Мотоблок – незаменимая техника как в подсобном, так и крупном фермерском хозяйстве. При своей доступной стоимости он вместе с классической культивацией почвы выполняет множество и других функций – окучивание грядок, копку картофеля, заготовку сенажа, перевозку грузов и посев зерновых или овощных культур. Когда появляется необходимость в приобретении данного оборудования, сразу появляется вопрос – кому отдать предпочтение – импортному или отечественному мотоблоку. Но благодаря бренду «Салют» можно с полной уверенностью ответить в пользу «нашего» производителя.
Мотоблоки «Салют» — одни из образцовых культиваторов, выпускаемых (Ярославская обл.). Ее первач разработка поступила в продажу в 2002 г., что послужило новым инновационным разработкам и конструкторским решениям, воплотившихся в более поздних моделях.
Достоинства культиваторов «Салют»:
- износостойкость материалов и креплений;
- производительные моторные системы для различных объемов работ и нагрузки;
- универсальная фора фрез, созданная для превалирующих типов почв Евразии;
- рациональный расход горючего и смазки;
- приспособленность для работы в широком диапазоне условий среды;
- возможности для культивации на полях, локализованных под наклоном 15-30 0 (в то время, как многие отечественные бренды дают ограничение в 10 0).
Как и любая другая техника, мотоблоки «Салют» имеют определенные недостатки:
- отсутствие блокировки дифференциала колес;
- непродуманность освещения для эксплуатации в ночное время суток и при плохой видимости;
- недолговечность ременной передачи.
Невзирая на эти нюансы, которые существенно не влияют на производительную способность агрегата или устраняются в процессе самостоятельного ремонта, конкурентные позиции этой почвообрабатывающей техники остаются высокими.
Устройство мотоблока «Салют» в деталях
Все культиваторы «Салют» имеют характерный внешний вид – ярко-красный металлический корпус, ручки, щитки, которые сочетаются с классическими черными рабочими узлами. Их внутреннее строение представлено на фото ниже.
Согласно легенде схемы:
- Колесная база;
- Подпружиненная опора;
- Мотор;
- Бензобак;
- Защита ременного привода;
- Рычаг рулевой колонки;
- Тумблер переключения скоростей;
- Рулевая опора;
- Зажимной элемент для присоединения рукоятей культиватора;
- Ручки для захвата руками и управления его работой;
- Шкворень;
- Обойма;
- Кронштейн сошника;
- Болтовое соединение;
- Гайка;
- Зажим;
- Стопор;
- Сошникодержатель;
- Ось;
- Фиксатор.
На следующем рисунке показано взаимное расположение основных элементов управления, среди которых:
- Рычаг для регулировки заслонки дросселя;
- Емкость для горючего;
- Кран для слива бензина;
- Редуктор;
- Центральная ось;
- Шина;
- Рукоятка сцепления;
- Тросик муфты сцепления4
- Регулятор дросселя;
- Надкрылки.
Ведущие узлы любого мотоблока «Салют»:
- двигатель – бренд использует преимущественно 4-тактные китайские моторы «Lifan», но в последние годы появились модели с двигателем «Хонда» и «Robin-Subaru», а так же с американскими («Briggs & Stratton») силовыми установками. Все они имеют верхнюю компоновку клапанов и воздушное охлаждение, защищающее от перегрева. В ближайших планах компании – выпустить дизельные мотоблоки повышенной производительности;
- редуктор – в бюджетных моделях его роль выполняет 1 или несколько цепей, в более дорогостоящих – шестеренчатый редуктор, соединенный с коробкой передач в единое звено. Производственный ресурс последнего составляет около 3 тыс. моточасов;
- трансмиссия – многоступенчатая с возможностью реверсирования;
- муфта сцепления – передает крутящий момент, идущий с мотора, на сам редуктор. Представлена 2-мя клиновидными ремнями, под которые моторный вал оснащается шкивом с разновеликими ручьями. Характерно и то, что переворотом шкива можно удвоить число доступных рабочих передач.
Мотоблок «Салют» 5БС
Одна из самых востребованных моделей линейки «Салют». Представляет собой малогабаритную сельхозтехнику, предназначенную для работы в саду и огороде. Отличается универсальностью применения, что делает его незаменимым не только во время посадочной или уборочной страды, но и зимой. В отличие от более поздних модификаций, поставляется с мотором от «Brigss&Stratton», генерирующим усилие в 6 л.с. Благодаря арочному протектору шин и отличной балансировке конструкции может эксплуатироваться даже на влажной почве.
Особенности мотоблока «Салют» 5 БС:
- моторесурс 5,5-сильного двигателя на 4,5 тыс. ч;
- 3-ступенчатая трансмиссия с функцией реверсирования;
- возможность задать точную глубину вспашки в пределах 250 мм;
- три положения ширины культивации — 35/62/89 см за счет удлинительной втулки для осей колес;
- небольшой вес (78 кг) при компактных габаритах – 135 х 60 х 110 см.
