Зубр с сердцем дракона
Андрей Филиппов, фото автора и завода-изготовителя
Чего только ни побывало под кабинами МАЗов за время их выпуска: «свистящие» «Тутаи», тарахтящие ММЗ, «Суперы» MAN и Mercedes-Benz. И это если не считать разные опытно-пробно-экспериментальные Deutz, Cummins и т.п. Но с самого рождения и до нынешних времен неразлучными друзьями МАЗа были моторы ЯМЗ. Модельный ряд «ярославцев», устанавливаемых на МАЗы, всегда оставался разнообразным, и ещё недавно казалось, что так будет всегда. Но времена, когда «монополизм» в двигателях одновременно означал «унификацию и ремонтопригодность», прошли…
Теперь единственный сторонний поставщик, скорее, синоним «зависимости». А в нынешних экономических реалиях это позволить себе не может никто, даже такой гигант, как «МАЗ». Так что вполне логичным для минчан был поиск альтернативного поставщика силовой установки, а в идеале – выпуск собственного мотора. Причём, не лишь бы какого, а конкурентоспособного как на рынке СНГ, так и в более требовательных странах. И выход, традиционно для последних лет, нашёлся в Китае.
Моторы Поднебесной
Компания Weichai Power, на продукцию которой обратил своё внимание Минский автозавод, в представлении не нуждается. Эти моторы прекрасно известны в России со всеми их плюсами и минусами. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но картинка в целом – хороший современный двигатель, если его обслуживать, как положено. К слову, с сервисом вроде как тоже вопросов нет – Weichai прост и ремонтопригоден.
Линейка, которую в данный момент МАЗ ставит на свои грузовики, состоит из трёх семейств.
Первое – WP7. Два 7,5-литровых двигателя, WP7.270E51 и WP7.300E51 мощностью 271 и 299 л.с. соответственно, устанавливаются на грузовики для региональных перевозок, а также на различные шасси под коммунальную технику.
К этому же семейству относятся и перспективные WP7.270E61, и WP7.300E61. Особенность данных моторов – соответствие экологическим нормам Euro 6. Разумный задел на будущее.
Семейство WP10 – это 375-сильная 9,7-литровая рядная «шестёрка» WP10.375E53, актуальная для семейства «Колос»: самосвалы, автокраны и т.п. техника.
Флагманским семейством в текущем модельном ряду является WP12. Именно мотор WP12.430E50 рассчитан для монтажа на технику семейства «Простор». Рабочий объём – 11 596 cм3, мощность – 430 л.с., крутящий момент – 2060 Нм.
На всех двигателях достижение Euro 5 обусловлено применением мочевины, так что бачки с голубой крышечкой теперь станут неотъемлемой частью МАЗов. Такой выбор вполне объясним – теплонапряжённость, а следовательно, и ресурс двигателя с системой SCR существенно выше, чем с технологией EGR. Да и стендовые испытания двух технологий показали заметную экономичность двигателя с системой SCR.
Отдельного упоминания заслуживает 280-сильный WP10NG280E51. Это всё та же рядная «шестёрка» семейства WP10, только рассчитанная на работу на природном газе (метан). Именно его в настоящее время наряду с Cummins и ЯМЗ минчане активно тестируют в рамках разработок по газовой тематике.
Кроме того, ведётся активная работа над «компактным» семейством WP4. Оно будет представлено рядной «четвёркой» WP4.1NQ190E50 экологического класса Euro 5. 190-сильный двигатель с рабочим объёмом 4100 cм3 прекрасно подойдёт семейству среднетоннажников «Корнет». С учётом растущего спроса на технику полной массой до 12 000 кг – это, как говорится, «лыко в строку».
В принципе, ещё недавно МАЗ предлагал и мотор WP12.430E40 экологического класса Euro 4, однако с приходом на российские просторы Euro 5, его посчитали бесперспективным, и в настоящее время его заменили вышеупомянутым аналогом WP12.430E50.
Техническая характеристика двигателей Weichai
Модель | WP12.430E50 | WP10.375E53 | WP7.300E51 | WP7.270E51 | WP7.270E61 | WP4.1NQ190E50 | WP10NG280E51 |
Тип | Дизельный, I-6 | Дизельный, I-4 | Газовый, I-6 | ||||
Рабочий объём, cм3 | 11 596 | 9726 | 7470 | 7470 | 9470 | 4100 | 9726 |
Мощность, л.с. | 430 при 1900 мин-1 | 375 при 1900 мин-1 | 299 при 2100 мин-1 | 271 при 2100 мин-1 | 270 при 2100 мин-1 | 190 при 2600 мин-1 | 280 при 1900 мин-1 |
Максимальный крутящий момент, Н∙м | 2060 при 1000–1400 мин-1 | 1650 при 1200–1500 мин-1 | 1250 при 1200–1700 мин-1 | 1250 при 1200–1400 мин-1 | 1160 при 1200–1700 мин-1 | 680 при 1300–1900 мин-1 | 1150 при 1200–1500 мин-1 |
Порядок проведения ремонта
Перед началом работ важно соблюдать порядок действий, чтобы достичь хороших результатов, что называется «не навредить». Вот что нужно осуществить:
- отключение аккумулятора;
- мойку двигателя и зону вокруг него;
- разметку электрических проводов (если необходимо);
- блокировку отверстий от попадания посторонних предметов;
- понижение давления (до отсоединения топливной системы).
Очень важно удалять с поверхностей деталей все те средства, которые были нанесены до ремонта. Детали, содержащие резьбу, нужно очищать с помощью щётки.
Поскольку двигатель является без преувеличения сердцем техники, то очень важно соблюдать все требования, данные в инструкции к нему, и не пренебрегать обращением к профессионалам.
В спецтехнике нет второстепенных элементов, в то же самое время двигатель является основным. Если за ним правильно ухаживать (проверять индикаторы давления масла, температуры и все измерительные приборы) и не игнорировать сигналы, которые он подаёт, то он прослужит отведённый производителем срок, или даже дольше.
Кредит доверия
Одним из бонусов для тех, кто приобрёл грузовик с мотором Weichai, как это ни странно звучит, является интерес к перспективным двигателям со стороны самого «МАЗа». Представители завода стараются отследить эксплуатацию каждого автомобиля с «сердцем дракона», рассылая перевозчикам опрос-анкеты для установления чёткой обратной связи. Причём, анкет две: для водителя своя, для механика своя. И в каждой правильные вопросы, учитывающие нюансы восприятия с разных сторон: из кабины или из смотровой ямы.
Мне было разрешено взглянуть одним глазком на результаты опросов, с условием не разглашать подробности. На самом деле в кои-то веки минчане банально перестраховываются – отзывы в большинстве своём оказались положительными. Эксплуатационники отмечают хорошие тяговые свойства двигателей, невысокий уровень шума от мотора Weichai и низкий расход топлива. Более того, некоторые уже изъявили желание пополнить парк МАЗами именно с китайскими двигателями.
Впрочем, следует учитывать, что речь идёт о седельных тягачах МАЗ-643029, МАЗ-544029 и самосвалах МАЗ-650129 с моторами стандарта Euro 4, которые на сходящую с конвейера технику уже не устанавливают. А вот отзывов по актуальным Euro 5 пока нет, так что делайте поправку на всё сказанное ранее.
Единственным недостатком, который озвучили перевозчики, является слабая подготовка сервисных служб на местах к приходу нового мотора. Как результат – более долгое время обслуживания и необходимость предварительной записи. На «МАЗе» об этой проблеме знают и сейчас активно проводят переобучение специалистов СТО на работу с двигателями Weichai. Кроме того, на период адаптации к новым силовым установкам практикуется создание выездных бригад с диагностическими приборами, чтобы устранять выявленные недостатки на базе перевозчика, экономя его время. Подход современный, посмотрим, как будет работать в реальной жизни.
Профилактика поломок
Ремонт дизельных двигателей Weichai можно предупредить:
- своевременной проверкой топливной системы;
- регулированием механизма тормоза;
- регулированием тепловых зазоров клапанов.
Особенности конструкции и работы двигателей Weichai делают необходимыми регулярные проверки и замены воздушных фильтров для предупреждения поломки турбокомпрессора.
Важно также осуществлять своевременную замену топливных фильтров, а по возможности -установить дополнительный фильтр SEPAR (для продления работоспособности топливной системы до максимального срока).
