Как свидетельствует история, единое общесоюзное планирование народным хозяйством имело и свои недочеты. В частности, когда стране потребовался малотоннажный грузовик, то у отечественных автопроизводителей не оказалось перспективных наработок, в связи с чем ЗИЛ вынужден был позаимствовать идеи у Мерседеса.
Рестайлинговый ЗИЛ 5301 – фото с выставки «Autotrans 2012»
Экскурс в историю
- Речь, конечно же, идет о «Бычке» — популярной модели наших дней, построенной на платформе Т2 компании Mercedes, и способной решать любые транспортные задачи на коротких и средних маршрутах.
- Причиной его появления стал переход на рыночные основы российской экономики, в результате чего спрос на бензиновые большегрузные авто катастрофически упал.
- А благодаря новой модели, завод сумел выстоять и даже нарастить объемы производства, пользуясь поддержкой государства.
Справочно: Отраслевой индекс — 5301 автомобиль получил ошибочно. Согласно ГОСТа от 1966 «Бычок» должен был иметь индекс 3301, соответствующий малотоннажному классу. Однако, при оформлении свидетельства в была допущена досадная ошибка, обнаружив которую было уже поздно что-либо исправлять, т.к. во всей документации на автомобиль уже был указан индекс 5301.
Резюме
Несмотря на трудности рыночных времен, автопроизводитель сумел предложить новый грузовик, позволивший ему выстоять в непростых экономических условиях. И хотя отечественные авто не отличаются высоким качеством сборки, самые разные модификации ЗИЛ 5301 по-прежнему несут службу во многих городах и селах.
Надеемся, что и ваш автомобиль прослужит еще долго, а предложенные в статье материалы и фотографии помогут в его самостоятельном обслуживании. Удачи на дорогах!
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Специализируясь на выпуске среднетоннажных грузовых авто АМО ЗИЛ в середине 90-х столкнулся с резким сокращением спроса на свою продукцию. Виной тому – политические и экономические процессы в СССР, побудившие автопроизводителя переориентироваться на выпуск совершенно нового класса грузовиков – малотоннажных ЗИЛ 5301.
Особенности модели
Основные модификации ЗИЛ 5301 по заводской документации
По данным производителя, конструкция автомобиля послужила платформой для 35 модификаций разного назначения. На фото вверху представлена заводская инструкция.
Следует отметить, что большинство модификаций заказывались:
- государственными компаниями;
- коммунальными службами;
что позволяло заводу загрузить производственные мощности. На представленном видео представлена лишь часть модификаций данной модели, встречающихся на отечественных дорогах.
В то же время, для удешевления автомобиля, производителем применялись узлы и агрегаты с других моделей, например электропроводка ЗИЛ 4331, поскольку высокая цена автомобиля с оригинальными деталями, разрабатываемыми с «нуля» не позволила бы ему конкурировать в рыночных условиях.
В частности, на «Бычок» устанавливались:
- Кабина с модели 4331. Вместе с ней перекочевала и проводка ЗИЛ 4331, и гидроусилитель рулевого управления;
- Коробка передач ЗИЛ 130.
Все особенности электросхемы описаны в руководстве по эксплуатации
Силовые агрегаты
Успехом модели ЗИЛ 5301 автопроизводитель в первую очередь обязан дизельному двигателю Д-245, представлявшего собой модификацию тракторного 4-цилиндрового силового агрегата объемом 4750 см³ производства Минского моторного завода.
С поисками хорошего мотора для своих автомобилей сталкивались и другие отечественные производители. Об этом вы можете прочесть в статье — Москвич 2141: обсуждаем особенности.
За годы выпуска на автомобиль «Бычок» устанавливались:
- До 2005 года — модернизированные ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С, соответствующие ЕВРО-0;
- С 2005 года — дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.9 соответствующий ЕВРО-2;
- С 2008 года — ММЗ Д-245.9, отвечающий требованиям ЕВРО-3.
Двигатель Д245.12С-231 ММЗ
Обратите внимание! Представленный на фото силовой агрегат нередко используется и для переоборудования своими руками автомобилей ЗИЛ-130/131.
Для такой работы потребуется схема электропроводки ЗИЛ 131, которую вы можете найти в одноименном разделе сайта.
