Культиватор Тарпан – продукт отечественного производства. Выпуском аппаратов занимается «Туламашзавод» – многопрофильное предприятие, которое производит продукцию военного и гражданского назначения, включая средства малой механизации и дорожно-строительную технику. Технические возможности завода позволяют осуществлять полный комплекс работ по металлообработке и нанесению защитных покрытий, а многочисленные дочерние предприятия делают завод практически абсолютно независимым от сторонних организаций.
Мотокультиваторы Тарпан известны не только в России, но и далеко за ее пределами – технику поставляют в страны СНГ, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Сейчас мы рассмотрим особенности конструкции мотоблоков и культиваторов тульского производства, дадим рекомендации по подбору модели, исходя из технических характеристик, потребностей владельцев дачных участков и фермерских хозяйств.
Достоинства и недостатки культиваторов марки Тарпан
Поскольку мотокультиваторы Тарпан собирают на предприятии, относящемся к оборонной промышленности, продукцию завода отличают высокое качество и надежность сборки. Первые модели начали собирать в начале 90-х, когда кризис производства вынудил предприятие искать альтернативные направления развития. Недостаток опыта оставил свой отпечаток на первых культиваторах – они не могли составить достойную конкуренцию продукции зарубежных производителей. Однако после внедрения новых технологий и заключения контрактов с ведущими производителями двигателей для сельскохозяйственной техники, «Туламашзавод» сумел наладить сборку техники, соответствующую самым строгим техническим требованиям и стандартам.
К конкурентным преимуществам современных мотокультиваторов Тарпан можно отнести:
- Надежные, выносливые моторы от ведущих производителей отрасли;
- Высокое качество сборки, производительность техники;
- Адаптацию к отечественным условиям эксплуатации;
- Неприхотливость в обслуживании, высокую ремонтопригодность;
- Широкий выбор навесного оборудования позволяет расширить спектр выполняемых работ.
К недостаткам аппаратов относят достаточно малое количество сервисных центров и представительств компании, что создает определенные трудности в процессе обслуживания и ремонта техники. Впрочем, данный недостаток компенсируется простотой конструкции – при необходимости, следуя указаниям руководства пользователя, владелец культиватора сможет самостоятельно устранить большинство неисправностей.
Технические характеристики культиватора Тарпан ТМЗ-МК-03
- Производитель двигателя — Briggs&Stratton;
- Двигатель — бензиновый 4-х тактный — «B&S» Qvantum — (США);
- Мощность двигателя — 6,0 л.с.;
- Сцепление — сухое, автоматическое, центробежное;
- Редуктор — односкоростной, червячный в масленой ванне;
- Глубина обработки максимальная — 200 мм;
- Ширина захвата — 350, 700, 1000 мм;
- Расход топлива — при макс. нагрузке 1.1 л/час;
- Производительность — 0,06 га/час;
- Габаритные размеры (рукоятки управления сложены) — 1300х700х1060 мм;
- Масса — 45 кг;
Модельный ряд и модификации
Модельный ряд культиваторов Тарпан представлен электрическими и бензиновыми аппаратами, что позволяет с легкостью подобрать модель, исходя из личных предпочтений и условий эксплуатации.
Рассмотрим мотокультиваторы, пользующиеся наибольшей популярностью у отечественных покупателей.
Электрокультиватор Тарпан 07 2,2 кВт
Двигатель | Электрический |
Мощность, кВт/л. с. | 2,2/3,0 |
Количество скоростей | 1 вперед |
Ширина культивации почвы, мм | 560 |
Глубина культивации почвы, мм | 150 |
Масса, кг | 45,0 |
Малогабаритный культиватор, оснащенный электрическим приводом, требующим постоянного подключения к бытовой сети переменного тока с напряжением 220 В. Данное обстоятельство ограничивает радиус действия аппарата длиной сетевого шнура.
Модель предназначена для рыхления земли, прополки сорняков, внесения в почву органоминеральных удобрений. Мощности привода достаточно для обработки глинистых участков. Качественный червячный редуктор обеспечивает надежную передачу крутящего момента.
Устройство мотокультиватора Тарпан ТМЗ-МК-03
Мотокультиватор Тарпан-03 имеет модульную конструкцию, что позволяет его не хранить на дачном участке, а перевозить из дому на собственном автомобиле сложив его в багажник. Это достигается благодаря не только навесному оборудованию сменного типа, но и съёмному двигателю американского производства. Он является полупрофессиональным и содержит в своей конструкции всего 1 цилиндр. Двигатель мотокультиватора Тарпан-03 является 4-хтактным, при этом позволяет развивать мощность до 6 л.с., а его моторесурс находится в пределах 1000 моточасов.
Существуют и другие модификации, которые снабжаются двигателями японского производства с меньшей мощностью (всего 5,5 л.с.).
Для передачи мощности рабочим органам применяется червячный редуктор, обладающий большим запасом надёжности по сравнению с ременными и цепными передачами, что продлевает срок эксплуатации мотокультиватора Тарпан-03. Его конструкция расположена внутри масляной ванны. Но, несмотря на все его преимущества, он имеет всего одну скорость.
Ширина захвата может варьироваться в зависимости от используемого навесного оборудования. В стандартной комплектации она составляет 750 мм. При использовании дополнительного навеса его можно увеличить до 1 м. Из подобного оборудования применяются:
- Газонокосилки;
- Грабли;
- Окучники;
- Ротационные фрезы;
- Плуги;
- Плоскорезы;
- Скалыватели льда.
Что касается роторных снегоочистителей, то их также можно использоваться. При этом дальность выброса снега может достигать 5 м. Общий вес конструкции составляет 45 кг. Благодаря этому управление аппаратом достаточно простое. Этому способствует также регулируемая длина и высота рукояток руля.
Мотокультиватор Тарпан-03 в сборке
Навесное оборудование
и его дочерние предприятия выпускают универсальное навесное оборудование, которое подходит не только к культиваторам Тарпан, но и к другим аппаратам отечественного и зарубежного производства.
Широкий ассортимент позволяет подобрать приспособления для любых работ:
- Плуги – для глубокой вспашки грунта с полным оборотом земляных пластов;
- Окучники – используются для нарезания гряд и борозд перед выполнением посадочных работ. Применяются в комплекте с полольниками, которые помогают создать необходимое тяговое усилие;
- Полольники – грунтозацепы с ножами, закрепленные на ступице, предназначенные для прополки междурядий и рыхления грунта;
- Грунтозацепы – улучшают сцепление с поверхностью при обработке рыхлых грунтов;
- Диски боковые защитные – предотвращают повреждение растений фрезами в процессе проведения работ;
- Фрезы типа «гусиные лапки» – предназначены для вспашки твердого грунта;
- Рамы с транспортировочными колесами – используют для перевозки различных грузов.
Устройство
На машине стоит четырехтактный бензиновый двигатель, имеющий охлаждение воздушного типа. В основном это мотор Briggs & Stratton Quantum I/C 650, родом из США. Его мощность составляет 6,5 лошадиных сил. Ряд моделей оснащают японским двигателем GCV-160 Honda, который чуть менее мощный (пять с половиной лошадиных сил). В последнее время для удешевления агрегата стали ставить и китайские моторы Champion, мощность которых такая же, как у «японцев».
Червячный редуктор передает мощность мотора фрезам ротационного типа, оснащенным регулятором глубины вспашки. Он позволяет рыхлить землю, углубляясь на 20 сантиметров.
Ширина вспахивания может составлять 35, 70, а также 100 сантиметров (в последнем случае применяются подпольники). Для перемещения по участку имеются два колеса.
Руль «Тарпана» оснащен органами управления. Он регулируется по высоте, а ручки у него обрезиненные и удобные для захвата. Рулевая штанга дает возможность полностью развернуться и менять наклон.
Основные особенности
Рассматривая особенности мотоблока, можно выделить:
- отличную проходимость;
- комфортное управление;
- простоту заправки.
Что касается первой характеристики, то она обеспечивается благодаря большим колесам, ведь протектор с агрессивным рисунком пройдет по любой поверхности, если даже ландшафт не будет ровным. Рукоятка мотоблока позволяет добиться комфортного управления, ее можно регулировать, что делает эксплуатацию удобной. Топливный бак мотоблока располагается в легкодоступном месте, поэтому в считанные секунды вы сможете дозаправить бак. Его горловина достаточно широка, что облегчает процесс.
Неисправности и ремонт
«Тарпан» культиватор, инструкция по эксплуатации указывает на некоторые причины поломок. Мотор невозможно запустить или происходит с трудом. Это может происходить по причине сбитой настройки регулятора оборотов мотора, или же в карбюратор не подается топливо.
Для устранения данной неисправности нужно:
- Проверить наличие топлива в баке.
- Проверить зазор свечи.
- При необходимости очистить свечу от нагара или провести ее замену.
- Проверить исправность в работе карбюратора.
Также может греться мотор.
Он начинает перегреваться, потому что засорена система охлаждения и воздушный фильтр.
Чтобы двигатель работал при нормальной температуре нужно очистить систему охлаждения и воздушный фильтр, или заменить.
Двигатель не работает на максимальных оборотах. Часто это происходит из-за того, что воздушные фильтры засорены и подлежат замене. Для устранения данной неисправности необходимо очистить или заменить фильтр.
Неисправности часто случаются по вине оператора из-за нерационального использования техники, поэтому прежде чем приступать к работе, обязательно прочитайте инструкцию. Если вы не сохранили оригинал, ее можно найти в интернете, в одной из поисковых систем напишите: «Тарпан культиватор руководство по эксплуатации».
Модельный ряд «Тарпан» постоянно обновляется и усовершенствуется по своим техническим характеристикам.
Недостатки
Как и у любой техники, у Тарпан есть свои минусы:
- Отсутствие заднего хода затрудняет обработку почвы на плотно засаженном участке.
- Во время работы необходимо постоянно нажимать на ручку «газа», из-за чего при длительной обработке устают руки.
- Расположенные под прямым углом фрезы быстро засоряются. Проходя по целинной земле, необходимо регулярно очищать их от корней.
- Замена масла потребует почти полной разборки агрегата: надо снять сцепление и открутить гайки на раме.
- При транспортировке оборудования под углом более 15° возможно попадание масла на воздушный фильтр.
Инструкция по эксплуатации
Прежде, чем начать работу на мотоблоке Тарпан, следует ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. В ней описан принцип обращения с оборудованием и правила безопасной работы.
Кроме этого, в инструкции по эксплуатации предоставлен график проведения технического обслуживания и решение наиболее часто встречающихся поломок.
Если бумажный носитель руководства пользователя затерялся, то на форумах всегда можно найти электронный.
Скачать Руководство по эксплуатации Тарпан
Первый запуск и обкатка
Новым владельцам мотоблок Тарпан поставляется в законсервированном состоянии. Для того, чтобы начать его полноценную эксплуатацию необходимо его расконсервировать:
- Промыть свечу зажигания бензином;
- Подсоединить провод зажигания;
- Собрать отдельные узлы и устройство в целом;
- Залить масло в мотор и КПП;
- Залить топливо.
Производитель рекомендует провести первые 12 часов работы машины в режиме обкатки. В это время не допускается максимально нагружать мотор. Вы должны использовать его на треть максимальной мощности.
По окончанию этого режима необходимо произвести замену моторного масла, поскольку за этот период в нем соберутся твердые частицы.
Обслуживание
Инструкция по эксплуатации рекомендует проводить регулярное ТО мотоблоков Тарпан: