Особенности ремонта и эксплуатации двигателей Weichai

Зубр с сердцем дракона

Андрей Филиппов, фото автора и завода-изготовителя

Чего только ни побывало под кабинами МАЗов за время их выпуска: «свистящие» «Тутаи», тарахтящие ММЗ, «Суперы» MAN и Mercedes-Benz. И это если не считать разные опытно-пробно-экспериментальные Deutz, Cummins и т.п. Но с самого рождения и до нынешних времен неразлучными друзьями МАЗа были моторы ЯМЗ. Модельный ряд «ярославцев», устанавливаемых на МАЗы, всегда оставался разнообразным, и ещё недавно казалось, что так будет всегда. Но времена, когда «монополизм» в двигателях одновременно означал «унификацию и ремонтопригодность», прошли…

Теперь единственный сторонний поставщик, скорее, синоним «зависимости». А в нынешних экономических реалиях это позволить себе не может никто, даже такой гигант, как «МАЗ». Так что вполне логичным для минчан был поиск альтернативного поставщика силовой установки, а в идеале – выпуск собственного мотора. Причём, не лишь бы какого, а конкурентоспособного как на рынке СНГ, так и в более требовательных странах. И выход, традиционно для последних лет, нашёлся в Китае.

Моторы Поднебесной

Компания Weichai Power, на продукцию которой обратил своё внимание Минский автозавод, в представлении не нуждается. Эти моторы прекрасно известны в России со всеми их плюсами и минусами. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но картинка в целом – хороший современный двигатель, если его обслуживать, как положено. К слову, с сервисом вроде как тоже вопросов нет – Weichai прост и ремонтопригоден.

Линейка, которую в данный момент МАЗ ставит на свои грузовики, состоит из трёх семейств.

Первое – WP7. Два 7,5-литровых двигателя, WP7.270E51 и WP7.300E51 мощностью 271 и 299 л.с. соответственно, устанавливаются на грузовики для региональных перевозок, а также на различные шасси под коммунальную технику.

К этому же семейству относятся и перспективные WP7.270E61, и WP7.300E61. Особенность данных моторов – соответствие экологическим нормам Euro 6. Разумный задел на будущее.

Семейство WP10 – это 375-сильная 9,7-литровая рядная «шестёрка» WP10.375E53, актуальная для семейства «Колос»: самосвалы, автокраны и т.п. техника.

Флагманским семейством в текущем модельном ряду является WP12. Именно мотор WP12.430E50 рассчитан для монтажа на технику семейства «Простор». Рабочий объём – 11 596 cм3, мощность – 430 л.с., крутящий момент – 2060 Нм.

На всех двигателях достижение Euro 5 обусловлено применением мочевины, так что бачки с голубой крышечкой теперь станут неотъемлемой частью МАЗов. Такой выбор вполне объясним – теплонапряжённость, а следовательно, и ресурс двигателя с системой SCR существенно выше, чем с технологией EGR. Да и стендовые испытания двух технологий показали заметную экономичность двигателя с системой SCR.

Отдельного упоминания заслуживает 280-сильный WP10NG280E51. Это всё та же рядная «шестёрка» семейства WP10, только рассчитанная на работу на природном газе (метан). Именно его в настоящее время наряду с Cummins и ЯМЗ минчане активно тестируют в рамках разработок по газовой тематике.

Кроме того, ведётся активная работа над «компактным» семейством WP4. Оно будет представлено рядной «четвёркой» WP4.1NQ190E50 экологического класса Euro 5. 190-сильный двигатель с рабочим объёмом 4100 cм3 прекрасно подойдёт семейству среднетоннажников «Корнет». С учётом растущего спроса на технику полной массой до 12 000 кг – это, как говорится, «лыко в строку».

