Описание и технические характеристика мотокультиватора «Тарпан»


Увидеть в селе или частном секторе самоходную технику, внешне напоминающую переднюю часть трактора, давно уже не диковинка. Тяговитый механизм помогает фермеру в обработке земли, выращивании овощей, заготовке сена и перемещении грузов. Мотокультиватор «Тарпан» отлично справляется с основными агротехническими работами на участке. Огородникам, которые не знакомы с техникой, но задумываются о её покупке, будут полезны отзывы пользователей и владельцев с описанием преимуществ и недостатков, обзор модельного ряда, технические характеристики аппаратов и их цена.

Особенности

Собирают малую сельхозтехнику на крупном российском предприятии «Туламашзавод» (ТМЗ). В этот холдинг входят более 20 производственных компаний, занимающихся выпуском продукции гражданского и военного назначения. Непосредственная сборка происходит на дочернем предприятии «Туламаш-Тарпан», которое занимается изготовлением малой аграрной техники.

Лёгкие культиваторы «Тарпан» оснащают бензиновыми двигателями американского, японского, российского производства. Все они имеют примерно похожие характеристики и компоновку. Однако мощность мотора марки Briggs & Stratton Quantum, производимого в США, несколько больше остальных – 6 л. с. Особенности аппарата:

  1. Долговечный червячный редуктор. Точность изготовления деталей, качество сборки и подобранные материалы обусловили высокую надёжность узла.
  2. Регулируемая глубина вспашки. В зависимости от положения опорного рычага, можно установить величину обработки в пределах от 16 до 25 см.
  3. Настраиваемая ширина культивирования. Нужный размер получают установкой определённого количества позвофрез.
  4. Модульная конструкция. Разборка агрегата на крупные узлы позволяет перевозить его в багажнике автомобиля.

Описание конструкции

В основе аппарата лежит бензиновый двигатель. В зависимости от модели последнего, мощность мотора бывает от 4 до 6 л. с. Больший крутящий момент развивает силовой агрегат американского производителя. В такой модификации бензокультиватором можно обрабатывать целинные земли. Культиватор не имеет силовой рамы, сваренной из металлических профилей. Все вспомогательные компоненты и органы управления крепят непосредственно к корпусу двигателя. Применение такой конструкции позволило снизить общий вес аппарата, что облегчает его доставку к месту проведения работ.

К сведению!

Целину обрабатывают за несколько проходов. Первым обязательно будет подрезание пластов земли плугом, затем культивирование почвофрезами.

Лёгкие мотокультиваторы «Тарпан» состоят из двух частей (энергоблока, исполнительного механизма), которые можно разъединить, а потом быстро собрать. Между собой они скреплены откидными болтами. Энергоблок состоит из двигателя, стыковочного узла, сцепления, рулевого управления. Основной компонент исполнительного блока – червячный редуктор. На корпусе последнего выполнены приливы для крепления узла сочленения с навесным оборудованием.

Плюсы мотокультиваторов

Общими достоинствами всех моделей Тарпан считают:

  1. Складную конструкцию. Культиватор можно раскладывать на две части, что очень удобно для транспортировки.
  2. Сочетание технологичного двигателя с надежным навесным оборудованием, благодаря чему этой технике поддается даже самый сложный грунт.
  3. Высокую скорость обработки. Даже самые простые модели способны обрабатывать до 10 соток за 5 часов.
  4. Простоту управления. Здесь нет программного обеспечения, все функции настраиваются вручную, поэтому дают меньше сбоев.
  5. Наличие червячного редуктора, который «ходит» в разы дольше цепей и ремней.
  6. Вертикальное расположение двигателя, благодаря чему его легко снять для профилактики.
  7. Заточку фрез. Они не тупятся даже после прохода по целине.
  8. Возможность дополнительного использования большого спектра навесного инвентаря.

