ГлавнаяПродукция завода Автоспецтехника
Машиностроительный завод Бецема предлагает широкий модельный ряд пищевых автоцистерн для транспортировки спирта и спиртосодержащих жидкостей, виноматериалов и молока (молоковозы). Нашими клиентами являются как крупные производители, так и небольшие предприятия. Номинальная полезная вместимость пищевых цистерн БЦМ составляет от 32 000 до 1 000 литров, что позволяет каждому заказчику подобрать технику, оптимальную по объему и функциональности.
Полуприцеп-цистерна для пищевых жидкостей БЦМ-42.3 |
Автоцистерна для пищевых жидкостей БЦМ-138 |
Автоцистерна для пищевых жидкостей БЦМ-139 |
Полуприцеп-цистерна для пищевых жидкостей БЦМ-140 |
Полуприцеп-цистерна для пищевых жидкостей БЦМ-145 |
Автоцистерна для пищевых жидкостей БЦМ-226 |
Автоцистерна для пищевых жидкостей БЦМ-227 |
Пищевые автоцистерны особенности конструкции
Существуют установки на шасси автомобиля, а также в виде прицепа или полуприцепа.
Пищевые цистерны бывают одно- и несколько секционные (чаще двухсекционные). Бочка в поперечном сечении обычно представляет собой эллипс. Такая форма обусловлена снижением центра тяжести, ввиду приплюснутости, что исключает появление крена при движении полностью загруженного автомобиля в поворотах.
Располагается она горизонтально вдоль рамы и имеет два плоских днища. Внутри устанавливаются перегородки – волнорезы, чтобы снизить удары жидкости по стенкам тары. Они имеют отверстия круглого типа для беспрепятственного перетекания жидкости между отсеками. Сверху имеется горловина для заливки продукта, которая надежно закрывается герметичной крышкой. Снизу в днище есть сливной штуцер для опустошения содержимого.
Сам корпус пищевых цистерн для перевозки молока изготавливается из нержавеющей стали. Благодаря легирующим элементам, материал не взаимодействует с грузом и практически полностью исключает возникновение межкристаллитной коррозии. Бочка покрывается специальными изотермическими материалами, которые позволяют сохранять установленную внутреннюю температуру долгое время, что прямым образом влияет на срок годности пищевой жидкости.
Кузова бывают несущими и рамными:
- Несущие, это когда сама конструкция несет опорную нагрузку, являясь прочным каркасом, на который навешивается обшивка. Обычно такие цистерны устанавливаются на легкие автомобили.
- Рамных же подавляющее большинство. Здесь бочка встает на ложементы прочной рамы, которая несет прочностную нагрузку и является связующим звеном между кузовом и подвеской. Для увеличения прочности и жесткости кузова, обечайка бочки в районе ложемента опоясывается бандажом.
В последнее время все большее распространение получил прицеп цистерна. Он присоединяется к фаркопу автомобиля тягача, либо к седельному устройству, если речь идет о полуприцепе. Применение этих транспортных тар повышает объем единовременной доставки молока и тем самым делает перевозку более рациональной.
Оборудование для наполнения и слива
Наполнение цистерны происходит либо через заливные горловины, либо через трубопроводы. Они имеют специальное покрытие для предотвращения промерзания, а также – обогрев. Многие машины дополнительно оснащаются насосной станцией наполнения/слива, к которой присоединяются магистрали.
Опустошение происходит самотеком либо с помощью перекачивающего устройства под давлением. Примерная производительность насосов автоцистерн – 20 – 30 куб. м/час.
Они имеют несколько режимов работы:
- наполнение тары;
- подача продукта из емкости;
- перекачка при помощи насоса без наполнения бочки.
Насос работает от двигателя автомобиля. Когда уровень жидкости достигает верхнего предела, срабатывает концевой выключатель, включается сигнализация и подача прекращается.
В трубопроводах используются БРС соединения, для быстроты проведения операций заполнения или слива.
Транспортируют молоко на перерабатывающее предприятие или молокоприемные пункты в разрешенных министерством здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами цистернах и флягах всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки скоропортящих грузов, действующими на данном виде транспорта.
Транспортирование молока производят в специальных автоцистернах. В жаркое время оно не нагревается, а зимой не замерзает. При перевозке на расстояние 100 км в летнее время температура молока повышается на 1-2°С. Потери молока при перевозке в автоцистернах составляют 0,023%, при перевозке во флягах 0,34%, или в 10 и более раз. Установлено, что перевозки молока автомобильными цистернами (емкостью от 2 до 10 т и более), а также железнодорожными (20-30 т) наиболее рациональна, так как способствует сохранению всех его свойств. Целесообразно пользоваться кольцевым маршрутом.
Автомолцистерны, предназначенные для перевозки молока, изготавливаются из листового алюминия и нержавеющей стали и состоят из одной, двух или четырех секций. Чтобы молоко не нагревалось во время транспортирования, наружная поверхность цистерны покрыта термоизоляционным материалом и облицована кожухом из тонкого стального листа. Каждая секция автомолцистерны снабжена люком, герметически закрывающимся крышкой с помощью уплотнительной кольцевой резиновой прокладки. Цистерна заполняется молоком под вакуумом, причем наполнение лучше осуществлять снизу, во избежание вспенивания молока. Каждая секция цистерны заполняется молоком одного качества.
Контроль наполнения цистерны молоком осуществляется с помощью электрической системы сигнализации: в верхней части цистерны расположены датчики верхнего уровня молока для подачи сигнала о заполнении секции молоком. Перед отправкой на молокоперерабатывающее предприятие цистерны пломбируют. Слив молока из автомолцистерны при приемке на заводе осуществляется самотеком или с помощью заводского насоса.
Небольшие фермерские хозяйства доставляют на перерабатывающее предприятие молоко во флягах. Этот вид тары неудобен тем, что из-за небольшой вместимости в теплое время года молоко в пути быстро нагревается и закисает, а в зимнее время может замерзнуть. Перед транспортированием молоко перемешивают, фляги закрывают крышками с прокладками из «пищевой» резины (заменять их другими материалами запрещается) и пломбируют. Они должны быть заполнены полностью во избежание сбивания отстоявшихся сливок в масло. Зимой во время морозов фляги недоливают на 1-2 л, чтобы в случае замерзания молока флягу не разорвало.
Перевозить молоко во флягах необходимо в прохладное время суток — утром или вечером. В условиях жары молочные фляги накрывают мокрым брезентом, чтобы молоко не нагревалось в пути.
Транспорт, используемый для перевозки молока и молочных продуктов, должен быть чистым, в исправном состоянии, кузов машины — иметь гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке. Не допускается перевозка молока вместе с сильно пахнущими, пылящими и ядовитыми веществами (бензин, керосин, деготь, ядохимикаты, цемент, мел), а также использование молочных цистерн и фляг для перевозки других веществ.
Транспортирование молока осуществляется железнодорожным транспортом. Фляги с молоком перевозят в изотермических вагонах при температуре 3-5°С. Чаще применяют изотермические железнодорожные молочные цистерны. Иногда перевозят молоко в цистернах, которые устанавливают на железнодорожную платформу.
Для транспортирования молока применяют водный транспорт. При перевозке молока используют специальные катера, оборудованные холодильными установками.
Возможно транспортирование молока с помощью полиэтиленовых труб. В последние годы для транспортирования молока пользуются полиэтиленовыми трубами, особенно с горных пастбищ (самотечные молокопроводы) и в местах близкого расположения ферм от молочных заводов. Этот способ транспортировки молока наиболее целесообразен и имеет большую перспективу.
Молоковозы
Цистерна для молока предназначена для перевозки продукта на различное расстояние, а также для его временного хранения. Свойства молока сохраняются в следствие применения в конструкции аппаратуры контроля температуры внутри кузова.
Сварные швы емкостей выполняются с удалением усиления и качественной зачисткой, для того чтобы остатки молока не скапливались в пределах полезного объема. Кроме того, в сторону сливной горловины предусмотрен небольшой уклон.
На большинство тар изнутри наносится специальное покрытие. Эти меры предприняты для того, чтобы все содержимое цистерны уходило в слив, ведь наливка новой партии и смешивание ее с прокисшими остатками испортило бы весь перевозимый продукт. Снаружи установка оборудуется подиумами и поручнями для облегчения обслуживания кузова и оборудования.
Так же на машинах применяются интегрированные системы контроля температуры, ведь при низких ее значениях существенно увеличивается срок хранения продукта. В качестве изоляции кузова используется пенопласт. Толщина изолирующего слоя из этого материала 40 – 80 мм.
При работе в минусовую температуру требуется подогрев молока. Его осуществляет теплоэлектронагреватель трехконтурной конструкции. Цистерны молоковозов оборудуются специальными рейками для очистки и мытья.
Молоковозы производства завода Бецема оснащаются
- расходомерами с выводом данных на дисплей;
- Ду50 с запорной арматурой на каждом отсеке по верху цистерны;
- пневмоуправляемыми поворотными затворами в каждом отсеке;
- теплоизолированными люками с обогревом воздуховодами автономного отопителя.
Благодаря эффективным технологиям теплоизоляции, молоковоз способен в течение длительного времени обеспечивать сохранность перевозимого продукта. Максимально допустимое повышение температуры груза составляет не более 2°C за 10 часов при разности температур жидкости и окружающей среды 30°C.
Молоковоз модификации цистерн
Цистерны молоковозы выпускаются на базе всех существующих базовых грузовых автомобилей, а также многих прицепов и полуприцепов.
Из легких серий можно выделить молоковоз «Газель» ГАЗ 3302. На шасси устанавливается односекционная бочка внутренним объемом 1250 литров.
Следующий по размерам идет ГАЗ-3309. Это средне тоннажная двухсекционная емкость объемом 4100 литров.
Тяжелая серия – КамАЗ-65115. На шасси трехосного грузовика производится молоковоз на 9800 литров с трехсекционной конструкцией.
На базе грузовика МАЗ-6312 выпускается цистерна для транспортировки аж 14 кубов жидких молочных продуктов, которая выполняется с 1-3 отделениями.
Самыми большими объемами могут похвастаться молоковозы полуприцепы, которые работают в сцепке с седельными тягачами. Объем такого типа бочек доходит 20 – 30 кубических метров.
Из прицепов следует выделить САЗ-83172-08 производства Саранского автомобильного завода объемом тары 1800 литров. Он предназначен для работы с ГАЗ 3302.
Для автомобилей КамАЗ применяется молоковозный прицеп цистерна Г6-ОПА-8,1/3 – трехсекционная бочка на 8,1 куб.м.
Особенности груза
Молоковозы рассчитаны на круглогодичное использование. Внутри их баков поддерживается оптимальная температура для перевозки продуктов питания. Для этого они оснащаются следующими элементами:
- толстым слоем утеплителя;
- нагревательными элементами;
- охладителями.
Внутри новой и полностью исправной цистерны молоковоза жидкость сохраняет свою температуру в течение 10-и часов. Благодаря этому продукт можно доставить в отдаленные точки региона, сохраняя все его полезные свойства и вкусовые характеристики.
За сколько можно купить пищевые цистерны
Прицепы легкой серии стоят примерно 300 000 – 400 000 рублей, средние – свыше полумиллиона. Тяжелые прицепы стоят больше миллиона рублей.
Цена полуприцепов цистерн начинается от 2,5 миллиона рублей без охладителей и свыше трех – с охладителем.
Цена на ГАЗ-3302 – примерно 1 100 000 руб., ГАЗ-3309 – от 1 700 000, КамАЗ-4325 – 3500000, КамАЗ-65115 – от 4 миллионов.
Отзывы
Отзывы о пищевых автоцистернах зависят прежде всего от ожидаемых от них потребительских качеств, класса и предъявляемых требований.
Для крупных компаний и молокозаводов важны объемы, но в то же время для городских перевозок используются одиночные среднетоннажники, а для региональных и международных – автопоезда с полуприцепами. Здесь цена отходит на второй план, а приоритетом пользуется качество оборудования, для того чтобы как можно дольше сохранить перевозимый продукт.
Очень хорошие отзывы в этом плане о КамАЗ 4325. Его бочка обладает оптимальным объемом – 9 куб.м. При использовании автомобиля в региональных перевозках, к нему цепляется прицеп объемом 8,1 кубов.
В то же время шасси двухосной компоновки в сочетании с экономным двигателем, имеет наиболее высокие топливно-экономические показатели, что делает перевозки этими автоцистернами быстроокупаемыми.
Частники скорее предпочтут ГАЗ-3309, либо ГАЗ-3302. Они отличаются простотой конструкции, дешевыми и всегда доступными запчастями, низкой трудоемкостью обслуживания и ремонта. Сами емкости обладают небольшими объемами, что оптимально для фермеров и небольших фабрик местного значения.