Автобус Ikarus 256. Фото Википедия
Ikarus 256 — автобус, серийно производившийся венгерской фирмой Ikarus с 1977 по 2002 год. Эта модель была почти полностью унифицирована с моделью Ikarus 250, однако длина кузова была на метр меньше и составляла 11 метров. В сравнении с Ikarus 250, 256-я модель стала намного комфортнее и имела много новых возможностей и функций, присущих современным туристическим автобусам. Автобус может работать и как междугородный, и как туристический.
Описание и устройство
Автобус Ikarus 256 ровно на метр меньше, чем модель 250.59. Длина автобуса составляет 11 метров, высота автобуса уменьшилась на 10 сантиметров до 3.10 метра, ширина осталась неизменной в 2.5 метра. Кузов автобуса несущий, вагонной компоновки, выглядит полностью квадратным. Боковая обшивка автобуса состоит из нескольких сваренных стальных листов, довольно прочная и легко ремонтируется.
Универсальный автобус Ikarus 256. Фото Википедия
Колёса автобуса, в отличие от Ikarus 250 (большинства модификаций) и Ikarus 255 изредка являются дисковыми; они идентичны колесам, применявшимся на ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ и многих других грузовиках и автобусах производства 1970—1990 гг. Размер колес примерно 280R, сами шины типа 11.00 R20. Двигатель располагается под задней панелью, он стал мощнее, чем у автобусов 250.59 и 255 моделей, однако глушитель недостаточно хорош, отчего работа двигателя сильно слышна, особенно на подъемах и при небольшой скорости движения. Больше стал объем багажного отсека.
Дизайн. В СССР, в основном, поставлялись автобусы с окраской по схеме белая юбка, ярко-красные борта и верх (по такой же схеме с 1980 года стали окрашиваться и автобусы серии Икарус 250.59). Дизайн передка автобуса очень похож на дизайн 250-й модели — бампер черного цвета, большой, сварной, на бампере размещается государственный номер и противотуманные фары (нижняя часть бампера). Выше располагается воздухозаборник, он ничем не прикрыт, на нем ставится эмблема Ikarus с модельным номером автобуса. Фар 4, по две с каждой стороны, они оснащены линзовым покрытием и имеют очень большую мощность.
Ветровое стекло — панорамное, очень большого размера и разделено пополам. Стеклоочистители перемещаются с помощью тяговых рычагов и могут работать в 3 режимах. Также может устанавливаться бачок с пеной для омывания стекла, правда в большинстве автобусов эта функция отсутствует. Боковые стекла небольшого размера, идентичные другим автобусам Ikarus, боковое зеркало с правой стороны в форме «уши зайца». Задняя часть автобуса такая же, как и у автобусов 250-й серии: обшивка представляет собой один стальной лист, светотехника не изменилась. Задний бампер стальной сварной.
Салон. Двери одностворчатые. Привод передней двери полностью автоматический (в 250 и 255 моделях автоматически открывались обе двери). Остеклены обе двери. Салон модернизированный и более комфортабельный по сравнению с подобными моделями. В автобусе имеется 10 рядов сидений с местами для пассажиров и, кроме того, 5 мест сзади. Все сиденья установлены на помосте, они гораздо комфортабельнее тех, что устанавливались на Ikarus 255, мягкого типа и на двадцать сантиметров выше. Сидения покрыты синтетической тканью.
Еще одной особенностью конструкции является возможность раздвинуть сиденья на специальных рельсах на несколько сантиметров друг от друга. Проблема тесноты была частично решена путём уменьшения количества кресел до 45. Есть также подставка для ног с возможностью регулировки (в 250 и 255 модели такой возможности не было).
Настил пола салона из линолеума, но недостаточно качественного, ввиду чего он быстро становился грязным и мокрым, если по нему ходили в грязной и мокрой от осадков обуви. Большим достоинством стали большие и светлые занавески, гораздо лучше защищающие от солнца, чем стандартные, красного цвета (дело в том, что окна Ikarus 200-й серии не тонировались).
