Увидеть в селе или частном секторе самоходную технику, внешне напоминающую переднюю часть трактора, давно уже не диковинка. Тяговитый механизм помогает фермеру в обработке земли, выращивании овощей, заготовке сена и перемещении грузов. Мотокультиватор «Тарпан» отлично справляется с основными агротехническими работами на участке. Огородникам, которые не знакомы с техникой, но задумываются о её покупке, будут полезны отзывы пользователей и владельцев с описанием преимуществ и недостатков, обзор модельного ряда, технические характеристики аппаратов и их цена.
Особенности
Собирают малую сельхозтехнику на крупном российском предприятии «Туламашзавод» (ТМЗ). В этот холдинг входят более 20 производственных компаний, занимающихся выпуском продукции гражданского и военного назначения. Непосредственная сборка происходит на дочернем предприятии «Туламаш-Тарпан», которое занимается изготовлением малой аграрной техники.
Лёгкие культиваторы «Тарпан» оснащают бензиновыми двигателями американского, японского, российского производства. Все они имеют примерно похожие характеристики и компоновку. Однако мощность мотора марки Briggs & Stratton Quantum, производимого в США, несколько больше остальных – 6 л. с. Особенности аппарата:
- Долговечный червячный редуктор. Точность изготовления деталей, качество сборки и подобранные материалы обусловили высокую надёжность узла.
- Регулируемая глубина вспашки. В зависимости от положения опорного рычага, можно установить величину обработки в пределах от 16 до 25 см.
- Настраиваемая ширина культивирования. Нужный размер получают установкой определённого количества позвофрез.
- Модульная конструкция. Разборка агрегата на крупные узлы позволяет перевозить его в багажнике автомобиля.
Описание конструкции
В основе аппарата лежит бензиновый двигатель. В зависимости от модели последнего, мощность мотора бывает от 4 до 6 л. с. Больший крутящий момент развивает силовой агрегат американского производителя. В такой модификации бензокультиватором можно обрабатывать целинные земли. Культиватор не имеет силовой рамы, сваренной из металлических профилей. Все вспомогательные компоненты и органы управления крепят непосредственно к корпусу двигателя. Применение такой конструкции позволило снизить общий вес аппарата, что облегчает его доставку к месту проведения работ.
К сведению!
Целину обрабатывают за несколько проходов. Первым обязательно будет подрезание пластов земли плугом, затем культивирование почвофрезами.
Лёгкие мотокультиваторы «Тарпан» состоят из двух частей (энергоблока, исполнительного механизма), которые можно разъединить, а потом быстро собрать. Между собой они скреплены откидными болтами. Энергоблок состоит из двигателя, стыковочного узла, сцепления, рулевого управления. Основной компонент исполнительного блока – червячный редуктор. На корпусе последнего выполнены приливы для крепления узла сочленения с навесным оборудованием.
Плюсы мотокультиваторов
Общими достоинствами всех моделей Тарпан считают:
- Складную конструкцию. Культиватор можно раскладывать на две части, что очень удобно для транспортировки.
- Сочетание технологичного двигателя с надежным навесным оборудованием, благодаря чему этой технике поддается даже самый сложный грунт.
- Высокую скорость обработки. Даже самые простые модели способны обрабатывать до 10 соток за 5 часов.
- Простоту управления. Здесь нет программного обеспечения, все функции настраиваются вручную, поэтому дают меньше сбоев.
- Наличие червячного редуктора, который «ходит» в разы дольше цепей и ремней.
- Вертикальное расположение двигателя, благодаря чему его легко снять для профилактики.
- Заточку фрез. Они не тупятся даже после прохода по целине.
- Возможность дополнительного использования большого спектра навесного инвентаря.
Достоинства и недостатки
Под брендом «Тарпан», культиватор выпускают уже более 25 лет. Однако первые модели, сошедшие с конвейера, были не очень надёжные. Пользователи постоянно обращались в сервисные центры за гарантийным ремонтом и от производства планировали отказаться. Но обновление материально-технической базы завода и совершенствование технологии сборки позволило наладить выпуск качественных аппаратов для обработки земли. Среди преимуществ выделяют:
- Модульную конструкцию. Аппарат легко разобрать, транспортировать, обслуживать.
- Возможность установки силового блока на вспомогательное оборудование (косилки, сеялки, снегоуборщики).
- Центробежное сцепление. Автоматическое включение привода при наборе двигателем высоких оборотов позволяет работать аппаратом плавно, без рывков, что снижает динамическую нагрузку на оператора.
Кроме положительных сторон облегчённой и упрощённой конструкции, аппарат имеет ряд отрицательных. Недостатки культиваторов:
- Отсутствие полноценной трансмиссии. Сельхозагрегаты имеют только одну скорость для движения вперёд. Невозможность самоходного перемещения назад сильно усложняет работу на маленьких участках и плотно засаженных грядках.
- Вертикальное расположение мотора усложняет замену масла. При интенсивном использовании аппарата выполнять процедуру приходится несколько раз в сезон, а для этого необходимо демонтировать сцепление.
- Конструкция фрез способствует наматыванию на них стеблей растений и их корней.
Модельный ряд, характеристики
Семейство основных моделей мотокультиваторов основано на базовой конструкции «ТМЗ-МК-03». У них схожая компоновка, но разные силовые агрегаты. Основные параметры культиваторов приведены ниже.
Таблица. Технические характеристики «ТМЗ-МК-03»
Наименование | Значение |
Двигатель, мощность, л. с. | Kohler (XT775) 5,5; Briggs & Stratton (675EXi) 6; «Тарпан» (173) 5 |
Часовой расход топлива, л | 1,1 |
Масса, кг | 45 |
Производительность, га/час | 0,06 |
Диаметр фрез, мм | 320 |
Диапазон рабочих температур, °C | 5-40 |
Количество передач (вперед/назад) | 1/- |
Цена, руб. | 22500 — 25000 |
К сведению!
Мотоблоки «Тарпан» с двигателем Briggs 675EXi выпускались в ранних модификациях сельхозтехники. В более поздних моделях их заменили на японские аналоги.
Завод, кроме простых аппаратов, ещё выпускает обособленную линейку техники – «ТМЗ-МК-03-02». Отличие от основной серии – горизонтальное размещение силового агрегата и вариативная коробка скоростей, позволяющая перемещаться вперёд и назад. Такая компоновка существенно облегчила обработку земли на ограниченных участках.
Таблица. Технические параметры «ТМЗ-МК-03-02»
Наименование | Значение |
Двигатель, мощность, л. с. | Briggs & Stratton (RS950) 6,5 |
Часовой расход топлива, л | 1,1 |
Масса, кг | 55 |
Производительность, га/час | 0,06 |
Диаметр фрез, мм | 320 |
Диапазон рабочих температур, °C | 5 – 40 |
Количество передач (вперед/назад) | 1/1 |
Цена, руб. | 25750 |
Возможные неисправности
Культиваторы тульского производителя неприхотливы в обслуживании и при ежегодном ТО отлично работают в течение 6-7 лет. Однако и у них могут быть поломки:
- Не заводится мотор. Причиной этому могут быть сбитые настройки частоты оборотов двигателя. Неполадка устраняется заменой свечи зажигания и настройкой двигателя по инструкции.
- Большой расход масла. Причина – топливо не поступает в карбюратор. При этой поломке необходимо проверить количество топлива в баке или заменить неисправные шланги.
- Перегрев мотора. Причина – сбой в работе системы охлаждения или засоренный воздушный фильтр.
Для бесперебойной работы техники перед каждым сезоном необходимо провести полное обслуживание машины:
- поменять масло в коробке передач;
- проверить утечку масла и топливной жидкости в системе;
- смазать тяговые и контрольные элементы.
Ежедневное обслуживание:
- проверка основных крепежей и болтов;
- очистка фрез от земли и корней растений;
- проверка работы сцепления.
Дополнительное оборудование
Чтобы расширить возможности и функционал культиватора, огородники применяют дополнительные комплекты навесных инструментов. Последние нужны для обработки земли, при окучивании, посадке или выкапывании картофеля, стрижки газонов. Фирменное навесное оборудование для культиватора «Тарпан» продаётся в официальных представительствах производителя. Кроме того, универсальное сцепное устройство позволяет сопрягать аппарат с аналогичными инструментами, изготовленными для схожей техники.
Почвофреза
Землеобрабатывающий инструмент, предназначенный для рыхления и культивирования почвы. Фрезу также применяют при перемешивании минеральных удобрений с грунтом на сельскохозяйственных угодьях и в овощеводстве для насыщения его питательными микроэлементами. Производитель поставляет в комплекте с мотокультиватором 4 фрезы. Их попарно устанавливают на выходной вал червячного редуктора. Такая компоновка позволяет обрабатывать полоску земли шириной 65 см. Кроме того, в конструкции аппарата предусмотрено крепление ещё 2 фрез (по одной с каждой стороны). В этом случае ширина обработки достигает 1 м.
Плуг
Важный элемент в агротехнических работах – вспашка целинных земель. Обработать их почвофрезами не представляется возможным. Вращающиеся ножи быстро забиваются остатками растений и комьями грязи. Кроме того, при малом весе аппарата не получится углубиться в землю, а оператору приходится бегать за культиватором. Плуг, напротив, подрезает пласт земли и переворачивает его. Такая обработка позволяет правильно подготовить земельные угодья к будущим посевам, вспахать уплотнённый грунт и внести удобрения.
К сведению!
Огородники предпочитают пользоваться разборным плугом. Комбинированная компоновка позволяет сделать режущую часть из более прочного металла и менять её по мере истирания.
Косилки и грабли
Сама по себе конструкция культиватора не предполагает установки на неё приспособлений для покоса травы. Косилки от сторонних производителей предусматривают, что у аппарата есть вал отбора мощности. Однако ничего подобного у лёгкого «Тарпана» нет. Но модульная конструкция позволяет сопрягать приводной блок с другими механизмами. Так работает роторная косилка «Струна» от фирменного производителя. Согласно техническим данным, тандем способен справиться с покосом как молодой травы на газонах, так и с расчисткой земельного надела от высоких сорняков. Чтобы собрать сено, фермеры применяют прицепные грабли, которые устанавливают в задний стыковочный узел.
Картофелекопалка и картофелесажалка
Трудно представить фермерское хозяйство без картофеля. Этой культуре всегда найдётся место на грядках. Для посадки клубней на большой площади огородники применяют картофелесажалки. Этот механизм одновременно выполняет ряд операций: формирует борозду, равномерно раскладывает клубни в углублениях и закапывает канавку. Распределительный механизм, который периодически подаёт посадочный материал, приводится в действие от пары колёс.
Потребление топлива
Культиваторы Тарпан работают на любом бензине. Качество топлива не влияет на функциональность агрегата. Фермеры учитывают достаточную «прожорливость» культиватора и отдают предпочтение бюджетному АИ-92.
В среднем мотор съедает до 1.5 литров бензина в час. Учитывая, что на обработку 10 соток уходит до 5-6 часов, на весь цикл обработки земли понадобится около 9 литров топлива. Чем сложнее грунт, тем более требователен мотор, поэтому расход может повыситься до 1.8 л/ч. Если культиватор используется для покоса травы или уборки снега, ему требуется 2 литра бензина на один час работы. В зимнее время топливо тратится также на разогрев мотора.
Важное условие при работе с этой техникой – своевременное обслуживание топливной системы. Неслитый на зиму бензин или оставленный без работы в течение месяца культиватор с заполненной системой – причина отказа при запуске.
Руководство по эксплуатации
Если фермер впервые пользуется самоходной техникой для работы на земельном участке, ему необходимо ознакомиться с принципами функционирования аппарата. Кроме того, стоит изучить порядок сборки основных узлов и правила обслуживания, эксплуатации. Вся необходимая информация представлена в сопроводительной документации на изделие, поставляемой в комплекте с ним. К тому же в случае порчи бумажного экземпляра, инструкцию по эксплуатации можно скачать из интернета, где она находится в открытом доступе. В прилагаемой документации обязательно будут сведения о том, как в первый раз запустить мотор и обкатать культиватор, как его обслуживать и ремонтировать в дальнейшем.
Подготовка к работе
Только что купленный культиватор находится в состоянии поставки. Он разобран на составные узлы, а детали подвергнуты консервации, чтобы исключить коррозии металлических поверхностей. Если в магазине не была произведена сборка аппарата с пробным запуском мотора, сделать это придётся оператору по месту эксплуатации сельхозтехники.
Расконсервация
Прежде всего, распаковывают все узлы, складывая их на чистой поверхности. С металлических деталей снимают защитную плёнку либо промасленную бумагу. Затем участки с нанесённой на них консистентной смазкой протирают чистой сухой ветошью. Свечу зажигания выкручивают из головки блока цилиндров, промывают в бензине и высушивают. Чтобы удалить консервационную смазку из двигателя, несколько раз проворачивают коленвал ручным пусковым устройством. При этом высоковольтный свечной провод необходимо прижать к массе, чтобы не повредить катушку зажигания.
Сборка
После удаления заводской смазки, приступают к окончательной сборке. В первую очередь устанавливают пневматические колёса или позвофрезы на выходной вал червячного редуктора. Детали закрепляют при помощи пальцев со шплинтами, входящих в комплект поставки. Затем устанавливают регулятор глубины в сцепной механизм. Когда приводной блок собран, к нему крепят мотор со сцеплением. Между собой узлы скрепляют двумя откидными болтами.
К сведению!
Фрезы-культиваторы устанавливают на выходной вал привода таким образом, чтобы острия ножей были направлены в сторону движения вперед. При этом учитывают, что левая и правая конструкция отличаются друг от друга.
Завершающий этап сборки – установка руля. Он крепится к приливу, выполненному на корпусе сухого сцепления, четырьмя болтами. Отпуская прижимную гайку, регулируют положение рукояток, подгоняя их высоту под рост оператора. После сборки соединяют тросик акселератора с дроссельной заслонкой карбюратора и выполняют коммутацию выключателя зажигания. Перед первым использованием проверяют как закручены все болтовые соединения и отсутствие потёков рабочих жидкостей.
Подготовка двигателя к работе
Мотор очищают от заводской смазки, насухо протирают поверхности, которые нагреваются при работе. Скопление на них горючих веществ приводит к образованию дыма в первые минуты после пуска. Через заливочную горловину вливают 600 мл масла, указанного в руководстве по эксплуатации двигателя. Уровень жидкости регулируют по отметкам на специальном жезле, закреплённом на пробке. Постепенно вливая масло, добиваются, чтобы пятно на щупе располагалось в средней зоне. Не допускается недолив смазки или переполнение картера.
Отзывы пользователей
Алексей, 35 лет:
«Пользуюсь аппаратом уже 4 года. По сравнению с другими аналогами у него есть избыток лошадиных сил. Однако на стоимость модели это никак не влияет, а огород обработать можно значительно быстрей. Со своей работой справляется на ура, небольшой расход бензина и масла, американский движок заправляю обычным 92. Только один нюанс – топливо нужно сливать перед длительным хранением, иначе весной будет глохнуть. В первый год после зимы я измучился заводить мотор».
Сергей, 58 лет:
«Купил 3 года назад. В магазине он был собранный, мне пришлось только снять руль, чтобы он поместился в багажнике. Удобный и функциональный. Если пахать подготовленную почву, то идёт, как по маслу. Но при обработке целины возникают трудности: может глохнуть мотор. Сам мотоблок постоянно норовит вырваться из-под земли, и удержание его требует больших физических затрат».
Запас мощности, качественные материалы и надёжная сборка позволяют использовать культиватор «Тарпан» для выполнения агротехнических работ. Кроме того, купив некоторые приспособления, пользователь существенно облегчит посадку и уход за грядками, сэкономит время и силы при работе на садовом участке.
О замене масла
Через первые пять часов работы большинство покупателей меняют масло. Эту информацию легко найти в отзывах. Иначе мотор может заклинить из-за мусора, который оказывается внутри двигателя. Лучше всего оставлять его горячим, пока проводятся работы.
Отработка сливается в отдельную ёмкость, когда мотор удалось разогреть до подходящей температуры. Оборудование оставляется в одном положении до тех пор, пока жидкость не сольётся полностью. После пробку закручивают, заливают новое масло.
Оптимальный вариант – составы, которые изначально предназначены для четырёхтактных моторов. Качественные материалы уменьшают показатели трения между отдельными частями. Ресурс двигателя увеличивается, он получает защиту от коррозии.
Не забываем про замену масла