В 1974 г. Минский тракторный завод выпустил колесный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 «Беларус», который до сих пор пользуется большим спросом среди фермеров. За основу была взята модель МТЗ-50/52, лучшая на то время сельскохозяйственная техника по стоимости, надежности и производительности. Машина была полностью модернизирована, получила новую комфортную кабину с большим остеклением, обшивку и двигатель увеличенной мощности.
В 1974 г. Минский тракторный завод выпустил колесный универсально-пропашной трактор МТЗ-80 «Беларус», который до сих пор пользуется большим спросом среди фермеров.
Устройство и схема двигателя МТЗ
Двигатель МТЗ — мощное устройство, от которого зависит работоспособность сельхозтехники. При горении смеси в замкнутом пространстве камеры тепловая энергия превращается в механическую, поэтому агрегат относят к двигателям внутреннего сгорания (ДВС). В качестве топлива используют дизель. Процесс трансформации основан на увеличении объема газообразных веществ при нагреве.
При воздействии инерционных сил и усилий газового давления поршень двигается и вращает коленчатый вал. Через трансмиссионную систему вращающий момент от коленвала передается на ведущую пару ходовой части. Цилиндр очищается и выпускает отработанные продукты, затем заполняется новой порцией топливно-воздушной смеси.
В тракторах МТЗ-80 большинство ДВС 4-тактные. Цикл работы совершается за 4 хода поршня — расстояния от одного крайнего положения (верхнего) до другого (нижнего). Процесс происходит в 4 такта:
- Впуск воздушной массы.
- Сжатие воздуха и подача дизельного топлива.
- Расширяющий, или рабочий, ход.
- Отдача отработавших газов.
Тракторы «Беларусь» оснащены 4х-цилиндровыми дизельными двигателями, состоящих из четырёх рабочих цилиндров, соединенных в общий коленвал. Разница угла положения шатунных шеек коленчатого вала 1 и 4 цилиндров и двух средних цилиндров равна 180 градусов относительно плоскости вращения. Таким образом, когда поршни 1 и 4 цилиндров находятся в верхней мертвой точке, положение 2 и 3 цилиндров находится, в нижней мертвой точке вращения, соответственно.
Рабочую схему 4-цилиндровых моторов можно представить так: 1-3-4-2.
Двигатель на МТЗ-80 включает 3 узла:
- Блок цилиндров. Основная корпусная, цельнолитая деталь, к которой прикрепляются все элементы и узлы дизеля. В блоке сгорает топливно-воздушная смесь.
- Кривошипно-шатунный механизм (КШМ). Трансформирует возвратно-поступательное перемещение поршня во вращение коленвала.
- Газораспределительное устройство. Впускает новую порцию горючего и отводит отработанные газы.
Вспомогательные сборочные узлы:
- Смазочная система. Смазывает трущиеся детали, чтобы уменьшить трение, и отводит тепло возникающее при трении.
- Охлаждающая часть. Обеспечивает рабочий температурный режим дизеля. Тракторные моторы оборудованы жидкостной системой.
- Топливная система (ТС). Подает горючее в цилиндры.
- Пусковая система (ПС). Осуществляет пуск силового агрегата.
Запуск ДВС производится электростартером или пусковым карбюраторным бензиновым устройством с номинальной тягой 10 л. с. При наличии пускового устройства в наименование двигателя входит индекс «Л». Некоторые модели оснащены предпусковым подогревателем для лучшего старта в зимний период.
Угол опережения впрыска
Двигатель д243
Зажигание топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе реализовано посредством самовоспламенения солярки от контакта с предварительно сжатым и нагретым в результате такого сжатия воздухом в цилиндрах.
Выставление зажигания на дизельном двигателе подразумевает изменение угла опережения впрыска топлива, которое подается в четко заданный момент в конце такта сжатия. Если угол выставлен отлично от оптимальных параметров, тогда топливный впрыск окажется несвоевременным. Результатом станет неполноценное сгорание смеси в цилиндрах, что вызывает разрушительный дисбаланс в работе двигателя.
Следует помнить, что даже незначительные отклонения при выставлении угла впрыска топлива могут привести к серьезной поломке дизельного двигателя.
Необходимость установки зажигания на дизеле своими руками зачастую возникает в таких случаях:
- зажигание дизеля требуется откорректировать параллельно замене зубчатого ремня ГРМ;
- после демонтажа ТНВД нет возможности установить шкив топливного насоса согласно специальным меткам;
Одной из рекомендаций перед началом любых работ, связанных с разбором топливной аппаратуры дизеля, выступает острая необходимость четко отметить или освежить все метки. Для этого достаточно нанести небольшие штрихи при помощи краски или качественного маркера. Это облегчит последующую обратную сборку и установку шкива ТНВД, что автоматически исключит или сведет к минимуму потенциальные сбои зажигания.
В электронных системах управления моментом впрыска определяется по следующим параметрам:
Запрос на угол опережения для основного впрыска определяется в зависимости от оборотов двигателя и от
количества впрыскиваемого топлива (являющегося отображением нагрузки).
Во время запуска, значение угла опережения впрыска должно быть сокращено, чтобы установить начало процесса
горения вблизи верхней мертвой точки, т.е. в положении, где температура является наиболее высокой при
отсутствии горения. Для этого программа определяет угол опережения впрыска в зависимости от оборотов
двигателя и от температуры охлаждающей жидкости. С момента запуска двигателя, система должна снова
использовать программы и значения корректировки, описанные ниже:
- Первая корректировка осуществляется в зависимости от температур воздуха и охлаждающей жидкости двигателя. Данная корректировка позволяет адаптировать угол опережения впрыска к рабочей температуре двигателя. Когда двигатель разогрет, угол опережения впрыска может быть отодвинут, чтобы снизить температуру горения и, соответственно, вредные выбросы (главным образом, NOx). Когда двигатель холодный, величина опережения впрыска должна быть достаточно большой, чтобы компенсировать увеличенную задержку воспламенения.
- Вторая корректировка определяется в зависимости от атмосферного давления.
- Третья корректировка осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и от времени,прошедшего после запуска. Данная корректировка позволяет увеличивать опережение впрыска в фазе разогрева двигателя, т.е. в течение 30 секунд после запуска. Она имеет целью сократить перебои в процессе горения и нестабильность, весьма вероятную после холодного запуска.
- Четвертая корректировка определяется в зависимости от отклонения давления топливной рампы. Данная корректировка используется для сокращения величины угла опережения впрыска, если давление в топливной рампе выше запрашиваемого значения давления. В этом случае, процесс горения может становиться очень шумным. Можно скомпенсировать данное явление, слегка сократив величину угла опережения.
- Пятая корректировка определяется в зависимости от коэффициента рециркуляции отработавших газов. Данная корректировка используется, чтобы корректировать величину угла опережения впрыска в зависимости от коэффициента рециркуляции отработавших газов. Когда коэффициент рециркуляции отработавших газов увеличивается, величина угла опережения впрыска также должна быть увеличена, чтобы компенсировать спад температуры в цилиндре.
Уважаемый посетитель! Мы не можем ответить лично каждому, но тем не менее никому не отказываем в консультации. Для того, чтобы Вы могли самостоятельно (или с помощью ближайшего автосервиса) устранить неисправности дизеля, мы разработали ОнлайнДиагностику. Это интерактивное руководство, которое содержит все известные причины неисправностей дизельных двигателей и указывает пути достижения правильной работы конкретного двигателя.
Приглашаем вас воспользоваться ОнлайнДиагностикой прямо сейчас!
Источник
Модели двигателей для тракторов МТЗ
Большинство машин семейства «Беларус» оснащены дизелями с наименованиями Д-240, Д-242, Д-243, Д-244 и Д-245.
Д-240
МТЗ-80 и МТЗ-82 комплектуются мотором марки Д-240 с общей камерой сгорания, водяным охлаждением и установленной системой смесеобразования с непосредственным впрыском топлива. Мощность агрегата достигает 59,25 кВт при скорости вращения 2200 об/мин. Первые тракторы имели тягу 55,16 кВт. Масса составляет 410 кг.
Технические характеристики рядных цилиндров:
- Рабочая емкость — 4,75 л.
- Диаметр — 110 мм.
- Амплитуда движения поршня — 125 мм.
МТЗ-80 комплектуется мотором марки Д-240 с общей камерой сгорания и водяным охлаждением.
Мотор подогревается с помощью электрофакельного ЭФП-8101500 или предпускового подогревателя ПЖБ-200Б. Расход дизельного топлива при эксплуатации составляет 238 г/кВт*ч.
Д-242
Двигателями Д-242 оборудованы тракторы МТЗ и ЮМЗ. Они относятся к первым устройствам, в которых применялся вентиляторный механизм диаметром 450 мм и облегченный коленвал с размером шкива 170 мм.
Технико-эксплуатационные параметры тракторного мотора Д-242:
- Вместительность цилиндров — 4,75 л.
- Диаметр — 110 мм.
- Поршневой ход — 125 мм.
- Топливный расход — 226 г/кВт*ч.
- Мощность — 46 кВт.
- Вращательная скорость — 1800 об/мин.
- Наибольший вращающий момент — 278 Н*м.
- Вес — 430 кг.
Д-243
Двигатель Д-243 предназначается для тракторной техники, рассчитанной на 14-20 кН, используется при неограниченном обмене воздушной массы без турбокомпрессора и эксплуатируется при температуре -45…+40°С. Дизель выпускается в 2 модификациях: Д-243Л и Д-243.1. На моторе с пусковым устройством П-10УД управление ПС осуществляется дистанционно. Модификации 243 и 243.1 запускаются с помощью стартера 24.3708 и отличаются силовыми параметрами. Так, мощность Д-243 составляет 59,6 кВт, Д-243.1 — 61 кВт.
Двигатель Д-243 используется при неограниченном обмене воздушной массы.
Основные показатели:
- Рабочая вместительность — 4,75 л.
- Вращательная скорость — 2200 об/мин.
- Наибольший силовой момент — 298 Н*м.
- Расход топлива — 226 г/кВт*ч.
- Вес — 430 кг.
Д-244
Мотором Д-244 с коленвалом, не содержащем противовесы, комплектуются тракторы МТЗ, мини-тракторы и другая сельхозтехника. Главными отличиями двигателя от аналогов являются:
- Мощность — 41,9 кВт.
- Скорость вращения — 1700 об/мин.
- Крутящий момент — 271 Н*м.
Модель Д-245
Дизельный агрегат Д-245 — последняя модель в семействе. Его выпускают в таких исполнениях:
- Д-245 и 245Л — с турбонаддувом. Параметры:
- тяга — 77 кВт;
- частота — 2200 об/мин;
- наибольший вращающий момент — 384 Н*м;
- топливный расход — 220 г/кВт*ч;
- вес устройства — 450 кг.
- Д-245.2 — с турбонаддувом и наддувочным воздушным охлаждением, мощностью 88 кВт и моментом силы 439 Н*м. Вес модели — 470 кг. В качестве ПС используют стартер 20.37-8. Турбокомпрессор — ТКР-6 или С1470В/8.12 М.
- Д-245.4 и 245.5 — с турбонаддувом. Тяговая характеристика — 60 и 65 кВт при частоте 1800 об/мин. Расчетный наибольший момент составляет 366 и 397 Н*м. Турбокомпрессор — ТРК-6-01 или С1470В/6.12М.
Двигатель Д-245 выпускают с турбонаддувом и наддувочным воздушным охлаждением.
К конструктивным особенностям относят:
- Наличие турбокомпрессора.
- Изменения патрубков подающего и отдающего коллекторов, шкива коленвала, генераторного агрегата и водяного насоса.
- Вспомогательный клиновой ремень.
- Специальные форсунки в блочных опорах.
- Чугунная вставка под первым кольцом компрессора.
- Антидымовой корректор.
- Улучшенные вставные клапанные седла и насос для масла.
- Удлинение пальцев маховика.
Отличие вкладышей д-240 от д-245. Взаимозаменяемость д-240 и д-245
Двигатели на ваз
Чем отличаются вкладыши Д-240 и Д-245?
Можно ли устанавливать одни вкладыши вместо других?
Этим вопросом часто задаются при ремонтных работах на дизелях Д-240 и Д-245, связанных с КШМ.
Геометрически эти вкладыши абсолютно идентичны.
Основное отличие – это материал, из которого изготовлены вкладыши.
Материал изделий вкладышей Д-240: Сталь-алюминий АО-10 С2
Материал изделий вкладышей Д-245: Сталь-бронза(с гальваническим покрытием)
Также вкладыши отличатся ценой: Д-245 всегда дороже из-за более дорогостоящего материала.
Замена материала на вкладышах Д-245 была обусловлена повышенной форсировкой этого двигателя за счет применения турбины.
Можно ли ставить вкладыши Д-245 на мотор Д-240?
Можно, но они будут стоить дороже и смысла особого в этом нет, т.к. “родные” вкладыши ведут себя не хуже.
Можно ли ставить вкладыши Д-240 на мотор Д-245?
Тоже можно, но это настоятельно не рекомендуется делать, т.к. они не расчитаны на работу с повышенной нагрузкой.
Итог: чтобы избежать проблем после ремонта двигателя надо устанавливать вкладыши, которые предназанчены для определенного типа мотора, т.е. вкладыши для Д-240 ставить на атмосферные моторы, а вкладыши Д-245 – на турбированные.
Остались вопросы?
Звоните
Что означают буквы и цифры на вкладышах Д-240, Д-245?
Размеры вкладышей Д-240 и Д-245 в миллиметрах
Рекомендуемые товары
Купить Д-240 вкладыши коренные Н1 Тамбов, 50-1005100Б, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-240 вкладыши коренные Р1 Тамбов, 50-1005100Б, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-245 вкладыши коренные Н1 Тамбов (сталь-бронза), 245-1005100-АТБ, Тамбовский завод подшипник..
Купить Д-245 вкладыши коренные Р1 Тамбов (сталь-бронза), 245-1005100-АТБ, Тамбовский завод подшипник..
Купить Д-240 вкладыши шатунные Н1 Тамбов, 50-1004140А, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-240 вкладыши шатунные Р1 Тамбов, 50-1004140А, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-245 вкладыши шатунные Н1 Тамбов (сталь-бронза), 245-1004140-АТБ, Тамбовский завод подшипник..
Наиболее частые поломки моделей
К типичным неисправностям тракторных двигателей относят:
- Воздух в ТС. Для устранения проблемы ее прокачивают помпой ручной подкачки, устраняют подсос.
- Неполадки и дефекты ТС. Снимают насос и отправляют на СТО для диагностики и ремонта.
- Отсутствие тяги. Ремонтируют ТС — регулировка насоса, замена фильтра при засорении, промывка распылителей, очистка сопла, проверка воздухоочистителя, турбокомпрессора, регулировка зазоров газораспределительного механизма.
- Появление черного дыма. Возможные причины — засорение воздухоочистителя, неисправность насоса подачи топлива и форсунок, неправильная регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения. Производят ТО или замену элементов и соответствующие регулировки.
- Появление белого дыма. Причина- попадание в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости. Неисправность — пробита прокладка между блоком двигателя и головкой газораспределения. Устранение — демонтаж головки и замена прокладки.
- Закипание охлаждающей радиаторной жидкости. Производят очистку радиатора и водяной рубашки блока цилиндров от накипи, регулируют натяжение ремня вентилятора.
Для предупреждения выше перечисленных неисправностей дизельного агрегата, необходимо производить своевременное , придерживаться правил эксплуатации и обслуживания двигателя, установленных заводом производителем.
Отзывы
- Константин, Смоленск. Трактор Беларус МТЗ-82.1 приобретен в прошлом году за несколько сотен тысяч рублей. Машина целиком оправдывает вложенные средства. Хоть в салоне тесно, но все органы управления абсолютно рабочие – есть и вентиляция, и подогрев. Все машиннокомплекты довольно качественные, и имеют длительный срок службы. Отмечу хорошую ремонтопригодность и дешевизну запчастей. Машину можно обслуживать в гараже или полевых условиях. Трактор неплохо приспособлен для строительных и дорожных работ. Нашими сотрудниками машина используется и в коммунальном хозяйстве, и в погрузочных-разгрузочных операциях. Гидронавесная система довольно проста, и поэтому надежна. Никакой сложной электроники, и все работает без всяких перебоев. Трактор можно агрегатировать разнообразными навесками. Мощности мотора, правда, хватает впритык, и он часто перегревается. Надо регулярно чистить систему охлаждения и масляные каналы. МТЗ-82.1 нетребователен к качеству топлива, и весьма экономичен за счет своей небольшой массы.
- Антон, Ленинградская область. В нашем хозяйстве используется полноприводная версия трактора Беларус МТЗ-82.1. Такая машина более уверенно передвигается по раскисшему грунту, глубоким колеям и ямам. Трактор преодолевает любые препятствия, и рассчитан на широкий круг задач. Для этого у нас имеется необходимое навесное оборудование, включая широкозахватные навески и прицепы. Простая конструкция и высокая грузоподъемность сделали этот трактор универсальным, но вот невысокая надежность и частые поломки портят впечатление. Радует, что запчасти дешевые, и их можно найти на вторичном рынке.
Технические характеристики
Передний ведущий мост — с возможностью регулирования колеи передних колес посредством выдвижения кулаков, с коническими редукторами.
Тормоза: рабочие — дисковые, на валах ведущих шестерен бортовых передач;
Стояночный тормоз – дисковый, связан тормозным валом с крестовиной дифференциала, независимым ручным управлением.
Привод тормозов прицепа — пневматический, сблокированный с управлением тормозами трактора.
Муфта сцепления — фрикционная, однодисковая, постоянно-замкнутого типа с механическим управлением. Накладки муфты сцепления – безасбестовые (по заказу металлокерамические).
Коробка передач — механическая, ступенчатая, с механическим понижающим редуктором.
Задний мост — с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами, также имеющий возможность изменения колеи, путем сдваивания колес с помощью проставки.
Боковой полунезависимый ВОМ
Боковой полунезависимый ВОМ – двухскоростной 571 об/мин и 755 об/мин. Направление вращения – против часовой стрелки при виде на торец хвостовика; хвостовик ВОМ 1с ГОСТ 3480 (8 зубьев), ВОМ 1 (6 зубьев).
Заднее трехточечное навесное устройство трактора второй категории по ИСО 730 и НУ-2 по ГОСТ 10677 с наружной либо внутренней блокировкой нижних тяг.
Рулевое управление
По требованию покупателя трактор МТЗ 82.1 может быть укомплектован одним из следующих типов рулевого управления:
- гидрообъемное. Насос питания – шестеренный с левым направлением вращения. Насос-дозатор – героторный, с открытым центром, без реакции на руле. Тип механизма поворота – гидроцилиндр двухстороннего действия и рулевая трапеция.
- гидромеханическое (устанавливается по заказу). Насос питания – шестеренный с левым направлением вращения. Тип механизма поворота – червяк, косозубый сектор и гидроусилитель;
- гидрообъемное с насосом-дозатором на корпусе гидроусилителя (по заказу на тракторе «БЕЛАРУС-82.1» с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины). Насос питания – шестеренный с левым направлением вращения. Насос-дозатор – героторный, с открытым центром, без реакции на руле. Тип механизма поворота – гидроцилиндр двухстороннего действия и рулевая трапеция.
Технические характеристики
Ходовая часть
Ходовая система трактора МТЗ 82.1 построена по колесной формуле 4х4 таким образом, что обеспечивает высокие ходовые качества, простоту управления и обслуживание трактора. Подвеска задних колес — жесткая, передних колес — балансирующая, это объясняется двойной задачи: движения и управления передних колес.
Передний ведущий мост МТЗ 82.1 — с главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом, конечными передачами, с коническими колесными редукторами, можно, при необходимости, отключить для экономии топлива.
Заводская комплектация:
- сиденье, регулируемое по весу и росту водителя;
- зеркала заднего вида;
- противосолнечный козырек;
- электрические стеклоочистители переднего и заднего стекол.
Кабина трактора МТЗ 82.1 дополнительно комплектуется одноместным сиденьем. Двери кабины имеют замки, левая дверь с ключами. Правая дверь – аварийный выход. Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009.
Кабина
Кабина МТЗ 82.1 крепится к остову трактора на резиновых амортизаторах, позволяющие снизить уровень вибрации и повысить шумоизоляционные качества кабины. Двери кабины также покрыты шумоизоляционным материалом.
Кабины МТЗ 82.1 отапливается благодаря отбору тепла из гидравлической системы. Вентиляция — открытия дверей и крыши трактора.