Серийное производство самого массового грузовика советской армии и народного хозяйства было развернуто в 1964 году. По ряду технических параметров автомобиль получился достаточно уникальным и заслужил всеобщее признание, на долгие годы став основным грузовым транспортом вооруженных сил, оснащенный полным приводом.
Электропроводка ГАЗ 66 была конструктивно простой
Особенности электрооборудования
Военное предназначение автомобиля накладывает определенные свойства на все его системы и узлы. В частности, требования по электрооборудованию заключаются в:
- Максимальной защите проводки от наводимых электромеханических помех;
- Дублировании основных компонентов, либо их резервной схеме работы;
- Максимальной ремонтопригодности в полевых условиях своими руками.
Все электрооборудование двигателя максимально защищено от помех и влаги
Справочно: сама же проводка имела классическую схему, присущую контактному зажиганию карбюраторных двигателей. Однако, ряд элементов и узлов были выполнены уникальными, что требовалось по условиям эксплуатации.
Очень часто армейский автомобиль ГАЗ 66 нес на себе функции радиоэлектронной разведки и раннего обнаружения противника. Поэтому, исполнение электрооборудования предусматривало максимальную защиту, ведь цена потери боевой единицы могла иметь тяжелые последствия для боевой операции.
Автоматический радиопеленгатор АРП-11 на базе ГАЗ 66
Система зажигания
Для защиты системы зажигания, проводка ГАЗ 66 выполнена в экранированном варианте:
- Корпус трамблера помещен в герметичный металлический стакан;
- Высоковольтные провода к свечам имеют металлическую оплетку;
- На свечи одеты металлические колпаки, выполняющие роль экрана.
Защищенный трамблер имеет штуцер для подвода воздуха
Конструкция основных узлов выполнена таким образом, чтобы система зажигания сохраняла свою работоспособность и при преодолении водных преград. В частности:
- В корпус трамблера с помощью гибкого шланга подается с ресивера избыточное давление, препятствующее проникновению воды внутрь;
- Высоковольтные провода оснащены герметичными колпаками;
- Катушка зажигания также помещена в герметичный корпус (см. также схему электропроводки ГАЗ 3307).
Фото высоковольтных проводов ГАЗ 66 в герметичном исполнении
Справочно: при преодолении вброд рек и озер водителю предписывалось снимать шкив с привода вентилятора охлаждения двигателя. Это необходимо для того, чтобы уберечь радиатор, поскольку в воде вентилятор создает водную струю, способную вывести его из строя.
Также к системе зажигания были предусмотрены аварийные схемы работы. В частности, заводская инструкция при выходе из строя катушки зажигания или трамблера предписывала следующий алгоритм действий:
- Отсоединить провод генератора от катушки зажигания;
- Присоединить к аварийному вибратору;
- Запустить двигатель и поддерживать частоту вращения не выше 2000 об/мин;
- Двигаться с одинаковой скоростью не более 50 км (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).
Аварийный вибратор 5102.3747 на ГАЗ 66
При движении на резервной системе зажигания аварийный вибратор исполняет роль катушки и трамблера, постоянно генерируя искру с частотой 250-400 Гц. При этом:
- мощность двигателя снижается, что накладывает ограничения на буксируемый прицеп;
- автомобиль может проехать еще 50 км, что достаточно для выполнения поставленных командованием задач.
Справочно: на последующих версиях автомобиля устанавливалось транзисторное зажигание. Однако, как и прежде система комплектовалась резервной схемой работы на случай выхода из строя ее электронных компонентов.
Система освещения
Именно по осветительным приборам можно легко отличить гражданскую версию ГАЗ 66 от ее военного оригинала:
- Первое поколение (с 1963 по 1968 года) и второе (с1968 по 1985 года) выпускались исключительно для нужд военных;
- Третье поколение автомобиля (с 1985 года) получило «прописку» в народном хозяйстве.
Светомаскировочная фара ГАЗ 66 аналогична моделям, устанавливаемым на танки
Для военных моделей важнее всего было обеспечить маскировку авто в ночное время, тогда как для гражданских версий задача стоит совершенно иначе:
- Обеспечить видимость габаритов автомобиля на дорогах общего пользования;
- Обеспечить видимость дорожной обстановки водителю из кабины.
Справочно: Начиная с 1981 года, на ГАЗ 66 устанавливали новые световые приборы, включая и увеличенные в размерах подфарники оранжевого цвета.
ГАЗ 66 с «гражданскими» фарами и габаритными огнями
Кроме наружных приборов освещения, существовали и гражданские версии автомобиля, предназначенные для эксплуатации в суровых зимних широтах. В частности, северный вариант ГАЗ 66-92 комплектовался:
- Кабиной с усиленной термоизоляцией;
- Двойными стеклами;
- Дополнительным салонным отопителем и предпусковым подогревателем;
- Аккумуляторной батареей увеличенной емкости;
- Дополнительными противотуманными фарами.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
1107-3816 | Манометр | Нет в наличии | |
1108-3816 | Манометр | Нет в наличии | |
12-3717035 | Втулка уплотнительная | Модель 12 Группа Электрооборудование Подгруппа Фонарь освещения номерного знака Порядковый номер детали 035 | Нет в наличии |
1209-3704 | Выключатель зажигания (1209.3704000) | Нет в наличии | |
13-1711232 | Кольцо уплотнительное | Модель 13 Группа Коробка передач Подгруппа 1711 Порядковый номер детали 232 | Нет в наличии |
14-3830-Т | Манометр | Нет в наличии | |
14-3830-У-ХЛ | Манометр | Нет в наличии | |
14-3830-У-ХЛ-Э | Манометр | Нет в наличии | |
20-1104091 | Втулка уплотнительная | Модель 20 Группа Cистема питания двигателя Подгруппа Трубопроводы топливные Порядковый номер детали 091 | Нет в наличии |
20-3704024 | Гайка | Модель 20 Группа Электрооборудование Подгруппа Выключатель зажигания (замок зажигания) Порядковый номер детали 024 | Нет в наличии |
201416-П29 | Болт М6-6gх12 ОСТ 37.001.123-96 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
2101-3724124-01 | Чехол защитный | Модель 2101 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 124 | Нет в наличии |
220051-П29 | Винт М4-6gх10 ОСТ 37.001.127-81 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
220103-П29 | Винт М6-6gх12 ОСТ 37.001.127-81 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
224599-П29 | Винт М5-6gх14 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
24-5205072-10 | Ручка в сборе | Модель 24 Группа Окно ветровое Подгруппа Стеклоочиститель и привод Порядковый номер детали 072 Дополнительно Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
24-5205073 | Вставка | Модель 24 Группа Окно ветровое Подгруппа Стеклоочиститель и привод Порядковый номер детали 073 | Нет в наличии |
24-3710 | Выключатель аварийной сигнализации | Нет в наличии | |
250462-П29 | Гайка М4-6Н ОСТ 37.001.124-93 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
250610-П29 | Гайка М8-6Н ОСТ 37.001.124-93 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
251086-П29 | Гайка М5-6Н ОСТ 37.001.112-91 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252132-П29 | Шайба 4 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252133-П2 | Шайба 5Т ОСТ 37.001.115-75 | Покрытие фосфатирование и промасливание | Нет в наличии |
252155-П29 | Шайба пружинная 8 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252155-П29 | Шайба пружинная 8 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252173-П29 | Шайба 2-5 ОСТ 37.001.145-75 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252233-П29 | Шайба 2-5 ОСТ 37.001.146-75 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
290115-П29 | Винт М3х4 ГОСТ 1477-84 | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
297480-П29 | Скоба крепления трубки | Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
40П-3903174 | Табличка инструкционная переключателя датчиков | Модель 40П Группа Инструмент шоферский и принадлежности Подгруппа Таблички (инструкционные) Порядковый номер детали 174 | Нет в наличии |
45-9422-1118 | Винт М6-6gх38 | Нет в наличии | |
4602-3710 | Выключатель | Нет в наличии | |
4607-3710 | Выключатель | Нет в наличии | |
51-3704100 | Ключ | Модель 51 Группа Электрооборудование Подгруппа Выключатель зажигания (замок зажигания) Порядковый номер детали 100 | Нет в наличии |
51-3709051-Б | Ручка | Модель 51 Группа Электрооборудование Подгруппа Переключатели электрические (переключатель света центральный) Порядковый номер детали 051 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
5112-3709 | Переключатель бензобаков (5112.3709000) | Нет в наличии | |
5117-3709 | Переключатель бензобаков (5117. 3709000) | Нет в наличии | |
51Ю-3709051 | Ручка | Модель 51Ю Группа Электрооборудование Подгруппа Переключатели электрические (переключатель света центральный) Порядковый номер детали 051 | Нет в наличии |
52-3724053 | Провод от указателя уровня топлива к контрольной лампе в сборе | Модель 52 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 053 | Нет в наличии |
52-50-3724053 | Провод в сборе | Модель 52-50 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 053 | Нет в наличии |
53-12-3552065 | Скоба | Модель 53-12 Группа Тормоза Подгруппа Трубопровод (гидровакуумного) усилителя Порядковый номер детали 065 | Нет в наличии |
53-3709030 | Гайка крепления центрального переключателя света | Модель 53 Группа Электрооборудование Подгруппа Переключатели электрические (переключатель света центральный) Порядковый номер детали 030 | Нет в наличии |
53-3709038 | Шайба крепления центрального переключателя света | Модель 53 Группа Электрооборудование Подгруппа Переключатели электрические (переключатель света центральный) Порядковый номер детали 038 | Нет в наличии |
53А-3709010 | Переключатель света центральный П312 | Модель 53А Группа Электрооборудование Подгруппа Переключатели электрические (переключатель света центральный) Порядковый номер детали 010 | Нет в наличии |
66-01-3731040 | Кронштейн | Модель 66-01 Группа Электрооборудование Подгруппа Фонарь сигнальный Порядковый номер детали 040 | Нет в наличии |
66-11-3724100 | Провода в сборе | Модель 66-11 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 100 | Нет в наличии |
66-11-3724111 | Провода в сборе | Модель 66-11 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 111 | Нет в наличии |
66-11-5301640 | Крышка люка в сборе | Модель 66-11 Группа Передок кабины Подгруппа Каркас и панели передка Порядковый номер детали 640 | Нет в наличии |
66-61-3724100 | Провод в сборе | Модель 66-61 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 100 | Нет в наличии |
66-61-3724111 | Провод в сборе | Модель 66-61 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 111 | Нет в наличии |
66-71-3724182 | Провода в сборе | Модель 66-71 Группа Электрооборудование Подгруппа Электропровода Порядковый номер детали 182 | Нет в наличии |
А12-1 | Лампа | Нет в наличии | |
А12-1-Т | Лампа | Нет в наличии | |
АМН12-3 | Лампа | Нет в наличии | |
Винт-М6-6gХ38 | Винт М6-6gХ38 | Нет в наличии | |
ВК314 | Выключатель проверки исправности сигнализатора тормоза | Нет в наличии | |
ВК314-Т | Выключатель проверки исправности сигнализатора тормоза | Нет в наличии | |
ВК314-Э | Выключатель проверки исправности сигнализатора тормоза | Нет в наличии | |
ГВ300Ж-02 | Вал гибкий | Нет в наличии | |
Д12-1-Э | Лампа | Нет в наличии | |
КП121Г | Щиток приборов (КП121 Г-3805010) | Нет в наличии | |
КП121Г-Т | Щиток приборов (КП121 Г-3805010-Т) | Нет в наличии | |
КП121Г-Э | Щиток приборов (КП121 Г-3805010-Э) | Нет в наличии | |
ЛВ211-329 | Патрон (ЛВ211-3714329) со штекером | Нет в наличии | |
П312-Т | Центральный переключатель света (24-50-3709010) | Нет в наличии | |
П312-Э | Центральный переключатель света (24-3709010) | Нет в наличии | |
П315-01-Т | Переключатель стеклоочистителя и омывателя стекла | Нет в наличии | |
П315-01-Э | Переключатель стеклоочистителя и омывателя стекла | Нет в наличии | |
ПД20-100А | Патрон (21-3803025) | Нет в наличии | |
ПД20-Д-Т | Сигнализатор включения Фонарей опознавательного знака «Автопоезд» | Нет в наличии | |
ПД20-Д-Э | Сигнализатор включения фонарей опознавательного знака «Автопоезд» | Нет в наличии | |
ПП158 | Патрон сигнализатора включения дальнего света фар | Нет в наличии |
Особенности комплектации
Оставаясь сугубо армейским автомобилем, ГАЗ 66 использовался во множестве вариантов, среди которых можно выделить различные исполнения кузовов:
- Обитаемые кузова-фургоны, предназначенные для обеспечения полноценного отдыха личного состава;
- Ремонтные мастерские;
- Командно-штабные машины;
- Автоцистерны и топливозаправщики;
- Инженерную технику (фильтровальные станции, бурильные установки);
- Санитарные машины;
- Передвижные полевые кинотеатры;
- Автомобили продовольственной и тыловой службы.
Санитарный автобус для транспортировки 18 раненых
Справочно: все варианты кузовов имели собственную проводку, систему освещения и жизнеобеспечения от внешних и автономных источников энергии – либо электросеть напряжением 220 (реже 380 В), либо 12 В бортовой источник питания.
Наиболее сложные в электронной сфере были варианты кузовов ГАЗ 66:
- Радиотехнические средства связи и управления;
- Топографические станции для определения координат воинских формирований;
- Системы залпового огня;
- Системы химической защиты и обеззараживания;
- Средства обеспечения ракетных подвижных комплексов;
- Аэродромная техника (радиопеленгаторы, посадочные маяки);
- Системы телефонной и телеграфной связи.
Внутреннее электронное оборудование ГАЗ 66 с радиостанцией Р-142 «Деймос»
В перечне электротехнического оборудования присутствовали генераторы повышенной мощности, радиостанции, вычислительные комплексы, навигационные системы, системы спутниковой связи, универсальные источники питания и другая специальная аппаратура, сведения о которой представляют военную тайну.
Газ 66 — электросхема, предохранители, реле
ГАЗ-66
в народе известен под названиями шишига, шишка, шишак выпускался с 1964 по 1999 год преимущественно с бензиновым двигателем ЗМЗ-513. В данном материале мы покажем электросхему, описание предохранителей и реле ГАЗ 66 и места их расположения.
Автомобиль производится в различных модификация и с различными изменениями. Нету одного общего описания на всех. Исполнение в вашем Газ 66 может отличаться от представленного. В случаях затруднения сверяйтесь с Вашей технической документацией.
Схема электропроводки ГАЗ 66: особенности системы зажигания и освещения
Серийное производство самого массового грузовика советской армии и народного хозяйства было развернуто в 1964 году. По ряду технических параметров автомобиль получился достаточно уникальным и заслужил всеобщее признание, на долгие годы став основным грузовым транспортом вооруженных сил, оснащенный полным приводом.