Легендарный советский комбайн СК-5 Нива | Сельхозтехника

Нива СК 5 – самоходный зерноуборочный комбайн средней производительности, выпускавшийся в советские годы предприятием Ростсельмаш. В 1970-1980-х годах модель считалась лидером рынка комбайнов и эталоном сельскохозяйственного машиностроения в СССР. Экспорт техники осуществлялся в 50 стран мира. Позднее на смену модели пришли более современные комбайны семейства Акрос.

Нива СК 5 является легендой отечественного машиностроения. Комбайн появился в середине 1970-х годов и вскоре стал очень популярным. Выпуск глубоко-модернизированной вариации Нива СК 5 продолжается и в настоящее время. Обновленные версии комбайна способны конкурировать с иностранными аналогами. Нива СК 5 используется в малых и средних фермерских хозяйствах с небольшими площадями обработки, для которых применение техники с высокой производительностью нецелесообразно. В подобных условиях модель остается крайне эффективной, потому спрос на нее сохраняется.

История создания комбайна «Нива» СК-5

Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

Комбайн «Нива» СК-3

Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

Комбайн «Нива» СК-4

Диплом 1-ой степени в 1963 году в Лейпциге, в 1964 медаль на выставке в Чехословакии и «Серебряный кубок» — высшая награда в Венгрии. «Нива СК-4» является самой награждаемой зерноуборочной машиной в мире.

Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

Видео

История модели началась в 1958 году. Тогда завод Ростсельмаш представил 27 новейших самоходных комбайнов СК 3, созданных с нуля (цифры в названии имели следующую расшифровку: СК – самоходный комбайн, 3 – производительность, кг/сек). Ранее предприятие производило исключительно прицепные версии, потому появление принципиально новой техники имело огромное значение. Зимой 1962 года была представлена модель СК 4 с увеличенной производительностью. Еще через 11 лет состоялась премьера последнего представителя семейства – комбайна Нива СК 5. Техника появилась в результате глубокой модернизации предыдущей версии. В дальнейшем модель несколько раз обновляли. В настоящее время комбайн продается под названием СК 5 Нива-Эффект. У техники появилась кабина с кондиционером, вместо традиционного красного цвета стали использовать зеленый. Популярность машины остается высокой, ее по-прежнему можно встреть на российских полях.

Новости здесь.

Основной сферой деятельности комбайна является сбор и первичная переработка зерновых культур. Маневренность и компактные габариты позволяют технике эффективно работать в условиях сложного рельефа и узких участков. Небольшой радиус поворота делает машину идеальной для малых участков. В стесненных условиях равных модели Нива СК 5 просто нет.

Ростсельмаш также выпускает специальную версию, предназначенную для влажного и слабонесущего грунта. Модификация комплектуется полугусеничным ходом. Подобные изменения позволяют работать на рисовых полях.

Вместе со специальным оборудованием комбайн может убирать кукурузу. Улучшения жатки предоставляют возможность работать с соей, гречихой и другими крупяными культурами.

Нива СК 5 остается одним из наиболее надежных и распространенных комбайнов в России.

Технические характеристики комбайна «Нива» СК-5

Буквы СК в названии обозначают «комбайн самоходный», а цифра 5 его производительность, 5 кг/сек. Рассмотрим остальные его характеристики:

  • Габариты длина/ширина/высота – 7607/3930/4100 мм;
  • Вес – 7400 кг;
  • Молотильный механизм – барабан, вращение 2900 об/мин;
  • Объем бункера – 3000 л;
  • Выгрузка бункера, скорость/высота – 40 л.сек. / 2,9 м;
  • Соломотряс – 4 клавиши;
  • Ширина жатки – 5 м;
  • Ножи – 64 шт;
  • Камера наклонная – транспортер.

Двигатель комбайна «Нива» СК-5

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Современные «Нива-Эффект» имеют более мощный, 155-и сильный Д-260. Этот двигатель обладает меньшим расходом топлива и увеличенным эксплуатационным ресурсом. Двигатель имеет хороший запас крутящего момента, что обеспечивает надежную работу даже при больших нагрузках.

Вариатор комбайна «Нива» СК-5

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Ходовая комбайна «Нива» СК-5

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Двигатель

Последние версии Нива СК 5 комплектуются 4-тактными рядными дизельными агрегатами модели ММЗ Д.260.1 (производитель – Минский моторный завод). Данный двигатель прекрасно подходит для выполнения различных задач благодаря большому запасу крутящего момента, обеспечивающего отличную тягу при движении на сложных участках или при полной нагрузке.

Агрегат имеет жидкостное охлаждение. Среди плюсов мотора ММЗ Д.260.1 следует выделить умеренное потребление топлива и плавную работу. Средний расход горючего для комбайна Нива СК 5 с данным двигателем составляет 25 л/час. В зависимости от характера работы показатель может меняться. Агрегат располагается за бункером для зерна.

Характеристики мотора ММЗ Д.260.1:

  • рабочий объем – 7,12 л;
  • номинальная мощность – 114 (155) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 622 Нм;
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • степень сжатия – 16.

Также модель Нива СК 5 комплектовалась следующими типами двигателей:

  • дизельные агрегаты СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л.с.;
  • дизельные моторы СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л.с.;
  • бензиновые силовые установки (первые модификации комбайна).

Жатка комбайна «Нива» СК-5

Предназначение жатки – это скашивание и транспортировка зерновой массы в молотилку. На нее возможно крепление подборщика, функция которого подбирать из валков скошенные стебли. Ширина захвата жатки может быть разной, а состоит она из следующих элементов:

  • Корпус жатки с башмаками. К нему крепятся все рабочие элементы жатки. Подвешивается корпус к наклонной камере, для этого используют сферический шарнир и специальные подвески, которые связаны пружин, уравновешивающих корпус. Высота среза регулируется башмаками, и может составлять 50, 100, 130, и 180 мм. Давление башмаков на почву регулируется с помощью натяжных пружин в пределах от 25 до 30 кгс.
  • Мотовило. Задача мотовила подводить и поддерживать стебли в момент резки, далее отправляя их к шнеку. Его основа – это вал, на который крепятся крестовины, а к ним граблины. Последние, в свою очередь представляют собой трубчатый вал с подпружиненными пальцами.
  • Режущий аппарат. Его обязанность резка стеблей при комбайнировании. Состоит аппарат из пальцевого бруса с одинарными пальцами, и приклепанными к ним противорежущими пластинами ножа, пластин трения, лопаток прижимных и приводного механизма. В движение нож приводится шарнирно-телескопической передачей, закрепленной на корпусе жатки.
  • Шнек. Сужает и подает поток стеблей на плавающий транспортер. Представляет собой цилиндр с приваренными к нему спиральными лентами, левого и правого направлений, которые при вращении сдвигают скошенные стебли в середину. В центре шнека находится пальчиковый механизм, проталкивающий скошенную массу к транспортеру.
  • Плавающий транспортер. Этот механизм сопровождает зерновую массу от шнека в молотилку комбайна. Располагается транспортер в наклонном корпусе. Состоит из валов со звездочками, ведомого и ведущего. А так же роликово-втулочных цепей с планками из стали.
  • Подборщик. Подбирает из валков скошенную массу и подает на платформу жатки. Для установки подборщика предварительно снимают мотовило. Применяются при раздельном комбайнировании.

Жатвенная часть

Ширина захвата агрегатируемых с комбайном Нова-340 жаток составляет от четырёх до семи метров, а наклонная камера комбайна оборудована камнеуловителем и снабжена функцией реверса. Опция реверса (для полновприводной Нова-340 и Нова-330 – с гидравлическим приводом) выручает в сложных условиях работы. Тип наклонной камеры – цепочно-планчатый транспортёр. Имеются пружинная система копирования рельефа, а также единый гидроразъём.

Транспортёрной наклонной камерой обеспечивается быстрое и равномерное передвижение зерновой массы к молотильному барабану. Для контроля её состояния и быстроты обслуживания предусмотрены специальные лючки. Камнеуловитель, размещённый перед молотильным барабаном, не допускает попадания камней в зону обмолота.

Копирование рельефа производится как в продольном, так и в поперечном направлении, благодаря уравновешивающим пружинам.

Кабина и рулевое управление комбайна «Нива» СК-5

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т.д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

Комфортная кабина комбайна Нова-340

Комбайн Нова-340 оборудован двухместной кабиной «Комфорт каб», в базовое оснащение которой включены система кондиционирования и отопления, холодильное отделение для прохладительных напитков, информационно-голосовая система Adviser II и возможность установки современной платформы агро менеджмента «Агро троник». Кабина достаточно широкая и удобная.

Информационно-голосовая система Adviser II в непрерывном режиме следит за процессами обмолота и работой механизмов комбайна, помогает контролировать стабильность технического процесса и не допускать поломок агрегатов комбайна. В неё также интегрированы индикатор потерь и счетчик гектаров.

Реальную помощь механизатору в работе оказывается бортовой информационной системой с монитором и голосовым оповещением; а всё управление жаткой производится с помощью джойстика –компактного рычага управления с четырьмя кнопками.

Очень лаконичным и интуитивным в комбайне Нова-340 получился этот рычаг управления с всего четырьмя кнопками. С его помощью производится управление функциями мотовила, а также подъём и опускание жатки. Четвёртая кнопка останавливает жатку и подачу. Рычаг эргономично ложится в ладонь и обеспечивает интуитивное и правильно дозированное управление комбайном.

В целом в данной кабине сразу же сможет сориентироваться любой механизатор: боковая панель хорошо обозрима, расположение клавиш грамотно продумано. Единственное пожелание касаемо переключателя холостого/рабочего хода двигателя: он мог бы иметь более понятное обозначение и более удобное расположение. Довольно нелёгким оказывается на поверку и переключение трёх ступеней механической коробки передач – тут, что называется, ещё есть над чем поработать.

Система гидравлики комбайна «Нива» СК-5

Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Назначение

Наибольшую популярность серия Нива СК 5 получила у малых фермерских хозяйств с некрупными посевными площадями. Технику применяют в условиях, где применение высокопроизводительных машин нецелесообразно. На некрупных участках модель незаменима, вместе с доступной стоимостью эта особенность обеспечивает стабильно значительный спрос на данную серию.

Основная сфера применения Нива СК 5 – сбор урожая зерновых культур. Отдельные модификации комбайна применяются для уборки бобовых растений, риса, сои и кукурузы.

Модификации комбайна «Нива» СК-5

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Трансмиссия и ходовая часть комбайна Нова-340

Гидростатическая трансмиссия данной сельхозмашины обеспечивает включение трёх скоростей вперёд и одной скорости назад. А максимальная транспортная скорость комбайна, который имеет эксплуатационную массу в 11 тонн, достигает 30 км/час.

Небольшими габаритами комбайна обеспечивается скромный радиус разворота: всего 7,5 метров. Для удобной транспортировки жатки предусматривается специальный прицеп, благодаря которому можно применять широкие адаптеры и полностью сохранять при этом мобильность.

Эксплуатация комбайнов «Нива» СК-5

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

Теперь разберем преимущества и недостатки:

К плюсам отнесем:

  • Машина имеет относительно небольшие габариты, это позволяет использовать ее на небольших по размеру полях со сложным рельефом.
  • Неплохая производительность и небольшие потери.
  • Хорошая очистка зерна.
  • Неплохая маневренность.
  • Доступность запчастей, небольшая стоимость.

Из недостатков:

  • Износ приводных ремней.

Весьма трудоемкий процесс установки жатки.

Покупка комбайна «Нива» СК-5: особенности выбора

Подавляющая часть этих комбайнов, уже довольно таки почтенного возраста, и это не может не отражаться на их состоянии. Поэтому в первую очередь смотрим на состояние рамы и прочих элементов конструкции, гнилая машина – это множество проблем в будущем.

Из механизмов осмотрите: состояние барабана, открыв боковые лючки он прекрасно просматривается на сквозь, можно оценить состояние бичей молотилки и подбарабанья; осмотреть снизу элеваторы, не должно быть значительной коррозии; оценить состояние двигателя и приводных ремней.

На вторичном рынке цена на комбайны «Нива» начинаются примерно со 100 тыс. все что ниже, так или иначе разукомплектовано. Цена свежего комбайна приблизительно 1,3-1,4 млн. руб.

Стоимость комбайна Нова-340

Стоимость комбайна ростовского Нова-340 начинается от пяти миллионов рублей. При этом его можно приобрести при помощи государственной , даже без первоначального взноса. Ещё от 800 тыс. рублей обойдётся жатка к этому комбайну. Вторичного рынка данных комбайнов ещё не сформировалось: подержанных их предлагается к продаже крайне мало.

В целом, как представитель 3-го класса, комбайн Нова-340 не имеет каких-либо выдающихся характеристик, однако он, как минимум, не уступает зарубежным аналогам в своем классе, а стоит гораздо дешевле них. Важно, что этим компактным комбайном можно убирать не только зерновые, но и все прочие основные агротехнические культуры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]