В принципе, ещё недавно МАЗ предлагал и мотор WP12.430E40 экологического класса Euro 4, однако с приходом на российские просторы Euro 5, его посчитали бесперспективным, и в настоящее время его заменили вышеупомянутым аналогом WP12.430E50.
Техническая характеристика двигателей Weichai

МодельWP12.430E50WP10.375E53WP7.300E51WP7.270E51WP7.270E61WP4.1NQ190E50WP10NG280E51
ТипДизельный, I-6Дизельный, I-4Газовый, I-6
Рабочий объём, cм311 596972674707470947041009726
Мощность, л.с.430 при 1900 мин-1375 при 1900 мин-1299 при 2100 мин-1271 при 2100 мин-1270 при 2100 мин-1190 при 2600 мин-1280 при 1900 мин-1
Максимальный крутящий момент, Н∙м2060 при 1000–1400 мин-11650 при 1200–1500 мин-11250 при 1200–1700 мин-11250 при 1200–1400 мин-11160 при 1200–1700 мин-1680 при 1300–1900 мин-11150 при 1200–1500 мин-1

Порядок проведения ремонта

Перед началом работ важно соблюдать порядок действий, чтобы достичь хороших результатов, что называется «не навредить». Вот что нужно осуществить:

  1. отключение аккумулятора;
  2. мойку двигателя и зону вокруг него;
  3. разметку электрических проводов (если необходимо);
  4. блокировку отверстий от попадания посторонних предметов;
  5. понижение давления (до отсоединения топливной системы).

Очень важно удалять с поверхностей деталей все те средства, которые были нанесены до ремонта. Детали, содержащие резьбу, нужно очищать с помощью щётки.

Поскольку двигатель является без преувеличения сердцем техники, то очень важно соблюдать все требования, данные в инструкции к нему, и не пренебрегать обращением к профессионалам.

В спецтехнике нет второстепенных элементов, в то же самое время двигатель является основным. Если за ним правильно ухаживать (проверять индикаторы давления масла, температуры и все измерительные приборы) и не игнорировать сигналы, которые он подаёт, то он прослужит отведённый производителем срок, или даже дольше.

Кредит доверия

Одним из бонусов для тех, кто приобрёл грузовик с мотором Weichai, как это ни странно звучит, является интерес к перспективным двигателям со стороны самого «МАЗа». Представители завода стараются отследить эксплуатацию каждого автомобиля с «сердцем дракона», рассылая перевозчикам опрос-анкеты для установления чёткой обратной связи. Причём, анкет две: для водителя своя, для механика своя. И в каждой правильные вопросы, учитывающие нюансы восприятия с разных сторон: из кабины или из смотровой ямы.

Мне было разрешено взглянуть одним глазком на результаты опросов, с условием не разглашать подробности. На самом деле в кои-то веки минчане банально перестраховываются – отзывы в большинстве своём оказались положительными. Эксплуатационники отмечают хорошие тяговые свойства двигателей, невысокий уровень шума от мотора Weichai и низкий расход топлива. Более того, некоторые уже изъявили желание пополнить парк МАЗами именно с китайскими двигателями.

Впрочем, следует учитывать, что речь идёт о седельных тягачах МАЗ-643029, МАЗ-544029 и самосвалах МАЗ-650129 с моторами стандарта Euro 4, которые на сходящую с конвейера технику уже не устанавливают. А вот отзывов по актуальным Euro 5 пока нет, так что делайте поправку на всё сказанное ранее.

Единственным недостатком, который озвучили перевозчики, является слабая подготовка сервисных служб на местах к приходу нового мотора. Как результат – более долгое время обслуживания и необходимость предварительной записи. На «МАЗе» об этой проблеме знают и сейчас активно проводят переобучение специалистов СТО на работу с двигателями Weichai. Кроме того, на период адаптации к новым силовым установкам практикуется создание выездных бригад с диагностическими приборами, чтобы устранять выявленные недостатки на базе перевозчика, экономя его время. Подход современный, посмотрим, как будет работать в реальной жизни.

Профилактика поломок

Ремонт дизельных двигателей Weichai можно предупредить:

  • своевременной проверкой топливной системы;
  • регулированием механизма тормоза;
  • регулированием тепловых зазоров клапанов.

Особенности конструкции и работы двигателей Weichai делают необходимыми регулярные проверки и замены воздушных фильтров для предупреждения поломки турбокомпрессора.

Важно также осуществлять своевременную замену топливных фильтров, а по возможности -установить дополнительный фильтр SEPAR (для продления работоспособности топливной системы до максимального срока).

