На большей территории нашей страны зима – нормальное явление. Очень часто температура опускается гораздо ниже десяти градусов. Когда ее значения оказываются достаточно низкими, возможностей штатного отопителя автомобиля порой не хватает для прогрева салона, особенно если он имеет большие объемы. Да и ночевка при работающем моторе – не самый лучший отдых. Тем более, если она запрещена, как это принято на платных парковках. В таких случаях, автономный отопитель салона, будет лучшим вариантом для разрешения противоречий в сложившейся ситуации.
Общая конструкция «автономки» и принцип работы
Автономные обогреватели салона отличаются конструктивно, однако, в общих чертах, устройство состоит из:
- камеры сгорания;
- теплообменника;
- вентилятора;
- топливного бака (в некоторых моделях);
- рукава, предназначенного для подачи воздуха в камеру сгорания и отвода отработанных газов;
- в комплект поставки входят топливная трубка, насос топливопровода, провода и крепежи.
Что касается принципа работы автономного обогревателя, то он выглядит следующим образом:
- В камеру сгорания поступает холодный воздух, нагнетаемый вентилятором в зону жаровой трубы;
- Нагретый таким образом воздух возвращается в салон автомобиля;
- Продукты сгорания уходят через термостойкий рукав;
- Устройства, которые дополнительно выполняют предпусковой прогрев двигателя, имеющий общий контур с системой охлаждения.
Из чего состоит система предварительного прогрева двигателя (жидкостного типа)
При запуске мотора в диапазоне отрицательных температур, из-за высокой вязкости масла повышается износ деталей, увеличивается крутящий момент, нарушается процесс образования горючей смеси, снижается компрессия. В зимнее время пуск двигателя, в особенности дизельного, без прогрева затруднен.
Основная функция предпускового подогревателя — обогрев двигателя и салона. На некоторых автомобилях устройство входит в комплектацию как опция, но при необходимости может быть установлено дополнительно.
Комплект оборудования состоит из:
- котла и камеры сгорания;
- радиатора;
- топливной системы трубопроводов;
- топливного насоса;
- насоса для антифриза;
- термореле;
- электронного блока управления;
- системы пуска подогревателя.
Жидкостный отопитель салона
Устройство встраивается в общую систему автомобиля — подключается к топливопроводу, а электрические компоненты обогревателя — к электрической цепи авто. При включении жидкость нагревается в системе охлаждения и проходит через двигатель и радиатор. По мере нагрева, включается вентилятор и теплый воздух поставляется в салон. Прибор с помощью датчиком автоматически регулирует прокачку хладагента и скорость работы вентилятора.
Жидкостный отопитель салона включается либо ручным способом, либо в автоматическом режиме по времени включения, заданному пользователем. Кроме того, некоторые модели управляются дистанционно, что позволяет автолюбителю заранее прогреть автомобиль.
Прокачка топлива
Перед самым первым запуском необходимо прокачать топливо. Для этого одновременно нажимаете две нижние кнопки — OK и «стрелка вниз».
У вас на дисплее загорится надпись «Н» и «OF».
Переключаете на ON.
После этого толчкообразно со щелчками запускается насос. На экране высвечивается соответствующий значок.
Чтобы выключить прокачку, переведите все в режим OF, нажав стрелку вниз. Первым делом при прокачке идет заполнение фильтра.
В конце концов жидкость в трубке должна достигнуть конца шланга топливоподачи.
Натягиваете и зажимаете его хомутом на соответствующем вводе в печку.
По завершении прокачки, переходим к первому запуску.
Разновидности отопителей салона по источникам питания
Отопители салона отличаются и по источникам питания:
- Электрические приборы подразделяются на модели на 12 и 24 В;
- Бензиновые;
- Дизельные;
- Газовые.
Отопители салона 12 В имеют небольшую мощность — до 200 Вт, работают от автомобильного прикуривателя на 12В. Устройство обогревает водительское кресло и лобовое стекло. 24-вольтовые модели используются преимущественно в грузовиках.
Бензиновый отопитель салона помимо нагрева воздуха внутри авто, осуществляет прогрев двигателя. Впрочем, такие устройства сложны в установке и имеют более высокую стоимость по сравнению с воздушными.
Дизельные отопители работают по принципу бензиновых и выполняют те же опции. Однако они потребляют меньше топлива, что делает их использование целесообразнее прогрева авто штатной «печкой».
Стоимость
Самым дорогим из представленных в рейтинге устройств является Webasto Air Tor 3500 — автономный дизельный отопитель салона на 12 вольт. Российский Планар 4Д в комплекте с трубками, котлом и другими необходимыми элементами, можно приобрести в два раза дешевле.
Отдельно | В комплекте, оригинальный | |
Webasto Air Top 2000 ST | 15-20 тыс. рублей | 42-45 тыс. рублей |
Webasto Air Top 3500 | 18-25 тыс. рублей | 50-55 тыс. рублей |
HYDRONIC B4W SC | 20-25 тыс. рублей | 30-32 тыс. рублей |
Eberspächer Airtronic D2 | 14-15 тыс. рублей | 25-27 тыс. рублей |
Планар 4Д | 8-10 тыс. рублей | 22 тыс. рублей |
Преимущества и недостатки автономных обогревателей салона
Автономные обогреватели салона имеют следующие преимущества:
- Не зависят от внешних источников питания;
- Подходят для длительной эксплуатации;
- Экономичны;
- Обладают хорошей мощностью;
- Имеют опцию дистанционного управления.
Среди недостатков таких устройств отмечают:
- Сложность установки;
- Высокая стоимость самого устройства и установки;
- Некоторые модели зависят от качества используемого для них топлива;
- Оборудование зависит от работы стабильной аккумулятора.
Таблица: технические характеристики Webasto Air Top 2000 ST
Допустимая высота подачи топлива H (м) | 1-2 |
Допустимая высота всасывания топлива S (м) | 1 |
Максимально допустимое избыточное давление в топливопроводе (бар) | 0,03-0,11 |
Максимально допустимое разрежение в топливном баке (бар) | -0,02 |
Напряжение, В | 12 для бензиновых, 12 / 24 для дизельных агрегатов |
Топливо | бензин/дизель |
Мощность нагрева, кВт | 2 |
Потребляемая мощность, Вт | 14 — 29 |
Расход топлива, л/час | 0,14 — 0,27; 0,12 — 0,24 |
Макс. объём подаваемого воздуха, м3/ч | 78 |
Вес, кг | 2,6 |
Габариты, мм | 311 х 120 х 121 |
ТОП-5 советов по выбору автономного обогревателя салона
Чтобы купить эффективный обогреватель салона, но при этом не переплатить за него, следуйте этим советам по выбору автономных «печек»:
- Определитесь с типом оборудования — электрическое, бензиновое, дизельное или газовое;
- Определитесь с мощностью устройства — не покупайте мощный автономный обогреватель для легкового авто. Устройство будет оказывать повышенную нагрузку на бортовую сеть, а также потреблять много топлива;
- Изучите рейтинги производителей, отзывы и цены. Предварительно посмотрите обзоры на понравившиеся вам модели. Это минимизирует риск покупки неподходящего оборудования;
- Не покупайте «автономку» с «рук», старайтесь приобретать оборудование в проверенных магазинах;
- Предварительно узнайте стоимость установки оборудования.
Следуя вышеперечисленным советам вы купите функциональный и эффективный обогреватель салона автомобиля, который поможет поддерживать внутри оптимальный микроклимат при значительной экономии топлива.
Пошаговая инструкция сборки китайской вебасто
Как собрать данный отопитель и подготовить его к работе? Первым делом нужно подумать о закреплении на стенке металлической пластины, на которой и будет стоять эта печка.
Для этого удобно воспользоваться небольшими металлическими уголками.
Но при достаточно толстых стенах, можно сделать и более надежное крепление на шпильках.
Далее, прежде чем размещать печку на пластине, не забудьте продеть кабель питания через специальную прорезь.