Самой известной модификацией 5 БС является «Салют» 5 БС-1, отличающаяся от базовой меньшим расходом топлива и облегченным весом (72 кг), и 5Л-6,5 с двигателем «Лифан», генерирующим тягу в 6,5 л.с.
Характеристики
У мотоблока Салют-100 при довольно внушительной мощности двигателей расход топлива минимальный и составляет не больше 395 г на час выполнения работ. Кроме того, конструктивной особенностью является самое низкое расположение мотора, что обуславливает самое низкое размещение центра тяжести. За счет этого обеспечивается простая управляемость и практически отсутствие заваливания.
Общие технические характеристики
Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90): | Средний |
Габаритные размеры: | Длина: 151 см Ширина: 62 см Высота: 133,5 см |
Вес сухой: | в среднем 70 кг (62-82 кг) |
Мощность: | 3,5-7,3 л.с. (2,6-5,5 кВт) |
Тяговое усилие на колесах с грузом 15 кг на передней подвеске: | 60-70 кгс |
Расход топлива: | 313-395 г/кВт*ч |
Число передач: | (2+1) * 2: 4 передачи переднего хода, 2 – заднего. |
Максимальная скорость на пневматических колесах (второе значение при работе на большом диаметре шкива): | Первая передача – 2,8 (3,5) км/ч Вторая передача – 6,3 (7,8) км/ч Задний ход – 2,0 (2,5) км/ч |
Вал отбора мощности (BОM): | Шкив (ШОМ) боковой под клиноременную передачу. |
Угол поперечной статической устойчивости: | 15° |
Пределы температуры окружающего воздуха, С | от -30 до +40 °C |
Ходовая система: | Одноосная, колесная формула 2х2 |
Пневматические колеса: | 39-41 см |
Колея: | Изменяемая ступенчато регулируемая |
Ширина колеи: | 26 см (с удлинителями – 54 см) |
Дорожный просвет: | 11-12 см |
Радиус поворота: | 1,5 м |
Редуктор | Механический, шестеренчатый |
Масло для коробки передач: | ТМ-5-18 (ТАД-17И) |
Рулевое устройство: | Штанговое |
Диаметр фрез-культиваторов: | 31 см |
Количество фрез: | 6 (возможно уменьшение до 4 или 2) по 4 ножа |
Ширина культивации: | 0,35-0,8 м |
Глубина вспашки: | 10-25 см |
Двигатели
Завод-производитель серьезно отнесся к выбору двигателей для своих мотоблоков: независимо от популярности бренда перед принятием решения об использовании мотора в комплектовании все они проходили тщательное тестирование в лабораториях НПЦ на пригодность для «Салют-100».
Главные параметры для попадания на мотокультиватор: стабильная работа, высокий моторесурс, низкие шум и вибрация (влияют на безопасную продолжительность эксплуатацию). Поэтому можно сказать, что «Салют-100» комплектуется только лучшими двигателями, и можно быть уверенным, что изделие прослужит долго.
Самым популярным среди «Салют-100» является китайский Lifan модели 168F-2 – относительно низкая стоимость двигателя сказывается на конечной цене самого мотоблока.
Американские двигатели устанавливаются на 6,5 л.с.: Briggs & Stratton серий Vanguard и I/C и Kohler. Японские двигатели представлены Subaru EX17 и Honda GX 200 и моделью GC 190.
Самым мощным в линейке сейчас является Салют-100 с двигателем Hwasdan H170F (линейка Lifan 170F) на 7 л.с.
Редуктор
В новых моделях мотоблоков Салют-100 установлен новый редуктор, шестерни которого изготавливаются из высокопрочной стали. Они могут выдержать огромные нагрузки.
Редуктор является механическим, маслонаполненным и полностью шестеренчатым – последнее выгодно отличает его от регуляторов других мотоблоков, которые могут содержать дополнительно цепную передачу, которая от чрезмерных нагрузок растягивается, провисает и может порваться. Он идет в прочном алюминиевом корпусе, а надежная зубчатая передача имеет повышенный ресурс более 3000 рабочих часов.
Редуктор Салют-100 оснащен тремя передачами (2 вперед, 1 назад), а рычаг управления с нейтральными положениями между скоростями для удобства размещен на рулевой колонке.
Уровень масла в редукторе мотокультиватора проверяется специальным щупом, который идет в комплекте в ЗИП.
Трансмиссия
Коробка передач мотоблока Салют-100 позволяет выбирать в процессе работы необходимую скорость движения. Благодаря КПП с удобным расположением ручки на руле можно использовать технику для перевозки грузов с помощью транспортной тележки.
Механизм сцепления на мотоблоке Салют-100 состоит из следующих частей:
- Приводные клиновые ремни (2 шт.).
- Ролик натяжения с рычагом.
- Возвратная пружина.
- Тяга с рычагом управления.
Клиноременная передача отдает крутящий момент от двигателя к редуктору. Нажатием рычага сцепления поднимается ролик натяжения ремней, передающий вращение ведущего шкива работающего мотора на ведомый редуктор.
Шкив двигателя (ШОМ) включает 4 ручья из 2 пар разного диаметра. На шкиве редуктора 3 ручья, два из которых используются ремнями привода, а средний может быть использован для подсоединения различного активного навесного оборудования. При перестановке ремней в ручьи меньшего диаметра на моторном шкиве отбора мощности мотоблок Салют-100 настраивается на пониженный скоростной режим, необходимый для выполнения некоторых работ (вспашка целины, культивирование и т.п.).
Мотоблок «Салют» 100 Л-6,5
Мотоблок тяжелой серии, оснащенный китайской силовой установкой «Lifan» 168F-2. Идеально подходит для средних и крупных землевладений площадью свыше 50 соток. Имеет классическую хорошо сбалансированную конструкцию, что позволяет задействовать его как тяговую силу. При расходе бензина до 1,5 л техника способна тянуть за собой 700 кг поклажу. Штатные фрезы – удобное решение для переуплотненных почв и целины.
Преимущества:
- мотор с силой 6,5 л.с., запуск которого производится через ручной стартер;
- рулевое управление 3-позиционной трансмиссией;
- выносливый шестеренчатый редуктор для продолжительных рабочих смен;
- армированный ремень для передачи мотором крутящего момента, долговечность которого доказана отзывами владельцев;
- конкурентные показатели вспашки – до 0,8 м в ширину и 0,25 м вглубь;
Назначение
Мотоблоки имеют бензиновый двигатель мощностью от 3,5 до 7,5 л. с., который приводит в движение разные рабочие элементы. При этом часто используются разные прицепные средства: роторы со специальными фрезами, плугами, косилками, снегоуборочным снаряжением, телеги, щетки, опрыскиватели, которые могут быть установлены на этот мотоблок.
Мотоблок рассчитан для эксплуатации в областях с мягким климатом. Его применение в качестве культиватора почвы будет особенно рентабельно при температуре окружающей среды от +1 до +40°С. В случае строгого соблюдения эксплуатационных правил, технического обслуживания и его хранения, которые указаны в руководстве (поставляется вместе с мотоблоком), то срок службы будет во много раз дольше
Обратите внимание, что первые 25 часов работы агрегата считаются периодом «обкатки» двигателя (притирки подвижных деталей двигателя друг к другу) и других механизмов. Поэтому не стоит сразу использовать потенциал мотоблока на полную мощность сразу с момента приобретения
Чтобы пользоваться мотоблоком, не требуются какие-то специальные навыки, но необходимо учесть, что для использования некоторых прицепных средств необходимы определенные умения. Например, в процессе культивации почвы площадь между фрезой и корпусом редуктора имеет свойство забиваться различным мусором (камнями, травами и иными предметами). Если пространство все-таки забилось, во избежание выхода из строя клиновых ремней необходимо приостановить двигатель и очистить фрезы от застрявших в них предметов.
Мотоблок «Салют» GC-190
Мотоблок, функционирующий от силовой установки марки «Хонда». В работе является улучшенной версией выше рассмотренных культиваторов. При небольшом весе и компактной форме легко управляется человеком без спецподготовки. Кроме того, благодаря рулевой колонке, настраиваемой в 2-х плоскостях, абсолютно не чувствуется усталость. Широкие пневматические шины бережно относятся к почве – не вызывают эрозию и переуплотнение поверхностного слоя.
Технические параметры:
- потенциал в 5 л.с. при энергоемкости в 350 г/кВт*час;
- механическая трансмиссия с 6 скоростями в пределах 2-7,8 км/ч;
- клиноременное сцепление;
- оптимальный радиус поворота колес – 150 см;
- штанговое управление через руль;
- вместительный бензобак объемом 3,1 л.
Описание
Улучшенный эргономичный дизайн, комфортное управление, высокая маневренность, устойчивость, стабильная работа – вот неполный перечень отличительных характеристик, которые выгодно отличают мотоблок Салют 100 Р-М1.
В комплектацию мотоблока входит:
- 6 фрез вместо четырех;
- специальные диски защиты растений;
- пневмоколеса;
- удлинители осей;
- сошник.
