Описание разновидностей панелей приборов МТЗ 82(80)
Трактор Беларус за более сорокалетний период производства претерпел ряд изменений в интерьере кабины в связи с модернизацией машины и усовершенствованием системы контроля за работой механизмов и узлов, а также вследствие повышения эргономических качеств рабочего места водителя. Говоря об оснащении МТЗ 80(82) контрольно-измерительными датчиками нужно отметить, что трактор в зависимости от года выпуска укомплектовывается тремя вариантами приборных щитков являющихся неотъемлемой частью системы управления.
Панель приборов МТЗ 80.1
Щиток приборов МТЗ — устройство и ремонт
На тракторы с большой или малой кабиной монтируются щитки приборов МТЗ. Обычно на них устанавливают блоки контрольных ламп или же предохранителей.
Корпус щитка приборов защищает аппаратуру от попадания влаги, пыли, механических воздействий.
Таким образом, электрические цепи работают исправно даже при больших нагрузках на сельхоз полях.
Щиток очень прочный. Он изготовлен из надежного пластика, включает в себя и вставки из металла. Весит не более восьми килограмм, устанавливается быстро.
На данном рисунке вы можете подробно изучить устройство щитка приборов МТЗ.
Прочный щиток включает в себя следующие механизмы:
- Гайки (1, 4, 37, 32), кронштейны (3, 12, 23, 25, 35), шайбы (2, 5, 6, 33, 14);
- Щиток кабины (39);
- Болты (7, 15), винты (8, 22, 30, 34), жгуты (9, 10);
- Реле лампы ручного тормоза (13), шуруп (16, 21), скоба (17);
- Реле-сигнализатор (19), заглушка (20), блок контрольных ламп (24, 26);
- Комбинация приборов КП-6 (27), тахоспидометр МТЗ (28), кожух (29);
- Подрулевой переключатель (31), пульт управления (36);
- Выключатель стартера (38), уплотнитель (40).
Большинство моделей щитков приборов МТЗ содержат:
- Указатель напряжения.
Допустимые значения данного датчика мы разместили в этой таблице.
- Указатель оптимального значения топлива.
- Датчик температуры рабочей жидкости системе охлаждения двигателя;
- Блоки ламп;
- Датчик давления;
- Тахоспидометр МТЗ (здесь вы прочитаете о ремонте, монтаже и устройстве запчасти);
- Заглушка;
- ПУ тахоспидометра.
В щитке приборов МТЗ 80 или же других моделей трактора установлены три предохранителя электроцепей, которые защищают звуковой сигнал, аварийную сигнализацию, стеклоомыватель, габаритные огни и другие цепи от перенапряжения.
Также предусмотрен предохранитель на 60 А для защиты цепи аккумулятора.
Совет – старайтесь избегать обгорания электропроводки.
В щиток приборов трактора и в другие системы устанавливайте только предохранители, которые рекомендует производитель.
Не покупайте детали более высокого номинала в силе тока, иначе он будет часто выходить из строя.
Обычно щитки приборов трактора служат долго. Если эксплуатировать деталь правильно, царапин, сколов и трещин не должно возникнуть.
Единственное – могут западать кнопки включения систем. Также в некоторых случаях тахоспидометр МТЗ дает сбои, показывая неверные значения (более подробно о тахоспидометре МТЗ и его работе можно прочитать здесь).
В любом случае советуем лидо делать ремонт щитка, либо покупать новый.
В нашем каталоге вы найдете качественные щитки приборов трактора от белорусского производителя по самым лучшим ценам.
В нашем каталоге есть запчасти как для малой, так и большой кабины. При желании легко заказать щиток приборов МТЗ в сборе.
Панель старого образца
Данный щиток приборов (с каталожным артикулом 70Л- 3801010 для трактора с пускачём и 70-3801010 со стартерным пуском) устанавливался с 1974 года на МТЗ 80(82) с малой кабиной. Узел представляет собой корпус из листового металла с проёмом под ось руля.
Старый приборный щиток трактора МТЗ 80
В передней части на малой наклонной плоскости размещены слева направо отдельные механического типа датчики-указатели:
- температуры охлаждающей жидкости УК133-В
- амперметр АП110
- давления воздуха в пневмосистеме МД 226
- давления масла в двигателе МД 219
- тахоспидометр ТХ-135
- дополнительно на отдельном кронштейне с правой стороны прикреплён датчик уровня топлива в баке УБ 126.
Тахоспидометр ТХ 135 Датчик давления воздуха МД 226 Датчик давления масла МД 219 Датчик температуры охлаждающей жидкости УК 133В Амперметр АП 110 Датчик уровня топлива УБ 126
На большой горизонтальной площади размещены ряд цветных сигнализирующих ламп, прикрытых щитком в положении слева направо:
За лампами, ближе к водителю размещён ряд переключателей:
- тумблер дальнего и ближнего света
- тумблер сигнала поворотов
- кнопка звукового сигнала
По правую сторону места для руля размещены:
- элемент ПД 50В(20) для контроля за степенью накала спирали электрофакельного подогревателя
- переключатель управления стартером(23).
В задней торцевой части щитка под крышкой находится блок плавких предохранителей электросистемы трактора и рукоятка переключателя режимов света фар.
На сегодня аналоги этой панели производятся различными производителями, которые могут отличаются дополнительным оборудованием кнопки аварийной остановки и электро-фитиля прикуривателя.
Органы управления и приборы трактора МТЗ-82
Расположение органов управления трактора Беларус МТЗ-82 показано на рис. 1.
1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и дизель глохнет. При отпускании рукоятка под воздействием пружины возвращается в исходное положение.
2 — рукоятка управления краном отопителя кабины (если установлена).
3 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов Беларус МТЗ-82 с корпусом ГУР); имеет три положения: I «блокировка выключена», II «автоматическое блокирование», III «принудительное блокирование».
4 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается. При опускании шторки температурный режим дизеля понижается.
5 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста. При нажатии на педаль до упора блокировка включается, при снятии ноги с педали — выключается.
6 — переключатель средств облегчения пуска (ЭФП).
7 — переключатель стеклоомывателя.
8 — переключатель света. Имеет два положения: I — включена подсветка приборов, габаритные огни; II — дополнительно к положению I включены дорожные фары.
9 — выключатель аварийной сигнализации.
17— переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала.
19 — радиоприемник (по заказу).
20 — крышка механизма регулировки положения рулевого колеса по высоте. Для изменения высоты снимите крышку, отверните на 3-5 оборотов гайку-барашек и установите требуемую высоту положения рулевого колеса.
21 — выключатель стеклоочистителя переднего стекла.
22 — выключатель вентилятора отопителя кабины.
23 — выключатель задних рабочих фар.
24 — выключатель передних рабочих фар.
24а— выключатель знака «Автопоезд».
25— плафон кабины с выключателем.
26 — воздухораспределитель системы вентиляции и отопления кабины.
Прежде чем приступить к работе на тракторе, изучите назначение органов управления, приборов и их функции.
27, 28, 29 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 27 — левыми боковыми выводами; 28 — правыми боковыми выводами; 29 — задними выводами.
Если трактор МТЗ-82 не имеет силового регулятора, то рычаг 29 управляет цилиндром навесного устройства, а рычаг 27 — левыми боковыми и сдублированными с ним задними выводами. Схема подключения выводов гидросистемы приведена в инструкционной табличке в кабине трактора.
Каждый рычаг имеет 4 положения «плавающее», «принудительное опускание», «нейтраль», «подъем». В положении «принудительное опускание» при работающем двигателе рычаг следует удерживать рукой.
30— пульт управления тахоспидометром.
31 — выключатель стартера и приборов. Имеет три положения (от нейтрали): I — питание приборов; II — включение стартера; положение против часовой стрелки от нейтрали — включен радиоприемник.
32 — рычаг включения понижающего редуктора. Имеет два положения: переднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и заднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе Беларус МТЗ-82 с синхронизированным понижающим редуктором рычаг 32 управления имеет два положения: заднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и переднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным реверс-редуктором рычаг управления 32а (в отличие от рычага 32 изогнут влево по ходу трактора) имеет два положения: заднее — «Реверс включен» и переднее — «Реверс выключен» (передний ход).
33 — соединительная планка тормозных педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.
34 — педаль управления подачей топлива.
35, 36 — педали тормозов. При нажатии ногой на педали трактор затормаживается; одновременно от педали 35 срабатывает тормозной кран пневмопривода тормозов прицепа. 37 — рукоятка фиксации наклона рулевой колонки.
38— педаль управления муфтой сцепления.
39 — рычаг переключения передач. При перемещении рычага вперед в крайнем левом положении включается II-й (повышенный) диапазон передач, назад — 1-й (пониженный).
40 — рычаг управления механизмом фиксации навесного устройства. Крайнее левое положение рычага — «навеска зафиксирована», крайнее правое — «фиксация снята». Предварительно необходимо поднять навеску в верхнее положение.
41 — рычаг управления раздаточной коробкой привода ПВМ МТЗ-82. Среднее положение рычага— «ПВМ включается автоматически», нижнее (от себя) — «ПВМ выключен», верхнее (на себя) — «ПВМ включен принудительно».
42 — рычаг управления стояночным тормозом.
43 — фиксатор рукоятки управления силовым регулятором.
44 — рукоятка управления подачей топлива. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее — минимальная подача, соответствующая минимальным оборотам холостого хода.
45 — рукоятка управления силовым регулятором. Крайнее заднее положение рукоятки — «подъем орудия» (при подъеме рукоятку удерживать рукой); после отпускания рукоятки она перемещается вперед и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от положения «транспортная нейтраль» — «зона регулирования».
Крайнее переднее положение рукоятки — «принудительное опускание» (рукоятку удерживать рукой). После отпускания рукоятки она возвращается назад и фиксируется на переднем крае зоны регулирования.
46 — рычаг управления задним ВОМ. Имеет два положения: переднее — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».
47 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей.
48— фиксатор наклона спинки сиденья.
49 — болт крепления ремня безопасности
50 — рычаг фиксации сиденья в продольной плоскости. При перемещении рычага вверх до упора сиденье можно перемещать вперед или назад.
51 — рукоятка регулирования сиденья по массе оператора. При вращении рукоятки по часовой стрелке регулируется на большую массу, против часовой — на меньшую.
Регулировка сиденья по высоте осуществляется:
— для увеличения высоты сиденья — последовательным перемещением вручную посадочного места вверх;
— для уменьшения высоты — резким подъемом посадочное место перемещается вверх до упора с последующим опусканием (толчком вниз) в крайнее нижнее положение, после чего поднимается вверх на нужную меньшую высоту.
52 — переключатель силового (позиционного) регулятора. Имеет три положения: правое — «позиционное регулирование», левое — «силовое регулирование»; среднее — «выключено».
53 — маховичок регулирования скорости коррекции силовым регулятором. При заворачивании маховичка по часовой стрелке скорость коррекции уменьшается, против часовой стрелки — увеличивается.
54 — рукоятка управления захватами гидрокрюка. Нижнее положение рукоятки — «захваты под нагрузкой», верхнее — «захваты освобождены от нагрузки».
55 — рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое — независимый; среднее положение — нейтраль.
56 — рукоятка (рис. 3) включения компрессора. Имеет два положения: левое (стрелка на рукоятке обращена вперед) — «компрессор выключен», правое (стрелка на рукоятке обращена назад) — «компрессор включен». Включение компрессора производите при неработающем дизеле или при минимальных оборотах холостого хода.
57 — рычаг (рис. 4) включения насоса гидросистемы. Имеет два положения: верхнее — «насос включен», нижнее — «насос выключен». Для перемещения рычага его следует освободить от фиксации путем оттягивания рукоятки Б.
58 — поводок (рис. 5) переключения частоты вращения заднего независимого ВОМ. При повороте поводка в положение I включается 1-я ступень (540 об/мин), при повороте в положение II — 2-я (1000 об/мин). Перед переключением отверните на один оборот болт «А» и после переключения заверните его до отказа.
Замок зажигания МТЗ-82 схема подключения проводов
Блок замка зажигания устанавливается на приборной панели и служит для запуска стартера пускового движка трактора. Запускает или прерывает работу токопроводящей цепи. Основных частей замка зажигания 2:
- включатель, на котором расположены выводные клеммы и главный контакт с ротором генератора;
- замок, состоящий в свою очередь из цинкового корпуса, стопорных колец, запорных личинок и ключа.
Подключение проводов необходимо проводить согласно цветной схеме.
Панель для МТЗ с большой кабиной
Начиная с 1980 года трактора Беларус МТЗ 80(82) стали укомплектовывать большой обзорной кабиной. В данной сборке начали устанавливать другую панель индифицируемую каталожным артикулом 80-3805010-Д1 с автономными контрольно-измерительными приборами (с щитком приборов 80-385021-01) , которую впоследствии устанавливали на марки тракторов МТЗ 100(102), 1221.
Панель приборов МТЗ 80(82) с автономными приборами 80-3805010-Д1
Щиток изготовлен из композитного пластика, устанавливается сверху на общий корпус приборов управления и представляет собой единую наклонную плоскость с отверстием под рулевое колесо. Под передней фронтальной крышкой щитка в отдельном отсеке смонтированы три блока с плавкими предохранителями.
Сигнальные лампы панели
Верхняя часть щитка приборов оборудована блоками сигнализирующих ламп (БКЛ 3803-03 и БКЛ 3803-01), которые указывают на состояние работы систем трактора или отдельных узлов.
Сигнализирующие лампы панели управления МТЗ 82
- 1 и 14 кнопки для проверки работы контрольных ламп. В исправном состоянии при нажатии кнопок все лампы должны гореть.
- Лампа 2 сигнализирует загрязнённость воздушного фильтра. При недопустимой засорённости горит оранжевым цветом.
- 3- резервная лампа.
- 4 Лампа, контролирующая запуск дизеля (При повороте тумблера управления стартером в первое положение для пуска двигателя, при этом лампа загорается оранжевым цветом, что означает об исправной системе пуска.) Мигающая лампа с частотой 1,5 Гц -это означает, что рычаг КПП не занимает положение «Нейтраль» или обнаружена неисправность в цепи выключателя блокировки пуска дизеля. При частоте мигания лампы 3 Гц говорит о неисправности цепи обмотки генератора.
- 5- сигнализация контроля работы электрофакельного подогревателя. С включённой системой подогрева лампа будет гореть оранжевым цветом. По истечении 30 минут лампа начнёт мигать, сигнализируя о готовности двигателя к пуску.
- 6 красная лампа аварийного давления в системе ГОРУ, загорается при недопустимом падении давления.
- 7-резервная.
- 8 – синий индикатор работы дальнего света фар.
- 9 –контрольная лампа работы блокировки дифференциала.
- 10 –резервная.
- 11 зелёный указатель работы сигнала поворотов трактора.
- 12 зелёный указатель работы сигнала поворотов прицепа.
- 13 красный индикатор стояночного тормоза
Автономные приборы панели
Датчики размещены с левой стороны плоскости щитка:
- указатель температуры охлаждающей жидкости ЭИ 8008-03 с сигнальной лампой аварийного повышения температуры
- указатель уровня топлива в баке ЭИ 8007-2
- указатель напряжения в электросети трактора ЭИ 8006-2
- указатель давления масла в дизеле ЭИ 8009-9 с сигнальной лампой аварийного давления в системе смазки
- указатель давления воздуха в пневмосистеме ЭИ 8009-11
Датчик давления масла ЭИ 8009-9 Датчик температуры охлаждающей жидкости ЭИ8008-3 на МТЗ 80 Датчик топлива ЭИ 8007-2 Вольтметр ЭИ 8006-2 Датчик давления воздуха ЭИ 8009-11
Тахоспидометр
Устройство АР70.3813 размещёно с правой стороны щитка с расположенным ниже пультом настройки АР70.3709-01. В дисплей датчика состоит из ряда указателей:
Тахоспидометр трактора МТЗ
- цифровой указатель скорости 6 движения машины от 0 до 50 км/ч на одном дисплее 7 с счётчиком моточасов
- стрелочный указатель 8 со шкалой 1 часты вращения коленвала дизеля от 0 до 3500 об/мин.
- светодиодная шкала 4 с указанием частоты вращения двухскоростного независимого ВОМ 2,3 трактора
- цифровой счётчик 5 общего времени работы дизеля от 0 до 9999 моточасов
тахоспидометр трактора МТЗ 80
Параметры программирования тахоспидометра устанавливаются заводом производителем в соответствии с маркой трактора, радиусам качения задних ведущих колёс и марки дизеля. Перенастройка тахоспидометра необходима только при смене размера задних колёс. При необходимости полного перепрограмирования датчика настройку осуществляют согласно инструкции в соответствии с табличными данными.
Ряд тумблеров
Переключатели размещены в нижней левой части панели:
- включатель сигнализации аварийной остановки 245.3710,
- переключатель света с двумя положениями(I- включена подсветка панели, II- дополнительно включены дорожные фары машины) П147М-04.29,
- переключатель стеклоомывателя П150М-14.10,
- включатель предпускового электрофакельного подогревателя П150М-19.44.
