояние узлов и систем шасси. В базовую комплектацию входят предпусковой подогреватель, фильтровентиляционная установка, системы удаления дыма, централизованной подкачки шин, подогрев передних и боковых бронестекол и зеркал заднего вида.
Опытный образец белорусского бронеавтомобиля появился в 2016 году, публика в первый раз увидела его на парижской выставке Eurosatory.
После успешного прохождения всего комплекса государственных испытаний в 2022 году бронеавтомобиль приняли на вооружение белорусской армии. Во время испытаний ББМ прошел 40 тысяч километров, и военные остались довольны полученными результатами.
На основе базовой комплектации минчане разработали семейство бронеавтомобилей различного назначения. Созданы версии для внутренних войск РБ и Госпогранкомитета Белоруссии.
Автокраны
Автомобили МАЗ – автокраны.
Модельный ряд автокранов МАЗ может поразить каждого. Только автокранов «Силач» около девяти модификаций.
Понятно, что все модификации автокранов МАЗ подробно мы рассматривать не будем, но краткую характеристику в виде таблице представим на ваше обозрение.
Автокраны МАЗ, это автокраны стреловидного типа. Базовое шасси в зависимости от модели скомпоновано так, что возможно работать как в полное так и не полное бездорожье.
Топливная система данных автомобилей не привередлива к качеству топлива, что немало важно для таких стран, как Россия, Украина и других стран СНГ. Так же стоимость автокранов МАЗ может конкурировать со многими отечественными производителями.
Автомобили МАЗ – автокраны «Силач».
Автокран КТА-35 «Силач» на базе автомобиля МАЗ 6303А3
Автомобили МАЗ – автокраны «Ивановец».
Автокраны «Ивановец» на базе автомобиля МАЗ 6303А3 (6?4)
Автокраны «Челябинец» на базе автомобилей МАЗ.
Существую две модификации автокранов «Челябинец» все они на базе автомобиля МАЗ-630303 (6?4).
АВТОКРАН КС-45721 «ЧЕЛЯБИНЕЦ» — грузоподъемность 25 т.
АВТОКРАН КС-55730 «ЧЕЛЯБИНЕЦ» — грузоподъемность 32 т.