Выхлопную гофротрубу прикручиваете хомутом к патрубку, со стороны отверстия с алюминиевым радиатором.
Те кто уже испытал эту печку в работе, предлагают насаживать выхлоп на высокотемпературный герметик. Обычный хомут не всегда может создать настолько плотное соединение, которое полностью изолирует выхлопные газы.
Вот посмотрите на результаты работы такой печки без хорошей герметизации выхлопа. Газы заметно вырываются наружу.
При установке в авто и торчащем патрубке на улице, это не критично. А вот при монтаже внутри маленького гаража с плохой вентиляцией, запашок может ощущаться.
С другой стороны, где пластиковая решетка с вентилятором, производится забор воздуха.
Профессионалы и производитель советуют делать забор свежего воздуха именно с улицы, а не из помещения гаража.
В печке два независимых воздушных контура. Для первого контура воздух берется снаружи, нагревается горелкой, после чего разогревается металлический радиатор и воздух выбрасывается вместе с выхлопными газами обратно на улицу.
Этот воздушный поток нужен для горения смеси, а не для обогрева, как заблуждаются некоторые.
Во втором контуре, как раз таки гоняется воздух, находящийся внутри гаражного помещения. Если вы сделаете забор воздуха из гаража, то вы попросту будете выкидывать уже нагретые теплые воздушные массы наружу, тем самым ухудшая КПД отопителя!
Где лучше всего разместить эту печку и в каком месте закрепить площадку? Кто-то не особо заморачиваясь, запихивает эту штуковину в стандартный корпус от системника компьютера.
Заодно, подключая ее от компьютерного блока питания. Но лучше сделать все по уму. Размещайте ее там, где проще всего будет вывести выхлоп отработанных газов наружу.
Можно например поставить возле уже существующей вентиляционной решетки. А если у вас в гараже есть буржуйка, с выведенной на улицу трубой, тогда располагайте отопитель недалеко от нее.
Таким образом выхлопную трубу можно будет вывести непосредственно в эту печь и не придется ломать или сверлить стены.
При этом сама печь от газов будет нагреваться до 50 градусов и тоже отдавать это тепло в помещение.
А еще как вариант, можно рядышком установить радиатор отопления. Завести сначала выхлоп с отопителя в него, а уже после, сделать вывод наружу.
Таким образом горячие выхлопные газы у вас не будут пропадать зря, а дополнительно нагревать еще одну батарею в гараже.
Только будьте осторожнее с герметизацией стыков. Здесь также используйте высокотемпературный герметик. Он спокойно держит большие температуры. Вход и выход с радиатора делается через сгоны.
Кто-то советует ставить даже два радиатора, дабы еще больше повысить КПД. Не стоит этого делать. Когда отопитель переходит на малый режим, внутри батарей будет образовываться точка росы и скапливаться конденсат.
Вам всегда нужно оставлять немного тепла на выходную трубку, которая будет торчать на улице. Этот выход никогда не должен обмерзать.
Иначе в один прекрасный момент, отверстие забьется ледяной пробкой и газы пойдут во внутрь гаража. При хорошей работе такая труба «дымит» как от настоящей буржуйки.
Кроме того, не забывайте что по инструкции, выход по трубе прямотоком должен быть не более 2-х метров.
Поэтому как сами понимаете, большое количество секций радиаторов здесь не подключить. А еще ремонтники таких печек утверждают, что для стабильной работы всего агрегата, выхлопная и заборная труба должны быть одинаковой длины.
После присоединения патрубков переходим к топливоотводу.
Его каким-то образом нужно вкрутить изнутри в пластиковый 10-ти литровый бачок. Для этого в баке придется просверлить отверстие диаметром 8мм.
Сделать это можно в двух местах. В каком именно, зависит от того, где у вас будет расположена заливная горловина. Но в любом случае, выход всегда должен смотреть вниз к полу, чтобы случайно не «хапнуть» воздуха.
Устанавливать этот топливоотвод нужно через нутро бака. Для этого через просверленное отверстие просовываете проволоку, и выводите ее наружу из горловины.
Далее прикручиваете к ней топливоотвод, продев проволоку через отверстие в нем.
И обратно затягиваете все это дело так, чтобы направляющий конец трубочки смотрел наружу.
Остается только затянуть гаечку, поджимающую изнутри уплотнительную резинку и герметизирующую стык.
Советуем к прочтению: Тонкости подключения теплого пола своими руками
Далее отрезаете несколько сантиметров резинового шланга, идущего в комплекте, и натягиваете его на топливную трубку, торчащую из бака. Кусочек шланга нужен, чтобы одеть на него фильтр.
Располагайте его, ориентируясь по направляющим стрелкам, которые указывают движение топлива.
Сверху фильтра, через еще один кусочек шланга, просовывается тонкая трубка топливоподачи. Все соединения затягиваются хомутиками.
Когда выход для дизтоплива подготовлен, можете закреплять бак на стенке.
При этом помните, что по технике безопасности, бак должен располагаться ниже горелки в печке.
Дабы топливо ни в коем случае не могло поступать внутрь самотеком.
Таблица: технические характеристики Webasto Air Top 3500
Отопительная мощность, кВТ | 3,5 |
Номинальное напряжение, В | 12/24 |
Топливо | дизельное |
Расход топлива, л/ч | 0,42 |
Потребляемая мощность, Вт | 36** |
Объём подав. воздуха, м 3 /ч | 138 |
Габариты отопителя, мм (дл. х шир. х выс.) | 425 х 148 х 148 |
Вес, кг | 5,9 |
Диапазон регулирования внутренней температуры | -40… +20 °C |
Объемный поток нагреваемого воздуха при частоте вращения вентилятора, по отношению к 0,5 мбар | макс. 132 (200) м3/ч при 3600 (5000) об/мин |
CO2 в отходящих газах (допустимый диапазон функционирования) | 1,5 кВт: 5,0-8,0 %; 3,5/5,0 кВт: 9,0-12,5 % |
Таблица: технические характеристики Планар 4Д
Номинальное напряжение питания, В | 12 или 24 В |
Вид топлива | дизельное топливо по ГОСТ 305 в зависимости от температуры окружающего воздуха |
Теплопроизводительность, кВт | 1-3 |
Количество нагреваемого воздуха, м3/ч | 70-120 |
Расход топлива на режимах, л/час | 0,12-0,37 |
Режим запуска и остановки | ручной |
Масса, кг, не более | 10 |
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Таблица: технические характеристики HYDRONIC B4W SC
Теплоноситель | Вода, охлаждающая жидкость |
Регулирование теплового потока | Высокая, малая |
Тепловой поток (Вт) | 4300/1500 |
Расход топлива (л/ч) | 0,2-0,6 |
Средняя потребляемая электр. мощность (Вт) в рабочем режиме | 22-48 |
Средняя потребляемая электр. мощность (Вт) при запуске | 120 |
Номинальное напряжение | 12 В |
Допустимое рабочее давление | до 2,5 Атм |
Количество воды в отопительном приборе | 0,18 л |
Пропускная способность водяного насоса при 0,1 Атм | 900 л/ч ±100 л/ч |
Минимальная пропускная способность отопительного прибора по воде | 250 л/ч |
Допустимая температура окружающей среды в рабочем режиме | от –40 °C до +80 °C |
Масса – без охлаждающей жидкости и монтажных деталей | 2,7 кг |
Производители
Основные производители мокрых автономок:
- «Вебасто».
- «Ебершпрехер».
Дополнительно системы могут укомплектовываться GSM-модулем с возможностью программирования запуска автономки. Но беда в том, что стоимость таких отопителей начинается от 50 тысяч рублей. И если для седельного тягача типа «Вольво» это небольшой расход, то для малотоннажной «Газели» — существенная трата средств. К тому же объем кабины у них разный. А «Вебасто» в основном выпускает автономки на 2-3 киловатта. Как показала практика, для «Газели» достаточно и полутора киловатт энергии. Возникает вопрос: какую автономку выбрать?