Также значительную пользу двигателю принесут регулярные проверки:

  • уровня и давления масла. Если уровень ниже или выше шкалы щупа, дизель запрещено запускать. Причём разница на щупе между верхней и нижней отметками равна трём литрам;
  • уровня охлаждающей жидкости (если её не хватает, то необходимо долить до нужной отметки). Не забывайте спускать давление перед этой процедурой, чтобы избежать ожога от горячей жидкости;
  • уровня топлива;
  • наличия протечек;
  • царапин и трещин на клиновидном ремне. Поцарапанный или деформированный ремень следует заменить;
  • качества работы вентилятора (если он пластмассовый, то его геометрия не должна быть нарушена, если он металлический, то его заклёпки и лопатки должны быть в исходном состоянии), крепления элементов, индикатор зарядки аккумулятора;
  • оборотов двигателя (они должны набираться плавно).

Запуск же при пониженных температурах (например, минус 250С) должен производиться с использованием вспомогательных средств (подогревательные фланцы, включаемые через реле).

Weichai – ставка на…

Впрочем, поставки Weichai из Китая – временное явление. В сентябре прошлого года в индустриальном парке «Великий камень» Минский автомобильный завод совместно с китайской компанией Weichai Power начал строительство завода по производству двигателей. Догадайтесь, кто будет основным потребителем продукции, если предприятие называется ООО «МАЗ-Вейчай»?

В предварительных планах было озвучено, что линейка «белорусских» моторов Weichai будет состоять из четырёх семейств: WP5 (160–220 л.с.) экологического класса Euro 5, WP7 (210–300 л.с.), WP12 (270–340 л.с.) и WP13 (353–405 л.с.) экологического класса Euro 6. Причём, судя по презентациям, основная ставка делается именно на моторы WP12/WP13, как наиболее перспективные.

Первоначально все комплектующие для выпуска моторов будут приходить из Китая. Неизбежный процесс локализации начнётся с навесного оборудования и аксессуаров на механическую обработку.

Проектная мощность завода – до 20 000 моторов в год. Однако первоначально предприятие будет работать в одну смену и лишь по достижении годового выпуска в 10 000 агрегатов перейдет на двухсменную работу, выйдя на максимальную производительность.

По плану строительство завершится в конце 2022 – начале 2019 года, тогда же начнётся и серийный выпуск моторов. Ждать осталось недолго…

Спрос на МАЗы с моторами Weichai Power растет. Отгружены первые грузовики Евро-5

Возможно, для кого-то решение Минского автозавода начать выстраивать стратегическое партнерство с компанией Weichai Power и стало неожиданностью, но на самом деле взаимный интерес у белорусского автопроизводителя и китайских моторостроителей возник еще лет десять назад и с тех пор только усиливался. Некоторое время назад прорабатывался проект разработки и производства в Беларуси тяжелого дизельного двигателя на площадке Минского моторного завода — МАЗ должен был стать основным потребителем. Но в итоге было решено построить новый завод уже на паях с самим МАЗом — его закладка в индустриальном парке «Великий камень» состоялась в сентябре прошлого года.

Совместное предприятие «МАЗ-Вейчай» будет выпускать дизельные моторы для грузовиков, спецмашин и автобусов. Планируется полная сборка (CKD) двигателей моделей WP4, WP5, WP7 и WP12 экологического стандарта Евро-5 и Евро-6. Их мощность — от 170 до 460 л.с. Моторы отличаются надежностью: заявленный ресурс — не менее 1 млн км пробега в зависимости от условий эксплуатации. Проектная мощность составит до 20 тыс. двигателей в год. Первое время предприятие будет работать в одну смену, а когда достигнет годового объема 10 тыс. агрегатов, перейдет на двухсменный режим работы.