Электрооборудование
Схема электропроводки ЗИЛ Бычок применена классическая. Ниже дана цветная иллюстрация, разделенная на 2 части для удобства печати. Подобным образом выложена и нужная схема электропроводки КАМАЗ 5511, которую вы также можете скачать и распечатать.
Цветная оригинальная схема электрооборудования ЗИЛ 5301
Следует отметить, что в большинстве случаев схема проводки ЗИЛ Бычок при бережной эксплуатации не вызывала нареканий, хотя этот факт нередко подкреплялся заботой владельцев, обслуживавших автомобиль самостоятельно.
Часть вторая схемы электрооборудования ЗИЛ 5301
Схема автомобиля зил 5301
Пояснения по схеме:
1 — передние указатели поворота левый 4619.3726 и правый 4609.3726;
5 — электрический звуковой сигнал 20.3721-01 или С3-3В;
9 — датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111;
13 – генератор 2022.3771;
19 — датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДКУ1.М;
23 — электронный блок регулятора частоты вращения вентилятора РОВ2.МС;
27 — электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;
32 – регулятор напряжения 42.3702 или 206-3702 или 207.3702;
39 и 86 — боковые средние маркерные фонари 43.3731;
46 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 20 А129.3722;
57, 110 и 113 — соединительные панели;
61 — реле включения свечи электрофакельного устройства 111.3747 или 90.3747, или 851.3747;
65 — термореле электрофакельного устройства 12.3741;
69 — сигнализатор состояния генераторной установки;
74 — сигнализатор падения давления масла 2202.3803-23;
79 — сигнализатор резервного остатка топлива 2202.3803-19;
85 — дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 11.3704;
90 — блок управления электрокорректора БУК021;
94 — переключатель стеклоочистителя 9912.3709;
98 — выключатель противотуманного заднего фонаря 3832.3710- 02.04;
103 — фонарь кабины ПК142;
107 и 120 — боковые задние маркерные фонари 43.3731;
112 — фонари освещения номерного знака ФП134;
2 — фары головного света 6002/6012.3711 или 68/681.3711;
6 и 14 — боковые передние маркерные фонари 43.3731;
10 — датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В или 2442.38.28 или ТМ100В-01 или ТМ100В-К;
16 — датчик указателя давления масла 18.3829 или ММ355;
20 — электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;
24 — электродвигатель отопителя кабины МЭ272-Б;
28 — пусковой контактор стартера 59.3747;
33 -стартер 20.3708 или СТ142Н;
40 — прерыватель РС950С указателей поворота;
48 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 30 А 291.3722;
58 — реле автоматического отключения стартера 111.3747-10 или 90.3747-22 или 853.3747;
62 — реле противотуманных фар и заднего противотуманного фонаря 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;
66 — прерыватель сигнализатора стояночного тормоза РС492;
70 — комбинация приборов 36.3801;
75 — сигнализатор включения электрофакельного устройства 2202.3803-17;
80 – зуммер неисправности тормозной системы 733.3747-01;
87 — спидометр 48.3802;
91 — электронный блок управления стеклоочистителем и омывателем 92.3761 (устанавливается на автобус);
95 — выключатель 20.3704 приборов и стартера;
99 — выключатель нагревательных элементов зеркал заднего вида 3802.3710-02.23;
108 и 118 — задние габаритные фонари 35.3731;
3 — электропривод корректора фар ЭПКО22;
7 и 15 — фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
11 — электромагнит отключения подачи топлива;
17- датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 13.3839;
21 и 34 — подкапотные лампы ПД308-А;
25 — передние контурные фонари 36.3731;
29 — выключатели сигналов торможения передних и задних тормозов 2802.3829 или 3402.3829;
35,37,53,54,55,56,71,77, 102 и 119 — соединительные клеммы;
41, 43, 44 45 и 47 — кнопочные термобиметаллические предохранители на 10 А 292.3702;
49 и 50 — блоки термобиметаллических кнопочных предохранителей 13.3722-01 на 7,5 Ах2; 51, 82 и 183 — плавкие предохранители соответственно 2 А ПР118Б-01, 6 А ПРII9-01 и 10АПР119Б-01;
59 — реле управления стеклоочистителем 111.3747 или 90.3747;
63 — реле сигналов торможения 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;
67 — переключатель отопителя кабины 11147-04.11;
72 — сигнализатор засорения воздушного фильтра 2202.3803-20;
76 — блок контрольных сигнализаторов тормозной системы 2302.3803-21;
81 — выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710;
88 — сигнализатор дальнего света фар;
92 — розетка переносной лампы 47К-0;
96 — выключатель электрофакельного устройства 11.3704-01;
100 — аккумуляторные батареи 6СТ-11ОАЗ;
104 — выключатель фонаря заднего хода В3Х-1 или ВК403 или 5217.3710 или В12.3710;
105 — дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 1312.3737;
109 и 114— соответственно левый и правый задние фонари 1711.3716 или 1102.3736;
115 -датчик сигнализатора включения стояночного тормоза ММI 24д или 2702.3829;
116 — выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов заднего моста;
121 — реле противоугонного устройства 111.3747, или 90.3747, или 851.3747
4 — противотуманные фары ФГ 152-АБ;
8 — выключатель противоугонного устройства 2802.3829 или 3402.3829;
12 — свеча электрофакельного устройства ЭФП-8101500;
18 -датчик сигнализатора аварийного давления масла 2602.3829 или В10.3829 или 3202.3829 или ДЕ-М;
22 и 38 — нагреватели зеркал;
26 — трансформаторно-выпрямительный блок 1212.3759 или 3797.001;
30 и 31 — датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
36 — выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов передней оси;
Что за преобразователь, зачем он включен в схему генератора?
Для того, чтобы сделать стартер легче, его рассчитывают под напряжение 24 В. В этом случае, при той же мощности он потребляет меньше ток, и значит длинные провода, которые идут к нему от аккумулятора можно сделать тоньше. Все становится надежнее, контакты, щетки, втягивающее.
24 Вольта получаются последовательным соединением двух аккумуляторов. Для того, чтобы заряжать второй аккумулятор нужно подавать на них напряжение, превышающее 24 В. Это напряжение получают удвоением напряжения генератора. Преобразователь получает переменное напряжение от генератора и выдает свое напряжение 14 В. Его можно прибавить к напряжению генератора и получается 28 В.
Можно на «Бычок» поставить простой генератор от Газели?
Если поставить 12 Вольтовый стартер, а такой вариант вполне возможен, поскольку для двигателя Д 242 все предлагаемые виды стартеров имеют и 12 Вольтовое и 24 х Вольтовое исполнение. Напряжение 28 Вольт становится не нужно, отпадает надобность в преобразователе, не нужны выходы переменного напряжения из генератора, а значит подойдет любой генератор в таком корпусе.
Мощный стартер все равно потребует два аккумулятора, но их в этом случае нужно включить параллельно.
Преобразователь становится не нужен, и никакие выводы переменного напряжения не нужны. Лампочку на панели приборов нужно обойти, контролировать зарядку можно будет по вольтметру.
Источник
Преобразователь 12В-24В
Преобразователь, который позволяет получить 24 Вольта, для зарядки второго аккумулятора – это трансформатор и диодный мост, такой же, как в генераторе только без доп. диодов.
Трансформатор не повышает напряжения, его коэффициент трансформации 1 – сколько подали, столько сняли, но здесь важно, что трансформатор передает энергию через магнитное поле и развязывает электрические цепи. Напряжение которое получается с преобразователя можно последовательно приложить к напряжению с выхода генератора и они складываются, так получается на выходе 24 Вольта, а точнее удвоенное выходное напряжение генератора.
Как переделать проводку на Зил бычок с 24 на 12 вольт. )))))))) )))))))) | Автор темы: Светлана
Алина Сравнить две схемы. На 24 и на 12. Отрезать лишние провода и проложить недостающие. Всё.
Вячеслав Забей. Серьёзно. Переделывать и менять ВСЁ! включая генератор, стартер, панель приборов, лампочки, ВСЮ проводку и т. д.
Пётр А нафига? Это встанет в цену подержанной машины, а резона абсолютно никакого нет
Не мешайте работать исправно действующему аппарату.
Евгения Заменить генератор.
переделки | «БЫЧОК» лучшая машина. | ВКонтакте
Проверка уровня масла в акпп Фольксваген Гольф 3
Источник
«Бычок» полноприводный и полноуправляемый
В сентябре 1996 года, когда я сделал эти снимки, ЗиЛ-5301 ещё считался перспективным автомобилем, он получил какой-то приз за дизайн, ему наделали множество модификаций, включая автобусную.