Автобус Ikarus 256. Фото Википедия
5 кресел заднего ряда создают своеобразный спальный диван, который является очень удобным, например для пассажиров с маленькими детьми. Последний ряд (сиденья № 41-45) расположен на двух ступенях. По бокам последнего ряда имеются дополнительные окна.
У этого автобуса вентиляция значительно лучше, чем у предшественников: у него есть как принудительный обдув через люки, так и искусственный через сдвижные форточки. В салоне установлены светильники лампового типа, хотя освещение намного хуже чем у современных туристических автобусах, использующих несколько рядов подсветки в количестве 50-70 штук.
Еще одним нововведением является наличие телевизора, ставшего привычным для новых автобусов. Недостатком, по сравнению с автобусом Икарус-250, стали багажные полки. В Икарусе-250 они были цельными с установленными системами индивидуального кондиционирования и освещения. В автобусе Икарус-256 они напоминали таковые у базовой модели Икарус-255, то есть состояли из металлического, обшитого резиной каркаса с натянутой матерчатой сеткой.
Кабина водителя открытого типа, приборные панели и руль остались почти неизменными. Руль Raba с гидроусилителем, коробка передач на 7 ступеней (включая «R») коробка передач типа ZF, педали не изменились — педаль акселератора небольшого размера и похожа на педаль в легковом автомобиле, педаль тормоза прямоугольная большого размера.
Приборная панель осталась неизменной: тахометр располагается слева, вспомогательные приборы справа, а классический «Икарусовский» спидометр, размеченный до 120 км/ч, располагается справа. На правой части вспомогательной панели располагается большинство клавиш и радио. Отдельной двери из кабины водителя нет, поэтому некоторые приборы расположены и на левой панели.
Динамика. В скоростных показателях автобус почти не уступает лайнерам того времени, за пределами города он передвигается в среднем со скоростью 70-80 км/ч и может развить скорость свыше 100 км/ч. Поэтому Ikarus 256 — универсальный автобус, который может работать как междугородный, туристический, экскурсионный, изредка — даже как городской.
Модификации
За время производства Ikarus 256 выпускались следующие модификации:
- Ikarus 256.21Н (С 2000 по 2002 год);
- Ikarus 256.44;
- Ikarus 256.50;
- Ikarus 256.51;
- Ikarus 256.54;
- Ikarus 256.74;
- Ikarus 256.75.
Отзывы пассажиров
Бампер автобуса Ikarus 256. Фото Википедия
В салоне можно свободно разместить до 50 человек (точнее 47). Зона для сидения расположена в два сплошных ряда на незначительных возвышенностях вдоль стен.
Кресла очень удобные. При желании откидывается главная спинка, если пассажир решил лечь спать в дороге или немного отдохнуть. Но некоторые пассажиры, которые расположены сзади, отмечали при этом значительный дискомфорт. В таком виде спинка фронтального кресла оказывает давление на ноги. Это касается людей с показателем роста выше, чем средний.
Сверху была размещена специальная полка, где внедрен встроенный механизм вентиляции. Также установлены индивидуальные лампы, чтобы пассажир во время дороги мог читать книгу. Но, цельные боковые, большие окна не дополнены форточками. В летний сезон в автобусе циркуляции воздуха можно было достигнуть лишь благодаря верхнему люку.
Во время езды Ikarus 256 плавно передвигается, издавая установленный показатель шума. Нередко внутри был ощутим запах выхлопных газов. Морозной зимой внутри могло быть одинаково как тепло, так и прохладно. Но этот фактор зависел от водителя. Стремление сэкономить на топливе отрицательно сказывалось на мнении пассажиров об автобусе.
Отзывы водителей
Среди всего остального отдельно выделяется слаженная работа рулевой системы. Тормозная система довольно-таки автономно работает, но требует грамотной регулировки.
Педаль сцепления активируется очень легко, она дополнена пневмогидроусилителем. Область, где расположилась водительская кабина достаточно высокая, в некотором роде она похожа на квадрат. Благодаря этому управление становится легким. Гидроусилитель функционирует бесперебойно, с установленной стабильностью.
Управлять автобусом также просто, как легковым авто. Показатель веса автобуса в те времена превышал 15 тонн.
Среди минусов рулевой системы владельцами авто отмечается крайне большой поворотный радиус. Однако все зеркала в автобусе удобные и информативные.
Артефакты из прошлого
Чилаут из убаюкивающего урчания дизеля под аккомпанемент заднего моста, изредка перемежающийся элементами дабстепа при переключении передач, – отличный фон для историй Степана о прошлом автобуса.
– Пробег на одометре приближается к пятистам тысячам километров, но думаю, что к ним можно смело прибавлять миллион. Или второй круг, или менялся спидометр. Об оригинальности пробега сложно судить, но обычно автобусы ездят не меньше ста километров в день, как правило, даже значительно больше. Этот Ikarus какое-то время возил заводскую футбольную команду, от нее даже остался трафарет. Интересный артефакт.
В свое время оптика на «венгров» была дефицитом, поэтому водители выцарапывали на «поворотниках», чтобы их не переставили на другой автобус, госномер. Здесь на них можно рассмотреть «37-00».
Салон полностью оригинальный, по нему не делалось ничего. Чехлы, которые надеты на сиденья, защитили от износа «родную» обивку. Судя по всему, на автобусе работали очень хорошие водители, которые его любили. А Ikarus просто заставляет себя любить.
Вот еще пример любви водителей к автобусу – коврик в нише на панели. Или квадратики на руле и поручнях. Я не убираю этот тюнинг, ведь это история автобуса. Не представляю, сколько нужно было заморачиваться, чтобы приклеить это все, да еще и сделать из такого материала, что он спокойно дожил до 2022 года.
Вместе с автобусом досталось много оригинальных элементов салона в хорошем состоянии, на полке обнаружилась даже оригинальная аптечка с венгерскими лекарствами.
После покупки очень жалел, что на бортах не сохранилась родная табличка с надписью Ikarus на голубом фоне, а через полгода нашел ее между полками в баре в идеальном состоянии. Пока так и лежит, так как боюсь, что могут украсть.
Основные сведения, характеристики
- Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Ikarus (Икарус) — венгерская автобусостроительная компания, специализировавшаяся на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Основана в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская в Будапеште. В 1980-е годы вышла на годовой объём выпуска до 12 тысяч машин в год, что поставило «Икарус» в число крупнейших в Европе производителей автобусов. В настоящее время — небольшая частная компания.
- Назначение. Междугородный, туристический, экскурсионный, может эксплуатироваться на городских маршрутах.
- Класс. Большой.
- Тип кузова. Несущий, вагонной компоновки.
Экстерьер
Стандартно автобус окрашивался в красный цвет с белой полосой по бортам.
Практически все модификации очень схожи и оснащены одинаковыми деталями обвеса. Это объемные металлические бамперы со встроенными противотуманными фонарями, узкая радиаторная решетка с четырьмя круглыми фарами. На «Икарус 256» установлено обзорное лобовое стекло с центральной разделительной перегородкой. Автобус имеет две двери, расположенные в передней и задней частях кузова. Задняя открывается вручную, а передняя оснащается пневмоприводом.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. RABA D10 UTSLL-155,P6 ТД.
- Тип. Дизельный.
- Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.
- Рабочий объем, л. 10,35.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 154 (210).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 883.
- Расположение двигателя. Заднее.
- КПП. CSA S6 90U механическая шестиступенчатая.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая, на двух пневмобаллонах, две продольные реактивные штанги, два амортизатора-Зависимая, на четырех пневмобаллонах, две продольные и две А-образные реактивные штанги, четыре амортизатора.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. В идеальном случае рассматриваемая модель берет до 30 литров на 100 км. Но у многих автобусов это число в пределе 30 литров/100 км. На неровном дорожном полотне и при существенном перегрузе расходная составляющая может увеличиться еще на 15 литров при расстоянии в 100 км. Топливная емкость в модели крайне вместительная. При полноценной заправке бака горючее полностью расходуется на протяжении 1000 км пути.
- Максимальная скорость, км/ч. 106 (120).
Зона водителя
Водительское место выполнено в виде кабины открытого типа. Все оснащение водительского места осталось практически неизменным, за исключением мелких дополнений и используемых материалов. Все органы управления и информационные приборы расположены довольно удобно. Все сделано для того, чтобы водитель чувствовал себя не менее комфортно, нежели люди в салоне, не переутомлялся и мог управлять транспортным средством достаточно длительное время. Отдельная дверь для водителя не предусмотрена конструкцией кузова, поэтому часть оборудования расположена с левой стороны от шофера.
Что надо знать об особенностях вождения
Во время тест драйва автомобиля было показано, что при грамотной подготовке управлять транспортом просто и легко. Водитель всегда хорошо ощущает размеры транспорта, так как его кузов по своим размерам похож на квадрат. Переключать передачи тоже очень легко, ручка и коробка быстро реагируют на задания, но иногда с ней просто очень сложно свыкнуться.
Стоит обратить внимание, что во время остановки двигателя продолжать накат на нейтральном положении рычага коробки передач нельзя. Тогда произойдет остановка гидроусилителя и выход его из строя. А это малоприятное удовольствие. Данная ситуация крайне опасна, так как провести поворот водителю будет очень трудно.
Можно мотор заглушить прямо на ходу, и делается это быстро. Во время спуска запрещено долго нажимать на педаль тормоза, потому что сами диски плохо охлаждаются.
Если произошел перегрев, тормозная система может отказать. Поэтому важно активировать необходимую скорость и «гасилку» (напольную кнопку), что позволит уменьшить подачу горючего к мотору. Так получится создать усиление тормозов. Если активировать данную кнопку во время спуска на «нейтралке», двигатель остановится, а рулевая система просто перестанет поворачиваться.
О нюансах
По городу очень автоматической коробки передач здесь не хватает. Мне же надо сцепление выжать, передачу переключить, за оборотами следить, чтобы не дергал, а плавно трогался. Чтобы зад никому не смять впереди стоящему. А другой электроники тут не надо — все нужное есть.
Люфт еще вот был небольшой. Сейчас-то побольше, где-то 150 — я за 32 года рулевое не делал ни разу, износ уже. На ТО 2 механики нынешние побаиваются его поднимать. Кузов снизу подгнил в некоторых местах, и когда «вывесить» автобус надо, то все смотрят — не сорвется ли. Шутка ли, 11 тонн накроет. Зимой вот с ним сложно, если не в теплом боксе стоит. Он же на воде, а не на антифризе, как сейчас многие автобусы. Чтобы не замерз — каждые два-три часа надо заводить — греть. Котел подогрева включать, радиатор закрывать с двух сторон. С вентилятора снимали ремни, чтобы не работал и только помпа водяная качала. Тогда двигатель дольше не остывает.
Электрооборудование автобуса «Икарус 256»
Технические характеристики электрооборудования и оснащения имеют следующие показатели.
Рабочее напряжение бортовой сети равно двадцати четырем вольтам. Машина комплектуется 2 аккумуляторными батареями емкостью 182 ампер-часа. Включается питание путем подключения массы на кнопке возле переднего бампера. На двигателе установлен генератор AVF VG901, который генерирует 75 ампер и 28 вольт напряжения. Запуск мотора осуществляется стартером AVF IV522. Мощность его — 5,4 кВт. Блок предохранителей размещен в кабине шофера.
Итог обзора
В целом автобус венгерской фирмы имеет неплохие характеристики и обладает высокой надежностью.
Несмотря на появление новых разработок в данном классе автобусов, старый «Икарус» остается на линии конкурентоспособности и до сих пор широко используется. Вот еще один факт, который говорит о популярности модели «Икарус 256». «Омси» — игра-симулятор, в которой каждый желающий может попробовать себя в качестве водителя туристического, экскурсионного или же рейсового автобуса. В этом проекте также использована точная копия рассматриваемого детища венгерских производителей.
Итак, мы выяснили, какие имеет автобус «Икарус 256» технические характеристики, салон и экстерьер.
Отличия в параметрах моделей разного назначения
Параметры | Туристические | Междугородные | Городские | Пригородные |
Назначение | Для преодоления значительных расстояний с обеспечением комфорта для пассажиров | Для преодоления средних и значительных расстояний с обеспечением комфорта для пассажиров | Для передвижения в черте города по дорогам с качественным ровным покрытием | Для преодоления малых и средних расстояний по дорогам с неидеальным покрытием |
Расположение пола | Высокопольные | Высокопольные | В большинстве случаев низкопольные | Высокопольные |
Компоновка салона | Багажные отсеки. Большое количество сидячих мест, а, соответственно, узкие проходы. Комфортные сиденья. | Багажные отсеки. Большое количество сидячих мест, а, соответственно, узкие проходы. Комфортные сиденья. | Значительной вместимости способствует сравнительно малое количество пассажирских кресел и большие накопительные площадки. Широкие проходы. Крупногабаритные двери. Удобные поручни. | Большое количество сидячих мест. Возможность развивать значительную скорость. |
Габаритные размеры | В основном большие | В основном большие | В основном большие и особо большие | В основном большие |
Особенности | Интересный дизайн, использование новых для конкретных периодов времени решений, комфортабельность, обширный перечень модификаций, создание адаптированных для определенных условий эксплуатации машин | Интересный дизайн, использование новых для конкретных периодов времени решений, комфортабельность, обширный перечень модификаций, создание адаптированных для определенных условий эксплуатации машин | Значительная вместимость, применение новейших решений и технологий | Разработка и внедрение новых эффективных решений, комфортабельность для пассажиров и удобство для водителя |
Историческая справка
«Икарус-256» производился с 1977 года. До 1998 года он выпускался в Венгрии. Ныне модель снята с производства. Однако на отечественных дорогах еще можно достаточно часто встретить этот автобус. В СССР представленное транспортное средство поставлялось по заказу правительства. Общее количество машин, которые были импортированы в нашу страну, составляет около 150 тыс. единиц. Туристические «Икарусы» представленной модели ввозились в количестве 10 тыс. единиц в год.
В 90-х годах производство этого автобуса было налажено в Польше, Чехии и Венгрии и еще нескольких стран. В это время «Икарусы» были очень популярным видом туристического транспорта. Их востребованность объяснялась стабильным госзаказом. При этом стоит учесть, что в 90-е годы уже производилось множество более комфортабельных автобусов других брендов, которые превышали «Икарус» по техническим и эксплуатационным характеристикам.
Вплоть до 2000 годов 256-я модель была популярна среди водителей. Запчасти для автобусов этой марки можно было найти повсеместно, в том числе на балконах водителей разных автопарков. Однако в эти годы востребованность «Икарусов» постепенно начала снижаться, так как эти автобусы были сняты с производства. На их место пришли более современные модели с кондиционерами, кофеварками и туалетами.
От автора
Новенькие Икарусы 256 – неутомимые странники, а старые – скитальцы. Скитальцев все больше, а условно новых машин все меньше. Последний раз на такой шикарной «карете» я катался 4 года назад (история завода в Пеште, кстати, начиналась с каретной мастерской). Автобус был древний, в крайне неухоженном состоянии: с подгнившей облицовкой, раздолбнными стеклами, сидения продавлены, неимоверно дымил и тряс меня по родным трассам межобластного значения все 14 часов пути. Но довез! И не удивительно – ресурс двигателей у этих машин порядка 1 млн. км до первой «капиталки».
Но были у «венгров» и лучшие времена. Когда они новенькие стремительно мчались по дорогам советских республик, а в комфортных сидениях с двумя(!) типами регулировки мягко путешествовали наши мамы, папы и дедушки с бабушками. Ребенком я этот период тоже застал. Всегда удивляло: как может быть резина на окнах такой черной и гладкой, а не растрескавшейся? Как может сама выдвигаться вперед дверь на мощных трубах? Как вообще может быть таким красивым автобус? Оказывается – может!
Мотор
Движок в автомобиле выделяется своими 6 цилиндрами. Используемый двигатель от Раба-MAN представлен атмосферным типом. Он характеризуется блоковым расположением. Мотор расположен в задней кузовной части транспорта.
Двигатель, во время продолжительной работы начинает пускать клубы дыма. А при стоянке на полу можно увидеть несколько луж масла. Это было обычное дело для любого транспорта в те времена.
Мощности двигателя крайне мало, чтобы преодолевать горные дороги, но для городских условий города этого достаточно. Поэтому переезд по данной местности станет мучительным не только для пассажиров, но и для водителей. В таких условиях нужно ездить на скорости до 33 км/час. При этом двигатель в любой момент может задымить и перегреться.
Запчасти
Чтобы у водителя появилась возможность провести ремонт транспорта во время поездки, он должен был иметь при себе основные комплектующие на всякий случай.
Повредиться или перестать исправно работать могли любые детали ходовой. И это особенно касалось деталей автобусов с большим пробегом. Водители транспортного средства осознавали, что в багажном отсеке необходимо возить полный набор деталей. При возникновении внештатной ситуации всегда была возможность устранить неисправность своими руками.
Продвинутые шоферы знали, что лучше сразу покупать несколько комплектов деталей. Также приобреталось несколько литров моторного масла, а еще дополнительные шланги и пару кранов полового уровня. Многие водители еще со времен Союза брали с собой в дорогу запаску, тормоза и т. д.
Ремонт автобуса этой серии мог возникнуть в различных ситуациях. Следует обратить внимание, что запчасти для автобусов всегда находились в свободном доступе. Помимо качественного ремонта, могли требоваться системные регулировки. Это крайне важный момент, потому что показатель напрямую влиял на эксплуатационные характеристики автомобиля и уменьшение топливного расхода.
Бортовая электрика
Сеть в представленных транспортных средствах рассчитана на 24 В. В системе предусмотрено 2 довольно габаритных АКБ. Они обеспечивают запуск двигателя, а в мороз еще и обогревателя. Последний, в свою очередь, является автономной печью. Она предназначалась для нагрева антифриза, который, в свою очередь, обогревал мотор перед началом запуска мотора.
Если неправильно настроить краны антифриза, а также исключить из системы автоматику, автобус мог просто загореться.
Электрика автобуса довольно простая. Однако некоторые ее компоненты выходят из строя со временем. Они восстановлению не подлежат. К таким элементам относятся омыватели стекол, регулятор работы дворников, некоторые клапаны и датчики.
Рассмотрев особенности и характеристики «Икаруса-256», можно сложить впечатление об этом легендарном автобусе своего времени. Эти машины порой можно встретить на отечественных дорогах и поныне.
Как говорят в Венгрии: «ту би континью»
В период 1953-2003 гг. (50 лет!) в Советский Союз, а потом и в РФ, венгры поставили 150 тыс. автобусов. После распада СССР Икарушу (именно так называют его на родине) пришлось туго: завод несколько раз менял собственников, разделялся, объемы производства упали. В 2003 г. основное производство в Секешфехерваре было закрыто. Мелкосерийная сборка велась на различных предприятиях как в Венгрии, так и в России до 2006 г. В 2007 г прекратили работу и другие подразделения бывшего Икаруса.
Но само предприятие не перестало существовать. В январе 2010 завод восстанавливает свою деятельность, живя капремонтом старых машин и выпуском традиционной продукции. Уже в марте 2013 г. был представлен новый Ikarus Tr187.2, созданный в кооперации со Skoda.
А в конце прошлого 2013 г., мелькнула информация, что готов новый модельный ряд, который намерены поставить на конвейер в 2014 г. Презентация намечалась на эту весну в Будапеште.