Достоинства и недостатки

Под брендом «Тарпан», культиватор выпускают уже более 25 лет. Однако первые модели, сошедшие с конвейера, были не очень надёжные. Пользователи постоянно обращались в сервисные центры за гарантийным ремонтом и от производства планировали отказаться. Но обновление материально-технической базы завода и совершенствование технологии сборки позволило наладить выпуск качественных аппаратов для обработки земли. Среди преимуществ выделяют:

  1. Модульную конструкцию. Аппарат легко разобрать, транспортировать, обслуживать.
  2. Возможность установки силового блока на вспомогательное оборудование (косилки, сеялки, снегоуборщики).
  3. Центробежное сцепление. Автоматическое включение привода при наборе двигателем высоких оборотов позволяет работать аппаратом плавно, без рывков, что снижает динамическую нагрузку на оператора.

Кроме положительных сторон облегчённой и упрощённой конструкции, аппарат имеет ряд отрицательных. Недостатки культиваторов:

  1. Отсутствие полноценной трансмиссии. Сельхозагрегаты имеют только одну скорость для движения вперёд. Невозможность самоходного перемещения назад сильно усложняет работу на маленьких участках и плотно засаженных грядках.
  2. Вертикальное расположение мотора усложняет замену масла. При интенсивном использовании аппарата выполнять процедуру приходится несколько раз в сезон, а для этого необходимо демонтировать сцепление.
  3. Конструкция фрез способствует наматыванию на них стеблей растений и их корней.

Модельный ряд, характеристики

Семейство основных моделей мотокультиваторов основано на базовой конструкции «ТМЗ-МК-03». У них схожая компоновка, но разные силовые агрегаты. Основные параметры культиваторов приведены ниже.

Таблица. Технические характеристики «ТМЗ-МК-03»

НаименованиеЗначение
Двигатель, мощность, л. с.Kohler (XT775) 5,5; Briggs & Stratton (675EXi) 6; «Тарпан» (173) 5
Часовой расход топлива, л1,1
Масса, кг45
Производительность, га/час0,06
Диаметр фрез, мм320
Диапазон рабочих температур, °C5-40
Количество передач (вперед/назад)1/-
Цена, руб.22500 — 25000

К сведению!

Мотоблоки «Тарпан» с двигателем Briggs 675EXi выпускались в ранних модификациях сельхозтехники. В более поздних моделях их заменили на японские аналоги.

Завод, кроме простых аппаратов, ещё выпускает обособленную линейку техники – «ТМЗ-МК-03-02». Отличие от основной серии – горизонтальное размещение силового агрегата и вариативная коробка скоростей, позволяющая перемещаться вперёд и назад. Такая компоновка существенно облегчила обработку земли на ограниченных участках.

Таблица. Технические параметры «ТМЗ-МК-03-02»

НаименованиеЗначение
Двигатель, мощность, л. с.Briggs & Stratton (RS950) 6,5
Часовой расход топлива, л1,1
Масса, кг55
Производительность, га/час0,06
Диаметр фрез, мм320
Диапазон рабочих температур, °C5 – 40
Количество передач (вперед/назад)1/1
Цена, руб.25750

Возможные неисправности

Культиваторы тульского производителя неприхотливы в обслуживании и при ежегодном ТО отлично работают в течение 6-7 лет. Однако и у них могут быть поломки:

  1. Не заводится мотор. Причиной этому могут быть сбитые настройки частоты оборотов двигателя. Неполадка устраняется заменой свечи зажигания и настройкой двигателя по инструкции.
  2. Большой расход масла. Причина – топливо не поступает в карбюратор. При этой поломке необходимо проверить количество топлива в баке или заменить неисправные шланги.
  3. Перегрев мотора. Причина – сбой в работе системы охлаждения или засоренный воздушный фильтр.

Для бесперебойной работы техники перед каждым сезоном необходимо провести полное обслуживание машины:

  • поменять масло в коробке передач;
  • проверить утечку масла и топливной жидкости в системе;
  • смазать тяговые и контрольные элементы.

Ежедневное обслуживание:

  • проверка основных крепежей и болтов;
  • очистка фрез от земли и корней растений;
  • проверка работы сцепления.

Дополнительное оборудование

Чтобы расширить возможности и функционал культиватора, огородники применяют дополнительные комплекты навесных инструментов. Последние нужны для обработки земли, при окучивании, посадке или выкапывании картофеля, стрижки газонов. Фирменное навесное оборудование для культиватора «Тарпан» продаётся в официальных представительствах производителя. Кроме того, универсальное сцепное устройство позволяет сопрягать аппарат с аналогичными инструментами, изготовленными для схожей техники.

Почвофреза

Землеобрабатывающий инструмент, предназначенный для рыхления и культивирования почвы. Фрезу также применяют при перемешивании минеральных удобрений с грунтом на сельскохозяйственных угодьях и в овощеводстве для насыщения его питательными микроэлементами. Производитель поставляет в комплекте с мотокультиватором 4 фрезы. Их попарно устанавливают на выходной вал червячного редуктора. Такая компоновка позволяет обрабатывать полоску земли шириной 65 см. Кроме того, в конструкции аппарата предусмотрено крепление ещё 2 фрез (по одной с каждой стороны). В этом случае ширина обработки достигает 1 м.

Плуг

Важный элемент в агротехнических работах – вспашка целинных земель. Обработать их почвофрезами не представляется возможным. Вращающиеся ножи быстро забиваются остатками растений и комьями грязи. Кроме того, при малом весе аппарата не получится углубиться в землю, а оператору приходится бегать за культиватором. Плуг, напротив, подрезает пласт земли и переворачивает его. Такая обработка позволяет правильно подготовить земельные угодья к будущим посевам, вспахать уплотнённый грунт и внести удобрения.

К сведению!

Огородники предпочитают пользоваться разборным плугом. Комбинированная компоновка позволяет сделать режущую часть из более прочного металла и менять её по мере истирания.

Косилки и грабли

Сама по себе конструкция культиватора не предполагает установки на неё приспособлений для покоса травы. Косилки от сторонних производителей предусматривают, что у аппарата есть вал отбора мощности. Однако ничего подобного у лёгкого «Тарпана» нет. Но модульная конструкция позволяет сопрягать приводной блок с другими механизмами. Так работает роторная косилка «Струна» от фирменного производителя. Согласно техническим данным, тандем способен справиться с покосом как молодой травы на газонах, так и с расчисткой земельного надела от высоких сорняков. Чтобы собрать сено, фермеры применяют прицепные грабли, которые устанавливают в задний стыковочный узел.

Картофелекопалка и картофелесажалка

Трудно представить фермерское хозяйство без картофеля. Этой культуре всегда найдётся место на грядках. Для посадки клубней на большой площади огородники применяют картофелесажалки. Этот механизм одновременно выполняет ряд операций: формирует борозду, равномерно раскладывает клубни в углублениях и закапывает канавку. Распределительный механизм, который периодически подаёт посадочный материал, приводится в действие от пары колёс.

Потребление топлива

Культиваторы Тарпан работают на любом бензине. Качество топлива не влияет на функциональность агрегата. Фермеры учитывают достаточную «прожорливость» культиватора и отдают предпочтение бюджетному АИ-92.

В среднем мотор съедает до 1.5 литров бензина в час. Учитывая, что на обработку 10 соток уходит до 5-6 часов, на весь цикл обработки земли понадобится около 9 литров топлива. Чем сложнее грунт, тем более требователен мотор, поэтому расход может повыситься до 1.8 л/ч. Если культиватор используется для покоса травы или уборки снега, ему требуется 2 литра бензина на один час работы. В зимнее время топливо тратится также на разогрев мотора.

Важное условие при работе с этой техникой – своевременное обслуживание топливной системы. Неслитый на зиму бензин или оставленный без работы в течение месяца культиватор с заполненной системой – причина отказа при запуске.

Руководство по эксплуатации

Если фермер впервые пользуется самоходной техникой для работы на земельном участке, ему необходимо ознакомиться с принципами функционирования аппарата. Кроме того, стоит изучить порядок сборки основных узлов и правила обслуживания, эксплуатации. Вся необходимая информация представлена в сопроводительной документации на изделие, поставляемой в комплекте с ним. К тому же в случае порчи бумажного экземпляра, инструкцию по эксплуатации можно скачать из интернета, где она находится в открытом доступе. В прилагаемой документации обязательно будут сведения о том, как в первый раз запустить мотор и обкатать культиватор, как его обслуживать и ремонтировать в дальнейшем.

Подготовка к работе

Только что купленный культиватор находится в состоянии поставки. Он разобран на составные узлы, а детали подвергнуты консервации, чтобы исключить коррозии металлических поверхностей. Если в магазине не была произведена сборка аппарата с пробным запуском мотора, сделать это придётся оператору по месту эксплуатации сельхозтехники.