Двигатель
Двигатель Robin Subaru EX17
За счет уникальных конструктивных особенностей двигателя мотоблока Robin Subaru EX 17, 6 л.с. Салют100 Р-М1 является одним из самых надежных мотоблоков в линейке техники аналогичной группы. Субару характеризуется высокой надежностью, повышенным сроком эксплуатации, быстрым запуском, низкой токсичностью выхлопных газов, пониженным уровнем шума.
Рекомендации по использованию:
- Относительно первого запуска — смена масла через первых 20 часов работы.
- Регулярная проверка уровня масла, состояния свечей зажигания, воздушного фильтра.
- Во избежание перегрева необходимо своевременно очищать ребра цилиндра.
- Бензин АИ-92 и АИ-95.
- Моторное масло класса SE и выше в умеренном климате (SG, SH, SJ) SAE 10W-30, в холодное время — SAE 5W-30.
В октябре 2016 года японская корпорация FHI (Fuji Heavy Industries Ltd) приняла решение об объединении производства с автомобильной компанией Subaru, а уже через год – в сентябре 2022, полностью прекратила выпуск компактных двигателей для садовой техники. Слияние направлено на повышение конкурентоспособности и развитие автомобильного бизнеса. Естественно, сегодня возможность приобрести такой мотоблок с каждым днем уменьшается.
Трансмиссия
Трансмиссия мотоблока – сцепление и коробка передач, редуктор шестеренчато-цепной, масло ТМ 5-18 (ТАД17И).
Конструкторами учтено мнение владельцев мотоблоков — рукоятка управления скоростями (2,8 км/ч – 7,8 км/ч) с редуктора перенесена на руль. Имеется специальный щуп проверки масла. Переключение передач осуществляется рычагом на корпусе редуктора.
Рукоятка управления мотоблока Салют 100 Р-М1
Изменение диапазона скоростей выполняется переменой приводных ремней на ведущем шкиве или обратной установкой шкива отбора мощности по описанию в инструкции к мотоблоку.
Рама
Рама изготовлена из штампованных стальных угольников, на которых установлены основные узлы мотоблока. Благодаря смещенному вперед заниженному центру тяжести управлять мотоблоком Салют 100 Р-М1 удобно. Легкий, маневренный, и в то же время устойчивый корпус не заваливается при вспашке.
Мотоблок Салют 100 Р-М1
Шкив
Шкив
Шкив боковой под клиноременную передачу (ШОМ) – боковой вал под клиноременную передачу, является средним ручьем ведомого шкива. Служит приводом вспомогательных приспособлений.
Фрезы
Фрезы имеют серповидную форму, кованые ножи выполнены из специальной пружинной стали (6 штук), различаются правым и левым выполнением.
Фрезы
Колеса
Колеса с пневматическими шинами используют на перевозке грузов и самого мотоблока. Для оптимальной проходимости, вместо пневматических колес, при эксплуатации с навесными агрегатами монтируют металлические грунтозацепы.
При работе с овощевыкапывателем или двухрядным окучником рекомендуется устанавливать колеса диаметром более 500 мм.
Сцепная скоба
Сцепная скоба установлена в задней части мотоблока, необходима для подсоединения навесных агрегатов универсальной сцепкой или напрямую.
Сцепная скоба
Навесное оборудование для мотоблока «Салют»
Мотоблоки «Салют» поставляются только с 6-секционными почвофрезами. Все остальные приспособления к ним пользователь приобретает самостоятельно.
Существует несколько способов агрегации навесок к таким культиваторам:
- Через редукторную ось: фрезы; утяжелители; металлические колеса-грунтозацепы; рыхлители;
- На скобу с или без сцепки: плуги; овоще- и картофелекопалки; минителеги; бороны; сажалка для картофеля; отвал-лопата;
- На шкив отбора мощности: корморезки; приставка-нгенератор; роторные косилки; адаптер для уборки снега; установки для работ по дереву.
По отзывам владельцев, эти мотоблоки так же неплохо совместимы с коммунальными щетками и навесками для стрижки газона.
Эксплуатация и обслуживание мотоблоков «Салют»
Успешность применения культиваторов от всецело зависит от пользователя. При соблюдении норм, указанных производителем в инструкции по эксплуатации, они прослужат не один десяток лет. Для этого:
- Новый агрегат после покупки обкатывают в течение 25 ч для приработки запчастей, что подразумевает щадящую непродолжительную нагрузку согласно видео инструкции;
- Прошедший обкатку прибор проверяют на предмет натяжения ремней и сохранности соединений;
- После каждых отработанных 25 ч – мониторят уровень масла в редукторе и при необходимости доливают;
- 50 часов – меняют смазку в картере мотора;
- 100 ч – чистят мотоблок от грязепылевых отложений, меняют редукторное масло и обновляют ремни;
- 300 ч – смазывают маслом тросики дросселя и сцепления.