Ось для легкового прицепа: какую лучше выбрать

Какие бывают конструкции

Если говорить простым языком, то ось прицепа — это металлическая палка, которая соединяет 2 колеса. Соответственно, если прицеп двухосный, то таких труб буде две.


Оси на двухосный прицеп собраны на подрамнике

При этом ось на прицеп может иметь разную форму:

  • круглую;
  • квадратную;
  • прямоугольную.

Квадратная и прямоугольная балка для прицепа — это фактически одно и то же. Имеют одинаковые особенности и параметры.

При идентичных показателях толщины стенок, диаметре, а также площади сечения, прочность на изгиб будет выше именно у квадратных (прямоугольных) конструкций.


Круглая сварная ось прицепа
В плане прочности выигрывают именно квадратные оси для прицепов. Круглые больше подвержены деформациям. Их легче погнуть. Следовательно, они выдерживают меньшую эксплуатационную нагрузку.

Это актуально, если собираетесь до предела, либо даже выше, нагружать технику.

Также ось на прицеп легковой может быть:

  • разборной;
  • неразборной (сварной).


Разборная ось прицепа
Тут все просто. Разборные можно разобрать, обслужить, а также отремонтировать. Сварные таких возможностей не имеют. Но считаются более надежными.

Еще один момент. Ось обычно идет вместе с тормозами (редко) и ступицей. На это тоже обратите внимание.

У разборной оси ступица прикручена на болтах и иногда имеет два посадочных места, как, например, у курганских прицепов. Это позволяет при необходимости увеличить клиренс, а замена производится путем снятия-установки.

У неразборной модели ступицы приварены. Если нужна замена, то обрезают старую ступицу и приваривают новую. Но это небезопасно. Лучше заменить ось целиком.


Приваренная ступица оси легкового прицепа

Процесс сборки оси для прицепа легкового автомобиля

На данный момент, если вы хотите собрать ость для прицепа, у вас уже должны быть подготовленные рама и колёса. Последовательность действий следующая:

  • Выберете балку (с круглым или квадратным сечением, какая вам больше приглянулась);
  • Далее соедините крепежом болтами или с помощью сварки ступичную ось с уже выбранной балкой. В основную трубу ступичная должна входить где-то на пару миллиметров;
  • Если ваш прицеп одноосный, то установите ось на расстоянии, что составляет 40% от длины вашего прицепа, от заднего борта. На этом этапе замеры необходимо производить с максимальной точностью;
  • После переверните прицеп так, чтобы дно было сверху, и убедитесь, что шпиндели вам не мешают;
  • Место установки оси нужно тщательно зачистить. Далее вымеряйте и поделите на два расстояние между втулками, после чего сделайте отметки;
  • Соедините ось с рамой точечной сваркой вдоль всей соприкасающейся поверхности;

Процесс сборки окончен. Остаётся лишь смонтировать борта с колёсами.

Также следует уточнить, что кроме рессорных и торсионных подвесок вы, как и многие мастера, можете поставить на ваш только изготовленный прицеп пружинно-амортизационного подвеску, что обеспечивает куда более мягкий ход.


Источник twimg.com

Самодельна ось для автоприцепа готова.

Рекомендую следующее видео, где автор подробно рассказывает, как изготавливал свою собственную ось для прицепа:

Ось в сочетании с подвеской

Смотреть нужно не только на саму ось, но и на конструкцию подвеске, в сочетании с которой ось используются. Тут возможны такие варианты:

  • рессорная зависимая;
  • независимая резино-жгутовая (торсионная);
  • независимая торсионная;
  • зависимая пружинная;
  • независимая рычажно-пружинная.


Пружинная подвеска прицепа
Пружинные встречаются реже, чем торсионные (резино-жгутовые) и рессорные конструкции. Но все равно имеют полное право на существование.

Варианты конструкций

Для некоторых проще заказать в сборе готовую ось, нежели что-то собирать самостоятельно. Но если вы знаете, как сделать или хотите понять, каким образом все это изготавливается своими руками, предлагаю просто купить или найти соответствующие детали, и собрать из них полноценную ось.

Но какую? Ось автоприцепа, как элемент подвески — это просто труба. Она бывает двух типов, в зависимости от сечения:

  • круглая;
  • квадратная.

Если взять идентичные параметры толщины стенок, площадь сечения и диаметр, тогда для изгиба квадратные версии потребуют больше усилий. То есть они прочнее круглых.

Также ось в сборе идет со ступицей и тормозами (не везде). В основном используют 2 вида ступиц:

Цена и пригодность к ремонту лучше у ромашки, хотя блок-ступицы надежнее и долговечнее при более высокой цене. Поменять их можно только в сборе. Ничего плохого тут не вижу, поскольку это упрощает процедуру замены и обслуживание прицепа.

Ступицы приваривают или прикручивают. Последний метод соединения активно используется на Курганских прицепах. Соответственно, между сварной и сборной конструкцией я бы отдал предпочтение последней из-за более простого подхода к ремонту и обслуживанию. Но решать вам.

На грузовиках и реже на легковых машинах прицепы могут идти с поворотной осью, где весь мост вращается по вертикальной оси с помощью шкворневого поворотного круга.

Подвеска или ось, используемая на автоприцепах, бывает:

  • торсионной (с тормозами и без);
  • рессорной (с тормозами и без).

Их мы рассмотрим более подробно.

Рессорные и торсионные

Торсионные модели сейчас очень востребованы и популярны. Это можно объяснить объективными преимуществами:

  • долго служат;
  • нет сложностей в эксплуатации;
  • простое техническое обслуживание;
  • не обязательно использовать амортизаторы;
  • имеют небольшие размеры;
  • между осью и рамой сокращается пространство;
  • обладают небольшой массой;
  • это конструкции с независимой подвеской у колес прицепа.

Торсионные или резиножгутовые конструкции оснащаются жестким креплением с рамой. Есть многоугольная труба, монтируемая к раме, внутри которой находится труба аналогичной формы, только с меньшим диаметром. Свободное пространство между ними заполнено специальными жгутами из резины. Они позволяют обеспечивать неподвижность внутренней трубы, соединенной с колесом.

Торсионные против рессорных

Чтобы поменять или собрать ось для прицепа своими руками, сначала нужно определиться с выбором.

Фактически выбор стоит между торсионными и рессорными конструкциями.

На обычную ось (без торсиона) вполне можно поставить пружины. Это может быть собственная доработку, либо с завода предусмотренная конструкция. Неоднократно видел как люди таким образом усиливали прицеп.

Торсионные системы


Торсионная ось прицепа
Торсион включает в себя многоугольную трубу, а внутри нее при этом находится еще одна труба. От проворачивания ее защищают резиновые жгуты.

Внутренняя труба соединена рычагами, за счет чего и удерживаются колеса на оси.

Важное преимущество торсионной прицепной оси в том, что все ключевые подвижные элементы скрыты в трубе, и не нуждаются в обслуживании.

Плюсы и минусы торсионов

Такая торсионная ось на легковой прицеп может похвастаться следующими сильными сторонами:
простота конструкции;

надежность;

сравнительно небольшая масса;

легкость для самостоятельного монтажа;

неприхотливость в процессе эксплуатации;

сокращает зазор между рамой и осью.

Но не торопитесь с выводами. Эта ось для автоприцепа имеет и свои недостатки.

Минусы проявляются в следующем:

короткий ход (это ощутимо на неровной дороге);

отсутствие амортизаторов (при движении автоприцеп часто подпрыгивает на неровностях);

не подходит тем, кому нужно сильно нагружать автоприцеп;

низкая пригодность к ремонту;

«дубеют» на морозе;

цена довольно высокая.

Поэтому логично взглянуть на альтернативный вариант.

Рессорная система


Рессорная подвеска прицепа
В отличие от торсиона, такая ось лучше адаптирована к высоким нагрузкам. Отличается жесткостью, длинным ходом и надежностью.

Если вы ищете автоприцеп для активно работы в сфере сельского хозяйства, то лучше всего выбирать технику с рессорами.

Плюсы и минусы рессорной подвески

Сильные стороны здесь такие:

повышенная выносливость;

прочность конструкции;

стабильность при движении по плохим дорогам.

Не стоит забывать о недостатках.

Рессорная прицепная ось характеризуется следующими минусами:

потребность в обслуживании;

меньший показатель дорожного зазора (просвета), чем у торсиона;

конструкция сложнее в плане монтажа.

Собрать подобную ось для легкового автоприцепа своими руками будет немного сложнее. Но все равно возможно.

Немного про ось, подвески и ступицы

Вы можете купить готовую ось, но если вы тут и читаете это, то понимаете, что самодельная ось для прицепа обойдётся гораздо дешевле, вы получите общее представление про работу оси и, возможно, удовольствие.

Сама по себе ось простой элемент подвески, а по факту это труба, которая бывает квадратной или круглой.

Если сравнивать прочность этих двух видов осей (с одинаковой толщиной стенок), то квадратная, естественно, лучше. Однако оси с квадратным сечением в повседневной жизни не используют. Так как они более дорогие, как в покупке/производстве, так и в техобслуживании.

Покупая ось, с ней в наборе идут ступицы, которые зачастую идут с тормозами. Но если вы собираете ось своими руками, то вам придётся их собственноручно соединять с осью. Поэтому вам следует знать, что ступицы бывают двух видов:

  • Блочные (более надёжные, долговечные, но и дорогие);
  • Ромашковые (они проще, менее надёжны, и, естественно, дешёвые);

Так как при замене ступиц не предусматривается, что вы будете их разбирать, это облегчает техническое обслуживание прицепов. В связи с этим ромашковый вид ступиц пользуется популярностью.

Соединить ступицу с осью можно двумя способами – приварить или прикрепить на болтах.

Сварка ступицы с осью является более надёжным способом, однако если ступица сломается и появится необходимость замены, снять её будет крайне затруднительно.

Подвески бывают двух видов:

  • торсионные;
  • рессорные;

Торсионные модели более востребованы, что легко объясняется, ведь они:

  • долговечны;
  • крайне просты в эксплуатации;
  • компактны и весят относительно немного;
  • также у них нет необходимости в амортизаторах;

Торсионная подвеска жёстко соединяется с рамой. Она состоит из пустой трубы (многоугольной), внутри которой точно такая же, но меньшего диаметра, что по совместительству также является внутренним валом, к нему и крепится колесо. Меньшая труба обкручена резиновыми прокладками (жгутами) так, что всё пустое пространство между трубами заполнено ими.

Торсионные подвески подходят для эксплуатации в городе и на асфальтированных дорогах.

Рессорные подвески жёстче и устойчивее к нагрузкам. Такие подвески подходят для эксплуатации в обычных так и в экстремальных условиях. Недостаток этого типа в том, что он дороже, за ним нужен уход.


Источник vpm-parts.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]