Устройство панели управления
В правом нижнем углу щитка размещён включатель 1202.3704-03 щитка приборов и стартера с гнездом под ключ. Кроме этого, в комплект входит выносной рычажный переключатель световых сигналов поворотов, дальнего-ближнего света и звукового сигнала с кронштейном для монтажа на рулевой колонке. Остальные переключатели вынесены на отдельную верхнюю панель у передней части потолка кабины.
Комбинация приборов МТЗ
Благодаря точным датчикам осуществляется контроль за работой системы современной автотехники.
В данной статье мы рассмотрим устройство комбинации приборов МТЗ, а также оптимальные показатели ламп.
Большинство механизмов включают в себя:
- Указатель объема горючего (1.1 лампа резервного объема);
- Указатель давления пневмосистемы (2.1 лампа включается при достижении небезопасного уровня давления в пневмосистеме);
- Указатель напряжения (комбинация приборов МТЗ содержит и 3.1 модуль – лампа зарядки доп аккумулятора);
- Указатель температуры охлаждающей жидкости (4.1 лампа аварийной системы);
- Указатель давления в смазке мотора масла (5.1 аварийная лампа);
- Указатель оптимального давления в трансмиссии трактора масла.
Деления расположены на шкале указателя объема горючего. Здесь же находится и лампа.
Как правило, датчик загорается только при уменьшении количества топлива до 1/8 от всего объема.
Поэтому советуем не допускать минимального уровня топлива в баке. Следите за показаниями комбинации приборов МТЗ (стрелка будет располагаться на оранжевом индикаторе).
В свою очередь указатель оптимального давления в пневмосистеме имеет 2 модуля:
- Рабочий (зеленый цвет);
- Аварийный (красный цвет).
Сигнальная лампа красного цвета загорается при уменьшении давления примерно до 500 кПа.
Датчик напряжения контролирует напряжение аккумуляторов, если дизель отключен. В данном случае ключ выключателя стартера находится в положении I.
О состоянии системы питания расскажут вам зоны на шкале указателей.
Не забывайте, что комбинация приборов МТЗ 82 указывает на поломку приводного ремня генератора при отсутствии зарядки АКБ.
Датчик температуры жидкости охлаждения мотора обрабатывает данные с блока двигателя.
Имеет 3 зоны:
- Информационная;
- Аварийная;
- Рабочая.
Зоны имеют следующие цвета – зеленый (рабочая), красный (аварийная), информационная (желтый).
Датчик давления масла в смазочной системе мотора обрабатывает информацию с БУД. Как и в предыдущих элементах комбинации приборов МТЗ 82 снабжена 2 зонами — аварийная (красный цвет), рабочая (зеленый цвет).
При понижении давления до показателя 100 кПа загорается аварийная лампа.
Однако если вы будете запускать холодный двигатель МТЗ, давление достигнет показателя 600 кПа.
Если при рабочем двигателе включается лампа аварийного давления, необходимо немедленно остановить мотор. После этого советуем провести осмотр систем и устранить неисправность.
Комбинацию приборов МТЗ 82 вы можете купить на нашем сайте. Деталь очень прочная, надежная. Редко выходит из строя.
Замена щитка на тракторе
Электрическая система, важной частью которой является приборная панель данного трактора, представляет собой один из основных элементов его конструкции. При этом владельцам подобных устройств нередко приходится сталкиваться с различными неисправностями, делающими невозможной корректную эксплуатацию МТЗ.
Чаще всего приходится сталкиваться с некорректным отображением рабочих показателей при включении зажигания либо активации отдельных функций, например, освещения, отопительной системы или нажатии педали тормоза. Подобная проблема может свидетельствовать о серьезной поломке, кроющейся в электросхеме устройства.
С высокой вероятностью она сигнализирует об отсутствии соединения с плюсовым или минусовым проводом. Для устранения может потребоваться «прозванивание» всего провода для поиска неисправного участка.
Нередко некорректная работа приборов может быть вызвана повреждением предохранителей, что потребует их немедленной замены. Поскольку ремонт отдельных элементов приборной панели представляется сложной процедурой, которая потребует от мастера высокой квалификации, многие предпочитают обращаться к специалистам.
Обязательно почитайте: Технические характеристики двигателя А-41
Если же у владельца трактора есть желание восстановить работоспособность элемента самостоятельно, перспективным вариантом может стать полная замена панели и её подключение к электросхеме МТЗ. Для этого потребуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Отключить аккумулятор от сети трактора.
- Демонтировать крепежные элементы, посредством которых приборная панель установлена в кабине.
- Снять сломанное устройство, заменить его новым, которое потребуется подключить, руководствуясь электросхемой МТЗ 80.
- Установить крепеж.
Подобная процедура довольно проста, однако не подойдет для тех владельцев, которые не имеют необходимых знаний об электрической системе, реализованной в данной серии тракторов.
Источник
Описание разновидностей панелей приборов МТЗ 82(80)
Трактор Беларус за более сорокалетний период производства претерпел ряд изменений в интерьере кабины в связи с модернизацией машины и усовершенствованием системы контроля за работой механизмов и узлов, а также вследствие повышения эргономических качеств рабочего места водителя. Говоря об оснащении МТЗ 80(82) контрольно-измерительными датчиками нужно отметить, что трактор в зависимости от года выпуска укомплектовывается тремя вариантами приборных щитков являющихся неотъемлемой частью системы управления.
Панель приборов МТЗ 80.1
Панель старого образца
Данный щиток приборов (с каталожным артикулом 70Л- 3801010 для трактора с пускачём и 70-3801010 со стартерным пуском) устанавливался с 1974 года на МТЗ 80(82) с малой кабиной. Узел представляет собой корпус из листового металла с проёмом под ось руля.
Старый приборный щиток трактора МТЗ 80
В передней части на малой наклонной плоскости размещены слева направо отдельные механического типа датчики-указатели:
- температуры охлаждающей жидкости УК133-В
- амперметр АП110
- давления воздуха в пневмосистеме МД 226
- давления масла в двигателе МД 219
- тахоспидометр ТХ-135
- дополнительно на отдельном кронштейне с правой стороны прикреплён датчик уровня топлива в баке УБ 126.
Тахоспидометр ТХ 135 Датчик давления воздуха МД 226 Датчик давления масла МД 219 Датчик температуры охлаждающей жидкости УК 133В Амперметр АП 110 Датчик уровня топлива УБ 126
На большой горизонтальной площади размещены ряд цветных сигнализирующих ламп, прикрытых щитком в положении слева направо:
За лампами, ближе к водителю размещён ряд переключателей:
- тумблер дальнего и ближнего света
- тумблер сигнала поворотов
- кнопка звукового сигнала
По правую сторону места для руля размещены:
- элемент ПД 50В(20) для контроля за степенью накала спирали электрофакельного подогревателя
- переключатель управления стартером(23).
В задней торцевой части щитка под крышкой находится блок плавких предохранителей электросистемы трактора и рукоятка переключателя режимов света фар.
На сегодня аналоги этой панели производятся различными производителями, которые могут отличаются дополнительным оборудованием кнопки аварийной остановки и электро-фитиля прикуривателя.
Как управлять мтз 82
Расположение органов управления трактора показано на рис. 3 а, б.
1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и дизель глохнет. При отпускании рукоятка под воздействием пружины возвращается в исходное положение.
2 — рукоятка управления краном отопителя кабины (если установлена).
3 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов с корпусом ГУР); имеет три положения:
- I «блокировка выключена»,
- II «автоматическое блокирование»,
- III «принудительное блокирование».
4 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается. При опускании шторки температурный режим дизеля понижается.
5 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста. При нажатии на педаль до упора блокировка включается, при снятии ноги с педали — выключается.
6 — переключатель средств облегчения пуска (ЭФП).
7 — переключатель стеклоомывателя.
8 — переключатель света. Имеет два положения: I — включена подсветка приборов, габаритные огни; II — дополнительно к положению I включены дорожные фары.
9 — выключатель аварийной сигнализации.
17— переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала.
19 — радиоприемник (по заказу).
20 — крышка механизма регулировки положения рулевого колеса по высоте. Для изменения высоты снимите крышку, отверните на 3-5 оборотов гайку-барашек и установите требуемую высоту положения рулевого колеса.
21 — выключатель стеклоочистителя переднего стекла.
22 — выключатель вентилятора отопителя кабины.
23 — выключатель задних рабочих фар.
24 — выключатель передних рабочих фар.
24а— выключатель знака «Автопоезд».
25— плафон кабины с выключателем.
26 — воздухораспределитель системы вентиляции и отопления кабины.
Важно! Прежде чем приступить к работе на тракторе, изучите назначение органов управления, приборов и их функции.
27, 28, 29 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 27 — левыми боковыми выводами; 28 — правыми боковыми выводами; 29 — задними выводами. Если трактор не имеет силового регулятора, то рычаг 29 управляет цилиндром навесного устройства, а рычаг 27 — левыми боковыми и сдублированными с ним задними выводами. Схема подключения выводов гидросистемы приведена в инструкционной табличке в кабине трактора (см. рис. 4.1). Каждый рычаг имеет 4 положения «плавающее», «принудительное опускание», «нейтраль», «подъем». В положении «принудительное опускание» при работающем двигателе рычаг следует удерживать рукой.
30— пульт управления тахоспидометром (см. рис. 9.2).
31 — выключатель стартера и при боров. Имеет три положения (от нейтрали):
- I — питание приборов;
- II — включение стартера;
- положение против часовой стрелки от нейтрали — включен радиоприемник.
32 — рычаг включения понижающего редуктора. Имеет два положения: переднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и заднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным понижающим редуктором рычаг 32 управления имеет два положения: заднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и переднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным реверс-редуктором рычаг управления 32а (рис. 4.1.1) (в отличие от рычага 32 изогнут влево по ходу трактора) имеет два положения: заднее — «Реверс включен» и переднее — «Реверс выключен» (передний ход).
33 — соединительная планка тормозных педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.
34 — педаль управления подачей топлива.
35, 36 — педали тормозов. При нажатии ногой на педали трактор затормаживается; одновременно от педали 35 срабатывает тормозной кран пневмопривода тормозов прицепа. 37 — рукоятка фиксации наклона рулевой колонки.
38— педаль управления муфтой сцепления.
39 — рычаг переключения передач. При перемещении рычага вперед в крайнем левом положении включается II-й (повышенный) диапазон передач, назад — 1-й (пониженный). Переключение передач производится в соответствии со схемой (рис. 4.2.).
40 — рычаг управления механизмом фиксации навесного устройства. Крайнее левое положение рычага — «навеска зафиксирована», крайнее правое — «фиксация снята». Предварительно необходимо поднять навеску в верхнее положение.
41 — рычаг управления раздаточной коробкой привода ПВМ. Среднее положение рычага— «ПВМ включается автоматически», нижнее (от себя) — «ПВМ выключен», верхнее (на себя) — «ПВМ включен принудительно».
42 — рычаг управления стояночным тормозом.
43 — фиксатор рукоятки управления силовым регулятором.
44 — рукоятка управления подачей топлива. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее — минимальная подача, соответствующая минимальным оборотам холостого хода.
45 — рукоятка управления силовым регулятором. Крайнее заднее положение рукоятки — «подъем орудия» (при подъеме рукоятку удерживать рукой); после отпускания рукоятки она перемещается вперед и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от положения «транспортная нейтраль» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение рукоятки — «принудительное опускание» (рукоятку удерживать рукой). После отпускания рукоятки она возвращается назад и фиксируется на переднем крае зоны регулирования.
46 — рычаг управления задним ВОМ. Имеет два положения: переднее — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».
47 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей.
48— фиксатор наклона спинки сиденья.
49 — болт крепления ремня безопасности
Диаграмма скоростей движения трактора в км/ч при частоте вращения 1600. 2200 об/мин коленчатого вала дизеля (задние шины 15,5R38) (Беларус 80.1/80.2/82.1/82.2)
50 — рычаг фиксации сиденья впродольной плоскости. При перемещении рычага вверх до упора сиденье можно перемещать вперед или назад.
51 — рукоятка регулирования сиденья по массе оператора. При вращении рукоятки по часовой стрелке регулируется на большую массу, против часовой — на меньшую.
Регулировка сиденья по высоте осуществляется: а) для увеличения высоты сиденья — последовательным перемещением вручную посадочного места вверх; б) для уменьшения высоты — резким подъемом посадочное место перемещается вверх до упора с последующим опусканием (толчком вниз) в крайнее нижнее положение, после чего поднимается вверх на нужную меньшую высоту.
52 — переключатель силового (позиционного) регулятора. Имеет три положения: правое — «позиционное регулирование», левое — «силовое регулирование»; среднее — «выключено».
53 — маховичок регулирования скорости коррекции силовым регулятором. При заворачивании маховичка по часовой стрелке скорость коррекции уменьшается, против часовой стрелки — увеличивается.
54 — рукоятка управления захватами гидрокрюка. Нижнее положение рукоятки — «захваты под нагрузкой», верхнее — «захваты освобождены от нагрузки».
55 — рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое — независимый; среднее положение — нейтраль.
56 — рукоятка (рис. 5) включения компрессора. Имеет два положения: левое (стрелка на рукоятке обращена вперед) — «компрессор выключен», правое (стрелка на рукоятке обращена назад) — «компрессор включен». Включение компрессора производите при неработающем дизеле или при минимальных оборотах холостого хода.
57 — рычаг (рис. 6) включения насоса гидросистемы. Имеет два положения: верхнее — «насос включен», нижнее — «насос выключен». Для перемещения рычага его следует освободить от фиксации путем оттягивания рукоятки Б.
58 — поводок (рис. 7) переключения частоты вращения заднего независимого ВОМ. При повороте поводка в положение I включается 1-я ступень (540 об/мин), при повороте в положение II — 2-я (1000 об/мин). Перед переключением отверните на один оборот болт «А» и после переключения заверните его до отказа.
Панель для МТЗ с большой кабиной
Начиная с 1980 года трактора Беларус МТЗ 80(82) стали укомплектовывать большой обзорной кабиной. В данной сборке начали устанавливать другую панель индифицируемую каталожным артикулом 80-3805010-Д1 с автономными контрольно-измерительными приборами (с щитком приборов 80-385021-01) , которую впоследствии устанавливали на марки тракторов МТЗ 100(102), 1221.
Панель приборов МТЗ 80(82) с автономными приборами 80-3805010-Д1
Щиток изготовлен из композитного пластика, устанавливается сверху на общий корпус приборов управления и представляет собой единую наклонную плоскость с отверстием под рулевое колесо. Под передней фронтальной крышкой щитка в отдельном отсеке смонтированы три блока с плавкими предохранителями.
Сигнальные лампы панели
Верхняя часть щитка приборов оборудована блоками сигнализирующих ламп (БКЛ 3803-03 и БКЛ 3803-01), которые указывают на состояние работы систем трактора или отдельных узлов.
Сигнализирующие лампы панели управления МТЗ 82
- 1 и 14 кнопки для проверки работы контрольных ламп. В исправном состоянии при нажатии кнопок все лампы должны гореть.
- Лампа 2 сигнализирует загрязнённость воздушного фильтра. При недопустимой засорённости горит оранжевым цветом.
- 3- резервная лампа.
- 4 Лампа, контролирующая запуск дизеля (При повороте тумблера управления стартером в первое положение для пуска двигателя, при этом лампа загорается оранжевым цветом, что означает об исправной системе пуска.) Мигающая лампа с частотой 1,5 Гц -это означает, что рычаг КПП не занимает положение «Нейтраль» или обнаружена неисправность в цепи выключателя блокировки пуска дизеля. При частоте мигания лампы 3 Гц говорит о неисправности цепи обмотки генератора.
- 5- сигнализация контроля работы электрофакельного подогревателя. С включённой системой подогрева лампа будет гореть оранжевым цветом. По истечении 30 минут лампа начнёт мигать, сигнализируя о готовности двигателя к пуску.
- 6 красная лампа аварийного давления в системе ГОРУ, загорается при недопустимом падении давления.
- 7-резервная.
- 8 – синий индикатор работы дальнего света фар.
- 9 –контрольная лампа работы блокировки дифференциала.
- 10 –резервная.
- 11 зелёный указатель работы сигнала поворотов трактора.
- 12 зелёный указатель работы сигнала поворотов прицепа.
- 13 красный индикатор стояночного тормоза
Автономные приборы панели
Датчики размещены с левой стороны плоскости щитка:
- указатель температуры охлаждающей жидкости ЭИ 8008-03 с сигнальной лампой аварийного повышения температуры
- указатель уровня топлива в баке ЭИ 8007-2
- указатель напряжения в электросети трактора ЭИ 8006-2
- указатель давления масла в дизеле ЭИ 8009-9 с сигнальной лампой аварийного давления в системе смазки
- указатель давления воздуха в пневмосистеме ЭИ 8009-11
Датчик давления масла ЭИ 8009-9 Датчик температуры охлаждающей жидкости ЭИ8008-3 на МТЗ 80 Датчик топлива ЭИ 8007-2 Вольтметр ЭИ 8006-2 Датчик давления воздуха ЭИ 8009-11
Тахоспидометр
Устройство АР70.3813 размещёно с правой стороны щитка с расположенным ниже пультом настройки АР70.3709-01. В дисплей датчика состоит из ряда указателей:
Тахоспидометр трактора МТЗ
- цифровой указатель скорости 6 движения машины от 0 до 50 км/ч на одном дисплее 7 с счётчиком моточасов
- стрелочный указатель 8 со шкалой 1 часты вращения коленвала дизеля от 0 до 3500 об/мин.
- светодиодная шкала 4 с указанием частоты вращения двухскоростного независимого ВОМ 2,3 трактора
- цифровой счётчик 5 общего времени работы дизеля от 0 до 9999 моточасов
Комбинация приборов трактора Беларус МТЗ-82.1
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Комбинация приборов включает в себя пять указателей с пятью сигнальными лампами, как показано на рисунке. Рис.7. Комбинация приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 1 – сигнальная лампа резервного уровня топлива в баке; 2 – указатель давления воздуха в пневмосистеме; 3 – сигнальная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме; 4 – указатель уровня топлива в баке; 5 – указатель напряжения; 6 – неиспользуемая сигнальная лампа; 7 – сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя; 8 – указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя; 9 – сигнальная лампа аварийного давления масла в системе смазывания двигателя; 10 – указатель давления масла в системе смазывания двигателя. Шкала указателя давления воздуха в пневмосистеме 2 имеет три зоны: — рабочая – от 500 до 800 кПа (зеленого цвета); — аварийные (две) — от 0 до 500 кПа и от 800 до 1000 кПа (красного цвета). В шкалу указателя встроена сигнальная лампа 3 (красного цвета), которая загорается при понижении давлении в пневмосистеме менее 500 кПа. Указатель напряжения 5 показывает напряжение аккумуляторных батарей при неработающем двигателе Беларус МТЗ-82-1, 80-1, когда ключ выключателя стартера и приборов находится в положении «I». При работающем двигателе указатель напряжения показывает напряжение в бортовой сети, которое задает генератор. Шкала указателя уровня топлива в баке 4 имеет деления «0–1/4–1/2–3/4–1» (вариант 1), либо «0–0,5–1» (вариант 2). В шкалу указателя встроена сигнальная лампа 1 (оранжевого цвета), которая загорается при снижении уровня топлива в баке до 1/8 от общего объема бака. Шкала указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя имеет три зоны: — рабочая – от 80 до 105 °С (зеленого цвета); — информационная – от 40 до 80 °С (желтого цвета); — аварийная – от 105 до 120 °С (красного цвета). В шкалу указателя встроена сигнальная лампа аварийной температуры (красного цвета) 7, которая загорается при значениях температуры охлаждающей жидкости от 105 °С и выше. Шкала указателя давления масла в системе смазывания двигателя 10 имеет три зоны: — рабочая – от 100 до 500 кПа (зеленого цвета); — аварийные (две) – 0 до 100 кПа и от 500 до 600 кПа (красного цвета). В шкалу указателя встроена сигнальная лампа аварийного падения давления масла 9 (красного цвета), которая загорается при понижении давления менее 100 кПа. Блоки контрольных ламп В щитке приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 установлены два блока контрольных ламп. Каждый БКЛ включает в себя шесть контрольных ламп и одну кнопку для проверки работоспособности контрольных ламп. Рис.8. Блоки контрольных ламп 1, 14 – кнопка для проверки работоспособности контрольных ламп; 2 – контрольная лампа максимальной засоренности фильтра воздухоочистителя (оранжевого цвета); 3, 4, 7, 9, 10 – неиспользуемые контрольные лампы, 5 – контрольная лампа-индикатор работы свечей накаливания (оранжевого цвета); 6 — контрольная лампа аварийного падения давления масла в системе ГОРУ (красного цвета); 8 – контрольная лампа-индикатор включения дальнего света дорожных фар; 11 – контрольная лампа-индикатор включения указателей поворотов трактора; 12 – контрольная лампа-индикатор включения указателей поворотов прицепа трактора; 13 – контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза. Принцип работы контрольных ламп БКЛ следующий: — при нажатии на кнопку 1 все лампы левого БКЛ должны гореть. При нажатии на кнопку 14 все лампы правого БКЛ должны гореть. Если одна из шести используемых контрольных ламп (2, 5, 6, 8, 11, 12 или 13) не горит – необходимо установить исправную лампу или заменить блок контрольных ламп (если установлены светодиоды); — контрольная лампа максимальной засоренности фильтра воздухоочистителя 2 загорается, когда превышен максимально допустимый уровень засоренности фильтра и необходима его очистка либо замена; — контрольная лампа-индикатор работы свечей накаливания отображает работу свечей накаливания; — контрольная лампа-индикатор включения дальнего света дорожных фар 8 загорается при включении дальнего света дорожных фар; — индикаторы включения указателей поворотов трактора и прицепа трактора 11 и 12 работают в мигающем режиме при включении подрулевым многофункциональным переключателем 1 сигнала правого или левого поворота, или при включении выключателя аварийной сигнализации 2; — контрольная лампа-сигнализатор включения стояночного тормоза 13 работает в мигающем режиме с частотой 1 Гц при срабатывании датчика включения стояночного тормоза; — контрольная лампа 6 аварийного падения давления масла в гидросистеме ГОРУ загорается при падении давления масла в гидросистеме ГОРУ ниже 0,08 МПа (допускается периодическое загорание лампы 6 при минимальных оборотах двигателя – при