Также значительную пользу двигателю принесут регулярные проверки:
- уровня и давления масла. Если уровень ниже или выше шкалы щупа, дизель запрещено запускать. Причём разница на щупе между верхней и нижней отметками равна трём литрам;
- уровня охлаждающей жидкости (если её не хватает, то необходимо долить до нужной отметки). Не забывайте спускать давление перед этой процедурой, чтобы избежать ожога от горячей жидкости;
- уровня топлива;
- наличия протечек;
- царапин и трещин на клиновидном ремне. Поцарапанный или деформированный ремень следует заменить;
- качества работы вентилятора (если он пластмассовый, то его геометрия не должна быть нарушена, если он металлический, то его заклёпки и лопатки должны быть в исходном состоянии), крепления элементов, индикатор зарядки аккумулятора;
- оборотов двигателя (они должны набираться плавно).
Запуск же при пониженных температурах (например, минус 250С) должен производиться с использованием вспомогательных средств (подогревательные фланцы, включаемые через реле).
Weichai – ставка на…
Впрочем, поставки Weichai из Китая – временное явление. В сентябре прошлого года в индустриальном парке «Великий камень» Минский автомобильный завод совместно с китайской компанией Weichai Power начал строительство завода по производству двигателей. Догадайтесь, кто будет основным потребителем продукции, если предприятие называется ООО «МАЗ-Вейчай»?
В предварительных планах было озвучено, что линейка «белорусских» моторов Weichai будет состоять из четырёх семейств: WP5 (160–220 л.с.) экологического класса Euro 5, WP7 (210–300 л.с.), WP12 (270–340 л.с.) и WP13 (353–405 л.с.) экологического класса Euro 6. Причём, судя по презентациям, основная ставка делается именно на моторы WP12/WP13, как наиболее перспективные.
Первоначально все комплектующие для выпуска моторов будут приходить из Китая. Неизбежный процесс локализации начнётся с навесного оборудования и аксессуаров на механическую обработку.
Проектная мощность завода – до 20 000 моторов в год. Однако первоначально предприятие будет работать в одну смену и лишь по достижении годового выпуска в 10 000 агрегатов перейдет на двухсменную работу, выйдя на максимальную производительность.
По плану строительство завершится в конце 2022 – начале 2019 года, тогда же начнётся и серийный выпуск моторов. Ждать осталось недолго…
Спрос на МАЗы с моторами Weichai Power растет. Отгружены первые грузовики Евро-5
Возможно, для кого-то решение Минского автозавода начать выстраивать стратегическое партнерство с компанией Weichai Power и стало неожиданностью, но на самом деле взаимный интерес у белорусского автопроизводителя и китайских моторостроителей возник еще лет десять назад и с тех пор только усиливался. Некоторое время назад прорабатывался проект разработки и производства в Беларуси тяжелого дизельного двигателя на площадке Минского моторного завода — МАЗ должен был стать основным потребителем. Но в итоге было решено построить новый завод уже на паях с самим МАЗом — его закладка в индустриальном парке «Великий камень» состоялась в сентябре прошлого года.
Совместное предприятие «МАЗ-Вейчай» будет выпускать дизельные моторы для грузовиков, спецмашин и автобусов. Планируется полная сборка (CKD) двигателей моделей WP4, WP5, WP7 и WP12 экологического стандарта Евро-5 и Евро-6. Их мощность — от 170 до 460 л.с. Моторы отличаются надежностью: заявленный ресурс — не менее 1 млн км пробега в зависимости от условий эксплуатации. Проектная мощность составит до 20 тыс. двигателей в год. Первое время предприятие будет работать в одну смену, а когда достигнет годового объема 10 тыс. агрегатов, перейдет на двухсменный режим работы.
Седельный тягач МАЗ-643029-1420-012 (6х4) с двигателем Weichei Power WP12.430 (Евро-4) имеет усиленную заднюю подвеску (допустимая нагрузка — 26.000 кг), мощное ССУ (нагрузка — 22.500 кг) и рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 65.000 кг
Тем не менее серийные грузовики с моторами Weichai уже выпускаются на конвейере Минского автозавода — двигатели для них пока поставляются из Китая. МАЗ разработал целую линейку грузовых автомобилей с дизельными двигателями WP12 (рядная «шестерка» рабочим объемом 11,6 л): в нее вошли седельные тягачи (4х2, 6х4) и самосвалы (6х4). С двигателями WP7 (рядная «шестерка» рабочим объемом 7,14 л) разработаны шасси автомобильные с колесной формулой 4х2 и 6х4, автомобили-самосвалы 4х2 и 6х4.
Дорожно-уборочная машина КО-806Б-20 на шасси МАЗ-534023 с газовым двигателем Weichai Power WP10NG (280 л.с., Евро-5). Общий заправочный объем баллонов с компримированным (сжатым) природным газом составляет 1128 л, что обеспечивает запас хода около 500 км
Комфортабельный мобильный офис «МАЗ-Купава» использует шасси МАЗ-631223 (6х2) с Weichai Power WP10NG (280 л.с., Евро-5). Общий заправочный объем баллонов со сжатым метаном составляет 700 л, что обеспечивает запас хода около 300 км
Кроме того, в линейке грузовиков Минского автозавода присутствуют и автомобили с двигателем WP10NG280 (мощностью 280 л.с.), работающим на природном газе — метане (возможны модификации, использующие только сжатый или только сжиженный газ, а также комбинированные версии CNG+LNG).
Бортовой грузовик МАЗ-534023-520-013P1 с газовым мотором Weichai Power WP10NG280E50 и комбинированным питанием CNG+LNG. Запаса газового топлива хватает, чтобы проехать около 600 км на одной заправке
С начала 2022 года грузовики МАЗ с двигателями Weichai Power уровня Евро-4 начали активно продвигаться на внутреннем и внешних рынках: для таких автомобилей были значительно увеличены гарантийный срок (до 24 месяцев либо 200 тыс. км пробега — для тягачей; до 24 месяцев либо 100 тыс. км пробега — для самосвалов) и увеличен межсервисный интервал (с 30 тыс. до 60 тыс. км пробега для тягачей и до 40 тыс. км для самосвалов). Кроме того, обладателям автотехники МАЗ с установленным двигателем компании Weichai Power в России дополнительно предоставляется возможность бесплатного обслуживания силового агрегата при прохождении ТО-2 и ТО-3.
МАЗы с моторами WP12 в прошлом году нашли первых покупателей и на отечественном рынке. В числе приобретенной техники — седельные тягачи МАЗ-544029 и МАЗ-643029, самосвалы МАЗ-650129. По отзывам эксплуатирующих компаний и организаций, грузовики с китайскими «сердцами» работают без нареканий. Водители также довольны и автомобилями, и моторами.
Самосвал МАЗ-650129 с 20-кубовой платформой. Автомобиль оснащен двигателем Weichai Power WP12.430E40 (Евро-4). Мощность этого силового агрегата — 430 л.с.; максимальный крутящий момент — 2060 Нм
Что касается организации сервисного обслуживания автомобилей с китайскими двигателями, то работа в этом направлении ведется начиная с 2015 года, когда на грузовики МАЗ стали массово устанавливать моторы Weichai. И на сегодняшний день помимо минские грузовики с двигателями Weichai уже готовы обслужить 44 авторизованных партнера (СТО) в Беларуси, порядка 100 — в России, 17 — в Украине. Специалисты сервисных организаций прошли соответствующее обучение и готовы обеспечить сервисное сопровождение техники.
Отметим, что в феврале нынешнего года Минский автозавод запустил программу бесплатного обслуживания двигателей Weichai на территории Республики Беларусь при прохождении ТО-1 и ТО-2. Суть данной программы заключается в том, что обладатели автотехники МАЗ с установленным двигателем компании Weichai Power имеют возможность дополнительного бесплатного обслуживания двигателя при прохождении ТО-1 и ТО-2, а также им предоставляется увеличенный срок гарантии на двигатель до 3 лет. Для прохождения бесплатного технического обслуживания необходимо обратиться к авторизованной СТО МАЗ в регионе для постановки автотехники на гарантийный учет, а также соблюдать периодичность прохождения ТО.
Седельные тягачи МАЗ-544028 «Простор» будут оснащаться двигателями Weichai Power WP12.430E50 (Евро-5) и коробками передач ZF 16S2520TO
С начала нынешнего года Минский автозавод приступил к выпуску грузовиков с 430-сильными моторами WP12.430E50 экологического стандарта Евро-5. Уже доступны к заказу седельные тягачи МАЗ-544028 (4х2) в двух комплектациях и МАЗ-643028 (6х4) в четырех комплектациях (как с усиленной подвеской, так и с гидроотбором). Популярный самосвал МАЗ-650128 (6х4) с задней разгрузкой предлагается в 18 комплектациях. Они отличаются: типами (П-образная или U-образная) и объемами (12,5/15,4/19/20 м3) платформ; применением двух разных моделей коробок передач (ZF 16S2520ТО или Fast Gear 12JS200TA); двумя видами кабин (малая рестайлинговая типа 6501 или большая рестайлинговая с низкой крышей типа 5440).
Как сообщили в пресс-службе ОАО «МАЗ», реализация грузовых автомобилей с моторами Weichai Power по годам составила: 2015-2016 — 30 единиц; 2022 — 182 единицы. При этом 90 процентов грузовиков от этого количества было отгружено в Россию, остальные приобретались белорусскими компаниями. С начала нынешнего года продано уже 152 грузовых автомобиля МАЗ, оснащенных двигателями Weichai.
Каталог дизельных двигателей Weichai
Фото | Модель двигателя | Макс. мощность, кВт | Макс. мощность, л.с. | Тип охлаждения | Объём двигателя, л | Расположение цилиндров |
WP2.1D18E2 по запросу Weichai WP2.1D18E2 | 18 | 25 | жидкостное | 2.1 | 4, рядное | |
WP2.5D22E2 по запросу Weichai WP2.5D22E2 | 24 | 33 | жидкостное | 2.5 | 4, рядное | |
WP2.3D25E200 по запросу Weichai WP2.3D25E200 | 25 | 34 | жидкостное | 2.3 | 4, рядное | |
WP2.3D33E200 по запросу Weichai WP2.3D33E200 | 33 | 45 | жидкостное | 2.3 | 4, рядное | |
WP3.9D33E2 по запросу Weichai WP3.9D33E2 | 37 | 50 | жидкостное | 3.9 | 4, рядное | |
WP2.3D40E200 по запросу Weichai WP2.3D40E200 | 40 | 54 | жидкостное | 2.3 | 4, рядное | |
WP4.3D38E2 по запросу Weichai WP4.3D38E2 | 42 | 57 | жидкостное | 4.3 | 4, рядное | |
WP2.3D48E200 по запросу Weichai WP2.3D48E200 | 48 | 66 | жидкостное | 2.3 | 4, рядное | |
WP4.1D66E200 по запросу Weichai WP4.1D66E200 | 66 | 90 | жидкостное | 4.1 | 4, рядное | |
WP4.1D80E200 по запросу Weichai WP4.1D80E200 | 80 | 109 | жидкостное | 4.1 | 4, рядное | |
WP4.1D100E200 по запросу Weichai WP4.1D100E200 | 100 | 136 | жидкостное | 4.5 | 4, рядное | |
WP4D100E200 по запросу Weichai WP4D100E200 | 100 | 136 | жидкостное | 4.5 | 4, рядное | |
WP6D132E200 по запросу Weichai WP6D132E200 | 132 | 179 | жидкостное | 6.8 | 6, рядное | |
WP6D152E200 по запросу Weichai WP6D152E200 | 152 | 207 | жидкостное | 6.8 | 6, рядное | |
WD615.64D по запросу Weichai WD615.64D | 176 | 239 | жидкостное | 9.7 | 4, рядное | |
WD615.68D по запросу Weichai WD615.68D | 198 | 269 | жидкостное | 9.7 | 4, рядное | |
WP10D200E200 по запросу Weichai WP10D200E200 | 200 | 272 | жидкостное | 9.7 | 6, рядное | |
WP10D238E200 по запросу Weichai WP10D238E200 | 238 | 324 | жидкостное | 9.7 | 6, рядное | |
WD615.46D по запросу Weichai WD615.46D | 240 | 326 | жидкостное | 9.7 | 4, рядное | |
WP10D264E200 по запросу Weichai WP10D264E200 | 264 | 359 | жидкостное | 9.7 | 6, рядное | |
WD618.42D по запросу Weichai WD618.42D | 284 | 386 | жидкостное | 11.6 | 6, рядное | |
WP12D317E200 по запросу Weichai WP12D317E200 | 317 | 431 | жидкостное | 9.7 | 6, рядное | |
WP10D320E200 по запросу Weichai WP10D320E200 | 320 | 435 | жидкостное | 9.7 | 6, рядное | |
WP13D385E200 по запросу Weichai WP13D385E200 | 385 | 523 | жидкостное | 12.5 | 6, рядное | |
WP13D405E200 по запросу Weichai WP13D405E200 | 405 | 551 | жидкостное | 12.5 | 6, рядное |