Седельный тягач МАЗ-643029-1420-012 (6х4) с двигателем Weichei Power WP12.430 (Евро-4) имеет усиленную заднюю подвеску (допустимая нагрузка — 26.000 кг), мощное ССУ (нагрузка — 22.500 кг) и рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 65.000 кг

Тем не менее серийные грузовики с моторами Weichai уже выпускаются на конвейере Минского автозавода — двигатели для них пока поставляются из Китая. МАЗ разработал целую линейку грузовых автомобилей с дизельными двигателями WP12 (рядная «шестерка» рабочим объемом 11,6 л): в нее вошли седельные тягачи (4х2, 6х4) и самосвалы (6х4). С двигателями WP7 (рядная «шестерка» рабочим объемом 7,14 л) разработаны шасси автомобильные с колесной формулой 4х2 и 6х4, автомобили-самосвалы 4х2 и 6х4.

Дорожно-уборочная машина КО-806Б-20 на шасси МАЗ-534023 с газовым двигателем Weichai Power WP10NG (280 л.с., Евро-5). Общий заправочный объем баллонов с компримированным (сжатым) природным газом составляет 1128 л, что обеспечивает запас хода около 500 км

Комфортабельный мобильный офис «МАЗ-Купава» использует шасси МАЗ-631223 (6х2) с Weichai Power WP10NG (280 л.с., Евро-5). Общий заправочный объем баллонов со сжатым метаном составляет 700 л, что обеспечивает запас хода около 300 км

Кроме того, в линейке грузовиков Минского автозавода присутствуют и автомобили с двигателем WP10NG280 (мощностью 280 л.с.), работающим на природном газе — метане (возможны модификации, использующие только сжатый или только сжиженный газ, а также комбинированные версии CNG+LNG).

Бортовой грузовик МАЗ-534023-520-013P1 с газовым мотором Weichai Power WP10NG280E50 и комбинированным питанием CNG+LNG. Запаса газового топлива хватает, чтобы проехать около 600 км на одной заправке

С начала 2022 года грузовики МАЗ с двигателями Weichai Power уровня Евро-4 начали активно продвигаться на внутреннем и внешних рынках: для таких автомобилей были значительно увеличены гарантийный срок (до 24 месяцев либо 200 тыс. км пробега — для тягачей; до 24 месяцев либо 100 тыс. км пробега — для самосвалов) и увеличен межсервисный интервал (с 30 тыс. до 60 тыс. км пробега для тягачей и до 40 тыс. км для самосвалов). Кроме того, обладателям автотехники МАЗ с установленным двигателем компании Weichai Power в России дополнительно предоставляется возможность бесплатного обслуживания силового агрегата при прохождении ТО-2 и ТО-3.

МАЗы с моторами WP12 в прошлом году нашли первых покупателей и на отечественном рынке. В числе приобретенной техники — седельные тягачи МАЗ-544029 и МАЗ-643029, самосвалы МАЗ-650129. По отзывам эксплуатирующих компаний и организаций, грузовики с китайскими «сердцами» работают без нареканий. Водители также довольны и автомобилями, и моторами.

Самосвал МАЗ-650129 с 20-кубовой платформой. Автомобиль оснащен двигателем Weichai Power WP12.430E40 (Евро-4). Мощность этого силового агрегата — 430 л.с.; максимальный крутящий момент — 2060 Нм

Что касается организации сервисного обслуживания автомобилей с китайскими двигателями, то работа в этом направлении ведется начиная с 2015 года, когда на грузовики МАЗ стали массово устанавливать моторы Weichai. И на сегодняшний день помимо минские грузовики с двигателями Weichai уже готовы обслужить 44 авторизованных партнера (СТО) в Беларуси, порядка 100 — в России, 17 — в Украине. Специалисты сервисных организаций прошли соответствующее обучение и готовы обеспечить сервисное сопровождение техники.

Отметим, что в феврале нынешнего года Минский автозавод запустил программу бесплатного обслуживания двигателей Weichai на территории Республики Беларусь при прохождении ТО-1 и ТО-2. Суть данной программы заключается в том, что обладатели автотехники МАЗ с установленным двигателем компании Weichai Power имеют возможность дополнительного бесплатного обслуживания двигателя при прохождении ТО-1 и ТО-2, а также им предоставляется увеличенный срок гарантии на двигатель до 3 лет. Для прохождения бесплатного технического обслуживания необходимо обратиться к авторизованной СТО МАЗ в регионе для постановки автотехники на гарантийный учет, а также соблюдать периодичность прохождения ТО.

Седельные тягачи МАЗ-544028 «Простор» будут оснащаться двигателями Weichai Power WP12.430E50 (Евро-5) и коробками передач ZF 16S2520TO

С начала нынешнего года Минский автозавод приступил к выпуску грузовиков с 430-сильными моторами WP12.430E50 экологического стандарта Евро-5. Уже доступны к заказу седельные тягачи МАЗ-544028 (4х2) в двух комплектациях и МАЗ-643028 (6х4) в четырех комплектациях (как с усиленной подвеской, так и с гидроотбором). Популярный самосвал МАЗ-650128 (6х4) с задней разгрузкой предлагается в 18 комплектациях. Они отличаются: типами (П-образная или U-образная) и объемами (12,5/15,4/19/20 м3) платформ; применением двух разных моделей коробок передач (ZF 16S2520ТО или Fast Gear 12JS200TA); двумя видами кабин (малая рестайлинговая типа 6501 или большая рестайлинговая с низкой крышей типа 5440).

Как сообщили в пресс-службе ОАО «МАЗ», реализация грузовых автомобилей с моторами Weichai Power по годам составила: 2015-2016 — 30 единиц; 2022 — 182 единицы. При этом 90 процентов грузовиков от этого количества было отгружено в Россию, остальные приобретались белорусскими компаниями. С начала нынешнего года продано уже 152 грузовых автомобиля МАЗ, оснащенных двигателями Weichai.

Каталог дизельных двигателей Weichai

ФотоМодель двигателяМакс. мощность, кВтМакс. мощность, л.с.Тип охлажденияОбъём двигателя, лРасположение цилиндров
WP2.1D18E2 по запросу Weichai WP2.1D18E21825жидкостное2.14, рядное
WP2.5D22E2 по запросу Weichai WP2.5D22E22433жидкостное2.54, рядное
WP2.3D25E200 по запросу Weichai WP2.3D25E2002534жидкостное2.34, рядное
WP2.3D33E200 по запросу Weichai WP2.3D33E2003345жидкостное2.34, рядное
WP3.9D33E2 по запросу Weichai WP3.9D33E23750жидкостное3.94, рядное
WP2.3D40E200 по запросу Weichai WP2.3D40E2004054жидкостное2.34, рядное
WP4.3D38E2 по запросу Weichai WP4.3D38E24257жидкостное4.34, рядное
WP2.3D48E200 по запросу Weichai WP2.3D48E2004866жидкостное2.34, рядное
WP4.1D66E200 по запросу Weichai WP4.1D66E2006690жидкостное4.14, рядное
WP4.1D80E200 по запросу Weichai WP4.1D80E20080109жидкостное4.14, рядное
WP4.1D100E200 по запросу Weichai WP4.1D100E200100136жидкостное4.54, рядное
WP4D100E200 по запросу Weichai WP4D100E200100136жидкостное4.54, рядное
WP6D132E200 по запросу Weichai WP6D132E200132179жидкостное6.86, рядное
WP6D152E200 по запросу Weichai WP6D152E200152207жидкостное6.86, рядное
WD615.64D по запросу Weichai WD615.64D176239жидкостное9.74, рядное
WD615.68D по запросу Weichai WD615.68D198269жидкостное9.74, рядное
WP10D200E200 по запросу Weichai WP10D200E200200272жидкостное9.76, рядное
WP10D238E200 по запросу Weichai WP10D238E200238324жидкостное9.76, рядное
WD615.46D по запросу Weichai WD615.46D240326жидкостное9.74, рядное
WP10D264E200 по запросу Weichai WP10D264E200264359жидкостное9.76, рядное
WD618.42D по запросу Weichai WD618.42D284386жидкостное11.66, рядное
WP12D317E200 по запросу Weichai WP12D317E200317431жидкостное9.76, рядное
WP10D320E200 по запросу Weichai WP10D320E200320435жидкостное9.76, рядное
WP13D385E200 по запросу Weichai WP13D385E200385523жидкостное12.56, рядное
WP13D405E200 по запросу Weichai WP13D405E200405551жидкостное12.56, рядное
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]