Расконсервация

Прежде всего, распаковывают все узлы, складывая их на чистой поверхности. С металлических деталей снимают защитную плёнку либо промасленную бумагу. Затем участки с нанесённой на них консистентной смазкой протирают чистой сухой ветошью. Свечу зажигания выкручивают из головки блока цилиндров, промывают в бензине и высушивают. Чтобы удалить консервационную смазку из двигателя, несколько раз проворачивают коленвал ручным пусковым устройством. При этом высоковольтный свечной провод необходимо прижать к массе, чтобы не повредить катушку зажигания.

Сборка

После удаления заводской смазки, приступают к окончательной сборке. В первую очередь устанавливают пневматические колёса или позвофрезы на выходной вал червячного редуктора. Детали закрепляют при помощи пальцев со шплинтами, входящих в комплект поставки. Затем устанавливают регулятор глубины в сцепной механизм. Когда приводной блок собран, к нему крепят мотор со сцеплением. Между собой узлы скрепляют двумя откидными болтами.

К сведению!

Фрезы-культиваторы устанавливают на выходной вал привода таким образом, чтобы острия ножей были направлены в сторону движения вперед. При этом учитывают, что левая и правая конструкция отличаются друг от друга.

Завершающий этап сборки – установка руля. Он крепится к приливу, выполненному на корпусе сухого сцепления, четырьмя болтами. Отпуская прижимную гайку, регулируют положение рукояток, подгоняя их высоту под рост оператора. После сборки соединяют тросик акселератора с дроссельной заслонкой карбюратора и выполняют коммутацию выключателя зажигания. Перед первым использованием проверяют как закручены все болтовые соединения и отсутствие потёков рабочих жидкостей.

Подготовка двигателя к работе

Мотор очищают от заводской смазки, насухо протирают поверхности, которые нагреваются при работе. Скопление на них горючих веществ приводит к образованию дыма в первые минуты после пуска. Через заливочную горловину вливают 600 мл масла, указанного в руководстве по эксплуатации двигателя. Уровень жидкости регулируют по отметкам на специальном жезле, закреплённом на пробке. Постепенно вливая масло, добиваются, чтобы пятно на щупе располагалось в средней зоне. Не допускается недолив смазки или переполнение картера.

Отзывы пользователей

Алексей, 35 лет:

«Пользуюсь аппаратом уже 4 года. По сравнению с другими аналогами у него есть избыток лошадиных сил. Однако на стоимость модели это никак не влияет, а огород обработать можно значительно быстрей. Со своей работой справляется на ура, небольшой расход бензина и масла, американский движок заправляю обычным 92. Только один нюанс – топливо нужно сливать перед длительным хранением, иначе весной будет глохнуть. В первый год после зимы я измучился заводить мотор».

Сергей, 58 лет:

«Купил 3 года назад. В магазине он был собранный, мне пришлось только снять руль, чтобы он поместился в багажнике. Удобный и функциональный. Если пахать подготовленную почву, то идёт, как по маслу. Но при обработке целины возникают трудности: может глохнуть мотор. Сам мотоблок постоянно норовит вырваться из-под земли, и удержание его требует больших физических затрат».

Запас мощности, качественные материалы и надёжная сборка позволяют использовать культиватор «Тарпан» для выполнения агротехнических работ. Кроме того, купив некоторые приспособления, пользователь существенно облегчит посадку и уход за грядками, сэкономит время и силы при работе на садовом участке.

О замене масла

Через первые пять часов работы большинство покупателей меняют масло. Эту информацию легко найти в отзывах. Иначе мотор может заклинить из-за мусора, который оказывается внутри двигателя. Лучше всего оставлять его горячим, пока проводятся работы.

Отработка сливается в отдельную ёмкость, когда мотор удалось разогреть до подходящей температуры. Оборудование оставляется в одном положении до тех пор, пока жидкость не сольётся полностью. После пробку закручивают, заливают новое масло.

Оптимальный вариант – составы, которые изначально предназначены для четырёхтактных моторов. Качественные материалы уменьшают показатели трения между отдельными частями. Ресурс двигателя увеличивается, он получает защиту от коррозии.


Не забываем про замену масла

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]