повышении оборотов двигателя лампа 6 должна погаснуть). При установке ГУРа взамен ГОРУ контрольная лампа 6 не используется. Тахоспидометр АР70.3813 Рис.9. Тахоспидометр АР70.3813 1 – шкала оборотов двигателя, мин-1; 2 – сигнализатор повышенного напряжения в бортовой сети трактора (красного цвета); 3 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 (световой индикатор); 4 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 540 мин-1 (световой индикатор); 5 – дисплей индикации оборотов заднего ВОМ; 6 – дисплей (ЖКИ) индикации суммарного времени работы двигателя и скорости движения трактора; 7– стрелочный указатель оборотов коленчатого вала двигателя. Порядок работы тахоспидометра АР70.3813 На остановленном тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 после установки выключателя стартера и приборов в положение «I» на дисплее 6 появляется индикация наработки двигателя в часах (h). После запуска двигателя стрелочный указатель 7 перемещается по круговой шкале 1 для индикации частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Одновременно на дисплее 5 появляется индикация расчетной частоты вращения заднего ВОМ (мин-1) – на шкале 3 для заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 и на шкале 4 для заднего ВОМ в режиме 540 мин-1. Частота вращения заднего ВОМ рассчитывается по сигналу фазной обмотки генератора. При движении трактора на дисплее 6 появляется индикация расчётной скорости движения трактора (км/ч), при этом индикация времени наработки двигателя исчезает. Показания скорости осуществляются по сигналу с датчика, установленного на шестерне конечной передачи колеса, вращающегося с меньшей частотой. Расчетная скорость несколько выше действительной, т.к. не учитывается буксование трактора. Если, во время движения трактора, на дисплее 6 вместо показаний скорости появляются цифры «02-07», а через 12±1 секунд цифра «0» с правой стороны дисплея 6 – это значит, что нет сигнала от правого датчика скорости. Необходимо устранить неисправность. Если, во время движения трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, на дисплее 6 вместо показаний скорости появляются цифры «02-07», а через 12±1 секунд цифра «0» с левой стороны дисплея 6– это значит, что нет сигнала от левого датчика скорости. Необходимо устранить неисправность. Показания скорости на дисплее 6 при этом отсутствуют. Для восстановления показаний скорости необходимо устранить вышеуказанные неисправности. Сигнализатор 2 повышенного напряжения бортовой сети трактора загорается при напряжении питания бортовой сети свыше 18В и гаснет при снижении напряжения питания менее 16 В. Во время свечения сигнализатора 2 тахоспидометр не функционирует. При повышении напряжения в бортсети трактора свыше 18В возможен выход из строя ламп подсветки тахоспидометра, если они были включены. В этом случае необходимо заменить лампы подсветки тахоспидометра. Индикатор комбинированный КД 8083 Рис.10. Индикатор комбинированный КД 8083 1 – сигнализатор повышенного напряжения в бортовой сети трактора (красного цвета); 2 – указатель оборотов двигателя (стрелочный индикатор); 3 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 (световой индикатор); 4 – указатель оборотов заднего ВОМ в режиме 540 мин-1 (световой индикатор); 5 – дисплей индикации оборотов заднего ВОМ; 6 – светодиоды, засвечиваемые в режиме отображения скорости движения «km/h» и суммарного времени работы двигателя «h» (напротив соответствующего светодиода); 7 – светодиоды, засвечиваемые в режиме программирования коэффициентов «К», «R», «Z» и светодиод «Т», засвечиваемый в режиме указания уточненного суммарного времени работы двигателя (напротив соответствующего светодиода); 8 – дисплей (ЖКИ) индикации суммарного времени работы двигателя и скорости движения трактора. Порядок работы индикатора комбинированного КД 8083 На остановленном тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 после установки выключателя стартера и приборов в положение «I» на дисплее 8 появляется индикация наработки двигателя в часах (h) и загорается светодиод 6, расположенный рядом с символом «h». После запуска двигателя указатель оборотов двигателя 2 отображает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Одновременно на дисплее 5 появляется индикация расчетной частоты вращения заднего ВОМ (мин-1) – на шкале 3 для заднего ВОМ в режиме 1000 мин-1 и на шкале 4 для заднего ВОМ в режиме 540 мин-1. Частота вращения заднего ВОМ рассчитывается по сигналу фазной обмотки генератора. При движении трактора на дисплее 8 появляется индикация расчётной скорости движения трактора (км/ч) и загорается светодиод 6, расположенный рядом с символом «km/h». При этом индикация времени наработки двигателя исчезает. Показания скорости осуществляются по сигналу с датчика, установленного на шестерне конечной передачи колеса, вращающегося с меньшей частотой. Расчетная скорость несколько выше действительной, т.к. не учитывается буксование трактора. Если через 12±1 секунд после начала движения, либо во время движения, с правой стороны дисплея 8 выводится символ «прямоугольник» – это значит, что нет сигнала от правого датчика скорости. Если через 12±1 секунд после начала движения, либо во время движения, с левой стороны дисплея 8 выводится символ – это значит, что нет сигнала от левого датчика скорости. Необходимо устранить неисправность. Показания скорости на дисплее 8 при этом отсутствуют. Для восстановления показаний скорости необходимо устранить вышеуказанные неисправности. Сигнализатор 1 повышенного напряжения в бортовой сети трактора загорается при повышении напряжения свыше 18В и гаснет при снижении напряжения питания менее 16В. Во время свечения сигнализатора 1 ИК не функционирует. При повышении напряжения в бортсети трактора свыше 18В возможен выход из строя ламп подсветки ИК, если они были включены. В этом случае необходимо заменить лампы подсветки ИК.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
Ремонт МТЗ-80
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
Эксплуатация и сервис тракторов
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов