Китайский мотор, финские мосты: тест-драйв самого быстрого КамАЗ в мире
После разгона и прыжка гоночный КАМАЗ способен пролететь несколько метров, и мягко приземлиться на все четыре колеса.
На первый взгляд, ничего особенного здесь нет, поскольку такая картина имеет место всякий раз, когда команда «КАМАЗ-мастер» выезжает на ралли «Дакар». Но если не смотреть это по телевизору, а оказаться в кабине этого гоночного грузовика, ощущения будут совершенно иные.
В кабине гоночного грузовика ощущения совершенно другие
Команда и ее традиции. Команда «КАМАЗ-мастер» имеет отличную традицию – летом и осенью собирать представителей прессы с целью рассказать и показать, чем живет легендарный коллектив. Обязательной частью такой программы становится поездка на спортивном камине (так называют гоночный грузовой автомобиль), продолжительностью 20 минут на специальном полигоне для испытаний.
Но вначале стоит сказать несколько слов о самой команде. Это совсем не гараж небольшого размера, а отличная и огромная база, где выполняется постройка и ремонт автомобилей. Здесь самостоятельно делаются рамы, форсируются моторы, по причине чего штат сотрудников «сборной по автомобильному спорту» составляет порядка 200 человек.
Поэтому, наблюдая за моментами, когда команда из России будет громить очередного соперника на машинах иностранного производства, стоит иметь в виду, что это является результатом кропотливой и тщательной работы. Немалую роль в этом играют партнеры команды. За все основные моменты ответственность несет известная компания Total – в спортивные КАМАЗы залиты только масла и жидкости, рекомендованные специалистами этой компании после тщательного отбора.
Конструкция автомобилей. Устройство боевых машин заслуживает отдельного рассказа, так как ни для кого не секрет, что от серийных автомобилей там нет практически ничего. Это соответствует действительности, так как от товарной машины компания взяла для установки на гоночные только кабину. Но это является нормальным, так как конкуренты в большей части случаев поступают так же.
Поездка на автомобиле стала намного комфортнее после сделанных улучшений, но все же ощущения захватывают.
В этом и состоит искусство создания проектов для многотонных грузовых автомобилей спортивного назначения. Разрешается брать любые компоненты от любого производителя, но из них требуется собрать быстрый, легкий и надежный автомобиль. Следующим этапом будет настройка машины, а управлять ей будут опытные пилоты, штурманы, обслуживать опытные механики.
Теперь о составных частях: мосты поставляет финская Sisu, автоматические коробки — американская Allison, амортизаторы — голландская Reiger. Силовая установка же китайского производства – DCEC, несмотря на то, что немало людей ошибочно называют двигатели объемом 13 литров «Камминсом». В команду они приходят в стандартной комплектации, мощностью 400 л.с., где инженеры уже доводят мощность до 1000 л.с. Смазка выполняется правильно подобранным маслом, предоставляемым техническим партнером команды – компанией Total.
Поездка на автомобиле стала намного комфортнее после сделанных улучшений, но все же ощущения захватывают. До 100 км/ч машина разгоняется на грунтовой дороге за 10 секунд на «механике», с «автоматом» за 6 секунд. Для управления нужно не только отличное зрение, стальные мышцы и скорость от природы, но также и фантастическое умение чувствовать габариты.
Заключительной частью поездки стал фирменный трюк в виде разгона и прыжка с полуметрового трамплина, во время которого присутствует ощущение зависания в воздухе.
Заключение. Заключительной частью поездки стал фирменный трюк в виде разгона и прыжка с полуметрового трамплина, во время которого присутствует ощущение зависания в воздухе. После приземления, во время парковки пилотом машины, имеется возможность перевести дух.
КАМАЗ-65807. Мощнее, крупнее и тяжелее
Не прошло и года после дебюта перспективного пятиосного карьерного самосвала КАМАЗ-65805, как Камский автозавод продемонстрировал потенциальным заказчикам еще более тяжелую машину, которая больше по массе, по мощности и по габаритам. Новинка с колесной формулой 10х6 получила обозначение КАМАЗ-65807.
На первый взгляд, новый камский карьерник внешне неотличим от прошлогоднего дебютанта. Но если присмотреться, нельзя не обратить внимания, что у него шире и кузов, и колея. То есть КАМАЗ-65807 по габаритной ширине больше не вписывается в ограничения для свободного перемещения по дорогам общего пользования. Почему? На такой шаг конструкторы пошли, решая сразу две важные задачи.
Во-первых, по словам одного из разработчиков, самосвал снабдили увеличенным по ширине кузовом для того, чтобы его было проще загружать карьерными экскаваторами: прежний кузов оказался недостаточно широк для их здоровенных ковшей. Как результат, геометрический объем самосвальной платформы вырос с 26 до 30 кубов.
Во-вторых, поскольку увеличился объем перевозимого груза, значит, увеличилась и его масса – она выросла на пять тонн. А раз так, то пришлось усиливать конструкцию ходовой части, в частности – использовать более грузоподъемные мосты. Здесь они также поставлены компанией SISU, но допустимая нагрузка на каждый из передних выросла с 11 до 13 тонн, на каждый из задних – с 21 до 23 тонн. Колея у таких мостов больше, они тоже делают самосвал шире предельных для дорог общего пользования 2,55 м.
В результате внесенных в конструкцию пятиосника вышеназванных изменений, при грузоподъемности в 65 тонн полная масса КАМАЗ-65807 достигла 95 тонн против 85 тонн у КАМАЗ-65805. Понятно, что прибавка веса потребовала оснастить новый самосвал не только более грузоподъемными мостами. В частности, он получил самую мощную модификацию камазовской рядной «шестерки», развивающую уже не 500, а 550 л.с., а также раму с дополнительным усилением. Такая рама получилась несколько выше, поэтому, чтобы не выйти за 4-метровый габарит по высоте, разработчики скрепя сердце пошли на применение шин меньшего радиуса. А подобрать среди них такие, которые уверенно держали бы требуемую нагрузку, оказалось непросто – чтобы их не перегружать, пришлось даже принудительно ограничить скорость самосвала с заполненным кузовом значением в 40 км/ч.
Помимо отличий, в конструкции двух камских пятиосных карьерных самосвалов есть и схожие технические решения.
Одно из них – оригинальный механизм управления колесами последнего, пятого моста, которые поворачиваются вместе с самим мостом вокруг центральной вертикальной оси. Такое решение, безусловно, упрощает и удешевляет конструкцию, но одновременно вводит ограничения как по максимальной скорости маневрирования, так и по углу поворота задних колес. За скоростными показателями начала маневра следит электронный ограничитель, а угол поворота ограничен значением всего в 6о – больше нельзя, поскольку пятый мост тоже ведущий, то есть подключен к трансмиссии, будучи соединен с ней карданом. Интересный момент: поворот пятого моста осуществляется с помощью двух мощных гидроцилиндров, установленных вдоль задней оконечности рамы.
Второе техническое решение в конструкции камских пятиосников, которое стоит отметить, – использование гидропневматической подвески трех задних мостов. Помимо таких очевидных ее преимуществ, как возможность поддерживать постоянную жесткость и перераспределять массу между осями, назовем еще одно: с помощью гидравлики можно выровнять самосвал на поперечном уклоне – это важно при разгрузке, поскольку вместе с подъемом кузова поднимается и центр масс, из-за чего даже слегка наклоненная вбок машина может потерять устойчивость и опрокинуться – такие случаи нередко происходят с самосвальными автопоездами. Отметим, что, если этот наклон все же окажется больше допустимого, автоматика не даст самосвалу поднять кузов – придется искать более ровную площадку.
В этом году оба камских карьерных пятиосника отправятся в распоряжение одной из добывающих компаний для долговременных испытаний в условиях реальной эксплуатации. Если эти испытания пройдут без серьезных замечаний, то после устранения в конструкции всех выявленных недочетов КАМАЗ-65805 и КАМАЗ-65807 планируется сертифицировать и запустить в серию в 2023 году.
Стоит ли ждать от КАМАЗа еще более тяжелого самосвала? Ведь ранее завод заявлял о планах довести грузоподъемность своих карьерных машин до 70 тонн? На самом деле воплотить в жизнь эти планы не так просто: как видим, при существующих агрегатной базе и компоновочных решениях уже исчерпаны резервы по мощности двигателя, по габаритной высоте, по нагрузкам на шины. Да, и по возможностям трансмиссии тоже: если у КАМАЗ-65805 автоматическая гидромеханическая коробка передач Allison 4700 работала с некоторым запасом, то в паре с отличающимся увеличенными выходными характеристиками двигателем КАМАЗ-65807 она уже подошла к пределу величины передаваемого крутящего момента.
Впрочем, в резерве у завода есть еще более мощные модификации новой камазовской рядной «шестерки» – для армейских грузовиков. Правда, пока в качестве опытных образцов и с менее высокими экологическими характеристиками. Естественно, не составит труда подобрать и другую коробку передач – тут все определяет цена вопроса. А выросшему в высоту из-за применения более крупных колес самосвалу можно перемещаться по дорогам общего пользования на технологических колесах с пониженным профилем шин. Впрочем, реализуй специалисты КАМАЗа в конструкции 70-тоника все перечисленное, и у них получится уже совсем другая машина!
Константин Закурдаев
10х6КАМАЗ-65805КАМАЗ-65807Карьерный самосвалМайнингмайнинговый самосвалпятиосныйсамосвал КАМАЗСТ-КТтяжелый КАМАЗ
Tweet
Самый быстрый грузовик на реактивной тяге
Последние 10 лет самым быстрым грузовиком считался Shockwave, построенный на базе Peterbit, у которого установлен реактивный двигатель на 36 тысяч лошадиных сил. Но этот рекорд уже давно был побит! Речь идёт об автомобиле Hawaiian Eagle, оборудованном на базе Ford 1940 года. Сейчас им владеет некий Шеннен Сейдел с Гавайев. Машина оборудована 2 независимыми реактивными двигателями по 6000 лошадиных сил каждый. И она практически в 1,5 раза меньше весит, чем Shockwave, что и позволило автомобилю развить большую скорость.
Текущий зафиксированный рекорд для Hawaiian Eagle (он также официально внесён в Книгу Рекордов Гиннесса) составляет 655 километров в час. Автомобиль нередко участвует в международных выставках грузовых авто под именем «AfterShock». При этом владелец грузовика уже давно выложил в YouTube подробную схему, как можно самостоятельно оборудовать такой же автомобиль с детальным описанием всех технических нюансов, узлов.
Теоретически каждый сможет сделать такой грузовик в своём гараже. Но нужно понимать, что использовать его на дорогах общего назначения запрещено.
Мощь и грация «гавайского орла»
Воодушевлённый успехами Phoenix Хипа и Слэйгла, американский любитель Шэн Сэйдл с энтузиазмом профессионала пошёл по неизведанному для грузовиков пути – установил спаренный реактивный двигатель! Шэн старался доказать, что подчинить реактивную тягу, не отрываясь от земли, возможно. Воистину, безумству храбрых поём мы песню! То ли сработал карточный закон везения новичков, то ли тяжёлый грузовик на базе фордовской пожарной машины образца 1940 года, то ли турбины Ролс Ройс, но в 1998 году Шэн установил в американском Брайнерде рекорд скорости – 655 км/ч!
Неслыханный рекорд гавайского орла не побит до сих пор!
Но традиционный тормозной парашют, слава, аплодисменты, почётная бесплатная сигара спонсоров припарковали табун в 12 000 лошадей и теперь «Гавайский орёл» никому не нужен, даже за 55 000 USD.
Ещё по теме: Грузовики в Южной Америке
Самый быстрый советский грузовик
В данной категории первенство занимает малоизвестный ЗИЛ-113Г. Модель базируется на ЗИЛ-114. Создана для транспортировки агрегатов, узлов и топлива для обслуживания в экстренных условиях автомобилей «первых лиц» СССР. Установленный мотор обладает мощностью 300 лошадиных сил и развивает максимальную скорость в 170 км/ч.
Но в серийное производство данная модель не попала. Всего выпустили лишь 4 таких авто, и все они сейчас хранятся у частных коллекционеров.
Итого: разумеется, что такие быстрые грузовики именно для транспортировки груза покупать для последующей модификации никто не будет. Они являются своего рода музейными экспонатами и созданы преимущественно для демонстрации технического совершенства. Но знать о их существовании, как минимум, любопытно.
Самый быстрый серийный грузовик
В данной категории уже десять лет подряд фаворитом остаётся Scania R730 в модификации с 16-литровым бензиновым двигателем на 730 лошадиных сил. Производитель заявляет, что максимально возможная скорость, которую способен развить данный грузовик, составляет 200 км/ч. Но на практике водителям удавалось получить и 227 км/ч.
На текущий момент производство Scania R730 прекращено, поэтому купить можно только б/у вариации. В США средняя стоимость автомобиля на вторичном рынке — всего 30-40 тысяч долларов. А всё из-за того, что он считается неактуальным (слишком большой расход топлива, не по всем дорогам можно ездить). Но производитель при этом до нынешних пор занимается сервисным обслуживанием данной модели.
Самый быстрый дизельный грузовик
И это — Phoenix. Построен на базе International K-7 Карлом Хипом. Штатный мотор тягача заменили на 6-цилиндровый двигатель Detroit Diesel 16V92, суммарным объёмом чуть больше 24 литров. И дополняют данную конструкцию 2 компрессора, подающих под давлением топливную смесь в камеру сгорания, а также 4 нагнетателя, которые обеспечивают постоянный приток воздуха, необходимого для сжигания топлива. Силовая установка обеспечивает мощность порядка 4000 тысяч лошадиных сил.
При своём весе в 8,5 тонн Phoenix удалось разогнать до 436 км/ч, но предварительно пришлось установить авиационные шины на его шасси. Никакие другие подобную нагрузку выдержать не смогли. Стоит напомнить, что примерно такой же рекорд скорости удалось установить на одном из самом «продвинутом» серийном спорткаре Bugatti Veyron.